Научная статья на тему 'Спортивные единоборства в проблемном фокусе журнала «Теория и практика физической культуры»'

Спортивные единоборства в проблемном фокусе журнала «Теория и практика физической культуры» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / MARTIAL ARTS / МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODS OF ORGANIZING TRAINING ACTIVITIES / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / TRAINING OF ATHLETES / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITY / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блеер А.Н., Горбачева А.Ю., Передельский А.А.

В статье выполнен сравнительный анализ научных исследований, проводимых авторами за пятилетний период в сфере подготовки единоборцев и организации тренировочной деятельности. Проанализировав ряд научных публикаций за пятилетний период, авторы определили соответствующую тенденцию: особое внимание и значительно большее количество работ посвящено технике и тактике подготовки спортсменов. Специалисты в области теории спорта высказывают мнение о том, что технико-тактическая подготовленность спортсменов играет важную роль. Причем некоторые авторы разделяют два этих вида подготовки, отдавая предпочтение тому или другому, а большинство считают, что одно без другого просто не существует, они не могут быть разделены. При оттачивании навыков и совершенствовании одного другое тоже одновременно улучшается или ухудшается, что, по нашему мнению, наиболее правильно. Однако это рассуждения различных авторов, кто-то согласится с ними, кто-то нет. Как показывает практика, в теорию и методику подготовки спортсменов, а именно в технико-тактическую подготовку, по истечении времени вносятся определенные изменения, добавляется (или убирается) что-то новое. Это и неудивительно, так как правила соревнований постоянно изменяются, корректируется и специфика спорта, если так можно сказать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Блеер А.Н., Горбачева А.Ю., Передельский А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные единоборства в проблемном фокусе журнала «Теория и практика физической культуры»»

СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА В ПРОБЛЕМНОМ ФОКУСЕ ЖУРНАЛА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК/UDC 796.082

Поступила в редакцию 23.12.2014 г.

Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор А.Н. Блеер1 Аспирантка А.Ю. Горбачева1

Доктор педагогических наук, кандидат философских наук, доцент

А.А. Передельский1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

COMBAT SPORTS ON AGENDA OF THE JOURNAL «TEORiYA i PRAKTiKA FiZiCHESKOY KUL'TURY»

Dr.Hab., Professor A.N. Bleer1

Postgraduate student A.Yu. Gorbacheva1

Dr.Hab., Ph.D., Associate Professor A.A. Peredel'skiy1

1 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Аннотация

В статье выполнен сравнительный анализ научных исследований, проводимых авторами за пятилетний период в сфере подготовки единоборцев и организации тренировочной деятельности.

Проанализировав ряд научных публикаций за пятилетний период, авторы определили соответствующую тенденцию: особое внимание и значительно большее количество работ посвящено технике и тактике подготовки спортсменов. Специалисты в области теории спорта высказывают мнение о том, что технико-тактическая подготовленность спортсменов играет важную роль. Причем некоторые авторы разделяют два этих вида подготовки, отдавая предпочтение тому или другому, а большинство считают, что одно без другого просто не существует, они не могут быть разделены. При оттачивании навыков и совершенствовании одного другое тоже одновременно улучшается или ухудшается, что, по нашему мнению, наиболее правильно. Однако это рассуждения различных авторов, кто-то согласится с ними, кто-то нет.

Как показывает практика, в теорию и методику подготовки спортсменов, а именно в технико-тактическую подготовку, по истечении времени вносятся определенные изменения, добавляется (или убирается) что-то новое. Это и неудивительно, так как правила соревнований постоянно изменяются, корректируется и специфика спорта, если так можно сказать.

Ключевые слова: единоборства, методы организации тренировочной деятельности, подготовка спортсменов, тренировочная деятельность, технико-тактическая подготовка.

Annotation

The comparative analysis of the research that had been conducted by the authors for five years in the area of training and organization of training activity of combatants was performed in the given paper.

Upon analyzing of a number of scientific publications for the five-year period, the authors determined a respective trend: special attention and a much larger number of works are devoted to the technique and tactics of athletes' training. Experts in the field of sports theory suggest that the technical and tactical training of athletes is very important. And some authors distinguish two kinds of training of this type, giving preference to one or the other, but most of them believe that one simply does not exist without the other, they can not be separated. When perfecting skills and improving one the other, one improves or worsens, which, as we believe, is most correct. However, these are contemplations of various authors, some people would agree to them, some not. As practice shows, changes are made to the theory and methods of training of athletes, namely in the technical and tactical training, after a certain time, something new is added (or removed). This is not surprising, as the competition rules are constantly changing, specificity of sport is adjusted, so to speak.

Keywords: martial arts, methods of organizing training activities, training of athletes, training activity, technical and tactical training.

□ и

2 a

4—

о

OJ

a

с

га

^

О (U

E

Введение. Единоборства по сути своей производны от самых древних родовых типов человеческой деятельности, например от деятельности воинской или военной. Но в то же время единоборства выступали сосредоточием творческого, развивающего личность начала [1, 3]. В этом синтезе общего и особенного кроется основа непреходящего интереса к единоборческой тематике, в том числе и в русле специальных научных исследований.

Данная статья является продуктом сравнительного анализа многочисленных публикаций. Оценивая вклад журнала «Теория и практика физической культуры» в развитие

спортивных исследований, в том числе и в данном направлении, хотелось бы более детально рассмотреть основные тематические блоки, которым на страницах журнала уделяется наибольшее внимание, с тем чтобы проанализировав определенные недоработки, выявить положительные тенденции в направлении будущей работы.

Результаты исследования и их обсуждение. Журнал «Теория и практика физической культуры» рассматривает различные вопросы физической культуры, физического воспитания и спорта. Научные работы, публикуемые авторами в журнале «Теория и практика физической культуры»,

посвящены в основном исследованиям проблем подготовки спортсменов высокой квалификации по классическому виду борьбы (греко-римской), вольной борьбе, дзюдо, самбо. В наименьшей степени освещены проблемы подготовки боксеров и каратистов. С восточными единоборствами, такими как тхэквондо (с его различными интерпретациями), ушу и многими другими, дело обстоит иначе. По нашим наблюдениям, на протяжении пяти лет исследования по проблемам теории и методики подготовки спортсменов в данных видах спорта, или, как многие выражаются, искусствах (по высказываниям древних мастеров), не проводились. Возможно, данные вопросы освещаются в других научно-теоретических журналах, но так как речь идет о «Теории и практике физической культуры», мы не могли оставить это незамеченным.

Спортивная подготовка, или технология подготовки спортсменов, затрагивает целый ряд направлений, рассматривая вопросы психологической, тактической и технической подготовки, физиологического состояния спортсменов. Поэтому исследования по соответствующим направлениям освещаются в «Теории и практике физической культуры» сразу в нескольких рубриках, что представляет особую ценность для авторов, проводящих исследования по данной области знаний, и что, на наш взгляд, значительно поднимает рейтинг журнала. Это и «Адаптивный спорт», это и «Спортивная медицина», и «Физиология спорта», и «Тренер» - журнал в журнале (в данной рубрике отражаются наиболее важные вопросы тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов).

Проанализировав ряд научных публикаций за пятилетний период, мы определили соответствующую тенденцию. Значительное количество работ посвящено технике и тактике подготовки спортсменов. Специалисты в области теории спорта высказывают мнение о том, что важную роль играет технико-тактическая подготовленность спортсменов [1]. Причем некоторые авторы разделяют два этих вида подготовки, отдавая предпочтение тому или другому, а большинство выступают за то, что одно без другого просто не существует, они не могут быть разделены. При оттачивании навыков и совершенствовании одного другое тоже улучшается или ухудшается одновременно, что, по нашему мнению, наиболее правильно. Однако это позиции различных авторов, кто-то согласится ними, кто-то нет.

Как показывает практика, в теорию и методику подготовки спортсменов, а именно в технико-тактическую подготовку со временем вносятся определенные изменения, добавляется (или убирается) что-то новое. Это и неудивительно, так как правила соревнований постоянно изменяются, корректируется и специфика спорта, если можно так сказать.

В основном методика подготовки многих исследователей, ищущих что-то наиболее эффективное, заключается в разработке комплексов упражнений (регламентированных и ситуационных), направленных на развитие координационных способностей с целью повышения качества обучения технико-тактическому мастерству в спортивной борьбе, соответствующих избранному из единоборческих дисциплин виду спорта (дзюдо, самбо, бокс, греко-римская или вольная борьба, тхэквондо и др.). В группу данного комплекса, как правило, включен ряд специальных упражнений, направленных на совершенствование технико-тактического мастерства. Для освоения определенной техники, наиболее сложной и усовершенствованной для овладения тем или иным тактическим приемом довольно часто стали использоваться различные аппаратно-тренажерные комплексы, разработанные авторами, или привлечены к отработке соответствующего приема. Например, для выявления структуры специальной силовой подготовленности борцов высокой квалификации

автором исследования был разработан и изготовлен тренажер, позволяющий тренировать специальные силовые качества, моделируя некоторые элементы двигательных действий спортсмена. Как показывает практика, разработка и применение такого рода тренажеров положительно влияет на подготовку спортсменов высокой квалификации, обеспечивая максимальную эффективность в отработке того или иного технического приема, укрепляя соответствующие группы мышц. В настоящий момент научные разработки многих авторов все чаще патентуются Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Соответственно публикация на страницах журнала методик с использованием запатентованных изобретений, несомненно, является прогрессивным моментом.

В целом из вышесказанного можно выделить следующее. Данное направление подготовки спортсменов в единоборствах имеет большое значение, особенно для видов борьбы, требующих проявления скорости и силы.

Следующий раздел, который наиболее широко освещается авторами, относится к исследованию состояний организма спортсменов, психолого-педагогической направленности подготовки спортсменов на протяжении всей тренировочной деятельности и в предсоревновательном и соревновательном периодах.

Под изучением состояний организма подразумевается исследование физиологического состояния, влияния различных факторов спортивной деятельности на организм спортсменов. Большая часть работ по данному направлению посвящена исследованию состояний организма спортсменок. Казалось бы, мужчины значительно превышают по численности долю женщин на занятиях такими по-настоящему мужскими видами спорта, как борьба. Многие недоумевают, почему женщины отдают предпочтение занятиям единоборствами. Видимо, поэтому к данному феномену и проявляется больший интерес и у авторов появляется желание осветить положительные и отрицательные стороны вопроса, изменения, которые происходят в женском организме. Ведь в отличие от мужского женский организм несколько иначе реагирует на различные факторы, связанные со спецификой такого жестко контактного спорта [3].

Исследования психолого-педагогической составляющей всего процесса подготовки спортсменов в рамках тренировочной и соревновательной деятельности включают психологическую подготовку спортсменов, психологический настрой на поединок, поиск правильного, педагогического подхода тренерского состава, в том числе врачей, массажистов, психологов сборной команды в целом и каждого ее члена в отдельности. Психолого-педагогическая подготовка спортсменов рассматривается авторами как на этапе многолетней подготовки и в рамках годичного цикла подготовки, так и в предсоревновательном и соревновательном периодах, на этапе непосредственной подготовки спортсменов к соревнованиям. В своих исследованиях авторы описывают методы психорегуляции, идеомоторной тренировки, которые включены в недельный тренировочный план и выполняются в начале или в конце тренировочного занятия. Особое внимание исследователями в данной области уделяется таким психологическим терминам, как мотивация и целепола-гание. Несмотря на то что исследование личности, состояний спортсмена относится к разделу психологии, проблемы мотивации и целеполагания спортсменов анализируются авторами с точки зрения психолого-педагогической направленности, что, на наш взгляд, наиболее оптимально при организации учебно-тренировочного процесса, обеспечивающего подготовку спортсменов еще на начальной стадии. Данный аспект позволяет определить индивидуальные стороны ка-

№ 11 • 2015 Ноябрь | November http://www.teoriya.ru

ждой личности, выбрать пути саморазвития и самореализации. Зачастую на всех этапах подготовки спортсменов идет стандартное обучение технике и тактике ведения поединков без индивидуализации, что ставит под вопрос будущее и результат того или иного спортсмена. К сожалению, данный аспект рассматривается авторами в наименьшей степени. Приоритеты в обучении все также отдаются технико-тактическим приемам, повышению уровня физической работоспособности. В данном случае можно говорить о тенденции тематического игнорирования изучения личности спортсменов в тесном контакте с педагогической направленностью.

На наш взгляд, одним из важных моментов в подготовке единоборцев и вообще всех спортсменов являются моменты, связанные с восстановительными процедурами. Ни для кого не секрет, что спортивная деятельность каждого человека - это сложный, психоэмоциональный, психофизиологический феномен, неразрывно сопряженный с его социальной деятельностью и существенно влияющий на ее эффективность. В данном случае речь идет о различных методах восстановления спортсменов в период уплотненного режима соревновательной деятельности. Данные вопросы освещены в журнале «Теория и практика физической культуры» в узком аспекте. Затронута опять-таки же лишь психологическая направленность. Авторы освещают в своих исследованиях такие методы, как сеансы антистрессовой релаксации, определяя различные физиологические параметры (АД - артериальное давление, ЧСС и др.), используя психологические тесты (САН, Спилбергера-Ханина).

Выводы. В результате проведенного анализа хотелось бы отметить, что при всей разноплановости направлений и исследований в сфере единоборств, поднимаемых на страницах журнала, значительного прорыва в научном смысле в подготовке высококвалифицированных единоборцев не наблюдается. Данное обстоятельство отражает реальное состояние современного спорта, ориентированного скорее на коммерчески обеспеченную нормативность, нежели на результативность, связанную с применением сложных технико-тактических приемов, и подкрепляется это целым рядом вполне естественных, понятных и объективных причин. Требования, предъявляемые к спорту, а соответственно и ко всем участникам данного процесса (тренерам, спорт-

сменам и др.) с годами несколько усложняются. Спорт все больше подвержен политической и экономической составляющим. Происходящее увеличение количества стартов в годичном цикле, учебно-тренировочных сборов и других мероприятий так или иначе влияет на спортивную результативность и заставляет участников данного процесса адаптироваться к новым условиям.

Вместе с тем, несомненно, прогрессивным моментом в указанном смысле являлось бы отражение на страницах журнала проблемных вопросов, связанных с теоретико-методологическими основаниями и историческими корнями единоборческих видов спорта и их спортивных дисциплин. В данном случае, на наш взгляд, следует повысить уровень концептуальности единоборческой тематики.

Помимо указанных моментов уже в качестве пожеланий журналу можно отметить нарастающую необходимость прогнозного отражения основных векторов в сфере развития единоборств. Это позволило бы не ограничиваться только статистическим срезом, а создать возможность для динамических исследований в данной области. И, несомненно, вызвало бы дополнительный интерес к данному профильному журналу, который мы так высоко оцениваем.

Литература

1. Малков О.Б. Основные компоненты тактики поединка в спортивных единоборствах / О.Б. Малков, В.В. Гожин // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 2. - С. 3-6.

2. Передельский А.А. История становления традиций единоборческих искусств / А.А. Передельский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. 54-56.

3. Передельский А.А. Поединок - основной метод педагогики единоборств / А.А. Передельский // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 2. - С. 17-19.

References

1. Malkov, O.B. Osnovnye komponenty taktiki poedinka v sportivnykh edinoborstvakh (Key components of fight tactics in combat sports) / O.B. Malkov, V.V. Gozhin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -2009. - № 2. - P. 3-6.

2. Peredel'skiy, A.A. Istoriya stanovleniya traditsiy edinoborcheskikh iskusstv (History of formation of traditions of martial arts) / A.A. Peredel'skiy // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2008. - № 4. - P. 54-56.

3. Peredel'skiy, A.A. Poedinok - osnovnoy metod pedagogiki edinob-orstv (Fight - main method of martial arts pedagogics) / A.A. Pere-delskiy // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2008. - № 2. - P. 17-19.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

и

га y

г. CL

ч—

. О OJ

CL

■ -О

с

га

^

О (U .с I—

Ректорат, профессорско-преподавательский состав Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева сердечно поздравляют учредителей и редакционный коллектив журнала «Теория и практика физической культуры» с 90-летием со дня основания!

Вот уже почти столетие журнал способствует распространению научных знаний о физическом воспитании и функциональных возможностях человека, освещает передовой опыт физического воспитания в стране и за рубежом. Сегодня во всем мире он известен как флагман российской научной спортивной периодики.

Мы гордимся сложившимися плодотворными связями между журналом «Теория и практика физической культуры» и Мордовским государственным педагогическим институтом имени М. Е. Евсевьева, результат которых воплощен в совместных делах и приносит очевидные результаты как в развитии гуманитарной науки, так и в образовании

молодежи. Примите слова искренней благодарности за многогранный и результативный труд, за сохранение лучших научных традиций в спорте и постоянный поиск нового. Мы высоко ценим деятельность журнала на благо гуманитарной науки и образования. Выражаем надежду, что и в будущем наше сотрудничество будет служить укреплению научно-образовательного и научно-исследовательского потенциала отечественного спорта.

В год 90-летия желаем учредителям и редакции журнала «Теория и практика физической культуры» крепкого здоровья, творческих успехов, высоких профессиональных достижений, благополучия, веры в будущее и уверенности в настоящем, неуклонного роста тиража и благодарного читателя!

Ректор Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева» В.В. Кадакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.