Научная статья на тему 'ИГРОВОЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ'

ИГРОВОЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивное ориентирование / тактическое мышление / игровой метод / начальный этап подготовки / orienteering / tactical thinking / game method / initial stage of preparation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнов Дмитрий Иванович, Алтунина Оксана Егоровна, Сорокина Елена Валентиновна

Представлены результаты исследования, подтверждающие целесообразность использования игрового метода в становлении тактического мышления начинающих ориентировщиков. Описаны специальные игры, способствующие развитию когнитивных способностей и повышению уровня сформированности тактического мышления спортсменов. Доказаны эффективность и положительное влияние предложенных игр на развитие тактической подготовленности и повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнов Дмитрий Иванович, Алтунина Оксана Егоровна, Сорокина Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME METHOD IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ORIENTEERS’TACTICAL THINKING AT THE BEGINNING OF PREPARATION

The results of the study are presented, confirming the feasibility of using the game method in the development of tactical thinking of novice orienteers. Special games are described that promote the development of cognitive abilities and increase the level of formation of tactical thinking in athletes. The effectiveness and positive impact of the proposed games on the development of tactical readiness and increasing the level of special physical fitness of athletes has been proven.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ»

УДК 796.56 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-4-94-104

ИГРОВОЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ

СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Д.И. Семёнов, О.Е. Алтунина, Е.В. Сорокина

Представлены результаты исследования, подтверждающие целесообразность использования игрового метода в становлении тактического мышления начинающих ориентировщиков. Описаны специальные игры, способствующие развитию когнитивных способностей и повышению уровня сформированности тактического мышления спортсменов. Доказаны эффективность и положительное влияние предложенных игр на развитие тактической подготовленности и повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, тактическое мышление, игровой метод, начальный этап подготовки.

THE GAME METHOD IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ORIENTEERS’TACTICAL THINKING AT THE BEGINNING OF PREPARATION

Semenov D.I., graduate student, Dmitry7Se-menov94@mail.ru. Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev. Altunina O.E., senior lecturer. piton9791@ mail.ru. Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev,

Sorokina E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, linariss(@,mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev

The results of the study are presented, confirming the feasibility of using the game method in the development of tactical thinking of novice orienteers. Special games are described that promote the development of cognitive abilities and increase the level of formation of tactical thinking in athletes. The effectiveness and positive impact of the proposed games on the development of tactical readiness and increasing the level of special physical fitness of athletes has been proven.

Key words: orienteering, tactical thinking, game method, initial stage of preparation.

Семёнов Дмитрий Иванович, аспирант, Dmit-rv7Semenov94@mail.ru. Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,

Алтунина Оксана Егоровна, старший преподаватель, piton9791@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,

Сорокина Елена Валентиновна, канд. пед. наук, доц., linariss@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

Тактическое мышление имеет наибольшее значение в видах спорта, в которых происходит непосредственная борьба нескольких спортсменов или команд между собой, где победа определяется не только уровнем тренированности и волей к победе, но и умением применять собственные сильные стороны, своевременно завладеть инициативой, поставить соперника в наиболее выгодные для себя условия. К таким видам спорта относится и спортивное ориентирование.

Тактическое мышление в спор-

тивном ориентировании выражается в умении самостоятельно и поэтапно определять оптимальный путь движения по дистанции, наилучшим образом соответствующий уровню техники, накопленного опыта, физических, психологических, когнитивных качеств и возможностей спортсмена-ори-

ентировщика, а также умению эффективно сочетать их для прохождения дистанции с лучшим результатом [2, с. 86].

Тактическое мышление представляет собой процесс отражения в сознании спортсмена-ориентировщика отношений и связей между объектами на карте и реальными явлениями и объектами на местности и харак -теризуется следующими особенностями [5]:

- индивидуальность тактического плана: в стремлении к точному и быстрому нахождению контрольного пункта спортсмен планирует собственные действия не только с учетом предполагаемой на основе карты обстановки на местности, ее характера и ориентиров, но и с учетом собственной подготовленности, самостоятельно определяя оптимальные для него варианты прохождения этапов дистанции;

- предвидение собственных действий: спортсмен на основе анализа карты мысленно прокладывает самый результативный путь между этапами дистанции, между контрольными пунктами с учетом собственной подго -товленности, погодных условий, условий местности, хода спортивной борьбы и прочих факторов. В спортивном ориентировании предвидение как результат мыслительного процесса требуется не после оценки обста -новки по карте и на местности, но в ходе осуществления такой оценки.

Игровой метод оказывает положительное влияние на формирование и развитие тактического мышления начинающих ориентировщиков как непосредственно, так и через сопряженное развитие значимых для успеш -ной соревновательной деятельности в спортивном ориентировании качеств - зрительной памяти, внимания к деталям, пространственного восприятия и т. п., а также быстроты, ловкости, выносливости. О положительном влиянии игрового метода на уровень технико -тактической подготовленно -сти начинающих спортсменов-ориентировщиков свидетельствуют результаты исследований Ю.С. Вороновой, В.В. Вороновой [2], З.Р. Крыловой, Е.В. Тулукбаевой, А.Е. Ибаевой [5], Д.Н. Немытова, Д.Н. Алексанова [6], Ю.Н. Якимчика [10] и др.

Актуальность выбранной для исследования темы определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, научному осмыслению проблем тактической подготовки в спортивном ориентировании на начальном этапе традиционно уделяется меньше внимания по сравнению с подготовкой спортсменов высокой квалификации [9]. Во-вторых, потенциал игрового метода для развития тактического мышления начинающих ориентировщи-ков недооценен. Несмотря на то что в специальной литературе, посвященной подготовке начинающих спортсменов-ориентировщиков, иногда содержится описание отдельных игровых заданий [3-5], четкие рекомендации по их реализации в учебно-тренировочном процессе, в том числе для решения задач развития тактического мышления, отсутствуют.

Цель исследования заключается в разработке и апробации методики формирования и развития тактического мышления спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе подготовки.

Задачи исследования:

- изучить специальную литературу по проблематике исследования;

- разработать методику формирования и развития тактического мышления начинающих спортсменов-ориентировщиков на основе игрового метода, подобрать соответствующие игры и определить методические требования к их использованию в процессе подготовки;

- оценить эффективность методики формирования и развития тактического мышления начинающих спортсменов-ориентировщиков на основе игрового метода в ходе педагогического эксперимента.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с 2022 по 2023 год на базе БУ ДО Орловской области «СДЮСШОР № 10» в г. Орле. В эксперименте приняли участие начинающие спорт-смены-ориентировщики 9-11 лет, которые после предварительной диагностики были поделены на две группы: контрольную, в которой обучение шло по обычной программе начальной подготовки по спортивному ориентированию, и экспериментальную, в которой в рамках педагогического эксперимента была реализована методика формирования и развития такти -ческого мышления на основе игрового метода. Численность спортсменов как в контрольной, так и в экспериментальной группах составила по 12 человек. Малый объем выборок обусловил выбор статистического критерия оценки достоверности различий - критерия Манна-Уитни.

В годичном тренировочном цикле игры на развитие тактического мышления были распределены следующим образом:

- переходный период (октябрь-ноябрь): теоретические игры, игры с анализом карт летних соревнований;

- период базовой подготовки (декабрь-февраль): теоретические игры, игры с анализом карт летних соревнований, игры в помещении;

- период специальной подготовки (март-май): теоретические игры, игры с анализом карт летних соревнований, игры в помещении, игры на природе.

В педагогическом эксперименте исходили из того, что эффектив -ность применения игрового метода для формирования и развития тактиче -ского мышления у начинающих спортсменов-ориентировщиков обеспечивается соблюдением следующих методических требований:

- дозирование времени использования игровых методов на этапе начальной подготовки: 30 % общего объема часов в годичном тренировочном цикле;

- дозирование времени использования конкретного вида игр на одном занятии: теоретические игры не более 15-20 мин, подвижные тактические игры - не более 40 мин;

- дифференциация видов игровой активности в соответствии с особенностями периода начальной подготовки в годичном цикле;

- применение специальных игр, направленных на формирование и развитие тактического мышления спортсмена-ориентировщика с учетом принципов «от простого к сложному», «от теории к практике»;

- чередование занятий, включающих и не включающих игровые задания.

Результаты исследования и их обсуждение. Игровой метод является в наибольшей степени соответствующим возрастным особенностям начинающих ориентировщиков и позволяет им овладевать тактическим мышлением в условиях повышенной двигательной и познавательной активности. Я.В. Сираковская подразделяет игры, используемые на этапе начальной подготовки спортсменов-ориентировщиков, на 4 группы в зависимости от их направленности:

- спортивные игры по упрощенным правилам;

- психотехнические игры;

- подвижные игры и эстафеты;

- игры для формирования специфических технико-тактических навыков спортивного ориентирования (игры-лабиринты и мини-ориентирование) [7, с. 9].

За время проведения педагогического эксперимента нами было использовано более 10 различных игр, направленных на развитие у начинающих спортсменов-ориентировщиков тактического мышления. Охарактеризуем некоторые из них более подробно.

Для уяснения начинающими спортсменами собственных преимуществ и наглядной демонстрации действия принципов тактического мыш -ления в спортивном ориентировании использовалась игра «Найди свою дорогу». Спортсмену предлагается сделать разбор протяженного этапа, предложив различные варианты его прохождения, сделать предположение об оптимальном варианте, пробежать этап альтернативными вариантами с отсечкой времени прохождения, подтвердив или опровергнув собственное предположение. При планировании маршрута важно, чтобы обходные варианты по времени бега были примерно сопоставимы с прямыми вари -антами. По результатам игры целесообразно сравнить результаты разных спортсменов в группе, а также попросить их сделать вывод о собственных преимуществах.

В подготовке начинающих спортсменов-ориентировщиков эффективными являются игры, направленные не только на формирование такти -ческого мышления, но и других необходимых для успеха в данном виде спорта когнитивных процессов, в первую очередь, зрительной памяти. Од -ной из таких игр является «Узелок на память», она может проводиться как в помещении (спортивном зале), так и на местности. От единого центра устанавливается несколько контрольных пунктов (КП), расположенных в небольшом радиусе (рекомендуемый радиус на местности 100-300 м.). Взятие пунктов не должно представлять особых технических проблем. В центре помещена карта, на которой нанесены все КП. Цель игры -

пройти все КП в любом порядке за минимальное время. Возвращение в центр для повторного ознакомления с картой может осуществляться любое количество раз, каждый возврат фиксируется завязыванием узелка на шнурке (ленте) определенного цвета (цвета выбираются для каждого спортсмена или команды). Для облегчения задачи копии карты можно раз -ложить в одном-двух отдаленных КП с отметкой их на карте специальным знаком. По итогам игры определяется не только игрок или команда, кото -рые быстрее соперников справились с задачей, но и те, кто справился с задачей, но повторно обращался к карте минимальное количество раз.

В ситуации, когда время на организацию дистанции для проведения игры «Узелок на память» ограничено, можно воспользоваться ее настольным аналогом, направленным на развитие пространственного восприятия и зрительной памяти в сочетании с физическими нагрузками. Игра «Беги и помни» позволяет соперникам (как в личном, так и в командном зачете) соревноваться в том, кто быстрее запомнит и найдет на карте местополо -жение ее фрагментов. Перед стартом участники заполняют карточки, перед каждым из них кладется карта изображением вниз. На определенном рас -стоянии от места старта находится судья, который раскладывает для каждого участника (команды) фрагменты соответствующей карты изображением вниз. По команде «старт» запускается секундомер, участники бегут к квадратам. Каждый из них берет по одному фрагменту, запоминает его (время не ограничивается), делает серию заранее оговоренных физических упражнений (например, 10 отжиманий, 10 прыжков вверх, 10 приседаний и т. п.), после чего он возвращается на место старта, переворачивает карту, находит расположение фрагмента и записывает его координаты по гори -зонтали и вертикали по принципу «Морского боя» (например, «А2»). Дей -ствия повторяются, пока не будут указаны координаты расположения всех фрагментов карты. Если участник забыл свой фрагмент, вместо координат можно поставить прочерк или указать их случайным образом. После получения последней отметки участник отдает карточку судье, который отмечает время финиша. За ошибки к общему времени прохождения прибавляются штрафные очки в секундах (один штраф примерно равен времени прохождения одного круга). Победитель определяется по минимальному окончательному времени прохождения игры. Преимуществом игры явля-ется удобство ее использования в различных локациях (в классе, спортивном зале, на местности), возможность ее усложнения (по качеству карто -графического материала) и участия «смешанных» по полу, возрасту, уровню подготовки команд.

На начальном этапе обучения используются игры и эстафеты с эле -ментами поиска. Например, предлагается отметить на карте спортивного зала расположение предметов (парт, стульев, спортивных снарядов и т. п.), а после смены их расположения по карте напарнику предлагается вернуть все предметы на первоначальное место. Впоследствии такие игровые

упражнения усложняются, а поставленные в них педагогические задачи предполагают не только формирование умения оценивать положение предметов относительно друг друга, но и по сторонам света. Максимально приближенными к условиям соревновательной деятельности в спортивном ориентировании являются игры-лабиринты и мини-ориентирование, позволяющие почувствовать соревновательную обстановку в данном виде спорта, не только формировать, но и использовать тактические действия на практике. Игры такого плана предполагают использование всего времени основной части тренировки.

Занятия в контрольной группе проводились в соответствии с методикой подготовки спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе по программе СДЮСШОР. Следует отметить, что игровой метод применялся и в данной группе, отличием занятий в экспериментальной группе было увеличение времени использования игр на 40-60 % по сравнению с временем, заложенным в программе, а также включение в структуру занятий специальных игр, направленных на развитие тактического мышления начинающих ориентировщиков. Педагогическим экспериментом предусматривалось систематическое использование таких игр, их внедрение с учетом принципов «от простого к сложному» и «от теории к практике». Так как время на использование игр было увеличено, при их планирова -нии, организации и реализации учитывалась их направленность не только на развитие тактического мышления, но и на физические качества юных ориентировщиков, развитие у них важных для спортивного ориентирования психологических качеств и когнитивных процессов.

Для определения эффективности использования игрового метода для развития тактического мышления начинающих ориентировщиков при проведении педагогического эксперимента использовались специфические тесты спортивного ориентирования, в том числе «Скорость чтения карты», «Выбор пути», «Ориентирование по памяти». Результаты исследования приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты оценки уровня сформированности тактического мышления начинающих спортсменов-ориентировщиков в начале и по завершении педагогического эксперимента

Тестовые задания Контрольная группа (12 чел.) Экспериментальная группа (12 чел.) Вывод о статистической значимости различий (р)

Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние

1. «Скорость чтения карты», баллы (max = 20 баллов) 11,4±1,12 14,5±1,42 11,3±1,64 17,6±1,29 >0,05 <0,05 (значимы)

Окончание табл. 1

Тестовые задания Контрольная группа (12 чел.) Экспериментальная группа (12 чел.) Вывод о статистической значимости различий (р)

Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние

2. «Выбор пути», чел., справившихся с заданием 3 5 2 9 >0,05 <0,01 (значимы)

3. «Ориентирование по памяти», баллы (max = 20 баллов) 5,8±1,02 12,4±1,25 5,5±1,04 16,8±1,14 >0,05 <0,01 (значимы)

На начало эксперимента статистически значимых различий между группами по сравниваемым показателям не было обнаружено. По итогам проведенного педагогического эксперимента выявлено, что результативность прохождения всех специальных тестов по всем сравниваемым кри -териям стала выше, статистическая достоверность различий между груп -пами подтверждена, а значение коэффициентов позволяет исключить влияние случайных процессов на наблюдаемую динамику, свидетельствует о стабильном улучшении скорости чтения карты (p<0,05), правильности выбора оптимального пути (p<0,01) и ориентирования по памяти (p<0,01). Таким образом, применение в рамках начальной подготовки спортсменов-ориентировщиков специальных игр способствует формированию и развитию их тактического мышления.

Полученные результаты дополнили исследованием различных качеств мышления, используя прогрессивные матрицы Равена (для оценки наглядно-образного мышления), методики «Аналогия», «Логичность» и «Способность к классификации». Результаты педагогического экспери-мента в контрольной и экспериментальной группах охарактеризованы в табл. 2.

Таблица 2

Результаты оценки различных видов мышления начинающих спортсменов-ориентировщиков в начале и по завершении педагогического эксперимента

Тестовые задания Контрольная группа (12 чел.) Экспериментальная группа (12 чел.) Вывод о статистической значимости различий (р)

Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние

1. Наглядно-образное мышление (матрицы Равена) 2,4±1,04 4,3±0,96 2,3±1,08 6,6±0,94 >0,05 <0,05 (значимы)

Окончание табл. 2

Тестовые задания Контрольная группа (12 чел.) Экспериментальная группа (12 чел.) Вывод о статистической значимости различий (р)

Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние

2. Мышление по аналогии 24,7±1,05 26,6±1,75 24,9±0,99 27,9±1,63 >0,05 <0,01 (значимы)

3. Логическое мышление 1,6±0,34 2,4±0,71 1,4±0,42 3,5±0,78 >0,05 <0,01 (значимы)

4. Способность к классификации 21,1±3,22 23,8±2,41 20,8±3,98 24,0±2,94 >0,05 p>0,05

Полученные результаты свидетельствуют о том, что различные аспекты когнитивной деятельности у начинающих ориентировщиков в те -чение года улучшаются как в контрольной, так и в экспериментальной группах. При этом наибольшее влияние предложенная методика оказала на формирование наглядно-образного и логического мышления и мышления по аналогии, о чем свидетельствует достоверность различий показателей, характеризующих спортсменов контрольной и экспериментальной групп (p<0,05). Результаты эксперимента в целом соответствуют результатам применения игрового метода на начальном этапе подготовки спортсменов-ориентировщиков, полученным Я.В. Сираковской и О.В. Ильичевой [8]. Однако в проведенном исследовании у спортсменов экспериментальной группы достоверно изменилось не только наглядно-образное и логическое мышление, но и мышление по аналогии, что, вероятно, объясняется иным набором игр и отличием педагогических целей методики развития тактического мышления начинающих ориентировщиков от методики тактиче -ской подготовки, реализованной в педагогическом эксперименте коллег.

По результатам реализации педагогического эксперимента была проведена повторная оценка уровня специальной физической подготовленности на основании спортивного ориентирования бегом «по нитке» с отметкой контрольных пунктов (-1500 м). Полученные данные, характеризующие успешность прохождения такой дистанции спортсменами кон -трольной и экспериментальной групп, представлены в табл. 3.

Таким образом, специальная подготовленность начинающих спорт-сменов-ориентировщиков как в контрольной, так и в экспериментальной группах значительно улучшилась, при этом если среднее значение времени прохождения дистанции по «нитке» у спортсменов контрольной группы составило 16,5±3,42 мин, то в экспериментальной - 14,7±1,30 мин, выявленные различия между группами достоверны и статистически значимы, что свидетельствует о большей эффективности предложенной методики не только в части развития тактического мышления, но и в части развития специальной физической подготовленности.

Таблица 3

Результаты оценки уровня специальной физической подготовленности начинающих спортсменов-ориентировщиков в начале и по завершении педагогического эксперимента

Тестовые задания Контрольная группа (12 чел.) Экспериментальная группа (12 чел.) Вывод о статистической значимости различий (р)

Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние Начало Заверше- ние

1. Бег «по нитке» с отметкой КП («1500 м), мин (матрицы Равена) 21,7±5,04 16,5±3,42 22,8±4,97 14,7±1,30 >0,05 <0,05 (значимы)

Выводы. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что использование предложенной методики развития тактического мышления начинающих спортсменов-ориентировщиков значительно повысило уровень его сформированности. Включение в процесс подготовки специальных игр, направленных на развитие различных когнитивных процессов начинающих ориентировщиков, формирование у них специальных тактических навыков прохождения дистанции позволило улучшить показатели итогового тестирования. В данном возрасте использование игрового метода позволяет не только развивать необходимые качества начинающих спортсменов, но и обеспечивает стабильный познавательный интерес к занятиям спортивным ориентированием.

Список литературы

1. Арцимович Е.Г., Ковалева О.П. Теория и методика подготовки обучающихся в спортивном ориентировании: учеб. пособие. Омск: БУ ДО «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения», 2019. 89 с.

2. Воронов Ю.С., Якушев Д.С., Воронова В.В. Интеллектуальные способности спортсменов-ориентировщиков и их роль в прогнозировании предрасположенности к спортивной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 2(204). С. 85-90.

3. Дорофеева Т.С. Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков // Молодость. Интеллект. Инициатива: сб. трудов V Ме-ждунар. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов. Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. С. 419-420.

4. Красильникова Л.В. К вопросу о взаимосвязи технико-тактической и психологической подготовки юных спортсменов-ориентировщиков // Вопросы педагогики. 2019. № 5-2. С. 188-191.

5. Крылова З.Р., Тулкубаева Е.В., Ибаев А.Е. Технико -тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков 11-13 лет // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: сб. материалов ХУП Меж-дунар. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во УУНиТ, 2023. С. 224-228.

6. Немытов Д.Н., Алексанов Д.Н. Игровой метод в технико-тактической подготовке юных спортсменов-ориентировщиков // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 3. С. 148-155.

7. Сираковская Я.В. Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2011. 26 с.

8. Сираковская Я.В., Ильичева О.В. Игровой метод как средство сопряжения тактической и психологической подготовки в спортивном ориентировании // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. Т. 6. № 3. С. 110-113.

9. Сорокина Е.В., Горбачева О.А. Формирование тактического мышления студентов в процессе занятия спортивным ориентированием // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4. С. 420-423.

10. Якимчик Ю.Н. Стратегия мышления спортсмена-ориентиров-щика в процессе соревновательной деятельности // Современные про -блемы физической культуры и спорта: сб. материалов XVIII науч. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной, Г.М. Скрипник. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2014. С. 203-206.

References

1. Arcimovich E.G., Kovaleva O.P. Teoriya i metodika podgotovki obuchayushchih-sya v sportivnom orientirovanii [Theory and methods of training students in orienteering]: textbook. allowance. Omsk: BU DO "Regional Children and Youth Center for Tourism and Local History", 2019. 89 p.

2. Voronov Yu.S., Yakushev D.S., Voronova V.V. Intellektual'nye sposobnosti sportsmenov-orientirovshchikov i ih rol' v prognozirovanii predraspolozhennosti k sportivnoj deyatel'nosti [Intellectual abilities of orienteering athletes and their role in predicting predisposition to sports activities] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2022. No. 2(204). P. 85-90.

3. Dorofeeva T.S. Tekhniko-takticheskaya podgotovka sportsmenov-orientirovshchi-kov [Technical and tactical training of orienteering athletes] // Youth. Intelligence. Initiative: sat. proceedings V Int. scientific-practical conf. students and undergraduates. Vitebsk: VSU Publishing House named after. P.M. Masherova, 2017. P. 419-420.

4. Krasil'nikova L.V. K voprosu o vzaimosvyazi tekhniko-takticheskoj i psihologi-cheskoj podgotovki yunyh sportsmenov-orientirovshchikov [On the issue of the relationship between technical, tactical and psychological training of young orienteering athletes] // Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2019. No. 5-2. P. 188-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Krylova Z.R., Tulkubaeva E.V., Ibaev A.E. Tekhniko-takticheskaya podgotovka sportsmenov-orientirovshchikov 11-13 let [Technical and tactical training of orienteering athletes aged 11 -13 years] // Current problems of physical culture, sports and tourism: collection of articles. materials of the XVII Intl. scientific-practical conf. Ufa: Publishing house UUNiT, 2023. P. 224-228.

6. Nemytov D.N., Aleksanov D.N. Igrovoj metod v tekhniko-takticheskoj podgotovke yunyh sportsmenov-orientirovshchikov [Game method in the technical and tactical training of young orienteering athletes] // Povolzhskij pedagogicheskij poisk [Volga pedagogical search]. 2017. No. 3. P. 148-155.

7. Sirakovskaya Ya.V. Tekhniko-takticheskaya podgotovka sportsmenov-orientirovshchikov na nachal'nom etape obucheniya [Technical and tactical training of orienteering athletes at the initial stage of training]: abstract dis. ...cand. ped. sciences. Malakhovka, 2011.

26 p.

8. Sirakovskaya Ya.V., Il'icheva O.V. Igrovoj metod kak sredstvo sopryazheniya takti-cheskoj i psihologicheskoj podgotovki v sportivnom orientirovanii [Game method as a means of combining tactical and psychological training in orienteering] // Pedagogiko-psihologi-cheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2011. T. 6. No. 3. P. 110-113.

9. Sorokina E.V., Gorbacheva O.A. Formirovanie takticheskogo myshleniya studentov v processe zanyatiya sportivnym orientirovaniem [Formation of tactical thinking of students in the process of orienteering] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Orel State University]. 2018. No. 4. P. 420-423.

10. Yakimchik Yu.N. Strategiya myshleniya sportsmena-orientirovshchika v processe sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Strategy of thinking of an athlete-orienteer in the process of competitive activity] // Modern problems of physical culture and sport: collection. materials of the XVIII scientific. conf. / ed. E.A. Vetoshkina, G.M. Violinist. Khabarovsk: Publishing house FEGAFK, 2014. P. 203-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.