Научная статья на тему 'Спортивное ориентирование для начинающего ориентировщика 8-9 лет с использованием народных игр'

Спортивное ориентирование для начинающего ориентировщика 8-9 лет с использованием народных игр Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физические качества / активность / интеллект / быстрота / тренировка / карта / игра / знания / умения / соревнования / контрольный пункт / physical culture / physical qualities / activity / intelligence / speed / training / map / game / knowledge / skills / competitions / checkpoint

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна

В данной статье рассматривается спортивное ориентирование на местности как беговой вид спорта и использование подвижных игр для занимающихся начинающей группы, направленное на развитие интеллектуальных, психофизических качеств, где участники достигают высоких результатов, участвуя в соревнованиях разных уровней, и преодолевают контрольные пункты, используя полученные знания, умения, навыки, и решают проблемы, которые могут возникнуть в этом виде спорта. Научная новизна исследования состоит в том, чтобы выявить разницу в познании группы начинающих спортивных ориентировщиков с использованием народных подвижных игр и группы, которая не использует игры. Практическая значимость. Данная работа будет полезным для тренеров при подготовке начинающих спортивных ориентировщиков с использованием народных подвижных игр. Методы исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся гимназии № 9 города Кызыла, посещающих секцию спортивного ориентирования. С помощью метода анкетирования провели опрос среди начинающих ориентировщиков, посещающих секцию по спортивному ориентированию, Первая группа на занятии использовала подвижные игры, 2-я группа занималась по программе секции. Для обучения карте использовали народные подвижные игры во время занятий. Было составлено 20 вопросов, чтобы убедиться, есть ли различия в познании и развитии памяти у учащихся. Результаты. В результате опроса выявлено, что тестируемые учащиеся по своим знаниям, памяти, запоминанию карт разделились на три группы, в которых подробно были даны ответы на вопросы анкеты. Среди занимающихся в секции хорошо развита память, воображение, интеллектуальные способности, потому что народные игры, а также игры с картами развивают эти качества, которые им пригодятся в дальнейшем. Среди учащихся, на занятиях которых не использовали подвижные игры, необходимые для ориентировщика качества развиты недостаточно, они плохо запоминали материал, выполняли задания с явными ошибками. Заключение. Данное исследование показывает, что использование народных подвижных игр по спортивному ориентированию для начинающих ориентировщиков необходима во время проведения занятий как в теоретической, так и в практической части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Мендот Элла Эрес-Ооловна, Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Инга Эрес-Ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orienteering for a beginner orienteer aged 8-9 years using folk games

This article discusses orienteering on the ground as a running sport and the use of outdoor games for beginners, aimed at developing intellectual, psychophysical qualities, where participants achieve high results by participating in competitions of different levels, and overcome checkpoints using the acquired knowledge, skills, and solve problems, which may arise in this sport. The scientific novelty of the study is to identify the difference in the cognition of a group of novice orienteers using folk outdoor games and a group that does not use games. Practical significance. This work will be useful for coaches in preparing novice orienteers using folk outdoor games. Research methods. The study involved 20 students of gymnasium No. 9 in the city of Kyzyl, attending the orienteering section. Using the questionnaire method, a survey was conducted among novice orienteers attending the orienteering section, the first group used outdoor games in the lesson, the 2nd group studied according to the section program. Folk outdoor games were used to teach the map during classes. 20 questions were compiled to make sure whether there are differences in students' cognition and memory development. Results. As a result of the survey, it was revealed that the tested students were divided into three groups according to their knowledge, memory, and card memorization, in which answers to the questionnaire questions were given in detail. Memory, imagination, and intellectual abilities are well developed among those involved in the section, because folk games, as well as card games, develop these qualities that will be useful to them in the future. Among the students who did not use outdoor games in their classes, the qualities necessary for the orientation were not sufficiently developed, they did not remember the material well, performed tasks with obvious errors. Conclusion. This study shows that the use of folk outdoor orienteering games for beginner orienteers is necessary during classes both in theory and in practice.

Текст научной работы на тему «Спортивное ориентирование для начинающего ориентировщика 8-9 лет с использованием народных игр»

УДК 7.79.79-05.7.08

Спортивное ориентирование для начинающего ориентировщика 8-9 лет с использованием народных игр

Мендот Эл.Э. *, Мендот Эм.Э., Мендот И.Э.

Тувинский государственный университет г. Кызыл, Россия ORCID:0000-0002-2165-4551, menella2013@yandex.т* ORCID:0000-0003-2970-0572, mendota6909@yandex.ru ORCID:0000-0002-5416-7573, inga-mendot@yandex.т

Аннотация: В данной статье рассматривается спортивное ориентирование на местности как беговой вид спорта и использование подвижных игр для занимающихся начинающей группы, направленное на развитие интеллектуальных, психофизических качеств, где участники достигают высоких результатов, участвуя в соревнованиях разных уровней, и преодолевают контрольные пункты, используя полученные знания, умения, навыки, и решают проблемы, которые могут возникнуть в этом виде спорта. Научная новизна исследования состоит в том, чтобы выявить разницу в познании группы начинающих спортивных ориентировщиков с использованием народных подвижных игр и группы, которая не использует игры. Практическая значимость. Данная работа будет полезным для тренеров при подготовке начинающих спортивных ориентировщиков с использованием народных подвижных игр. Методы исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся гимназии № 9 города Кызыла, посещающих секцию спортивного ориентирования. С помощью метода анкетирования провели опрос среди начинающих ориентировщиков, посещающих секцию по спортивному ориентированию, Первая группа на занятии использовала подвижные игры, 2-я группа занималась по программе секции. Для обучения карте использовали народные подвижные игры во время занятий. Было составлено 20 вопросов, чтобы убедиться, есть ли различия в познании и развитии памяти у учащихся. Результаты. В результате опроса выявлено, что тестируемые учащиеся по своим знаниям, памяти, запоминанию карт разделились на три группы, в которых подробно были даны ответы на вопросы анкеты. Среди занимающихся в секции хорошо развита память, воображение, интеллектуальные способности, потому что народные игры, а также игры с картами развивают эти качества, которые им пригодятся в дальнейшем. Среди учащихся, на занятиях которых не использовали подвижные игры, необходимые для ориентировщика качества развиты недостаточно, они плохо запоминали материал, выполняли задания с явными ошибками. Заключение. Данное исследование показывает, что использование народных подвижных игр по спортивному ориентированию для начинающих ориентировщиков необходима во время проведения занятий как в теоретической, так и в практической части.

Ключевые слова: физическая культура, физические качества, активность, интеллект, быстрота, тренировка, карта, игра, знания, умения, соревнования, контрольный пункт

Для цитирования: Мендот Эл.Э.*, Мендот Эм.Э., Мендот И.Э. Организация спортивного ориентирования у учащихся младшего школьного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Orienteering for a beginner orienteer aged 8-9 years using folk games

Ella E. Mendot*, Emma E. Mendot, Inga E. Mendot

Tuvan State University Kyzyl, Russia

ORCID:0000-0002-2165-4551, menella2013@yandex.ru*

ORCID:0000-0003-2970-0572, mendota6909@yandex.ru ORCID:0000-0002-5416-7573, inga-mendot@yandex.ru

Abstract: This article discusses orienteering on the ground as a running sport and the use of outdoor games for beginners, aimed at developing intellectual, psychophysical qualities, where participants achieve high results by participating in competitions of different levels, and overcome checkpoints using the acquired knowledge, skills, and solve problems, which may arise in this sport. The scientific novelty of the study is to identify the difference in the cognition of a group of novice orienteers using folk outdoor games and a group that does not use games. Practical significance. This work will be useful for coaches in preparing novice orienteers using folk outdoor games. Research methods. The study involved 20 students of gymnasium No. 9 in the city of Kyzyl, attending the orienteering section. Using the questionnaire method, a survey was conducted among novice orienteers attending the orienteering section, the first group used outdoor games in the lesson, the 2nd group studied according to the section program. Folk outdoor games were used to teach the map during classes. 20 questions were compiled to make sure whether there are differences in students' cognition and memory development. Results. As a result of the survey, it was revealed that the tested students were divided into three groups according to their knowledge, memory, and card memorization, in which answers to the questionnaire questions were given in detail. Memory, imagination, and intellectual abilities are well developed among those involved in the section, because folk games, as well as card games, develop these qualities that will be useful to them in the future. Among the students who did not use outdoor games in their classes, the qualities necessary for the orientation were not sufficiently developed, they did not remember the material well, performed tasks with obvious errors. Conclusion. This study shows that the use of folk outdoor orienteering games for beginner orienteers is necessary during classes both in theory and in practice.

Keywords: physical culture, physical qualities, activity, intelligence, speed, training, map, game, knowledge, skills, competitions, checkpoint

For citation: Ella E. Mendot*, Emma E. Mendot, Inga E. Mendot. Organization of orienteering among primary school age students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

В настоящее время в Республике Тыва для обучения по спортивному ориентированию требуется соответствующая технико-тактическая подготовка, а также обучение картам с применением народных подвижных игр для интеллектуального развития, необходимого для начинающего спортсмена. Однако в Республике Тыва в современных условиях наблюдаются проблемы с внедрением научно-обоснованных методик для начинающих ориентировщиков 12-13 лет с использованием народных подвижных игр с целью формирования их тактической, интеллектуальной подготовленности, их взаимосвязи. Причиной этого является отсутствие специалистов, тренеров, программ, учебно-методических пособий по спортивному ориентированию для начинающих спортсменов [1].

Спортивное ориентирование является активным видом спорта, способным отвлечь учащихся от негативных влияний современного мира. Это очень подвижный вид спорта, который наиболее привлекателен для детей 12-13 лет - для начинающей группы. Данный

вид спорта мобильный, позволяющий передвигаться, менять вокруг себя картину мира (школа, спортзал, лес, город, парк). Использование народных игр для достижения намеченных результатов является отличным способом для мотивации и сохранности контингента учащихся [4].

Цель исследования: теоретически обосновать и практически внедрить народные подвижные игры и упражнения по тактической и умственной подготовке в беговых видах ориентирования для начинающего спортсмена.

Материалы и методы

Задача исследования: изучить особенности технико-тактической и интеллектуальной подготовки и действенности беговых игр и упражнений в спортивном ориентировании для начинающих спортсменов и внедрить в учебно-тренировочный процесс.

Ориентирование как вид спорта подходит для начинающих спортсменов разных возрастов для привлечения интереса. Этот вид спорта формирует интеллектуальные способности, умение самостоятельно решать проблемы, увлечение бегом.

Например, игра «Собрать карты в свое место» для начинающего ориентировщика 12-13 лет.

Задача: собрать из фрагментов карту на время, или кто быстрее.

Местность «Кок-Тей» Кызылский кожуун, Республика Тыва Карта руководителя

(правильный вариант)

Карта для учащихся, которую нужно собрать из частей

Игра направлена на развитие смелости, находчивости, умения свободно высказывать свое мнение, думать и приобретать навыки самостоятельной работы.

В своих научных трудах Богатов С.Ф., Крюков О.Г., Ародь Э. С. в спортивном ориентировании бегом выделяют следующие виды соревнований:

1. Спринт - это ориентирование в заданном направлении с высокой плотностью тактико-технической работы продолжительностью до 25 минут, готовность к высокой интенсивности в изучении карты и местности, даже небольшие ошибки значительно ухудшают соревновательный результат.

2. Классика - это ориентирование в заданном направлении продолжительностью 30-60 минут, спортсмен должен найти контрольные пункты.

3. Кросс - это ориентирование в заданном направлении продолжительностью 65140 минут, требующее в большей степени физической, тактической и интеллектуальной подготовленности.

4. Общий старт (спринт, классика, кросс) - ориентирование в заданном направлении, в котором ориентировщик должен показать тактическое мастерство, а также непосредственную борьбу с соперниками.

5. Соревнование по выбору - это оперативное умение выбрать и реализовать оптимальный порядок прохождения контрольных пунктов.

6. Эстафетное ориентирование - это командные соревнования, прежде всего, на психологическую подготовленность и умение выполнять технико-тактические действия и быстро переходить от точного ориентирования к грубому.

7. Рогейн - это командное состязание международного стандарта. Состав команд - от двух до пяти человек, не должны разделяться на дистанции, ориентировщики должны быть подготовлены физически, стратегически, показать уровень мышления и интеллекта.

Помимо этого, спортивное ориентирование бегом является видом спорта с комплексными задачами соревновательной деятельности. К их числу относятся:

а) способность спортсмена устанавливать оптимальное соотношение между скоростью бега и надёжностью ориентирования;

б) способность к быстрому переходу от генерализованного к детальному восприятию местности;

в) способность к быстрому и безошибочному переключению от одного способа ориентирования к другому;

г) способность по итогам анализа предварительной информации формировать определённую установку на характер предстоящей соревновательной деятельности (высокий уровень перманентной тактической подготовленности);

д) способность предвидеть перспективные технико-тактические задачи, воспринимать дистанцию как единое целое и разрабатывать общий тактический план прохождения соревновательной трассы [2].

В спортивном ориентировании очень важны индивидуальные упражнения в отдельных частях на определенных дистанциях бега. По методикам Воронова Ю.С., Николина М.В., Малаховой Г.Ю. и Ухова Ф.С., любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-химических процессов обмена веществ в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции. Грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. После такой разминки можно приступать к основной части. Например, можно использовать игру «Ориентирование в лабиринте». Задача: Без компаса по направлению определить контрольные пункты, соответствующие картосхеме, отметить в карточке. Учитывается правильность и время выполнения. Старт - групповой, карты на старте кладут на пол

перед ориентировщиками (начинающие спортсмены).

11

»т ш етл гт

*

Соревновательные подвижные игры очень важны для становления и развития личности, поскольку являются не только инструментом его самовыражения, но также и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Ценность обучающих и

соревновательных игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов.

Таким образом, чтобы хорошо усвоить материал по спортивному ориентированию, рекомендуется больше времени уделять практике с использованием соревновательных подвижных игр и упражнений в тактической и интеллектуальной подготовке, давать задания, чтобы запоминали маршрут из карты, старт и финиш. Овладев основными приемами ориентирования, начинающие ориентировщики 12-13 лет получают возможность активнее познать окружающий мир.

Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности - ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть, и проконтролировать пройденное расстояние на местности вместе с учениками. Сопоставление масштаба и длины. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные -задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки. Рисовка в масштабе. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при определенном масштабе, проводят сопоставление масштабов. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе, проводится подсчёт шагов. Отмерить в различной местности (в дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) - так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели, автоматизация подсчёта шагов. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пару шагов на пройденное расстояние, контролировать по карте. Воронов Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. в своих работах отмечают, что задача ориентировщика - как можно быстрее обнаружить контрольные пункты по карте, расставленные на незнакомой для участников местности.

Как только участники в первый раз участвуют в соревнованиях в беге с картами и компасами, познают в беге спортивное ориентирование, у них проявляется стремление пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Умение быстро ориентироваться на местности является одним из основных навыков для начинающего ориентировщика. В спортивном ориентировании, в основном, пользуются специальными жидкостными компасами, они позволяют быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться на местности по выбранному азимуту. Жидкостные компасы обеспечивают требуемую устойчивость стрелки компаса даже при беге. Бег с картой и компасом с его неожиданностями и разнообразием - увлекательная игра для

начинающего ориентировщика. Ориентируясь с картой во время тренировки, все учащиеся секции надевали компас и чип, так как они привыкали бегать именно с этими элементами инвентаря на соревнованиях.

Результаты и обсуждение

Ориентирование требует от спортсмена не только физической, но и тактической подготовленности. Нельзя победить одними движениями, поэтому необходимо тренировать еще и ум т.е. проводить интеллектуальную подготовку. Чтобы провести интересное и эффективное использование игр и упражнений, не требуется каких-то особенных знаний и инвентаря. Пользу для здоровья и развития учащихся, которую оказывает этот спорт, трудно переоценить [4].

В ходе исследования данной темы был применен социологический метод -анкетирование. Мы разработали анкету из 20 вопросов, которые касались спортивного ориентирования как вида спорта.

Опрос был проведен среди учащихся 6 А, Б классов школы-гимназии № 9 города Кызыла, Республика Тыва, Россия, которые первый год посещают секцию спортивного ориентирования. В анкетировании приняли участие 20 учащихся.

В результате опроса было отмечено, что учащиеся, которые активно играли и для которых на занятии использовали подвижные игры, были более сообразительными и обладали хорошей памятью.

По результатам анкетирования необходимо отметить, что учащиеся были разделены на 3 категории: Первая категория учащихся, которые с удовольствием играли в игры, быстро находили ошибки в картах, отвечали правильно на вопросы (24% респондентов) Вторая категория учащихся ответили на вопросы анкеты частично правильно, имеются ошибки, недостаточно знают народные подвижные игры (37% респондентов). Третья категория учащихся, которые затруднялись при ответах на вопросы, на некоторые вопросы не знали ответа или отвечали с ошибками (39% респондентов).

По результатам опроса учащихся отметим, что из 100%, как видно из диаграммы, самое большее 39% учащихся ответили на вопросы с ошибками и не знают, какие игры хорошо закрепляют знания. Таким образом, тренеру для проведения занятий в группе секции нужно использовать разнообразные игры, направленные на развитие интеллектуальных и физических способностей учащихся. Существенную роль в этом может сыграть использование народных подвижных игр.

Название диаграммы

600% 500% 400% 300% 200% 100% 0%

Категория 1 Категория 2 Категория 3

Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3

Заключение

Таким образом, проведенное исследование по спортивному ориентированию дает отличное направление для дальнейшего развития начинающих спортсменов, чтобы они обучались новому, получали удовольствие и не теряли интерес к этому виду спорта. Использование для обучающихся соревновательных подвижных игр и упражнений направлено на изучение азов спортивного ориентирования, что дает положительный результат, так как в ходе игры легко усваивается объемный и сложный материал, быстрее приобретаются навыки самостоятельной работы в решении задач выбора пути. Спортивное ориентирование для начинающего спортсмена способствует выработке ряда ценных качеств: наблюдательности, выносливости, силы воли, смелости, решительности, умения ориентироваться в сложной обстановке. Спортивное ориентирование как вид двигательной деятельности близок к традиционному образу жизни тувинского народа (скотоводство, охота, земледелие), поэтому дети из кожуунов (районов) более выносливые, ловкие, а городские дети более быстрые по сравнению с сельскими детьми. Сельские дети все время проводят на природе и помогают своим родителям в домашнем хозяйстве (ухаживают за животными), таким образом, они растут стойкими к трудным условиям труда и жизни [5].

Список литературы

1. Дружинин В.П., Родионов В.А., Селищева Е.А. Применение элементов спортивного ориентирования в общеобразовательных дисциплинах для развития познавательных процессов у младших школьников. Вестник МГПУ, серия «Естественные науки». 2015; 3(19): 23-28.

2. Иванова А.С., Трофимова П.Н., Колодезникова С.И. Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников. Проблемы современного педагогического образования, серия: Педагогика и психология. 2018; 59(2): 45-49.

3. Колодезникова С.И., Бочурова С.С., Захарова А.И. Формирование интеллектуальных способностей учащихся через организацию мероприятий по спортивному ориентированию. Проблемы современного педагогического образования, серия: Педагогика и психология. 2018; 59(2): 68-72.

4. Мендот Эл.Э., Мендот Эм.Э., Мендот И.Э. История развития физической культуры и спорта в Туве. Вестник Тувинского государственного университета. 2014; 4(23): 191-198.

5. Хертек Т.Р., Хертек А.С., Мендот Э.Э. Организация спортивного ориентирования у учащихся младшего школьного возраста. Материалы Международной научно-практической конференции: Вопросы образования и науки: теоретические и практические аспекты (результаты социально-гуманитарных исследований). Самара: ООО «Офорт». 2018: 100-103.

References

1. Druzhinin V.P., Rodionov V.A., Selishcheva E.A. The use of elements of orienteering in general education disciplines for the development of cognitive processes in younger schoolchildren. VestnikMGPU, seriya "Estestvennye nauki". 2015; 3(19): 23-28 [In Russ.].

2. Ivanova A.S., Trofimova P.N., Kolodeznikova S.I. Orienteering as a means of increasing the motor activity of schoolchildren. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, seriya: Pedagogika I psihologiya. 2018; 59(2): 45-49 [In Russ.].

3. Kolodeznikova S.I., Bochurova S.S., Zakharova A.I. Formation of intellectual abilities of students through the organization of orienteering events. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, seriya: Pedagogika I psihologiya. 2018; 59(2): 68-72 [In Russ.].

4. Mendot L.E., Mendot M.E., Mendot I.E. The history of the development of physical culture and sports in Tuva. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 4(23): 191-198 [In Russ.].

5. Hertek T.R., Hertek A.S., Mendot E.E. Organization of orienteering among primary school age students. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Voprosy obrazovaniya I nauki: teoreticheskie I prakticheskie aspekty (rezul'taty social'no-gumanitarnyh issledovanij) [Materials of the International Scientific and Practical Conference: Issues of education and science: theoretical and practical aspects (results of socio-humanitarian research)]. Samara: LLC "Etching". 2018: 100-103 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.02.2024

Мендот Элла Эрес-ооловна — кандидат педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 36, email: menella2013@yandex.ru

Мендот Эмма Эрес-ооловна - старший преподаватель, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 36, e-mail: mendota6909@yandex. ru

Мендот Инга Эрес-ооловна — кандида педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Ленина, дом 36, e-mail: inga-mendotayandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.