Научная статья на тему 'Рационализация техники атакующих действий в спортивной борьбе на примере дзюдо'

Рационализация техники атакующих действий в спортивной борьбе на примере дзюдо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА ДЗЮДО / ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ДЗЮДОИСТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ / ПАРАМЕТРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ / WRESTLING / JUDO / GROUPS OF SPORTS PERFECTION / JUDOISTS / MANAGEMENT OF THE TRAINING PROCESS / PARAMETERS OF TECHNICAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванков Чингис Тагирович, Сафошин Александр Викторович, Гасанов Руслан Гурбанович, Умаров М. К.

Статья посвящена эффективному решению основных проблем совершенствования теории и методики управления тренировочным процессом, разработки эффективных средств и методов технико-тактической подготовки спортсменов спортивной борьбы дзюдо. Раскрываются важнейшие характеристики закономерностей выполнения атакующих действий в борьбе дзюдо с позиций биомеханики, которые необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе подготовки борцов студентов-дзюдоистов Московского государственного педагогического университета и Московского государственного университета леса. На основе анализа материалов педагогического эксперимента и обобщения результатов многолетних исследований, изучения передового спортивного опыта в борьбе дзюдо выявлены основные факторы, обуславливающие эффективную систему технической подготовки дзюдоистов. Разработанная концепция управления многолетней подготовкой дзюдоистов позволило выявить эффективные средства, методы и организационные формы занятий, дало основание реализовать современную методологию управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студенческой молодежи занимающейся борьбой дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванков Чингис Тагирович, Сафошин Александр Викторович, Гасанов Руслан Гурбанович, Умаров М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALIZATION OF TECHNOLOGY OF THE ATTACKING ACTIONS IN WRESTLING ON THE EXAMPLE OF JUDO

The article is devoted to the effective solution of key problems of improvement of theory and methodology of management of the training process, development of effective means and methods of technical-tactical preparation of sportsmen in judo. Judo is a difficult coordinating type of sports, differing primarily by the speed of simple and complex reactions, high information processing speed and decision-making, concentration and distribution of attention. The studies reveal the important characteristics of the patterns of attack actions execution in judo from the standpoint of biomechanics that need to be considered in the teaching process of training wrestlers students-judoists of Moscow state pedagogical University and Moscow state forest University. Based on the analysis of materials of the pedagogical experiment and synthesis of the results of years of research, study of the best sports practices in judo, the main factors that contribute to the effective system of technical preparation of judoists are revealed. The developed concept of management of long term training of judokas allows to reveal effective means, methods and organizational forms of practice, has given reason to implement the modern management methodology of training and competitive activity of the students engaged in judo.

Текст научной работы на тему «Рационализация техники атакующих действий в спортивной борьбе на примере дзюдо»

1УДК 796.853.23 ББК 75.715

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА ПРИМЕРЕ ДЗЮДО

Ч. Т. Иванков, А. В. Сафошин, Р. Г. Гасанов, М. К. Умаров

Аннотация. Статья посвящена эффективному решению основных проблем совершенствования теории и методики управления тренировочным процессом, разработки эффективных средств и методов технико-тактической подготовки спортсменов спортивной борьбы дзюдо. Раскрываются важнейшие характеристики закономерностей выполнения атакующих действий в борьбе дзюдо с позиций биомеханики, которые необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе подготовки борцов - студентов-дзюдоистов Московского государственного педагогического университета и Московского государственного университета леса. На основе анализа материалов педагогического эксперимента и обобщения результатов многолетних исследований, изучения передового спортивного опыта в борьбе дзюдо выявлены основные факторы, обуславливающие эффективную систему технической подготовки дзюдоистов. Разработанная концепция управления многолетней подготовкой дзюдоистов позволило выявить эффективные средства, методы и организационные формы занятий, дало основание реализовать современную методологию управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студенческой молодежи занимающейся борьбой дзюдо.

Ключевые слова: борьба дзюдо, группы спортивного совершенствования, дзюдоисты, управление тренировочным процессом, параметры технических действий.

RATIONALIZATION OF TECHNOLOGY OF THE ATTACKING ACTIONS IN WRESTLING ON THE EXAMPLE OF JUDO

Ch. T. Ivankov, A. V. Safoshin, R. G. Gasanov, M. K. Umarov

Abstract. The article is devoted to the effective solution of key problems of improvement of theory and methodology of management of the training process, development of effective means and methods of technical-tactical preparation of sportsmen in judo. Judo is a difficult coordinating type of sports, differing primarily by the speed of simple and complex reactions, high information processing speed and decision-making, concentration and distribution of attention. The studies reveal the important characteristics of the patterns of attack actions execution in judo from the standpoint of biomechanics that need to be considered in the teaching process of training wrestlers - students-judoists of Moscow state pedagogical University and Moscow state forest University. Based on the analysis of materials of the pedagogical experiment and synthesis of the results of years of research, study of the best sports practices in judo, the main factors that contribute to the effective system of technical preparation of judoists are revealed. The developed concept of management of long term training of judokas allows to reveal effective means, methods and organizational forms of practice, has given reason to implement the modern management methodology of training and competitive activity of the students engaged in judo.

Keywords: wrestling, judo, groups of sports perfection, judoists, management of the training process, parameters of technical actions.

Высокий уровень развития современных индивидуальных видов спорта, и в частности спортивной борьбы дзюдо, требует эффективного решения основных проблем совершенствования теории и методики управления тренировочным процессом, разработки эффективных средств и методов технико-такти-

ческой подготовки спортсменов. Важность решения указанной проблемы обусловлена тем, что соревновательная деятельность ведущих дзюдоистов должна в полной мере соответствовать современным тенденциям спортивной борьбы. Эти требования возросли в связи с включением борьбы дзюдо в программу Олим-

пийских игр и международных турниров [1]. Успешное выступление и результаты спортсменов на международной арене в последние годы свидетельствуют о большой популярности этого вида единоборств в нашей стране.

Спортивная борьба дзюдо - это сложно координационный вид спорта, отличающийся прежде всего быстротой простых и сложных реакций, высокой скоростью переработки информации и принятия решений, концентрацией и распределением внимания, а также другими важными качествами. Исследования закономерностей выполнения атакующих действий в борьбе дзюдо с позиций биомеханики [2] показывают, что их важнейшими характеристиками являются сила, фаза отрыва, время броска, угол отрыва (угол между горизонталью и вектором скорости центра масс борца в начале фазы), при котором наблюдается наибольшая сила броска. Эти показатели технических действий могут быть определены только при регистрации большого количества бросков и координат общего центра масс (ОЦМ) борца при анализе атакующих действий в процессе единоборств с помощью кинограмм и видеозаписей, то есть путем кропотливых, требующих больших затрат времени процедур.

Наши исследования выявили зависимость вышеуказанных характеристик от изменения исходного положения, условий проведения (стандартные, нестандартные, неожиданные), сформированности навыка технических действий, времени организации и реализации приема в соединении с другими действиями, такими как подготовка к приему, прием и финальная стадия приема, или выход из опасного положения. Эффективность технических действий зависит от уровня захвата относительно центра масс двух борцов. Необходимо отметить, что при изменении уровня захвата, влияющего на время и траекторию броска, силу отрыва соперника от ковра и других характеристик, технические действия спортсмена достигают предельного и оптимального значения [3]. Как показал опыт соревновательной деятельности, в борьбе дзюдо существуют зоны, определяющие эффективность атакующих действий.

Для выявления взаимосвязи уровня захвата и времени броска нами был проведен педагогический эксперимент, в котором принимали уча-

стие дзюдоисты-студенты Московского государственного педагогического университета (МПГУ) и Московского государственного университета леса (МГУЛ). Испытуемые выполняли броски в учебно-тренировочном процессе с получением корректирующих указаний до, во время и после окончания технического действия (броска). Параметры технических действий регистрировались с помощью измерительно-тренировочного комплекса, объединяющего видеокамеру, борцовский манекен, тензоплатформу, измерительное устройство для регистрации временных, пространственных и силовых характеристик в момент отрыва манекена от платформы [4]. Как показали наши исследования, наиболее информативными характеристиками, тесно связанными с результатом поединков, во всех видах единоборств, в том числе и в дзюдо, являются: интервал атаки (ИА) - среднее время между атакующими приемами; интервал успешной атаки (ИУА) - среднее время между успешными атакующими приемами; эффективность атаки (ЭА) - отношение среднего времени успешной атаки к среднему времени интервала атаки.

Видеосъемка бросков проводилась цифровой видеокамерой с отметкой времени на каждом кадре с частотой съемки 100 кадров в секунду; видеокамера располагалась на линии, параллельной броску, на расстоянии 5-8 м в вертикальной плоскости броска, при анализе видеосъемок подсчитывалось число кадров между началом фазы опоры на контактной площадке и моментом отрыва и приземления и умножалось на коэффициент, равный 0,01 с. В виде примера в табл. 1 приведены результаты эксперимента, зафиксированные с помощью обработки видеосъемки броска цифровой методикой.

Как показала обработка результатов исследований, зависимость между уровнем захвата в бросках и временем отрыва манекена от опоры корректна только в том случае, когда испытуемые выполняли броски в полную силу своих двигательных возможностей, близких к предельным. Если испытуемые выполняли броски вполсилы - закономерность не прослеживалась. Для отбраковки попыток с недостаточным использованием двигательных возможностей борцов нами разработана специальная методика [2].

Результаты аппроксимации экспериментальных данных после отбраковки некорректных попыток представлены в табл. 2. Здесь же приведено среднеквадратичное отклонение между расчетными и экспериментальными данными.

Анализ табл. 1 и 2 показывает, что среднеквадратичное отклонение между расчетными и экспериментальными данными не превышает 3% от значения аргумента.

Полученные экспериментальные данные позволяют найти оптимальную продолжительность времени броска, при котором появляется возможность фиксировать наибольшую силу броска, что позволяет оптимизировать уровень скоростно-силовой подготовленности спортсмена.

Так как время фазы полета в бросках зависит только от высоты захвата относительно ОЦМ, то

А - начало эксперимента, В - конец эксперимента

варьировать продолжительность «полетной» фазы можно изменением захвата, направлением угла отрыва атакуемого; в свою очередь, от этих параметров зависит и сила отрыва [5]. Следовательно, появляется возможность обучать испытуемых оптимальной, индивидуальной для каждого спортсмена технике броска, что позволит показать наибольший результат. В итоге была выведена гипотеза: проведение тренировочных занятий с акцентом на выполнение бросков с оптимальным временем фазы полета будет способствовать повышению качества бросков. Для проверки этого предположения на практике из дзюдоистов-студентов были сформированы две группы: экспериментальная -студенты МГУЛ, занимающиеся борьбой в группе спортивного совершенствования под руководством доцента кафедры физической культу-

Таблица 1

Результаты бросков участников экспериментальной группы: продолжительность

броска, в миллисекундах

Испытуемые Показатели Попытки экспериментальной группы

1 2 3 4 5

В-в А. А 575 524 567 586 561

В 186 200 200 200 210

К-в Е. А 355 305 312 294 310

В 152 130 140 125 130

Г-н Т. А 413 404 424 419 413

В 150 154 160 156 158

Д-в О. А 355 305 312 294 310

В 152 130 140 125 130

У-в И. А 413 404 424 419 413

В 150 154 160 156 158

Испытуемые Коэффициенты полинома Среднеквадратичное отклонение, см

А(0) А(1) А(2)

В-в А. -1,105 11,223 -8,161 3,7

К-в Е. -0,255 7,793 -6,631 4,8

Д-в О. -3,848 27,777 -35,924 1,6

Г-н Т. -1,644 12,916 -12,484 1,4

У-в И. -2,333 13,716 -12,484 1,2

Таблица 2

Аппроксимация экспериментальных данных теоретической кривой участников

экспериментальной группы

ры и спорта МГУЛ М. К. Умарова и контрольная -студенты МПГУ, также занимающиеся в спортивном отделении борьбы и выступающие на соревнованиях под руководством аспиранта МПГУ Р. Г. Гасанова, которые на тренировках по дзюдо в течении 6 недель совершенствовали технику бросков в дзюдо. При этом контрольная группа использовала традиционную методику, а экспериментальная - разработанную настоящими авторами программу коррекции временных характеристик.

Согласно этой программе, в экспериментальной группе на первом занятии студенты выполняли приемы в привычном для них ритме и темпе с заданием - выполнить бросок как можно быстрее [6]. В каждом приеме измерялись время фазы полета и сила отрыва. На основе результатов, показанных на этом занятии, для каждого участника рассчитывалась оптимальная продолжительность фазы полета. На последующих занятиях выполнение каждого броска сопровождалось сообщением каждому испытуемому информации об оптимальной и фактической продолжительности фазы полета. Если он выполнял бросок с фазой полета меньшей оптимальной, то ему предлагалось выполнить следующий бросок с более крутой траекторией (то есть более высокий бросок). При продолжительности фазы полета большей оптимальной ему рекомендовали выполнить бросок с более пологой траекторией. В процессе освоения технических приемов занимающиеся использовали принцип детерминизма «прием-образ», устанавливающий отношения причины и следствия [7] при выполнении того или иного тактико-технического действия с обязательным выполнением броска.

Представленные в табл. 3 результаты контрольных испытаний участников О. Дудырева, А. Волкова, Е. Казанцева, Т. Горина показывают, что уже на втором контрольном испытании (проведенном через неделю после начала эксперимента) результаты броска незначительно увеличиваются, однако это увеличение статистически недостоверно (Р > 0,05).

Для определения различий средних арифметических значений использовался непараметрический критерий Ван дер Вардена [3].

На третьем контрольном испытании (через две недели после начала эксперимента) результаты бросков значительно увеличиваются (на 15,2 см - 10,7% по сравнению с первым контрольным испытанием). Различия статистически достоверны (Р < 0,05). На четвертом контрольном испытании траектория бросков существенно увеличивается (на 20,2 см - 12,9%), достоверность различий характеризуется изменением с Р < 0,05 до Р < 0,01.

Результаты контрольной группы, занимавшейся совершенствованием бросков в те же сроки и с тем же объемом нагрузки на тренировках, показали, что траектория бросков не увеличилась или ее увеличение весьма незначительно и статистически недостоверно (Р > 0,05).

Заключение. На основе анализа материалов педагогического эксперимента и обобщения результатов многолетних исследований изучения передового спортивного опыта в борьбе дзюдо выявлены основные факторы, обуславливающие эффективную систему технической подготовки дзюдоистов. При совершенствовании двигательных навыков (техники приемов) необходимо осуществлять контроль и оценку степени освоенности технических

Таблица 3

Результаты контрольных испытаний в тесте «бросок захватом куртки ниже ОЦМ»

участников экспериментальной группы

Попытки Контрольные испытания

1 2 3 4

В-в А. 172 166 178 183

К-в Е. 163 169 187 189

Д-в О. 170 180 184 192

Г-н Т. 171 172 190 198

У-в И. 181 171 194 196

Среднее значение 171,4 171,6 186,6 191,6

Достоверность различий Р > 0,05 Р > 0,05 Р < 0,05 Р < 0,01

действий занимающихся. При многократном повторении приемов целесообразно выявлять и исправлять ошибки на основе критериев и закономерностей, выявленных анализом результатов педагогического эксперимента, уточнять представление дзюдоистов о технике выполнения приема, обращая внимание на детали и рациональность выполнения движений. Вместе с тем на сегодняшний день спортивная борьба дзюдо требует от спортсменов умения интенсивно проводить по 5-7 технических действий за поединок, к сожалению, большинство дзюдоистов не обладают высоким уровнем технической подготовки, что сказывается на результатах соревновательной деятельности.

Разработанная концепция управления многолетней подготовкой дзюдоистов, основанной на критериях инновационного подхода [8], позволила выявить эффективные средства, методы и организационные формы занятий, дала основание реализовать современную методику управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью занимающихся. Лабораторные исследования подтверждают эффективность экспериментального подхода, направленного на улучшение временных характеристик броска в дзюдо.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Умаров, М. К. Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо [Текст] / М. К. Умаров // Вестн. Московского гос. унта леса - ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК. - 2014, Т. 18.

- № 4. - С. 241-245.

2. Гасанов, Р. Г. Повышение технико-тактической подготовки юных дзюдоистов с учетом динамических ситуаций соревновательной деятельности [Текст] / Р. Г. Гасанов, Ч. Т. Иванков, А. В. Сафошин // Наука и Школа.

- 2015. - № 1. - С. 135-141.

3. Иванков, Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Ч. Т. Иванков. - М.: Инсан, 2005.

- 368 с.

4. Умаров, М. К. Интерактивный полигон как необходимое условие повышения потенциала предельных возможностей спортсменов в единоборствах [Текст] / М. К. Умаров, А. А. Новиков, Е. Я. Крупник, А. В. Сафошин,

М. М. Умаров // Вестн. Московского гос. унта леса - ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК. - 2015, Т. 19. - № 2. - С. 200-209.

5. Иванков, Ч. Т. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях [Текст]: учеб. пособие / Ч. Т. Иванков, С. А. Литвинов. - М.: ГОУ ВПОМГПУ ПИФК, 2014. - 259 с.

6. Сафошин, А. В. Научные принципы подготовки спортсменов в системе ценностей восточных единоборств [Текст] / А. В. Сафошин // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 4 (1). С.192-200.

7. Стрелков, В. И. Воля как фактор становления индивида [Текст] / В. И. Стрелков, А. В. Сафошин // Актуальные проблемы современной науки в XXI веке. - Махачкала: ООО «Апробация», 2015. - С. 123-125.

8. Баранкин, С. Ю. Инновационная педагогика и психология в спорте [Текст]: колл. моногр. / С. Ю. Баранкин, А. В. Сафошин, В. И. Стрелков. - М.: РАМОС, 2013. - 432 с.

REFERENCES

1. Umarov M. K. Formirovanie logicheskikh kom-ponentov tekhniko-takticheskikh deystviy v ed-inoborstvakh na osnove sambo. Vestn. Mos-kovskogo gos. un-ta lesa - LESNOY VESTNIK.

2014, Vol. 18, No. 4, pp. 241-245.

2. Gasanov R. G., Ivankov Ch. T., Safoshin A. V. Povyshenie tekhniko-takticheskoy podgotovki yunykh dzyudoistov s uchetom dinamicheskikh situatsiy sorevnovatelnoy deyatelnosti. Nauka i Shkola. 2015, No. 1, pp. 135-141.

3. Ivankov Ch. T. Metodicheskie osnovy teorii fizicheskoy kultury i sporta: ucheb. posobie. Moscow: Insan, 2005. 368 p.

4. Umarov M. K., Novikov A. A., Krupnik E. Ya., Safoshin A. V., Umarov M. M. Interaktivnyy poligon kak neobkhodimoe uslovie povysheni-ya potentsiala predelnykh vozmozhnostey sportsmenov v edinoborstvakh. Vestn. Mos-kovskogo gos. un-ta lesa - LESNOY VESTNIK

2015, Vol. 19, No. 2, pp. 200-209.

5. Ivankov Ch. T., Litvinov S. A. Tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh: ucheb. posobie. Moscow: GOU VPOMGPU PIFK, 2014. 259 p.

6. Safoshin A. V. Nauchnye printsipy podgotovki sportsmenov v sisteme tsennostey vostochnykh

edinoborstv. PrepodavatelXXI vek. 2014, No. 4 (1), pp. 192-200.

7. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Volya kak faktor stanovleniya individa. In: Aktualnye problemy sovremennoy nauki v XXI veke. Makhachkala:

OOO "Aprobatsiya", 2015, pp. 123-125. 8. Barankin S. Yu., Safoshin A. V., Strelkov V. I.

Innovatsionnaya pedagogika i psikhologiya v sporte: koll. monogr. Moscow: RAMOS, 2013. 432 p.

Иванков Чингис Тагирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Ivankov Chingis T., ScD in Education, Professor, Theoretical foundations of physical culture and sports Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Safoshin Aleksandr V., PhD in Education, Professor, Theoretical foundations of physical culture and sports Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Гасанов Руслан Гурбанович, аспирант Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gasanov Ruslan G., Post-graduate student, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Умаров Мухамед Курешевич, доцент кафедры физической культуры и спорта Московского государственного университета леса e-mail: [email protected]

Umarov Mukhamed K., Associate Professor, Physical culture and sports Department, Moscow State Forest University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.