Научная статья на тему 'Особенности использования технико-тактических приемов спортсменами ориентировщиками Омской области'

Особенности использования технико-тактических приемов спортсменами ориентировщиками Омской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ОСОБЕННОСТИ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ORIENTEERING / TECHNICAL AND TACTICAL TECHNIQUES / FEATURES / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Майоркина Ирина Владимировна, Сухорукова Ирина Анатольевна

В статье приведены результаты анкетирования и опроса спортсменов-ориентировщиков г. Омска и Омской области (n=85) различной спортивной квалификации и стажа занятий. Спортивное ориентирование очень сложный и физически, и технически вид спорта. Цель исследования -выяснение особенностей использования технико-тактических приемов ориентировщиками Омской области. Приведен краткий анализ деятельности в спортивном ориентировании, особенностей ориентирования в Омской области. Основными технико-тактическими приемами, используемыми омскими спортсменами являются: чтение карты «вперед», взятие точного азимута, подсчет шагов и комбинированный выбор пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Майоркина Ирина Владимировна, Сухорукова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of use of technical and tactical techniques by orienteering athletes of the Omsk region

The article presents the results of the questionnaire and survey of the orienteering athletes of Omsk and Omsk region (N=85) of various sports qualifications and experience. Orienteering is a very difficult sport, both physically and technically. The purpose of the study is to define the features of the use of technical and tactical techniques employed by orienteers of the Omsk region. The brief analysis of activities in orienteering, orienteering features in the Omsk region have all been given. The main technical and tactical techniques, used by Omsk athletes are: reading the map "forward", taking the accurate azimuth, steps calculation and combined choice of path.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технико-тактических приемов спортсменами ориентировщиками Омской области»

УДК 796.56

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ СПОРТСМЕНАМИ ОРИЕНТИРОВЩИКАМИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ирина Владимировна Майоркина, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;

Ирина Анатольевна Сухорукова, старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Аннотация

В статье приведены результаты анкетирования и опроса спортсменов-ориентировщиков г. Омска и Омской области (n=85) различной спортивной квалификации и стажа занятий. Спортивное ориентирование - очень сложный и физически, и технически вид спорта. Цель исследования -выяснение особенностей использования технико-тактических приемов ориентировщиками Омской области. Приведен краткий анализ деятельности в спортивном ориентировании, особенностей ориентирования в Омской области. Основными технико-тактическими приемами, используемыми омскими спортсменами являются: чтение карты «вперед», взятие точного азимута, подсчет шагов и комбинированный выбор пути.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, технико-тактические приемы, особенности, Омская область.

FEATURES OF USE OF TECHNICAL AND TACTICAL TECHNIQUES BY ORIENTEERING ATHLETES OF THE OMSK REGION Irina Vladimirovna Mayorkina, the senior lecturer,

Dostoevsky Omsk State University; Irina Anatolyevna Sukhorukova, the senior teacher, Stolypin Omsk State Agrarian University

Annotation

The article presents the results of the questionnaire and survey of the orienteering athletes of Omsk and Omsk region (N=85) of various sports qualifications and experience. Orienteering is a very difficult sport, both physically and technically. The purpose of the study is to define the features of the use of technical and tactical techniques employed by orienteers of the Omsk region. The brief analysis of activities in orienteering, orienteering features in the Omsk region have all been given. The main technical and tactical techniques, used by Omsk athletes are: reading the map "forward", taking the accurate azimuth, steps calculation and combined choice of path.

Keywords: orienteering, technical and tactical techniques, features, Omsk region.

ВВЕДЕНИЕ

Местность и растительность для ориентирования в Омской области существенно отличается от данных показателей в других регионах страны и зарубежья.

Отличительные особенности местности в Омской области:

1) практическое отсутствие крупных форм рельефа, кроме береговой линии, и крайне редкие мелкие формы рельефа;

2) изобилуют посадки различных пород деревьев с неплохой проходимостью на доступном расстоянии от города; в северных районах области встречается коренной лес.

Несмотря на бедность рельефа, омские ориентировщики неплохо выступают на выездных соревнованиях различного уровня, занимают призовые места.

Содержание деятельности в спортивном ориентировании составляют действия, связанные с осуществлением процесса ориентирования (чтение карты, сопоставление с местностью, выбор вариантов движения к контрольному пункту, определение направления движения и расстояний на местности и карте и др.), и действия, связанные с передвижением спортсмена на дистанции (бег, ускоренная ходьба, преодоление

препятствий) [5].

Степень физической подготовленности спортсмена оказывает значительное влияние на технику и психологию ориентирования [4]. Основная задача ориентировщика - найти оптимальную скорость передвижения, при которой с учетом требований техники ориентирования и физической подготовленности достигается лучший конечный результат [1, 6].

Непосредственное проявление физических качеств в условиях соревнований обеспечивает спортивную результативность только в совокупности с интеллектуальной деятельностью, направленной на решение технико-тактических задач ориентирования и контроль их выполнения. Большинство авторов единодушны во мнении о том, что технические и тактические действия ориентировщика на дистанции являются центральным звеном в структуре соревновательной деятельности спортсмена. Бег является средством реализации решаемых в процессе ориентирования технико-тактических задач [3, 6, 7].

Активная умственная деятельность в спортивном ориентировании происходит длительное время в условиях прогрессирующего физического и умственного утомления и, как правило, в ходе отдельных фаз бега по дистанции, связанных с высоким проявлением специальной выносливости, и в момент кратковременной остановки спортсмена, что предъявляет к умственной работоспособности достаточно жесткие требования.

Этими характеристиками спортивное ориентирование отличается от спортивных единоборств и спортивных игр, в которых интеллектуальная деятельность, связанная с тактикой соревнований, проявляется, как правило, в период относительного снижения интенсивности работы, перед началом очередной тактической комбинации. В процессе выполнения технико-тактических приемов, работают стандартные автоматические навыки, не требующие значительного умственного напряжения [3].

Большое многообразие действий и операций, совершаемых спортсменом при прохождении контрольных пунктов на дистанции в заданном направлении, составляют структуру техники спортивного ориентирования. Она рассматривается либо отдельно от техники передвижения на местности [6], либо включает два этих компонента и определяется как «...все специальные (физические и умственные) действия ориентировщика, направленные на достижение хорошего спортивного результата», и не запрещается правилами соревнований.

При анализе техники исследователи выделяют две группы операций: элементарные действия (элементы техники) и приемы ориентирования. К первой группе можно отнести держание карты и компаса, опознавание ориентиров на местности, сопоставление карты и местности, счет шагов при движении на местности, ко второй - чтение карты, определение расстояний, контроль перемещения на местности [4].

Под тактикой понимается умение на соревнованиях самостоятельно выбрать по этапам самый рациональный путь движения, который наилучшим образом соответствовал бы уровню техники, приобретенного опыта, физических и психических качеств ориентировщика, а также умение оптимально сочетать их в зависимости от обстановки и условий, чтобы пройти всю дистанцию с наилучшим результатом [2].

В структуре техники ориентирования можно выделить приемы грубого, точного ориентирования и вспомогательные. Грубое ориентирование отличается от точного, тем, что выполнение его приемов практически не замедляет скорости передвижения, не требует остановок. Разделение ориентирования на грубое и точное, оказывается полезным для правильной организации мышления, а так же для определения перспектив и выявление резервов технической подготовки. С одной стороны, чем больше спортсмен применяет грубое ориентирование, тем быстрее он будет передвигаться, а с другой это может привести к недопустимому уменьшению точности и появлению ошибок. Следовательно, коренной вопрос тактики ориентирования - определить оптимальное соотношение грубого

и точного ориентирования.

Цель исследования: выявление особенностей использования технико-тактических приемов ориентировщиками Омской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели использовалось два метода: анкетирование и опрос. В анкетировании приняли участие 85 ориентировщиков Омской области различного возраста, квалификации и стажа занятий ориентированием. Анонимная анкета состояла из восемнадцати положений.

Методы исследования: анализ анкет и опросников, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анкетирование и опрос показали следующие результаты (таблица 1). Таблица 1 - Результаты анализа использования технических приемов ориентировщиками Омской области (%)__

Разряд, звание / стаж занятия ориентированием

Технические приемы ориентирования б/р, юнош. разряды / 1-3р / КМС / МС /

6 мес-12 лет 2-19 лет 2-43 лет 20-49 лет

Способ чтения карты:

- текущее 50 61 42 28

- вперед 50 39 58 72

Определение и контроль направления:

- точный азимут 46

- «грубый» азимут 36 32 33 9

- от ориентира к ориентиру 21 32 46 27

- по ситуации 43 36 21 18

Контроль расстояния:

- по интуиции 14 14 33 36

- подсчетом шагов 7 7 21 36

- по ориентирам 79 79 46 28

Выбор пути: в Омской области

- по линейным ориентирам 22 14 3

- по азимуту 7 11 18 45,5

- по опорным ориентирам 14 4 6

- комбинированный 57 75 73 54,5

Выбор пути: в других регионах

- по линейным ориентирам 14 3

- по азимуту 29 21 12 9

- по опорным ориентирам 14 7 9

- комбинированный 43 64 79 91

Анализ показал, что по мере роста мастерства способ чтения карты вперед (запоминание пути движения) преобладает над текущим (чтением карты на бегу, более частым обращением к карте с остановкой). Это лучший способ для выбора оптимального пути движения. В Омской области многообразие изображения растительности ведет к тому, что много деталей необходимо запомнить, в связи с чем, у спортсменов очень хорошо развивается зрительная память и внимание.

Определение и контроль направления с ростом мастерства склоняется больше к использованию точного азимута или «по ситуации». В Омской области на участках с легко пробегаемой растительностью целесообразнее использовать точный азимут, чтобы потери времени из-за отклонений были как можно меньше. На более открытой местности иногда можно просто увидеть объект и, не тратя времени на взятие азимута, бежать до него.

Контроль расстояния меняется с большинства «по ориентирам» на подсчет шагов и «по интуиции». То есть с мастерством возрастает «чувство расстояния», спортсмен способен мысленно оценить пробегаемый отрезок пути, или, при необходимости,

максимально точно определить отрезок подсчетом шагов.

Выбор пути спортсмены Омской области независимо от региона предпочтительно используют комбинированный, то есть на некоторых участках возможно движение по линейным ориентирам, на некоторых по азимуту или по опорным ориентирам. Причем бегая в своем регионе, только 55% мастеров спорта Омской области используют именно комбинированный подход. Бегая в других регионах больше 90%. Азимут дома выбирают 45% ориентировщиков, на выезде - только 9%. Молодые спортсмены в большей степени также предпочитают комбинированный подход, но есть и те, кто ориентируется только по линейным или только по опорным ориентирам.

ВЫВОДЫ

В связи с особенностями площадок для ориентирования в Омской области, именно умелое владение сложными технико-тактическими приемами: чтением карты «вперед», взятием точного азимута, подсчетом шагов и комбинированным выбором пути — позволяет омским ориентировщикам достигать хороших результатов в Омской области, а так же на крупных соревнованиях в других регионах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов, В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика / В.Г. Акимов. - Минск : Полымя, 1987. - 176 с.

2. Брайцева, В.А. Анализ состояния и проблем повышения эффективности технико-тактических действий спортсменов, специализирующихся в ориентировании бегом, в стандартных ситуациях / В.А. Брайцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 28-32.

3. Васильев, Н.Д. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании / Н.Д. Васильев, И.И, Столов // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11.

- С. 16-17.

4. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщи-ков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учета возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 3 (85). - С. 53-58.

5. Данильченкова, О.Е. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию спортсменов 12-14 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данильченкова О.Е. -Малаховка, 2010. - 25 с.

6. Огородников, Б.И. Подготовка спортсменов-ориентировщиков / Б.И. Огородников, А.Н. Кирчо, Л. А. Крохин - Москва : Физкультура и спорт, 1978. - 112 с.

7. Уховский, Ф.С. Уроки ориентирования : учебно-методическое пособие / Ф.С. Уховский.

- Москва : АкадемПринт, 2010. - 160 с.

REFERENCES

1. Akimov, V.G. (1987), Orienteering athlete training, Polymya, Minsk.

2. Braitseva, V.A. (2015), "Analysis of the state and problems of technical and tactical actions efficiency increase among the athletes specializing in run orienteering in the standard situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No10, pp. 28-32

3. Vasiliev, N.D. and Stolov, I.I. (1985), "The relationship of physical and technical training in orienteering", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 16-17.

4. Voronov, Yu.S. (2012), "Increasing The effectiveness of training young athletes orienteering technical and tactical actions and skills based on consideration of the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No 3, pp. 53-58.

5. Danilchenkova, O.E. (2010), Optimization of the training process for orienteering athletes 1214 years old, dissertation, Malakhovka.

6. Ogorodnikov, B.I., Kircho, A.N. and Krokhin, L.A. (1978), Orienteering training, Physical Education and Sports, Moscow.

7. Ukhovsky, F.S. (2010). Orientation lessons: educational-methodical manual, AcademPrint, Moscow.

Контактная информация: maioririna@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2019

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар; Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Артем Михайлович

Глазин, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

С анатомо-физиологической точки зрения младший школьный возраст часто рассматривается как относительно спокойный (в сравнении с дошкольным и подростковым). Возрастные изменения строения и функций организма в возрасте 9-10 лет происходят неравномерно. Наблюдаются периоды ускорения и замедления развития. Анатомические и физиологические особенности организма детей отличаются от взрослого организма как в относительном покое, так и при физических нагрузках. Учитель и особенно тренер должен хорошо знать физиологические возможности организма ребёнка. Он должен учитывать возрастные особенности высшей нервной деятельности, чтобы требования были физиологически обоснованными.

Ключевые слова: физическая культура, физические качества, выносливость, физические упражнения, обучающиеся, двигательные способности, физическая нагрузка, уровень развития выносливости, двигательные способности.

ENDURANCE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

Inga Sergeevna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar; Valentin Sergeevich Matveev, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Artem Mikhailovich Glazin, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

From the anatomical and physiological point of view, primary school age is often regarded as relatively calm (compared to preschool and adolescent). Age-related changes in the structure and functions of the body at the age of 9-10 years occur unevenly. There are periods of acceleration and deceleration of development. The anatomical and physiological characteristics of the body of children differ from the adult body both in relative peace and during physical exertion. The teacher and especially the trainer should be well aware of the physiological capabilities of the child's body. He must take into account the age-related characteristics of higher nervous activity, so that the requirements are physiologically sound.

Keywords: physical education, physical qualities, endurance, physical exercises, students, motor abilities, physical activity, level of development of endurance, motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество в большинстве случаев проявляется в течение некоторого периода или при многократном повторении, что само по себе требует определенного уровня выносливости [2, 3].

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.