МЕНДОТ Эмма Эрес-ооловна,
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,
e-mail: mendota1969@yandex.ru
МЕНДОТ Инга Эрес-ооловна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель физической культуры Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
e-mail: inga-mendot@yandex.ru,
МЕНДОТ Элла Эрес-ооловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
e-mail: menella2013@yandex.ru
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1-2 КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБА «ХУРЕШ»)
Аннотация. В данной статье представлены, что национальные виды спорта и игры можно использовать как прикладной вид спорта для занятий другими видами спорта. Народные игры тувинского народа имеют давнее историческое происхождение. Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают народные мечты, стремление, заглушаемые ежедневными житейскими заботами. Тувинские народные виды спорта и игры - неотъемлемая часть народной физической культуры. Разнообразные игры на быстроту, силу, ловкость, выносливость всегда были популярны у тувинцев, живущих в условиях Крайнего Севера - в этом суровом крае, в котором могут жить и работать люди, закаленные и стойкие. Республика Тыва в национальной концепции учитывает, что всестороннее развитие школьника можно достичь, используя национальные виды спорта и игры. В современном обществе национальные виды спорта и игры тувинского народа получили дальнейшее развитие как отдельное направление в общей системе физической культуры и спорта.
Ключевые слова: национальные игры, физическое воспитание, история народных праздников, здоровое население, здоровый образ жизни, традиционная физическая культура, двигательная активность, деятельность.
MENDOT Emma Eres-oolovna,
senior lecturer in the Department of physical culture and sports
of the "Tuvan state University"
MENDOT Inga Eres-oolovna,
candidate of pedagogic Sciences, senior teacher of physical culture of the Kyzyl pedagogical College,
doctor of "Tuvan state University"
MENDOT Ella Erez-oolovna,
candidate of pedagogic Sciences, associate Professor, Department of physical education and sport of the "Tuvan state University"
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
NATIONAL SPORTS AND GAMES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN JUNIOR HIGH (ON THE EXAMPLE OF THE STRUGGLE "HURESH»)
Annotation. This article presents that national sports and games can be used as an applied sport for other sports. The folk games of the Tuvan people have a long historical origin. Combining folk theatre and folk exercises, they discover the people's dream, the desire, the silenced daily worldly concerns. Tuvan folk sports and folk games are an integral part of people's physical culture. A variety of games for speed, strength, agility, endurance have always been popular with Tuvans living in The far North in this harsh region, where people can live and work hardened and resistant. The Republic of Tuva in the national concept, takes into account that the comprehensive development of the student can be achieved using national sports and games. In modern society, national sports and games of the Tuvan people have been further developed as a separate area in the General system of physical culture and sports.
Key words: national games, physical education, history of national holidays, healthy population, healthy lifestyle, traditional physical culture, motor activity, activity.
В наше нестабильное время, связанное с новыми экономическими и политическими преобразованиями в стране, на учителей физической культуры возложена огромная ответственность, нацеленная на здоровье детей. Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия - снижение работоспособности, быстрая утомляемость, общее ухудшение самочувствия. С годами риск приобретения разного рода заболеваний возрастает, поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и формируются знания и навыки физической культуры человека. Еще одна опасность, подстерегающая наших детей, заключается не только в ослабленном здоровье, но и в разрушении личности ребенка, в потере жизненных принципов. Для сохранения полноценной личности необходимо воспитывать у учащихся чувство доброжелательности, терпимости, стремления к совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности. Все это доказывает то, что нравственное состояние здоровья детей является основой общего здоровья и приводит к необходимости единого подхода как к физическому, так и к нравственному воспитанию ребенка и использования на уроках физической культуры национальных подвижных игр.
Мы живем в удивительное время: происходит много разных открытий (компьютерная техника, электронные игрушечные машины и т.д.), наша жизнь не стоит на месте - двигается вперед по присущим ей законам диалектики. Взрослые и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Народными мы называем как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в
себя элементы театрального, танцевального, музыкального и поэтического искусства.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность тувинских традиционных игр на уроках физической культуры для учащихся младших классов как компонента духовного и нравственного воспитания.
В археологических, архивных и рукописных документах, а также в современных материалах Республики Тыва содержится обширная информация о культуре, быте, в области народной физической культуры в различные периоды исторического развития тувинского народа (Ф.Я. Кон, 1934; Л.П. Потапов, 1960; С.И. Вайн-штейн, 1958, 1980; А.Д. Грач, 1960; В.П. Дьяконова, 1970, 1975; Г.Н. Курбатский, 1970, 1973, 1988; М.Х. Маннай-оол, 1970, 1975, 1979; М.Б. Кенин - Лопсан, 1994; М.А. Девлэт, 1982; И.У. Самбу, 1968, 1974, 1978; А.К. Кужугет, 1988; О.Ч. Ондар, 1982, 1985, 1989, 1991 и др.). Богатый арсенал средств физического воспитания, накопленный в процессе труда, военных походов и в быту, развивал и формировал все необходимые физические и морально-нравственные качества, закаливал организм, вырабатывал навыки боевого искусства. Описание этого арсенала средств дошло до наших дней в древних памятниках народов, живших на территории Южной Сибири, богатейший опыт их передавался из поколения в поколение, обогащаясь новым содержанием. Эти средства использовались преимущественно в быту и при проведении национальных праздников, содержащих элементы физического воспитания.
Система физической культуры тувинского народа веками совершенствовалась самой практикой жизни, она не только имела оздоровительное значение, но и способствовала нравственному, морально-волевому воспитанию человека. Особенность и многообразие этнических тради-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
ций в области педагогики физического воспитания позволили этим народам жить в социальной, биологической и природной гармонии. От одного поколения к другому передавались теоретические знания и практический опыт физического воспитания, формы, методы и средства, что помогло тувинскому народу не только сформировать физически развитое и психически здоровое молодое поколение, но и сохранить свою национально-историческую особенность [1; 2].
Национальные средства физического воспитания тувинского народа вобрали в себя всю суровость колорита природы Тувы, особенность образа жизни тувинского народа, специфику их традиционных устоев. Простота, доступность, зрелищность и эмоциональность - характерные черты спортивных состязаний тувинцев, а «пер-возданность» их, в какой-то степени таинственная ритуальность делают их особенно привлекательными для подрастающего поколения.
Многообразные по форме и богатые по содержанию традиции физического воспитания тувинского народа, выработанные в течение веков, обладают глубоким духовным содержанием. Они осуществляют преемственность поколений, играют решающую роль в физическом развитии и трудовой подготовке подрастающего поколения.
Физическое воспитание, носившее чисто прикладной и увеселительный характер, первоначально было стихийным процессом, но по мере изменения исторической обстановки, стабилизации образа жизни и общественных отношений оно становится системным, с продуманным содержанием, формами и методами обучения, воспитания и формирования подрастающего поколения [5; 6; 8].
Забота о здоровье ребенка и его нормальном развитии, воспитании выносливости, ловкости, координации движения, силы, быстроты -все это всегда было предметом неустанной заботы тувинского народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных состязаниях и соревнованиях, которые передавались из поколения в поколение, составляли народную систему физического воспитания. Тувинский народ имел определенные представления о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития, практически всегда применял оздоровительные факторы природы: солнце, воздух и воду как важнейшие элементы источника здоровья.
К традициям физического воспитания относятся устоявшиеся в обществе нормы, обычаи, порядки и способы жизнедеятельности,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
обусловленные практическими потребностями людей и их естественным стремлением к физическому совершенству. Традиции физического воспитания тувинцев, как и любые народные традиции, связаны с историей, с условиями жизни и отражают прошлое и настоящее нации.
Младший школьный возраст характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой, центральной нервной и дыхательной систем, что позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво, поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха. У младших школьников в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление, поэтому народные подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя возможность проявить творческую активность. Сравнительно слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжелых предметов. Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель, преодолением небольших препятствий, - требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты. Учащиеся младших классов лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет среди своих друзей, в работе и семье, когда вырастет», - констатировал педагог А.С. Макаренко. К.С. Абищев отмечает, что народные игры - это элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Исходя из этого, знакомить детей с народными играми целесообразно во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют. Именно такой подход, по нашему мнению, приобщит детей к традициям, народной физической культуре, воспитает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящими и будущим своей культуры. И.А. Богданов и Н.В. Меньших в своей книге отмечали, что испокон веков в народных подвижных играх отражались образ жизни людей (народов), их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, творческая выдумка, стремление к победе. Все народные игры будоражат мысль, расширяют кругозор, укрепляют психику детей. Игровая ситуация увлекает и
воспитывает младших школьников, а встречающиеся во многих играх диалоги персонажей, которые надо умело сыграть и подчеркнуть в образе, требуют раскрепощенности и артистизма.
Сегодня мы чаще всего обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы. Игра исторически являлась основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов обучения. Целительное воздействие различных игр на организм ребенка, на становление характера, личностных качеств люди осознавали с древних времен. В игре ребенок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками.
Игра - это не настоящее, а нечто условное, модель, некоторая замысловатость. Для нее характерна вероятность результата и его необязательность. Не всегда игра является игрой: она может утратить свою основную сущность в случае смещения мотива на получение нормативного результата, т.е. когда она перестает быть самостоятельной деятельностью и превращается в действие (способ действия) в структуре иной деятельности. Например, в условиях учебной деятельности игра преобразуется в игровое действие, игровой момент. В спортивной игре смещение мотива происходит при введении денежного вознаграждения, что формирует профессионализм, т.е. превращение игры в труд, для тех, кто играет, притом что для зрителей игра остается игрой.
Игру исследовали достаточно широко отечественные и зарубежные ученые в ее специфически человеческих формах у народов, бытие которых сопоставимо с эпохой первобытности. Проведены многочисленные исследования игр самых различных народов мира: содержание их отражает как архаику, так и позднейшие события в жизни этносов. В источниках разносторонне характеризуются игры современных детей и развитие этого вида деятельности в онтогенезе ребенка [7].
Игра - деятельность с помощью, которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общение, интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Дети начинают чувствовать себя членом коллектива, учатся справедливо оценивать поступки друзей (не добежал до черты - нарушил правила и т.д.).
Задача взрослого - дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности [3; 4].
Многолетняя практика показывает, что обучение детей целому ряду тактических приемов и разных перемещений полезно проводить в игровых условиях. Для этого подходят различные подвижные игры, в том числе и тувинские.
Предлагаемые тувинские народные игры можно использовать на уроках физического воспитания младшего школьного возраста, а также во внеурочное время.
Эти игры просты в применении, они легко и быстро осваиваются как педагогами, так и детьми. Кроме того, их можно легко перестроить под любой возраст. Некоторые игры довольно сложны, например, скачки - метание аркана -для младшего школьного возраста, но вполне допустимы для младших, средних классов и студентов средних образовательных учебных заведений.
Многие педагоги, в том числе и учителя физического воспитания, постоянно уделяют внимание включению в образовательный процесс национального компонента. Учителя сами изучают и учатся утраченным элементам традиционной физической культуры своего народа.
Традиционная физическая культура как часть народной культуры должна занять достойное место в учебном процессе, где должно быть дано описание тувинских народных подвижных и малоподвижных игр, в которые играли наши предки.
Например, национальная борьба «Хуреш» для мальчиков. Соревнование проводится по способу выбывания после первого поражения. Порядок встреч определяется путем жеребьевки, проводимой непосредственно перед началом сватки. Когда в соревновании (игре) участвует 4,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
6, 8, 10 человек, тогда с их согласия можно проводить ее по круговой системе.
Желательно найти спортивные костюмы (шодак, шуудак). Исходом схватки может быть только победы или поражение одного из борцов. Задача борцов, используя технико-тактические приемы борьбы «Хуреш», повалить друг друга.
Правила судейства:
1. Поражением считается касанием туловищем, одним или двумя коленями, обеими руками одновременно или одной рукой на упор.
2. Если противники коснулись земли одновременно, схватка продолжается.
3. Запрещается зажимать горло, упираться головой, касаться руками лица противника.
4. Нельзя производить различные удары, щипки и захватывать волосы противника.
5. Нельзя выкручивать и зажимать руки.
6. Нельзя слюнявить руки, плеваться, сморкаться на площадку, маты, ковер [7].
В «Хуреше» ярко проявляются не только сила, ловкость, быстрота и выносливость, но и сила духа, мужеств и бесстрашие. Самым добрыми, скромными, отзывчивыми, чуткими людьми всегда являются борцы.
Национальная борьба «Хуреш» считается одним из наиболее эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Детям с раннего возраста необходимо дать возможность поиграть в хуреш, помериться силами со своими сверстниками. На этой основе они вырабатывают борцовские навыки, преодолеют страх, физически и психически окрепнут [7].
Национальные виды спорта и игры - это одно из комплексных средств воспитания, они направлены на всестороннюю физическую подготовленность через овладение основами движения и сложных действий. Игра примечательна тем, что развивает такие качества, как ловкость, точность.
В играх, в которых участвует ребенок, заключен залог его полноценной духовной жизни в будущем. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи других - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважению к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
Таким образом, модернизация физкультурного образования в Республике Тыва является реализацией национально-регионального компонента школьного физического воспитания, ориентированного на передачу и системного усвоения опыта предыдущих поколений по использованию традиционной двигательной активности тувинцев - богатейшего духовного,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
интеллектуального ресурса, который обеспечит устойчивую мотивацию учащихся младших классов к различным формам физического воспитания.
Народные подвижные игры есть важный компонент духовного и нравственного, физического воспитания учащихся младших классов на уроках физической культуры.
Новые поколения преумножали имеющийся опыт, совершенствовали методику преподавания национальных видов спорта и народных игр в соответствии с условиями жизни, сохраняя, таким образом, корень народа на века.
Список литературы:
[1] Абищев К.С. Национальные традиции, обычаи в системе физкультурно-оздоровительной работы среди учащейся молодежи / К.С. Абищев. М., 1994. С. 24, 25.
[2] Лялина Л.А. Народные игры в детском саду // Методические рекомендации / Л.А. Лялина. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96с.
[3] Самбу И.У. Из истории тувинских игр // Историко-этнографический очерк / И.У. Самбу. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1974. - 32 с.
[4] Самбу И.У. Тыва оюннар (Тувинские игры) / И.У. Самбу. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1978. - 68 с.
[5] Таран А.А. Русские народные игры на уроках в младших классах / / Физическая культура в школе / А.А.Таран. 2008. № 3. С. 22 - 25.
[6] Михайлова Н.В. Эффективность урока физической культуры в начальной школе при использовании соревновательно-игровых комплексов повышенной наглядности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. dissercat.com/content/effektivnost-uroka-fizicheskoi-kultury-v-nachalnoi-shkole-pri-ispolzovanii-sorevnovatelno-ig (дата обращения: 10.10.2018).
[7] Мендот И.Э., Мендот Эм. Э., Мендот Эл. М. Национальные виды спорта и игры как этно-педагогическое и духовное воспитание на уроках физической культуры // Вестник Бурятского гос. ун-та / И.Э. Мендот, Эм.Э. Мендот, Эл.Э. Мендот. - Улан-Удэ, 2013. Вып. 13. С. 96 -99.
[8] Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИЦ «Академия», 2000. С. 4, 5, 129, 130.
9] Богданов И.А. и др. Аудизация празднично-игровой сферы как средство гуманизации и экологизации культуры: [Статья] / И.А. Богданов, Н.В. Меньших // Этнопедагогика и педагогика игры: Теория и история игры. М., 2006. Вып. III: к 70-летию В.М. Григорьева.
Spisok literatury:
[1] Abishchev K.S. Nacional'nye tradicii, obychai v sisteme fizkul'turno-ozdorovitel'noj raboty sredi uchashchejsya molodezhi / K.S. Abishchev. M., 1994. S. 24, 25.
[2] Lyalina L.A. Narodnye igry v detskom sadu // Metodicheskie rekomendacii / L.A. Lyalina. M.: TC Sfera, 2008. - 96s.
[3] Sambu I.U. Iz istorii tuvinskih igr // Istoriko-etnograficheskij ocherk / I.U. Sambu. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izd-vo, 1974. - 32 s.
[4] Sambu I.U. Tyva oyunnar (Tuvinskie igry) / I.U. Sambu. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izd-vo, 1978. - 68 s.
[5] Taran A.A. Russkie narodnye igry na uro-kah v mladshih klassah / / Fizicheskaya kul'tura v shkole / A.A.Taran. 2008. № 3. S. 22 - 25.
[6] Mihajlova N.V. Effektivnost' uroka fizicheskoj kul'tury v nachal'noj shkole pri ispol'zovanii sorevnovatel'no-igrovyh kompleksov
povyshennoj naglyadnosti. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat. com/content/effektivnost-uroka-fizicheskoi-kul-tury-v-nachalnoi-shkole-pri-ispolzovanii-sorevno-vatelno-ig (data obrashcheniya: 10.10.2018).
[7] Mendot I.E., Mendot Em. E., Mendot El. M. Nacional'nye vidy sporta i igry kak etnopeda-gogicheskoe i duhovnoe vospitanie na urokah fizicheskoj kul'tury // Vestnik Buryatskogo gos. un-ta / I.E. Mendot, Em.E. Mendot, El.E. Mendot. - Ulan-Ude, 2013. Vyp. 13. S. 96 - 99.
[8] Volkov G.N. Etnopedagogika / G.N. Volkov. 2-e izd., ispr. i dop. M.: IC «Akademiya», 2000. S. 130 ,129 ,5 ,4.
[9] Bogdanov I.A. i dr. Audizaciya prazd-nichno-igrovoj sfery kak sredstvo gumanizacii i ekologizacii kul'tury: [Stat'ya] / I.A. Bogdanov, N.V. Men'shih // Etnopedagogika i pedagogika igry: Teoriya i istoriya igry. M., 2006. Vyp. III: k 70-letiyu V.M. Grigor'eva.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018