Научная статья на тему 'Развитие быстроты баскетболистов 14-15 лет на основе использования звукового ритма'

Развитие быстроты баскетболистов 14-15 лет на основе использования звукового ритма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛИСТЫ / БЫСТРОТА / МЕТОДИКА / ЗВУКОВОЙ РИТМ / BASKETBALL PLAYERS / SPEED / TECHNIQUE / SOUND RHYTHM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петров Роман Евгеньевич, Шатунов Дмитрий Александрович, Гайнутдтинов Нияз Радикович, Мутаева Ильсияр Шафиковна

Разработана и экспериментально апробирована методика развития быстроты у баскетболистов на основе применения звукового ритма. Представлены показатели тестовых упражнений экспериментальной и контрольной групп спортсменов 14-15 лет до и после эксперимента.A methodology for the development of speed among basketball players based on the use of sound rhythm was developed and experimentally tested. Indicators of test exercises of the experimental and control groups of athletes 14-15 years old before and after the experiment are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петров Роман Евгеньевич, Шатунов Дмитрий Александрович, Гайнутдтинов Нияз Радикович, Мутаева Ильсияр Шафиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие быстроты баскетболистов 14-15 лет на основе использования звукового ритма»

УДК 796.323.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10513

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗВУКОВОГО РИТМА

Р.Е. Петров, Д.А. Шатунов, Н.Р. Гайнутдинов, И.Ш. Мутаева

Разработана и экспериментально апробирована методика развития быстроты у баскетболистов на основе применения звукового ритма. Представлены показатели тестовых упражнений экспериментальной и контрольной групп спортсменов 14-15 лет до и после эксперимента.

Ключевые слова: баскетболисты, быстрота, методика, звуковой ритм.

Стремительный рост достижений в видах спорта требует поиска но -вых, все более эффективных методов физической и функциональной под -готовки спортсменов. Имеется много исследовательских работ, направленных на повышение эффективности спортивной подготовки [1, 2, 4, 7]. Несмотря на то, что к числу наиболее разработанных разделов в системе спортивной подготовки является методика развития физических качеств спортсменов, требуются апробирования инновационных методик подготовки. В связи с этим актуализируется процесс развития быстроты у баскетболистов 14-15 лет на основе использования звукового ритма.

Современный баскетбол характеризуется проявлением высокой двигательной активности игроков. Быстрый игрок, как правило, должен обладать знаниями, опытом и чутьем для предвидения игровой ситуации, что обеспечит ему оперативное принятие решения. Это во многом зависит от хорошей работы на тренировках и соревнованиях, а также помощи тренера в анализе происходящего. Баскетболисту в игровых ситуациях нужно быть решительным, чтобы не медлить с выбором и реализацией задуманного плана [3].

В настоящее время баскетбол характеризуется проявлением качества быстроты, где очень важна быстрая работа руками и ногами, а также высокая реакции самого спортсмена.

Быстрота в видах спорта характеризуется как способность выполнять двигательное действие за минимальный отрезок времени. К показателям быстроты относятся: быстрота (простая и сложная) двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота движений - темп [5].

Специфические показатели быстроты баскетболистов выражаются в быстроте восприятия, оценки и анализа ситуации, принятия решения и начала действия, перемещения и выполнения отдельных приемов, смены одних приемов на другие, реакции, высокой стартовой и дистанционной скорости [6, 8].

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально апробировать методику развития быстроты у баскетболистов 14-15 лет на основе применения звукового ритма.

Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, математическая статистика.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ ДО «Детско-юношеской спортивной школы № 1» Нижнекамского муниципального района, г. Нижнекамск Республики Татарстан. Участниками эксперимента были дети-спортсмены, занимающиеся баскетболом. Всего было привлечено 28 подростков, занимающихся в спортивной школе в учебно-тренировочной группе - 4 (ТГ-4). Эксперимент проводился с 10 октября 2018 года по 10 февраля 2019 года.

Для изучения проявления быстроты у баскетболистов использовались тестовые упражнения по общей (ОФП) и специальной физической подготовке (СФП), а также показатели, характеризующие степень проявления свойств нервной системы в психомоторных тестах.

В исследовании использовались тестовые упражнения: челночный бег 3^10 м, бег на 30 м, бег на 10 м, челночный бег в стойке баскетболиста 3^10 м, количество передач о стену за 10 с с расстояния 1,5 м, количество бросков за 10 с. Для определения свойства нервной системы проводился теппинг-тест. Следует отметить, что в тестовом упражнении бросков за 10 с особое внимание уделялось не точности броска и попадания мяча в кольцо, а быстроте выполнения данного технического элемента. Единственным критерием точности в данном нормативе являлось попадание мяча в баскетбольный щит. Для того чтобы исключить все факторы, которые могли повлиять на быстроту выполнения норматива, заранее были приготовлены 15 мячей, подаваемых друг за другом испытуемому прямо в руки.

Тестирование баскетболистов проводились непосредственно в начале тренировки после разминочной части, чтобы исследуемые подошли к тестам и пробам в максимальной готовности и свежести.

Тестирование проводилось в два дня по следующий программе: в первый день - теппинг-тест, бег на 30 м, количество передач о стену за 10 с, челночный бег 3x10 м; во второй день - бег на 10 м, количество бросков за 10 с, челночный бег в стойке баскетболиста 3 х10 м. С учетом результатов констатирующего эксперимента баскетболисты равномерно были распределены в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Достоверных различий между группами по исследуемым показателям не выявлено. Обе группы занимались по одинаковой тренировочной программе, но экспериментальная группа все упражнения и задания выполняла под четкие и громкие звуки метронома: первые два микроцикла (14 дней) 140-150 уд/мин, остальные (109 дней) 180-200 уд/мин.

Важно отметить, что изменения в тренировочные программы не вносились. Использовались упражнения и технические элементы, которые были утверждены по программе подготовки спортивной школы. За все время эксперимента в исследуемых группах было проведено 94 тренировочных занятия.

Тренировочная программа включала в себя общую и специальную физические подготовки, а также работу с мячами, подвижные, двусторонние и учебные игры, теоретические занятия, изучение тактики защиты и нападения в баскетболе.

Проведено сравнение достоверности показателей в тестовых упражнениях между группами после повторного исследования. В таблице представлены абсолютные средние значения показателей в тестовых упражнениях у баскетболистов 14-15 лет контрольной и экспериментальной групп и их изменения за период исследования.

Показатели тестовых упражнений экспериментальной и контрольной групп баскетболистов 14-15 лет до и после эксперимента

Показатели Челноч- Челноч- Теппинг- Бросок Передачи Бег Бег

ный бег ный бег в тест мяча мяча о на 10 м на 30 м

3*10 м стойке за 10 с стену за

3*10 м 10 с

Экспериментальная группа (п=14)

До (ср.знач.) 7,59±0,18 15,06±0,19 84,7±2,2 7,6±0,75 10,8±0,8 2,49±0,09 5,04±0,19

После (ср.знач.) 7,06±0,16 14,39±0,18 85±2,35 10,13±0,77 14,6±0,65 2,16±0,9 4,68±0,13

в % 6,98 4,45 0,35 24,97 26,03 13,25 7,14

1 12,85* 12,92* 2,23* 9,26* 6,43* 6,09* 6,05*

Контрольная группа (п=14)

До (ср.знач.) 7,57±0,21 15,04±0,17 84,6±3,08 7,6±0,76 10,7±0,73 2,46±0,17 4,99±0,22

После (ср.знач.) 7,32±0,23 14,71±0,28 86,4±2,82 9,1±0,99 13,1±1,35 2,29±0,16 4,81±0,24

в % 3,3 2,19 2,08 16,48 18,32 6,91 3,61

1 4,18* 4,74* 2,83* 3,95* 4,54* 3,54* 4,28*

Сравнение достоверности показателей тестовых упражнений

между группами после исследования

Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Примечание: * - достоверное значение икритерия, ** - недостоверное значение

икритерия.

Показатели в тестовых упражнениях экспериментальной группы баскетболистов повысились значимо, чем в контрольной, особенно заметно в процентном соотношении. Так, в тесте «челночный бег 3*10 м» в экспериментальной группе произошли улучшения на 6,98 % против

3,3 % в контрольной. В следующем тесте «челночный бег в стойке баскетболиста 3*10 м» разница небольшая, но она прослеживается: в экспериментальной группе - 4,45 %, контрольной - 2,19 %. Большой прирост выявлен в тесте «бросок мяча за 10 с»: в экспериментальной группе - 24,97 %, контрольной - 16,48 %. Также наблюдалась большая разница в приросте показателей в тесте «передаче мяча о стену за 10 с»: в экспериментальной группе - 26,03 %, контрольной - 18,32 %.

Отметим также положительные результаты в тестах «Бег на 10 м» и «Бег на 30 м»: 13,25 (ЭГ) и 6,91 % (КГ), 7,14 (ЭГ) и 3,61 % (КГ) соответственно.

На рисунке наглядно представлены изменения изучаемых показателей в контрольной и экспериментальной группах.

30 25 20 15 10 5 0

24.97

26.03

18.32

Экспериментальная группа

■ Челночный бег 3х10 м

■ Бросок мяча

■ Передача мяча о стену

■ Бег на 30 м

Контрольная группа

I Челночный бег 3х10 м в стойке Теппингтест Бег на 10 м

Изменения показателей проявления быстроты у баскетболистов 14-15 лет, %

Видим, что изменение изучаемых показателей отличается в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Следовательно, общий фонд физической кондиции у баскетболистов зависит от условий реализации упражнений.

Изменения всех показателей в тестовых упражнениях положительные, кроме теппинг-теста. В данном тесте видно, что в контрольной группе прирост выше, чем в экспериментальной - 2,08 % против 0,35 %. Это можно объяснить тем, что на результаты теппинг-теста влияет не только быстрота движения рук, но и работоспособность нервных

клеток и нервной системы в целом. Также можно предположить влияние психологического состояния исследуемого в момент снятия показателей теста.

По итогам показателей всех тестовых упражнений можно сказать, что наибольший прирост был в упражнениях на специальную физическую подготовку: бросок мяча за 10 с, передачи мяча за 10 с о стену. Чуть отстают в положительной динамике челночный бег в стойке баскетболиста и показатели тестов по общей физической подготовке: бег на 10 м, бег на 30 м, челночный бег. В психомоторном тесте (теппинг-тест) выявлен небольшой прирост показателей.

Изменения показателей в тестовых упражнениях в группах теппинг-теста и бега на 30 м оказались недостоверными. Данное положение можно объяснить специфичностью данного вида спорта: баскетболистам привычнее совершать короткие ускорения на 10-15 м, быстро работать с мячом, совершать обманные движения и бросать по кольцу, чем совершать ускорение на 30 м. Это обусловлено тем, что в официальных соревнованиях ФИБА размеры игровой площадки должны быть 28 м в длину и 15 м в ширину от внутреннего края ограничивающих линий. Соответственно на дистанцию в 30 м ускорения не используются в игровой и тренировочной деятельности, так как не имеют практического применения.

Таким образом, как показывает проведенное исследование, внедре -ние использования звукового метронома для реализации средств спортивной тренировки в процессе подготовки спортсменов-баскетболистов позволяет повысить физическую кондицию и вносить коррективы в программу подготовки. Однако также необходимо обратить внимание на мотивацию спортсменов к использованию звукового прибора.

Список литературы

1. Баскетбол как средство развития двигательных способностей у студентов / А.Р. Галкин [и др.] // Студенческий научный форум - 2015: материалы VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. М., 2015. [Электронный ресурс]. Ц^: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010371 (дата обращения: 24.12.2019).

2. Врублевский Е.П., Грец И.А. Проблемы и перспективы современного женского спорта: монография. Смоленск: СГАФК, 2008. 145 с.

3. Гайнутдинов Н.Р. Анализ развития быстроты баскетболистов 1011 лет // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей в 5 т. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 146-148.

4. Мутаева И.Ш., Гизатуллина Ч.А. Пути индивидуализации подготовки бегунов на короткие дистанции на основе учета типологических особенностей кровообращения // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. № 3 (24). С. 11-119.

5. Портнов Ю.М., Луничкин В.Г., Родионов А.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов: учеб. пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1989. 83 с.

6. Пушкарев А.В., Веселкова Е.А. Скоростно-силовая подготовленность юных баскетболистов 12-13 лет г. Глазова // Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 60-лет. пед. фак. физ. культуры / отв. ред. П.К. Петров. Ижевск, 2009. С. 434-435.

7. Шатунов Д.А., Мостяков Д.В., Петров Р.Е. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей спринтеров-легкоатлетов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 5. С. 87-95.

8. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие. СПб.: Олимп, 2006. 134 с.

Петров Роман Евгеньевич, канд. пед. наук, доц., romanpetrovrdr@,mail.ru, Россия, Елабуга, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета,

Шатунов Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, старший преподаватель, dmitrii.shatunov. 1983@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Гайнутдтинов Нияз Радикович, магистрант, gainyt-niyaz-radic@mail.ru, Россия, Елабуга, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета,

Мутаева Ильсияр Шафиковна, канд. биол. наук, проф., nutaeva-i@mail.ru, Россия, Елабуга, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

DEVELOPING THE SPEED OF 14-15 YEAR OLD BASKETBALL PLAYERS BASED

ON THE USE OF SOUND RHYTHM

R.E. Petrov, D.A. Shatunov, N.R. Gainutdinov, I.Sh. Mutaeva

A methodology for the development of speed among basketball players based on the use of sound rhythm was developed and experimentally tested. Indicators of test exercises of the experimental and control groups of athletes 14-15 years old before and after the experiment are presented.

Key words: basketball players, speed, technique, sound rhythm.

Petrov Roman Evgenyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, romanpetrovrdr@,mail. ru, Russia, Elabuga, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University,

Shatunov Dmitry Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dmitrii.shatunov. 1983@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Gainutdinov Niyaz Radikovich, undergraduate, gainyt-niyaz-radic@mail.ru, Russia, Elabuga, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University,

Mutayeva Ilsiyar Shafikovna, candidate of biological sciences, professor, nutaeva-i@mail.ru, Russia, Elabuga, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University

References

1. Basketbol kak sredstvo razvitiya dvigatel'nyh sposobnostej u studentov [Basketball as a means of developing motor abilities in students] / A.R. Galkin [et al.] // Student Scientific Forum - 2015: Proceedings of the VII Intern. stud. electron. scientific conf. M., 2015. [Electronic resource]. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010371 (accessed: 12/24/2019).

2. Vrublevskij E.P., Grec I.A. Problemy i perspektivy sovremennogo zhenskogo sporta [Problems and prospects of modern women's sports]: a monograph. Smolensk: SGAFK, 2008. 145 p.

3. Gajnutdinov N.R. Analiz razvitiya bystroty basketbolistov 10-11 let [Analysis of the development of the speed of basketball players 10-11 years old] // The final scientific-educational conference of students of Kazan Federal University in 2018: sat. articles in 5 t. Kazan: Kazan Publishing House. University, 2018. P. 146-148.

4. Mutaeva I.Sh., Gizatullina Ch.A. Puti individualizacii podgotovki begunov na korotkie distancii na osnove ucheta tipologicheskih osobennostej krovoobrashcheniya [Ways of individualizing short-distance runners on the basis of typological features of blood circulation] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical education and sport]. 2012. No 3(24). P. 11-119.

5. Portnov Yu.M., Lunichkin V.G., Rodionov A.V. Osnovy podgotovki kvalificirovannyh basketbolistov [The basics of training qualified basketball players]: textbook. allowance. M.: GTsOLIFK, 1989. 83 p.

6. Pushkarev A.V., Veselkova E.A. Skorostno-silovaya podgotovlennost' yunyh basketbolistov 12-13 let g. Glazova [Speed-strength preparedness of young basketball players aged 12-13 years of the city of Glazov] // Theory and practice of physical culture and sports in the context of modernization of education: materials of All-Russian. scientific-practical conf. 60 years. ped fak. physical culture / resp. ed. PC. Petrov. Izhevsk, 2009. P. 434-435.

7. Shatunov D.A., Mostyakov D.V., Petrov R.E. Metodika sovershenstvovaniya skorostno-silovyh sposobnostej sprinterov-legkoatletov [Methodology for improving the speed-power abilities of sprinters-athletes] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [News of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 5. P. 87-95.

8. Yahontov E.R. Fizicheskaya podgotovka basketbolistov [Physical training of basketball players]: textbook. allowance. St. Petersburg: Olympus, 2006. 134 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.