УДК 796.011 ББК 75.1
НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ подготовки СПОРТСМЕНОВ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ
A.B. Сафошин
Аннотация. Статья посвящена проблема подготовки спортсменов в сфере восточных единоборств. Современный научный подход в восточных единоборствах - это необходимость постановки у занимающихся акцента на такую ценность как дело, не забывая целостность психики, культуру, собственную личность в противном случае в процессе занятий спортом можно наблюдать феномен эмоционального выгорания. Сознательно рассматриваются схему «три лика времени» восточных единоборств через закономерности, которые подводят к необходимости сосредоточить внимание на виртуальной составляющей восточных единоборств - времени, которое через три своих разновидности - физическое, историческое и культурное. Автор утверждает, что спортсмена-единоборца от начала занятий до высших достижений нужно готовить с учетом времени имеющую равноценную пространству сущность, трехмерную по своему содержанию. Используя в тренировочном процессе совокупность научных принципов - детерминизма, системности, историзма, диалектики, развития, редукции, деятельности - позволит оптимизировать качественную подготовку спортсменов в сфере восточных единоборств в целом.
Ключевые слова: восточные единоборства, спортсмены, тренировочный процесс.
A.V. Safoshin
Abstract. The article is devoted to the problem of training athletes in martial arts. The modern scientific approach in the Eastern martial arts is the need to put the emphasis on the value of the deal, keeping the integrity of the psyche, culture and the self. Otherwise, in the process of training one can observe the phenomenon of burnout. The scheme of "three faces of time" of martial arts are considered through the patterns that lead to the need to fo-
SCIENTIFIC PRINCIPLES IN TRAINING ATHLETES WITHIN THE VALUE-BASED SYSTEM OF MARTIAL ARTS
cus on the virtual component of the martial arts-time through three of its varieties-natural, historical and cultural. The author claims and scientifically proves that the martial arts athletes from the start up to higher achievements should be trained taking into account the time which is equivalen t to the space en tity, and the three dimensional by the con ten t. Using the training process a set of scien tific principles-determ in ism, systematization, histo-rism, dialectic, development, reduction, activity-enables to optimize the quality of the martial arts athletes in general.
Keywords: eastern martial arts, athletes, training process.
В60-е гг. XX века электронно-вые числительные машины (ЭВМ) представляли собой громоздкие устройства, требовавшие для размещения масштабных по объему помещений. Современные персональные компьютеры в размерах уменьшились до карманного формата, нлшо-стрируя компактность технических устройств для работы с информацией. В нашем случае просматриваются те же самые закономерности, которые подводят к необходимости сосредоточить внимание на виртуальной составляющей восточных единоборств — времени, которое через три своих разновидности — физическое, историческое и культурное — позво-
ляет проследить судьбу спортсме-на-единоборца от начала занятий до высших достижений (рис.). Нам представляется, что именно в этой плоскости н лежит проблема подготовки спортсменов в сфере восточных единоборств.
Мы назвали настоящую схему «три лика времени» восточных единоборств, имея в виду, что традиционно принимаемое в расчет трехмерное пространство обычно наделяется одним измерением времени, что противоречит равновесному состоянию бытия. Мы утверждаем, что время должно иметь равноценную пространству сущность, трехмерную по своему содержанию, с учетом субъек-
Действие
Переживание
Рис. 1. Общая методологическая схема подготовки в восточных единоборствах (по В.И. Стрелкову, 2003)
тивности собственного существования. Это означает, что время искусственно вводится в повседневный обиход в связи с появлением особого носителя — живых объектов. Более того, если вести речь о живых носителях времени в социуме, то можно утверждать, что мужчины гениальны в пространственных отношениях с миром, а гений женщины распространяется на временные отношения. Об этом свидетельствует, в частности, кандидатская диссертация, автор которой — женщина, изучавшая время жизни в режиме сменного графика, ссылается на соотечественниц-ученых, увлеченных в массовом порядке феноменом времени. Упомянутые в диссертации источники дают соотношение мужчин и женщин, занимавшихся изучением времени, один к пяти [1].
Нашу схему (рис.) мы построили на основании закономерностей развития образования в соответствии с психологией и педагогикой спортсменов, которые осваивают три времени: физическое (1), историческое (1') и культурное (ц). Каждое событие на указанных осях соответствует принципам, которые определяются следующим образом [2; 3; 4]:
• детерминизм - устанавливает отношения причины и следствия;
• системность - устанавливает отношения власти и подчинения;
• историзм - устанавливает отношения мотива и цели;
• диалектика - устанавливает отношения противоречия и согласия;
• развитие - устанавливает отношения прогресса и регресса;
• редукции - устанавливает отношения обязанности и ответственности;
• деятельности - устанавливает отношения достижений и неудач.
Начнем с принципа детерминизма, который «устрой.чей» на осп физического времени, определяя уровень притязаний спортсмена — от начала занятий восточными единоборствами до высших достижений. Многое здесь зависит от спортивной школы, куда попадает новичок. В стенах спортшколы он должен увидеть н подвергнуться четырем разновидностям воспитания: эстетическому, физическому, умственному н трудовому. Многие школы грешат тем, что слабо или вообще не закрывают первую и третью позиции, полагаясь на природу н тренировочный процесс. Искусство же восточных единоборств н, тем более, их умственная составляющая в расчет не принимаются.
Между тем детерминизм продолжает действие и простирает своп притязания на вершину спортивного мастерства, выводя спортсмена на арену соревнований различного ранга. Между этими двумя событиями возникает пауза, занятая тренировочным процессом, которая и дает возможность отсчета времени. В период паузы материализуется случившееся во времени. Первые события происходят во всеобщем времени, тождественном физическому, с которым обычно имеет дело человек. Согласно С.Е. Бакулеву [5], эта пауза может длиться по-разному: от года до 10 лет в зависимости от таланта спортсмена. Таким образом, создается материальная база, плацдарм занятий восточными единоборствами. Поскольку это события физического, всеобщего времени, здесь происходит объективация, как неживой,
так и живой сущности. Тогда задача спортшколы, как тождественной, по нашей версии, неживому, заключается в торможении психической жизни для создания социально-педаго-гической базы развития. В свою очередь, арена должна «спрыснуть живой водой» профессии сложившуюся структуру, придав ей динамику. Таким образом, рождается первый «лнк времени» — физический.
В действительности все происходит с точностью до наоборот: спортшкола, опираясь на задатки, трудится в режиме интенсивной эксплуатации физических ресурсов; арена же подобное преждевременное развитие естественным образом подвергает стагнации. Как итог, возникает десинхроноз (несогласованность) действий начального и продвинутого этапов спортивной тренировки, что в перспективе неизбежно отразится и отражается на предстоящей успешности выступлений в соревнованиях, которая медленно нарастает в течение пяти-девяти лет, не оставляя времени на высшие достижения. Более того, неопределенность отношений спортшколы н арены препятствует нормативному выстраиванию системы выступления в соревнованиях, когда «верхние этажи» занимают участники учебно-воспитательного процесса — тренер и спортсмен. Срабатывает следующий принцип — системности, свидетельствующий о начале спортивной карьеры в сфере восточных единоборств.
Формируется исходная инновационная единица спортивной деятельности, где присутствуют четыре элемента — спортшкола, арена, спортсмен н тренер. Поскольку в квадратуре в полном объеме воспроизво-
дится психика человека с ее сенсорикой, перцепцией, интеллектом и сознанием, включаются психологические защиты, предохраняющие организм от физического истощения в результате интенсификации тренировок. Подобное состояние дел и обнаружил С.Е. Бакулев, когда зафиксировал десятилетнее торможение в спортивной карьере в движении от новичка до KMC. В то же время можно говорить о первой ценности восточных единоборств — целостности психики, которая еще не есть, однако, целостность личности, ее черед наступит позднее.
Пока же отметим события, которые происходят на осп общего (исторического) времени — f — второго «лика времени» (рис.). В свете выше изложенного спортшкола н арена должны были бы иметь общие учебные программы, предполагающие преемственность тренировки разных ступеней и органичность деятельности тренера и судьи на ковре или татами. В действительности же ситуация далека от идеала, поскольку спортшкола все чаще руководствуется коммерческими интересами, а на арене наблюдается острый дефицит патриотизма. Отсюда сложность реализации следующего принципа — историзма, предназначение которого — движение к цели кратчайшим путем. Происходит это следующим образом.
Связка «спортсмен-тренер» покидает базовую площадку и в местах проведения спортивных занятий начинает движение к цели, обозначенной на оси t' точкой ц. Сам по себе принцип историзма, помимо установления отношений мотива и цели, определяет для живого начало, течение н конец (и-ц). Главное отличие
исторического времени от физического заключается в том, что оно не имеет строгой размерности и регулируется субъектом деятельности, т.е. имеет свойство расширяться и сжиматься. По логике тренировочного процесса, предстоит решение дидактических задач, которые и начинают реалнзовыватъея. Здесь-то и дают о себе знать огрехи современной тренировки, которые становятся особенно заметными на профессиональной ступени. Если спортшкола, действующая автономно от арены, фактически узурпирует процесс физического развития, занимаясь эксплуатацией психофизических ресурсов, то арена, напротив, игнорирует предварительную проработку психики для предстоящего соревнования.
Спортсмены, имея с первых дней пребывания на арене в качестве примера основоположников восточных единоборств, попадают в ситуацию невозможности освоить учебную программу, поэтому прибегают к различным уловкам — капризам, запрещенным приемам и т.п. Это приводит к тому, что не все отправившиеся в исторический путь за медалями, проходят его до конца: включающийся в дело принцип диалектики, устанавливающий отношения противоречия и согласия, ставит непреодолимый барьер для большинства спортсменов, причем для одних по генетическим основаниям, для других — культурным. Редкие нз них, генетически одаренные, продвигаются по маршруту к цели кратчайшим путем (н-ц), другие, обделенные природой, — останавливаются в нерешительности перед этим барьером. Таким образом, происходит разделение всей когорты обучающихся на две неравноценные
группировки: быстро и медленно тренируемых, одаренных и мало способных, «бесперспективных» [5]. Для вторых задача преодоления психологических барьеров — эмоционального, взаимопонимания, интеллектуального, личности и общности — оказывается нерешаемой. Тем не менее, именно психологические барьеры актуализируют следующую ценность восточных единоборств — культуру, которую необходимо освоить в полном объеме.
Первая же группа — одаренных, продолжая путь, уверенно продвигается к предсказуемым победам, званию KMC, питаясь иллюзией о тождестве интеллектуального и социального. Другая — возвращается на оставленную базу и ждет своего часа, рассчитывая наверстать упущенное по завершению занятий восточными единоборствами. В данной ситуации проигрывают все: общество получает низкую производительность труда; индивид теряет смысл своего существования. Наиболее сознательную часть тренерского корпуса подобное положение дел не устраивает, поэтому они подвергаются действию принципа развития, который, напомним, устанавливает отношения прогресса н регресса. В данном случае вводится тендерное основание, по которому консерватизм мужской части натуры с его обстоятельностью и медлительностью тормозит рвущуюся к цели порывистую н импульсивную женскую часть. С учетом же того, что большинство тренерского корпуса восточных единоборств составляют лица мужского пола, происходит торможение в развитии н возникает пауза.
Во время этой паузы наблюдается одни нз наиболее неприятных фе-
номенов в процессе занятий спортом — эмоциональное выгорание, которое занимает место психологической готовности к высшим достижениям. Оно проходит в три этапа: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений Механизм подобных явлений установила H.H. Симонова [6], которая, исследуя работу вахтовых бригад в условиях Крайнего Севера, показала, что здесь нмеет место формирование трех групп качеств личности вахтовика: профессионально важных, профессионально желательных, профессионально вредных. Эмоциональное истощение начинается с девальвации профессионально желательных качеств, затем ослаблению подвергаются профессионально важные качества, на место которых подставляются профессионально вредные качества. В спорте они носят название «звездная болезнь».
По всей вероятности, именно «звездная болезнь» является причиной еще одного факта, который обнаружил также в единоборцах A.A. Бобрищев [7], что с повышением опыта участия в международных соревнованиях отмечается парадоксальная обратная зависимость: при числе соревнований 5-6 или 7 и более резко снижается количество спортсменов с высокой и увеличивается число лиц с низкой психологической готовностью. По-видимому, как поясняет автор, это связано с кумуляцией негативных психологических состояний, снижением бдительности за счет приобретенного опыта, своеобразной недооценкой значимости стресс-факторов, завышенной и неадекватной самооценкой. В этом же ряду стоит высокий уровень
успешности деятельности спортсменов, которые в общей структуре основных психологических свойств имеют доминирующнмн волевой, мо-тивационный и типологический компоненты, тогда как когниция и регуляция отошли на задний план.
На наш взгляд, обнаруженный в исследовании A.A. Бобрищева факт снижения успешности деятельности как раз н является свидетельством начавшегося эмоционального выгорания. Удивительно, но самым надежным средством его профилактики является следование принципу редукции, устанавливающему отношения обязанности и ответственности, тем более, что редукция личных достижений и без того сопровождает процесс эмоционального выгорания, являясь, по определению, «либо тенденцией к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений н успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцированием собственного достоинства и ограничения своих возможностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других» [7]. II все-таки, заключенная в рамки между психологическими барьерами и целью сущность актуализирует еще одну ценность восточных единоборств, а именно — личность, которая включает в себя и мужское, образное, и женское, вербальное начало.
Не случайно компенсацией дефицита одаренности, которая есть свидетельство Образа жизни, является следование Образу мира, который в нашей схеме (рис.) отождествляется с третьей надстроечной составляющей базы — Личностью. Под
личностью мы понимаем особую временную субстанцию, регулирующую отношения по длительности, приводя их в синхронное (согласованное) состояние [2]. При этом личность представляет собой высшую духовную сущность, превращающую человека в трнадное единство интеллектуальной, мотнвационной и поведенческой сфер.
Последние данные об Образе мира в отечественной ментальности представил А.Н. Быстров [8], который провел исследование по психологии развития на предмет состояния личности русской молодежи 16-20 лет, живущей на разных географических широтах Европейской части России: Север, Центр, Юг. Оказалось, что с севера на юг снижается степень интегрированности свойств личности молодых людей, которые в северных шпротах отличаются доверчивостью, добротой, открытостью, терпимостью, независимостью, скромностью. Стержнем характера называется отсутствие лукавства, хитрости, наличие прямоты. Можно сказать, что северяне идут по исторической осп развития, с высокой вероятностью попадая в «объятья» эмоционального выгорания.
Об этом свидетельствует ориентация молодежи на ожидаемое благополучное будущее, с надежной получить в перспективе как можно больше позитивного. Молодежь Севера способна в большой степени отвечать за свои поступки и управлять ими, что свойственно ннтернальным личностям с выраженным уровнем субъективного контроля над возникшими ситуациями. В то же время у этих молодых людей наблюдается так называемый «аффект неадекват-
ности» — противоречие между низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний. В своей будущей профессиональной деятельности северяне в большей степени ориентированы на профессии социального типа, тогда как их сверстники Юга и средней части России испытывают потребность связать карьеру с предпринимательской деятельностью.
Можно видеть, как остатки психологических защит, связанных с интернальностью, соседствуют с низкой самооценкой при высоком уровне притязаний. Южане же ориентированы на дело, что отчасти объясняет состав сборных команд по восточным единоборствам, где доминируют представители южных регионов России.
Автор объясняет обнаруженную феноменологию особенностями региональной среды в единстве природного, социального и культурного воплощений, которые во внутреннем психологическом пространстве личности формируют ее уникальный потенциал. В то же время указанная тр на да «пр ирода-ку.'п.тур а -социум» показала, что и на Севере начались процессы, разрушающие системную цельность личности молодого человека. Об этом свидетельствуют данные экспериментального исследования, в котором изученные параметры сложились в восемь глобальных личностных свойств, далеко выходящих за рамки триады и ("громящихся от системы перейти к структурированию.
Таким образом, мы выходим на изображение третьего «лика времени», которое, как показано на рисунке, проходит по кривой культурного времени, в обход исторической
магистрали. Этот путь соответствует триаде личности, которая прорабатывается по каналам операции, действия, переживания, а также дополненных событием, обеспечивающим связи с окружающим миром. Можно видеть, что операция является проекцией генетики исторической оси; действие — культуры; переживание — женского начала личности; событие — мужского начала. Именно на эволюционном векторе развития происходят основные события, касающиеся высших достижений в восточных единоборствах, вплоть до звания чемпиона Олимпийских игр. Технология инновационного метода подготовки на основе инновационной педагогики и психологии, излагаемая в настоящей статье, как раз и исполняет роль средства, упорядочивающего менталитет человека в глобальном масштабе, одновременно демонстрируя его предпринимательский потенциал. Культивирование личности человека выступает особой задачей педагогики и психологии спорта, активно участвующей в модернизации на основе совершенствования каждой отдельной личности. Реализация деятельностного принципа в настоящем случае позволяет утверждать через восточные единоборства высшие ценности: целостность психики, культуру, личность, дело. В то же время вся совокупность принципов (детерминизм, системность, историзм, диалектика, развитие, редукция, деятельность) позволяет существенно оптимизировать тренировочный процесс в сфере восточных единоборств в целом.
СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаранина, О.А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / О.А. Гаранина. - Магадан, 2006. - 21 с.
2. Баранкпн, С.Ю. Инновационная педагогика и психология в спорте: коллективная монография [Текст] / С.Ю. Баранкпн,
A.В. Сафошин, В.И. Стрелков. - M.: РА-МОС, 2013. - 432 с.
3. Стрелков, В.II. Психология персонального образования [Текст] / В.И. Стрелков. - Архангельск: Поморский университет имени М.В. Ломоносова, 2003. -423 с.
4. Стрелков, B.II. Психологическое проектирование труда учителя [Текст] /
B.И. Стрелков. - М.: Университет СНГ; Смоленск: Смядынь, 2004. - 320 с.
5. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-еди-ноборцев с учетом генетических факторов тренируемости: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] /С.Е. Бакулев. - СПб., 2012. - 41 с.
6. Симонова, Н.Н. Психология вахтового труда в условиях Крайнего Севера [Текст] / Н.Н. Симонова. - Архангельск, 2009. -345 с.
7. Бобрпщев, АЛ. Психолого-акмеологиче-ская концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств: дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / А.А. Бобршцев. -СПб., 2009. -43 с.
8. Быстрое, А.Н. Специфика личностных свойств молодежи Севера: автореф. дис.
д-ра психол. наук [Текст] / А.Н. Быстров. - М., 2010. - 41 с.
REFERENCES
1. Garanina О.А., Osobeimosti organizacii vre-meni zhizni specialistov, rabotajushhih v rezhime smennogo grafika: PhD dissertation (Psychology), Magadan, 2006.
2. Barankin S.Ju., Safoshin A.V., Strelkov V.I., Innovacionnaja pedagogilm i psihologija v sporte, Moscow, 2013.
3. Strelkov V.I., Psihologijapersonal'nogo ob-razovanija, Arhangel'sk, 2003.
4. Strelkov V.I., Psihologicheskoe proek-tirovanie truda uchitelja, Moscow, Smolensk, 2004.
5. Bakulev S.E., Prognozirovanie individual'noj uspeshnosti sportsme-nov-edinoborcev s uchetom geneticheskih faktorov trenirue-mosti, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Sankt-Petersburg, 2012.
Simonova N.N., Psihologija vahtovogo truda v uslovijah Krajnego Severa, Arhangel'sk, 2009.
6. Bobrishhev A.A., Psihologo-akmeologiches-kaja koncepcija psihologicheskoj gotovnosti sportsmenov vysshej kvalifikacii silovyh edinoborstv, PhD dissertation (Psychology), Sankt-Petersburg, 2009.
7. Bystrov A.N., Specifika lichnostnyh svojstv molodezhi Severa, Extended abstract of PhD dissertation (Psychology), Moscow, 2010.
Сафошин А.В., кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Safoshin A.V., PhD in Pedagogy, Professor, Theoretical Bases of Physical Culture and Sport Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
200
ВЕК