Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств'

К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MARTIAL ARTS / PERSONAL QUALITIES / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафошин Александр Викторович, Стрелков Владимир Иванович, Агафонова Валентина Олеговна

В статье рассмотрены практики восточных единоборств как особый вид деятельности, формирующей социально одобряемый тип личности. Проанализированы и обобщены результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований на предмет изучения особенностей личности практикующих восточные единоборства. Представлены сравнительные характеристики западного и славянского менталитета и их особенности, которые открывают феноменологию отечественной ментальности с точки зрения теории децентрации в рамках концепции воли. Описываются методики развития личности средствами восточных единоборств применительно к тренировочному процессу, где учитель априори считается носителем истины, которая должна стать достоянием ученика. В западных подходах учитель представлен в качестве инструктора, отвечающего за уровень мастерства воспитанника. В отечественном речь идет о тренере, помогающим воспитанникам найти смысл осуществляемой деятельности, которая выступает посредником между генетически врожденным и культурно приобретенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафошин Александр Викторович, Стрелков Владимир Иванович, Агафонова Валентина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of the Peculiarities of Personality Development in Martial Arts Practices

The article deals with the practice of martial arts as a special type of activity that generates socially accepted personality type. Analyzed and summarized are the results of philosophical, pedagogical, psychological and sociological studies to explore the personality who is practicing martial arts. The article presents comparative characteristics of Western and Slavic mentality and their features, which offer the phenomenology of patriotic mentality in terms of de-centration theory within the concept of will. The article describes techniques for personal development by means of martial arts for the Eastern technology, where the teacher is a priori considered a bearer of truth, which should become the property of the student. The teacher is presented as an instructor in charge of the skill level of trainees and patriotic teacher helps to find meaning in the gap between innate and acquired.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств»

1УДК 796.85 ББК 75.715

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

А. В. Сафошин, В. И. Стрелков, В. О. Агафонова

Аннотация. В статье рассмотрены практики восточных единоборств как особый вид деятельности, формирующей социально одобряемый тип личности. Проанализированы и обобщены результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований на предмет изучения особенностей личности практикующих восточные единоборства. Представлены сравнительные характеристики западного и славянского менталитета и их особенности, которые открывают феноменологию отечественной ментальности с точки зрения теории децентрации в рамках концепции воли. Описываются методики развития личности средствами восточных единоборств применительно к тренировочному процессу, где учитель априори считается носителем истины, которая должна стать достоянием ученика. В западных подходах учитель представлен в качестве инструктора, отвечающего за уровень мастерства воспитанника. В отечественном - речь идет о тренере, помогающим воспитанникам найти смысл осуществляемой деятельности, которая выступает посредником между генетически врожденным и культурно приобретенным.

Ключевые слова: восточные единоборства, личностные качества, ценностные ориентации.

ISSUES OF THE PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN MARTIAL ARTS PRACTICES

A. V. Safoshin, V. I. Srelkov, V. O. Agafonova

Abstract. The article deals with the practice of martial arts as a special type of activity that generates socially accepted personality type. Analyzed and summarized are the results of philosophical, pedagogical, psychological and sociological studies to explore the personality who is practicing martial arts. The article presents comparative characteristics of Western and Slavic mentality and their features, which offer the phenomenology of patriotic mentality in terms of de-centration theory within the concept of will. The article describes techniques for personal development by means of martial arts for the Eastern technology, where the teacher is a priori considered a bearer of truth, which should become the property of the student. The teacher is presented as an instructor in charge of the skill level of trainees and patriotic teacher helps to find meaning in the gap between innate and acquired.

Keywords: martial arts, personal qualities, value orientations.

В настоящее время все больше актуализируются проблемы развития личности через практику восточных единоборств. Являясь частью социальной реальности, восточные единоборства рассматриваются все чаще как особый феномен, как специфический вид двигательной активности, включающей людей, вступающих в отношения по поводу первенства в единоборствах, побед в различных видах рукопашного боя, а также институционализированную систему отношений между участниками данного вида деятельности [1].

По мнению Н. С. Торговкиной, восточные единоборства являются сложным социальным явлением, которое имеет свои философские идеи, основанные на принципах китайской метафизики. С помощью принципов обеспечивается сохранение идентичности восточных единоборств. Автор рассматривает институт восточных единоборств как один из факторов социализации человека, поскольку они предоставляют возможность для самореализации и развития и позволяют раскрыть человеку свою собственную природу, развивать духовные качества [1].

Д. О. Труфанов считает, что современные единоборства оказывают позитивное влияние на личностную структуру их последователей [2]. На основании социологических исследований им была сформулирована ценностная социологическая концепция современных единоборств, положения которой сводятся к следующим:

1. Современные единоборства представляют собой институт, воспитывающий определенные социальные типы личности молодых людей. При этом особенности ценностных ори-ентаций молодых людей, практикующих восточные единоборства, определяются стажем практики единоборств, возрастом занимающегося и видом единоборства.

2. Социальный портрет молодежи, практикующей современные единоборства, определяется рядом характерных особенностей. Так, ведущими ценностями практиков восточных единоборств являются те, в основе которых лежат эстетические и альтруистические потребности, потребности в общении, любви, смысле жизни, знаниях. Это ценности комплекса «созидание». При этом Д. О. Труфанов подчеркивает неоднозначную роль ценностей комплекса «властвование» в структуре ценностей молодежи: потребности в свободе, самостоятельности, доминировании принимают активное участие в регуляции социального поведения молодежи, в то время как потребности во власти, контроле превосходстве над окружающими играют весьма незначительную роль в выборе поведения молодежи, практикующей единоборства.

3. Структура ценностей молодых людей, практикующих единоборства, различается в зависимости от возраста. Исследователь установил, что учащаяся молодежь относится к «де-ятельностному типу личности», для которой ведущими являются ценности комплекса «созидание»; студенческая молодежь имеет характерные черты «общительного типа личности», отличается большей эмоциональной ориентацией на общение и доминирование эстетических переживаний; работающая молодежь относится к «романтическому типу личности» с выраженной ориентацией на ценности смысла жизни, физического, духовно-нравственного совершенствования, творческую работу [3].

4. Практика восточных единоборств выступает как фактор изменения ценностных ориен-

таций молодежи: при доминировании ценностей комплекса «созидание» существуют различия в структуре ценностей молодежи в зависимости от стажа практики единоборств.

5. Вид практики единоборств также определяет различия в структуре ценностей молодежи. Например, ведущими ценностями практиков традиционных видов единоборств являются ценности общения, содействия и помощи окружающим, любви и познания нового. Для молодых людей, практикующих контактно-спортивные виды единоборств, характерная ориентация на потребности в престиже, славе, материальный достаток, хорошие возможности для отдыха и развлечений.

6. Для практиков современных единоборств характерен особый тип личности, обладающий высокой социальной активностью и ориентацией на созидательные ценности [4].

Опираясь на ценностную социологическую концепцию современных единоборств, мы можем заключить, что практика единоборств, в том числе восточных единоборств, создает условия для развития просоциального поведения личности. Иными словами, в ходе практики формируется социально одобряемый тип личности.

Интересной, на наш взгляд, является точка зрения Т. Е. Носовой. Анализируя философско-пе-дагогические аспекты боевых искусств востока, автор заключает, что проблема самореализации личности в боевых искусствах носит комплексный характер и связана с опытом конкретного человека, чьи физические умения переходят на качественно иной уровень, обусловленный познанием высших законов реальности. Т. Е. Носова подчеркивает, что особенностью практикующего и тренированного человека является его психосоматическая целостность, при которой «сознательные» и «подсознательные» уровни находятся в непротиворечивом единстве и взаимодействии. Кроме того, хорошо развитые реакции и сенсорное восприятие позволяют не только побеждать в поединках, но и быть успешным на уровне межличностного взаимодействия [5, с 18]. Безусловно, что, говоря о психосоматической целостности, важно понимать данное состояние как доминанту личности над внешней средой, включая соперника. С учетом же эзотерического склада ума человека восточного типа [4; 6], в процессе проигрываемого поединка психосоматическое единство нару-

шается, нарушается связь между идеей, замыслом и их реализацией в практике.

Р. Б. Лесбековым, А. К. Есельбаевой, Р. С. Коке-баевой с соавт. проведено исследование на предмет влияния занятий восточными единоборствами и боксом на формирование личности школьников и установлено, что занятия боевыми искусствами формируют такие черты личности, благодаря которым учащиеся способны выдерживать физические и психологические нагрузки, быстро реагировать на изменения окружающей среды, более общительны, уравновешенны, отличаются искренностью [7]. Авторы приходят к выводу, что данные практики можно рассматривать как универсальные средства физического воспитания, способствующие формированию социально активной личности.

Рассматривая восточные единоборства как форму досуга современной молодежи, Т. В. Асо-бина подчеркивает, что во время занятий у молодежи развиваются особые черты личности с гуманистическим мировоззрением, формируются нравственно-волевые качества, гражданственность и патриотизм, национальное самосознание и толерантность по отношению к другим культурам и народам [8].

При всей продуктивности традиционных взглядов на восточные единоборства нельзя обойти и их специфику при подготовке спортсменов в различной культурной среде. В восточной ментально-

сти есть такие особенности, которые недостаточно принимаются в расчет современными исследователями. Эти особенности дают о себе знать при их сравнении с западным и славянским менталитетом. Если исходить из триадной, культурной сущности личности, включающей мотивационную, поведенческую и интеллектуальную сферы, то с учетом биологически обусловленного двуполого содержания можно говорить об особенностях структурной организации в разных культурах. В частности, представитель Востока, в качестве «сильных» сторон имеет интеллект и мотивацию, тогда как поведенческая требует особого внимания. Если же речь идет о представителе Запада, то здесь ситуация иная: достоинства - мотивационная и поведенческая сферы, слабая - интеллектуальная. Особый случай составляет славянская ментальность (рис.). Пояснения будут даны ниже, пока же отметим, что именно слабость двигательной системы привела восточную культуру к единоборствам, когда малорослость вынудила функции рук передать ногам как средству самообороны [9, с. 241-245].

Относительно отечественной ментально-сти, мы выдвигаем гипотезу об оригинальной комбинации личностной структуры, где имеет место слабость мотивации, которая как бы становится на место интеллекта, опуская его на вторую, среднюю позицию.

В данном случае нам поможет разработанная в рамках теории профессиональной децентрации

Рис. Принципиальная схема профессиональной децентрации в контексте

восточных единоборств

концепция воли, которая открывает феноменологию отечественной ментальности. Речь идет о квадратуре индивида, субъекта, личности и индивидуальности, которые еще в 1970-х гг. обозначил и обосновал Б. Г. Ананьев. В сравнении, например, с моделью Гилфорда, которую автор назвал «Куб Гилфорда», отечественная ментальность носит плоскостной характер, обусловленный слабостью мотивации [1; 6]. Вообще говоря, личность в каждой культуре понимается по-разному: восточная - как по форме пирамидальная; западная -кубическая; отечественная - радиальная.

Каждый из феноменов в отечественной ментальности подразумевает следующее:

индивид - это единство врожденного и приобретенного (Б. Г. Ананьев);

субъект - это индивид в труде, процесс и процедура «опредмечивания» индивида (А. Н. Леонтьев), отчужденная от него предметная сущность, как, например, настоящая статья от ее авторов;

личность - это субъект в системе ценностей, наделение продукта изготовителем ценностными свойствами. Если же обратиться, например, к структуре личности по К. К. Платонову, то можно обнаружить, что выделенными признаками, а именно: биопсихическими свойствами, индивидуальными особенностями психических процессов или функций, направленностью и отношениями, опытом - она повторяет обозначенные ранее Б. Г. Ананьевым индивид, субъект, личность, индивидуальность.

индивидуальность - это личность в совокупности уникальных свойств, имеющих денежный эквивалент; виртуальный аналог личности, которая может продать созданную ценность по определенной рыночной стоимости [9]. И опять: классическое определение, по Википедии, дает нам следующую дефиницию: индивидуальность (от лат. ЫШи-ит - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Если же двигаться вслед за Э. А. Голубевой, то, во-первых, в соответствии с названием книги автора «Способности. Личность. Индивидуальность» последняя сводится к психофизиологическому своеобразию, что было естественно в советских условиях, когда она писалась; во-вторых, теряется понятие субъекта, который формирует способности, а не рассматривает их как врожденное явление.

В соответствии с представленной схемой (см. рис.), дадим краткую характеристику развития личности в практиках восточных единоборств в отечественном варианте. Мы имеем в виду, что педагогическая составляющая тренировочного процесса в единоборствах строится на волевых основаниях; психологическое же сопровождение, имеющее отношение к подготовке к соревнованиям и участие в самих соревнованиях, должно опираться на основания мотивационные. Тем самым выделяются две проблемные зоны, не нашедшие отображения в классических источниках: оптимизация и модернизация тренировочного процесса в соответствии с национальными особенностями, а также гарантированно победные выступления в соревнованиях. Отсюда вытекает и прикладное значение наших выводов, которые основываются на инновационном взгляде на боевые искусства в отечественном варианте.

Начать следует с аргументации «сильных» сторон отечественной ментальности, которые, как мы думаем, сводятся к волевым свойствам личности русского спортсмена. На рисунке показано, что воля своим появлением обязана врожденным источникам (точка Д), в отличие от понимания приобретенных волевых свойств [1; 4]. Пройдя круг становления индивида, воля подходит к точке 3-летнего возраста, актуализируя комплекс проблем: негативизм, упрямство, строптивость и своеволие. Как правило, констатацией этих проблем все и ограничивается. Однако подобная закомплексованность пронизывает все детство, уходя далее во взрослую жизнь. Необходимым становится ряд мероприятий, обеспечивающих трансформацию отрицательных свойств в полезные для жизни. Мы убеждены, что восточные единоборства могут рассматриваться в данном случае как наиболее эффективные средства работы над указанными проблемами, но с использованием волевых ресурсов спортсмена.

На оси исторического времени обозначенные проблемы помещаются в двойной контур контроля над тренировочным процессом, обусловленный парами волевых свойств: настойчивость и упорство; решительность и смелость; инициативность и самостоятельность; выдержка и самообладание. Названные первыми в парах -настойчивость, решительность, инициативность и выдержка - образуют внешний контур регулирования, обеспеченный тренером; вторые эле-

менты пар - упорство, смелость, самостоятельность и самообладание - составляют внутренний генетический контур, зависящий от самого бойца. Иными словами, тренировочный процесс в восточных единоборствах в отечественном варианте должен строиться по типу воспитания воли, когда бы итогом педагогического воздействия стала трансформация отрицательных сторон в профессионально важные для единоборств качества: негативизма - в позитивизм, упрямства -в компромисс, строптивости - в дисциплинированность, своеволия - в управляемость.

Начиная с юношеского возраста, педагогическая составляющая восточных единоборств уступает место психологии, которая дает о себе знать уже на оси психологического времени. Однако предварительно необходимо развернуть линейку тренировочного процесса обратно к индивиду, приступив к построению второго - большого - круга подготовки. В результате подобной редукции и происходит «встраивание» волевых достижений детства в пространство между врожденным и приобретенным, разрывая их органическую связь. Итогом становится развитие личности спортсмена-бойца, где Я трансформируется в сферу чувств, а не-Я -в волевую сферу - источник мотивации. Именно воля мобилизует чувства для организации моти-вационной сферы, включающей в себя мотивы смысла, креатива, познания, достижений.

Первый из них задает, говоря языком К. К. Платонова, направленность личности; второй складывает «пазл» индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин); третий - побуждает к созданию личной концепции ведения борьбы (В. И. Стрелков); четвертый - ставит точку на пути к победе (А. Н. Леонтьев). Таким образом, восточные единоборства в отечественной психологии находят полный набор средств, обеспечивающих победное шествие наших спортсменов-бойцов.

Подчеркнем еще раз, что личность в практиках восточных единоборств прародителей боевых искусств совпадает с их онтологическим статусом. С учетом же эзотерического содержания данный вид спорта есть «философия; неотъемлемая часть философии даосизма и буддизма; образец отступления перед превратностями судьбы, когда нужно слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой, чтобы обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу

из ошибок и уроков, которые преподает жизнь» [7]. Так своеобразно работает воля человека Востока, который поначалу безоговорочно подчиняется сенсею, учителю в собственной подготовке. На Востоке беда русской закомплексованности преодолевается полной свободой поведения ребенка до 6 лет, после чего следует жесткий регламент всей жизнедеятельности.

Прямо противоположный эффект имеет место в практике воспитания единоборца по западному типу. Во-первых, здесь учитель превращается в инструктора восточных единоборств, что накладывает на него строгие обязательства по уровню мастерства воспитанника. Во-вторых, боец должен пройти по всем ступеням спортивной карьеры, как если бы они воспроизводили четыре этапа детства: дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского (см. рис.) [1]. В этом случае и результат занятий восточными единоборствами весьма специфический, обусловленный интеграцией, говоря языком отечественной психологии, уже субъекта и индивидуальности. Всякие нравственно-психологические аспекты уходят на задний план, оставляя только прагматический результат деятельности. Таким образом, все процессы воспитания единоборца по данной методике уходят в линейный план с опорой на генетические источники воли, ответственность за которую возлагается на самого занимающегося. Соответственно, и практика развития личности в восточных единоборствах по западному типу приобретает специфически агрессивный характер.

Наиболее сложный вариант выпадает на долю отечественного бойца, которому необходимо пройти через горнило воспитания воли, причем успеть в этом процессе управиться с комплексом проблем, производных от индивида. И здесь неуместной становится ирония американского когнитивиста Р. Солсо (2002), который подмечает в поведении русского человека поиск смысла, нередко ускользающего и вынуждающего отказаться от притязаний по причине неосуществленной воли. В действительности, как показано выше, смысл (смысложизненные ориентации, по Д. А. Леонтьеву) есть ведущий мотив, действующий по оси психологического времени и определяющий направленность личности. И это не противоречит общей теории мотивации в отечественной психологии, которая рассматривается как берущая начало в потребностях, продол-

жающая себя в мотивах, завершающая - в цели, но в данном случае превращенной в миссию.

Таким образом, результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований о личностных особенностях практикующих восточные единоборства позволяют нам рассматривать практики восточных единоборств как особый вид социальной активности, создающий максимальные условия для формирования социально гармоничной личности со стратегией жизненного успеха и благополучия. Именно поэтому практики восточных единоборств могут быть включены в общеобразовательную программу и программу работы с молодежью по месту жительств.

Можно вести речь о трех возможных практиках развития личности в восточных единоборствах, обозначив которые как собственно восточная - непосредственная, западная - агрессивная и отечественная - гуманистическая. Не случайно возникшая в нашей стране одна из практик получила название «самбо», то есть самозащита.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стрелков В. И., Сафошин А. В. Управление стратегической направленностью карьеры в восточных единоборствах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 9. - С. 71-74.

2. Торговкина Н. С. Восточные единоборства как фактор социализации в современной России: философский подход: автореф... канд. филос. наук: 09.00.11. - Омск, 2012. - 25 с.

3. Труфанов Д. О. Единоборства в современном обществе: ценностная социологическая концепция // XVI Уральские социологические чтения - социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 7-8 апреля 2006): в 3 ч. / отв. ред. С. Г. Зырянов. Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - Ч. 1. - С. 67-72.

4. Стрелков В. И., Сафошин А. В. Воля как ситуация самореализации личности в восточных единоборствах // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа, 2015. - С. 219-226.

5. Роль восточных единоборств и бокса в формирование личности в общеобразовательных

школах / Р. Б. Лесбекова, А. К. Есельбаева, Р. С. Кокебаева, А. Т. Мусаев, Х. К. Унтаев, Ж. С. Кисебаев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013.

- № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ rol-vostochnyh-edinoborstv-i-boksa-v-formirovanie-lichnosti-v-obscheobrazovatelnyh-shkolah (дата обращения: 03.05.2016).

6. Стрелков В. И., Сафошин А. В. Воля в системе ценностей восточных единоборств // Современная культура коммуникации. Социокультурные процессы в современном мире: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (27 авг. 2015). - Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. - С. 109-112.

7. Ишмуратов М. М. Восточные единоборства как онтологическое явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2004. - 22 с.

8. Асобина Т. В. Влияние досуга на формирование стратегий жизни российской молодежи: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11.

- Ростов н/Д, 2015. - 39 с.

9. Баранкин С. Ю., Сафошин А. В. Стрелков В. И. Инновационная педагогика и психология в спорте: колл. моногр. - М.: ФиС, 2013. - 347 с.

10. Носова Т. Е. Философско-педагогические аспекты боевых искусств востока: автореф. канд. философ. наук: 09.00.11. - Архангельск, 2006. - 19 с.

11. Труфанов Д. О. Ценностная социологическая концепция восточных единоборств. -Красноярск, 2006. - 129 с.

12. Философско-психологические аспекты восточных единоборств: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, 15-19 мая 2013) / под ред. О. А. Рудецко-го. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. 179 с.

REFERENCES

1. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Upravlenie strate-gicheskoy napravlennostyu karyery v vostoch-nykh edinoborstvakh. Aktualnye problemy gu-manitarnykh i estestvennykh nauk. 2015, No. 9, pp.71-74.

2. Torgovkina N. S. Vostochnye edinoborstva kak faktor sotsializatsii v sovremennoy Rossii: fi-losofskiy podkhod. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Omsk, 2012. 25 p.

3. Trufanov D. O. Edinoborstva v sovremennom obshchestve: tsennostnaya sotsiologicheskaya

kontseptsiya. In: Zyryanov S. G. (ed.) XVI Uralskie sotsiologicheskie chteniya - sotsialnoe prostranstvo Urala v usloviyakh globalizatsii -XXI vek. Proceedings of International scientific-practical conference (Chelyabinsk, 7-8 Apr. 2006): in 3 part. Chelyabinsk: Tsentr analiza i prognozirovaniya, 2006. Part 1. Pp. 67-72.

4. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Volya kak situatsi-ya samorealizatsii lichnosti v vostochnykh edinoborstvakh. In: Sukiasyan A. A. (ed.) Prob-lemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossii i mire. Proceedings of International scientific-practical conference. Ufa, 2015. Pp. 219-226.

5. Lesbekova R. B., Eselbaeva A. K., Kokebaeva R. S., Musaev A. T., Untaev Kh. K., Kisebaev Zh. S. Rol vostochnykh edinoborstv i boksa v formirovanie lichnosti v obshcheobrazovatel-nykh shkolakh. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2013, No. 4. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/rol-vostochnyh-edinoborstv-i-bok-sa-v-formirovanie-lichnosti-v-obscheobrazo-vatelnyh-shkolah (accessed: 03.05.2016).

6. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Volya v sisteme tsennostey vostochnykh edinoborstv. In: Sovre-mennaya kultura kommunikatsii. Sotsiokul-turnye protsessy v sovremennom mire. Proceed-

ings of II International scientific-practical conference (27 Aug. 2015). Saratov: Izd-vo TsPM „Akademiya Biznesa", 2015. Pp. 109-112.

7. Ishmuratov M. M. Vostochnye edinoborstva kak ontologicheskoe yavlenie. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Ufa, 2004. 22 s.

8. Asobina T. V. Vliyanie dosuga na formirovanie strategiy zhizni rossiyskoy molodezhi. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Rostov-on-Don, 2015. 39 p.

9. Barankin S. Yu., Safoshin A. V. Strelkov V. I. In-novatsionnaya pedagogika i psikhologiya v sporte: coll. monogr. Moscow: FiS, 2013. 347 p.

10. Nosova T. E. Filosofsko-pedagogicheskie aspe-kty boevykh iskusstv vostoka. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Arkhangelsk, 2006. 19 p.

11. Trufanov D. O. Tsennostnaya sotsiologicheska-ya kontseptsiya vostochnykh edinoborstv. Krasnoyarsk, 2006. 129 p.

12. Rudetsky O. A. (ed.) Filosofsko-psikhologi-cheskie aspekty vostochnykh edinoborstv. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference (Khabarovsk, Ussuriysk, Vladivostok, 15-19 May 2013). Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2013. 179 p.

Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта (ТОФКиС) Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Safoshin Aleksandr V., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical bases of physical culture and sports Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

Стрелков Владимир Иванович, доктор психологических наук, профессор Российского государственного социального университета, г. Москва e-mail: [email protected]

Strelkov Vladimir I., ScD in Psychology, Professor, Russian State social University, Moscow e-mail: [email protected]

Агафонова Валентина Олеговна, магистрант первого курса Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Agafonova Valentina O., post-graduate student, Institute of physical culture, sports and health, Moscow State

University of Education

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.