нагрузок, принятие ценностей физического воспитания как личностно-значимых по сравнению с началом учебного года.
Одним из показателей эффективности разработанной программы стал тот факт, что в течение учебного года у студенток не было обострений хронических заболеваний. Пять студенток при повторном осмотре врача были переведены в подготовительную группу.
Вывод. Уровень здоровья студенток педагогического вуза, занимающихся в специальной медицинской группе, после использования разработанной и апробированной на практике предложенной методики, в основу которой входили преимущественно дозиро-ванно-силовые упражнения, существенно повысился.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пружинин, К.Н. Влияние проектирования собственной траектории профессионального развития на эффективность повышения квалификации тренеров по различным видам спорта / К.Н. Пружинин, М.В. Пружинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 1 (131). - С. 197-201.
2. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А. А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.
REFERENCES
1. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinin, M.V. (2016), "Impact design their own path of professional development on the effectiveness of training coaches in various sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.
2. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education of a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1 (131), pp. 201-205
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.09.2017
УДК 796.011.3
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЗА СЧЕТ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Олегович Суворов, доцент, Александр Сергеевич Кайсин, кандидат педагогических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт (ОАБИИ), Омск, Аслан Есембаевич Алимжанов, преподаватель, Омская академия МВД Российской Федерации, Омск
Аннотация
В статье представлены взгляды авторов на проблему повышения интенсификации физической подготовки курсантов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку для силовых структур. Достаточно подробно рассматриваются противоречия, возникающие в ходе совершенствования педагогической системы, выражающиеся в основном в отсутствии адресности педагогического воздействия и диспропорции между объемом выполняемой нагрузки и качеством полученного результата. Экспериментальные данные, имеющиеся в изученной литературе и полученные авторами, показывают, что исходный уровень проявления двигательных способностей и их динамика у курсантов, значительно различается в соответствии с их индивидуально психологическими особенностями. Установлено, что темп прироста результатов в выполнении упражнений на скоростную выносливость в большей степени изменяются у курсантов с более сильной нервной
системой и подвижностью возбуждения в сравнении со слабыми, инертными. Темп прироста результата в упражнениях на быстроту выше у курсантов имеюшдх инертность торможения и преобладание торможения по внешнему балансу. Темп прироста результатов силовой выносливости выше у курсантов с малой силой нервной системы и уравновешенных по внутреннему балансу в сравнении с курсантами, имеющими более сильную нервную систему и преобладание торможения. На основании полученных данных авторы показывают, что для повышения эффективности в развитии физических качеств, курсантам необходима определенная специализация, в занятиях теми или иными упражнениями или в выборе вида спорта, к которому у него имеются склонности, способности, интерес и соответствующие индивидуально-психологические особенности.
Ключевые слова: образовательный процесс, физическая подготовка, интенсификация, индивидуально-психологические особенности.
ACCOUNTING OF INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL FEATURES AS ONE OF WAYS FOR INCREASING EFFICIENCY OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AT THE ACCOUNT OF INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS
Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Victor Olegovich Suvorov, the senior lecturer, Alexander Sergeevich Kaisin, the candidate of pedagogical sciences, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Aslan Esembaevich Alimzhanov, the teacher, Omsk Academy of the Ministry of internal affairs Russian Federation, Omsk
Annotation
The article presents the authors' views on the problem of increasing the intensification of the physical training of cadets of educational institutions, training for power structures. The contradictions arising in the course of improving the pedagogical system, expressed mainly in the lack of targeting of pedagogical influence and disproportion between the volume of the workload and the quality of the result obtained, are discussed in sufficient details. Experimental data available in the literature studied and obtained by the authors show that the initial level of manifestation of the motor abilities and their dynamics among the cadets varies considerably in accordance with their individual psychological characteristics. It is established that the rate of increase in the results in the exercise for speed endurance is largely changed among the cadets with stronger nervous system and mobility of excitation in comparison with the weak, inert. The rate of increase in the result in exercises for quickness is higher for cadets who have inertness of inhibition and the predominance of inhibition on the external balance. The rate of increase in the power endurance results is higher for cadets with a small strength of the nervous system and balanced by the internal balance in comparison with the cadets with stronger nervous system and predominance of inhibition. On the basis of the data obtained, the authors show that in order to increase the efficiency in the development of physical qualities, the cadets need certain specialization, in the exercise of one or another exercise or in the choice of the sport to which they have inclination, abilities, interest and the corresponding individual psychological characteristics.
Keywords: educational process, physical preparation, intensification, individual psychological characteristics.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсификация образовательной деятельности в целом и в физической подготовке в частности - это приведение педагогической системы в состояние адекватное современному состоянию научного знания. В организационном плане в этом направлении имеются определенные подвижки, однако они незначительны, что объясняется многочисленными субъективными и объективными факторами. Одним из основных моментов имеющего место противоречий является то, что многообразие вариантов совершенствования для достижения более высокого качества обучения путем обособления и улучшения отдельных элементов педагогической системы (целей, содержания, методов, средств, форм обучения, материальной базы) заведомо обречены на неудачу. Подтверждением этому могут служить небезызвестные компании по внедрению в недалеком прошлом
программированного, проблемного обучения, технических средств, а в настоящее время информационных технологий. Как отмечается, применяемые методики должны охватывать весь процесс обучения без изъятия отдельных элементов. В то время как в процессе совершенствования вариаций педагогических технологий, чаще всего содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. Но содержание образования во многом определяет и процессуальную часть технологии. Вместе с тем имеет место и диспропорция между объемом выполняемой нагрузки и количеством и качеством последующего результата, т.е. не всегда присутствует адресность воздействия. В силу этого не всегда достигается планируемый результат, что приводит к определенным корректировкам, которые чаще всего преследуют цель изменения внешних воздействий и в меньшей степени соотносятся с индивидуально-психологическими особенностями занимающихся. В результате важно не общее развитие, а индивидуальный путь интенсивного развития [10].
Действительно, чаще обращается внимание на поиски более совершенных технологий внешнего воздействия, среди которых имеется большое разнообразие. Так одни отдают приоритет комплексному развитию одновременно всех двигательных способностей в течение учебного года [8].
Другие считают наиболее эффективным вначале развивать выносливость и только потом скоростно-силовые и силовые способности. Третьи считают более рациональным начинать физическую подготовку с развития силы и скоростно-силовых способностей, с последующим переходом к развитию выносливости [1, 6]. В результате не учитывается профессиональная составляющая, а также личностные и индивидуальные особенности личности курсантов.
В соответствии этого следует отметить, что в процессе обучения решающую роль играют особенности взаимодействия обучающего и обучаемых, в результате чего реализуется процесс интенсификации обучения как целостное явление. В то время как разрыв связи взаимодействия между преподаванием и учением лишает этот процесс целостности, т. е. лишает его одного из основных признаков и условий существования: он перестает быть процессом индивидуального обучения как таковым [7]. Раскрытие же генетических связей позволяет выявить первоисточники тех или иных явлений в изучаемых процессах, тенденцию их изменения, рассмотрения эволюции процесса обучения при его функционировании на разных курсах обучения и учебных подразделений, его зависимости от физического развития и физической подготовленности курсантов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - изучить вопросы повышения эффективности физической подготовки курсантов за счет интенсификации учебно-тренировочного процесса.
Организация исследования. В работе принимали участие курсанты Омского автобронетанкового инженерного института (164 чел.) в возрасте от 19 до 23 лет. Изучалась динамика развития двигательных способностей и военно-прикладных навыков, применялись различные методики нагрузочного воздействия. В плане личностных особенностей тестировалось проявление личностных черт и типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Динамику двигательных изменений рассчитывали по формуле О. ВгоШ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как отмечает В. А. Щеголев (1990) воспитательный процесс должен строиться на основе глубокого изучения индивидуальных психологических особенностей курсантов, быть целенаправленным, интенсивным последовательным, охватывающим все стороны жизни и деятельности обучающихся, не противоречить сложившимся условиям и логике их личностного развития. В реализации, обозначенного значительная роль принадлежит творческой стороне деятельности преподавателя, тренера. Педагогическая деятельность
не может считаться творческой, если в ней не разрабатывается целостная система целе-полагания; отсутствует поиск наиболее эффективных для заданных условий деятельности способов решения учебно-воспитательных задач.
Вместе с тем, многообразие факторов, которые в настоящее время используются для интенсификации физической подготовки, не всегда дают положительные результаты. Одна из проблем - это различный уровень физической подготовленности, который может выражаться в целом в недостаточном физическом развитии или в различной выраженности в проявлении двигательных способностей. Одни проявляют более высокие качества выносливости, другие силы, третьи ловкости, но одинаково высокими они могут быть только у единиц. В результате необходимо определенная специализация, которая бы учитывала индивидуальную составляющую исходного уровня развития курсантов. В силу этого в отдельных работах отмечается, что система физической подготовки в военных вузах не достаточно оптимизирована. Связано это с тем, что в учебно-тренировочном процессе чаще используются фронтальные и групповые методы и значительно меньше игровые и индивидуальные подходы. Другая сторона этой проблемы - желание дать как можно шире палитру двигательных навыков «на все случаи жизни». С одной стороны это положительный момент, позволяющий познакомить со встречающимся многообразием жизненных ситуаций, с другой такой подход в меньшей степени ориентирован на физическое развитие. В этой ситуации существенную роль играет взаимодействие обучающего и обучаемых, результатом которого является интенсификация обучения, как целостного процесса [9]. Отсутствие же этого лишает образовательный процесс целостности, т.е. выпадает один из важных признаков и условий существования, он перестает быть процессом индивидуального обучения как таковым [7].
В свое время В. К. Бальсевичем (1997) правомерно были поставлены вопросы: почему огромный культурный потенциал спорта не оказывает положительного воздействия на личностный культурный потенциал подавляющего большинства людей? Почему школьная физическая культура, физическое воспитание молодого поколения остается в стороне от ценностей культуры спортивной? [2]. Далее автор отмечал, что настоятельно необходим поиск и экспериментальная апробация таких форм физического воспитания в школе, да и вузе, которые позволили бы преодолеть сложившуюся тупиковую ситуацию на основе использования позитивного опыта и огромного технологического потенциала спорта высших достижений. Опираясь на эту логику автор, предполагает, что основой создания новый прогрессивной технологии физического воспитания может служить адаптация известных высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи. Одновременно при «спортивных заимствованиях» в физическом воспитании совершенно необходимым является реализация индивидуального и типологического подходов.
Как отмечает Е.П. Ильин (2004) определенное сочетание индивидуально-психологических особенностей создает потребность в определенном виде деятельности связанной, например, с быстродействием импульсивностью или наоборот медлительностью и равномерностью выполнения определенных операций [4].
Наиболее важным факторов интенсификации физической подготовки является специализация, как один из элементов выбора физического упражнения соответствующего уровню подготовленности и индивидуально-психологическим особенностям, физкуль-турно-спортивным склонностям, интересам и способностям занимающегося. Именно в этих условиях проявляется наибольшее соответствие тренировочных и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических и нейропсихологических систем организма занимающихся.
Вместе с тем суть заимствований из технологий высшего спортивного мастерства должна состоять, конечно, не в механическом переносе объемов и интенсивности тренировочной работы в практику физической подготовки, а в использовании наработанных
ими путем проб, ошибок и жертв наиболее удачных приемов достижения целей, совершенствования движений в биомеханическом и функциональном плане [4]. Как выявлено нами, использование фронтальных и групповых методов в реализации физической подготовки, различно влияют на развитие двигательных способностей. В частности, у курсантов имеющих более низкий уровень физического развития, динамика таких двигательных проявлений как общая выносливость, силовая выносливость, скоростные и ско-ростно-силовые способности не связана между собой. Отсутствует корреляция динамики в таких одноименных упражнениях как подтягивание на перекладине и подъем переворотом. У курсантов более подготовленных в физическом развитии динамика обозначенных качеств имеет разную направленность. Так, темп прироста силовой выносливости отрицательно связан как с проявлением скоростных способностей, так и общей выносливостью. Также отрицательная связь наблюдается между темпом прироста результатов результата в челночном беге и общей выносливостью (бег 3 км). Исходный результат на единой полосе препятствий отрицательно связан с результатами в скоростно-силовых упражнениях и силовой выносливостью и отсутствует связь с общей выносливостью. При этом в лонгитюдном исследовании на протяжении пяти лет обучения выявлено, что динамика результатов за первый год иногда отрицательно коррелирует с динамикой за второй и третий год или эти связи практически полностью отсутствуют. Нашими исследованиями также установлено, что в группах с более высоким результатом физической подготовки, темп прироста результата у большинства курсантов незначителен, вероятно, в силу того, что учебные группу формируются курсантами с различным уровнем подготовленности, а тренировочная нагрузка в этом случае усредняется. В результате для одних она может быть достаточно высокой, для других мало интенсивной, не способствующей дальнейшему развитию. В этом случае наиболее важной является индивидуальная составляющая каждого курсанта, так как межгрупповые различия меньше, чем внутриг-рупповые.
Экспериментальные данные, имеющиеся в литературе и полученные нами, показывают, что исходный уровень проявления двигательных способностей и их динамика у курсантов, значительно различается в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. В частности, результат в беге на 400 м в большей степени изменяется у курсантов с более сильной нервной системой, подвижностью возбуждения в сравнении со слабыми, инертными. Темп прироста результата в челночном беге выше у курсантов имеющих инертность торможения и преобладание торможения по внешнему балансу. Динамика в челночном беге выше у курсантов со слабой нервной системой в сравнении с более «сильными», но различия не достоверны. Темп прироста силовой выносливости (подтягивание на перекладине) выше у курсантов с малой силой нервной системы и уравновешенных по внутреннему балансу в сравнении с курсантами, имеющими более сильную нервную систему и преобладание торможения.
Более ярко выявленные связи проявляются у курсантов выбравших занятия в одной из групп спортивного совершенствования (волейбол, гиревой спорт, военное многоборье). Особенно это касается связей динамики скоростно-силовых и скоростных способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы [3]. Определенные связи выявлены и в отношении личностных особенностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, чтобы получить наибольшую эффективность в развитии двигательных способностей, курсантам необходима определенная специализация в занятиях теми или иными упражнениями или выбор вида спорта, к которому у занимающихся имеются склонности, способности, интерес и соответствующие индивидуально-психологические особенности. В этих условиях, возможно более целесообразное планирование учебно-тренировочного процесса, варьировать объем и интенсивность нагрузочных вариантов в
соответствии с ведущими способностями и в определенной степени индивидуализировать его. В результате повысится интенсивность учебно-тренировочного процесса и, соответственно, уровень физической подготовленности, как одного из профессионально важных качеств военнослужащего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев В.И. - М., 1995. - 24 с.
2. Бальсевич, В. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1997. - № 6. - С. 15-25.
3. Бондаренко, А.М. Динамика взаимосвязей общефизических и специально-технических показателей с индивидуально-психологическими особенностями у волейболистов, различающихся уровнем подготовленности / А.М. Бондаренко, В.А. Сальников, С. П. Хозей // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы : материалы 2-й Всероссийской научно-практ. конф. - Омск, 2017. - С. 252-260.
4. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004.
- 701 с.
5. Подлипняк, Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР : дис. ... д-ра пед. наук / Подлипняк Ю.Ф. - М., 1986. - 430 с.
6. Сидоров, С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сидоров С.Г. -Челябинск, 1998. - 23 с.
7. Скопылатов, А.И. Индивидуализация обучения в высших военных вузах России : дис. ... д-ра пед. наук / Скопылатов А.И. - СПб., 1994. - 362 с.
8. Слепнев, А.Я. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов специальных средних школ милиции МВД СССР : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Слепнев А.Я. - Минск, 1989. - 24 с.
9. Щеголев, В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки : монография / В.А. Щеголев ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1990. - 168 с.
10. Якунин, В. А. Педагогическая психология : учебное пособие / В. А. Якунин. - СПб. : Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.
REFERENCES
1. Andreev, V.I. (1995), Professional orientation of physical training of cadets of fire-technical schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.
2. Balsevich, V.K. (1997), "Conversion of the main provisions of the theory of sports training in the process of physical education", Questions of theory, No. 6, pp. 15-25.
3. Bondarenko, A.M., Salnikov, V.A. and Khusei, S.P. (2017), "Dynamics of the interrelationships of general physical and special-technical indicators with individual psychological characteristics of volleyball players, differing in the level of preparedness", Physical Culture in the System of Vocational Education: Ideas, Technologies and Perspectives: Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference. Conf., Omsk State University, Omsk, pp. 252-260.
4. Ilin, E.P. (20040, The psychology of individual differences, Peter, St. Petersburg.
5. Podlipnyak, Yu.F. (1986), Pedagogical foundations of the system of physical training of students of high schools of the USSR Ministry of Internal Affairs, dissertation, Moscow.
6. Sidorov, S.G. (1998), Formation of the service-applied physical readiness of students (cadets) of the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Chelyabinsk.
7. Scopylatov A.I. (1994), Individualization of training in higher military schools of Russia, dissertation, St. Petersburg.
8. Slepnev A.Ya. (1989), Pedagogical bases of professionally applied physical training of cadets of special secondary schools of militia of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, dissertation, Minsk.
9. Shchegolev V.A. (1990), Education of military collectives in the system of physical training: monograph, VIFK, Leningrad.
10. Yakunin V.A. (1998), Pedagogical psychology. Tutorial, publishing house Polius", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2017
УДК 616.74:796.8
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАУЭРЛИФТЕРОВ С МИОФАСЦИАЛЬНЫМ СИНДРОМОМ ПОСРЕДСТВОМ СТРЕТЧИНГА
Марина Халибиллаевна Спатаева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, (ОмГУ) Омск; Татьяна Петровна Замчий, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК), Омск; Елена Фаритовна Шамшуале-ева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им.
Ф.М. Достоевского, (ОмГУ) Омск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, связанные с восстановлением спортсме-нов-пауэрлифтеров, страдающих миофасциальным болевым синдромом посредством стретчинга. Установлено, что наиболее эффективным является направленное применение стретчинга на мышечные группы, которые были непосредственно задействованы во время выполнения классических упражнений.
Ключевые слова: миофасциальный синдром, спортсмены, пауэрлифтинг, восстановление, стретчинг.
RECOVERY OF POWERLIFTERS WITH MYOFASCIAL SYNDROME BASED ON
USE OF STRETCHING
Marina Halibillaevna Spataeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dosto-evsky Omsk State University, Omsk; Tatyana Petrovna Zamchiy, the candidate of biological science, senior lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk; Elena Faritovna Shamshualeeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dos-
toevsky Omsk State University, Omsk
Annotation
The article presents the results of research of the recovery of powerlifters with myofascial syndrome based on the use of stretching. The application of stretching is effective when performing classical exercises of powerlifting during the training process.
Keywords: myofascial syndrome, athletes, powerlifting, recovery, stretching.
ВВЕДЕНИЕ
В силу своей профессиональной деятельности спортсмены часто подвержены разным травмам и микротравмам, которые сопровождаются проявлениями миофасциально-го синдрома. Особенностью отмеченного синдрома является наличие функциональных изменений преимущественно в мышечно-сухожильных структурах, характеризующихся локальной и отраженной болью [2]. Длительная и регулярная силовая нагрузка, несвоевременное и недостаточное восстановление, микротравмы, не оказывающие на общее состояние организма значительного влияния, тем не менее, носят накопительный характер и приводят к возникновению миофасциального синдрома. Вследствие этого спортсмен не может сконцентрироваться на основной двигательной задаче, значительно снижается его физическая активность и нарушается ход тренировочного процесса П5, 6П.
В научно-методической литературе представлены различные средства лечения миофасциального синдрома: медикаментозное лечение, физиотерапия, мануальная тера-