Научная статья на тему 'Экспериментальная модель отбора новичков среди студентов вуза для занятий гиревым спортом'

Экспериментальная модель отбора новичков среди студентов вуза для занятий гиревым спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТУДЕНТ / ГИРЕВОЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / EXPERIMENTAL MODEL / THE STUDENT / THE WEIGHT LIFTING SPORTS / SPORTS SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Владимир Иванович, Тарасов Виктор Алексеевич, Панина Ольга Васильевна

В статье представлены пути решения проблем отбора и подготовки гиревиков. Проведен анализ наиболее значимых требований и психофизических качеств в условиях занятий гиревым спортом. На его основе разработана и внедрена экспериментальная модель отбора и методика тренировок среди студентов, ранее не занимавшихся гиревым спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental model of selection among students of higher educational institutes for weight lifting sports training

In this article is shown possible decisions of problems of selection and training of sportsmen in weight lifting. There is the analysis of the most significant demands, psychical and physical properties in the conditions of weight lifting trainings. On the basе experimental model of selection and also training methods were developed and adopted among students, who were never with weight trainings.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная модель отбора новичков среди студентов вуза для занятий гиревым спортом»

5. Bracken, H. von. Humangenetische Psychologie [Text] / Helmuth von Bracken // Human Genetic. - Stuttgart, 1969. - P. 409-562.

6. Dolto, F. La cause des enfants [Text] / Françoise Dolto. - Paris : Robert Laffont, 1985. - 469 p.

7. Schützenberger, A.A. Aïe, Mes Aïeux! [Text] / Anne Ancelin Schutzenberger. -Paris : La méridienne, Desclée de Brouwer, 2004. - 257 p.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТБОРА НОВИЧКОВ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ

Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный медицинский университет (СГМУ),

Виктор Алексеевич Тарасов, доцент, заслуженный работник физической культуры

РФ,

Ольга Васильевна Панина, старший преподаватель,

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ),

Саратов

Аннотация

В статье представлены пути решения проблем отбора и подготовки гиревиков. Проведен анализ наиболее значимых требований и психофизических качеств в условиях занятий гиревым спортом. На его основе разработана и внедрена экспериментальная модель отбора и методика тренировок среди студентов, ранее не занимавшихся гиревым спортом.

Ключевые слова: экспериментальная модель, студент, гиревой спорт, спортивный отбор.

EXPERIMENTAL MODEL OF SELECTION AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTES FOR WEIGHT LIFTING SPORTS TRAINING

Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Saratov state medical university,

Victor Alekseevich Tarasov, the senior lecturer, the deserved worker of physical training of

the Russian Federation,

Olga Vasilevna Panina, the senior teacher,

The Saratov state agrarian university it. N.I. Vavilov,

Saratov

Abstract

In this article is shown possible decisions of problems of selection and training of sportsmen in weight lifting. There is the analysis of the most significant demands, psychical and physical properties in the conditions of weight lifting trainings. On the basе experimental model of selection and also training methods were developed and adopted among students, who were never with weight trainings.

Keywords: experimental model, the student, the weight lifting sports, sports selection.

ВВЕДЕНИЕ

Силовые виды спорта всегда были популярны среди молодых людей, стремящихся вести здоровый образ жизни. Школа тяжелой атлетики в СССР 1960-90-е годы была, несомненно, ведущей в мире. Научно обоснованные методики определяли не только системы тренировок отечественных атлетов, но и развитие всего мирового спорта в целом. В стране регулярно проводились научные конференции, семинары ведущих тренеров и ученых, была собрана огромная база данных по системам тренировок различных школ и направлений. Всё это анализировалось, обобщалось и систематизировалось. Можно сказать, что в тяжелой атлетике был разработан и широко использовался научный системный подход. Сегодня в методиках отбора и тренировки в новых атлетических видах спорта (силовое троеборье «пауэрлифтинг», бодибилдинг, бенчпресс и др.), как считает И.В. Бельский [1], царит полный хаос. Механический

перенос методики тренировки из тяжелой атлетики на другие виды спорта не дает желаемых результатов, так как цели, стоящие перед спортсменами, совершено разные. Соответственно, разные и промежуточные задачи, и способы их выполнения. Большинство параметров - это и нормы тренировочных нагрузок, и схемы построения тренировок, и этапы становления спортивного мастерства, и способ проявления максимальной силы - у штангистов и представителей других атлетических видов в принципе не могут быть одинаковыми. Основная проблема, с которой столкнулись тренеры, это практически полное отсутствие мало-мальски грамотных систем тренировочного процесса [1]. Гиревой спорт, ранее очень популярный вид силовых упражнений не только в вооруженных силах, но и на гражданке, в последнее время стал отходить на второй план. Он всё меньше и меньше привлекает молодежь как в средних специальных учебных заведениях, так и в вузе. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, появились сильные конкуренты: силовое троеборье, бодибилдинг, бенчпресс, армрестлинг, восточные виды единоборств, а, с другой стороны, произошло угасание массового спорта в спортивных обществах, значительное сокращение числа соревнований, групп спортивного совершенствования, групп общей физической подготовки, спортивных секций. А.И. Воротынцев [2] считает, что гиревой спорт помогает обучению жизненно важным навыкам и умениям правильного обращения с тяжестями во избежание травм позвоночника, а также адекватен для укрепления мышц спины, профилактики сколиоза, поддержания здоровья в любом возрасте. Медицинская статистика констатирует, что до 35% учащейся молодёжи имеют нарушения осанки (сколиоз) в основном из-за слабости мышц спины. К критическому уровню приближается процент призывников, по состоянию здоровья и физической подготовленности не пригодных к службе в армии [2]. Цель исследования - разработка экспериментальной модели отбора и тренировочного процесса для студентов, ранее не занимавшихся гиревым спортом. Задачи исследования - определить правила отбора, выявить наиболее значимые факторы и требования для занятий гиревым спортом.

МЕТОДИКА

Педагогическое исследование продолжительностью более десяти лет с использованием экспериментальной модели отбора и схемы распределения тренировочной нагрузки проводилось среди студентов медицинского и аграрного университетов, ранее не занимавшихся гиревым спортом. При анализе ситуаций, возникающих при отборе гиревиков и в самом тренировочном процессе, нами были выявлены следующие наиболее значимые факторы и требования. Во-первых, студент должен иметь желание заниматься гиревым спортом. Во-вторых, обладать достаточным уровнем силы, так как соревновательный вес гирь - 24 и 32 кг, а при выполнении толчка суммарный вес двух гирь - 48 и 64 кг, что является значительным отягощением, особенно для легких весовых категорий (60 кг, 65 кг, 70 кг). Отметим, что основная группа желающих заниматься имеет средний вес около 70 кг. В-третьих, от гиревика требуется очень высокий уровень развития силовой выносливости или потенциал к её развитию, так как основная задача - поднять гири наибольшее количество раз. В-четвёртых, спортсмен должен обладать гибкостью, иначе невозможно правильное освоение соревновательных движений - толчка и рывка. В-пятых, атлету необходима хорошая координация движений, её отсутствие или слабое развитие приводит к большому количеству ошибок на начальном этапе обучения в тренировочном процессе. В-шестых, занимающиеся гиревым спортом должны воспитывать у себя нервно-психическую устойчивость к силовой монотонной работе в значительном объёме (тренировочный режим новичка -до 300 и более подъёмов гирь над головой на выпрямленные руки). Более того, к концу третьего месяца занятий за одну тренировку гиревик поднимает от 4 до 6 тонн. Недельный объём нагрузки может составлять от 16 до 20 тонн, месячная нагрузка может доходить до 60-80 тонн. Итак, мы определили шесть основных факторов и требований для занятий гиревым спортом. Теперь рассмотрим модель предлагаемой методики. По

количеству и временному объёму она составляет 4 - 6 пробных тренировок с гирями по 30-40 минут на обычных учебных занятиях по физическому воспитанию и после них непосредственно происходит отбор. Как показала практика, при отборе лучше всего использовать соревновательные движения (толчок двух гирь 16 кг от груди, рывок одной гири поочередно правой и левой рукой) и затем соревновательные гири весом в 24 и 32 кг. Как правило, при применении такой методики большая часть новичков «отсеивается» после толчка. Поэтому для отбора наиболее сильных физически новичков мы выбираем способ выполнения упражнения, максимально приближенный по форме и характеру к соревнованиям. Толчок одной гири 24 кг поочередно левой и правой рукой или одной сильнейшей рукой. Толчок двух гирь 16 кг. Рывок гири 24 кг сильнейшей рукой без перехвата. Рывок гири 16 кг левой и правой рукой с определением результата по сумме двух рук. Перед отбором проводим обязательную разбивку по весовым категориям. Помимо количественного результата, отмечаем уровень технической подготовленности, а также наличие волевой работы с гирями за последние повторения. Полученные результаты оцениваются следующим образом: сначала смотрим на количественный результат, при близких суммах предпочтение отдается более техничному, а при одинаковой технике - тому, кто лучше выложился, то есть проявил свои волевые качества.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как уже отмечалось выше, работа преподавателя в вузе имеет ряд специфических особенностей, это в полной мере касается и планирования тренировочного процесса. Он делится на два основных цикла: осенне-зимний (из четырех месяцев) и зимне-весенний (из четырех месяцев). Тренировки начинаются в сентябре - вводный период общей психофизической подготовки, объем и интенсивность повышаются ступенчато с 30-40% до 70-80% относительно максимально возможной. Специальноподготовительный период приходится на октябрь и ноябрь, март и апрель, объем нагрузок доходит до 100%, интенсивность меняется, волнообразно достигая к концу цикла 90%. Декабрь и май - это время соревновательного периода, когда спортсмены активно участвуют в различных соревнованиях, объем нагрузок снижается до 40-50%, а интенсивность поднимается до 100%. Мы практикуем трёхразовые занятия в неделю, через день отдыха. В летнее время (практика, каникулы) не все студенты могут интенсивно заниматься гирями и регулярно посещать тренировки. Поэтому на это время планируется переходный период, его целью является предотвращение полной растренированности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Внедрение методики отбора и планирования тренировок для новичков, ранее не занимавшихся гиревым спортом, позволило спортсменам из медицинского и аграрного университетов, участвуя в городских, областных и всероссийских соревнованиях по гиревому спорту, становиться чемпионами и призерами. За время педагогического эксперимента было подготовлено два мастера спорта, шесть кандидатов в мастера спорта и двенадцать перворазрядников. Кроме того, занятия гиревым спортом дают возможность будущим врачам-специалистам воспитывать прикладные психофизические качества: терпение, устойчивость к статической нагрузке, умение выполнять работу при нарастающей усталости.

ВЫВОДЫ

1. Разработанная модель имеет преимущество по экономии времени отбора среди студентов-новичков для занятий гиревым спортом, по сравнению с общепринятой методикой, когда отбор происходит только после несколько месяцев тренировок. Используя предлагаемую методику, можно выявить наиболее перспективных кандидатов для занятий в секции гиревого спорта в самом начале учебного года.

2. Предлагаемая модель отбора и тренировки гиревиков позволяет вести спортивную работу с новичками уже после 4 - 6 пробных тренировок по весовым категориям с соревновательными гирями на определённый результатом, что позволяет индивидуализировать уровень нагрузки для каждого занимающегося и успешно участвовать в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельский, И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг. /И.В. Бельский. - Мн.: ООО «Вида - Н», 2003. - С. 3-5.

2. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых /А.И. Воротынцев. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 3-14.

О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ - СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Дмитрий Федорович Палецкий, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ),

Евгений Владимирович Анищенко, доцент кафедры физической подготовки, Смоленский филиал Московского университета МВД России (СФ Мос. У МВД РФ),

г. Смоленск

Аннотация

В статье акцентируется внимание на том, что преступность по-прежнему представляет реальную угрозу процессу осуществления социально-экономических реформ в стране. Уровень профессиональной физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД отстает от требований и запросов сегодняшнего дня, так как их обучение осуществляется по старым принципам, критериям и концептуальным схемам.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты-слушатели, комплексные занятия, нервно-эмоциональное напряжение.

THE SYSTEM APPROACH AS THE METHODOLOGICAL BASIS OF

PROFESSIONAL-APPLIED TRAINING OF CADETS-STUDENTS AND EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Dmitry Fedorovich Paletsky, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, the

vice-rector on scientific work,

Smolensk state academy of physical training, sports and tourism,

Evgenie Vladimirovich Anishchenko, the senior lecturer of faculty of physical preparation, Smolensk branch of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Smolensk

Abstract

The study was aimed at the necessity of the system approach use in the professional-applied physical training of cadets-students and employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia and at the last achievements in the sphere of physical culture, sport and professional training, and the use of the latest achievements of legal and pedagogical science in interrelation.

Keywords: system approach, professional-applied physical training, methodology.

Общественно-политические и экономические процессы, происходящие в России, продолжают характеризоваться непростой социальной и криминогенной обстановкой в обществе. Преступность по-прежнему является дестабилизирующим фактором общественного развития, ее масштабы представляют реальную угрозу процессу осуществления социально-экономических реформ в стране. В обществе возрастают требования к методам предупреждения и борьбы с преступностью, так как принимаемые правоохранительными органами меры по профилактике и раскрытию преступлений не отвечают ни остроте создавшегося положения, ни масштабам роста преступно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.