5. Никитушкин, В.Г. Легкоатлетический клуб «Шиповка юных» / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Г. Н. Германов // Физическое воспитание в школе. Легкая атлетика : учеб. пособие.
- М. : Физическая культура, 2014. - Глава VI. - С. 231-245.
6. Максюткина, В. А. Информационное обеспечение Всероссийских соревнований «Шиповка юных» // Проблемы и инновации спортивного менеджмента в России : материалы I-ой Всерос. науч.-практ. конф. / Поволжская гос. академия физ. культуры, спорта и туризма. - Казань, 2015. - С. 80-81.
7. Устав Центрального спортивного клуба юных легкоатлетов «Шиповка юных» // Физическая культура в школе. - 1996. - № 1. - С. 48-51.
8. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в школе / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов. -Воронеж : Истоки, 2007. - 603 с.
9. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В Г. Никитушкин, Е.Г. Цуканова. - М. : Издательство Юрайт, 2017.
- 163 с.
10. Прокофьев, М.Н. «Шиповка юных» / М.Н. Прокофьев // Физическая культура в школе. -2009. - № 7. - С. 45-47.
REFERENCES
1. Gapeev, V.I. (2004), ""Shipovka young": it is necessary to hurry, but not to hurry", Fizicheskaja kultura v shkole, No. 8, pp. 73-75.
2. Germanov, G.N. and Germanovа, E.G. (2008), Lesson of track and field athletics at school, Istoki, Voronezh, Russian Federation.
3. Germanov, G.N., Nikitushkin, V.G. and Tsukanova, E.G. (2017), Physical culture at school. Track and field athletics: manual for bachelor degree and magistracy, You Write, Moscow, Russian Federation.
4. Degtyareva, N.V. (2004), ""Shipovka young" lights sports stars", Fizicheskaja kultura v shkole, No. 5, pp. 67.
5. Nikitushkin, V.G., Chesnokov, N.N. and Germanov, G.N. (2016), "Track and field athletics club "Shipovka of Young"", Physical training at school. Track and field athletics, Physical culture, Moscow, Russian Federation, pp. 231-245
6. Maksyutkina, V.A. (2015), "Information support of the All-Russian competitions "Shipovka of Young"", Problems and innovations of sports management in Russia, Kazan, Russian Federation, pp. 80-81.
7. "Charter of the Central sports club of young athletes "Shipovka young"" (1996), Fizicheskaja kultura v shkole, No. 1, pp. 48-51.
8. Nikitushkin, V.G. and Germanov, G.N. (2007), Track and field athletics at school, Istoki, Voronezh, Russian Federation.
9. Nikitushkin, V.G. and Tsukanova, E. G. (2017), Track andfield athletics at elementary school: manual for bachelor degree and magistracy, You Write, Moscow, Russian Federation.
10. Prokofiev, M.N. (2009), "Shipovka young", Fizicheskaja kultura v shkole, No. 7, pp. 45-47.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2017
УДК 796.011+796.894
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ГИРЕВОГО СПОРТА В СИСТЕМЕ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЛЬСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Сергей Михайлович Сандин, соискатель, Вольский военный институт материального обеспечения, г. Вольск
Аннотация
Обучение в Вольском военном институте материального обеспечения (ВВИМО) характеризуется сложным процессом адаптации к особенностям учебы и повседневной деятельности, постоянным ростом темпа обучения, увеличением объема информации, высоким нервно-эмоциональным напряжением, снижением объема двигательной активности. В свою очередь, снижение двигательной активности влечет за собой изменение эффективности мышечной работы (особенно - ослабление
мышечного «корсета»), быструю утомляемость нервной системы, ухудшение кровоснабжения головного мозга, снижение умственной и физической работоспособности, нарушение процесса обмена веществ, увеличение массы тела. Также очевиден низкий уровень физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ России, который имеет регрессивные тенденции и не удовлетворяет требования современной военной службы. Современная система физического воспитания школьников не обеспечивает в полной мере решения тех задач, которые на нее возлагаются. Застойные явления в физическом воспитании привели к массовой потере интереса школьников к предмету, что, в частности, приводит к низкой силовой подготовленности абитуриентов ВВИМО. Таким образом, силовая подготовка курсантов как подсистема целостной системы физического воспитания имеет четкие исходные условия для своей деятельности, которые решающим образом определяют ее эффективность, поскольку именно высокий уровень развития силы является фундаментом для дальнейшего физического совершенствования курсантов. В этой связи силовую подготовку курсантов ВВИМО следует осуществлять на основе применения простых и в тоже время эффективных средств развития силовых способностей с учетом возрастной группы и времени проведения занятия в режиме дня. Одним из направлений решения проблемы силовой подготовки курсантов ВВИМО является использование средств гиревого спорта. В ходе проведенного исследования обоснована высокая эффективность использования средств гиревого спорта в рамках совершенствования силовой подготовленности курсантов ВВИМО.
Ключевые слова: силовая подготовка, гиревой спорт, курсанты ВВИМО, силовая подготовленность курсантов.
USE OF KETTLEBELL LIFTING EQUIPMENT IN THE STRENGTH TRAINING SYSTEM OF THE CADETS IN THE VOLSK MILITARY INSTITUTE OF LOGISTIC
SUPPORT
Sergey Mikhailovich Sandin, the competitor, Volsk Military Institute of Logistic Support, Volsk
Annotation
Training in the Volsk Military Institute of Logistic Support (VMILS) is characterized by a complex process of adaptation to the peculiarities of study and daily activities, a constant increase in the rate of training, an increase in the volume of information, a high neuro emotional strain, and a decrease in the volume of motor activity. In turn, a decrease in motor activity leads to a change in the effectiveness of muscular work (especially, weakening of the pectoral muscle sling), rapid fatigue of the nervous system, deterioration of the blood supply to the brain, decreased mental and physical performance, metabolic disorders, weight gain. Also, the low level of physical fitness of pupils in Russian secondary schools, which has regressive tendencies and does not satisfy the requirements of modern military service, is also evident. The modern system of physical education of schoolchildren does not fully provide solutions to the tasks that are assigned to it. Stagnant phenomena in physical education led to a mass loss of interest of schoolchildren to the subject, which, in particular, leads to low strength preparedness of the applicants to the VMILS. As a result, the strength training of cadets as a subsystem of an integral system of physical education has clear initial conditions for its activities, which determine its effectiveness decisively, because in a particular the high level of development of strength is the foundation for further physical improvement of cadets. In this regard, the strength training of cadets of the VMILS should be carried out on the basis of simple and effective tools for the development of strength abilities, taking into account the age group and the time of the exercise in daily routine. One of the directions of the problem solution of strength training of cadets of the VMILS is the use of kettlebell lifting equipment. In the course of the study, the high efficiency of the use of kettlebell lifting equipment was substantiated in the framework of improving the strength training of the cadets of the VMILS.
Keywords: strength training, kettlebell lifting, cadets of the Volsk Military Institute of Logistic Support, strength preparedness of cadets.
Анализ действующей системы силовой подготовки курсантов ВВИМО выявил ряд причин, снижающих ее эффективность: незавершенность научного обоснования силовой направленности физической подготовки курсантов; недостаточность объема плановых занятий по физической подготовке, снижающая эффективность направленного развития силовых качеств; недостаточный учет специфики профессиональной деятельности будущих офицеров тыла.
Проблема силовой подготовки курсантов ВВИМО может быть решена путем применения доступных и эффективных средств силовой подготовки на всех этапах обучения, которые наряду с развитием силовых качеств курсантов могли также способствовать укреплению здоровья, совершенствованию устойчивости организма к негативным факторам военного обучения, развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма, необходимых для повышения работоспособности в процессе обучения курсантов и формирования их профессионально-прикладных навыков.
Одним из способов решения обозначенной проблемы является применение средств гиревого спорта, который наделен рядом преимуществ, выделяющих его среди других видов спорта.
1. Доступность и простота:
- все, что необходимо для организации занятий с гирями, это набор гирь разного
веса;
- занятия с гирями не требуют особых условий и могут проводиться в спортивном зале любой воинской части, в спортивном уголке казармы, на корабле, подводной лодке -в условиях ограниченного пространства и на открытом воздухе;
- гиревым спортом можно заниматься в одиночку и группой;
- конструкция гири предоставляет возможность выполнения широкого спектра общепринятых силовых упражнений, дополняя их элементами жонглирования;
- общее количество упражнений с гирями составляет более ста пятидесяти;
- упражнения с гирями просты в техническом исполнении и доступны курсантам, осваиваются легко и быстро;
- значительное разнообразие упражнений, их зрелищность позволяют проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и с высокой моторной плотностью.
2. Содержательность. Занятия с гирями способствуют развитию собственно силовых способностей, силовой и специальной выносливости, статической выносливости мышц туловища, гибкости и координации движений, повышают общую физическую работоспособность человека.
3. Систематические занятия упражнениями с гирями повышают уверенность в своих силах, развивают такие морально-волевые качества, как мужество, настойчивость, смелость, решительность, целеустремленность, выдержка, воля к победе, умение работать «через не могу», необходимые в учебе и повседневной деятельности и существенно влияют на повышение работоспособности.
При выполнении технически сложных упражнений с гирями таких, как полуприседание с одной гирей вверху на прямой руке, жонглирование гирей и других, развивается творческое и логическое мышление, скорость реакции и концентрация, устойчивость и переключение внимания, инициативность, находчивость, а также повышается чувство коллективной ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
4. Оздоровительная направленность и широкий возрастной диапазон занимающихся. Многолетние наблюдения специалистов [1, 2] подтверждают низкий уровень травматизма в гиревом спорте при соблюдении элементарных мер безопасности. Доступность упражнений с гирями для лиц с различным физическим развитием позволяет эффективно решать задачи силовой подготовки, исправления недостатков телосложения, развития и укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Средства гиревого спорта позволяют повысить эффективность военно-профессионального обучения и деятельности курсантов ВВИМО за счет применения упражнений с малой амплитудой движений или статических упражнений для развития статической выносливости мышц туловища, а также упражнений, развивающих мышцы спины, ног, плечевого пояса и живота. Большинство упражнений с гирями технически выполняются с наклоном и энергичным выпрямлением тела. Таких наклонов с разной амплитудой за одно занятие может выполняться более 500 раз, что способствует укреплению мышц ног,
спины, брюшного пресса (формирует мышечный «корсет») и служит профилактике сколиозов. Мышечный «корсет» обеспечивает правильное положение и функционирование позвоночника и внутренних органов, улучшает кровоснабжение головного мозга и, как следствие, повышение умственной и физической работоспособности.
5. Экономичность. Существующее финансовое обеспечение тыловых вузов не всегда позволяет приобрести современное спортивное оборудование и инвентарь. Стоимость гирь по сравнению с современными тренажерами сравнительно мала, а срок использования не ограничен. Форма одежды также не требует значительных затрат.
В процессе занятий с гирями успешно решаются и другие важные в социальном аспекте проблемы - привлечение курсантов к систематическим занятиям физической подготовкой и спортом, здоровому образу жизни, формирование жизненно важных умений и навыков и техники правильного обращения с отягощениями.
Для того, чтобы доказать эффективность внедрения средств гиревого спорта в физическую подготовку курсантов ВВИМО был проведен педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте участвовали курсанты (2011 год набора) - экспериментальная группа (п = 50) и контрольная группа (п = 50). Эксперимент продолжался в течение пяти лет (на протяжении учебы курсантов в вузе). В ходе педагогического эксперимента содержание занятий в контрольной группе определялось планам, составленным в соответствии с учебной программой. В экспериментальной группе учебная программа дополнялась занятиями с гирями. Динамика развития силовых качеств курсантов экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) приведена в таблице 1.
Курс ЭГ (п=50) КГ (п=50) Достоверность различий
XX | ±т XX | ±т
Динамометрия сильнейшей руки, кг
I 51,6 1,04 51,3 1,27 Р>0,05
II 52,2 2,00 51,8 0,98 Р>0,05
III 55,3 0,87 52,7 1,03 Р<0,05
IV 55,9 1,01 52,9 0,94 Р<0,01
V 56,8 0,92 52,2 0,05 Р<0,001
Становая динамометрия, кг
I 139,6 6,01 136,8 4,62 Р>0,05
II 148,8 2,86 138,9 2,9 Р<0,01
III 150,5 2,87 139,3 2,75 Р<0,01
IV 153,6 2,65 137,8 2,64 Р<0,001
V 155,8 1,98 138,1 2,81 Р<0,001
Подтягивание на перекладине, кол-во раз
I 14,20 0,96 12,16 0,89 Р>0,05
II 15,89 0,53 12,79 0,66 Р<0,01
III 16,67 0,88 13,46 0,51 Р<0,01
IV 17,27 0,72 13,21 0,38 Р<0,001
V 18,75 0,64 13,23 0,39 Р<0,001
Отжимания, кол-во раз
I 43,88 0,35 44,03 0,51 Р>0,05
II 45,05 0,34 44,73 0,43 Р>0,05
III 46,88 0,33 44,23 0,40 Р<0,05
IV 47,28 0,35 45,15 0,42 Р<0,01
V 48,35 0,36 44,93 0,39 Р<0,001
Поднимание прямых ног к перекладине, кол-во раз
I 14,87 1,06 14,79 0,99 Р>0,05
II 15,65 0,67 15,02 1,05 Р>0,05
III 17,18 1,07 15,56 0,93 Р<0,01
IV 18,28 0,96 16,39 1,39 Р<0,001
V 18,92 0,25 16,28 1,34 Р<0,001
Из таблицы следует, что, начиная с 3-го курса достоверно улучшаются практически все показатели силовых способностей. Применение средств гиревого спорта привело к
росту силовых качеств курсантов и КГ и ЭГ в течение всего периода обучения в тыловом вузе. К окончанию обучения все показатели силовой подготовленности в экспериментальной группе имеют высокую достоверность значимость. Таким образом, полученные результаты свидетельствует об улучшении силовой подготовленности курсантов ЭГ, что подтверждает эффективность применения средств гиревого спорта в силовой подготовке курсантов тылового вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисевич, С.А. Теоретические аспекты построения тренировки спортсменов-гиревиков : учеб.-метод. пособие / С. А. Борисевич, С. Б. Толстов ; Тверская гос. седьхоз. акад. - Тверь : [б.и.], 2007. - 40 с.
2. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых / А.И. Воротынцев. - М. : Советский спорт, 2002. - 268 c.
REFERENCES
1. Borisevich S.A. and Tolstov S.B. (2007), Theoretical aspects of forming-up the training of kettlebell-lifter: study guide, TSAA, Tyumen.
2. Vorotyntsev A.I. (2002), Kettlebells. Sport of strong and healthy ones, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2017
УДК 796.96
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ЛИГИ В РАЗВИТИИ КЁРЛИНГА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен материал по анализу роли студенческой спортивной лиги по кёрлингу. Дана структура управления студенческим спортом в стране, место студенческих спортивных лиг в этом процессе. Проанализированы результаты деятельности студенческой спортивной лиги по развитию кёрлинга среди молодежи, проведению соревнований. Показана связь Федерации кёрлинга России и студенческой спортивной лиги по кёрлингу. Приведены результаты выступлений студен-тов-кёрлингистов на Всемирных зимних универсиадах.
Ключевые слова: кёрлинг, студенческая спортивная лига, студенческая молодежь, федерация керлинга России, развитие кёрлинга, Всемирные зимние универсиады.
ROLE OF STUDENT SPORTS LEAGUE IN DEVELOPMENT OF CURLING IN THE
RUSSIAN FEDERATION Dmitry Alexandrovich Svishchev, President, Russian Curling Federation, Moscow, Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the material on the analysis of the role of the student sports Curling League. It has given the governance structure of the student sport in the country, the place of the student sports leagues in the process. We have analyzed the results of activities of the student sports leagues in development of