Научная статья на тему 'Игра "кажык" как компонент этнокультуры'

Игра "кажык" как компонент этнокультуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / MOBILE GAMES / НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ / FOLK CHILDREN'S GAMES / МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MATERIAL AND SPIRITUAL UPBRINGING / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ОБРЯД / RITUAL / БЫТ / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Эмма Эрес-ооловна, Мендот Инга Эрес-ооловна, Мендот Элла Эрес-ооловна

Игра «кажык» самый доступный, распространённый вид игры, как один из видов этнокультуры тувинского народа. В образовательных учреждениях данная игра используется для развития коммуникативных, состязательных, обучающих и умственных способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Эмма Эрес-ооловна, Мендот Инга Эрес-ооловна, Мендот Элла Эрес-ооловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME "KAZHYK" AS A COMPONENT OF ETHNIC CULTURE

The game "kazhyk" is the most accessible, widespread type of game, as one of the types of ethnoculture of the tuvan people. In educational institutions, this game is used to develop communicative, adversarial, educational and mental abilities of students.

Текст научной работы на тему «Игра "кажык" как компонент этнокультуры»

УДК 796.8(571.52)

ИГРА «КАЖЫК» КАК КОМПОНЕНТ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

Мендот Эм.Э., Мендот И.Э., Мендот Эл.Э. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE GAME "KAZHYK" AS A COMPONENT OF ETHNIC CULTURE

Mendot E.E., Mendot I.E., Mendot El.E.

Tuvan State University, Kyzyl

Игра «кажык» самый доступный, распространённый вид игры, как один из видов этнокультуры тувинского народа. В образовательных учреждениях данная игра используется для развития коммуникативных, состязательных, обучающих и умственных способностей обучающихся.

Ключевые слова: подвижные игры, народные детские игры, материальное и духовное воспитание, традиция, обряд, быт.

The game "kazhyk" is the most accessible, widespread type of game, as one of the types of ethnoculture of the tuvan people. In educational institutions, this game is used to develop communicative, adversarial, educational and mental abilities of students.

Keywords: mobile games, folk children's games, material and spiritual upbringing, tradition, ritual, everyday life.

В настоящее время многие традиционные народные игры начали исчезать или вообще считаются вымершими. За примером, как говориться, далеко ходить не надо. Процесс отмирания многих игр в некоторой степени естественно - новое время порождает новые традиции, появляются новые игры и виды спорта.

Актуальность данного исследования заключается в том, что значение использования игры в кажык в учебно-воспитательном процессе не до конца изучена, поэтому тувинские юрточные игры не в полной мере внедряются в учебные программы образовательных учреждений республики.

И основной целью данной статьи является изучение правил некоторых видов игры в кажык (с астрагалами), как одного из компонентов этнокультуры тувинцев, и описать возможности использования данной игры в общеобразовательных организациях Тувы.

Народные игры созданы талантом народов. Они переходили из века в век, из поколения в поколение, и удовлетворяли потребность людей в движении.

В своих педагогических трудах Н.К. Крупская указывала, что «для ребят дошкольного возраста игра - труд, игра для них - серьезная форма воспитания». Такое же большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «...у ребят есть страсть к игре, и надо ее удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра». П.Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать подвижные игры в воспитании детей и отметил, что через национальные игры ребенок знакомится с привычками, обычаями и традициями

не только известной местности, семьи, но и окружающей его среды. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него таких нравственных качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина и чувство товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой», «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить подчинять свои действия сознанию» [2, 4].

Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860-1936) - советский географ, исследователь Средней и Центральной Азии в 1903-1914гг. совершил ряд поездок и экспедиций в Западную Монголию, Туву (Урянхайский край). Среди многочисленных работ исследователя особо выделяется комплексный труд «Западная Монголия и Урянхайский край» (т.1-3, 1914-1930гг.). Во второй главе работы приводятся краткие сведения о таких играх сойотов (тувинцев), как шахматы, варианты различных игр в кости и домино, стрельба из лука, борьба и скачки [5]. Важно отметить то, что, несмотря на отсутствие подробного описания игр, все же, они для нас представляют весьма ценный материал.

Народные игры, танцы, обряды, праздники - составная часть традиций каждого народа. У каждой национальной, этнической и культурной группы имеются свои народные (традиционные) игры, которые и в настоящее время обладают большой культурной и образовательной ценностью. Мы не должны забывать о своем прошлом, о культурном наследии, а значит о красоте и богатстве национальной музыки и танца, о живописи и литературе, о праздниках и играх, о традициях и обычаях тувинского народа. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Естественной частью жизни и постоянным источником радостных эмоций в любом возрасте у любого народа по праву можно считать народные игры [3, 6, 8].

С давних времен национальные игры тувинцев имели огромное значение для введения здорового образа жизни среди населения. В свое время С.И. Вайнштейн по этому поводу писал: ... «народные игры служили не только развлечением, они также имели важное воспитательное значение, способствуя умственному и физическому развитию ребенка» [9].

В народных детских играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Тувинская народная игра кажык очень увлекательна не только среди сельских детей, но среди молодежи и людей старшего поколения. Характерная особенность заключается в том, что игра развивает ум, логику, мышление, счет. Игра в кажык пригодится детям в дальнейшем развитии, которая может проявиться в ловкости и быстроте пальцев рук, в развитии глазомера [1, 6]. Преимущество данной игры состоит и в доступности, в простоте правил, для их развития не требуется большая материально- техническая база. В настоящее время в кажык играют жители сельской местности (кожуунов), а городские дети даже не знают, как играть.

Игра в кости имеет обширную географию, она известна у бурят, как шагай шуреху, монголы называют шагаобна [9 , с. 158]. Правила данных игр аналогичны тувинским.

У тувинцев существуют различные вариации игры в кажык, по данным исследователя И.У. Самбу имеются около 4-5 видов [7]. Относительно названия игры в кажык в литературе встречаются расхождения: так, С.И. Вайнштейн, описывая этнографию тувинцев-тоджинцев, называет игру не привычным термином «кажык», а «шанай» (играть в кости соответственно будет звучать как шанайлаар), а вместо кажык употребил слово кайык (кайыктаар) [9, с. 157-159].

Одним из первых игры в кажык и буга шыдыраа при работе с учащимися с ослабленным здоровьем начал использовать на уроках физической культуры учитель высшей категории гимназии № 9 Мендот Эрес-оол Кыргысович. Он отметил, что народные игры влияют на различные системы организма: на отдельные группы мышц, суставов, позволяя, таким образом развить некоторые двигательные качества, как быстроту, ловкость, мелкую моторику рук, координацию. На этапе оздоровления проведение народных игр осуществляется при врачебно-педагогическом контроле. Использование народных игр на уроках физической культуры для учащихся с ослабленным здоровьем решают и воспитательные задачи, помогают прививать в детях такие качества, как решительность, сообразительность, ловкость, смелость, дисциплинированность.

В настоящее время учитель начальных классов высшей категории гимназии №9 Ооржак Эмма Очур-ооловна на уроках математики использует народную игру в кажык. Дети, играя в кажык, опосредованно овладевают вычислительными навыками решения арифметических и логических задач.

Важное значение для развития физических и интеллектуальных возможностей детей имеет разновидность игры в кажык - «дорт берге» (четыре трудности). Суть игры заключается в том, что игрок, подбрасывая один астрагал, четырьмя пальцами рук брал с земли другой астрагал и тут же ловил подброшенный: каждая сторона астрагала соответствует одному виду домашнего животного, которого разводили тувинцы - «овца», «коза», «лошадь» и «корова». В результате выигрывал тот игрок, который смог, подбрасывая астрагалы, показать все четыре вида скота, и его считали наиболее удачливым в дальнейшей жизни [6, с. 64 - 65]. В данной игре особую роль играют фаланги рук, а обтекаемая форма самих бабок (астрагалов) имеет положительное значение для кровообращения данной части тела.

В современных условиях, когда ребенок младших классах имеет склонность к гиперактивности, многим педагогам начальных школ надо взять на вооружение данный вид игры, так как она развивает усидчивость и внимательность ребенка. Учителя физической культуры отмечают, что сочетание народных игр и современных классических средств физического воспитания в процентном соотношении должно соответствовать с 1 по 4-й классы - 70% на 30%, с 5 по 8-й - 50 на 50%, с 9-11-й - 30 на 70% [6].

Другой вид игры в кажыки - «дYЖYPYп кагары» или «аът тудары» [7] букв. «поймать коня»: при данном игре астрагал ловят обратной стороной ладони. Играют

поодиночке или в группе игроков. Играющий берет косточки в горсти в ладони обеих рук (сколько сможет), слегка подбрасывает вверх и ловит тыльной стороной правой руки (сколько сможет). Затем, те кости, которые задержались на тыльной стороне кисти руки, игрок снова подбрасывает вверх и ловит уже ладонью той же руки. При этом если упадет хотя бы одна косточка, считается ошибкой. Потом каждый игрок считает свои бабки, если он поймал четные астрагалы, затем играет с четными, а если нечетные, то - с нечетными. Если ему удалось выловить все кости, то считается, что он «поймал коня», поэтому берет себе в «собственность» при четной игре пару коней, а при нечетной - одного. Причем, если при четной игре, в конце игры, останется одна косточка, то игрок играет с двумя «сагами», подбрасывает их вверх и берет оставшуюся кость. Он имеет право играть, если сможет, с четырьмя «сагами». Тогда он ловит четыре коня. Если в конце игры остается 2-3-4 кости, доигрывают концовку игры, которая называлась «шапшылга». При игре берутся косточки (2-3 или 4 - сколько осталось), подбрасывают вверх и ловят тыльной стороной ладони, затем, снова подбросив, ловят летящие сверху кости (не так, как в начале игры). Игру повторяют в соответствии числу играемых костей. Выигрывает тот, кто поймал все косточки в положении коня [7].

«Кажык адары» букв. «стрельба в кости»: для данной игры основным предметом являются две дощечки (бугехелу), кости-битки (ок), и по восемь костей -фигуры (ан). Дощечки служат площадками для расстановки, а затем - выбивания фигур. «Буге» - главная фигура, равнозначная четырем обычным, она ставится в центре дощечки. Чтобы отличить ее от других простых фигур, на нее наносится специальный знак или же берется более крупный астрагал.

«Зв1РИ*

Кости расставляются вокруг «буге» по краям дощечки. При помощи кости-битки (ок) - выбиваются астрагалы, расставленные на дощечке. Битки выбрасываются щелчком со специальной подставки, называемой кажылга. Играют два или четыре человека. Они следят за игральными дощечками, расстояние между которыми определяется мерами (в 7, 9 локтей - чеди дугай, тос дугай). Жеребьевка (мерге тыртар, телге каар) для определения начинающего имеет большое значение, так как опытный игрок, которому дается четыре удара, может выбить свою «норму» и сразу выйти вперед по количеству очков. Играющий берет в левую руку «кажылга» и, положив на нее битку, щелчком посылает ее, целясь в «буге». Если

«буге» выбита, то напарник бьющего берет с дощечки противника четыре кости, составляющие собственность. Если же выбиты лишь рядовые фигуры (ан), то независимо от количества выбитых, у противника берется лишь одна кость. Выигрывает та команда, которая выбила все фигуры [7]. Разрешается отправлять битку с «кажылга» только путем щелчка, что имеет важное значение в развитии мелкой моторики и концентрации внимания ребенка. Битка посылается непосредственно с руки, и разрешается это делать щелчком с подкидыванием битки рукой или выбрасыванием кости путем пружинящего удара по ней указательным пальцем правой руки, зацепленного за большой палец левой руки (шавылап адары). Есть и другие приемы - это выбрасывание битки, зажатой между двумя ладонями от груди (кыскаштап адары) и простой бросок правой руки (мергелеп адары).

Последний прием разрешается тому, кто находится на грани проигрыша, с тем, чтобы дать возможность продолжить игру. Отличие монгольской харбаджи (стрельба) от тувинской кажык адары только в названии фигур, например, буге - у монголов нойон. Бурятская шагай харбага почти ничем не отличается от тувинской.

Таким образом, игра в кажык развивает у детей «ручную ловкость» (динамическая координация рук) - способность двигательным действием пальцев и рук выйти из любого положения, то есть справиться с любой возникшей моторной задачей, изменяя параметры освоенного действия. Процесс игры во многом развивает способность у ребят к созидательному, планомерному, точному и тонкому восприятию окружающего мира.

Вопрос об использовании народных игр в общеобразовательных учреждениях во время уроков физической культуры и на занятиях остается одной из не до конца разработанных проблем. Ни для кого не секрет, что традиционные игры имеют ситуационный характер, то есть народные игры вспоминают только в период календарных праздников, в частности, у нас в республике во время празднования Шагаа - Нового года по восточному календарю. С этой негативной тенденции следует нам в уйти, так как народные игры во все времена имеют положительный результат для воспитания всесторонне развитой личности - гражданина своей Родины.

Библиографический список

1. Аг-оол Е.М. Развитие мелкой моторики рук с помощью тувинской игры «кажык» у детей с детским церебральным параличом // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - Кызыл, 2016. - Вып. 4. - С. 155 - 159.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - С. 134. 129.

3. Геллер Е.М. Наш друг игра / Е.М.Геллер. - Минск: Народная асвета, 1979. - 96с.

4. Глазырина Л.Д. Физическая культура-дошкольникам / Л.Д.Глазырина. - М.: Владос, 2001. - 272с.

5. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край // Урянхай. Тыва дептер. Т.2. М., 2007. - С. 580-582.- Том 3, Выпуск 2.

6. Мендот Э.Э. Народные (традиционные) игры для 5-6 лет старшего дошкольного возраста / Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - Кызыл, 2010. - Вып. 4. - С.3-10.

7. Самбу И.У. Тувинские народные игры / И.У.Самбуу. - Кызыл, 1969.

8. Черемисин В.П. Народные игры в системе воспитания детей и подростков / В.П.Черемисин. - Малаховка, 2000. - 108с.

9. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. - М.: Наука,1959. - 158с.

10. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: ТВТ Дивизион, 2009 - 192 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Ag-ool E.M. Razvitie melkoj motoriki ruk s pomoschyu tuvinskoj igry "kazhyk" u detej s detskim tserebralnym paralichom // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. - Kyzyl, 2016. - Vyp. 4. - S. 155 - 159.

2. Volkov G. N. Etnopedagogika / G.N.Volkov. 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Izdatelskij tsentr "Akademiya", 2000. - S. 134. 129.

3. Geller E.M. Nash drug igra / E.M.Geller. - Minsk: Narodnaya asveta, 1979. - 96 s.

4. Glazyrina L.D. Fizicheskaya kultura-doshkolnikam / L.D.Glazyrina. - M.: Vlados, 2001. -272s.

5. Grumm-Grzhimajlo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryankhajskij kraj // Uryankhaj. Tyva depter. T.2. M., 2007. - S. 580-582. - Tom 3, Vypusk 2.

6. Mendot E.E. Narodnye (traditsionnye) igry dlya 5-6 let starshego doshkolnogo vozrasta / Vestnik tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. pedagogicheskie nauki. - Kyzyl, 2010. -Vyp. 4. - S.3-10.

7. Sambu I.U. Tuvinskie narodnye igry / I.U.Sambuu. - Kyzyl, 1969.

8. Cheremisin V.P. Narodnye igry v sisteme vospitaniya detej i podrostkov / V.P.Cheremisin. - Malakhovka, 2000. - 108s.

9. Vajnshtejn S.I. Tuvintsy-todzhintsy. - M.: Nauka, 1959. - 158s.

10. Seluyanov V.N. Tekhnologiya ozdorovitelnoj fizicheskoj kultury. M.: TVT Divizion, 2009 -192 s.

Мендот Эмма Эрес-ооловна - ст. преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ, E-mail: [email protected]

Мендот Инга Эрес-ооловна - к.п.н., ст. преподаватель КПК ТувГУ, E-mail: [email protected]

Мендот Элла Эрес-ооловна - к.п.н., доцент кафедры физической культуры Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Mendot Emma - art. Teacher of the Physical Education Department of TUU, E-mail: [email protected]

Mendot Inga - Ph.D., art. Lecturer of the PDA TuvSU, E-mail: [email protected] Mendot Ella - Ph.D., associate professor of the Department of Physical Culture Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.