Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА ЛЫЖАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА ЛЫЖАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивное ориентирование на лыжах / лыжное ориентирование / начальный этап спортивной подготовки в ориентировании / ski orienteering / ski orienteering / the initial stage of orienteering sports training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Валентиновна, Алтунина Оксана Егоровна, Коновалов Андрей Сергеевич

Рассмотрены организационно-методические особенности обучения спортивному ориентированию на лыжах в контексте требований федерального стандарта спортивной подготовки по спортивному ориентированию. Конкретизированы цели и результаты подготовки ориентировщиков-лыжников на начальном этапе. Определены задачи, средства и объем нагрузки для общей и специальной физической, технико-тактической, теоретической и психологической подготовок начинающих спортсменов-ориентировщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Валентиновна, Алтунина Оксана Егоровна, Коновалов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SKI ORIENTEERING TRAINING AT THE INITIAL STAGE

The organizational and methodological features of ski orienteering training in the context of the requirements of the federal standard of orienteering sports training are considered. The goals and results of the training of orienteers-skiers at the initial stage are concretized. The tasks, means and volume of load for general and special physical, technical-tactical, theoretical and psychological training of beginner orienteers are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА ЛЫЖАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 796.92 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-4-118-126

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА ЛЫЖАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Е.В. Сорокина, О.Е. Алтунина, А.С. Коновалов

Рассмотрены организационно-методические особенности обучения спортивному ориентированию на лыжах в контексте требований федерального стандарта спортивной подготовки по спортивному ориентированию. Конкретизированы цели и результаты подготовки ориентировщиков-лыжников на начальном этапе. Определены задачи, средства и объем нагрузки для общей и специальной физической, технико-тактической, теоретической и психологической подготовок начинающих спортсме-нов-ориентировщиков.

Ключевые слова: спортивное ориентирование на лыжах, лыжное ориентирование, начальный этап спортивной подготовки в ориентировании.

FEATURES OF THE SKI ORIENTEERING TRAINING AT THE INITIAL STAGE

Sorokina E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, linariss@mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev,

Altunina O.E., senior lecturer, Piton9791@ mail.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev, Konovalov A.S., master's student, Andrei 070199@mail.ru, Russia, Orel,Orel State University named after I.S. Turgenev

The organizational and methodological features of ski orienteering training in the context of the requirements of the federal standard of orienteering sports training are considered. The goals and results of the training of orien-teers-skiers at the initial stage are concretized. The tasks, means and volume of load for general and special physical, technical-tactical, theoretical and psychological training of beginner orienteers are determined.

Сорокина Елена Валентиновна, канд. пед. наук, доц., linariss@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Алтунина Оксана Егоровна, старший преподаватель, Piton9791@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Коновалов Андрей Сергеевич, магистрант, andrei070199@mail.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники соревнований, используя компас и спортивную карту, должны максимально быстро и с соблюдением правил пройти неизвестную им трассу через расположенные на местности контрольные пункты. В настоящее время официально международной и национальными спортивными федерациями признаны четыре основных вида спортивного ориентирования, од-

Key words: ski orienteering, ski orienteering, the initial stage of orienteering sports training.

ним из которых является ориентирование на лыжах.

Целью исследования является систематизация педагогического опыта по обучению спортивному ориентированию на лыжах на этапе на -чальной подготовки в контексте требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивное ориентирование».

Для достижения поставленной цели решается ряд задач исследования, в том числе:

- определение требований к результату начального этапа спортивной подготовки по спортивному ориентированию на лыжах;

- конкретизация требований к объему и содержанию тренировоч -ного процесса по видам спортивной подготовки (общей и специальной физической подготовки, теоретической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, психологической подготовки) на начальном этапе;

- определение особенностей организации соревновательной деятельности и тренировочных сборов по спортивному ориентированию на лыжах на этапе начальной подготовки.

Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использовались: теоретический и сравнительный анализы и обобщение научной литературы, юридический анализ федерального стан -дарта, синтез, классификация. Материалами для проведения исследования послужили требования федерального стандарта по спортивной подготовке по виду спорта «Спортивное ориентирование», диссертационные исследования, монографии, статьи, содержащие эмпирические и научно обоснованные теоретические результаты об особенностях обучения спортивному ориентированию на лыжах на этапе начальной подготовки, собственный педагогический опыт авторов исследования, результаты наблюдения за на -чинающими спортсменами-ориентировщиками.

Результаты исследования и их обсуждение. На этапе начальной подготовки определяется уровень физического развития и способностей начинающих спортсменов, осуществляется освоение ими методов выпол -нения нагрузки и тренировочных средств в спортивном ориентировании на лыжах. В группу начальной подготовки зачисляются дети в возрасте от 8 лет (не более 12 чел. в группе). Продолжительность освоения этапа составляет 3 года. Этапный норматив предусматривает 6-8 часов тренировок в неделю (312 часов в год) [1]. При прохождении данного этапа подготовки использование ориентирования на лыжах в тренировочном процессе преследует две ключевые цели. Во -первых, благодаря возможностям данного вида ориентирования дети могут тренироваться круглый год, в том числе и зимой, когда высота снежного покрова затрудняет бег с картой на местности. Тренировка на лыжах как дополнение к зимним тренировкам позволит отработать навыки чтения карты и планирование прохождения маршрута. Во-вторых, уже на начальном этапе подготовки тренерам следует знакомить своих подопечных с различными видами ориентирования, предоставлять им возможность попробовать свои силы для определения будущей спортивной специализации [2].

Ключевые показатели результативности и успешного достижения целей на этапе начальной подготовки устанавливаются федеральным стан-

дартом спортивной подготовки по виду спорта «Спортивное ориентирование» и включают следующее:

- формирование различных двигательных навыков и умений с уче -том специфики спортивного ориентирования;

- освоение техники лыжного хода в спортивном ориентировании;

- освоение основ тактики и техники по спортивному ориентированию (в том числе и на лыжах);

- укрепление здоровья и разностороннее гармоничное развитие физических качеств;

- определение и отбор перспективных спортсменов для перехода на этап спортивной специализации по виду спорта «Спортивное ориентирование»;

- формирование устойчивой внутренней мотивации и интереса к регулярным занятиям спортом [3].

На общую физическую подготовку отводится на начальном этапе 44-48 % тренировочного процесса. Цель данного вида подготовки состоит в комплексном развитии спортсмена, в том числе его физических качеств. В виде средств ее достижения могут использоваться разнообразные физи -ческие упражнения - от кроссового бега до спортивных игр. Лыжное ори -ентирование предопределяет изменение требований к структуре физической подготовки спортсменов на начальном этапе, где значительное внимание уделяется развитию высокой аэробной выносливости и силы, тре -нировке не только мышц ног, но и других мышц (плечевой пояс, мышцы рук, спины, брюшного пресса и пр.).

Специальная физическая подготовка позволяет сформировать и развивать физические качества, специфичные для спортивного ориентиро -вания на лыжах, в частности, скоростно-силовую и специальную скоростную выносливость начинающих спортсменов. В соответствии с тре -бованиями федерального стандарта на данный вид подготовки отводится 7-11 % тренировочного времени на начальном этапе. При этом в исследовании В.М. Гелецкого выявлено, что у начинающих спортсменов-ориенти-ровщиков специальная физическая подготовленность является наиболее значимым фактором, влияющим на результативность соревновательной деятельности (26 %). Менее значимы на этапах начальной подготовки и спортивной специализации скоростно-силовые способности (14 %), техническая подготовленность (7 %) и стабильность психических процессов (5 %) [4]. Средствами специальной физической подготовки являются бего -вые, прыжковые и специально-подготовительные упражнения, упражнения на освоение основных стилей лыжного хода.

Анализ соревновательных дистанций в лыжном ориентировании позволил В.С. Близневской сделать вывод о том, что большая часть дис -танции (около 60 %) приходится на быстрые лыжные трассы, чуть больше

трети (36 %) - на скоростные трассы для конькового хода и только 3-4 % всей длины дистанции - на медленные трассы, «подрезки» (самостоятельно проложенные спортсменами трассы) или участки с сильным настом, удерживающим спортсмена. Очевидно, что на этапе начальной подготовки следует уделять внимание технике движения ориентировщика по скоростным (шириной 2 м и более) и быстрым (шириной 1,0-1,5 м) трассам, которые провоцируют спортсмена уже на начальном этапе осваивать и использовать разные техники лыжного хода, пригодные для определенного рельефа и лыжни.

В соревнованиях по лыжному ориентированию качество лыжни практически исключает возможность использования классического лыжного хода, так как все лыжни на дистанциях готовятся без нарезки лыжного следа. Однако на начальном этапе подготовки использование классического хода позволяет развить у спортсменов мышцы рук, плечевого пояса и спины у начинающих спортсменов для освоения более эффективных и экономичных техник лыжного хода, постепенно увеличивать длину скользящего шага как важнейшего показателя спортивного мастерства и скоростно-силового потенциала ориентировщика-лыжника [5]. Акцент в постановке конькового стиля лыжного хода на начальном этапе подготовки делается на достижении одинаковой продолжительности проката на скользящей лыже для каждой опорной ноги, переносе проекции центра массы спортсмена на точку опоры.

Большую часть дистанции спортсменам-ориентировщикам приходится преодолевать за счет силы рук, применяя так называемый «маятниковый ход», специфичный для лыжного ориентирования и отсутствующий в арсенале спортсменов-лыжников или биатлонистов. Его освоение позволяет проходить на максимальной индивидуальной скорости трассы, ширина которых недостаточна для полноценного конькового хода. Тренеру следует учитывать, что формируемая на начальном этапе техника различных стилей лыжного хода спортсмена впоследствии довольно сложно подвергается корректированию [6].

На технико-тактическую подготовку на начальном этапе отводится 16-24 % тренировочного времени в первый год занятий и 15-23 % - в последующие годы. Техническая подготовка позволяет начинающему спорт-смену-ориентировщику освоить те приемы, которые позволяют ему решать в соревновательной деятельности задачи спортивного ориентирования на лыжах. Тактическая же подготовка позволяет ему планировать совокупность собственных рациональных действий для достижения мак -симального индивидуального результата на соревнованиях. Тактически правильное мышление позволяет достигать результатов в кратчайший срок, с минимальной затратой усилий в изменяющихся условиях соревновательной обстановки.

На начальном этапе спортивной подготовки следует использовать стационарную работу с картой, но по мере совершенствования навыка чтения карты в покое все большее внимание должно уделяться формированию навыка чтения карты в движении. Чтение карты в спортивном ориентировании на лыжах совмещается с наблюдением, позволяющим сличать карту и местность. Важным является развитие восприятия пространственно-временных отношений, позволяющих определять взаимное расположение объектов и оценивать время и скорость приближения спортсмена к тому или иному объекту. Уже на этапе начальной подготовки спортсменориен-тировщик приучается постоянно сопоставлять участки карты с наблюдае -мой местностью на протяжении всей дистанции.

Техника спортивного ориентирования на лыжах отличается от техники ориентирования бегом: в первом случае спортсмены передвигаются между контрольными пунктами по подготовленной нанесенной на карту лыжне. Выбор оптимальной «нитки» маршрута осложняется качеством лыжни, перепадами высот, удобством подхода к контрольному пункту на лыжах и пр. Так как скорость перемещения на лыжах, как правило, выше, количество времени на чтение карты и принятие решения сокращается. Практика показывает, что в зимнее время при потере ориентировки уста -новить свое местонахождение в соответствии с картой бывает сложно. В летний период начинающий спортсмен может большим пальцем руки указывать или удерживать место на карте, где он находится. В спортивном ориентировании на лыжах он лишен такой возможности, так как руки заняты лыжными палками. Будучи дезориентированным, начинающий спортсмен часто продолжает движение, не имея нужной информации о собственном местоположении. Это усугубляет ситуацию и приводит к нарастанию тревожности. В этой связи на начальном этапе следует уде -лять повышенное внимание формированию навыка скоростного чтения карты с отрывом взгляда от нее и формированию так называемой «памяти карты» [7].

Для устранения этого недостатка в подготовительном периоде нужно проводить технические упражнения на скоростное чтение карты с отрывом взгляда от нее. В качестве примера можно привести следующее упражнение: из карты вырезаются небольшие квадратики с расположением на каждом из них контрольного пункта. После запоминания квадратика начинающий спортсмен бежит 1-2 минуты или выполняет силовое упражнение. Затем он берет целую карту и находит на ней точку контрольного пункта, указанную на выбранном «квадратике». При групповой пробежке данное задание можно выполнять поочередно.

Для развития техники и тактики спортивного ориентирования на этапе начальной подготовки целесообразно использовать различные виды технических упражнений в классе, проводить со спортсменами детальный

разбор их технических действий на местности после технических трениро -вок и соревнований. Оптимизации этого процесса способствует использо -вание смарт-часов с отслеживанием пути, что позволяет спортсмену и тренеру анализировать результат прохождения дистанции.

Спортивное ориентирование на лыжах предполагает высокий уро -вень развития у спортсмена не только физических, но и психологических качеств, позволяющих читать карту во время быстрого передвижения, опе -ративно принимать решения, контролировать точку своего движения по карте в условиях нарастающего утомления и значительного физического напряжения [8]. Участвуя в соревнованиях, спортсмены-ориентировщики действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, в связи с чем для достижения цели необходимым является проявление смелости, самообла -дания, настойчивости, решительности.

Результаты современных исследований подтверждают, что сис -тематические занятия ориентированием способствуют развитию наглядно -образной памяти, концентрации и переключению внимания. Регулярные тренировки, направленные на освоение и развитие технико-тактических навыков, оказывают положительное влияние на познавательные процессы [9].

На психологическую подготовку начинающих спортсменов-ориен-тировщиков федеральный стандарт отводит 2-6 % всего времени тренировочного процесса. Данный вид подготовки направлен на развитие индиви -дуальных личностных и психических свойств, способствующих успешной и результативной тренировочной и соревновательной деятельности. В спортивном ориентировании на лыжах данный вид подготовки является особенно значимым, так как в ходе соревнований могут неожиданно воз -никать различные стрессовые ситуации, например, ухудшение погодных условий, некорректно составленная карта, встречный ход с другими участниками соревнований, поломка инвентаря и т. п.

На начальном этапе подготовки спортсменов-ориентировщиков большое значение имеет теоретическая подготовка, которой федеральный стандарт абсолютно обоснованно отводит 11-16 % в структуре тренировочного процесса. На занятиях изучаются основные требования к технике безопасности, правила соревнований, условные знаки спортивных карт с акцентом на их различие в летних и зимних дисциплинах. В исследовании Я.В. Сираковской обосновано, что ведущим звеном в технико-тактической подготовке начинающих ориентировщиков является развитие когнитивных процессов на основе игрового метода [10]. Спортсмены охотно вовлекаются в карточные игры для тренировки памяти и внимания (карточные игры «Алфавит», «Квартет+», «О-Дубль», «Легенды» компании «O-Ga-mes»), собирают разрезанную на части карту из разрозненных элементов, решают тестовые задания на проверку знания знаков, пишут топографиче -ские диктанты и изготавливают из пластилина макеты местности по задан-

ной карте. Данные упражнения способствуют формированию у спортсме -нов-ориентировщиков специальной «памяти карты», позволяющей запоминать отдельные части карты, не отвлекаясь на процесс ее чтения при прохождении дистанции.

Проведение спортивных соревнований на начальном этапе должно осуществляться под максимальным наблюдением тренеров с контролем ориентиров, ограничивающих район соревнований. Начинающие спорт-смены-ориентировщики, как правило, готовы самостоятельно пройти лыжную дистанцию, которая спланирована по параметрам спринта. В первый год занятий рекомендуется готовить минимум 2-3 короткие дистанции по спортивному ориентированию на лыжах. По мере приобретения начинающими спортсменами опыта число и сложность предлагаемых им для прохождения дистанций следует постепенно увеличивать.

Особое внимание на этапе начальной подготовки следует уделить организации тренировочных сборов. Несмотря на то, что федеральный стандарт не предусматривает для групп начальной подготовки по спортив -ному ориентированию рекомендаций по организации и проведению сборов, собственный педагогический опыт подтверждает целесообразность участия начинающих спортсменов в их проведении в каникулярные периоды 2-4 раза в год продолжительностью по 7-14 дней, оптимально с совмещением участия в выездных соревнованиях. С учетом климатических особенностей регионов ЦФО России тренировочный сбор по спортивному ориентированию на лыжах потенциально возможен только 1 раз в год. Практика показывает, что участие начинающих ориентировщиков в тренировочных сборах не только способствует повышению уровня их интегральной подготовленности, но и поддерживает мотивацию к продолже -нию тренировок и регулярным занятиям спортивным ориентированием. Обстановка неформального общения спортсменов в условиях сборов способствует формированию дружеских и приятельских отношений, нивелирует напряженность конкурентного противостояния между спортсменами.

Выводы. В отличие от традиционной лыжной гонки, где средняя дистанционная скорость определяет соревновательный результат спортсмена, в спортивном ориентировании на лыжах гонка по трассам различной градации и сложности сочетается с интенсивной мыслительной дея -тельностью по выбору оптимального пути движения в лыжной сети и его точной реализацией.

Указанные особенности спортивного ориентирования на лыжах предопределяют ключевые задачи специальной физической и технико-тактической подготовки в данном виде спорта: формирование у начинающих спортсменов основных навыков устойчивой лыжной техники и знаний, навыков и умений по ориентированию в условиях зимних соревнований по спортивному ориентированию на лыжах.

В процессе подготовки следует иметь в виду, что указанные каче -ства проявляются в соревновательной деятельности комплексно, в связи с чем спортивная подготовка на начальном этапе ориентировщиков-лыжни-ков должна быть интегральной, системной.

Список литературы

1. Приказ Министерства спорта РФ № 500 от 30.06.2021 г. «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивное ориентирование» [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant. ru/ pro ducts/ipo/prime/doc/401450838/ (дата обращения: 20.01.22).

2. Функе П. Четыре направления тренировок в рамках ориентирования для детей и подростков // Азимут. 2016. № 3. С. 46.

3. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Спортивное ориентирование» (лыжные дисциплины) / В.С. Близневская [и др.]. М.: ФНЦ ФКиС, 2018. 208 с.

4. Гелецкий В.М. Соотношение средств специальной подготовки в годичном цикле у юных ориентировщиков-лыжников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1993. 18 с.

5. Казанцев С.А. Спортивное ориентирование. Физкультурно-спор-тивное совершенствование: учеб.-метод. пособие. СПб., 2010. 60 с.

6. Близневская В.С. Теория и технология специальной подготовки квалифицированных лыжников-ориентировщиков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2007. 54 с.

7. Дьяков А.С., Яговкин А.Ю. Спортивное ориентирование: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2004. 20 с.

8. Комарова О.В., Комаров В.А., Макаров С.Ю. Спортивное ориентирование: программа спортивной подготовки по виду «Спортивное ори -ентирование». Тверь, 2016. 127 с.

9. Антонов С.П., Шигаев А.В. Организационно -методические основы подготовки юных ориентировщиков в системе дополнительного образования детей // Science Time. 2016. № 3. С. 35-38.

10. Сираковская Я.В. Технико-тактическая подготовка спортсме-нов-ориентировщиков на начальном этапе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2011. 25 с.

References

1. Prikaz Ministerstva sporta RF № 500 ot 30.06.2021 g. «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Sportivnoe orientirovanie» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation No. 500 dated June 30, 2021 "On ap -proval of the federal standard for sports training in the sport of orienteering"] [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401450838/ (date of access: 01/20/22).

2. Funke P. Chetyre napravleniya trenirovok v ramkah orientirovaniya dlya detej i podrostkov [Four areas of training in orienteering for children and adolescents] // Azimut [Azimut]. 2016. No. 3. P. 46.

3. Tipovaya programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Sportivnoe orientirovanie» (lyzhnye discipliny) [Typical program of sports training for the sport "Orienteering" (ski disciplines)] / V.S. Bliznevskaya [et al.]. M.: FNTs FKiS, 2018. 208 p.

4. Geleckij V.M. Sootnoshenie sredstv special'noj podgotovki v godichnom cikle u yunyh orientirovshchikov-lyzhnikov [The ratio of special training means in the annual cycle of young orienteers-skiers]: author. dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 1993. 18 p.

5. Kazancev S.A. Cportivnoe orientirovanie. Fizkul'turno-sportivnoe sovershenstvo-vanie [Sports orientation. Physical culture and sports improvement]: textbook-method. allowance. SPb., 2010. 60 p.

6. Bliznevskaya V.S. Teoriya i tekhnologiya special'noj podgotovki kvalificirovannyh lyzhnikov-orientirovshchikov [Theory and technology of special training of qualified orienteering skiers]: author. dis. ... dr. ped. sciences. Tyumen, 2007. 54 p.

7. D'yakov A.S., Yagovkin A.Yu. Sportivnoe orientirovanie [Orienteering]: text-book.-method. allowance. Ekaterinburg: UGTU-UPI Publishing House, 2004. 20 p.

8. Komarova O.V., Komarov V.A., Makarov S.Yu. Sportivnoe orientirovanie: programma sportivnoj podgotovki po vidu «Sportivnoe orientirovanie» [Orienteering: program of sports training in the form of "Orienteering"]. Tver, 2016. 127 p.

9. Antonov S.P., Shigaev A.V. Organizacionno-metodicheskie osnovy podgotovki yunyh orientirovshchikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Organizational and methodological foundations for the training of young orienteers in the system of additional education for children] // Science Time. 2016. No. 3. P. 35-38.

10. Sirakovskaya Ya.V. Tekhniko-takticheskaya podgotovka sportsmenov-orientirovshchikov na nachal'nom etape obucheniya [Technical and tactical training of orien-teers at the initial stage of training]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Malakhovka, 2011. 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.