Научная статья на тему 'Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студентов'

Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНАЯ СИСТЕМА / NERVOUS SYSTEM / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / NEUROPHYSIOLOGICAL STATUS / STUDENT FOOTBALL PLAYERS / STUDENT BASKETBALL PLAYERS / СТУДЕНТЫ-ФУТБОЛИСТЫ / СТУДЕНТЫ-БАСКЕТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Т.Г., Хасанова Н.Н., Гречишкина С.С., Агиров А.А.

The current system of educational process in higher education does not fully compensate for the total deficit of physical activity, so mass sports classes are getting especially significant under these conditions. Depending on the rational use physical activity can act as a facilitative or as a deadapting factor. So it is important to clarify the effect from classes in sport sections on the functional state of the central nervous system. The purpose of the present study was to investigate the influence of sports physical load on the functional state of the nervous system of the students doing sports in football and basketball sections. The differences in the basic neurophysiological indices of the functional state of the nervous system of students, depending on the sport specialization have been established: among student basketball players compared to football players and non-athletes those (40%) with an average type of the nervous system, high (35%) and average (40 %) levels of functional mobility of nervous processes, accurate and fast reactions to a moving object dominated. The overwhelming majority of student football players (64%) had a weak type of the nervous system on the background of the prevalence of those with inert nervous processes, delay in reactions to a moving object, a high level of anxiety, indicating maladjustment on the neurophysiological level, high psycho-emotional stress due to an inadequate training mode and can impede good sports performance, if action is not taken in good time to optimize the training load.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Т.Г., Хасанова Н.Н., Гречишкина С.С., Агиров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студентов»

УДК: 796.01:612

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ

занятий спортом в режиме секций

на функциональное состояние нервной системы студентов

Кандидат биологических наук Т.Г. Петрова Кандидат биологических наук Н.Н. Хасанова Кандидат биологических наук С.С. Гречишкина Доктор медицинских наук А.А. Агиров Адыгейский государственный университет, Майкоп

>

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF SPORTS CLASSES WITHIN SECTION ON FUNCTIONAL STATE OF NERVOUS SYSTEM OF STUDENTS T.G. Petrova, Ph.D. N.N. Khasanov, Ph.D. S.S. Grechishkina, Ph.D. A.A. Agirov, Dr.Med. Adyghe State University, Maikop Key words: nervous system, neuro-physiological status, student football players, student basketball players. The current system of educational process in higher education does not fully compensate for the total deficit of physical activity, so mass sports classes are getting especially significant under these conditions. Depending on the rational use physical activity can act as a facilitative or as a deadapting factor. So it is important to clarify the effect from classes in sport sections on the functional state of the central nervous system. The purpose of the present study was to investigate the influence of sports physical load on the functional state of the nervous system of the students doing sports in football and basketball sections. The differences in the basic neurophysiological indices of the functional state of the nervous system of students, depending on the sport specialization have been established: among student basketball players compared to football players and non-athletes those (40%) with an average type of the nervous system, high (35%) and average (40 %) levels of functional mobility of nervous processes, accurate and fast reactions to a moving object dominated. The overwhelming majority of student football players (64%) had a weak type of the nervous system on the background of the prevalence of those with inert nervous processes, delay in reactions to a moving object, a high level of anxiety, indicating maladjustment on the neurophysiological level, high psycho-emotional stress due to an inadequate training mode and can impede good sports performance, if action is not taken in good time to optimize the training load.

Ключевые слова: нервная система, нейрофизиологический статус, студенты- футболисты, студенты-баскетбо-лис ты.

Введение. Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий приводят к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов. Известно, что в течение учебного года центральная нервная система (ЦНС) студента испытывает чрезвычайно большую нагрузку [1, 2]. Основная причина этого явления - хронический стресс, связанный с высокими информационными нагрузками в условиях повышенного психоэмоционального напряжения, постоянного дефицита времени [4, 9].

Двигательная активность - одно из существенных условий формирования и совершенствования механизмов адаптации, в том числе и к умственным нагрузкам. Существующая в настоящее время система образовательного процесса в вузах не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, поэтому особое значение в этих условиях приобретают занятия массовым спортом. В зависимости от рациональности применения физическая активность может выступать как оптимизирующий или как дизадаптирующий фактор [2, 6]. В связи с этим важно выяснить, какое влияние оказывают занятия в спортивных секциях на функциональное состояние ЦНС, поскольку успешность выполнения как двигательной, так и учебной деятельности определяется в первую очередь ее текущим функциональным состоянием [2].

Цель исследования - изучение влияния спортивных физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы студентов, занимающихся спортом в секциях футбола и баскетбола.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в кросс-секциональном режиме на студентах неспортивных факультетов, регулярно занимающихся спортом в секциях на базе кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».

Экспериментальную группу составили юноши, занимающиеся футболом (25 человек) и баскетболом (20 человек), контрольную группу - 35 студентов 2-4-го курсов факультета естествознания Адыгейского государственного университета с традиционным двигательным режимом (2 ч физической культуры в неделю).

Исследовали показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), теппинг-теста, которые представляют собой варианты классических методик хронорефлексометрии, характеризуют общий тонус, лабильность, подвижность, силу ЦНС и являются одними из наиболее распространенных показателей при тестировании скорости реакции и силы нервной системы. Также определяли показатели реакции на движущийся объект (РДО), критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), позволяющей определить скорость и четкость зрительных восприятий и оценить функциональное состояние зрительного анализатора. Для оценки психоэмоционального состояния применялись тест Спилбергера-Ханина и метод статической тремометрии.

Статистическая обработка результатов исследования была выполнена на ПЭВМ при помощи статистической программы Statistica 6.0 и встроенной функции анализа в программе Microsoft Excel (2007).

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из объективных критериев функционального состояния ЦНС является время ПЗМР, характеризующее скорость протекания процессов торможения и возбуждения в ЦНС, способность к дифференцировочному торможению и точности выполняемой работы. Время ПЗМР характеризует временные показатели нервных процессов, являющиеся основными в психомоторных действиях человека [3].

При изучении времени ПЗМР выявлено, что у студентов, занимающихся в секции баскетбола, оно достоверно ниже такового у студентов, занимающихся в футбольной секции, и студентов, не занимающихся спортом.

Анализ результатов ПЗМР у студентов-баскетболистов и футболистов свидетельствует о том, что на секционных занятиях баскетболом создаются наиболее благоприятные условия для развития качества быстроты, что обусловлено спецификой тренировочной деятельности, требующей быстрой перестройки моторных программ, высокого уровня концентрации внимания, высокой чувствительности двигательного анализатора в области лучезапястного сустава по сравнению со спортсменами-футболистами [5]. Однако снижение объема и интенсивности тренировочных нагрузок при секционных спортивных занятиях выступает как благоприятный фактор для развития качества быстроты на занятиях баскетболом, а на занятиях футболом -в условиях высокой моторной плотности. На фоне кумуляции утомления различия в показателях ПЗМР у студентов, не занимающихся спортом, носили менее выраженный характер (р>0,05).

При определении силы нервной системы в условиях теппинг-теста установлено, что у студентов-баскетболистов, а также у студентов-неспортсменов превалирует средний тип нервной системы, поскольку частота теппинга у них составила 7,2±0,6 и 7,1±0,5 Гц (р>0,05) соответственно. Преобладание лиц со слабой нервной системой отмечено среди студентов, занимающихся в секции футбола, частота теппинга которых составила 6,4±0,4 Гц.

Анализ результатов КЧСМ показал, что футболисты имели наиболее низкие ее значения - 39,5±1,9 Гц, что свидетельствует о низкой лабильности нервной системы, вследствие чего они не всегда могут правильно реагировать на информацию, которая подается в быстром темпе, делать адекватный выбор тактики движений на игровом поле в условиях дефицита времени. Надо полагать, что у наблюдаемого нами контингента футболистов спортивные физические нагрузки превышали функциональные возможности организма ввиду недостаточного количества часов, отводимых на общефизическую подготовку в рамках секционных занятий. Известно, что при адекватном использовании в условиях футбольного тренинга упражнений силового и скоростно-силового характера с высокой интенсивностью и большой моторной плотностью значительно повышается общий уровень функционирования нервной системы [4].

Наиболее высокие значения КЧСМ, свидетельствующие о преобладании контингента с тенденцией к высокой лабильности нервной системы, отмечены у баскетболистов (41,1±0,9 Гц, р<0,05). Это означает, что студенты, занимающиеся спортом в секции баскетбола, обладали высокой скоростью и четкостью зрительных восприятий, высокой способностью дифференцированного реагирования на сенсорные стимулы по сравнению с футболистами.

Самые низкие значения КЧСМ отмечены у студентов, не занимающихся спортом (37,4±1,4 Гц). Более низкие ее значения - у студентов-футболистов по сравнению с баскетболистами, по мнению ряда авторов, могут свидетельствовать о некотором развитии тормозных процессов, снижении уровня лабильности нервных центров на фоне развивающегося утомления в условиях гиперкинезии [5].

Реакция на движущийся объект была использована для оценки уравновешенности нервных процессов студентов, занимающихся спортом в секциях. Развитие оптимальной реакции на движущийся объект важно не только в единоборствах, но и в игровых видах спорта, поскольку позволяет предвидеть вероятные траектории передвижения мяча, коллег по команде и противников на игровом поле, ускоряет подготовку спортсменами ответных действий. Спортсмены, обладающие балансом нервных процессов, эффективнее действуют на игровом поле, а следовательно, испытывают меньшее психоэмоциональное напряжение.

У студентов-баскетболистов контингент с числом точных реакций составил 40,0 % от числа обследованных, тогда как стратегию опережения использовали 25,0 %%,

60,0% 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Ml

етуденты-баскетболюты студенты-футболисты студенты,

не занимающиеся спортом

Обследованный контингент

■ реакции ■ реакции □ точные реакции

опережения запаздывания

Рис. 1. Показатели реакции на движущийся объект у студентов, не занимающихся и занимающихся спортом в секциях

стратегию запаздывания - 35,0 % испытуемых. Среди студентов-футболистов реакции опережения зарегистрированы у 40,0 %, реакции запаздывания - у 48,0 % и лишь 12,0 % имели точные реакции. Согласно исследованию баланса нервных процессов по показателям РДО у студентов контрольной группы 37,2 % использовали реакцию опережения, 54,2 % - реакцию запаздывания и лишь 8,6 % точно реагировали на сигнал (рис. 1). Сравнительный анализ выявил, что среди студентов-баскетболистов наиболее высок контингент с точными реакциями и оптимальным балансом нервных процессов. Это особенно важно для спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта, постоянно находящихся в ситуации быстрого реагирования на изменяющиеся условия, сложность которых определяется множественностью альтернативного выбора и жесткими рамками лимита времени, отводимого на принятие решения.

Наличие контингента с реакциями опережения свидетельствует о преобладании возбуждения, а с реакциями запаздывания - указывают на то, что организм постепенно включается в работу, но при этом обусловливает относительно высокую продолжительность оптимальной работоспособности. Ранее это было изложено в исследованиях Е. П. Ильина [5]. Уравновешенность нервных процессов в сторону торможения обусловливает эмоциональную сдержанность, недостаточность внутренней мотивации к активным действиям, напротив, преобладание возбуждения определяет проявление чрезмерных импульсивных поведенческих реакций, нестабильность спортивных результатов.

При анализе динамики показателей статической тремо-метрии выявлено, что у студентов-баскетболистов зарегистрированное количество касаний составило 25,6±1,9 в секунду, а время касаний - 2,4±1,4 мс. Наибольшее количество касаний (30,2±1,9 в секунду, время касаний - 2,9± 1,7 мс), которое является свидетельством психоэмоционального напряжения и неустойчивости нервно-мышечного аппарата, отмечено у студентов-футболистов. У студентов, не занимающихся спортом, количество касаний - 31,2±1,7 в секунду и время касаний - 2,94±1,7 мс.

Анализ результатов тестирования обследованных студентов-баскетболистов и футболистов по тесту Спилбергера-Ханина показал, что уровень личностной тревожности у футболистов достоверно выше, чем у остальных исследованных групп (51,3±2,1 у. е. против 31,8±2,5 у. е. у баскетболистов и 33,1 у. е. у студентов, не занимающих-

студенты-баскетболисты

студенты -футболисты

студенты, не занимающиеся спортом

Обследованный контингент

■ личностная тревожность

■ ситуативная тревожность

Рис. 2. Показатели теста тревожности Спилбергера-Ханина у студентов, не занимающихся и занимающихся спортом в секциях

ся спортом, р<0,01) (рис. 2). Ситуативная тревожность у студентов-баскетболистов и студентов-футболистов находилась на низком уровне и не имела значимых отличий (28,3±2,4 и 27,4±3,0 у. е. соответственно).

Студенты, не занимающиеся спортом, характеризовались средним уровнем личностной тревожности. Н. Балюк [3] предполагает, что у спортсменов низкой квалификации наиболее низкие показатели уровня тревожности связаны со сниженной спортивной мотивацией, отсутствием перспектив роста мастерства и эмоционального соревновательного напряжения.

Выводы. Установлены различия в базовых нейрофизиологических показателях функционального состояния нервной системы у студентов в зависимости от спортивной специализации: у студентов-баскетболистов в сравнении с футболистами и неспортсменами преобладает контингент (40 %) со средним типом нервной системы, высоким (35 %) и средним (40 %о) уровнями функциональной подвижности нервных процессов, точными и быстрыми реакциями на движущийся объект. У подавляющего большинства студентов-футболистов (64 %о), зарегистрирован слабый тип нервной системы на фоне преобладания контингента с инертностью нервных процессов, реакциями запаздывания на движущийся объект, высоким уровнем тревожности, что свидетельствует о дезадаптации на нейрофизиологическом уровне, высоком психоэмоциональном напряжении вследствие неадекватного тренировочного режима и может служить препятствием в реализации высоких спортивных результатов, если своевременно не будут приняты меры по оптимизации тренировочных нагрузок.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 5. - С. 3-8.

2. Ахмедова, О.О. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности / О.О. Ахмедова, Г.О. Овезгельдыева, А.Г. Григорьян // Физиология человека. - 2011. - Т. 37. - № 5. - С. 84-90.

3. Балюк, В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинами-ческих характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: автореф. дис. ... канд. биол. наук / В.Г. Балюк. -Архангельск, 2009. - 20 с.

4. Гречишкина, С.С. Интегральный анализ функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся футболом в спортивной секции / С.С. Гречишкина, М.Н. Силантьев, Е.А. Иванцов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. -№ 8. - С. 56-61.

5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.

References

1. Aghajanyan, N.A. Quality and lifestyle of young students / N.A. Aghajanyan, I.V. Radysh // Ekologiya cheloveka. - 2009. - № 5. - P. 3-8. (In Russian)

2. Akhmedova, O.O. Psychophysiological state of first-year students with different levels of physical activity / O.O. Akhmedova, G.O. Ovezgel'dyeva, A.G. Grigor'yan // Fiziologiya cheloveka. - 2011. - P. 37. - № 5. - P. 84-90. (In Russian)

3. Balyuk, V.G.Theelationship and importance of the basic neurodynamic characteristics of athletes of different specializations and qualifications: abstract of Ph.D. thesis / V.G. Balyuk. - Arkhangelsk, 2009. - 20 P. (In Russian)

4. Grechishkina, S.S. Integrated analysis of the functional state of the cardiovascular system of students who train in a football sports section / S.S. Grechishkina, M.N. Silant'ev, E.A. Ivantsov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 8. - P. 56-61. (In Russian)

5. Il'in, E.P. Sport Psychology / E.P. Il'in. - St. Petersburg: Piter, 2010. -352 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: zabolotniy-tol1@yandex.ru

Поступила в редакцию 03.06.2014 г.

УДК: 796.01:612

ВЛИЯНИЕ

систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток

Аспирантка А.Р. Меретукова

Доктор биологических наук, профессор А.В. Шаханова Аспирантка Е.В. Кальная О.Ф. Рюхина

Адыгейский государственный университет, Майкоп

THE EFFECT OF REGULAR GAME SPORTS CLASSES ON NEURO-PHYSIOLOGICAL STATUS OF FEMALE STUDENTS

A.R. Meretukova, postgraduate student

A.V. Shakhanova, professor, DrBiol.

E.V. Kal'naya, postgraduate student O.F. Ryukhina

Adyghe State University, Maikop Key words: adaptation, neurophysiology status, female students, female basketball players, female volleyballplayers, nervous system. Changes in the functional state of the nervous system are among the main indicators of changes occurring in the body under the influence of various loads. The basic properties of nervous processes (strength, lability, mobility, agility, balance), the state of the psycho-emotional sphere of the body in many ways determine the overall adaptation strategy, its effectiveness and psychological preparedness for training and competitive activities, stipulate specific individual actions of an athlete in various sports situations.

The purpose of the present study was to scientifically substantiate the influence of sports physical load on the functional state of the nervous system of female students.

Regular practice of volleyball and basketball, especially within sports clubs contribute to the well developed speed quality and increase of the level of sensory correction during sports playing training session: reduction of simple visual motor reaction time, increase of speed in the tapping test, increase of lability and functional mobility of nervous processes and establishment of strong and average types of the nervous system. All this indicates the improvement of the mechanisms of central regulation of movements, the development of endurance and resistance to both physical and study loads.

Ключевые слова: адаптация, нейрофизиологический статус, студентки, баскетболистки, волейболистки, нервная система.

Введение. Один из главных индикаторов изменений, происходящих в организме под влиянием различных нагрузок, - изменение функционального состояния нервной системы организма. Основные свойства нервных процессов (сила, лабильность, подвижность, динамичность, уравновешенность), состояние психоэмоциональной сферы организма во многом определяют общую стратегию адаптации, её эффективность и психологическую подготовленность к тренировочно-соревновательной деятельности, обуславливают особенности индивидуального поведения спортсмена в разных спортивных ситуациях [1, 4].

Данная проблема особенно актуальна для игровых видов спорта. Моторная и психологическая сложность тренировочно-соревновательной деятельности в игровых видах спорта, огромный объем информации, который должен перерабатываться быстро в условиях дефицита времени и на фоне непрерывно изменяющейся ситуации, требуют от спортсменов-игровиков высокой возбудимости и лабильности нервных центров, силы и подвижности нервных процессов, развитой сенсомоторной способности, оперативного мышления, большего объема и большего распределения внимания, способности к правильному принятию решений и быстрой мобилизации из памяти тактических комбинаций для эффективного решения тактических задач [6]. На практике это означает, что результативность игры в баскетбол и волейбол определяется текущим функциональным состоянием центральной нервной системы.

Цель исследования - научно обосновать влияние спортивных физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы девушек-студенток.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе лаборатории «Физиология развития ребенка» НИИ комплексных проблем АГУ. Основной контингент исследования составили 20 студенток в возрасте 17-23 лет, занимающихся баскетболом в режиме секционных занятий (спортивный стаж - 3-5 лет); 20 студенток в возрасте 18-22 лет, занимающихся в секции волейбола (спортивный стаж - 2-7 лет). Количество тренировочных занятий в секци-

ях составляло 4 занятия в неделю в объеме от 1,5 до 3 ч. Контрольную группу составили 20 студенток 2-5-х курсов Адыгейского государственного университета с традиционным регламентированным двигательным режимом (2 ч физической культуры в неделю). Для стандартизации условий все исследования проводились в условиях температуры комфорта (18-20 о С) в первой половине дня (9-12 ч).

Особенности психофизиологических процессов девушек-студенток изучали с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы «НейроСофт» г. Иваново. Исследовались показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), теппинг-теста, характеризующих общий тонус, лабильность, подвижность, силу ЦНС [3]. Определялись также показатели реакции на движущийся объект (РДО), отражающие баланс нервных процессов; показатели критической частоты световых мельканий (КЧСМ), оценивающие силу нервной системы, скорость и четкость зрительных восприятий.

Результаты исследования и их обсуждение. В основе физиологических механизмов и закономерностей развития таких физических качеств, как быстрота и выносливость, лежат особенности протекания физиологических процессов в ЦНС - лабильность нервных центров и подвижность нервных процессов [1, 7]. Интегративным показателем, характеризующим подвижность нервной системы, скорость двигательных действий, является оценка времени простой ПЗМР [3].

Сравнительный анализ времени ПЗМР показал, что ее самые низкие значения отмечены у студенток-баскетболисток - 181,11±0,5 Гц против 202,44±0,4 Гц у студенток-волейболисток (р<0,05) и 228,4± 1,4* Гц у студенток, не занимающихся спортом (р<0,05), что указывает на высокое развитие качества быстроты и возрастание уровня сенсорной коррекции в ходе спортивно-игрового тренинга при занятиях баскетболом и волейболом. Развитие качества быстроты у студенток-баскетболисток и студенток-волейболисток в сравнении со студентками-неспортсменками, по-видимому, связано с укорочением времени «центральной задержки», так как оно в большей степени позволяет снизить латентное время реакции в результате тренировок на быстроту. Полученные результаты находят подтверждение в работах И. С. Беленко (2010), Т. Г. Петровой (2013), в которых при сравнении скорости ПЗМР у спортсменов и лиц, не занимавшихся спортом, показано, что дети, подростки и юноши, занимающиеся игровыми видами спорта (баскетболом, футболом), обладают значительно более высокой скоростью реагирования.

Значение времени ПЗМР у студенток-волейболисток достоверно ниже, чем у студенток-баскетболисток (р<0,05), что можно объяснить спецификой тренировочной деятельности (особенно при занятиях баскетболом), требующей быстрой перестройки моторных программ, высокого уровня концентрации внимания, тогда как при игре в волейбол передвижения на площадке менее интенсивны, чем при игре в баскетбол [5]. Полученные данные находят подтверждение в работах В. И. Дубровского (2002). По мнению автора, различные виды спорта, предъявляя к организму спортсменов неодинаковые требования, вызывают различную физиологическую реакцию со стороны адаптивных функциональных систем, что находит отражение и в различии способов адаптации [2].

Максимальный темп движений, свидетельствующий о сильном типе нервной системы, был выявлен у студенток-баскетболисток - 8,2±0,6 Гц в сравнении со студентками-волейболистками, у которых зарегистрирован средний тип нервной системы (7,4±0,3 Гц). Можно констатировать, что организм студенток-баскетболисток способен выдержать более интенсивные и длительные нагрузки, чем организм студенток-волейболисток. У студенток, не занимающихся спортом, был выявлен слабый тип нервной системы

(4,9±1,3 Гц), на фоне которого быстрее будет развиваться фаза утомления и перенапряжения в процессе физической и учебной деятельности. Высокие значения теппинг-теста у студенток в условиях игрового тренинга можно объяснить тем, что значительное число спортивных упражнений при занятиях спортом требует максимально возможного развития скорости и темпа движений в условиях дефицита времени. Логично, что в условиях тренировок эффективнее происходит совершенствование центральной регуляции движений, ускорение моторных актов [3].

В основе показателя КЧСМ лежит способность глаза воспринимать низкочастотные периодические прерывания светового раздражителя. КЧСМ есть функция периферической и центральной световой чувствительности глаза. Ее величина в основном определяется лабильностью нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора. Известно, что в процессе регулярных занятий волейболом, особенно баскетболом, увеличивается поле зрения функции центра и периферии сетчатки, что будет способствовать лучшей ориентировке на площадке, обеспечивать непрерывное слежение за мячом, возрастание у баскетболисток точных бросков мяча в кольцо, а у волейболисток более точных нападающих и обводящих ударов. В контексте этого показатель КЧСМ поможет оценить не только силу нервной системы, но и скорость, четкость зрительных восприятий в зависимости от уровня двигательной активности и спортивной специализации.

Наиболее высокие значения при исследовании КЧСМ были выявлены у студенток-баскетболисток - 42,3±9,84 Гц, что указывает на преобладание лиц с высокой лабильностью нервной системы. У студенток-волейболисток значение КЧСМ - 39,34±1,89 Гц, свидетельствующее о среднем уровне лабильности (р<0,05). Значения КЧСМ у студенток, не занимающихся спортом, - 34,83±0,92 Гц (р<0,05) свидетельствуют о низком уровне лабильности. Высокие значения студенток-волейболисток и студенток-баскетболисток в сравнении со студентками-неспортсменками свидетельствуют о более высокой скорости и четкости зрительных восприятий, высокой способности дифференцировочного реагирования и повышенной чувствительности зрительного анализатора к воздействию перцептивных стимулов [3, 4]. Сравнительный анализ РДО показал, что наиболее высокие значения точных реакций отмечены у волейболисток (53,8 %) в сравнении с баскетболистками (47,95 %) и студентками-неспортсменками (25,4 %). Стратегию опережения использовали 25 % из числа обследованных волейболисток против 28,5 % у баскетболисток и 27,2 % у студенток, не занимающихся спортом. Самые высокие значения реакции запаздывания отмечены у студенток-неспортсменок (47,4 %), в то время как у баскетболисток стратегию запаздывания использовали 23,9 %, а у волейболисток - лишь 21,3 %. Наличие контингента с реакциями опережения свидетельствует о преобладании процесса возбуждения. Реакции запаздывания указывают на постепенное включение организма в работу на фоне преобладания процесса торможения [3].

Заключение. Регулярные занятия волейболом и особенно баскетболом в режиме спортивных секций способствуют высокому развитию качества быстроты и возрастанию уровня сенсорной коррекции в ходе спортивно-игрового тренинга: укорачивается время ПЗМР, возрастает темп при теппинг-тесте, увеличиваются лабильность и функциональная подвижность нервных процессов, устанавливаются сильный и средний типы нервной системы. Всё это указывает на совершенствование механизмов центрального регулирования движений, развитие выносливости и устойчивости к действию не только физических, но и учебных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.