ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ МИЧМАНОВ И СТАРШИН УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФСБ РОССИИ СРЕДСТВАМИ ГИРЕВОГО СПОРТА
Николай Александрович Радченко, соискатель
Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры (ВИФК), г. Санкт-Петербург
Аннотация
Показано значение и важность гиревого спорта как эффективного средства физического совершенствования курсантов. Авторы показывают преимущества и достоинства гиревого спорта в развитии силовых способностей курсантов как профессионально значимых качеств.
Ключевые слова: курсанты, гиревой спорт, силовые упражнения, силовые способности, сила и выносливость, силовые качества, исследования, общая физическая подготовленность курсантов, профессионально значимые качества курсантов.
THE PERFECTION OF STRENGTH ABILITIES LEVEL OF CADETS OF THE SCHOOL OF WARRANT OFFICERS, FIRST OFFICERS, PETTY OFFICERS OF THE FBI EDUCATIONAL CENTRE BY MEANS OF THE WEIGHT-LIFTING
SPORT
Nikolay Aleksandrovich Radchenko, the competitor Grigory Gennadevich Dmitriev, the doctor of pedagogical sciences, the senior lecturer, Military institute of physical training,
St.-Petersburg
Abstract
The article deals with the meaning, sense, significance and importance of the weight-lifting sport as effective means of physical perfection and development of cadets. The authors prove the advantages and merits of weight-lifting sport in the development of cadets’ weight-lifting abilities as professionally significant qualities.
Keywords: cadets, weight-lifting sport, weight-lifting exercises, weight-lifting abilities, strength and endurance, strength qualities, investigations, general physical readiness of the cadets, professionally significant qualities of the cadets.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гиревой спорт по воздействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического совершенствования (Г.П. Виноградов, 1998; Р.М. Баймухаметов, 1996; А.И. Воротынцев, 2002; Е.В. Лопатин, 2004; Е.А.Лошкобанов, 2007 и др.). По сравнению со многими другими видами спорта, гири имеют ряд достоинств и преимуществ, заключающихся в простоте, доступности и экономичности. Заниматься гирями можно в одиночку дома и группой во дворе, в школе, а в Вооруженных силах - в любой маленькой военной точке; на надводном крейсере, подводной лодке - в условиях ограниченного отсеками пространства и т.д. Стоимость гири сравнительно невелика, а срок использования практически неограничен. Форма одежды также не требует больших затрат. Все это в настоящее время немаловажно.
Проблема исследования заключается, с одной стороны, в научном обосновании положений значимости средств гиревого спорта в развитии и совершенствовании профессионально значимых качеств курсантов, требующих преимущественного проявления силовых способностей, с другой стороны, в недостаточности исследований, отражающих взаимосвязь упражнений с гирями (отрицательную или положительную) с уровнем военно-профессиональной работоспособности курсантов, для которых силовые способности гипотетически являются не доминирующим фактором.
В ходе исследования определялась взаимосвязь между занятиями гиревым
спортом и результативностью выполнения приёмов и действий, отражающих уровень военно-профессиональной и специальной подготовленности.
Исследования проводились в вузах и школе мичманов и старшин учебного центра ФСБ России. В процессе исследований были выявлены курсанты и слушатели, стабильно занимающиеся гиревым спортом и не занимающиеся этим спортом вообще. Соответственно, в первую группу было отобрано 143 человека, во вторую - 267. В экспериментах участвовали лица, не занимающиеся активно спортивной деятельностью (без высокой спортивной квалификации).
Тестирования уровня физической подготовленности, функционального состояния организма, уровня развития психических качеств проводились каждые три месяца и в конце периода обучения. Деление испытуемых на дискриминантные группы («лучшие» и «худшие») по внешнему критерию осуществлялось по результатам интегрального показателя профессиональной подготовленности.
Исходная проверка показателей не выявила особых колебаний в результатах тестирования, за исключением недостоверного превышения показателей силовых способностей у группы, занимающейся гиревым спортом.
Через три месяца у курсантов, занимающихся гиревым спортом, были отмечены более результативные показатели, характеризующие эффективность военнопрофессиональной деятельности. Так, данная группа на 11,2% превысила однотипные показатели у лиц, не занимающихся гиревым спортом. Кроме того, занимающиеся гиревым спортом показали лучшие результаты и в других упражнениях «Наставлений по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ» (2001), отражающих уровень развития силовых способностей: в подтягивании на перекладине; подъеме переворотом на перекладине; комплексном силовом упражнении. Однако различия по критерию Стьюдента в группах также были недостоверными (р < 0,05).
Результаты физической подготовленности у курсантов опытных групп до и после эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели физической подготовленности у курсантов опытных групп до и после
эксперимента (x±m)
№ п/п Изучаемый показатель Ед. изм. Груп- па Исходные показатели В конце эксперимента Р
1 Подтягивание кол. раз ЭГ КГ 10,80±0,8 10,90±0,9 13,00±1,1 11,20±1,0 <0,05
2 Толчок двух гирь 24 кг (длина цикла) кол. раз ЭГ КГ 5,70±0,7 5,30±0,6 6,50±0,8 5,50±0,7 <0,05
3 Угол в упоре на брусьях с ЭГ КГ 4,01±0,6 3,56±0,5 6,47±1Д 4,09±0,6 <0,05
4 Вис на перекладине мин-с ЭГ КГ 1,39±0,1 1,38±0,1 2,02±0,1 1,47±0,1 -
5 Бег на 100 м с ЭГ КГ 15,30±0Д 15,40±0Д 14,90±0,1 15,10±0Д <0,01
6 Бег на 3000 м мин-с ЭГ КГ 13,01±0,3 12,59±0Д 12,35±0,1 12,50±0,1 <0,05
7 Комплексные акробатические упражнения с ЭГ КГ 11,90±0Д 11,60±0Д 11,2±0,3 11,3±0,3 -
Обращает на себя внимание наличие достоверного (р<0,05) превышения уровня военно-профессиональной подготовленности у лиц, занимающихся гиревым спортом, над курсантами другой группы - табл.2.
Таблица 2
Уровень военно-профессиональной подготовленности курсантов школы мичма-_________________нов и старшин до и после эксперимента (x±m)_________________
№ п/п Изучаемый показатель Ед. изм. Груп- па Исходные показатели В конце эксперимента Р
1 Военно-технические дисциплины балл ЭГ КГ 3,3±0Д 3,4±0Д 4,02±0,30 3,72±0,09 <0,05
2 Обще-военные дисциплины Балл ЭГ КГ 3,4±0Д 3,5±0Д 4Д5±0,3 3,82±0Д <0,05
3 Специальные дисциплины Балл ЭГ КГ 3Д±0Д 3Д±0Д 4,78±0,19 3,90±0,02 <0,05 <0,05
4 Упражнение учебных стрельб из АК Балл ЭГ КГ 3,4±0Д 3Д±0Д 4,12±0Д 3,85±0,9 <0,05 <0,05
5 Норматив по замене выхлопного коллектора двигателя М507-А проекта 1241.1 Мин/с ЭГ КГ 271,4±1,8 273,4±1,6 254,01±1,4 259,34±1,2 <0,05 <0,05
6 Методическая подготовка Балл ЭГ КГ 3,1±0Д 3Д±0Д 4,4±0,1 3,95±0Д <0,05 <0,05
У занимающихся гиревым спортом указанные военно-специальные результаты менее вариативны. Это указывает на то, что сдвиги в уровне военнопрофессиональной подготовленности у курсантов, стабильно занимающихся гиревым спортом, были отмечены не за счет улучшения показателей у «прогрессирующих» гиревиков, а за счет тенденции улучшения средних результатов, отмеченных у всех военнослужащих этой группы.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что между результативностью занятий гиревым спортом и эффективностью профессиональной деятельности (успешностью обучения) отмечается тесная взаимосвязь.
ВЫВОД
Таким образом, результаты проведенных экспериментов позволяют сделать вывод о необходимости развития гиревого спорта в школах мичманов и старшин учебного центра ФСБ России как средства повышающего, с одной стороны, уровень силовых способностей, а, с другой - уровень общей физической подготовленности курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баймухаметов, Р.М. Гиревой спорт : учебное пособие / Р.М. Баймухаметов ; ВДКИФК. - СПб. : [б.и.], 1996. - 110 с.
2. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воротынцев. - М. : Сов. спорт, 2002. - 270 с. : ил.
3. Виноградов, Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации (на примере занятий с отягощениями) : дис. ... д-ра пед. наук / Виноградов Г.П. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 463 с.
4. Лопатин, Е.В. Организация и методика подготовки спортсменов- гиревиков в условиях Военно-учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук / Лопатин Е.В. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - 140 с.
5. Лошкобанов, Е.А. Использование средств гиревого спорта для повышения
эффективности профессиональной работоспособности выпускников Военно-
транспортного университета железнодорожных войск РФ : дис. ... канд. пед. наук / Лошкобанов Е.А. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - 150 с.