Научная статья на тему 'ВАРИАНТ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ'

ВАРИАНТ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ КОМПЛЕКС / ПЛАН-ГРАФИК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Минабутдинов Сергей Рифкатович, Гибадуллин Ильдус Гинниятуллович, Кузнецова Зинаида Михайловна, Наговицын Роман Сергеевич

В данной работе представлена методика, направленная на развитие быстроты, скорости, силы у легкоатлетов 11-12 лет. Требования к уровню развития физических качеств юных спортсменов постоянно повышаются, подчеркивая необходимость внедрения в спортивную практику наиболее эффективных научно обоснованных методик. Цель работы: практически обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов 11-12 лет. Материал и методы исследования. В работе использованы следующие методы: анализ литературных источников, тестирование проявления скоростно-силовых способностей, математико-статистическая обработка результатов. Исследования проводились в период 2021/2022 спортивного сезона, на базе спортивной школы № 5 города Ижевска, Россия. В исследовании принимали участие 20 легкоатлетов в возрасте 11-12 лет. Три комплекса упражнений реализовывались на специально-подготовительном этапе, который занимал 31 тренировочное занятие. В серии повторений упражнений с паузами отдыха скорость бега снижалась. В методике включено чередование различных упражнений, что приводит к плавному росту результативности в тестовых упражнениях на скорость и быстроту. Результат. Постепенный рост результатов в скорости, быстроте и силе составляет основу проявления скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов. Разработан комплекс специальных упражнений, который позволяет варьировать нагрузку, на этой основе оптимизировать подбор средств развития скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов. Методика приводит к созданию прочного фундамента постепенного и равномерного роста быстроты, скорости и силы, который выступает основой не только физической, но и функциональной подготовленности юных легкоатлетов. Показатели во всех контрольных упражнениях исследования скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов экспериментальной группы имеют тенденцию к улучшению по сравнению с таковыми контрольной группы. Заключение. Целенаправленное применение комплекса специальных упражнений позволяет существенно изменить уровень скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов, что неминуемо сказывается на результативности в соревновательных дистанциях. Применение представленных комплексов позволяет плавно нарастить скоростно-силовые возможности без форсирования скорости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Минабутдинов Сергей Рифкатович, Гибадуллин Ильдус Гинниятуллович, Кузнецова Зинаида Михайловна, Наговицын Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIANT OF THE METHODOLOGY OF SPEED-STRENGTH ORIENTED SKILLS DEVELOPMENT AMONG YOUNG TRACK AND FIELD ATHLETES

The research work presents the methodology, directed toward quickness, speed, strength development among 11-12 year-old track and field athletes. The claims on the level of physical qualities development among young athletes constantly increase, underlining the necessity to introduce more effective scientifically substantiated methodologies into sports practice. The aim of the research work is to substantiate practically the effectiveness of the speed-strength oriented skills development methodology among 11-12 year-old track and field athletes. Material and Research methods. We used the following research methods in the work: information sources analysis, speed-strength oriented skills testing, mathematical-statistical results handling. The research work was carried out during 2021/2022, on the basis of sports school № 5 in Izhevsk, Russia. 22 track and field athletes at the age of 11-12 took part in the research. We realized three complexes of exercises at a special-preparatory stage. They lasted 31 training lessons. In the series of exercises repetitions with the pauses of rest speed of running decreased. The methodology includes different exercises alternation. It leads to gradual effectiveness increase in speed and quickness testing exercises. Results. Gradual increase of the results in speed, quickness and strength forms the base of speed-strength oriented skills demonstration among young track and field athletes. We created the complex of special exercises. It helps to vary the load, on this basis optimize the means selection of speed-strength oriented skills development among young track and field athletes. The methodology leads to the firm base creation for a gradual and even quickness, speed and strength increase. It improves not only physical, but also functional readiness of young track and field athletes. The indices in all control exercises of speed-strength skills study among young track and field athletes from the experimental group have the tendency to improve in comparison with the same indices in the control group. Conclusion. A purposeful use of special exercises complex helps to change the level of speed-strength oriented readiness among young track and field athletes. It influences the effectiveness at competitive distances. The use of the presented complexes helps to increase gradually speed-strength oriented skills without speed forcing

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ»

УДК 796.4 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-51-58

Вариант методики развития скоростно-силовых способностей юных

легкоатлетов

Минабутдинов С.Р.'*, Гибадуллин И.Г.2, Кузнецова З.М.2, Наговицын Р.С.2

'Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-002-3327-8602, rifkatgandbol@mail.ru* 2Чайковская государственная академия физической культуры и спорта

г. Чайковский, Россия ORCID: 0000-000'-6з86-''2', gIbadullinildus@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm_diss@mail.ru ORCID: 0000-0003-4471-0875, gto'8@mail.ru

Аннотация: В данной работе представлена методика, направленная на развитие быстроты, скорости, силы у легкоатлетов 11-12 лет. Требования к уровню развития физических качеств юных спортсменов постоянно повышаются, подчеркивая необходимость внедрения в спортивную практику наиболее эффективных научно обоснованных методик. Цель работы: практически обосновать эффективность методики развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов 11-12 лет. Материал и методы исследования. В работе использованы следующие методы: анализ литературных источников, тестирование проявления скоростно-силовых способностей, математико-статистическая обработка результатов. Исследования проводились в период 2021/2022 спортивного сезона, на базе спортивной школы № 5 города Ижевска, Россия. В исследовании принимали участие 20 легкоатлетов в возрасте 11-12 лет. Три комплекса упражнений реализовывались на специально-подготовительном этапе, который занимал 31 тренировочное занятие. В серии повторений упражнений с паузами отдыха скорость бега снижалась. В методике включено чередование различных упражнений, что приводит к плавному росту результативности в тестовых упражнениях на скорость и быстроту. Результат. Постепенный рост результатов в скорости, быстроте и силе составляет основу проявления скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов. Разработан комплекс специальных упражнений, который позволяет варьировать нагрузку, на этой основе оптимизировать подбор средств развития скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов. Методика приводит к созданию прочного фундамента постепенного и равномерного роста быстроты, скорости и силы, который выступает основой не только физической, но и функциональной подготовленности юных легкоатлетов. Показатели во всех контрольных упражнениях исследования скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов экспериментальной группы имеют тенденцию к улучшению по сравнению с таковыми контрольной группы. Заключение. Целенаправленное применение комплекса специальных упражнений позволяет существенно изменить уровень скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов, что неминуемо сказывается на результативности в соревновательных дистанциях. Применение представленных комплексов позволяет плавно нарастить скоростно-силовые возможности без форсирования скорости. Ключевые слова: юные легкоатлеты, спортивная подготовка, методика, скоростно-силовой комплекс, план-график.

Для цитирования: Минабутдинов С.Р.*, Гибадуллин И.Г., Кузнецова З.М., Наговицын Р.С.

Вариант методики развития скоростно-силовых способностей юных легкоатлетов. Педагогико-

психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 51-58. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-51-58.

Variant of the methodology of speed-strength oriented skills development

among young track and field athletes

Sergey R. Minabutdinov'*, Ildus G. Gibadullin2, Zinaida М. Kuznetsova2, Roman S.

Nagovitsyn

1Udmurt State University Izhevsk, Russia ORCID: 0000-002-3327-8602, rifkatgandbol@mail.ru* 2Chaikovsky State Academy of Physical Culture Chaikovsky, Russia ORCID: 0000-0001-6386-1121, gIbadullinildus@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm_diss@mail.ru ORCID: 0000-0003-4471-0875, gto18@mail.ru

Abstract: The research work presents the methodology, directed toward quickness, speed, strength development among 11-12 year-old track and field athletes. The claims on the level of physical qualities development among young athletes constantly increase, underlining the necessity to introduce more effective scientifically substantiated methodologies into sports practice. The aim of the research work is to substantiate practically the effectiveness of the speed-strength oriented skills development methodology among 11-12 year-old track and field athletes. Material and Research methods. We used the following research methods in the work: information sources analysis, speed-strength oriented skills testing, mathematical-statistical results handling. The research work was carried out during 2021/2022, on the basis of sports school № 5 in Izhevsk, Russia. 22 track and field athletes at the age of 11-12 took part in the research. We realized three complexes of exercises at a special-preparatory stage. They lasted 31 training lessons. In the series of exercises repetitions with the pauses of rest speed of running decreased. The methodology includes different exercises alternation. It leads to gradual effectiveness increase in speed and quickness testing exercises. Results. Gradual increase of the results in speed, quickness and strength forms the base of speed-strength oriented skills demonstration among young track and field athletes. We created the complex of special exercises. It helps to vary the load, on this basis optimize the means selection of speed-strength oriented skills development among young track and field athletes. The methodology leads to the firm base creation for a gradual and even quickness, speed and strength increase. It improves not only physical, but also functional readiness of young track and field athletes. The indices in all control exercises of speed-strength skills study among young track and field athletes from the experimental group have the tendency to improve in comparison with the same indices in the control group. Conclusion. A purposeful use of special exercises complex helps to change the level of speed-strength oriented readiness among young track and field athletes. It influences the effectiveness at competitive distances. The use of the presented complexes helps to increase gradually speed-strength oriented skills without speed forcing.

Keywords: young track and field athletes, sports training, methodology, speed-strength oriented complex, plan- schedule.

For citation: Sergey R. Minabutdinov*, Ildus G. Gibadullin, Zinaida М. Kuznetsova, Roman S. Nagovitsyn. Variant of the methodology of speed-strength oriented skills development among young track and field athletes. Russian journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 51-58. DOI: 10.14526/2070-47982022-17-3-51-58.

Введение недопустимо для организма юных легкоатлетов.

Подготовка юных легкоатлетов переживает Созрела необходимость пересмотра подходов

серьезные трудности, прежде всего методиче- в развитии физических качеств, где скорост-

ского и нравственно-этического характера. Это но-силовая подготовка занимает главное место

можно объяснить тем, что в течение последних в спринтерских дистанциях.

десятилетий в методике тренировки легкоатле- Спортивная подготовка юных легкоатлетов

тов произошли радикальные изменения. В ус- на начальном этапе является одним из важ-

ловиях конкурентной борьбы и противостояния нейших компонентов закладки физического и

различным санкциям происходило постоянное функционального фундамента в физическом и

увеличение интенсивности физических нагру- функциональном развитии. В тренировочном

зок, что существенно повышало адаптационные процессе юных спортсменов огромное значение

возможности человеческого организма в про- имеет улучшение методики физической подго-

фессиональном спорте. Такое положение посте- товки, которое является ведущим компонентом

пенно перешло и в детский спорт. Однако бес- системы тренировки, где главным является гар-

конечное и бесконтрольное повышение объема моничное развитие физических качеств и дви-

и интенсивности тренировочных воздействий гательных способностей сообразно специфики

избранного вида спорта.

Специалисты расширили диапазон используемых методов спортивной подготовки в авторском исполнении [3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13].

Р.А. Абзалов (2010) в работе «Тупики и перспективы развития методов спортивной подготовки в циклических видах легкой атлетики» отмечает направления совершенствования спортивной подготовки. В.Г. Алабин (2012) раскрывает основные принципы подготовки в многолетней тренировке юных спортсменов [1,2].

С.Г. Боровик (2013) подчеркивает необходимость исследования функционального состояния нервно-мышечного аппарата бегунов на короткие дистанции, указывая зависимость скоростных качеств от состояния НМА спортсменов [8, С. 305-308].

Рассматриваемый нами возрастной период легкоатлетов является благоприятным для развития двигательных способностей. В организме детей происходят значительные морфофунк-циональные количественные и качественные изменения под влиянием систематических занятий избранными видами спорта [11,12]. Выявлено, что естественные изменения физических качеств юных спортсменов неодинаковы. Специалистами выявлена их зависимость от биологического становления организма, от тренировочных воздействий и типологии кровообращения [13].

Физические возможности и антропометрические данные юного спортсмена предопределяют успешность в избранном виде спорта. Высокие и стройные дети найдут свое место в прыжках в высоту и в длину. Юные легкоатлеты, низкорослые и крепкие в телосложении, как правило, склонны к мощным стартам и скоростному бегу по дистанции. Первоначальное определение проявления физических качеств у юных легкоатлетов позволяет успешно планировать спортивную подготовку.

По мнению специалистов, значительное место в процессе подготовки легкоатлетов должно быть отведено скоростно-силовым качествам, от которых зависит работоспособность и успешность в выступлениях [10,11,12,13].

Учет в практической деятельности возрастных закономерностей развития быстроты движений, скоростно-силовых качеств и биологических факторов, их обусловливающих, позволит более обоснованно применять рекомендуемые средства и методы спортивной тренировки в зависимости от возраста, пола и квалификации занимающихся. На основе решения задач гармонического развития личности, укрепления здоровья юных спортсменов более высокий уровень развития скоростно-силовых качеств создает благоприятные предпосылки для дальнейше-

го роста их спортивного мастерства.

В настоящее время в теории физического воспитания и спортивной подготовки большое значение придается разработке методики развития скоростно-силовых качеств, т.е. способности к развитию максимальной мощности усилий в кратчайшее время с сохранением оптимальной амплитуды движений.

Отсутствуют экспериментальные данные, характеризующие оптимальный объем и динамику скоростных и скоростно-силовых упражнений в процессе круглогодичной и многолетней тренировки юных легкоатлетов, что определило цель данной работы.

Цель исследования: практически проверить эффективность методики развития скорост-но-силовых способностей у легкоатлетов 11-12 лет.

Материалы и методы

Анализ литературных источников, тестирование, математико-статистическая обработка результатов. Показатели скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов определяли с помощью тестов: прыжка в длину с места и тройного прыжка; бега 30 м; бега 60 м; подтягивания на высокой перекладине.

Исследования проводились в период с 1.10.2021 по 30.12.2021 гг. на базе спортивной школы № 5 города Ижевска (Россия). В исследовании принимали участие 22 легкоатлетов в возрасте 11-12 лет.

Результаты и обсуждение

Высокий эффект тренировки может быть обеспечен только в том случае, если в годичном цикле, наряду с успешным решением всех тренировочных задач, устойчиво повышается уровень проявления физических качеств. Поэтому характер динамики скоростно-силовых показателей должен заранее планироваться, обеспечиваться всей организацией тренировочной нагрузки и контролироваться. Практика свидетельствует, что динамика уровня скоростно-си-ловых показателей у легкоатлетов относительно плавно повышается к соревновательному периоду. Общий объем скоростно-силовой нагрузки повышается к середине специально-подготовительного этапа подготовительного периода. При систематизации развития скорости, силы, быстроты у юных легкоатлетов обеспечивается существенный прирост скоростно-силовых способностей, приемлемых в избранном вид спорта. Но при этом важно не добиваться резкого прироста показателей, что может привести к напряженности нервных процессов в коре головного мозга. Планирование скоростно-силовых упражнений позволяет получить прочный фундамент для

скачка прироста физической подготовленности юных легкоатлетов. Но частое использование средств развития скоростно-силовых качеств может привести к скоростному барьеру.

Для проведения исследования был разработан комплекс специальных упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей легкоатлетов 11-12 лет (таблица 1).

Таблица 1

Комплекс упражнений скоростно-силовой направленности

Наименование и содержание упражнения Дозировка Методические

указания

Комплекс № 1. «Прыжки с ноги на ногу». Выполняется по прямой дистанции с точкой. Начало с исходного положения стоя ноги вместе. Движение направлено вверх вперед с акцентом на полное отталкивание опорной ногой. 4-5х30-40 м; отдых в ходьбе до 50 сек 30-40 м Упражнение выполняется технично, постепенно. Темп движения постепенно нарастает.

Комплекс № 1 «Прыжки на двух ногах». Упражнение выполняется из полного приседа с продвижением вперед. Начало упражнения с исходного положения стоя. После каждого приседания продвижение вперед прыжками. 1 серия - 8-10 оттал.; 2 серия - 10х12 оттал; 3 серия - 12х15 оттал. Ноги после приседания при отталкивании выпрямляются полностью.

Комплекс № 2 «Бег через барьеры». Упражнение выполняется с использованием 10 ученических барьеров, установленных по одной линии на дорожке. Барьеры устанавливаются друг за другом на дорожке с учетом технических требований использования барьеров. 1 серия - 6 барьеров х 2-4 подхода; 2 серия -8 барьеров х 4-6 подходов Высота барьеров не более 50-60 см с учетом индивидуальных возможностей юных легкоатлетов.

Комплекс № 2. «Впрыгивание на возвышение». Возвышение устанавливается на ровное место с учетом технических требований по безопасности выполнения упражнения. 1 серия - 4х6 впрыгиваний; 2 серия - 6х8 впрыгиваний. Высота барьеров до 60-70 см

Комплекс № 1. «Подскоки на двух ногах». Упражнение выполняется с подтягиванием коленей к груди на месте. 1 серия - 4х6 подтягиваний 2 серия - 6х8 подтягиваний. При подскоках туловище вперед сильно не наклонять

Комплекс № 1. «Прыжки вверх с места с отталкиванием с двух ног». Прыжок выполняется стоя спиной к планке, постепенно преодолевая планку сзади 1 серия - 8х10 прыжков 2 серия - 10х12 прыжков. Доступная высота

Комплекс № 1. «Прыжки в длину с места». 15-20 отталкиваний 85% от максимального

Комплекс № 2. «Тройной прыжок с места» 15-20 отталкиваний 85% от максимального

Комплекс № 2. Бег из различных исходных положений. Исходные положения: упор лежа; спиной вперед; в полуприседе; низкий старт. 3х30м Изменять промежутки времени подачи команды

Комплекс № 2. Линейные и встречные эстафеты. Подвижные игры до 30' и 1 мин Эстафеты беговые, прыжковые и смешанные, игры по выбору

Комплекс № 3 Становая тяга 5-10 кг х 5-10 раз; 10-15 кг х 6-8 раз; 10-15 кг х 4-6 раз (три подхода). Тяга штанги на прямых ногах: 10-15 кг х 4-6 раз (три подхода по 4-6 раз). Подтягивания 4-6 раз, через 30 сек еще 4-6 раз повторений до потребности. Скручивания на римском стуле до10-20 повторений. 1 серия повторений Упражнение реализуется с учетом индивидуальных особенностей уровня проявления физических качеств

Представленный в таблице 1 комплекс упражнений применялся в основной части тренировочного занятия и распределялся на все тренировочные занятия общеподготовительного и специально подготовительного этапа подготовки легкоатлетов 11-12 лет. На первый взгляд, упражнения не новые, знакомые, но их реализация в представленной последовательности позволяет позитивно влиять на развитие физических качеств.

Из таблицы 1 видно, что комплекс № 1 направлен именно на развитие скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов и включает в основном прыжковые упражнения. Комплекс № 2 включает в себя старты из различных исходных положений, эстафеты, подвижные игры и после всего - тройной прыжок.

Комплекс № 2 для юных легкоатлетов стал базовым и реализовался через занятия, что

способствовало формированию потребности в скоростно-силовых упражнениях и адаптации основной группы мышц к скоростной и силовой нагрузке.

Комплекс № 3 стал базовым и был направлен на совершенствование силовых возможностей групп мышц. Становую тягу, тягу штанги для юных легкоатлетов использовали для укрепления мышечного корсета и развития силовых возможностей, что является фундаментом формирования спринтерского бега. Подтягивание использовали как упражнение для развития силовых возможностей верхнего плечевого пояса, а скручивание на римском стуле - для укрепления мышц туловища.

В таблице 2 представлен примерный график реализации комплексов упражнений № 1, № 2 и № 3, направленных на развитие скоростно-си-ловых качеств юных легкоатлетов.

Таблица 2

Примерный график реализации тренировочных комплексов

Анализируя специальную литературу и беседуя с тренерами, пришли к заключению, что многие тренеры по-прежнему недооценивают роль скоростно-силовой подготовки, рассматривая ее как некое дополнение к беговой тренировке. Также на занятиях с юными спортсменами применение монотонных однообразных упражнений приводит к отсеву детей на ранних этапах спортивной подготовки. Если же некоторые тренеры и применяют целенаправленную скорост-но-силовую подготовку, то она носит в основном общеразвивающий характер, мало соответствующий специфике избранного вида легкой атлетики (бег на короткие дистанции). Некоторые исследования показывают, что рационально организованная комплексная специальная ско-ростно-силовая подготовка обеспечивает суще-

ственное повышение эффективности всей системы тренировки юных легкоатлетов. Причем роль скоростно-силовой подготовки заключается не только в повышении уровня двигательных качеств, но и в специфическом тренирующем эффекте скоростно-силовых упражнений. Комплексное развитие скоростно-силовых качеств существенно влияет на показатели в скорост-но-силовых упражнениях и физическое развитие юных легкоатлетов.

Проведенное тестирование скоростно-сило-вой подготовленности помогло исследовать у юных легкоатлетов проявление основных двигательных качеств и определить уровень и темп их развития, а также целесообразность реализации предлагаемого комплекса упражнений (таблица 3).

Таблица 3

Показатели скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов

тСИТОВЫЕ Контрольная группа (п= И,(Х=£}) '.Эк^псримс-нталънал группа (□= 11,(Х±Й))

УЩИШСпши ДО ■иск Разница до нослс Рьвщ

Бег Л} и, сек 5,70 5,34 5,71 5,07 0.64

+ 0,3 + 0,6 + 0,3 = 0,1 + 0£ = 0,1

Бе]' № м. сек 9,77 9М ±<и 0,1] ^79 + 0£ 9Д7 = [>,1 0,52 = 0,1

1 [ры~£ок Б длину с 1ЙМ,5+ 17],6 3*1 170,55 199,3 2Й,05

мес-г-а, см %» + ©4 = 3,0 = 2,6 — 0.4

Тройном прыжок е АМ 5Д1 <кв 5,00 й,78 ] ,78

длнну с места, м + 2,4 + 2,2 + 02 + 1,Я = и = 0 .ь

1 ЬКЦТЯГИНЯНКС, 3,9 0,4 Ь,56

кино _ и А ±0,5 + С, 1 = 0.6 ±0,7 = 0.1

Анализ результатов в беге на 30 и 60 м показал, что к концу эксперимента наблюдаются достоверные различия в показателях между ЭГ и КГ.

В начале эксперимента результаты в беге на 30 м в исследуемых группах юных легкоатлетов были одинаковыми, в конце исследования наблюдается более выраженное достоверное улучшение, особенно в ЭГ. Так, в начале эксперимента в ЭГ результат в беге на 30 м составлял 5,71+ 0,1 сек, а в конце исследования он равнялся 5,07+ 0,2сек, разница составила 0,64 + 0,1 сек. В КГ в начале исследования результат в беге на 30 м составлял 5,70+0,зсек, а в конце исследования он равнялся 9,27+ 0,1, разница составила 0,36+ 0,3сек.

В беге на 60 м результат у юных легкоатлетов ЭГ в начале эксперимента составлял 9,79+ 0,2сек, а в конце исследования он равнялся 9,27+ 0,1сек, разница - 0,52+ 0,1сек. В КГ результаты в беге 60 м в начале и в конце эксперимента рав-

нялись 9,77+ 0,1сек и 9,66+ 0,2сек соответственно. Разница составила 0,11+ 0,1 сек. Анализируя полученные результаты, пришли к мнению, что скоростные качества юных легкоатлетов возрастают в процессе реализации комплекса упражнений различной направленности. Отмечено, что плавный рост результатов в тестовых упражнениях скоростной направленности позволяет создать крепкий фундамент физической и функциональной подготовленности. Резкий прирост скоростных качеств у юных легкоатлетов может привести к проявлению скоростного барьера в дистанциях на короткие отрезки, а также незначительный прирост подчеркивает неэффективность тренировочных заданий.

Отмечено, что упражнения, способствующие плавному росту быстроты, скорости и силы, благоприятно влияют на психологический статус юных легкоатлетов. Повышение интенсивности скоростных упражнений с целью повышения скорости приводит к формированию напряжен-

ного бега и скоростного барьера в соревновательных дистанциях.

В ЭГ показатель прыжка в длину с места составил на первом этапе исследования 170,25+ 3,0 см, в конце исследования он равнялся 198,3+ 2,6 см. Разница за период исследования составила 28,05 + 0,4см.

В контрольной группе значимого роста результатов в прыжках в длину не обнаружили, в начале исследования - 168,5+ 2,8 см, в конце исследования - 171,6+ 3,2см, разница в период исследования составила 3,1+ 0,4см.

В тройном прыжке отмечено улучшение результатов в экспериментальной группе на 1,78 + 0,6 м, а в контрольной группе - на 0,23 + 0,2 м. Незначительный рост результативности в тройном прыжке, по мнению специалистов, связан со сложностью обучения техническим действиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат в подтягивании у легкоатлетов экспериментальной группы составил 3,6+ 0,6 раза, а в конце исследования он равнялся 6,56+ 0,7 раза. В контрольной группе результаты в подтягивании были следующими: в начале - 3,5+ 0,4раза, и в конце - 3,9+ 0,5 раза. Таким образом, в экспериментальной группе увеличение к концу эксперимента в этом показателе составило 2,96 + 0,1 раза, а в контрольной группе - всего 0,4 + 0,1раза.

Разработанный комплекс упражнений позволяет варьировать нагрузку и на этой основе оптимизировать подбор средств для развития быстроты, скорости и силы юных легкоатлетов. Применение представленных комплексов позволяет плавно нарастить скоростно-силовые возможности юных легкоатлетов без форсирования скорости, что является необходимостью в 10-12 лет.

Целенаправленное развитие скоростно-сило-вых способностей юных спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики, является фундаментом, на основе которого создаются предпосылки улучшения спортивных результатов в избранных дистанциях.

Требуется акцентировать внимание на преимущественном применении скоростно-силовых упражнений в игровой форме с обозначением значимости для конкретного спортсмена. На занятиях четко должны обозначаться упражнения на быстроту, скорость и силу.

Список литературы

1. Абзалов P.A., Павлова О.И., Мастров А.В. Тупики и перспективы развития методов спортивной подготовки в циклических видах легкой атлетики. Теория и практика физической культуры. 2010; 11: 23-26.

2. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов.

Харьков: Основа. 2012: 175.

3. Аль Раггад, Раид. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград. 2000: 24.

4. Анисимова Е.А., Козловский М.А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции. Теория и практика физической культуры. 2010; 9: 76.

5. Бабанина Д.А. Особенности подготовки бегунов 10-12 лет на короткие дистанции. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (19-21 декабря 2021 г.). Новосибирск. 2021: 97-99.

6. Богданова Е.А., Макарова Н.В. Исследование спортивной перспективности легкоатлетов-спринтеров. Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12 апреля 2019 г.). Челябинск. 2019: 12-15.

7. Борзов В.Ф. Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технологии. Наука в олимпийском спорте. 2013; 4: 71-84.

8. Боровик С.Г. Исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата бегунов на короткие дистанции. Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-13 декабря 2013 г.). Казань: Отечество. 2013:

305-308.

9. Бугаев А.В. Инновационные пути подготовки юных легкоатлетов: автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва: ФГОУВПО. 2009: 62.

10. Веселкин М.С., Лазуткин А.В. Методика развития физических качеств с использованием игр и игровых упражнений в тренировке юных спринтеров. Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы XIII Международной научно-практической конференции (28-30 января 2019 г.). Смоленск. 2019: 42-46.

11. Гибадуллин И.Г., Минабутдинов С.Р., Кузнецова З.М. Значимость специальной выносливости юных легкоатлетов, специализирующихся в спринтерских дистанциях. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием (21-22 декабря 2021 г.): Часть 2. Ульяновск: ЗЕБРА. 2021: 16-18.

12. Ильин М.А. Технология применения специально-подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на корот-

кие дистанции : дис. ... канд. пед. наук. М. 2002: 174.

13. Мутаева И.Ш., Гизатуллина Ч.А. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологиче-

ских особенностей кровообращения. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012; 7(3): 111-119. URL: http://journalsport.ru/ images/vipuski/7-1/3.pdf

Статья поступила в редакцию: 10.08.2022

Минабутдинов Сергей Рифкатович - директор спортивного клуба, Удмуртский государственный университет, 426034, Россия, Ижевск, ул. Университетская, дом 1/1, e-mail: rifkatgandbol@mail.ru

Гибадуллин Ильдус Гинниятуллович - доктор педагогических наук, профессор, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: gIbadullinildus@yandex.ru

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: kzm diss@mail.ru

Наговицын Роман Сергеевич - доктор педагогических наук, профессор, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: gto18@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.