Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств'

К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MARTIAL ARTS / PERSONAL QUALITIES / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафошин Александр Викторович, Стрелков Владимир Иванович, Агафонова Валентина Олеговна

В статье рассмотрены практики восточных единоборств как особый вид деятельности, формирующей социально одобряемый тип личности. Проанализированы и обобщены результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований в сфере изучения особенностей личности практикующих восточные единоборства. Представлены сравнительные характеристики западного и славянского менталитета и их особенности, которые открывают феноменологию отечественной ментальности с точки зрения децентрации концепция воли. Описываются методики развития личности средствами восточных единоборств с точки зрения восточных технологий, где Учитель априори считается носителем истины, переливающим свои познания в ученика, западных учитель представлен в качестве инструктора, отвечающего за уровень мастерства воспитанника, и отечественных учитель помогает найти смысл осуществляемой деятельности в зазоре между врожденным и приобретенным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафошин Александр Викторович, Стрелков Владимир Иванович, Агафонова Валентина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Peculiarities of Personality Development while Practicing Martial Arts

The article deals with the practice of martial arts as a special type of activity that generates a socially accepted personality type. The results of philosophical, pedagogical, psychological and sociological studies in the field of exploring the personality of those who practice martial arts are analyzed and summarized. Comparative characteristics of Western and Slavic mentality and their features which offer the phenomenology of patriotic mentality in terms of decentration the concept of will are presented. Personality development techniques by means of martial arts in relation with the Eastern technology are described, where the teacher is a priori a considered the truth bearer transfusing their knowledge to the pupil, with the Western the Teacher is presented as an instructor in charge of the skill level of trainees and Russian the Teacher helps to find the meaning in the gap between the innate and acquired.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях развития личности в практиках восточных единоборств»

► спортивная психология

УДК 796:85 ББК 88.4

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

TO THE QUESTION OF THE PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT WHILE PRACTICING MARTIAL ARTS

Сафошин Александр Викторович

Профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: stam67@mail.ru

Safoshin Aleksandr V.

Professor at Theoretical bases of physical culture and sports Department, The Institute of physical culture, sport and health, Moscow State University of Education (MSPU), PhD in Education, Associate Professor E-mail: stam67@mail.ru

Стрелков Владимир Иванович

Профессор Российского государственного социального университета, доктор психологических наук E-mail: strelckov.vladimir2017@yandex.ru

Агафонова Валентина Олеговна

Магистрант первого курса Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета

E-mail: w.agafonova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены практики восточных единоборств как особый вид деятельности, формирующей социально одобряемый тип личности. Проанализированы

Strelkov Vladimir I.

The Professor at Russian State Social

University, ScD in Psychology

E-mail: strelckov.vladimir2017@yandex.ru

Agafonova Valentina O.

First-year student in the master's program at the Institute of physical culture, sport and health, Moscow State University of Education (MSPU)

E-mail: w.agafonova@yandex.ru

Abstract. The article deals with the practice of martial arts as a special type of activity that generates a socially accepted personality type. The results of philosophical, pedagogical,

и обобщены результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований в сфере изучения особенностей личности практикующих восточные единоборства. Представлены сравнительные характеристики западного и славянского менталитета и их особенности, которые открывают феноменологию отечественной ментальности с точки зрения децентрации концепция воли. Описываются методики развития личности средствами восточных единоборств с точки зрения восточных технологий, где Учитель априори считается носителем истины, переливающим свои познания в ученика, западных - учитель представлен в качестве инструктора, отвечающего за уровень мастерства воспитанника, и отечественных - учитель помогает найти смысл осуществляемой деятельности в зазоре между врожденным и приобретенным.

psychological and sociological studies in the field of exploring the personality of those who practice martial arts are analyzed and summarized. Comparative characteristics of Western and Slavic mentality and their features which offer the phenomenology of patriotic mentality in terms of decentration the concept of will are presented. Personality development techniques by means of martial arts in relation with the Eastern technology are described, where the teacher is a priori a considered the truth bearer transfusing their knowledge to the pupil, with the Western - the Teacher is presented as an instructor in charge of the skill level of trainees and Russian - the Teacher helps to find the meaning in the gap between the innate and acquired.

Ключевые слова: восточные единоборства, личностные качества, ценностные ориентации.

Keywords: martial arts, personal qualities, value orientations.

В настоящее время все больше актуализируются проблемы развития личности через практику восточных единоборств. Являясь частью социальной реальности, восточные единоборства рассматриваются как особый феномен, как специфический вид социальной практики, включающей людей, вступающих в отношения по поводу практики единоборств, практику различных видов рукопашного боя, а также институализированную систему отношений между участниками данного вида деятельности [1].

По мнению Н. С. Торговкиной, восточные единоборства являются сложным социальным явлением, которое имеет свои философские идеи, основанные на принципах китайской метафизики. С помощью принципов обеспечивается сохранение идентичности восточных единоборств. Автор рассматривает институт восточных единоборств как один из факторов социализации человека, поскольку они предоставляют возможность для самореализации и развития и позволяют раскрыть человеку свою собственную природу, развивать духовные качества [2].

Д. О. Труфанов считает, что современные единоборства оказывают позитивное влияние на личностную структуру их последователей [3; 4]. На основании социологических исследований им была сформулирована ценностная социологическая концепция современных единоборств, положения которой сводятся к следующему.

1. Современные единоборства представляют собой институт, продуцирующий определенные социальные типы личности молодых людей. При этом особенности ценностных

ориентации молодых людей, практикующих восточные единоборства, определяются стажем практики единоборств, возрастом занимающегося и видом единоборства.

2. Социальный портрет молодежи, практикующей современные единоборства, определяется рядом характерных особенностей. Так, ведущими ценностями практиков восточных единоборств являются те, в основе которых лежат эстетические и альтруистические потребности, потребности в общении, любви, смысле жизни, знаниях. Это ценности комплекса «созидание». При этом Д. О. Труфанов подчеркивает неоднозначную роль ценностей комплекса «властвование» в структуре ценностей молодежи: потребности в свободе, самостоятельности, доминировании принимают активное участие в регуляции социального поведения молодежи, а потребности во власти, контроле превосходстве над окружающими играют весьма незначительную роль в выборе поведения молодежи, практикующей единоборства.

3. Структура ценностей различается у молодых людей, практикующих единоборства, в зависимости от возраста. Исследователь установил, что учащаяся молодежь относится к «деятельностному типу личности», для которой ведущими являются ценности комплекса «созидание»; студенческая молодежь имеет характерные черты «общительного типа личности», отличается большей эмоциональной ориентацией на общение и доминирование эстетических переживаний; работающая молодежь относится к «романтическому типу личности» с выраженной ориентацией на ценности смысла жизни, физического, духовно-нравственного совершенствования, творческую работу.

4. Практика восточных единоборств выступает как фактор изменения ценностных ориентаций молодежи: при доминировании ценностей комплекса «созидание» существуют различия в структуре ценностей молодежи в зависимости от стажа практики единоборств.

5. Вид практики единоборств также определяет различия в структуре ценностей молодежи. Например, ведущими ценностями практиков традиционных видов единоборств являются ценности общения, содействия и помощи окружающим, любви и познания нового. Для молодых людей, практикующих контактно-спортивные виды единоборств, характерная ориентация на потребности в престиже, славе, материальный достаток, хорошие возможности для отдыха и развлечений.

6. Для практиков современных единоборств характерен особый тип личности, обладающий высокой социальной активностью и ориентацией на созидательные ценности [5].

Опираясь на ценностную социологическую концепцию современных единоборств, мы можем заключить, что практика единоборств, в том числе восточных единоборств, создает условия для развития просоциального поведения личности. Иными словами, в ходе практики формируется социально одобряемый тип личности.

Интересной на наш взгляд является точка зрения Т. Е. Носовой. Анализируя фило-софско-педагогические аспекты боевых искусств Востока, автор заключает, что проблема самореализации личности в боевых искусствах носит комплексный характер и связана с опытом конкретного человека, чьи физические умения переходят на качественно иной уровень, обусловленный познанием высших законов реальности. Т. Е. Носова подчеркивает, что особенностью практикующего и тренированного человека является его психосоматическая целостность, при которой «сознательные» и «подсознательные» уровни находятся в непротиворечивом единстве и взаимодействии. Кроме того, хорошо развитые реакции

и сенсорное восприятие позволяют не только побеждать в поединках, но и быть успешным на уровне межличностного взаимодействия [6, с. 18].

Р. Б. Лесбековой с соавт. проведено исследование на предмет влияния занятий восточными единоборствами и боксом на формирование личности школьников и установлено, что занятия боевыми искусствами формируют такие черты личности, благодаря которым учащиеся способны выдерживать физические и психологические нагрузки, быстро реагировать на изменения окружающей среды, более общительны, уравновешенны, отличаются искренностью [7]. Авторы приходят к выводу, что данные практики можно рассматривать как универсальные средства физического воспитания, способствующие формированию социально активной личности.

Рассматривая восточные единоборства как форму досуга современной молодежи, Т. В. Асобина подчеркивает, что во время занятий у молодежи развиваются особые черты личности с гуманистическим мировоззрением, формируются нравственно-волевые качества, гражданственность и патриотизм, национальное самосознание и толерантность по отношению к другим культурам и народам [8].

При всей продуктивности традиционных взглядов на восточные единоборства нельзя обойти и их слабости, накладывающие ограничения в прямом использовании практик боевых искусств. В психологии восточного человека есть такие особенности, которые недостаточно принимаются в расчет современными исследователями. Эти особенности дают о себе знать при сравнении их с западным и славянским менталитетом. Первый из них в триаде свойств личности при достоинствах мотивационной и поведенческой сфер обнаруживает несовершенство сферы интеллектуальной. Второй, напротив, отличается достоинствами именно в умственной сфере, подкрепленной поведением при слабости мотивации. Сам по себе менталитет Востока также имеет «сильные» стороны - интеллект и мотивацию, не отличаясь достоинствами поведенческой сферы. Собственно, слабость двигательной системы и привела восточную культуру к единоборствам как своего рода заместителям рук, необходимых для самообороны [9, с. 241-245].

Можно высказать гипотезу о различном значении практик восточных единоборств для представителей разных культур. Учитывая, что нас больше интересует отечественная, русская или славянская, культура, попробуем аргументировать данное положение (рис.).

В данном случае нам поможет разработанная в рамках теории профессиональной децентрации концепция воли, которая открывает феноменологию отечественной мен-тальности. Речь идет о квадратуре индивида, субъекта, личности и индивидуальности. Под каждым из феноменов мы имеем в виду следующее:

индивид - это единство врожденного и приобретенного;

субъект - это индивид в труде, виртуальное состояние индивида, отчужденная от него предметная сущность;

личность - это субъект в системе ценностей, наделение продукта изготовителем ценностными свойствами;

индивидуальность - это личность в совокупности уникальных свойств, имеющих денежный эквивалент; виртуальный аналог личности, которая может продать созданную ценность по определенной рыночной стоимости [9].

настойчивость

решительность

инициативность

выдержка

сэмостоятельмость/чсэмооблэдэмие

? 5

до

а ь

5 6

Чувство Воля

И м я

3 л

Я не Я

Об раз г

1 2

Мать Отец

ш

Дошкольное ^ воспитание .негативизм

Младшая

школа упрямство

Основная школа ■ строптивость

позитивизм компромисс управление

I I

I- I

?! I

^ I

покупатель

продавец

Юность Развитие своеволие

«У

дисциплина Самосознание

сознание

II

ЭВОЛЮЦИЯ

I I I

I

самоопределение

отражение

и

гФ

Профессия 1;2 Мировоззрение 3;4. Мораль 5;6

членистоногие

Рис. Принципиальная схема становления, формирования и развития воли (по В. И. Стрелкову с соавт., 2015) [1; 5; 10]

Личность в практиках восточных единоборств совпадает с онтологическим статусом боевых искусств. В рассматриваемом смысле данный вид спорта есть «философия; неотъемлемая часть философии даосизма и буддизма; образец отступления перед превратностями судьбы, когда нужно слегка согнуться, а затем распрямиться с большей силой, чтобы обладать терпением во всех делах, чтобы извлечь пользу из ошибок и уроков, которые преподает жизнь» [цит. по: 11].

Подобный эффект достигается, говоря языком отечественной психологии, своеобразным сращиванием, «слипанием» индивида и личности. Субъект и индивидуальность остаются «за кадром», поскольку в традиционных подходах, идущих с Востока, связь тренера (сенсея) и ученика (воспитанника) имеет непосредственный характер.

В образующейся пирамидальной структуре, как указывается в источниках, «традиция передачи знаний связывается с идеей постижения Пути и следования по предначертанному Пути. Соответственно, врата в дом Учителя были вратами к высшему знанию, обретению абсолютной истины, "второму рождению". Учитель априори считался носителем истины, который переливает свои познания в ученика, наделенного от природы лишь физической, но не духовной сущностью» [12, с. 9].

Отсюда и «короткое замыкание» ученика на учителя, а также и соответствующая практика воплощения в ученике личности наставника, который в строгом смысле не несет ответственность за уровень мастерства воспитанника: все возлагается на него самого. Главное - чтобы самостоятельно овладеть ценностями боевых искусств по восточному типу [10].

Прямо противоположный эффект имеет место в практике воспитания единоборца по западному типу. Во-первых, здесь Учитель превращается в инструктора восточных единоборств, что накладывает на него строгие обязательства по уровню мастерства воспитанника. В данном случае он должен пройти по всем ступеням спортивной карьеры, подобно четырем этапам детства: дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского (см. рис.) [1].

В этом случае и результат занятий восточными единоборствами весьма специфический, обусловленный сращиванием, «слипанием», говоря языком отечественной психологии, уже субъекта и индивидуальности. Всякие нравственно-психологические аспекты уходят на задний план, оставляя только прагматический результат деятельности. Отсюда, как герой американских фильмов Стивен Сигал, мастер боевых искусств западного типа получает безусловное право уничтожения без суда и следствия всех, кого он считает преступным элементом.

Таким образом, все процессы воспитания единоборца по данной методике уходят в виртуальный план, где палач и судья, мастер и банкир воплощаются в одном лице. Соответственно, и практика развития личности в восточных единоборствах по западному типу приобретает специфический, агрессивный характер.

Наиболее сложный вариант развития личности в рассматриваемом контексте имеет место в отечественной ментальности. Как иронично замечают западные исследователи, русские постоянно находятся в поисках смысла осуществляемой деятельности. Как правило, они его не обнаруживают и уходят в «дрейф» полного бездействия, фактически опуская руки. Сравним с американским образом жизни: от теории к практике; или европейским - от практики к теории.

В случае восточных единоборств наши соотечественники ведут сложный поиск смыслов в зазоре между врожденным и приобретенным, индивида и личности (см. рис.). Разорвать органическую связь этих феноменов возможно только при условии ювелирно-сти тренировочного процесса на трудовом, субъектном этапе подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникающее напряжение, как натянутая струна лука, обеспечивает возвратный процесс от субъекта к индивиду при вхождении в зазор врожденного и приобретенного, демонстрируя третий вариант развития личности в практике восточных единоборств. В строгом смысле это и есть собственно личностный вариант практики боевых искусств, имеющий множество прикладных выводов.

Таким образом, результаты философских, педагогических, психологических и социологических исследований о личностных особенностях практикующих восточные единоборства позволяют нам рассматривать практики восточных единоборств как особый вид социальной практики, создающий максимальные условия для формирования социально гармоничной личности со стратегией жизненного успеха и благополучия. Именно поэтому практики восточных единоборств могут быть включены в общеобразовательную программу и программу работы с молодежью по месту жительства.

Можно вести речь о трех возможных практиках развития личности в восточных единоборствах, которые можно обозначить как собственно восточная, непосредственная; западная, агрессивная; и отечественная, гуманистическая. Не случайно возникшая в нашей стране одна из практик получила название - «самбо», то есть самозащита.

Список литературы

1. Стрелков, В. И. Управление стратегической направленностью карьеры в восточных единоборствах [Текст] / В. И. Стрелков, А. В. Сафошин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 9. - С. 71-74.

2. Торговкина, Н. С. Восточные единоборства как фактор социализации в современной России: философский подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Н. С. Торговкина. - Омск, 2012. - 25 с.

3. Труфанов, Д. О. Единоборства в современном обществе: ценностная социологическая концепция [Текст] / Д. О. Труфанов // XVI Уральские социологические чтения - социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 7-8 апреля 2006 г.): в 3 ч. / отв. ред. С. Г. Зырянов. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. -Ч. 1. - С. 67-72.

4. Труфанов, Д. О. Ценностная социологическая концепция восточных единоборств [Текст] / Д. О. Труфанов. - Красноярск, 2006. - 129 с.

5. Стрелков, В. И. Воля как ситуация самореализации личности в восточных единоборствах [Текст] / В. И. Стрелков, А. В. Сафошин // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа, 2015. - С. 219-226.

6. Носова, Т. Е. Философско-педагогические аспекты боевых искусств Востока [Текст]: автореф. канд. философ. наук: 09.00.11 / Т. Е. Носова. - Архангельск, 2006. - 19 с.

7. Лесбекова, Р. Б. Роль восточных единоборств и бокса в формирование личности в общеобразовательных школах [Текст] / Р. Б. Лесбекова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. - № 4. - С. 104-105.

8. Асобина, Т. В. Влияние досуга на формирование стратегий жизни российской молодежи: автореф. канд. философ. наук: 09.00.11 / Т. В. Асобина. - Ростов н/Д, 2015. - 39 с.

9. Баранкин, С. Ю. Инновационная педагогика и психология в спорте [Текст]: колл. моногр. / С. Ю. Баранкин, А. В. Сафошин, В. И. Стрелков. - М.: ФиС, 2013. - 347 с.

10. Стрелков, В. И. Воля в системе ценностей восточных единоборств [Текст] / В. И. Стрелков, А. В. Сафошин // Современная культура коммуникации. Социокультурные процессы в современном мире: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (27 августа 2015 г.). - Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. - С. 109-112.

11. Ишмуратов, М. М. Восточные единоборства как онтологическое явление [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. М. Ишмуратов. - Уфа, 2004. - 22 с.

12. Философско-психологические аспекты восточных единоборств [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, 15-19 мая 2013 г.) / под ред. О. А. Рудецкого. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. - 179 с.

References

1. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Upravlenie strategicheskoy napravlennostyu karery v vostochnykh edinoborstvakh. Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015, No. 9, pp. 71-74.

2. Torgovkina N. S. Vostochnye edinoborstva kak faktor sotsializatsii v sovremennoy Rossii: filosofskiy podkhod. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Omsk, 2012. 25 p.

3. Trufanov D. O. Edinoborstva v sovremennom obshchestve: tsennostnaya sotsio-logicheskaya kontseptsiya. In: XVI Uralskie sotsiologicheskie chteniya - sotsialnoe prostranstvo Urala v usloviyakh globalizatsii - XXI vek. Proceedings of International scientific-practical conference (Chelyabinsk, 7-8 Apr 2006): in 3 part. Chelyabinsk: Tsentr analiza i prognozirovaniya, 2006. Part 1. Pp. 67-72.

4. Trufanov D. O. Tsennostnaya sotsiologicheskaya kontseptsiya vostochnykh edinoborstv. Krasnoyarsk, 2006. 129 p.

5. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Volya kak situatsiya samorealizatsii lichnosti v vostochnykh edinoborstvakh. In: Problemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossii i mire. Proceedings of International scientific-practical Conference. Ufa, 2015. Pp. 219-226.

6. Nosova, T. E. Filosofsko-pedagogicheskie aspekty boevykh iskusstv Vostoka. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Arkhangelsk, 2006. 19 p.

7. Lesbekova R. B., Eselbaeva A. K., Kokebaeva R. S., Musaev A. T., Untaev H. K., Kise-baev Zh. S. Rol vostochnykh edinoborstv i boksa v formirovanie lichnosti v obsh-cheobrazovatelnykh shkolakh. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2013, No. 4, pp. 104-105.

8. Asobina, T. V. Vliyanie dosuga na formirovanie strategiy zhizni rossiyskoy molo-dezhi. Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Rostov on Don, 2015. 39 p.

9. Barankin S. Yu., Safoshin A. V., Strelkov V. I. Innovatsionnaya pedagogika i psikhologiya v sporte. Moscow: FiS, 2013. 347 p.

10. Strelkov V. I., Safoshin A. V. Volya v sisteme tsennostey vostochnykh edinoborstv. In: Sovremennaya kultura kommunikatsii. Sotsiokulturnye protsessy v sovremennom mire. Proceedings of II International scientific-practical conference (27 Aug 2015). Saratov: Izd-vo TsPM „Akademiya Biznesa", 2015. Pp. 109-112.

11. Ishmuratov M. M. Vostochnye edinoborstva kak ontologicheskoe yavlenie Extended abstract of PhD dissertation (Philosophy). Ufa, 2004. 22 p.

12. Filosofsko-psikhologicheskie aspekty vostochnykh edinoborstv. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference (Khabarovsk, Ussuriysk, Vladivostok, 15-19 May 2013). Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2013. 179 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.