7. Mugalimova N. N., Kuznetsova Z. M. features of primary drug prevention by means of physical culture and sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2012, No. 3(24), pp. 89-95. Available at: http://www.journal-science.org/ru/magazine/27.html.
8. Nazarenko L. D., Chernyshova A.V., Kostyunina L.I. Formirovanie racional'nogo dvigatel'nogo ritma u zhenchin srednego rasstoyaniya begunov [Rational motional rhythm formation among female average distance runners]. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University, 2011, 96 p. (in Russian). Nazarenko L. D., Anisimova E.A., Kozlovskiy M.A. Racional'naya organizaciya vzaimodejstviya podderzhki na disstancii 400 m credi zhenchin begunov [Rational interaction organization with the support among 400 meters female runners]. Ulyanovsk, 2011, 107 p. (in Russian).
9. Nazarenko L. D., Anisimova E.A. Upbringing in sport. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury I sporta [Theory and practice of physical culture and sport]. 2015, 80 p. (in Russian).
10. Suslov F. P., Sych V.L., Shustin B.N. Sovremennaya Sistema sportvnoj podgotovki [Modern
Подано: 23.06.2017 Принято: 26.06.2017
system of sports training]. Moscow, publishing house CAAM, 1985, 448 p. (in Russian).
11. Popov V. F., Mikhaylov V.V., Sergienko V.B. The main parameters of the running steps at 400 meters distance. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2003, No. 9, pp. 15-17. (in Russian).
12. Primakov Y. N. Factors, which determine the speed of running at 400 meters distance. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2001, No. 3, pp. 71-73. (in Russian).
13. Jose Antonio Carbonell-Martinez, Jose Manuel Jimenes-Olmedo. Time-motion analysis in professional championships of Valencian handball. Zhurnal fizicheskogo obrazovaniya I sporta [Journal of physical education and sport]. 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 550 - 555, DOI:10.7752/jpes.2017.02083 (Scopus)
14. Graham N. Dixon. Making Vaccine Messaging Stick: Perceived Causal Instability as a Barrier to Effective Vaccine Messaging. Zhurnal zdorov'ya [Journal of Health communication]. 2017, pp. 1-7, http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1337832 (Scopus)
Анисимова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, Е-mail: ld_nazarenko@mail. Ru Катенков Андрей Николаевич - аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Анисимова Е.А., Катенков А.Н., Назаренко Л.Д. Факторы, влияющие на результативность бега на 400 м квалифицированных спортсменок 17-20 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 29-37. DOI 10.14526/03 2017 231
DOI 10.14526/03_2017_232 УДК 796.01:612:796.8
ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ
Н.А. Гранкин - старший преподаватель Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, Ул. Л.Толстого, д. 1, (10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001
З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806
E-mail: kzm [email protected]
Аннотация. Гиревой спорт, являясь прикладным видом спорта, средства которого широко применяются в процессе физической подготовки курсантов военных учебных заведений, создает предпосылки для раскрытия различных физических и психических возможностей, как в плане обучения, так и в плане формирования личности, но при этом мало внимания уделяется функциональным возможностям организма. Материал. В статье представлены результаты исследований развития функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной и контрольной групп, занимающихся гиревым спортом. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, метод многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина и резервных возможностей организма «D&K-Test», функциональные пробы дыхательной системы, методы математической статистики. Результат. Выявлены особенности изменения функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов до и после педагогического эксперимента. Все существующие механизмы энергообеспечения характеризуется мощностью и метаболической емкостью. Отмечено, что у курсантов экспериментальной группы достоверно значимо изменилась метаболическая емкость, определяющаяся общим количеством энергии, поставляемой процессом энергообеспечения; емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма выросла на 19,06 %; аэробная метаболическая емкость, характеризующая способность организма курсантов к выполнению нагрузок различной величины преимущественно аэробной направленности, составила 13,63%; способность противостоять утомлению, уровень общей работоспособности как показатель общей метаболической емкости вырос на 15,38 %; мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения выросла на 25, 8 %; мощность гликолитического источника энергообеспечения, показывающая уровень развития скоростной выносливости, увеличилась на 19,43%; мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности выросла на 62,14 %; порог анаэробного обмена - на 13,64 %. Заключение. Прирост показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной группы обусловлен влиянием комплекса специальных упражнений, направленных на формирование индивидуального ритма дыхания и повышение показателей деятельности дыхательной системы в целом.
Ключевые слова: курсанты, гиревой спорт, функциональное состояние, резервные возможности организма, физическая работоспособность, показатели дыхательной системы.
THE INDICES OF FUNCTIONAL STATE AND SPARE CAPACITIES OF CADETS'
ORGANISM
Nikolay A. Grankin - teacher Tyumen Higher Military -Engineering Command School (military Institute) named after marshal of engineering troops А. I. Proshlyakov, Tolstoy str., 1 (10 military campus), Tyumen, Russia, 625001 Zinaida M. Kuznetsova — doctor of Pedagogics, professor Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, 28, Nizametdinov str., Naberezhnye Chelny, the Republic of Tatarstan, 423806, Russia
E-mail: kzm [email protected]
Annotation. Kettlebell lifting, being the applied kind of sport, the means of which are widely used during the process of cadets physical training at military educational establishments, creates the pre-conditions for different physical and physic abilities demonstration, both in education and in personality formation. However, not enough attention is paid to functional abilities of an organism. Material. The article presents the results of the functional state development and spare capacities of cadets' organism study in the experimental and control groups of people, going in for kettlebell lifting. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, the method of multifactorial near-patient testing created by professor S.A. Dushanin and spare capacities of an organism "D&K-Test", functional tests of respiratory system, the method of mathematical statistics. Results. The peculiarities of the functional state change and spare capacities of cadets' organism before and after the pedagogical experiment are revealed. All existing mechanisms of energy supply are characterized by power and metabolic capacity. It was noted that the cadets' metabolic capacity in the experimental group has validly changed. It is determined by general amount of energy, provided by the process of energy supply; the capacity of anaerobic source of energy supply of an organism's muscular activity increased to 19,06 %;aerobic metabolic capacity, which characterizes the ability of cadets' organism to the loads of different volume fulfillment, predominantly of aerobic orientation, was 13,63%; the ability to resist tiredness, the level of general working capacity as the index of general metabolic capacity increased to 15,38 %; the power of creatine phosphate source of energy supply increased to25, 8 %;the power of glycolytic source of energy supply, which shows the level of speed endurance development, increased to 19,43%; the power of aerobic source of muscular activity energy supply increased to 62,14 %; the threshold of anaerobic metabolism - to 13,64 %. Conclusion. The indices offunctional state and spare capacities of cadets' organism increase in the experimental group is conditioned by the influence of the special exercises complex directed at individual rhythm of breathing formation and the indices of respiratory system in general increase. Keywords: cadets, kettlebell lifting, functional state, spare capacities of an organism, physical working capacity, respiratory system indices.
Актуальность. Гиревой спорт, являясь прикладным видом спорта, средства которого широко применяются в процессе физической подготовки курсантов военных учебных заведений, создает предпосылки для раскрытия различных физических и психических возможностей, как в плане обучения, так и в плане формирования личности [1,2,3,4,5,6,7,8,9,11]. Но при этом мало внимания уделяется функциональным возможностям организма.
Квалифицированные курсанты,
занимающиеся гиревым спортом, выполняют в среднем нагрузку, суммарный объем которой равен 60 тоннам в микроцикле и более 180 тоннам в мезоцикле. Такая интенсификация тренировочного процесса требует от курсанта наличия больших резервов функциональных возможностей
организма. В связи с этим построение тренировочного процесса с
направленностью на повышение функциональных и резервных
возможностей организма является одной из важнейших задач в подготовке курсантов, занимающихся гиревым спортом.
Целью работы явилась оценка функциональных и резервных
возможностей организма курсантов, занимающихся гиревым спортом, в процессе реализации методики воспитания выносливости и формирования
индивидуального ритма дыхания.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе ТВВИКУ г. Тюмени в период 2012 - 2015 гг. В опытно-экспериментальной работе принимали участие курсанты,
занимающиеся гиревым спортом в группах
совершенствования спортивного
мастерства, в возрасте 17-22 лет. Были сформированы одна экспериментальная (ЭГ) и одна контрольная (КГ) группы, по 16 человек в каждой. В рамках педагогического эксперимента
реализована экспериментальная методика воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания, включающая в себя реализацию аэробных упражнений, регулярное и
последовательное применение
дыхательных упражнений и формирование на этой основе ритма дыхания, а также постепенное наращивание тренирующих воздействий аэробной, смешанной направленности.
Методы исследования. Метод многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина и резервных возможностей организма «Б&К-ТеБЪ» [10]. На велоэргометре курсанту предлагалось последовательно выполнить 2 нагрузки умеренной интенсивности с частотой вращения педалей 60-80 об/мин, разделенные 3-минутным интервалом отдыха. Каждая нагрузка продолжалась 5 минут, в конце в течение 30 секунд подсчитывалась ЧСС. Расчеты
производились путем подстановки экспериментальных значений ЧСС и мощности работы в следующую формулу:
Р^^ПО = + ^2- ^Ш) х (170-£2) / £2-А, где W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок;
и £2 - частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузок.
Функциональные пробы
дыхательной системы, такие как проба Штанге (длительность задержки дыхания на вдохе), проба Генчи (время задержки дыхания на выдохе), проба Розенталя (пятикратное измерение жизненной емкости лёгких) и жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Все полученные данные были подвергнуты статистической обработке с привлечением следующих критериев: проверка нормальности
распределения проведена по критерию Колмогорова-Смирнова (критерий W); для проверки гипотезы о разности двух средних значений применялся
двухвыборочный ^критерий Стьюдента для независимых выборок и парный двухвыборочный 1- критерий Стьюдента; в случае неподчинения выборок
нормальному распределению сравнение проводилось по непараметрическому критерию и-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка проведена на компьютере с использованием
статистических пакетов БР88-13, электронных таблиц МюговойЕхсе1.
Результаты исследования. В таблице 1 представлено изменение показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента.
Так, до проведения
педагогического эксперимента анаэробная метаболическая ёмкость у курсантов-гиревиков КГ равнялась 72,11±0,98 у.е., у курсантов-гиревиков ЭГ - 74,24±0,51 у.е.; при исследовании аэробной
метаболической емкости результат в КГ был равен 249,69±3,21 у.е., а в ЭГ он составил 251,38±3,47 у.е.; общая метаболическая емкость была равна 296,93±3,90 у.е. в КГ и 301,58±12,53 у.е. -в ЭГ; мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения была зафиксирована на отметке 27,14±0,71 у.е. у курсантов контрольной группы и 27,74±1,58 у.е. - у курсантов экспериментальной группы; показатели мощности гликолитического источника энергообеспечения были равны
следующим значениям: в КГ - 30,00± 0,79 у.е., в ЭГ - 30,55±0,53 у.е.; мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности была определена как 66,29±2,71 у.е. в КГ и 65,66±0,84 у.е. в ЭГ; порог анаэробного обмена в КГ составил 64,97±1,04 у.е., а в ЭГ он был равен 63,77±0,66 у.е.; частота сердечных сокращений ПАНО у курсантов КГ была
равна 162,81±1,59 у.е., у курсантов ЭГ -161,63±3,04 у.е.
Общая метаболическая емкость (ОМЕ) характеризует способность противостоять утомлению и уровень
общей работоспособности. В ЭГ курсантов наблюдается достоверный значимый прирост, который составил 15,38% (р <0,05).
Таблица 1 - Изменение показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной и контрольной групп за период
эксперимента
Групп ы № серий иссл-й, парамет ры статист ики АНАМЕ АМЕ ОМЕ МКФ МГЛ МАИЭ О W ПАНО ЧСС ПАНО
1 (X±A) 74,24 ±0 51 251,38 ±3 47 301,58 ±12 53 27,74 ±1 58 30,55 ±0 53 65,66 ±0 84 63,77 ±0 66 161,63 ±3 04
ЭГ n=16 2 (X±A) 91,73 ±1 39 291,05 ±1 44 356,41 ±2 75 37,13 ±0 94 37,91 ±0 55 40,49 ±0 55 73,84 ±0 85 172,13 ±2 16
t р- >2,119 >2,119 >2,119 >2,119 >2,119 >2,119 >2,119 >2,119
р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Разница (2-1) 17,49 39,67 54,83 9,38 7,37 -25,16 10,07 10,50
Прирост % 19,06 13,63 15,38 25,28 19,43 62,14 13,64 6,10
1 (X±A) 72,11 ±0,98 249,69 ±3,21 296,93 ±3,90 27,14 ±0,71 30,00 ±0,79 66,29 ±2,71 64,97 ±1,04 162,81 ±1,59
КГ n=16 2 (X±A) 74,93 ±0.76 255,36 ±3.35 300,32 ±3,59 29,14 ±0,69 32,18 ±0,81 69,30 ±2,65 66,57 ±1,51 164,19 ±2,07
t р- <2,119 <2,119 <2,119 >2,119 >2,119 <2,119 <2,119 <2,119
р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Разница 2,82 5,67 3,38 2,01 2,18 3,02 1,59 1,38
Прирост % 3,77 2,22 1,13 6,89 6,78 4,35 2,39 0,84
Примечание: АН AME - анаэробная метаболическая ёмкость; A VIE - аэробная метаболическая
емкость; OME - общая метаболическая емкость; МКФ - мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения; МГЛ - мощность гликолитического источника энергообеспечения ; МАИЭО -мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности; W ПАНО - порог анаэробного обмена; ЧСС ПАНО - частота сердечных сокращений ПАНО
Мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения проявляется реактивностью и силовой выносливостью организма занимающихся. Данный показатель преимущественно
обусловливается общим объемом работы на максимальную и взрывную силу и является очень важным для представителей гиревого спорта, так как гиревикам необходимо выполнять
постоянные взрывные подъемы гирь в условиях проявления значительных мышечных усилий. В контрольной группе этот показатель увеличился на 6,89%, в экспериментальной группе - на 25,28%.
Мощность гликолитического
источника энергообеспечения
характеризует показатели развития скоростной выносливости. В контрольной группе в этом показателе произошел прирост на 6,78%, в экспериментальной группе - на 19,43%.
Показатель МАИЭО характеризует мощность аэробного источника
энергообеспечения мышечной
деятельности. За период эксперимента в экспериментальной группе данный показатель достоверно значимо вырос на 62,14%.
Порог анаэробного обмена характеризует уровень развития аэробных возможностей мышц и уровень специальной выносливости
(экономичность, техничность,
обучаемость). Показатели порога анаэробного обмена характеризуют состояние реакции кардиореспираторной системы на увеличение механизмов анаэробного обеспечения путем задействования мышц с различным метаболическим профилем. В процессе подготовки курсантов-гиревиков
выявление порога анаэробного обмена позволяет оценить характер изменений работоспособности, что является центральным звеном в системе рационализации тренировочного процесса. У курсантов ЭГ также наблюдается достоверный прирост, который составил 13,64%, а в КГ он составил лишь 2,39%,
Исследуемый показатель ЧСС ПАНО является критерием эффективности использования аэробного источника энергообеспечения. На изменение данного показателя огромное влияние оказывает объем работы анаэробной
гликолитической направленности. В ЭГ курсантов прирост ЧСС ПАНО равнялся 6,10%.
Таким образом, в ЭГ курсантов за счет целенаправленного воздействия на
механизмы энергообеспечения мышечной деятельности произошло увеличение емкости и мощности основных источников. Применение специальных упражнений в рамках предложенной методики позволило повлиять на совершенствование процессов адаптации за счет использования целенаправленных дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма курсантов- гиревиков, повысить эффективность их подготовки. Диапазон индивидуальных изменений показателей, характеризующих функциональное
состояние и резервные возможности организма курсантов экспериментальной группы, свидетельствует об оптимизации процесса функциональной подготовки и установлении изменений,
характеризующих адаптогенный эффект.
Результаты исследования
показателей физической
работоспособности курсантов-
гиревиков контрольной и
экспериментальной групп
представлены в таблице 2.
Сравнительный анализ показателей физической работоспособности курсантов экспериментальной группы показал, что их результаты достоверно выше результатов курсантов контрольной группы (р<0,05). Так, в контрольной группе в тесте PWC 170 при исходных значениях 1189,44±11,00 кг.м/мин произошел прирост на 8,00%; в экспериментальной группе при исходных данных 1175,31±14,90 кг.м/мин прирост PWC 170 составил 18,09%.
Максимальное потребление
кислорода (МПК) имеет прямую зависимость от общей массы задействованных в двигательной деятельности мышц и состояния транспортной функции поступления кислорода в организм. В экспериментальной группе курсантов при исходных данных МПК 3,46±0,06 л/мин прирост составил 14,93%, а в контрольной группе курсантов при исходных значениях МПК 3,39±0,09 л/мин произошел прирост
лишь на 6,59%.
Таблица 2 - Изменение показателей физической работоспособности курсантов _экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента_
Группы исследования n № серий иссл-й, параметры статистики PWC 170 (кг/м/мин) МПК (л/мин) МИВ (ус. ед)
ЭГ n=16 1 (X±S) 1175,31± 14,90 3,46±0,06 461,75± 12,03
2 (X±S) 1434,93± 16,41 4,07±0,07 558,53±15,06
1 р. >2,119 >2,119 >2,119
р <0,05 <0,05 <0,05
Разница (2-1) 259,62 0,61 96,78
Прирост % 18,09 14,93 17,33
КГ n=16 1 (Х±Б.) 1189,44± 11,00 3,39±0,09 466,44±4,18
2 (х±А) 1292,82±12,82 3,63±0,09 499,11±5,23
1 р. >2,119 <2,119 <2,119
р <0,05 >0,05 >0,05
Разница (2-1) 103,38 0,24 32,67
Прирост % 8,00 6,59 6,55
Показатель «максимальный индекс выносливости» (МИВ) характеризует общее состояние развития выносливости у спортсмена. Выполнение
соревновательных упражнений в гиревом спорте характеризуется длительным временем и требует наличия высокого уровня развития выносливости, как силовой, так и общей. Мышечная активность не может оставаться на высоком уровне в течение большого промежутка времени, так как наступают естественные процессы утомления, что приводит к снижению работоспособности. Следовательно, чтобы поддерживать физическую работоспособность на высоком уровне в течение длительного времени, необходимо создать условия для расслабления или отдыха основных задействованных мышц. В гиревом спорте чередование напряжения и расслабления работающих мышц является
естественным. Это обусловлено биомеханическими и техническими характеристиками выполнения
соревновательных упражнений. От умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы и от уровня развития
выносливости зависит способность к достижению успеха спортсменом-гиревиком.
В показателях МИВ у ЭГ курсантов при исходных значениях 461,75±12,03 у.е. прирост составил 17,33%. В контрольной группе при исходных значениях 466,44±4,18 у.е. прирост составил 6,59%, что достоверно ниже, чем у курсантов ЭГ.
Более значительное увеличение исследуемых показателей у курсантов-гиревиков ЭГ обусловлено, на наш взгляд, совершенствованием механизма
снабжения кислородом тканей и клеток, что произошло за счет использования упражнений, направленных на
координацию дыхательных ритмов и расширение резервов дыхания в рамках экспериментальной методики.
В конце эксперимента у курсантов-гиревиков были зафиксированы следующие результаты, характеризующие уровень физической работоспособности:
170 в ЭГ составил 1434,93±16,41 кг.м/мин, в КГ - 1292,82±12,82 кг.м/мин; МПК в ЭГ составил 4,07±0,07 л/мин, в КГ - 3,63±0,09 л/мин; МИВ в ЭГ составил 558,53±15,06 у.е, в КГ - 499,11±5,23 у.е.
Соревновательный результат в исследования показателей деятельности
гиревом спорте во многом определяется дыхательной системы курсантов КГ и ЭГ
показателями функционирования представлены в таблице 3.
дыхательной системы. Результаты
Таблица 3 - Изменение показателей дыхательной системы курсантов экспериментальной
и контрольной групп за период эксперимента
Группы № серий иссл-й, Проба Проба Проба ЖЕЛ
параметры Штанге (Генче) Розенталя
статистики (сек) (сек) (мл) (мл)
ЭГ1 n=16 1 (X±S) 62,94±0,92 29,00±0,58 145,69±3,13 4353,81±15,54
2 (Х±А) 80,75±1,20 38,50±0,57 94,00±10,70 4572,50±12,11
1 р. >2,119 >2,119 >2,119 >2,119
р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Разница (2-1) 17,81 9,50 -51,69 218,69
Прирост % 22,06 24,68 54,99 4,78
КГ n=16 1 (Х±А) 64,00±0,87 28,88±0,71 138,56±2,87 4330,63±21,30
2 (Х±А) 68,88±3,90 31,94±0,70 127,25±8,32 4423,88±17,25
1 р. <2,119 >2,119 <2,119 >2,119
р >0,05 <0,05 >0,05 >0,05
Разница (2-1) 4,88 3,06 -11,31 93,25
Прирост % 7,08 9,59 8,89 2,11
Были получены следующие показатели пробы Штанге: в ЭГ курсантов при исходных значениях 62,94±0,92 с прирост составил 22,06% (р<0,05); в КГ при исходных данных 64,00±0,87 с показатели увеличились на 7,08% (таблица 3). В функциональной пробе Генчи были зафиксированы следующие результаты: в ЭГ при исходных результатах 29,00±0,58 с прирост составил 24,68% (р<0,05); в КГ при исходных данных 28,88±0,71 с к завершению педагогического
эксперимента показатели увеличились на 9,59%.
При исследовании показателей пробы Розенталя у курсантов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента наблюдается тенденция к снижению результатов от первого к пятому измерению. Это говорит о быстрой утомляемости дыхательной мускулатуры, о её функциональной слабости. В начале эксперимента у курсантов
экспериментальной группы произошло снижение показателя на 145,69±3,13мл, тогда как в контрольной группе показатель
ухудшился на 138,56±2,87 мл. По окончании эксперимента показатель пробы Розенталя изменился в обеих группах, однако характер изменений был разным: в ЭГ прирост показателя равнялся 54,99%.
Показатель жизненной емкости легких характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания. Повышение показателей ЖЕЛ
свидетельствует о высоком
функциональном уровне системы дыхания. В экспериментальной группе при исходных данных 4353,81±15,54 мл прирост составил 4,78%. В контрольной группе при исходных данных 4330,63±21,30 мл произошел прирост лишь на 2,11%. Преимущество курсантов ЭГ в показателях деятельности дыхательной системы достигнуто, на наш взгляд, за счет повышения выносливости дыхательных мышц и увеличения их объема.
В конце эксперимента у курсантов контрольной и экспериментальной групп были зафиксированы следующие результаты: Проба Штанге в ЭГ -80,75±1,20 с, в КГ - 68,88±3,90 с; Проба
Генчи в КГ - 31,94±0,70 с, в ЭГ -38,50±0,57; Проба Розенталя в КГ -127,25±8,32 мл, в ЭГ - 94,00±10,70 мл; ЖЕЛ в КГ - 4423,88±17,25 мл, в ЭГ -4572,50± 12,11.
Заключение. Таким образом, применение методики воспитания выносливости и формирования
индивидуального ритма дыхания курсантов, занимающихся гиревым спортом, с использованием упражнений для развития дыхательных мышц и формирования индивидуального ритма дыхания в рамках реализации физических упражнений аэробной направленности способствовало повышению показателей деятельности дыхательной системы. Предложенный подход к
совершенствованию системы спортивной подготовки курсантов открывает дополнительные резервные возможности функционального состояния для роста их спортивного мастерства и улучшения показателей результативности
соревновательной деятельности.
Литература
1. Абзалов, Р. А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Р. А. Абзалов. - Казань : КГПУ, 1998. - 96 с.
2. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04
3. Ванюшин, М. Ю. Адаптация кардиореспираторной системы спортсменов разных видов спорта и возраста к физической нагрузке / М. Ю. Ванюшин, Ю. С. Ванюшин. -Казань : Печать-Севис XXI век, 2011. - 138 с.
4. Воротынцев, А. И. Гири - спорт сильных / А. И. Воротынцев. - М. : Советский спорт, 2002. - 268 с.
5. Граевская, Н. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему / Н. Д. Граевская. -М. : Медицина, 1975. - 279 с.
6. Горбов, А. М. Гиревой спорт / А. М. Горбов. - М. : Изд-во АСТ, 2006. - 191 с.
7. Дембо, А. Г. Спортивная кардиология : руководство для врачей / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. - Л. : Медицина, 1989. - 464 с.
8. Зайцев, В. М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю. М. Зайцев, Ю. И. Иванов, В. К. Петров. - М. : Советский спорт, 1991. - 48 с.
9. Мишин, С. Н. Координация дыхания и
двигательных действий в упражнении «толчок» гиревого спорта / С. Н. Мишин, В. Ф. Тихонов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 1215.
10. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минобороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». -Режим доступа: http://www.garant.ru.
11. Солодов, И. П. Гиревой спорт : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / И. П. Солодов, В. Б. Шванев, О. А. Маркиянов, Г. П. Виноградов, В. С. Соловьев, Б. Н. Глинкин, А. Л. Атласкин, В. Ф. Тихонов. - М. : Советский спорт, 2009. - 105 с.
12. Тихонов, В. Ф. Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки / В. Ф. Тихонов, А. В. Суховей, Д. В. Леонов. - М. : Советский спорт, 2009. - 84 с.
References
1. Abzalov R. A. Razvivayushcheesya serdtse i dvigatel'nyi rezhim [Developing heart and motional regimen], Kazan : Kazan State Pedagogical University, 1998, 96 p.
2. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.3(35), pp.28-38. DOI 10.14526/01_1111_04
3. Vanyshin M. Y. Adaptatsiya kardiorespiratornoi sistemy sportsmenov raznykh vidov sporta i vozrasta k fizicheskoi nagruzke [Cardiorespiratory system adaptation of sportsmen of different kinds of sport and age to physical load], Kazan : Press-Service XXI century, 2011, 138 p.
4. Vorotyntsev A. I. Giri - sport sil'nykh [Weigh - sport of powerful people], Moscow : Soviet sport, 2002, 268 p.
5. Graevskaya N. D. Vliyanie sporta na serdechno-sosudistuyu sistemu [Sport influence on
cardiovascular system], Moscow : Medicine, 1975, 279 p.
6. Gorbov A. M. Girevoi sport [Weightlifting], Moscow : AST publishing house, 2006, 191 p.
7. Dembo A. G. Sportivnaya kardiologiya : rukovodstvo dlya vrachei [Sports cardiology: a manual for doctors], Leningrad : Medicine, 1989, 464 p.
8. Zaytsev Y. M. Zanimaites' girevym sportom [Go in for weightlifting], Moscow : Soviet sport, 1991, 48 p.
9. Mishin S. N. Vestnik sportivnoi nauki, 2009, No. 1, pp.12-15.
10. Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoi podgotovke v Vooruzhennykh Silakh Rossiiskoi Federatsii: prikaz Minoborony RF ot 21 aprelya 2009 g. № 200 [About instruction adoption in physical training in Armed Forces of the Russian
Federation [electronic resource]: order of the Ministry of Defense of the Russian Federation, April, 21, 2009 № 200]
11. Solodov I. P. Girevoi sport [Weightlifting], Moscow : Soviet sport, 2009, 105 p.
Подано: 27.08.2017 Принято: 31.08.2017
12. Tikhonov V. F. Osnovy girevogo sporta: obuchenie dvigatel'nym deistviyam i metody trenirovki [The basis of weightlifting: motional actions teaching and the methods of training], Moscow : Soviet sport, 2009, 84 p.
Гранкин Николай Александрович - старший преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, ул. Л. Толстого, д. 1,(10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001 Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806, Е-mail: kzm_diss@,mail.ru
Для цитирования: Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 37-46.. DOI 10.14526/03 2017 232
DOI 10.14526/03_2017_233 УДК 796 ББК 75. 1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ В
СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Н.А. Касаткина - кандидат педагогических наук, доцент
И.А. Мингалишева — аспирант Ф.М. Кодолова — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: [email protected] ld nazarenko@mail. ru
Аннотация. Значимым фактором повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой является обеспечение стабильности выступлений в условиях постепенно нарастающих тренировочных и соревновательных нагрузок. Стабильность выступлений гимнастов обеспечивается необходимым соотношением показателей специальной физической и технической подготовленности при высоком уровне выразительности исполнения. Материал. Предложен новый подход к повышению результативности тренировочной и соревновательной деятельности занимающихся спортивной аэробикой. Разработана методика совершенствования технической и артистической подготовки квалифицированных гимнастов на основе формирования стабильности их выступлений, под которой понимается способность спортсменов к управлению собственным психоэмоциональным состоянием и сложившейся ситуацией в ходе спортивных соревнований, обеспечивающим реализацию кинезиологического потенциала. Методы