Научная статья на тему 'Спортивно-ориентированная направленность в системе физической подготовки курсантов, обусловленная их личностными особенностями'

Спортивно-ориентированная направленность в системе физической подготовки курсантов, обусловленная их личностными особенностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВИДЫ СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PERSONAL CHARACTERISTICS / SPORTS / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальников Виктор Александрович, Хозей Сергей Павлович, Бондаренко Анатолий Михайлович, Суворов Виктор Олегович, Алимжанов Аслан Есембаевич

В работе рассматриваются личностные особенности курсантов, занимающихся различными видами спорта. Показано, что выбор вида спорта чаще всего обуславливается личностными особенностями, которые связаны со склонностями и способностями. Приведенные данные обращают внимание на особенности проявления черт личности курсантов, занимающиеся различными видами спорта. Так курсанты, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта, отличаются такими чертами личности как общительность, готовность к сотрудничеству, высокой нормативностью поведения, смелостью готовностью к риску. Курсантам, предпочитающим силовые виды спорта чаще характерны проявление целеустремленности и силы воли. В то время как занимающиеся спортивным ориентированием демонстрируют абстрактность мышления, сообразительность и более богатое воображение. Знание этих особенностей позволяет полнее индивидуализировать учебно-тренировочный процесс курсантов в системе физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальников Виктор Александрович, Хозей Сергей Павлович, Бондаренко Анатолий Михайлович, Суворов Виктор Олегович, Алимжанов Аслан Есембаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports focused orientation in the system of physical training of cadets caused by their personal features

The article deals with the personal characteristics of the cadets engaged in various sports. It is shown that the choice of sport is often caused by personal characteristics that are associated with aptitudes and abilities. These data pay attention to the features of the personality traits of students involved in various sports. So, cadets engaged in martial arts and game sports, are different by the personality traits such as sociability, willingness to cooperate, high standards of behavior, courage, willingness to take risks. Cadets who prefer power sports are more often characterized by the manifestation of purposefulness and willpower. While engaged in orientation logical thinking, ingenuity and richer imagination. Knowledge of these features allows you to fully individualize the training process of cadets in the system of physical training.

Текст научной работы на тему «Спортивно-ориентированная направленность в системе физической подготовки курсантов, обусловленная их личностными особенностями»

REFERENCES

1. Movshovich, A.D. (2013), Training of young fencers: monograph, Physical culture, Moscow.

2. Ryzhkova, L.G. (2013), "Development of tactical knowledge in training and technical and tactical improvement", Fencing. The XXI century. Equipment. Tactics. Psychology. Management of a training, ed. D.A. Tyshler, Moscow, pp. 193-197.

3. Ryzhkova, L.G. (2016), "The specialized tactical abilities based on manifestations of motive reactions and space-time anticipations as the base for formation of "feeling of fight" at fencers on rapiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 176-181.

4. Ryzhkova, L.G. (2016), Formation and development of tactical knowledge and abilities in the system of long-term training of athletes (on the example of fencing), dissertation, Moscow.

5. Tyshler, D.A. and Ryzhkova, L.G. (2010), Fencing. Technical and tactical andfunctional training, Academic Project, Moscow.

Контактная информация: fencing-rgufk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2019

УДК 796.011.3

СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Павлович Хозей, кандидат педагогических наук, профессор, Анатолий Михайлович

Бондаренко, Виктор Олегович Суворов, кандидат педагогических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт; Аслан Есембаевич Алимжанов, Омская академия Министерства внутренних дел

Аннотация

В работе рассматриваются личностные особенности курсантов, занимающихся различными видами спорта. Показано, что выбор вида спорта чаще всего обуславливается личностными особенностями, которые связаны со склонностями и способностями. Приведенные данные обращают внимание на особенности проявления черт личности курсантов, занимающиеся различными видами спорта. Так курсанты, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта, отличаются такими чертами личности как общительность, готовность к сотрудничеству, высокой нормативностью поведения, смелостью готовностью к риску. Курсантам, предпочитающим силовые виды спорта чаще характерны проявление целеустремленности и силы воли. В то время как занимающиеся спортивным ориентированием демонстрируют абстрактность мышления, сообразительность и более богатое воображение. Знание этих особенностей позволяет полнее индивидуализировать учебно-тренировочный процесс курсантов в системе физической подготовки.

Ключевые слова: личностные особенности, виды спорта, физическая подготовка.

SPORTS FOCUSED ORIENTATION IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS CAUSED BY THEIR PERSONAL FEATURES

Victor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogic sciences, professor, Sergei Pavlovich Hosey, the candidate of pedagogic sciences, professor, Anatoly Mikhailovich Bondarenko, Victor Olegovich Suvorov, the candidate of pedagogical sciences, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute; Aslan Sembaevich Alimzhanov, Omsk Academy of the Ministry of Internal

Affairs

Annotation

The article deals with the personal characteristics of the cadets engaged in various sports. It is shown that the choice of sport is often caused by personal characteristics that are associated with aptitudes and abilities. These data pay attention to the features of the personality traits of students involved in various sports. So, cadets engaged in martial arts and game sports, are different by the personality traits such as

sociability, willingness to cooperate, high standards of behavior, courage, willingness to take risks. Cadets who prefer power sports are more often characterized by the manifestation of purposefulness and willpower. While engaged in orientation abstract thinking, ingenuity and richer imagination. Knowledge of these features allows you to fully individualize the training process of cadets in the system of physical training.

Keyword: personal characteristics, sports, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

В современной подготовке военных кадров, одним из наиболее важных составляющих компонентов профессионального образования является обеспечение необходимого уровня физического развития, которое содействует совершенствованию индивидуально психологических особенностей, профессионально важных качеств будущих офицеров, их физической и повышению умственной работоспособности [3]. В значительной степени это связано с тем, что в ВС РФ в последние годы существенно меняется боевая техника, тактика и особенности ведения боевых действий; значительно возрастают физические и психологические нагрузки, под воздействием боевых стрессов, изменяются психические состояния. Все это требует постоянного наращивания знаний и практических навыков у курсантов в процессе их профессиональной подготовки. В результате боевая готовность военнослужащих представляет собой сплав морально-политической, военно-специальной, психологической (психической) и физической подготовленности.

Но как показывает практика, а также имеющиеся исследования, в которых изучалось состояние и пути совершенствования физической подготовки, свидетельствует, что существующий подход к построению учебного процесса, его организация, планирование, распределение программного материала и времени на освоение его разделов и подразделов недостаточно функционально обеспечивает процесс формирования знаний и интеллектуальных способностей в сфере физической культуры [4, 5]. В плане повышения эффективности физической подготовки существенным является адаптация известных высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физической подготовки [1]. Одновременно при заимствовании высоких технологий, реализуемых в практике спорта для целей физической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности курсантов. Знание индивидуальных особенностей развития предоставляет возможность более обосновано подходить к организации системы физической подготовки, а также управления процессом формирования и развития систем организма курсантов на всем периоде обучения в вузе.

В соответствии этого цель исследования выявить личностные особенности курсантов, занимающихся различными видами спорта.

Организация исследования. В исследовании участвовали курсанты Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ), занимающиеся видами спорта, которые наиболее популярны в учебном заведении. Это рукопашный бой (19 чел.), гиревой спорт (26 чел.), спортивное ориентирование (21 чел.), силовое троеборье (27 чел.), волейбол (19 чел.), курсанты, не занимающиеся не одним из видов спорта (43), а также студенты инженерных вузов города Омска (37 чел.). Черты личности изучались с применением 16 факторного личностного опросника Кэттелла.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Использование многофакторного личностного опросника Кэттелла позволило выявить различия в личностных особенностях курсантов в соответствии выбранной ими специализации в том или ином виде спорта. В частности, курсантов, занимающихся рукопашным боем, отличают такие черты личности как общительность (А), развитое абстрактное мышление (В), эмоциональная стабильность (С), ответственность (G), сильная воля (Q3), сдержанность (F), открытость (L) и определенная зависимость от мнения и требований группы (Q2). В целом их характеризует высокое проявление волевых качеств, ответственность в отношении принимаемых решений, что в наибольшей степени характерно для

современного офицера. Курсантам же занимающихся силовыми видами, как гиревой спорт наиболее характерны, высокая выдержанность (С), настойчивость (в), предприимчи-вость(Н), высокий самоконтроль(03), собранность (04) открытость (Ь) и уверенность в себе (О). В отношении занимающихся силовым троеборьем наиболее характерны такие черты личности как настойчивость (Е), чувствительность (!), целенаправленность, сила воли (0). Действительно для спортсменов этого вида важны самоконтроль, т.е. умение контролировать свои эмоции, уверенность в себе и своих силах и настойчивость в достижении поставленной цели.

Таблица 1 - Выраженность черт личности у курсантов и студентов, занимающихся различными видами спорта_

Виды спорта Факторы

А В С Е Б О Н I Ь М N О 01 02 03 04

Волейбол 7.0 4.9 7.6 5.4 4.1 8.2 8.2 3.3 2.9 5.1 4.0 4.6 4.9 4.1 7.4 3.8

Гиревой спорт 6,8 5,7 7,6 5,2 4.8 8,1 7,4 4,2 3,3 4.2 5,3 3,7 5,5 4,3 7,6 7.4

Рукопашный бой 7.6 6.8 8.3 5.2 3.9 8.8 7.9 5.1 3.6 4.1 5.1 3.6 5.8 3.5 8.0 4.8

Силовое троеборье 5,7 6,7 5,8 7,0 5,9 6,0 5,6 8,8 6,2 5,4 6,3 4,9 4,4 5,1 7,3 5,0

Ориентирование 6,2 7,7 3,1 5,4 4,8 4,4 4,4 5,1 7,4 7,4 5,3 5.7 5.5 5.3 4,0 5,8

Курсанты 6,8 5,9 7,3 5,0 4,8 8,2 7,8 3,8 3,8 5,2 4,6 4,9 4,2 3,8 6,8 3,1

Студенты вузов 7,6 5,1 8,1 7,3 5,4 8,3 8,1 4,1 3,5 5,1 5,0 3,5 5,7 3,5 7,7 3,3

Курсантам, занимающихся волейболом в сравнении с лицами занимающиеся другими видами спорта характерны следующие личностные особенности, характеризующиеся высокими значениями (А, С, Н, 03) и низкими балами (01, 03). Это дает основание отметить развитое абстрактное мышление (В), стабильность (С), большая предприимчивость, смелость (Н), высокий самоконтроль (03), а также самоуверенность (I), открытость (Ь) и откровенность, простота (К). Спортивное ориентирование чаще выбирают курсанты с более высокой общительностью (А), развитым абстрактным мышлением (В), осторожность (Ь), поглощенность своими идеями (М), собранностью (04) и эмоциональной неустойчивостью (С).

Курсанты, не занимающиеся в группах спортивного совершенствования, отличаются большей общительностью (А), эмоциональной стабильностью (С) высокой нормативностью поведения (в), смелостью (Н). Одновременно присутствует консерватизм, сопротивление переменам (01) и конформизм, следование за общественным мнением (02). Студентов гражданских вузов, инженерных специальностей, в большей степени характеризует более высокий уровень интеллекта (В), мечтательность (М), дипломатичность (К), тревожность (О), а также меньшая эмоциональная стабильностью (С) и нормативностью поведения (03). В целом в отношении студентов можно отметить, что их в большей степени характеризует эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, излишняя эмоциональная напряженность фрустрированность. В то время как курсантов отличает эмоциональная стабильность, смелость, нормативность поведения и ориентация на конкретную профессиональную деятельность, что в определенной степени характеризует качества присущие офицерам вооруженных сил.

Приведенные данные обращают внимание на особенности проявления черт личности курсантов, занимающиеся различными видами спорта. Так курсанты, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта, отличаются такими чертами личности как общительность, готовность к сотрудничеству, высокой нормативностью поведения, смелостью готовностью к риску. Курсантам, предпочитающих силовые виды спорта чаще характерны проявление целеустремленности и силы воли. В то время как занимающиеся ориентирование абстрактность мышления, сообразительность и более богатое воображение. Вместе с тем следует отметить, что между представителями различных видов спорта есть не только различия, но и сходство. Что касается сходства личностных особенностей, то в большей степени среди них отмечается волевые проявления, целеустремленность и

настойчивость в достижении поставленной цели, т.е. то, что отличает офицера ВС РФ.

Знание выявленных личностных особенностей применительно различных видов спорта, которым отдают предпочтение курсанты позволит в определенной степени индивидуализировать процесс физической подготовки и его интенсификацию. Одновременно следует принять во внимание, что выбор определенного вида спорта или физических упражнений, чаще связан со склонностью, обусловленной имеющимися личностными особенностями курсантов. Как отмечает Е.П. Ильин (2004), то или иное сочетание индивидуально-психологических особенностей создает потребность в определенном виде деятельности, связанной, например с быстродействием, импульсивностью или наоборот с медлительностью и равномерностью выполнения определенных операций [2].

При этом в качестве критериев необходимо учитывать не одну какую-то индивидуально-психологическую особенность, а их комплексное проявление. В результате чем шире будет спектр изучаемых личностных особенностей, тем полнее будет прогноз имеющихся у человека склонностей и способностей, которые в наибольшей степени реализуется в том или ином конкретно выбранном виде деятельности. Но следует иметь в виду, что личностные особенности выступаю как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом деятельности, но не определяет уровень достижений в нем. Успех определяется прежде всего оптимальным соотношением социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей каждого конкретного человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии рассмотренного материала следует отметить, что выбор вида спортивной деятельности в определенной степени обусловлен определенными личностными особенностями курсантов. В соответствии этого может быть повышен интерес к физической культуре в целом и физической подготовке курсантов в особенности, что позволит полнее использовать различные формы физической подготовки в плане формирования профессионально важных качеств будущих офицеров Российской Армии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 10. - C. 2-7.

2. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. -

701 с.

3. Соловьев, Г.М. Педагогическая технология форсирования физической культуры личности студентов : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Соловьев Г.М. - Ставрополь, 1999. - 34 с.

4. Частихин, А.А. Этапы физического развития курсантов как фактора личностно-ориентированного становления военного специалиста / А.А. Частихин, Е.Г. Матвеев // Педагогические и психологические науки: современные тенденции : материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2012. - С. 69-72.

5. Щедрин, Ю.Н. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности : автореф. ... д-ра пед. наук / Щедрин Ю.Н. - СПб., 2003. - 49 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (1996), "Olympic sport and physical education: interrelations and dissociations", Theory and practice ofphysical culture and sport, No. 19, pp. 2-7.

2. Ilyin, E.P. (2004), Psychology of individual differences, Peter, St. Petersburg.

3. Solovyov, G.M. (1999), Pedagogical technology of formation of physical culture of students personality, dissertation, Stavropol.

4. Chastikhin, A.A. and Matveev, E.G. (2012), "Stages of physical development of cadets as a factor of personality-oriented formation of a military specialist", Pedagogical and psychological Sciences: modern trends: materials of the international correspondence scientific-practical conference, Novosibirsk, pp. 69-72.

5. Shchedrin, Yu.N. (2003), Development of leadership skills of cadets of military educational institutions in the process of sports activities, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: vsarm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 378

МЕТОДИКА "МОЗГОВОГО ШТУРМА" В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТА "ЗНАНИЕВОЙ

СИНЕРГИИ"

Юлия Альбертовна Санникова, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Статья рассматривает перспективные интерактивные технологии обучения английскому языку, включая обновленную и адаптированную к современным реалиям методику «мозгового штурма». Развитие навыков управления интеллектуальными усилиями в рамках методики «мозгового штурма» в условиях современного образовательного учреждения может стать инструментом формирования компетенций, связанных с адаптацией к изменениям социально-экономического и технологического характера, в том числе и за счет достижения эффекта «знаниевой синергии».

Ключевые слова: информационное общество, проектный метод, моделирование, английский язык, терминология, «мозговой штурм».

BRAINSTORMING METHODOLOGY IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A TOOL FOR GETTING KNOWLEDGE SYNERGY EFFECT Julia Albertovna Sannikova, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the prospective interactive methods of the English language learning, including "brainstorming" methodology, renewed and adapted to the modern conditions. Development of the skills for management of intellectual efforts in the framework of the methodology of "brainstorming" in the modern educational institution might become a tool for the formation of the competencies, associated with adaptation to the changes of socio-economic and technological nature, including achievement of the effect of "knowledge synergy".

Keywords: information society, project method, modeling, the English language, terminology, "brainstorming".

Особую актуальность в наше время приобретают исследования с широким междисциплинарным осмыслением явлений и их интеграция в целостные системы для описания и решения значимых научно-практических задач, включая подготовку будущих специалистов ФКиС. Однако данные многочисленных научных публикаций свидетельствуют о наличии «пробелов» применительно к иноязычной коммуникативной компетентности у выпускников физкультурных вузов. Но согласно ФГОС ВО 3+, формирование как общекультурных (ОК-3), так и профессиональных (ПК-23) компетенций в процессе иноязычного образования в вузе должно полностью удовлетворять социальный заказ, включая и уровень иноязычной коммуникативной компетенции.

В ходе формирующего педагогического эксперимента доказано, что метод «мозгового штурма» в системе преподавания иностранного языка является универсальным инструментом развития иноязычных коммуникативных навыков в сфере профессиональных интересов, значительно повышая мотивационную составляющую процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.