Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУВИНСКОЙ ИГРЫ "ТЕВЕК" И КИТАЙСКОЙ ИГРЫ "ЛАСТОЧКА"'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУВИНСКОЙ ИГРЫ "ТЕВЕК" И КИТАЙСКОЙ ИГРЫ "ЛАСТОЧКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ИГРА / ИНВЕНТАРЬ / ПЕРО ПТИЦЫ / ШЕРСТЬ ЯКА / СВИНЕЦ / ВОЛАН / ВАРИАНТЫ ИГРЫ / ЖОНГЛИРОВАНИЕ НОГОЙ / ЛОВКОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ / УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕАКЦИЯ НОГИ / FOLK GAME / INVENTORY / BIRD FEATHER / YAK WOOL / LEAD / SHUTTLECOCK / GAME OPTIONS / LEG JUGGLING / AGILITY AND ENDURANCE / EYE EXERCISES / PHYSICAL DEVELOPMENT / LEG REACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Элла Эрес-Ооловна, Монгуш Владимир Болат-Оолович, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Ховаыг Шолбан Кожумаевич

В статье представлены отличительные специфические характеристики тувинской игры «Тевек» и китайской традиционной игры «Ласточка», которые отличаются большим разнообразием и предназначены для людей любого возраста. Большинство тувинских и древних китайских игр считаются прародителями современных видов спорта. Это были очень простые по правилам игры, поэтому они не требовали долгого объяснения, что значительно облегчало её начало. Самое главное, что не нужен был особый инвентарь, в играх использовалось только то, что можно было найти на улице, не требовалось особого мастерства в изготовлении инвентаря. Игры народов мира часто перекликаются, что, на наш взгляд, является свидетельством дружбы между народами. Все игры древнего и современного Китая, кроме словесных, развивали физическое здоровье, выносливость и реакцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Эмма Эрес-Ооловна, Мендот Элла Эрес-Ооловна, Монгуш Владимир Болат-Оолович, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Ховаыг Шолбан Кожумаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE TUVAN GAMES “TEVEK” AND THE CHINESE GAME OF “SWALLOW”

The article presents the distinctive specific characteristics of the Tuvan game “Tevek “and the Chinese traditional game” Swallow”, which is very diverse and is designed for people of all ages. Most Tuvan games and ancient Chinese games are considered the progenitors of modern sports. It was very simple by the rules of the game, so they did not require a long explanation, which greatly facilitated its beginning. Most importantly, it did not need special equipment, the games used only what could be found on the street, did not require special skill in the manufacture of equipment. The games of the peoples of the world often overlap, which, in my opinion, is a Testament to the friendship between peoples. All games of ancient and modern China, except verbal, developed physical health, endurance and reaction

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУВИНСКОЙ ИГРЫ "ТЕВЕК" И КИТАЙСКОЙ ИГРЫ "ЛАСТОЧКА"»

УДК 796.2(571.52)(510) МЕНДОТ Эмма Эрес-ооловна,

старший преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: mendota1969@yandex.ru

МЕНДОТ Элла Эрес-ооловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»,

г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: menella2013@yandex.ru

МОНГУШ Владимир Болат-оолович,

воспитатель ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», г. Кызыл, Республика Тыва

e-mail: kzpku@mail.ru

МЕНДОТ Инга Эрес-ооловна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель физической культуры Кызылского педагогического колледжа ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: inga-mendot@yandex.ru

ХОВАЫГ Шолбан Кожумаевич,

старший преподаватель физической культуры Кызылского педагогического колледжа ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, Республика Тыва e-mail: kpk_tgu@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУВИНСКОЙ ИГРЫ «ТЕВЕК» И КИТАЙСКОЙ ИГРЫ «ЛАСТОЧКА»

Аннотация. В статье представлены отличительные специфические характеристики тувинской игры «Тевек» и китайской традиционной игры «Ласточка», которые отличаются большим разнообразием и предназначены для людей любого возраста. Большинство тувинских и древних китайских игр считаются прародителями современных видов спорта. Это были очень простые по правилам игры, поэтому они не требовали долгого объяснения, что значительно облегчало её начало. Самое главное, что не нужен был особый инвентарь, в играх использовалось только то, что можно было найти на улице, не требовалось особого мастерства в изготовлении инвентаря. Игры народов мира часто перекликаются, что, на наш взгляд, является свидетельством дружбы между народами. Все игры древнего и современного Китая, кроме словесных, развивали физическое здоровье, выносливость и реакцию.

Ключевые слова: народная игра, инвентарь, перо птицы, шерсть яка, свинец, волан, варианты игры, жонглирование ногой, ловкость и выносливость, упражнения для глаз, физическое развитие, реакция ноги.

MENDOT Emma Eres-oolovna,

senior lecturer in the Department of physical culture and sports, Department of physical education and sport of the Tuvan state University, Kyzyl, Tuva

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

MENDOT Ella Erez-oolovna,

candidate of pedagogic Sciences, associate Professor, Department of physical education and sport of the Tuvan state University, Kyzyl, Tuva

MONGUSH Vladimir Bolat-oolovich,

teacher of the Kyzylskaya presidential cadet school, Kyzyl, Tuva

MENDOT Inga Eres-oolovna,

candidate of pedagogic Sciences, senior teacher of physical culture of the Kyzyl pedagogical College of the Tuvan state University, Kyzyl, Tuva

HOVALYG Sholban Koumelis,

senior teacher of physical culture Kyzyl pedagogical College of the Tuvan state University, Kyzyl, Tuva

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE TUVAN GAMES "TEVEK" AND THE CHINESE GAME OF "SWALLOW"

Annotation. The article presents the distinctive specific characteristics of the Tuvan game "Tevek "and the Chinese traditional game" Swallow", which is very diverse and is designed for people of all ages. Most Tuvan games and ancient Chinese games are considered the progenitors of modern sports. It was very simple by the rules of the game, so they did not require a long explanation, which greatly facilitated its beginning. Most importantly, it did not need special equipment, the games used only what could be found on the street, did not require special skill in the manufacture of equipment. The games of the peoples of the world often overlap, which, in my opinion, is a Testament to the friendship between peoples. All games of ancient and modern China, except verbal, developed physical health, endurance and reaction.

Key words: folk game, inventory, bird feather, Yak wool, lead, shuttlecock, game options, leg juggling, agility and endurance, eye exercises, physical development, leg reaction.

Введение. Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил [3, с. 5, 6].

Несмотря на наличие разнообразных концепций по проблемам игры и игровой деятельности, все они едины в том, что игровая деятельность свойственна всем возрастным группам. И дети, и взрослые в процессе игры испытывают значительный душевный подъем и волнение, ибо игра - не забава, а одно из удивительнейших явлений культуры общества и человека. Разнообразные по содержанию игры, требующие различного эмоционального проявления, всегда социальны по своей сущности, поскольку в них закладывается опыт общественных взаимоотношений, переживаний, формируется нравственное и физическое здоровье, строятся различные модели поведения человека.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной

игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели [6, с. 4 - 7].

В новейшей истории Российской Федерации, характеризующейся глубокими социально-политическими, экономическими и культурно-экономическими изменениями, выдвинуты новые требования к педагогической науке. А в национальной доктрине образования в Российской Федерации среди основных задач указаны: гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России.

Традиционные игры дают также много ценных дополнительных данных для изучения истории, культуры и этногенеза тувинского народа. Это очень важно - в наше время наблюда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

ется процесс забывания малыми народами своей культуры, и тувинский народ один из немногих народов, кто хранит свою культуру, но уже вставший на путь её забвения.

Народные игры созданы талантом самых разных народов мира. Они развивались и переходили из века в века, из поколения в поколение, удовлетворяя потребность людей в движении. Человек, участвуя в игре, тренировал свой организм, приобретал жизненные навыки.

Актуальность исследования. В настоящее время проблема сохранения здоровья и здорового образа жизни весьма актуальна. В условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность детей. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влияет на нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, вместо возрастного развития основных физических качеств: быстроты, координации движений, выносливости, гибкости и силы).

В исторических документах, а также в современных материалах Республики Тыва содержится обширная информация о культуре, быте, традиционной физической культуре в различные периоды исторического развития тувинского народа (Ф.Я. Кон, 1934; Л.П. Потапов, 1960; С.И. Вайнштейн, 1958, 1980; А.Д. Грач, 1960; В.П. Дьяконова, 1970, 1975; Г.Н. Курбат-ский, 1970, 1973, 1988; М.Х. Маннай-оол, 1970, 1975, 1979; К.Б. Салчак, 1974, 1984; М.Б. Кенин-Лопсан, 1994; М.А. Девлет, 1982; И.У. Самбу, 1968, 1974, 1978; А.К. Кужугет, 1988; и др.).

Впервые в 1903 г. этнограф Ф.Я. Кон в своей книге «За пятьдесят лет» описал некоторые тувинские игры. Исследовавший тувинский быт Е.К. Яковлев перечислил и некоторые подвижные игры, «которыми забавляются взрослые сойоты, мужчины и женщины». Это игры в прятки (чажинган - правильнее чаштыр) и в жмурки (харагычок - правильнее карак чок, согур катай). В работе М. Райкова есть описание приемов стрельбы из лука. П.Е. Островских описал тувинскую борьбу Хуреш на одном из празднеств у тоджинских тувинцев. Подобными краткими сведениями, которые к тому же иногда и неточны, ограничиваются источники дооктябрьского периода.

В 1961 г. на основе материалов, собранных в Восточной Туве, С.И. Вайнштейн привел названия некоторых традиционных тувинских игр [3]. В 1968 г. была выпущена на тувинском языке монография И.У. Самбу «Тувинские

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

игры», где дано описание некоторых тувинских игр с небольшим историческим анализом, в 1974 г. - книга «Из истории тувинских игр».

Богатый арсенал средств физического воспитания, накопленный в процессе труда, военных походов и в быту, развивал и формировал все необходимые физические и морально-нравственные качества, закаливал организм, вырабатывал навыки боевого искусства. Описание этого арсенала средств дошло до наших дней в древних памятниках народов, живших на территории Сибири, богатейший опыт их передавался из поколения в поколение, обогащаясь новым содержанием. Эти средства использовались преимущественно в быту и при проведении национальных праздников, содержащих элементы физического воспитания.

Цель исследования: эффективность игры «Тевек» и «Ласточка» для развития двигательной активности детей, подростков и взрослых.

Задачи исследования:

1) проанализировать описание игр «Тевек» и «Ласточка»;

2) выявить эффективность влияния игр на развития двигательной активности.

Система физической культуры тувинского народа веками совершенствовалась самой практикой жизни, она не только имела оздоровительное значение, но и способствовала нравственному, морально-волевому воспитанию человека. Особенность и многообразие этнических традиций в области педагогики физического воспитания позволяли этим народам жить в социальной, биологической и природной гармонии. От одного поколения к другому передавались теоретические знания и практический опыт физического воспитания, формы, методы и средства его, что помогло тувинскому народу не только сформировать физически развитое и психически здоровое молодое поколение, но и сохранить свою национально-историческую особенность [1; 4].

Многообразные по форме и богатые по содержанию традиции физического воспитания тувинского народа, выработанные в течение веков, обладают глубоким духовным содержанием. Они осуществляют преемственность поколений, играют решающую роль в физическом развитии и трудовой подготовке подрастающего поколения.

Физическое воспитание, носившее чисто прикладной и увеселительный характер, первоначально было стихийным процессом, но по мере изменения исторической обстановки, стабилизации образа жизни и общественных отношений оно становится системным, с продуманным содержанием, формами и методами обуче-

ния, воспитания и формирования подрастающего поколения.

Забота о здоровье ребенка и его нормальном развитии, воспитании выносливости, ловкости, координации движения, силы, быстроты -все это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных состязаниях и соревнованиях, которые передавались из поколения в поколение, составляли народную систему физического воспитания [2, с. 4, 5; 2, с. 129, 130]. Тувинский народ имел определенные представления о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития, практически всегда применял оздоровительные факторы природы: солнце, воздух и воду - как важнейшие элементы источника здоровья.

К традициям физического воспитания относятся устоявшиеся в обществе нормы, обычаи, порядки и способы жизнедеятельности, обусловленные практическими потребностями людей и их естественным стремлением к физическому совершенству. Традиции физического воспитания тувинцев, как и любые народные традиции, связаны с историей, с условиями жизни и отражают прошлое и настоящее нации [3].

Видные деятели педагогики: П.Ф. Лесгафт, 1951; А.В. Луначарский, 1968; В.Ф. Афанасьев, 1975; А.К. Атаев, 1969; А.Ш. Ахмедов, 1970; Г.Н. Мамедов, 1973; Т.Ф. Аристова, 1992; Г.Н. Волков, 1993; С.Д. Неверкович, 1995; З.Г. Ниг-матов, 1996; Х.Х. Баймурзин, 2002; и др. - развивали идею о значимости народных традиций в воспитании подрастающего поколения.

Повышается роль и ответственность школы в деле обеспечения необходимой физической подготовки школьников. В то же время существуют неисчерпаемые возможности успешного развития и воспитания подрастающего поколения в кладезе народной мудрости, концентрирующей традиции физического воспитания народа. Основа традиционной физической культуры заложена в произведениях устного народного творчества (эпические произведения, сказки и др.), в обрядах, обычаях, праздниках, играх, танцах. В тувинских классических произведениях наблюдается приоритет физического развития, неразрывно связанного с нравственными качествами героев, о чем свидетельствуют богатырские сказки и эпос, дошедшие до наших дней. В народных сказках и эпосе воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя. В эпосе «Бокту-Кириш и Бора-Шээлей» (Сказания, 1960) описывается

физическое совершенство брата и сестры -отважных героев, являющихся идеалом всех юношей и девушек Тувы. На примере легендарных эпических героев взрослые воспитывали в детях смелость, отвагу, стремление к физическому совершенству, определенный комплекс умений и личностных качеств, отвечающих идеальному образу совокупного героя (формирование и развитие силы, ловкости, выносливости, быстроты и внимания) [5; 6].

Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяются на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях. В соответствии с программами по физической культуре подвижные игры проводятся на занятиях по физической культуре образовательных учреждениях в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами. Поэтому на занятиях по физической культуре студентам необходимы подвижные игры, без них не может быть полноценной работы по формированию двигательной активности студентов. Подвижные игры создают предпосылки для привлечения к регулярным занятиям, содействуют воспитанию высоких моральных качеств, становятся эффективным средством активного отдыха.

Народные подвижные игры позволяют решить важнейшие задачи работы со студентами, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но и умственные, нравственные, а также творческие способности. Методику организации проведения игр диктуют особенности физического и психического развития детей, подростков и студентов.

Подвижные игры на занятиях используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Каждая задача внеучебной работы ставится предельно конкретно, особенно при включении новой народной подвижной игры. Чтобы повысить интерес у детей, подростков и студентов вузов к усвоению нового материала, используются элементы соревновательной деятельности, потому что, как только студент освоил какое-либо двигательное действие, интерес к нему резко снижается. Однако стоит включить в процесс обучения соревновательный момент, и отношение обучаемого к данному двигательному действию сразу меняется. Игра наряду с трудом и учебой - один из основных видов деятельности человека [6].

Зарождение китайской игры «Ласточка» относят ко времени правления династии Хань

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

(206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). А вот популярность игра получает при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени есть легенда об этой игре. Один странствующий монах прибыл из Шаолиня в город Лоян (городской округ в провинции Хэнан). Во время прогулки по улицам города он заметил 12-летнего мальчика. Тот подбрасывал одной ногой волан по 500 раз на каждую ногу и ни разу не уронил его на землю. Мальчик зарабатывал этим аттракционом на жизнь, развлекая зрителей на улицах города. Монах был поражен способностями мальчика и пригласил его на обучение в монастырь Шао-линь. С тех пор игра приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появилось несколько разновидностей игры: в одного, пара на пару, четыре человека на четыре и проч.

Цель игры оставалась неизменной: не уронить волан дольше всех. Игра «Ласточка» достигла своего расцвета при Династии Цин (1644-1911 гг.). Можно сказать, что в нее играли во всех уголках Китая. Игра не имеет ограничений в возрасте, в нее можно играть всей семьей. Еще одной отличительной ее особенностью является подвижность. Китайцы всегда уделяли своему здоровью особое внимание.

А играть в «ласточку» очень полезно для поддержания физической формы. Именно поэтому игра до сих пор так популярна в парках в любой части Китая, правда, сейчас эта игра пользуется большой популярностью среди пожилого населения. А раньше в нее играли абсолютно все, особенно ее любили подростки. Игра была настолько популярна, что о ней сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине самая семейная и народная игра Китая.

«Тевек» (почекушка или подбивка). Описание игры. Спортивную игру «Тевек» можно играть в любое время года. Количество участников неограниченное. Но она рассчитана на мальчиков 6-17 лет и взрослых. Существуют несколько вариантов жонглирования «теве-ком».

Первый способ называется «Анаа тевек», рекомендуется для шести-семилетних мальчиков. Смысл заключается в подбивании (жонглировании) волана внутренней стороной стопы правой или левой ноги. Каждый участник игры должен жонглировать одной ногой. Можно договориться жонглировать сначала правой, затем левой ногой, а затем количество подбивания с обеих ног суммируется. Считается каждый удар, и чем больше ударов - тем лучше. Если играют командами, то считают все удары, которые сде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

лают игроки команды, т.е. общее количество ударов. У кого (или у какой команды) больше ударов, тот и считается победителем. Выигравшие «стыдят» «човадыр» проигравших. Один из проигравших подбрасывает волан одному из выигравших. Тот должен ударить по нему так, чтоб он не достался ни тому, кто подбрасывал, ни остальным членам проигравшей команды. Это и называется «човадыр». Если выигравший не сумеет ударить по подброшенному волану, ошибется, или кто-то из проигравших сумеет поймать его или хотя бы коснуться, то игра на этом прекращается. Если игра заканчивается вничью, то ее усложняют. Играют «далгыыр»: игру начинают с правой, как обычно, но следующий удар делают левой ногой, т.е. попеременно. Это очень трудно, и игра заканчивается быстро. А дальше игра продолжается так же, как описано выше, т.е. выигравшие «стыдят» проигравших, только двумя ногами [5; 6].

Если и на этот раз будет ничья, игра еще больше усложняется, переходит в «чиннээри» -тевек, в который играют, стоя на одной ноге. «Чиннээри» еще сложнее, и, как правило, игра заканчивается еще быстрее.

Но... если и после этого будет ничья, переходят в «кызыл-чин». Играют в «кызыл-чин», стоя на одной ноге, не подпрыгивая и двигаясь с одного места. Значит, нужно быть очень осторожным, чтобы не перестараться, чтобы волан не улетел далеко, а это требует большого внимания, нужно уметь рассчитывать правильно удары. Если игроки хорошо играют и знают все правила игры «Тевек», то ее можно еще больше усложнить [7, с. 3 - 10].

Эл. Э. Мендот, Эм. Э. Мендот, И.Э. Мендот (2010) в своей статье написали правила игры «Тевек», что игру может начинать один из игроков по договоренности или по жребию. Если количество игроков велико и тевек (волан) имеется у каждого, тогда можно начинать состязания сразу нескольким участникам. В этом случае у каждого играющего должен быть счетчик (судья). Во время жонглирования в случае отскока волана в сторону или вперед игрок может его снова достать, т.е. подбить любой стороной своей «рабочей» ноги, чтобы не уронить (не потерять) его. Нельзя подыгрывать руками во время жонглирования. Если игрок задел рукой волан, то считается, что он его потерял. Высота жонглирования не регулируется. Желательно, чтобы обувь играющих была одинаковой. Победитель определяется по количеству жонглирования тевеком. В начале игры договариваются, каким способом играть. Спортивная игра «Тевек» - одна из наиболее распространенных игр. Она является чрезвычайно напряжен-

ной, динамичной. Игра развивает ловкость, быстроту, гибкость, физическую силу и силу воли, умение быстро ориентироваться в пространстве, быстро, точно мыслить [5].

Таким образом, отличительной чертой китайской игры «Ласточка» является то, что волан изготавливается из плоского свинца круглой формы, в середину которого прикрепляют перья птицы. А в тувинской игре «Тевек» волан изготавливается из волос козлиной бороды, которая вставляется в свинцовую пластинку диаметром 20 - 25 мм, толщиной 3 - 5 мм, весом 12 - 18 г. Длина шерсти варьируется от 4 до 7 см. Количество необходимой шерсти зависит от веса свинцовой пластинки. Чем тяжелее пластинка, тем больше пучок и длиннее шерсть.

В «Ласточке» сложность заключается в том, что игроки жонглируют внешней и внутренней частью стопы двумя или четырьмя воланами, игра развивает внимательность и быстроту ног, а игра «Тевек» имеет пять способов (анаа тевек, далгыыр, чин, кызыл чин, човадыр). Игра в тевек развивает выносливость, силу, ловкость, так как во время игры игрок должен не только суметь вовремя подхватить тевек, что требует сноровки, расчета амплитуды и ритма подбива-ния. Так же должен постоянно следить глазами за движением тевек, каждый раз при подбива-нии «кивая» головой, что, безусловно, укрепляет глазные мышцы и шейно-позвоночную части тела, осанку игрока.

Список литературы:

[1] Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. -М.: Наука, 1959. - 158 с.

[2] Волков Г.Н. Этнопедагогика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

[3] Гаськов А.В., Мендот Э.Э. Тувинские народные (традиционные) игры для детей старшего дошкольного возраста. - Кызыл: РИО ТувГУ, 2011. - 72 с.

[4] Григорьев В.М. К педагогической теории игры и далее // Этнопедагогика и педагогика игры: Теория и история игры: вып. III: к 70-летию В.М. Григорьева. - М., 2006.

[5] Мендот Эл. Э., Мендот Эм. Э., Мендот И.Э. Народные игры как компонент физического и духовного воспитания / / Образование и культура в развитии современного общества: Междунар. науч.-практ. конф. на базе ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 16 - 18 марта 2010 г. - Новосибирск, 2010.

[6] Мендот Э.Э. Тевек оюнунун дурумнери.

- Кызыл: РИО ТывГУ, 2007. - 68 с.

[7] Самбу И.У. Тыва оюннар. - Кызыл: Тувкнигоизд-во, 1978. - 140 с.

Spisok literatury:

[1] Vajnshtejn S.I. Tuvincy-todzhincy. - M.: Nauka, 1959. - 158 s.

[2] Volkov G.N. Etnopedagogika. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. - 176 s.

[3] Gas'kov A.V., Mendot E.E. Tuvinskie narodnye (tradicionnye) igry dlya detej starshego doshkol'nogo vozrasta. - Kyzyl: RIO TuvGU, 2011.

- 72 s.

[4] Grigor'ev V.M. K pedagogicheskoj teorii igry i dalee / / Etnopedagogika i pedagogika igry: Teoriya i istoriya igry: vyp. III: k 70-letiyu V.M. Grigor'eva. - M., 2006.

[5] Mendot El. E., Mendot Em. E., Mendot I.E. Narodnye igry kak komponent fizicheskogo i duhovnogo vospitaniya // Obrazovanie i kul'tura v razvitii sovremennogo obshchestva: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. na baze GOU VPO «Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 16 - 18 marta 2010 g. - Novosibirsk, 2010.

[6] Mendot E.E. Tevek oyununun durumneri.

- Kyzyl: RIO TyvGU, 2007. - 68 s.

[7] Sambu I.U. Tyva oyunnar. - Kyzyl: Tuvknigoizd-vo, 1978. - 140 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.