УДК 796 ББК 75/715
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЧЕМПИОНОВ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
I А.В. Сафошин
Аннотация. Статья посвящена достижению успеха в восточных единоборствах. Высокая степень подготовки единоборцев в социально-педагогических условиях рассматривается с точки зрения истории образования как информационного поля восточных единоборств, которое возможно делить на единицы информации. Создается алгоритм подготовки профессионала (чемпиона в восточных единоборствах) от новичка до мастера. Проводится укрупнение дидактических единиц модели, превращенной в «Магический квадрат» инновационной педагогики восточных единоборств. Полученная информация вводится в матрицу Стрелкова, пользуясь которой, можно вести профилактику возможных трудностей достижения высоких целей и пребывания на чемпионском Олимпе: асинхроноза, депри-вации, деперсонализации, дезадаптации. Применяя матрицу как технологическую карту, можно точно определить статическое положение спортсмена в его спортивной карьере, а также необходимую динамику шагов подготовки. Утверждается, что умение антиципировать выступает профессионально важным качеством в сфере восточных единоборств, позволяющим с помощью матрицы менять в технологии подготовки чемпионов логическую последовательность принимая новые парадигмы.
Ключевые слова: восточные единоборства, информационное поле, магический квадрат, феномен «десинхроноза», матрица Стрелкова.
191
TECHNOLOGY OF TRAINING CHAMPIONS IN MARTIAL ARTS
■ A.V. Safoshin
Abstract. Article is devoted to achieving success in Eastern martial arts. High degree of martial artists in the socio-pedagogical conditions are considered from the point of view of history of education as an information field of martial arts, which may be divided into units of information. An algorithm for training professional (champion in Eastern martial arts) from novice to master. The consolidation of the teaching units model, turned into "magic square" of innovative teaching of martial arts. The information you enter into the matrix Strelkova, using which you can to prevent possible difficulties of achieving high goals and stay on a Championship Match: asinhronoza, deprivation, depersonalization, disadapta-
tion. Applying matrix as a flow chart, you can accurately determine the static position of an athlete in his sports career, as well as the necessary dynamics steps of preparation. Anticipirovat' skill stated that acts professionally important quality in the field of martial arts, which allows using the matrix to change the preparation technology champions a logical sequence taking new paradigms.
Keywords: martial arts, information field, magic square, phenomenon of "desynchronosis", matrix Strelkova.
192
Восточные единоборства, как и другие виды деятельности, предполагают высокую степень подготовки, которая бы обеспечивала наивысшие достижения на пике профессиональной карьеры. Немаловажное значение здесь имеют социально-педагогические факторы и условия, которые в истории образования выглядят как информационное поле восточных единоборств (табл. 1).
В данном случае мы рассматриваем спортсмена как объекта окруженного двумя информационными полями внешнего порядка, одно из которых с точки зрения социально-педагогических условий представляет собой исторический путь образования как такового, другой — аналогичный, но гораздо меньший по времени путь
педагогики вместе с ее факторами развития [1]. Психология в нашей схеме занимает срединное положение между образованием и педагогикой, выступая внутренней картиной внешних информационных полей и в то же время укладываясь в срок до 100 лет — значительно меньший, чем ее внешние детерминанты. Вопрос как раз и заключается в том, каким образом в эти «сто лет одиночества» (Г.Г. Маркес) уложить 26 веков образования и два века педагогики.
Ответ находится, если укрупнить представленные единицы информации с получением симметричного поля восточных единоборств (табл. 2). В настоящем случае каждой зоне информационного поля придается новое значение: образованию —
Таблица 1
Исторические предпосылки педагогики и психологии инноваций
Образование Психология Педагогика
ос Воспитание Воздействие Упражнение
и ^ с; о Преподавание Эксперимент Среда
Педагогика Проба Наблюдение
m m Психология Отношение Умение
ос s ц Дидактика Выбор Интерес
л о m ф О- Новация Сопряжение Правило
Система Предпринимательство Индивидуализация Регуляция
Преподаватель XXI 4 / 2015
ВЕК
культура, психологии — спортсмен, педагогике — общество. Попробуем аргументировать заявленное. Все начинается с психологии, которой в полной мере не находится места в информационном поле [2]. Отсюда ограниченность спортсмена рамками профи. Тогда новичок охватывает четыре профильных области психологии: педагогическую, экспериментальную, зоо- и социальную. Мастер имеет дело с дифференциальной психологией и психологией труда. Профи остается возрастная психология. Таким образом, мы наделяем «букет» из первых четырех разновидностей психики значением «новичок»; двух последующих — значением «мастер»; единичную, заключительную — «профи».
Есть еще чемпион, которому не остается места в рассматриваемом ряду, поэтому он, распадаясь на сознание и деятельность, уходит в соседние графы, отдавая практике деятельность, а арене — сознание.
С другой стороны, в образовании как основного потребителя информации укрупнение единиц идет за счет приближения к идеалу, в качестве которого рассматривается предпринимательство. Тогда эмпирическая подзона культуры складывается из воспитания, преподавания, педагогики и психологии. Последние рассматриваются и как самостоятельные составляющие информационного поля. Возвращаясь к культуре,
заметим, что ее теория заложена в дидактике и новации. Наконец, практика сводится к предпринимательству. Отметим попутно, что инновационная педагогика стоит на линии «новация — правило».
Справа от психологии расположилась педагогика, которая в лице спортшколы включила в себя упражнение, среду, наблюдение и умение; в рамках команды — интерес и правило; на арене свелась к регуляции.
Подобная раздвоенность личности потенциального чемпиона и ставит заслон перед высшими достижениями. Необходимо так построить выступление, чтобы на время «забыть» практику с ее деятельностью и арену с ее сознанием. Для этого используются ресурсы, которые были задействованы на более ранних этапах подготовки. Здесь в «магическом квадрате» очерчивается участок, который и определяет истинный профессионализм занимающихся восточными единоборствами (рис. 1).
Обходя стороной арену и притязания на материальное вознаграждение, мастер восточных единоборств одновременно страхует себя и от беды ухудшения результатов после 5-6 выступлений в соревнованиях [3]. Как пишет А.К. Маркова [4], «профессионализм — это не столько характеристики производительности труда, сколько особенности мо-
193
Таблица 2
«Магический квадрат» инновационной педагогики восточных единоборств
Культура Спортсмен Общество
опыт новичок спортшкола
теория мастер команда
практика деятельность профи арена сознание
О А Н ? 1 С
Т М <— К
Пр П А
194
Рис. 1. Становление спортсмена как чемпиона
тивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека». И в другом месте: Стать профи означает «выявить условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму; обсудить психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; определить факторы, вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональные деформации и т.д.), пути их преодоления» [4, с. 12].
Иными словами, стать чемпионом означает овладеть восточными единоборствами на уровне профессионала, который переходит от от-
дельного вида к универсалу от профессии, стремящегося в собственной личности строить себя по мужскому типу (табл. 1). Знак Ь в настоящем случае означает хронотоп — единство времени и пространства. Здесь придется пояснить, каким образом заполняется вновь созданная матрица, поскольку имеет место ряд необычных шагов (рис. 3).
Очерченный участок информационного поля напоминает вариант любительского спорта, который не выходит за рамки команды местного масштаба: город, область, регион [2]. Однако здесь представлен иной случай, когда движение к личности предваряется «заглядыванием» на настоящую арену больших соревнований, где приобретается опыт профессионала. Кроме того, в плане отсутствует одно звено, ведущее от новичка к спортшколе, что действительно составляет серьезную проблему действующих чемпионов, теряющих корни своих достижений. Итогом ассоциирования профессии и личности должна стать профилактика особенностей спорта высших достижений, опасного для личности спортсмена практически запрограммированными отклонениями: при ежедневных тренировках — асинх-ронозом, при нахождении на сборах — депривацией, в экстремальных ситуациях — деперсонализацией,
Таблица 3
Универсальная подготовка спортсмена в восточных единоборствах как чемпиона
(по В.И. Стрелкову, 2004)
Профессия частное
общество спортсмен общее
спортшкола 1. задатки 2.Ь| смена 3.Ь| десинхроноз
о н 0 1 о команда 2.Ь| товарищ 3.Ь| вахта 1.Ь| депривация
мастер 3.Ь| самоорганизация 1.Ь| экстрим 2.Ь| деперсонализация
ср X новичок 1.Ь| способность 3.Ь| благо 2.Ь| дезадаптация
Преподаватель
4 / 2015
при выступлении на соревнованиях высшего ранга — дезадаптацией. На пике спортивной формы, в состоянии наивысшей готовности к соревнованиям, когда будущие чемпионы проходят отборочные соревнования к Олимпиаде, чемпионату мира или Европы решение задачи профилактики отклонений составляет важнейший аспект подготовки в области восточных единоборств.
В этом случае предлагается самый сложный вариант матрицы, которая конструируется по ограниченным ресурсам информационного поля: двум системным основаниям — общества и спортсмена, а также двум структурным уровням — частному и общему. Таким образом, задейству-ются элементы С, К, М и Н (рис. 1), которые складываются в систему хронотопа и структуру частного. Последнее появляется как результат незавершенности движения по обозначенному участку информационного поля: С-К-М-Н, где отсутствует вектор Н-С. Таким образом, в систему вошли спортшкола, команда, мастер и новичок, а в структуру — спортсмен, общество и общее. Остальные элементы матрицы вычисляются по технологии, которую подробно мы изложили в одной из наших монографий [2].
В профессиональном подходе к спорту первый уровень — спортшколы — должен обеспечить профилактику десинхроноза; второй, команды — депривации; третий, мастера — деперсонализации; четвертый, новичка — возможного головокружения от неизвестных ранее побед. Итак, в первом узле мы поместили «задатки» (табл. 3 строка «спортшкола», столбец «общество», термин под циф-
рой 1), подчеркивая актуализацию спортшколой имеющихся в обществе двигательных ресурсов для занятий восточными единоборствами [2].
Не случайно с точки зрения спортсмена задатки, которые черпаются из ресурсов общества и подлежат развитию в режиме «смены» (табл. 3, строка «спортшкола», столбец «спортсмен», термин под цифрой 2), то есть деятельности, выходящей за пределы нормативов рабочего дня, учитывая 2-3 разовые тренировки на пике профессиональной карьеры.
Так или иначе, приходится считаться с феноменом «десинхроноза» (табл. 3, строка «спортшкола», столбец «общее», термин под цифрой 3), в который попадает наш потенциальный чемпион в связи с особенностями осуществляемой деятельности. На вершине спортивной карьеры сложно донести до человека, получившего уже звание МС, МСМК или ЗМС и перешедшего в разряд «небожителей» от спорта, каким образом «упаковать» время и преодолеть десинхроноз, чтобы быть успешным и спортсменом, и семьянином. Для этого необходимо освоить курс «Инновационная педагогика и психология», который обучает обращению со временем и знакомит с особенностями познания и поведения в необычных условиях: десинхроноза, депривации, деперсонализации, дезадаптации. Аналогичным образом определяются и иные термины предлагаемой матрицы.
Что касается технологии подготовки чемпиона в восточных единоборствах, то остается только следовать алгоритму матрицы, наполняя каждый термин конкретным содержанием деятельности. В частности,
195
ВЕК
декларированная выше универсальность подготовки предполагает с точки зрения первого термина — задатков — использование таких ресурсов, которые не имеют прямого отношения к восточным единоборствам. В данном случае речь идет о специальной интеллектуальной подготовке, которую обычно в тренировочный процесс не включают. В то же время умение антиципировать, то есть предвосхищать события выступает профессионально важным качеством в сфере восточных единоборств.
В частности, в работе над десин-хронозом полезными могут быть спецкурсы «Психология семьи и семейных отношений», «Управление персоналом» и т.п., которые необходимо осваивать в теоретическом аспекте. И особенно полезным можно признать факультатив «Тайм-менеджмент», который учит преодолению десинхроноза путем планирования деятельности во времени. Рамки статьи не позволяют провести полный анализ предложенной технологии. Тем не менее, можно с полной ответственностью 196 заявить, что поставленная проблема имеет эффективное решение, и оно имеется в соответствующих источниках [2; 5]. Задача заключается в обеспечении доступности предлагаемых инноваций.
Подытоживая статью, отметим, что технология подготовки чемпионов в сфере восточных единоборств строится на развитии способности к опережающему отражению действительности, когда каждый последующий шаг представлен в компактной матрице, дающей полный комплект содержания. Логическая последовательность «спортсмен-чемпион-тренер-руководитель» меня-
Преподаватель
ется на новую парадигму: тренер-руководитель-спортсмен-чемпион. В каждом из состояний спортсмена, имеет место быть профессиональная децентрация [2], которая в начале каждого типа карьеры дает о себе знать психологическими защитами; в разгар карьеры (соревновательной деятельности), выдвигает психологические барьеры; в виртуальной зоне интеллекта — предполагается психологическая готовность; на пике достижений (спорт высших достижений) — профессионально важные качества. Таким образом, инновации в педагогике на поверхности сознания сочетаются с инновациями психологии в его глубине. В совокупности инновационная педагогика и психология вращаются вокруг одной и той же темы — интеллекта, который и в деятельности тренера и руководителя, и в подготовке спортсмена и чемпиона ведут к профессионалу, личности в самом полном смысле ее понимания. Только в ней, как учит Л.С. Выготский, обучение и развитие превращаются в мощные факторы жизнедеятельности в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов трени-руемости [Текст] / С.Е. Бакулев: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2012. - 41 с.
2. Баранкин, С.Ю. Инновационная педагогика и психология в спорте [Текст] / С.Ю. Баранкин, А.В. Сафошин, В.И. Стрелков: Коллективная монография. - М.: РАМОС, 2013. - 432с.
3. Бобрищев, А.А. Психолого-акмеологиче-ская концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств [Текст] / А.А. Бобрищев: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2009. - 43 с.
4 / 2015
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. Фонд «Знание», 1996. - 308 с.
5. Стрелков, В.И. Психологическое проектирование труда учителя [Текст] / В.И. Стрелков. - М.: Университет СНГ; Смоленск: Смядынь, 2004. - 320 с.
REFERENCES
1. Bakulev S.E., Prognozirovanie individualnoj uspeshnosti sportsme-nov-edinoborcev s uchetom geneticheskih faktorov treniruemos-ti: Extended Abstract of ScD dissertation, St-Ptersburg, 2012, 41 p. (in Russian)
2. Barankin S.Ju., Safoshin A.V., Strelkov V.I., Innovacionnaja pedagogika i psihologija v sporte: Kollektivnaja monografija, Moscow, 2013, 432 p. (in Russian)
3. Bobrishhev A.A., Psihologo-akmeologiches-kaja koncepcija psihologicheskoj gotovnosti sportsmenov vysshej kvalifikacii silovyh edi-noborstv, Extended Abstract of ScD dissertation, St-Petersburg, 2009, 43 p. (in Russian)
4. Markova A.K., Psihologija professionaliz-ma, Moiscow, 1996, 308 p. (in Russian)
5. Strelkov V.I., Psihologicheskoe proek-tirovanie truda uchitelja, Moscow, 2004, 320 p. (in Russian)
Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Safoshin A.V., PhD in Pedagogics, Professor, Theoretical Bases of Physical Culture and Sport Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]
197