Научная статья на тему 'Перспективы разработки академической модели служебно-прикладных единоборств'

Перспективы разработки академической модели служебно-прикладных единоборств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / МОДЕЛИ / КОММЕРЧЕСКИЕ И СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блеер А.Н., Зуев Г.В., Коников С.Л.

В статье содержится анализ закономерностей и перспектив развития коммерческих, служебно-прикладных, академических (научно-методических) моделей единоборств в современных условиях. Сравнительный анализ трех типовых групп единоборческих проектов позволяет выявить закономерность обратной зависимости между степенью коммерциализации и степенью академичности в современных единоборческих моделях. Эта зависимость основана на том, что коммерческие и некоммерческие проекты по созданию моделей единоборств разрабатываются принципиально разными людьми (коммерсанты и агенты тотализатора, как правило, не могут одновременно являться видными учеными, тренерами, методистами, и наоборот); в разных странах (США для коммерческих проектов, Россия для академических); с разными целями (деньги ради денег, деньги ради развития национального спорта, образования, науки). В любом случае данную закономерность следует учитывать при дальнейшем проектировании моделей единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы разработки академической модели служебно-прикладных единоборств»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ АКАДЕМИЧЕСКОМ МОДЕЛИ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

УДК/UDC 796.01:316

Информация для связи с автором: alexperedelskiya@mail.ru

Поступила в редакцию 23.12.2014 г.

Доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО А.Н. Блеер1 Г. В. Зуев1

Кандидат педагогических наук С.Л. Коников1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта и молодежи (ГЦОЛИФК), Москва

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF ACADEMIC MODEL OF APPLIED SERVICE MARTIAL ARTS

Professor, Dr.Hab. A.N. Bleer

G.V. Zuev1

Ph.D. S.L. Konikov1

1 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTsOLIFK), Moscow

Аннотация

В статье содержится анализ закономерностей и перспектив развития коммерческих, служебно-прикладных, академических (научно-методических) моделей единоборств в современных условиях.

Сравнительный анализ трех типовых групп единоборческих проектов позволяет выявить закономерность обратной зависимости между степенью коммерциализации и степенью академичности в современных единоборческих моделях. Эта зависимость основана на том, что коммерческие и некоммерческие проекты по созданию моделей единоборств разрабатываются принципиально разными людьми (коммерсанты и агенты тотализатора, как правило, не могут одновременно являться видными учеными, тренерами, методистами, и наоборот); в разных странах (США - для коммерческих проектов, Россия - для академических); с разными целями (деньги ради денег, деньги ради развития национального спорта, образования, науки). В любом случае данную закономерность следует учитывать при дальнейшем проектировании моделей единоборств.

Ключевые слова: единоборства, модели, коммерческие и служебно-прикладные единоборства, академический проект.

Annotation

The paper contains an analysis of the patterns and prospects for the development of commercial, applied service and academic (theoretical and methodological) models of martial arts in the contemporary environment. The comparative analysis of three model groups of martial arts projects helps reveal the pattern of the inverse relationship between the degree of commercialization and the degree of academism in modern models of martial arts. This relationship relied on the fact that commercial and non-profit projects on creation of models of martial arts are developed by absolutely different people (businessmen and totalizator agents usually can not be prominent scientists, coaches and methodists at the same time, and vice versa); in different countries (the United States - for commercial projects, Russia - for academic ones); with different goals (money for money, money for development of national sport, education, science). In any case, this pattern should be considered when designing future models of martial arts.

Keywords: martial arts, models, commercial and applied service martial arts, academic project.

Введение. В наше время, когда появляются все новые и новые модели спортивных и прикладных единоборств, актуальной по-прежнему остается проблема системного подхода к разработке комплексного вида спортивного и прикладного единоборств. При последовательной ориентации на безусловную научность, на развернутое теоретико-методическое обеспечение подобного проекта он мог бы обоснованно претендовать на статус академического, в смысле - созданного в академически строгой манере научно-практического исследования [1].

В случае успешной реализации указанного проекта знание о нем можно было бы, в свою очередь, рассматривать как эпистемологическое, то есть вбирающее в себя теорию и метод достижения истинного понимания основ идеального (в смысле работы с идеальными объектами) конструирования в области единоборств. Позиционируемая установка превращает академический вид комплексного служебно-прикладного единоборства в результат соответствующей гипотетико-дедуктивной теории, с точки зрения истории и философии науки, единственно способной создать достоверный продукт требуемого высокого качества [4].

Цель исследования - научно аргументировать условия для конструирования новой академической модели комплексного единоборства.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде чем развернуть авторскую концепцию проектирования еди-ноборческих моделей, мы посчитали целесообразным дидактически четко поставить несколько вопросов, отражающих фокус настоящего исследования.

Первый вопрос касается анализа уже имеющегося опыта работы в данном направлении и степени разработанности соответствующей проблемы в научной литературе.

Второй вопрос отражает фактическое наличие и степень зрелости социального заказа на появление и развитие того или иного вида единоборств.

Третий вопрос требует исследования той социокультурной области, из которой непосредственно рождается рассматриваемый вид единоборств.

Четвертый вопрос ориентирован на анализ закономерностей протекания процесса адаптации, приспособления конкретной единоборческой культуры к сфере спорта в его профессиональной, любительской или, в перспективе, олимпийской ипостасях.

Пятый, но далеко не последний, вопрос фокусирует внимание на проблеме соотнесения естественного и искусственного при моделировании единоборств.

Попробуем вкратце ответить на каждый из предполагаемых вопросов.

Что касается уже имеющегося, так сказать, практически востребованного опыта единоборческого моделирования, то здесь можно указать как на удачные, так и на не особо удачные проекты. Смешанные единоборства, бои в клетке, прочие «раскрученные» виды, а правильнее будет сказать модели однокоренных коммерческих единоборств, служат примерами удачных проектов, однако не имеющих развернутого научно-методического обоснования и его отражения в научно-спортивной литературе. Возможно, что подобные коммерческие проекты вообще не нуждаются в таком обосновании и таком отражении. Ведь они возникают, ориентируясь не на узкий академический, а на практический широкий социальный заказ. Если, что весьма дискуссионно, коммерческие единоборческие проекты и начинают со временем испытывать потребность в научно-методическом сопровождении, то это может быть связано с критической массой накопленного опыта и с необходимостью повышения собственной конкурентоспособности. Причем первое предположение также весьма и весьма спорно, так как коммерческие проекты не отличаются долговременностью и отлично могут паразитировать на технико-тактической базе других спортивных и неспортивных единоборств. Второе предположение, очевидно, не лишено оснований, но, как показывает практика, получает достаточное подтверждение лишь в случае обостряющегося кризиса финансового воспроизводства очередной коммерческой единоборческой модели, да и то при наличии адекватного руководителя, способного осознать данное обстоятельство и «сделать ставку» на науку. Впрочем, бывает проще вложить деньги в новый проект, чем пытаться поддержать старый и уже не рентабельный.

В свою очередь, академические единоборческие модели типа «боя без оружия» или «боевого прикладного движения», имеющие развернутое научно-методическое обоснование, имеют его как раз по той причине, что ориентируются на узкий профессиональный социальный заказ некоммерческого характера, не способный к самостоятельному финансовому воспроизводству. Они малоизвестны, не «раскручены», недостаток инвестиций восполняют избытком научно-методической разработки, надеясь на «лучшие времена».

Где-то посередине между указанными полюсами располагаются модернизированные модели традиционных спортивных и восточных единоборств, к примеру боевое самбо. Также модели базируются на старых научно-спортивных разработках, но в коммерческий период своего развития неуклонно и невосполнимо утрачивают связь с наукой и образовательной практикой, то есть теряют свою академичность.

Сравнительный анализ трех типовых групп единоборче-ских проектов позволяет выявить закономерность обратной зависимости между степенью коммерциализации и степенью академичности в современных единоборческих моделях. Эта зависимость основана на том, что коммерческие и некоммерческие проекты по созданию моделей единоборств разрабатываются принципиально разными людьми (коммерсанты и агенты тотализатора, как правило, не могут одновременно являться видными учеными, тренерами, методистами, и наоборот); в разных странах (США - для коммерческих проектов, Россия - для академических); с разными целями (деньги ради денег, деньги ради развития национального спорта, образования, науки).

В любом случае данную закономерность следует учитывать при дальнейшем проектировании моделей единоборств.

Ответ на второй предполагаемый вопрос частично уже вытекает из вышеизложенного. Толчок к современному конструированию в области единоборств может дать практически любой социальный заказ, имеющий своих идеологов и подвижников. Но достаточно широкую социальную базу, социальную востребованность, экономическую рентабельность функционирования единоборческой модели обеспечить в состоянии далеко не всякий социальный заказ. В этом смысле, по мнению авторов исследования, сосуществуют два основных варианта прогрессивного развития: собственно коммерческий (он же - профессионально-спортивный) и военно (служебно)-прикладной (он же - бюджетный). Иными словами, у некоммерческого проекта есть лишь одна-единственная возможность для поступательного развития -это гарантированное бюджетирование в интересах и за счет военного ведомства или иных силовых государственных структур. Без такой основы и ориентации академический проект по созданию научно и методически обоснованной модели единоборства в принципе лишен каких-либо перспектив практического внедрения. Он может существовать и позиционироваться лишь как «идеальная модель» учебно-образовательного характера.

Данная постановка вопроса требует детального рассмотрения прикладной области практики единоборств, из которой, собственно, и ожидается получение бюджетно обеспеченного социального заказа. Прошедшая 17 декабря 2014 г. в ГЦОЛИФКе «Всероссийская научно-практическая конференция по практической стрельбе, другим видам стрелкового спорта и стрелковым дисциплинам в многоборьях» многое разъяснила, в том числе и относительно перспектив развития академического проекта в единоборствах. Во-первых, по мнению участников конференции - старших офицеров спецподразделений и воинских частей специального назначения, очень трудно «достучаться» до бюрократических кабинетов даже по вопросу развития стрелкового дела, то есть основной области подготовки бойцов. Куда уж тут единоборствам? Во-вторых, научно-методическое сопровождение военно(служебно)-прикладной подготовки, в силу бессистемного движения последних десятилетий, действительно стало актуальнейшей проблемой, решение которой, как это ни странно, ожидают не от военных вузов и НИИ, а от ГЦОЛИФК, то есть от университетской спортивной науки. В-третьих, военно (служебно) -прикладные единоборства обязаны строиться на базе специализированного функционала спецназовцев, что еще больше сужает и так очень узкий социальный заказ, дробя его на подсистемные образования. Тем самым исключается и возможность устойчивого государственного бюджетирования в достаточных для развития академического проекта размерах.

Вот на такой, пессимистической, ноте мы переходим к анализу четвертого, изложенного выше вопроса. Спорт на сегодняшний день остается наиболее привлекательным поприщем реализации разнообразных коммерческих проектов, в том числе и в сфере единоборств. Этим объясняется неуклонное стремление спортизировать любые, иногда принципиально далекие от спорта модели телесно-двигательной и иной практики [3]. Например, в последние годы в поисках вариантов социализации субкультур футбольных фанатов активно мониторится возможность конструирования новейших, сверхагрессивных моделей групповых единоборств [6].

Совсем исключить возможность их появления в массовой потребительской культуре нельзя: ведь они проходят апробацию в той же американской бизнес-индустрии, что и все

№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!

http://www.teoriya.ru

103

современные полноконтактные коммерческие единоборства. Значит, в недалеком будущем грядет новая смена еди-ноборческих моделей на потребу специально развиваемому потребительскому рынку.

Как уже отмечалось, академическим проектам не по пути с коммерциализацией сферы единоборств, но создание спортизированных моделей является верным и перспективным решением, в том числе и для них [2, 5]. Причем, если очень трудно создать принципиально новую модель, то специфическую комплексную модель, сочетающую в себе ранее не сочетавшиеся слагаемые, вполне возможно. Вопрос в том, что сочетать, комбинировать.

Вот здесь мы и выходим на проблему соотнесения естественного и искусственного при единоборческом конструировании. В основу новой комплексной модели единоборства, очевидно, должны быть заложены следующие, где-то даже взаимоисключаемые принципы:

- спортивной ориентации;

- военно(служебно)-прикладной ориентации;

- гуманистической ориентации;

- системности.

Последний принцип подразумевает наличие некоего стрежня - идеи, объединяющей несколько относительно автономных подсистемных целостностей и выделяющей данное комплексное единоборство из ряда ему подобных форм. Одновременно принцип системности подразумевает органичность, естественность подобного новообразования. Ведь искусственность станет необоримой преградой на пути социальной востребованности и широкого распространения. Даже на уровне подбора комбинаторики подсистемных слагаемых комплексного единоборства искусственности желательно максимально избежать: довольно трудно объединять необъединяемое.

Вывод. Для успешного конструирования новой академической модели комплексного единоборства нужна концепция, учитывающая все приведенные выше аргументы. Мы полагаем, что подобная концепция уже существует, доказательству чего и намерены посвятить следующую статью.

Литература

1. Блеер А.Н. Проблемный научный совет по физической культуре

российской академии образования: преемственность и новизна стратегического курса / А.Н. Блеер, А.А. Передельский, С.Л.

Коников / Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 1(23). - С. 3-7.

2. Коников С.Л. FIGHTING MOTION - Механизм оптимизации подготовки спортсменов-единоборцев / С.Л. Коников, А.А. Передельский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 51.

3. Передельский А.А. К вопросу об экстремальности и прикладно-сти «спортизации» физического воспитания / А.А. Передельский // Теория и практика прикаладных и экстремальных видов спорта. - 2013. - № 2 (27). - С. 72-74.

4. Передельский А.А. Философия спорта как метанаучная дисциплина / А.А. Передельский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 75-77.

5. Передельский А.А. Искусство единоборств: боевые танцы как спортивное и прикладное единоборство // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2009. - № 1. - С. 41.

6. Передельский А.А. Феномен спортивной культуры в аспекте философского и социологического анализа / А.А. Передельский, А.Г. Алексеев, Ю. А. Цегельный // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 8. - С. 94-96.

References

1. Bleer, A.N. Problemny nauchny sovet po fizicheskoy kuiture rossiyskoy akademii obrazovaniya: preemstvennost' i novizna strategicheskogo kursa (Problem Scientific Council for Physical Culture of Russian Academy of Education: Continuity and novelty of the strategic course) / A.N. Bleer, A.A. Peredel'skiy, S.L. Konikov / Teoriya i Praktika prikladnykh i extremal'nykh vidov sporta. - 2010.

- № 1(23). - P. 3-7.

2. Konikov, S.L. FIGHTING MOTION - Mekhanizm optimizatsii podgotovki sportsmenov-edinobortsev (FIGHTING MOTION - training optimization mechanism for single combatants) / S.L. Konikov, A.A. Peredel'skiy // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - № 3. - P. 51.

3. Peredel'skiy, A.A. K voprosu ob ekstremal'nosti i prikladnosti «sportizatsii» fizicheskogo vospitaniya (On extreme nature and application of "sportization" of physical education / A.A. Peredel'skiy

// Teoriya i Praktika prikladnykh i extremal'nykh vidov sporta. - 2013.

- № 2 (27). - P. 72-74.

4. Peredel'skiy, A.A. Filosofiya sporta kak metanauchnaya distsiplina (Sport philosophy as a branch of meta-science) / A.A. Peredel'skiy // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2012. - № 1. - P. 75-77.

5. Peredel'skiy, A.A. Iskusstvo edinoborstv: boevye tantsy kak sportivnoe i prikladnoe edinoborstvo (Martial arts: martial dance as sports and applied martial arts) // Teoriya i Praktika prikladnykh i extremal'nykh vidov sporta. - 2009. - № 1. - P. 41.

6. Peredel'skiy, A.A. Fenomen sportivnoy kultury v aspekte filosofskogo i sotsiologicheskogo analiza (Sports culture phenomenon in terms of philosophical and sociological analysis) / A.A. Peredel'skiy, A.G. Alekseev, Yu. A. Tsegel'ny // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. -2014. - № 8. - P. 94-96.

НОВЫЕ КНИГИ

Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 19 февраля 2015 г. - СПб.: СПбГУП, 2015. - 148 с,

В сборнике опубликованы материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 19 февраля 2015 г. В конференции приняли участие ученые и преподаватели физического воспитания и других дисциплин из вузов России, Белоруссии и Финляндии.

В докладах участников освещены актуальные проблемы физической культуры и спорта в высшей школе, рассмотрено научно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре, проанализированы инновационные подходы к организации физической культуры и спорта, медицинского обеспечения образовательного процесса, функциональной диагностики. Особое внимание уделено развитию массового спорта в условиях вуза, разработке информационных технологий в образовательном процессе кафедр физического воспитания; культурологическим, социально-психологическим аспектам, а также вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов как главной задачи кафедр физического воспитания вузов.

Издание адресовано преподавателям физического воспитания, тренерам и научным работникам в области физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.