развитие быстроты легкоатлетов с использованием звукового ритма
УДК/UDC 796.015
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 18.02.2022 г.
Доктор педагогических наук, профессор Д.В. Фонарев1 Доцент Н.П. Герасимов2
Кандидат биологических наук, профессор И.Ш. Мутаева3 Кандидат педагогических наук Ч.А. Гизатуллина4
'Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
2Набере>кночелнинский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ), Набережные Челны 3Елабу>кский институт (филиал) Казанского (приволжского) федерального университета, Казань
4Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны
speed development of athletes using sound rhythm
Dr. Hab., Professor D.V. Fonarev1 Associate Professor N.P. Gerasimov2 PhD, Professor I.Sh. Mutaev3
PhD Ch.A. Gizatullina1
'Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan 2Naberezhnye Chelny Branch of Kazan National Research Technical University named after V.I. A.N. Tupolev-KAI (KNITU-KAI), Naberezhnye Chelny 3Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan 4Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny
Аннотация
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики развития быстроты у легкоатлетов с использованием звукового ритма.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Набережночелнинского филиала Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИ-ТУ-КАИ). Участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (13 человек в контрольной и 13 - в экспериментальной группе). Контрольная группа проходила подготовку по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялась методика развития быстроты с использованием звукового ритма с помощью мобильного приложения Metronome Beats. Экспериментальная методика включала упражнения на развитие быстроты и скоростных качеств, которые выполнялись после технической подготовки в первые и вторые дни микроцикла специально-подготовительного этапа подготовки; упражнения на развитие скоростной силы; разнонаправленные упражнения; упражнения скоростного характера в усложненных и облегченных условиях их выполнения. Результаты исследования и выводы. В результате проведенного эксперимента получен прирост в показателях контрольных тестов у легкоатлетов экспериментальной группы, который объясняется тем, что в быстроте участвуют скоростно-силовые качества, зависящие от состояния нервно-мышечного аппарата, абсолютной силы мышц, способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
Ключевые слова: скоростные качества, быстрота, методика подготовки, лыжник-гонщик, спортивная тренировка, возрастная динамика.
Abstract
Objective of the study was to theoretical substantiation and experimental verification of the effectiveness of the methodology for the development of speed in athletes using the sound rhythm.
Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out on the basis of the Naberezhnye Chelny branch of the Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAI. The participants of the experiment were divided into two groups: experimental and control (13 people in the control group and 13 in the experimental group). The control group was trained according to the traditional method, and the experimental group used the method of speed development using the sound rhythm using the Metronome Beats mobile application. The experimental methodology included exercises for the development of speed and speed qualities, which were performed after technical training on the first and second days of the microcycle of the special preparatory stage of training; exercises for the development of speed strength; multidirectional exercises; highspeed exercises in complicated and facilitated conditions of their implementation. Results and conclusions. As a result of the experiment, an increase was obtained in the indicators of control tests in athletes of the experimental group, which is explained by the fact that speed-strength qualities are involved in speed, depending on the state of the neuromuscular apparatus, absolute muscle strength, and the ability of muscles to quickly increase effort at the beginning of movement.
Keywords: speed qualities, speed, training methodology, ski racer, sports training, age dynamics.
Введение. Важнейшим требованием системы спортивной ния всех видов подготовки с учетом проявления физических тренировки легкоатлетов является необходимость увязыва- качеств и модельной характеристики видов подготовки, что
позволяет прогнозировать уровень показателей для достижения лучших спортивных результатов. Показатели спортивных результатов в легкоатлетическом спорте, особенно в спринтерских дистанциях, зависят от проявления скоростных качеств, быстроты, частоты движений, скорости передвижения по дистанции и проявления реакции на сигнал, что требует новых методов и подходов. Методика развития скоростных качеств и быстроты на сегодня наиболее разработанная в системе спортивной подготовки в видах спорта.
По мнению авторов, изучавших проявления быстроты у баскетболистов, отмечена необходимость его развития с использованием звукового ритма [1-4].
Высокая скорость в легкоатлетическом спорте становится значимым фактором результативности соревновательной деятельности, где важны быстрая работа рук и ног, координация при похождении дистанции и реакция на изменения соревновательной ситуации, особенно в эстафетном беге 4x100 м [1]. Быстроту характеризуют скорость восприятия сигнала и ответная реакция на него, быстрое принятия решения и быстрое перемещение по дистанции, набор и удержание дистанционной скорости до финиша [2-4].
С учетом того, что становление отдельных физических качеств у легкоатлетов происходит гетерохронно, необходимо использования подручных средств для развития быстроты у юных легкоатлетов, особенно на начальном этапе подготовки [1]. По мнению А. В. Карасева (1994), проявление быстроты характеризуется скоростью протекания нервно-мышечных процессов, увеличением в мышцах количества быстрых мио-фибрилл.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики развития быстроты у легкоатлетов с использованием звукового ритма.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Набережночелнинского филиала Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ) при участии студентов колледжа физической культуры Университета управления ТИСБИ. В эксперименте принимали участие 13 юношей 15-16 лет, занимающихся легкоатлетическим спортом (спортивная дисциплина - спринт). Участники были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную (13 человек в контрольной и 13 - в экспериментальной группе). Контрольная группа проходила подготовку по традиционной методике, а в экспериментальной группе применялись методика развития быстроты с использование звукового ритма, при разработке которой использовались следующие организационно-педагогические условия:
- упражнения на развитие быстроты и скоростных качеств выполнялись после технической подготовки в первые и вторые дни микроцикла специально-подготовительного этапа подготовки;
- развитие физических качеств осуществлялось в строгом соответствии с требованиями соревновательной деятельности;
- выполнение упражнений на развитие скоростной силы способствовали приросту показателей быстроты;
- сочетание разнонаправленных упражнений;
- реализация физических упражнений скоростного характера в усложненных и облегченных условиях их выполнения.
Для педагогического эксперимента было использовано приложение на телефоне Metronome Beats, с помощью которого задавали звуковой ритм. Легкоатлеты в недельном микроцикле специально-подготовительного этапа подготовительного периода при выполнении предложенных ниже упражнений для развития быстроты выполняли их с включением звукового ритма, который настраивался для каждого легкоатлета с учетом его каденса (число шагов в минуту):
- Старты из различных положений после выполнения упражнений на частоту движений: бег на месте с максимальной частотой;
- Бег с горы - под небольшой уклон с максимальной частотой, который чередовался с пробежками по ровной поверхности под звуковой ритм;
- Бег по отметкам - отметки на расстоянии короче, чем оптимальная длина шага, задание: наступать на каждую отметку. Отметки постепенно расширяются при сохранении звукового ритма;
- Многократное выполнение упражнений с увеличивающейся частотой до максимальной 100 %;
- Быстрое выполнение двигательного задания по сигналу - от выполнения одиночных движений (прыжок) до стартов в беге;
- Быстрое выполнение двигательного задания до окончания музыкального сопровождения или остановки метронома;
- Максимальное быстрое отталкивание после выполнения разбега и отталкивание с укороченного разбега на наклонной дорожке.
Для определения уровня различных форм проявления быстроты у легкоатлетов проведено педагогическое тестирование, включающее в себя следующие виды тестов: бег на 30 м - для определения быстроты в целостном упражнении; бег на месте за 10 с - для определения частоты движений ногами; теппинг-тест - для определения динамики темпа движений кисти; тест на определение скорости реакции - для определения реакции; челночный бег 3 x10 м.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования уровня скоростных способностей и его динамики у легкоатлетов 15-17 лет представлены в таблице.
Из таблицы видно, что по результатам эксперимента и показателям быстроты во всех тестовых упражнениях после реализации тренировочных заданий с использованием в сопровождении звукового ритма и музыки прирост результатов в процентном соотношении значимо выше после эксперимента.
На изучаемые показатели повиляла не только быстрота движений и рук, но и повышение работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом, и психоэмоциональное состояние. Отмечено достоверное значимое изменение всех показателей, характеризующих проявление быстроты у легкоатлетов. Особенностью набора скорости и проявления быстроты в тестовых упражнениях у легкоатлетов характеризуется уровнем подготовленности и работоспособностью.
Следовательно, все физиологические биохимические и морфологические проявление быстроты зависят от разви-
Показатели проявления быстроты экспериментальных групп легкоатлетов 14-15 лет до и после эксперимента
Показатели Челночный бег 3x10 м, с Теппинг-тест, количество Бег на месте, 10 с Бег на 30 м, с Определение скорости реакции, см
До эксперимента (x±m) 7,80±0,212 78,69±2,431 38,15±1,772 4,71±0,215 27,92±1,977
После эксперимента (x±m) 7,33±0,161 83,69±3,276 40,53±2,025 4,44±0,369 23,84±2,577
Изменение в % 6,02 % 6,35 % 6,23 % 8,5 % 14,61%
t-расчетное 6,565* 6,652* 5,178* 3,349* 6,133*
Примечание: * - достоверное значение t-критерия, ** - недостоверное значение t-критерия.
тия быстроты с использованием целенаправленных средств. Это требует необходимости дополнительного стимулирования развития быстроты, усложняя и облегчая тренировочные задания.
Выводы. В результате проведенного эксперимента получен прирост в показателях контрольных тестов у легкоатлетов экспериментальной группы, который объясняется тем, что в быстроте участвуют скоростно-силовые качества, зависящие от состояния нервно-мышечного аппарата, абсолютной силы мышц, способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения. Поскольку сенситивным периодом развития силы является возраст 14-17 лет, то этим можно объяснить бурное развитие быстроты у легкоатлетов при особой стимуляции.
Применение средств целенаправленного воздействия на уровень различных элементарных форм проявления быстроты и быстроты целостного двигательного действия, при особой стимуляции дополнительными средствами позволило добиться значительного их повышения. Литература
1. Мутаева И.Ш. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения [Электронный ресурс] / И.Ш. Мутаева, Ч.А. Ги-затуллина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 3 (24). - С. 11-119.
2. Петров Р.Е. Развитие быстроты баскетболистов 14-15 лет на основе использования звукового ритма / Р.Е. Петров, Д.А. Шатунов, Н.Р. Гайнутдинов и др. // Известия тульского государственно-
го университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 5. -С. 100-106.
3. Шатунов Д.А. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов / Д.А. Шатунов, Д.В. Мо-стяков, Р.Е. Петров // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 5. - С. 87-95.
4. Чикуров А.И. Коррекция длины и частоты бегового шага при подготовке легкоатлетов-спринтеров / А.И. Чикуров, В.И. Федоров // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 5. - № 8. - С. 1146-1156.
References
1. Mutaeva I.Sh., Gizatullina Ch.A. Puti individualizacii podgotovki begu-nov na korotkie distancii na osnove ucheta tipologicheskih osoben-nostej krovoobrashcheniya [Ways of individualization of training sprinters on the basis of taking into account the typological features of blood circulation]. [Electronic resource]. Pedagogiko-psihologicheskie i me-diko-biologicheskie problemy fizicheskoj kultury i sporta. 2012. No. 3 (24). pp. 11-119.
2. Petrov R.E., Shatunov D.A., Gainutdinov N.R. et al. Razvitie bystroty basketbolistov 14-15 let na osnove ispolzovaniya zvukovogo ritma [Development of the speed of basketball players aged 14-15 based on the use of sound rhythm]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport.2020. No. 5. pp. 100-106.
3. Shatunov D.A., Mostyakov D.V., Petrov R.E. Metodika sovershen-stvovaniya skorostno-silovyh sposobnostej sprinterov-legkoatletov [Methods of improving the speed-strength abilities of sprinters-athletes]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport. 2019. No. 5. pp. 87-95.
4. Chikurov A.I., Fedorov V.I. Korrekciya dliny i chastoty begovogo shaga pri podgotovke legkoatletov-sprinterov [Correction of the length and frequency of the running step in the preparation of sprinters]. Zhur-nal Sibirskogo federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012. Vol. 5. No. 8. pp. 1146-1156.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
содержание структурно-функциональной модели подготовки дзюдоистов 11-13 лет на основе комплекса стимулирующих упражнений
А.А. Хорунжий1
1Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва, Смоленск
УДМ^С 796.015
Ключевые слова: дзюдо, модель подготовки, тренировочные занятия, стимулирующие упражнения.
Цель исследования - теоретически разработать и обосновать содержание структурно-функциональной модели подготовки дзюдоистов 11-13 лет на основе комплекса стимулирующих упражнений.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось с юными дзюдоистами 11-13 лет на базе Филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (СКА, г. Смоленск). Разработка содержания структурно-функциональной модели подготовки дзюдоистов 11-13 лет осуществлялась с помощью обоснования теоретического опыта ведущих специалистов по спортивным единоборствам, собственного практического опыта и моделирования тренировочного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная модель представляет собой педагогическую структуру, основанную на следующих взаимосвязанных компонентах:
- методологический, базирующийся на принципах целостности и системности построения;
- содержательный, включающий организационно-методические условия, методику программирования, структуру и содержание комплекса специальных упражнений, направленных на развитие адаптационного потенциала работы дыхательной системы, снижение интенсивности нагрузок циклического и
content of THE structural AND FuNcTioNAL MoDEL TRAiNiNG of judoists 11-13 years on the BAsis complex of stimulating exercises
А.А. Horunjiy1
1Smolensk state college of Olympic reserve, Smolensk
Поступила в редакцию 25.03.2022 г.
скоростно-силового характера, повышение функциональной устойчивости, а также развитие мышечной силы и выносливости;
- контрольно-педагогический, определяющий текущую оценку и управление тренировочными воздействиями.
Таким образом, структурно-функциональная модель подготовки юных дзюдоистов 11-13 лет рассматривается как специализированная, динамическая система тренирующих воздействий для достижения планируемого результата, основанная на стимулирующем применении комплекса упражнений тренирующего и оздоровительного воздействия.
Выводы. Принципиальным направлением при разработке содержания структурно-функциональной модели подготовки дзюдоистов 11-13 лет с целью повышения эффективности тренировочного процесса являлся отбор стимулирующих упражнений, адекватных индивидуальным особенностям подростков данного возраста.
Литература
1. Губа В.П. Основы объема и интенсивности выполнения спортивных двигательных заданий: учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, Н.В. Поздняк. - М., 2015. - 60 с.
2. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - М.: Физическая культура и спорт, 2016. - 164 с.
Информация для связи с автором: [email protected]