Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ КАК ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА'

СПОРТИВНЫЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ КАК ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / СПОРТИВНЫЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамсувалеева Эльмира Шамилевна, Земленухин Илья Андреевич, Тарасова Елена Владимировна, Иванова Екатерина Сергеевна

В статье представлены результаты исследования, организованного в летней профильной смене Университета талантов «Путь чемпиона». Цель исследования - оценить возможность развития физических качеств в условиях летнего лагеря для спортивно-одаренных воспитанников при использовании так называемых «перезагрузок». Методы и организация исследования. В педагогическом тестировании и эксперименте приняли участие 64 юных спортсмена Республики Татарстан занимающихся настольным теннисом, борьбой и легкой атлетикой, продемонстрировавших высокую результативность по результатам республиканских, Всероссийских и международных соревнований. Работа подготовлена Временным научно-исследовательским коллективом «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» при финансовой поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0». Результаты исследования и их обсуждение. Серия мастер-классов по улучшению физической подготовленности «Спортивная перезагрузка» позволили отразить непосредственно «новый взгляд» на развитие физических качеств, что в результате определило увеличение среднего значения итогового контроля по сравнению с входящим по всем физическим качествам, кроме быстроты. Отсутствие динамики по быстроте связано с генетическими особенностями проявления этого физического качества. Заключение. Данное исследование показало эффективность личностноориентированных занятий, разработанных в формате «спортивных перезагрузок», позволяющих обратить ракурс работы со спортивно-одарённой молодежью республики на развитие способностей и формирование компетенций, направленных не только на достижение высоких спортивных результатов, но и на мониторинг состояния здоровья юных спортсменов. В условиях летней спортивной смены возможно расширить представление о физических качествах и особенностях их развития посредством спортивных перезагрузок, организованных в форме интерактивных тренингов, имеющих теоретическую составляющую и практическую тренировку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шамсувалеева Эльмира Шамилевна, Земленухин Илья Андреевич, Тарасова Елена Владимировна, Иванова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT RELOADS AS A CORRECTION FACTOR OF TRAINING PROCESS

The article presents the results of the study organized in the summer profile shift of the University of Talent «Champion's Way». The goal of the study is to assess the possibility of developing physical qualities in a summer camp for gifted athletes using the so-called «reloads». Methods and organization of research. 64 young athletes of the Republic of Tatarstan involved in table tennis, wrestling and athletics, who showed high performance according to the results of national, national and international competitions, took part in the pedagogical testing and experiment. This work was prepared by the Interim Research Team «Golden Standard for Child Development 2.0» with the financial support of the Kazan Open University of Talents 2.0. Results and discussion. A series of master classes on improving physical fitness "Sports Reboot" allowed directly reflecting the "new look" on the development of physical qualities, which, as a result, determined increase in the average value of the final control in comparison with the input in all physical qualities, except for speed. The lack of dynamics in terms of speed is associated with the genetic characteristics of the manifestation of this physical quality. Conclusion. This study showed the effectiveness of personality-oriented classes developed in the format of «sports reloads», allowing to turn the perspective of working with sports-gifted youth of the republic to the development of abilities and the formation of competencies aimed not only at achieving high sports results, but also monitoring the health status of young people athletes. In the conditions of the summer sports shift, it is possible to expand the idea of physical qualities and the features of their development through sports reloads organized in the form of interactive trainings having a theoretical component and practical training.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ КАК ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

5. Gubin, V.A., Moldovanov, A.V., Shabarov, D.V. and Snigischenko E.F. (2020), "Practice-oriented training of prosecutors: psychological and pedagogical aspect", Bulletin of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences, No. 1, pp. 184-191.

6. Gubin, V.A., Shabarov, D.V., Snigishchenko, E.F., Kosobutsky, A.O. and Moldovanov, A.V. (2020), "Representation of prosecutor activities and professional self-identification of persons with secondary general education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp.472-476.

7. Toropov, P.B (2017), "Network diagnostics of competence in social assistance: attitudes of respondents", Research and Publishing Center "Actualnots.RF" EurasiaScience, No. 1, pp. 47-51.

8. Toropov, P.B. and Samsonova, N.V. (2015), "Social facilitation: the Kaliningrad region and Russian mainland regions", Baltijskij region, 1, pp. 117-126.

9. Shabarov, D.V. (2022), "Analysis of the state of legality in prosecutorial activity: theory and practice", Leningrad Legal Journal, No. 2, pp. 158-169.

10. Shabarov, D.V., Gubin, V.A. and Mayorov, V.A. (2019), "Social Attitudes to Public Prosecution: Theory and Practice", Bulletin of Kemerovo State University, 21 (4), pp. 1050-1059.

11. Shabarov, D.V. and Gubin, V.A. (2019), "Diagnostic complex "Perception of prosecutorial activity"", Topical issues of developmental psychology and personality formation: methodology, theory and practice: collection of materials of the second All-Russian scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 168-173.

Контактная информация: shabarovdv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2022

УДК 796.015.2

СПОРТИВНЫЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ КАК ФАКТОР КОРРЕКЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Эльмира Шамилевна Шамсувалеева, кандидат биологических наук, доцент, Илья Андреевич Земленухин, аспирант, преподаватель, Елена Владимировна Тарасова, аспирант, старший преподаватель, Екатерина Сергеевна Иванова, аспирант, преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, Казань

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, организованного в летней профильной смене Университета талантов «Путь чемпиона». Цель исследования - оценить возможность развития физических качеств в условиях летнего лагеря для спортивно-одаренных воспитанников при использовании так называемых «перезагрузок». Методы и организация исследования. В педагогическом тестировании и эксперименте приняли участие 64 юных спортсмена Республики Татарстан занимающихся настольным теннисом, борьбой и легкой атлетикой, продемонстрировавших высокую результативность по результатам республиканских, Всероссийских и международных соревнований. Работа подготовлена Временным научно-исследовательским коллективом «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» при финансовой поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0». Результаты исследования и их обсуждение. Серия мастер-классов по улучшению физической подготовленности «Спортивная перезагрузка» позволили отразить непосредственно «новый взгляд» на развитие физических качеств, что в результате определило увеличение среднего значения итогового контроля по сравнению с входящим по всем физическим качествам, кроме быстроты. Отсутствие динамики по быстроте связано с генетическими особенностями проявления этого физического качества. Заключение. Данное исследование показало эффективность личностно-ориентированных занятий, разработанных в формате «спортивных перезагрузок», позволяющих обратить ракурс работы со спортивно-одарённой молодежью республики на развитие способностей и формирование компетенций, направленных не только на достижение высоких спортивных результатов, но и на мониторинг состояния здоровья юных спортсменов. В условиях летней спортивной смены возможно расширить представление о физических качествах и особенностях их развития посредством спортивных перезагрузок, организованных в форме интерактивных тренингов, имеющих теоретическую составляющую и практическую тренировку.

Ключевые слова: спортивно-одаренные дети, юные спортсмены, спортивные перезагрузки. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p477-482

SPORT RELOADS AS A CORRECTION FACTOR OF TRAINING PROCESS

Elmira Shamilevna Shamsuvaleeva, the candidate of biological sciences, docent, Ilya An-dreevich Zemlenukhin, the post-graduate student, teacher, Elena Vladimirovna Tarasova, the

post-graduate student, senior teacher, Ekaterina Sergeevna Ivanova, the post-graduate student, teacher, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Abstract

The article presents the results of the study organized in the summer profile shift of the University of Talent «Champion's Way». The goal of the study is to assess the possibility of developing physical qualities in a summer camp for gifted athletes using the so-called «reloads». Methods and organization of research. 64 young athletes of the Republic of Tatarstan involved in table tennis, wrestling and athletics, who showed high performance according to the results of national, national and international competitions, took part in the pedagogical testing and experiment. This work was prepared by the Interim Research Team «Golden Standard for Child Development 2.0» with the financial support of the Kazan Open University of Talents 2.0. Results and discussion. A series of master classes on improving physical fitness "Sports Reboot" allowed directly reflecting the "new look" on the development of physical qualities, which, as a result, determined increase in the average value of the final control in comparison with the input in all physical qualities, except for speed. The lack of dynamics in terms of speed is associated with the genetic characteristics of the manifestation of this physical quality. Conclusion. This study showed the effectiveness of personality-oriented classes developed in the format of «sports reloads», allowing to turn the perspective of working with sports-gifted youth of the republic to the development of abilities and the formation of competencies aimed not only at achieving high sports results, but also monitoring the health status of young people athletes. In the conditions of the summer sports shift, it is possible to expand the idea of physical qualities and the features of their development through sports reloads organized in the form of interactive trainings having a theoretical component and practical training.

Keywords: sports-gifted children, young athletes, sports reloads.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с необходимостью создания образовательных, развивающих программ по направлениям одарённости и группам компетенций сферы физической культуры и спорта [1, 2, 3]. Если считать, что важнейшая цель физического воспитания - это обеспечение должного развития физических качеств, возникает проблема составляющих, обеспечивающих это развитие. Процесс физического воспитания должен обеспечивать проявление творческой индивидуальности и полноценной самореализации личности через назревшую потребность включения в физкультурно-оздоровительную работу новых двигательных действий [5, 8].

Цель исследования - оценить возможность развития физических качеств в условиях летнего лагеря для спортивно-одаренных воспитанников при использовании так называемых «перезагрузок».

Анализируя понятие «перезагрузка» в философском ключе, следует прийти к пониманию, что перезагрузка - это не только обновление системы с целью ее улучшения, но и возможность достижения системой тупикового состояния, требующего способов выхода из него, причем остановка в развитии может рассматриваться как состояние тупика

[4].

Это предполагает необходимость реальной оценки потребности в перезагрузке и выборе оптимальной стратегии реагирования, что не исключает возможности потери достигнутого ранее результата. Развитие и совершенствование физических качеств можно охарактеризовать как специфические типы переходов живой системы из состояния в состояние. Относительно развития физических качеств состояние тупика возникает доста-

точно часто [6, 7]. Если ранее достигнутое состояние системы менее ценно, чем предполагаемый качественный скачок, то перезагрузка является необходимостью. Однако если точка невозврата не позволит вернуть исходное состояние развития физического качества, смысл перезагрузки теряется.

Организм спортсмена существует во взаимодействии с другими системами. На него влияет поток внешних воздействий, в спортивной деятельности - тренировка, итогом которой может стать как тренировочный эффект, так и снижение функциональных возможностей организма, так и точка невозврата - травма. Принимая непростое решение о перезагрузке в спортивной деятельности, следует реально оценивать возможность включения в работу новых двигательных действий с целью совершенствования развития физического качества без потери достигнутого ранее результата.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование по теме было организовано в летней профильной смене «Путь чемпиона». В педагогическом тестировании и эксперименте приняли участие 64 юных спортсмена Республики Татарстан занимающихся настольным теннисом, борьбой и легкой атлетикой, продемонстрировавших высокую результативность по результатам республиканских, Всероссийских и международных соревнований. Работа подготовлена Временным научно-исследовательским коллективом «Золотой стандарт развития ребенка 2.0» при финансовой поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Занятия по развитию физических качеств «Спортивная перезагрузка» разработанные в формате мастер-классов от звезды спорта предполагают овладение теоретическим минимумом и практической составляющей.

Теоретический минимум: формулировка определения физического качества; связь физического качества и вида спорта; наследуемость и возможность развития физического качества; рекорды; тесты; новый взгляд на развитие этого качества.

Практическая часть: оценка степени развития данного физического качества у участника тренинга; совершенствование развития этого качества.

Ожидаемый результат: обеспечение понимания важности таких физических качеств как сила, выносливость, гибкость, быстрота, координация и ловкость; принятие новых взглядов на способы и условия их развития; освоение техник развития физического качества и методов оценки степени его развития; овладение специальными двигательными навыками.

Индикатор достижения: изменение (увеличение/уменьшение) показателей относительно исходного уровня в измеримых величинах (см, мин, кг, раз и т. д.); индивидуальный рейтинг участника в баллах.

При подборе педагогических тестов входного и итогового контроля для оценки развития физических качеств авторский коллектив ориентировался на требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта, но некоторые включенные в программу мониторинга контрольные тесты на определение индивидуального уровня развития физических качеств участников смены подобраны на основе личного спортивного и тренерского опыта.

Цель спортивной перезагрузки силы: совершенствование силы с помощью метода круговой тренировки при чередовании привычных упражнений с берпи и с активным отдыхом. Практическая часть тренинга. Основная часть - круговая тренировка: приседания с мячом 5 кг и выталкиванием мяча над головой - 10 раз; 5 подходов, между подходами 1 минута отдыха; между упражнениями 5 минут отдыха; сгибание рук со штангой стоя - 10 раз; 5 подходов, между подходами 1 минута отдыха; берпи - 10 раз; 5 подходов, между подходами 1 минута отдыха; жим штаги лежа -10 раз; 5 подходов, между подходами 1

минута отдыха; 2 минуты легкий бег. Ожидаемые результаты: овладение специальными двигательными навыками берпи для развития силы; улучшение результатов выполнения контрольных упражнений - подтягивание на перекладине и прыжок в длину с места.

Цель спортивной перезагрузки выносливости: совершенствование выносливости с помощью интервальной круговой тренировки «10 по 10» и танцевальных элементов джампстайла. Практическая часть тренинга. Основная часть - круговая тренировка: тренировка «10 по 10» из двух чередующихся упражнений (подтягивание на низкой перекладине из положения лежа под углом 30 градусов, при этом руки не должны разгибаться до конца/сгибание и разгибание рук в упоре лежа); комплекс на выносливость из трех серий упражнений (танцевальные движения джампстайла 1,5 минуты/движения прыжкового характера (с двух ног на две, с одной ноги на другую с продвижением, с одной ноги на ту же ногу, с двух ног на одну ногу, выпрыгивания из выпада или приседа) 1,5 минуты/бег с высоким подниманием бедра 1,5 минуты). Ожидаемые результаты: овладение специальными танцевальными навыками джампстайла для развития выносливости; улучшение результатов выполнения контрольных упражнений - планка и подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке.

Цель спортивной перезагрузки гибкости: развитие гибкости посредством йога-спорта. Практическая часть тренинга. Основная часть - комплекс упражнений йога-спорта: упражнения на растягивание шеи, верхнего плечевого пояса, сгибателей-разгибателей туловища, тазобедренного сустава; упражнения на растягивание икроножных мышц. Ожидаемые результаты: овладение специальными двигательными навыками посредством йога-спорта для развития гибкости; улучшение результатов выполнения контрольного упражнения - наклон вперед из положения стоя.

Цель спортивной перезагрузки быстроты: совершенствование быстроты через игру в бадминтон при плоской и полуплоской траектории полета волана. Практическая часть тренинга. Основная часть - игра в бадминтон при плоской и полуплоской траектории полета волана. Ожидаемые результаты: овладение специальными двигательными навыками при игре в бадминтон при плоской и полуплоской траектории полета волана для развития быстроты; улучшение результатов выполнения контрольного упражнения - бег на 30 м.

Цель спортивной перезагрузки ловкости: совершенствование ловкости в игре в волейбол сидя через формирование навыков быстрого перемещения. Практическая часть тренинга. Основная часть - волейбол сидя. Ожидаемые результаты: овладение специальными двигательными навыками для развития ловкости; улучшение результатов выполнения контрольного упражнения для борцов - забегание на мосту ногами вокруг головы.

Цель спортивной перезагрузки координации: совершенствование координации в игре-эстафете для формирования навыков выполнения двигательной задачи. Практическая часть. Основная часть - игры-эстафеты способом передвижения: «паучок» при команде «земля»; на «четвереньках» при команде «небо»; бег спиной вперед при команде «ветер»; способом передвижения «лягушка» при команде «вода». Ожидаемые результаты: овладение специальными двигательными навыками при использовании разных способов передвижения для успешного развития координации; улучшение результатов выполнения контрольного упражнения - челночный бег 3х10 м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, организованное в летней профильной смене Университета талантов «Путь чемпиона» показало эффективность разработанных занятий через расширение представлений о физических качествах и особенностях их развития посредством спортивных перезагрузок, организованных в форме интерактивных тренингов, имеющих теоретическую составляющую и практическую тренировку.

Принятие юными спортсменами новых взглядов на способы, техники, методы оценки и условия развития физических качеств, овладение специальными двигательными

навыками доказывается увеличением среднего значения итогового контроля по сравнению с входящим по всем физическим качествам, кроме быстроты, отсутствие динамики по которой связано с генетическими особенностями ее проявления.

Принятие научно обоснованного решения о перезагрузке в спортивной деятельности должно сопровождаться выбором верной стратегии реагирования, что требует оценки возможности включения в физкультурно-спортивную работу новых двигательных действий с целью совершенствования развития физического качества без потери достигнутого ранее результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатов, О.В. Модель уроков по физической культуре на основе дифференцированного подхода с обучающимися врождённой спортивной одарённостью, как средство повышения физической подготовленности детей младшего школьного возраста к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» / О.В. Игнатов // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Сургут, 2017. - С. 194-198.

2. Модель центра медико-биологического сопровождения спортивно одаренных детей и подростков / А.В. Калинин, Д.Ю. Бутко, Л.А. Даниленко, М.В. Артамонова, В.С. Терехин // Педиатр. - 2018. - Т. 9, №. 3. - С. 81-84.

3. Центр тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей как новое направление медико-биологического сопровождения спортивной деятельности / А. В. Калинин Д.Ю. Бутко, Л.А. Даниленко, М.В. Артамонова, В.С. Терехин // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Минск : БГМУ, 2018. - Ч. 2. - С. 253-256.

4. Панина С.Ю. Развитие спортивной одаренности через кружковую деятельность / С.Ю. Панина, С.Г. Зимовина, Е.А. Рыбникова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии.

- 2016. - №. 1. - С. 305-306.

5. Пискайкина М.Н. Развитие спортивной одаренности средствами новых информационных технологий / М.Н. Пискайкина // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2016. - №. 2. - С. 53-54.

6. Попова Н.В. Организация воспитательной работы с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школы / Н.В. Попова, А.В. Ельников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. - №. 28. - С. 101-107.

7. Сальников, В.А. Индивидуальность как системообразующий фактор индивидуализации спортивной деятельности / В.А. Сальников // Научно--спортивный вестник Урала и Сибири. - 2016.

- Т. 10, №. 2. - С. 63-72.

8. Ульянова И.С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И.С. Ульянова // Молодой ученый. - 2015. - №1 0.1. - С. 42-49.

REFERENCES

1. Ignatov, O.V (2017), "A model of lessons in physical education on the basis of a differentiated approach with students with congenital sports talent as a means of improving the physical fitness of primary school children to pass the standards of the Ready for Labor and Defense complex", Improving the system ofphysical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of the population, Collection of materials of the XVI All-Russian scientific and practical conference with international participation, Surgut, pp. 194-198/

2. Kalinin, A.V, Butko, D.Yu., Danilenko, L.A., Artamonova, M.V. and Terekhin, V.S. (2018a) "Model of the center for biomedical support of sports gifted children and adolescents", Pediatrician, Vol. 9, No. 3, pp. 81-84.

3. Kalinin, A.V., Butko, D.Yu., Danilenko, L.A., Artamonova, M.V. and Terekhin, V.S. (2018b), "Center for testing, selection and support of gifted children as a new area of biomedical support of sports activities", Health-improving physical culture of youth: current problems and prospects: materials of the III International scientific and practical conference, Minsk, Part 2, pp. 253-256.

4. Panina, S.Yu., Zimovina, S.G. and Rybnikova, E.A. (2016), "The development of sports gift-edness through circle activities", Pedagogical skills and pedagogical technologies, No. 1, pp. 305-306.

5. Piskaykina, M.N. (2016), "The development of sports giftedness by means of new information technologies", OlymPlus. The humanitarian version, No. 2, pp. 53-54.

6. Popova, N.V. and Elnikov, A.V. (2016), "Organization of educational work with children in the conditions of a youth sports school", Bulletin of the Altai State Pedagogical University, No. 28, pp. 101-107.

7. Salnikov, V.A. (2016), "Individuality as a backbone factor in the individualization of sports activities", Science and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, Vol. 10. No. 2, pp. 63-72.

8. Ulyanova, I.S. (2015), "New innovative technologies in the physical education of schoolchildren", Young scientist, No. 10.1, pp. 42-49.

Контактная информация: el.w.w@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2022

УДК 796.323.2

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Елена Ивановна Жмурко, доцент, Московский архитектурный институт, Москва; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга; Кирилл Александрович Федосеенков, магистр, Российский государственный социальный университет, Москва

Аннотация

Цель работы - выявить возрастные периоды достоверных приростов характеристик физического развития и физической подготовленности у юных баскетболистов в возрасте 10-17 лет. Результаты исследования и их обсуждение. В работе выявлялась возрастная динамика показателей физического развития и физической подготовленности у юных спортсменов, определялись возрастные периоды достоверного улучшения данных характеристик. Выводы. Анализируемые показатели физического развития и физической подготовленности юных баскетболистов изменялись неравномерно и гетерохронно, имели разную степень однородности распределения результатов. В различные возрастные периоды проявлялись существенные качественные различия в двигательных возможностях, что требует при развитии физических способностей различные двигательные режимы, разные параметры физических нагрузок и приоритеты в использовании тренировочных средств в процессе развития физических качеств. Это обязывает вносить существенные коррективы в тренировочный процесс юных баскетболистов в процессе развития физических способностей в возрасте 12-13, 14-15 и 16-17 лет.

Ключевые слова: юные баскетболисты, физические способности, возрастная динамика, физическое развитие, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p482-486

YOUNG BASKETBALL PLAYERS PREPAREDNESS AGE DYNAMICS AS A DIRECTION OF PHYSICAL ABILITIES DIFFERENTIATED DEVELOPMENT

Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, docent, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Elena Ivanovna Zhmurko, the docent, Moscow Architectural Institute, Moscow; Oleg Anatolievich Razjivin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga; Kirill Alexandrovich Fedoseenkov, the master's student, Russian State Social University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.