базовыми основами спортивной культуры: гигиеническими, общеподготовительными, профессионально-прикладными; за время обучения в вузе выполнен норматив не ниже второго юношеского спортивного разряда), низкий (студенты овладели только гигиеническими и общеподготовительными основами спортивной культуры).
Таким образом, перспективным направлением оптимизации существующей системы физического воспитания будет являться внедрение в образовательный процесс личностно спортивно ориентированных технологий, как наиболее эффективного средства физического, умственного и духовного развития студенческой молодежи. Внедрение личностно спортивно ориентированной технологии позволит повысить уровень мотивации к регулярным занятиям, увеличить двигательную активность студентов, привить интерес к организации здорового образа жизни и самостоятельным занятиям физической культурой.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Спортивное ориентирование и физическое воспитание: образовательные и социальные аспекты / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 15-18.
2. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2002. №3. С. 11 - 14.
3. Столяров В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. С. 366-370.
РАЗВИТИЕ ВЕЛОСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ Запевалов О.Ю.
Запевалов Олег Юрьевич - старший преподаватель, кафедра физическое воспитание и спорт, Филиал Российского Химико - технологического Университета им. Д.И. Менделеева, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: основа развития и пропаганда велоспорта в Узбекистане это здоровый образ жизни и защита окружающей среды. Разработан комплексный план мероприятий по развитию пользования велосипедами и велодорожками, спортивных мероприятий среди молодёжи и населения.
Ключевые слова: велоспорт, развитие, здоровый образ жизни, спортивные мероприятия, Республика Узбекистан.
Пандемия СОУГО-19 показала губительное влияние транспортных средств на окружающую среду, качество воздуха и здоровье населения. Многие жители и власти стран переосмыслили значимость поэтапного перехода на альтернативные средства передвижения.
В Узбекистане к велосипеду, как к средству передвижения по городу, относятся с некоторой иронией, взобраться на «железного коня» (автомобиля) многим молодым людям придает как никакой статус самодостаточности и уверенности в себе, но это только поверхностная иллюзия. Сегодня большая часть населения планеты стала задумываться о здоровье, здоровом образе жизни и защиты окружающей среды. Все мы знаем, что все это взаимосвязано, и все, что мы имеем в последнее время - результат нашей активной деятельности и отношения к природе. Улучшить физическую форму,
продлить свою жизнь, провести время с близкими с пользой, сэкономить деньги или борьба за экологию - езда на велосипеде может стать одним из лучших решений, которые вы когда-либо принимали.
Езда на велосипеде - отличный способ. Множество людей, которые хотят сбросить вес, часто ошибочно полагают, что лучший способ - это бег. Да действительно, бег сжигает калории, но что, если ваш вес достаточной большой и обрушивается на тело с каждым касанием ступни о землю, это приличная нагрузка на позвоночник и на сердце. Хорошая альтернатива - велосипед. Вы движетесь, и при этом большая часть вашего веса находится в седле, что спасает позвоночник от опасных нагрузок.
Учёными из университета Purdue (США) доказано, что регулярные велопрогулки снижают риск заболеваний сердца на 50%. Согласно Британскому фонду - British Heart Foundation, около 10 000 сердечных приступов ежегодно можно было предотвратить, если бы люди держали себя в форме. Пару десятков километров на велосипеде в неделю, и вы уменьшите риск заболеваний сердца больше, чем наполовину.
Ученые из Stanford University провели исследования среди женщин 50-55 летнего возраста и установили, что регулярные катания на велосипеде защищают кожу от вредного эффекта ультрафиолета и замедляет процесс старения кожи. Улучшенное кровообращение от упражнений на свежем воздухе доставляет кислород и питательные элементы в клетки кожи более эффективно, в то же время выводя токсины. Нагрузки от езды создают идеальную среду в организме для улучшенной выработки коллагена, что помогает уменьшить количество морщин и ускоряет заживляющие процессы.
Учитывая все преимущества использования велосипеда, возникает вопрос: почему он не столь популярен среди населения нашей страны? Для безопасного освоения данного средства передвижения необходима правильная пропаганда, уважение к спорту, качественная инфраструктура, а также осознанное желание жителей и властей.
На сегодняшний день общая длина велодорожек Ташкента составляет более 150 км, ими пользуются около 23 000 жителей. В столице проживает 404 профессиональных велоспортсмена и 23 000 молодых любителей, занимающихся велоспортом.
Развитием велоспорта занимается хокимият района за счет средств местного бюджета. Эти строительные работы выполняются с учетом проектов развитых стран Европы и других регионов, а также местных условий.
Разработан комплексный план мероприятий по развитию пользования велосипедами и велодорожками в Ташкенте на 2021-2025 годы. Культура велоспорта касается не только велосипедистов, но и пешеходов, до которых необходимо донести недопустимость ходьбы по велодорожкам. Это создает помеху и опасность как для велосипедиста, так и для пешехода.
В 24 сентября текущего года в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан утверждена новая программа по развитию велоспорта в Узбекистане [1].
Документом предписано, что Министерством туризма и спорта совместно с профильными министерствами и ведомствами необходимо составить Программу развития различных видов велоспорта на 2021 -2022 годы.
В соответствии с программой будут создана Республиканская школа-интернат велоспортивного мастерства на 2022-2023 учебные годы, которая войдет в систему Министерства туризма и спорта.
Совместно с Главным управлением по развитию спорта города Ташкента, спортивными федерациями, детско-юношескими спортивными школами и партнерскими организациями регулярно организуются спортивные мероприятия по пропаганде и популяризации велоспорта среди населения.
Также согласно документу до 2022-2023 годов будут приняты меры по открытию Республиканской школы-интерната по велоспортивному мастерству и отделений по видам велоспорта в детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских учреждениях олимпийского резерва.
91
При Федерации велоспорта Узбекистан будет создан Спортивный клуб профессиональных велосипедистов. Документов расписан порядок организации и источники финансирования деятельности Клуба.
В документе также предписана организация нескольких крупных международных соревнований в 2022 году:
-международные велогонки по шоссейному (Road) и горному (МТБ) видам велоспорта в Ташкентской области - Oqtosh-Chorvoq-Mountain, в Каракалпакстане и Самаркандской области - Save-Aral;
-международные велогонки по трековому (Track) виду велоспорта в Ташкенте -Silk-Road Tashkent, в Намангане - Silk-Road Namangan;
-международная велогонка по мотокроссу (ВМХ Racing) в Джизакской области -Zaamin-Cup;
-международное соревнование по фристайлу (ВМХ Freestyle) в Ташкенте -Tashkent-Grand Prix.
Для проведения данных соревнований будет построена соответствующая производственная инфраструктура, среди которых строительство нового велошоссе в Бостанлыкском районе, предназначенных для проведения в районе республиканских и международных соревнований по шоссейному (Road) велоспорту, а также строительство спортивного сооружения по велотреку закрытого типа для проведения международных и республиканских соревнований по трековому велоспорту.
Велоспорт в Узбекистане сейчас набирает обороты, чаще проводятся соревнования в Ташкенте и областях. Федерация велоспорта приобрела хорошие профессиональные велосипеды, открыта ташкентская команда — активно развивается профессиональный спорт. Но в плане любительского велоспорта Федерация не столь активна, как, к примеру, Федерация триатлона. Но все же радует, что стали чаще организовываться интересные марафоны, так как это вдохновляет людей заниматься спортом.
Несомненно, культура езды и инфраструктура в Узбекистане еще не столь развиты, чтоб можно было безопасно переходить на езду на велосипеде. Очень важно, чтобы все осознанно подходили ко всем изменениям: власти тщательнее прорабатывали систему велодорожек в городах с учетом удобства и безопасности велосипедистов, водители воспринимали велосипедистов как равноправных участников движения, а пешеходы и велосипедисты соблюдали правила. Важна и роль Федераций спорта по пропаганде правильных ценностей и организации марафонов и соревнований для вовлечения подрастающего поколения. Ведь намного лучше, если дети будут направлять свою энергию в мирное русло, способствующее развитию здорового поколения как физически, так и духовно.
Список литературы
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О комплексных мерах по развитию велоспорта» от 24 сентября 2021 года.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ Кострикова И.В.1, Абдурахманова А.А.2
Кострикова Ирина Васильевна - старший преподаватель, 2Абдурахманова Алла Акмальевна - старший преподаватель, кафедра дошкольное образование,