Научная статья на тему 'Влияние психорегулирующей тренировки на функциональное состояние курсантов при занятиях воздушно-десантной подготовкой'

Влияние психорегулирующей тренировки на функциональное состояние курсантов при занятиях воздушно-десантной подготовкой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩИЕ ТРЕНИРОВКИ / РЕЗУЛЬТАТЫ / CADETS / AIRBORNE TRAINING / METHODOLOGY / AUTO-TRAININGS / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лабещенков Олег Викторович

В статье рассматриваются вопросы и проблемы совершенствования воздушно-десантной подготовки курсантов инженерного профиля с использованием методики психорегулирующий тренировки. Методика включает в себя комплекс упражнений, направленных на снижение напряжения психики курсантов перед и после прыжковой десантной подготовки. Материалы. В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по обоснованию эффективности методики психорегулирующих тренировок в условиях учебных сборов курсантов. Учитывая влияние значительных физических, психических и эмоциональных нагрузок и тенденцию их увеличения в макроцикле военно-десантной подготовки курсантов и предъявления особых требований функциональному состоянию организма, нами отмечена необходимость включения в тренировочный процесс психорегулирующих тренировок. Методы исследования. Анализ специальной литературы и документальных данных, анкетный опрос, контрольные испытания (тесты), математико-статистический анализ результатов. Результаты. Разработана и предварительно экспериментально обоснована методика психорегулирующих тренировок для курсантов в процессе военно-десантной подготовки. Методика психорегулирующей тренировки включает в себя использование аудиосеансов по методике М.А. Бендюкова до и после тренировок в различной композиции (успокаивающий вариант аудиосеансов). В методику также включены пять упражнений, направленных на отключение психики за счет отключения и переключения внимания и расслабления мышц в сочетании с дыханием. Полученные результаты обрабатывались непараметрическим методом. Сопоставление полученных результатов показало, что после прыжковой подготовки у курсантов ЭГ наблюдается снижение физической работоспособности. Спустя 30 мин после применения методики психорегулирующей тренировки нами отмечено повышение физической работоспособности в ЭГ. В КГ наблюдается дальнейшие её снижение, характеризующее наступление утомления. Такая же динамика наблюдается в энергетических показателях, таких как емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, емкость аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, общая метаболическая емкость организма, аэробная и анаэробная предрасположенность организма, мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности, мощность аэробного источника энергообеспечения; частота сердечных сокращений (пульс) на уровне возможностей организма (пульс ПАНО). Заключение. Результаты эксперимента показали, что систематическое применение психорегулирующих тренировок позволяет своевременно бороться с утомлением и снижением работоспособности за счет улучшения восстановительных процессов в организме курсантов с включением психического компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лабещенков Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auto-training influence on cadets’ functional state during airborne training

The article considers the questions and problems of airborne training improvement among cadets of engineering profile using auto-training methodology. Methodology includes a complex of exercises, directed toward cadets’ psychological tension decrease before and after parachute jumps. Materials. The article presents the results of the experimental research concerning the effectiveness of auto-trainings methodology substantiation in terms of cadets’ training sessions. Taking into consideration the influence of great physical, psychic and emotional loads and the tendency of their increase in the macrocycle of cadets militaryassault training and special demands imposed on functional state of an organism, we define the necessity to include auto-trainings into the training process. Research methods. Information sources and documents analysis, questionnaire survey, control tests, mathematical-statistical analysis of results. Results. We created and preliminarily experimentally substantiated auto-trainings methodology for cadets during militaryassault training... The article considers the questions and problems of airborne training improvement among cadets of engineering profile using auto-training methodology. Methodology includes a complex of exercises, directed toward cadets’ psychological tension decrease before and after parachute jumps. Materials. The article presents the results of the experimental research concerning the effectiveness of auto-trainings methodology substantiation in terms of cadets’ training sessions. Taking into consideration the influence of great physical, psychic and emotional loads and the tendency of their increase in the macrocycle of cadets militaryassault training and special demands imposed on functional state of an organism, we define the necessity to include auto-trainings into the training process. Research methods. Information sources and documents analysis, questionnaire survey, control tests, mathematical-statistical analysis of results. Results. We created and preliminarily experimentally substantiated auto-trainings methodology for cadets during militaryassault training. Auto-training methodology includes audio-sessions use according to M.A. Bendyukov methodology before and after trainings in different composition (soothing variant of audio-sessions). The methodology also includes five exercises, directed toward psyche switching-off owing to attention switching and switching off and muscles relaxation together with respiration. The received results were handled with the help of nonparametric method. The received results comparison showed that after jumping training cadets from the experimental group had physical working capacity decrease. 30 minutes after the methodology of auto-training application we revealed physical working capacity increase in the experimental group. In the control group we revealed further working capacity decrease, which characterizes fatigue. The same dynamics was in energetic indices, such as the volume of muscular activity anaerobic source energy supply, the volume of muscular activity aerobic source energy supply, general metabolic volume of an organism, aerobic and anaerobic organism propensity, power of muscular activity creatine phosphate source energy supply, aerobic source energy supply power; heart rate (pulse) at the abilities level of an organism (threshold of anaerobic metabolism (TANM) pulse). Conclusion. The results of the experiment showed that systematic use of auto-trainings helps to cope with tiredness and working capacity level decrease owing to recovery processes in an organism improvement with psychic component inclusion. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Влияние психорегулирующей тренировки на функциональное состояние курсантов при занятиях воздушно-десантной подготовкой»

УДК 796.011.02 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-87-94

Влияние психорегулирующей тренировки на функциональное

состояние

курсантов при занятиях воздушно-десантной подготовкой

Лабещенков О.В.*

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова г. Тюмень, Россия Labeshenkova@yandex.ru*

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы и проблемы совершенствования воздушно-десантной подготовки курсантов инженерного профиля с использованием методики психорегулирующий тренировки. Методика включает в себя комплекс упражнений, направленных на снижение напряжения психики курсантов перед и после прыжковой десантной подготовки. Материалы. В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по обоснованию эффективности методики психорегулирующих тренировок в условиях учебных сборов курсантов. Учитывая влияние значительных физических, психических и эмоциональных нагрузок и тенденцию их увеличения в макроцикле военно-десантной подготовки курсантов и предъявления особых требований функциональному состоянию организма, нами отмечена необходимость включения в тренировочный процесс психорегулирующих тренировок. Методы исследования. Анализ специальной литературы и документальных данных, анкетный опрос, контрольные испытания (тесты), математико-статистический анализ результатов. Результаты. Разработана и предварительно экспериментально обоснована методика психорегулирующих тренировок для курсантов в процессе военно-десантной подготовки. Методика психорегулирующей тренировки включает в себя использование аудиосеансов по методике М.А. Бендюкова до и после тренировок в различной композиции (успокаивающий вариант аудиосеансов). В методику также включены пять упражнений, направленных на отключение психики за счет отключения и переключения внимания и расслабления мышц в сочетании с дыханием. Полученные результаты обрабатывались непараметрическим методом. Сопоставление полученных результатов показало, что после прыжковой подготовки у курсантов ЭГ наблюдается снижение физической работоспособности. Спустя 30 мин после применения методики психорегулирующей тренировки нами отмечено повышение физической работоспособности в ЭГ. В КГ наблюдается дальнейшие её снижение, характеризующее наступление утомления. Такая же динамика наблюдается в энергетических показателях, таких как емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, емкость аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, общая метаболическая емкость организма, аэробная и анаэробная предрасположенность организма, мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности, мощность аэробного источника энергообеспечения; частота сердечных сокращений (пульс) на уровне возможностей организма (пульс ПАНО). Заключение. Результаты эксперимента показали, что систематическое применение психорегулирующих тренировок позволяет своевременно бороться с утомлением и снижением работоспособности за счет улучшения восстановительных процессов в организме курсантов с включением психического компонента.

Ключевые слова: курсанты, воздушно-десантная подготовка, методика, психорегулирующие тренировки, результаты.

Для цитирования: Лабещенков О.В. Влияние психорегулирующийтренировки на функциональное состояние курсантов при занятиях воздушно-десантной подготовкой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 87-94. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-87-94

Auto-training influence on cadets' functional state during airborne training

Oleg V. Labeshchenkov*

Том 13 № 4 2018

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Proshlyakov Higher Military-Engineering Command College (Military Institute), Tyumen,

Russia

Labeshenkova@yandex.ru*

Abstract: The article considers the questions and problems of airborne training improvement among cadets of engineering profile using auto-training methodology. Methodology includes a complex of exercises, directed toward cadets' psychological tension decrease before and after parachute jumps. Materials. The article presents the results of the experimental research concerning the effectiveness of auto-trainings methodology substantiation in terms of cadets' training sessions. Taking into consideration the influence of great physical, psychic and emotional loads and the tendency of their increase in the macrocycle of cadets military- assault training and special demands imposed on functional state of an organism, we define the necessity to include auto-trainings into the training process. Research methods. Information sources and documents analysis, questionnaire survey, control tests, mathematical-statistical analysis of results. Results. We created and preliminarily experimentally substantiated auto-trainings methodology for cadets during military- assault training. Auto-training methodology includes audio-sessions use according to M.A. Bendyukov methodology before and after trainings in different composition (soothing variant of audio-sessions). The methodology also includes five exercises, directed toward psyche switching-off owing to attention switching and switching off and muscles relaxation together with respiration. The received results were handled with the help of nonparametric method. The received results comparison showed that after jumping training cadets from the experimental group had physical working capacity decrease. 30 minutes after the methodology of auto-training application we revealed physical working capacity increase in the experimental group. In the control group we revealed further working capacity decrease, which characterizes fatigue. The same dynamics was in energetic indices, such as the volume of muscular activity anaerobic source energy supply, the volume of muscular activity aerobic source energy supply, general metabolic volume of an organism, aerobic and anaerobic organism propensity, power of muscular activity creatine phosphate source energy supply, aerobic source energy supply power; heart rate (pulse) at the abilities level of an organism (threshold of anaerobic metabolism (TANM) pulse). Conclusion. The results of the experiment showed that systematic use of auto-trainings helps to cope with tiredness and working capacity level decrease owing to recovery processes in an organism improvement with psychic component inclusion.

Keywords: cadets, airborne training, methodology, auto-trainings, results.

For citation: Oleg V. Labeshchenkov. Auto-trainings influence on cadets' functional state during airborne training. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 87-94. DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-87-94

Введение

Значительные нагрузки в спорте, а также воздушно-десантной подготовке курсантов инженерного профиля часто вызывают физические и эмоциональные перегрузки организма, что, в свою очередь, приводит к снижению физической работоспособности курсантов [1,2,3,4,5,7]. Причиной данного явления может быть неподготовленность курсантов к предельным нагрузкам и недостаточное применение средств восстановления работоспособности [10]. По мнению многих авторов, одним из эффективных средств снижения физического и эмоционального перенапряжения может выступать психорегулирующая тренировка, направленная на регуляцию различных адаптационных реакций организма курсантов [9,11,12].

Анализ результатов педагогического наблюдения показал, что воздушно-десантная подготовка предъявляет высокие требования не только к физической, но и к психической подготовке курсантов. Это связано прежде всего с наличием высоких функциональных нагрузок в процессе воздушно-десантной подготовки, требующих от курсантов максимального физического напряжения, крайней интенсификации работы всего организма, его функциональных физиологических систем. Отмечено многими авторами, что многие факторы существенно влияют на динамику психического состояния курсантов перед парашютным прыжком [8,13,14].

Современное развитие ВДП требует от курсантов эффективной и динамичной реализации

способности реагировать на все факторы действия, что вызывает дополнительные психические трудности перед прыжковой подготовкой [15].

В ходе педагогического наблюдения выявлено, что в число основных особенностей ВДП курсантов входит значительное увеличение физических, психических и эмоциональных нагрузок и тенденция к их увеличению в макроцикле подготовки.

Планирование ВДП курсантов инженерного профиля на практике не рассматривалось с использованием психорегулирующих тренировок. На наш взгляд, включение в подготовку такого рода тренировок позволить решить вопрос снижения напряженности среди курсантов в связи с прохождением ВДП. Такого рода напряжения могут наступать в связи с недостаточной психической зрелостью, устойчивостью, подготовленностью перед прыжком.

Материал и методы

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ специальной литературы и документальных данных, анкетный опрос, контрольные испытания (тесты), математико-статистический анализ результатов.

Исследование проводилось в Тюменском высшем военно-инженерном командном училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. В опытно-экспериментальной работе принимали участие курсанты первого курса в возрасте 17-19 лет.

Целью нашей работы явилось определение влияния ПРТ на функциональные показатели курсантов инженерного профиля при ВДП в условиях предварительных исследований.

Анализ научно-методической литературы, посвященной включению психорегулирующих тренировок в видах спорта, позволил актуализировать проблему, связанную с профилактикой негативных влияния воздушно-десантной подготовки на развитие психоэмоциональной сферы курсантов инженерного профиля.

Анкетный опрос курсантов (п=23) после первого прыжка с парашютом показал наличие переутомления (34%) и недовосстановления физической работоспособности (66%). Такое положение позволяет говорить о необходимости включения средств, направленных на регуляцию психоэмоционального статуса курсантов. Овладение методами психорегулирующих тренировок открывает широкие возможности для решения данной проблемы.

Респондентами, специалистами по ВДП курсантов (п=25), отмечено, что результативность ВДП (56%) и эффективность совершения прыжков (44%) во многом зависят от психического состояния курсантов (100%). Они также отмечают, что если у курсантов перед прыжками отличное настроение и самочувствие, присутствует состояние спортивного азарта, злости или вдохновения, то результат совершения прыжка будет на высоком уровне. Также отмечено, что если у курсантов присутствует молчаливость, апатия, снижена работоспособность, если они расстроены, подавлены, проявляют неуверенность, то у них отмечается низкий уровень управления двигательными действиями.

В связи с этим специалисты считают необходимым воспитывать у курсантов умения регулировать свое психическое состояние при выполнении физических и психических нагрузок.

Напрашивается необходимость включения в тренировочный процесс ВДП курсантов инженерного профиля психорегулирующих тренировок, направленных на формирование оптимального боевого психического состояния, расширяющего возможности полной реализации их психофизических качеств.

Внедрение психорегулирующих тренировок в процесс спортивной подготовки в видах спорта показало, что существенно расширяется спектр возможностей занимающихся по управлению текущим состоянием, в том числе для купирования симптомов стрессовых ситуаций и изменения общего вектора динамики функционального состояния [8,9].

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Приобретение навыка использования ПРТ позволит курсантам не только остановить либо предотвратить развитие различных неблагоприятных состояний, но и сформировать у себя необходимое состояние, например состояние боевой готовности, собранности, мобилизованности.

На сегодняшний день разработано значительное количество прикладных обучающих программ психологической саморегуляции, базирующихся на разных методах. Анализ публикаций показывает, что данные исследований подтверждают эффект оптимизации функционального состояния вне зависимости от типа применяемой программы психологической саморегуляции. Таким образом, бесспорен факт общей полезности психорегулирующих тренировок для курсантов при ВДП.

Результаты исследования и их обсуждение

Методика ПРТ курсантов в процессе ВДП включала в себя использование аудиосеансов по методике М.А. Бендюкова до и после тренировок. В конце тренировочных занятий применяли успокаивающий вариант аудиосеансов с целью активизации восстановительных процессов, нейропсихического восстановления. Продолжительность аудиосеансов составила от 5 до 20 минут. Сеансы можно прослушать за 30 мин до тренировки ВДП.

Эффективность обучения приемам аутогенной тренировки с помощью видеосеансов саморегуляции состояний возрастает, если их применять регулярно 2-3 раза в неделю после интенсивных тренировочных нагрузок с целью восстановления работоспособности и психоэмоционального состояния.

В таблице 1 представлены упражнения, направленные на отключение психики, в рамках методики психорегулирующей тренировки для курсантов.

Представленные выше упражнения были реализованы до начала предпрыжковой десантной подготовки и после прыжковой тренировки. Повторение упражнений происходило с учетом оперативного состояния курсантов, которое определялось в процессе беседы перед прыжковой подготовкой. Все представленные упражнения, включая аудиосеансы, составили содержание экспериментальной методики ПРТ.

Учитывая актуальность выбранной нами проблемы использования ПРТ в практике ВДП курсантов первого курса, эффективность определяли с учетом функциональных показателей, характеризующих функциональное состояние и резервные возможности организма. С этой целью определяли показатели по <^&К» до и после применения методики ПРТ.

Таблица 1 - Содержание и условия реализации упражнений, направленных на отключение психики курсантов, в процессе воздушно-десантной подготовки

№ п/п Наименования и направления упражнения Содержание упражнения Условия реализации

1 Упражнения на внимание Исходное положение: взять секундомер или часы с секундной стрелкой и проследить за ее движением, не отрывая внимания, столько секунд, сколько удастся. Определив наибольшее время, в течение которого внимание смогло удержаться на секундной стрелке не отвлекаясь, надо постараться повторить периоды такого же сосредоточения 3-4 раза подряд, делая между каждой попыткой перерывы на 10-20 секунд.

2 Упражнения на запоминание предметов Исходное положение: внимательно рассмотрев какой-либо предмет, закрыть глаза и не торопясь представить его во всех деталях. После этого снова посмотреть на этот предмет и проверить, насколько представление совпадает с оригиналом.

3 Концентрация внимания на дыхании Исходное положение: рассматривая предмет, делать медленный вдох, как бы втягивая в свой мозг, в свою память то, на чем сосредоточено внимание, а на выдохе, еще более замедленном, закрывать глаза и мысленно воспроизводить образ того предмета или явления, которые только что были в фокусе внимания. Очень часто во время сосредоточенности возникает психическая напряженность (сокращение мышц лица, нахмуренные брови, сжатый рот, что вызывает непроизвольное напряжение многих мышц), в спортивной практике такая напряженность мешает. В спортивной деятельности очень важно уметь многое выполнять, в том числе и предельно сосредотачиваться не напрягаясь.

4 Упражнения концентрации внимания на дыхании Исходное положение: рассматривая предмет, выдох длиннее вдоха. Известно, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха -успокаивающей. Если курсанту надо успокоить себя, рекомендуем выполнить после короткого энергичного вдоха несколько удлиненный выдох, а за ним короткая пауза -задержка дыхания. При этом нужно пользоваться брюшным, или диафрагмальным, дыханием, когда во время вдоха живот несколько выпячивается, а при выдохе - втягивается, как бы вытесняя воздух из легких. Вдох - на 2 счета, выдох - на 4, паузу - на 2. Если нужно мобилизовать и возбудить себя, рекомендуем строить дыхание: растягивая вдох до счета 4, выдержать паузу до счета 2 и резкий выдох до счета 2. При вдохе следует вполсилы напрячь мышцы (рук и ног), а при выдохе расслабить их и вслушаться в возникшие ощущения.

5 Упражнения напряжения и расслабления Исходное положение - стоя, ноги врозь; на «раз» -глубокий вдох, руки поднять вверх-в стороны, пальцы вытянуты, потянуться; «два» - напрячь мышцы всего тела, задержать дыхание, «три-четыре-пять» -поддерживать напряжение и задерживать дыхание, внимание сосредоточено на восприятии напряжения мышц (поочередно: рук, шеи, груди, спины, живота, бедер, голени); по команде «все» - расслабленно перейти в положение низкого приседа, голову свободно опустить; в поочередном напряжении и расслаблении различных групп мышц, последовательное и дифференцировочное расслабление мышц, напряжение одних мышц при одновременном расслаблении других, различные ритмичные и дыхательные упражнения. 2-3 раза сделать полный вдох и выдох; затем несколько вдохов и продолжительных выдохов, сосредоточивая внимание на выдохе и наиболее полном расслаблении мышц. По команде «Встать, еще больше расслабить мышцы» встать, выполнить несколько прыжков для лучшего расслабления мышц, затем помассировать мышцы, сосредоточивая внимание на их более полном расслаблении.

6 Упражнения аудиосеанса В конце тренировочных занятий применяли успокаивающий вариант аудиосеансов. Аудиосеансы направлены на активизацию восстановительных процессов, нейропсихического восстановления. Продолжительность составила от 5 до 20 минут за 30 мин до тренировки ВДП.

Исследования проводили в условиях учебно-тренировочных сборов. Исследовали такие показатели, как анаэробная метаболическая емкость (емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма), которая характеризует способность к выполнению интенсивных физических и других типов нагрузок на пределе возможностей

Том 13 № 4 2018

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

организма преимущественно анаэробной направленности; аэробная метаболическая емкость (емкость аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма), которая характеризует способность к длительному выполнению физических и других типов нагрузок преимущественно аэробной направленности; общая метаболическая емкость организма, характеризующая генетически предопределенный уровень возможностей организма (дееспособность, работоспособность) и способность к выполнению общего количества физических и других типов нагрузок; аэробная предрасположенность организма, которая отражает аэробный генотип организма, детерминирует процессы восстановления при выполнении интеллектуальных, физических и других типов нагрузок аэробной направленности, предопределяет склонность к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, простудам, травматизму, определяет интравертивность и иррациональность, способствует определению профессиональных наклонностей индивидуума; мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, которая детерминирует уровень холеричности, реактивность, силовую выносливость, взрывную силу; мощность гликолитического источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, детерминирующая репродуктивную и утилизационную функцию печени, уровень скоростной выносливости; мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма (максимальное потребление кислорода), определяющая качество выполняемой физической нагрузки до уровня порога анаэробного обмена - ПАНО; генетически предопределенная частота сердечных сокращений (пульс) на уровне возможностей организма, критерий эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (пульс ПАНО), определяющий пульсовые границы зон интенсивности физических нагрузок различной мощности.

В таблице 2 наглядно представлена динамика показателей функционального состояния организма курсантов до и после применения психорегулирующей тренировки в процессе воздушно-десантной подготовки.

Таблица 1 - Динамика показателей функционального состояния организма курсантов до и

после применения психорегулирующей тренировки

Показатели Экспериментальная группа (Хср) Контрольная группа (Хср)

до занятий после занятий после 30 минут отдыха после применения ПРТ до занятий после занятий после 30 минут отдыха

PWC170, кг/м/мин 1200 1050 1030 1250 1210 1035 1030

МПК, мл 3102 3100 3120 3250 3100 3080 3070

АНАМЕ, у.е 69,34 72,34 80,41 84,34 68,34 72,17 73,21

АМЕ, у.е. 240,45 245,45 260,45 270,34 241,23 261,23 251,23

ОМЕ, у.е. 309,27 319,37 320,67 321,47 303,23 304,34 302,56

МКФ, у.е. 28,76 30,34 30,45 40,34 27,76 29,54 29,35

МГЛ, у.е. 33,12 34,22 37,09 40,13 32,45 31,34 30,45

ЧСС пано 158,56 158,56 156,74 154,34 143,56

ЧСС,уд/мин 72 86 72 68 74 80 78

Примечание: РШС170 - физическая работоспособность; МПК - мощность аэробного' источника энергообеспечения (максимальное потребление кислорода); АНАМЕ - анаэробная метаболическая емкость; АМЕ - аэробная метаболическая емкость; ОМЕ - общая метаболическая емкость организма; МКФ - мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма; М ГЛ - мощность гликолитического источника энергообеспечения; ЧСС на ПАНО -частота сердечных сокращений (пульс) пано

Исследование проводилось до и после ВДП, а также после 30 минутного отдыха. В течение 10 минут проводили ПРТ для ЭГ и пассивный отдых для КГ. Полученные результаты обрабатывались непараметрическим методом. Сопоставление полученных результатов показало, что после

прыжковой подготовки у курсантов ЭГ наблюдается снижение физической работоспособности от 1200 кг/м/мин до 1050 кг/м/мин. Спустя 30 мин после применения методики ПРТ нами отмечено повышение физической работоспособности в ЭГ. В КГ при исходных значениях физической работоспособности 1150 кг/м/мин и 1130 кг/м/мин наблюдается дальнейшее его снижение до 1112 кг/м/мин, характеризуя наступление утомления. Такая же динамика наблюдается в показателях МПК в экспериментальной группе, где отмечено стимулирующее повышение порогового уровня ЧСС пано.

В функциональных показателях, характеризующих энергетических процессов в организме курсантов, отмечена разнонаправленная динамика.

В показателях анаэробной метаболической емкости источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, характеризующих способность к выполнению интенсивных физических и других типов нагрузок на пределе возможностей организма преимущественно анаэробной направленности, у курсантов ЭГ отмечена положительная динамика и восстановление после ПРТ, а в КГ курсантов отмечено снижение мощности.

Аэробная метаболическая емкость, характеризующая способность к длительному выполнению физических и других типов нагрузок преимущественно аэробной направленности, у курсантов ЭГ также имеет тенденцию к увеличению и служит показателем расширения диапазона аэробной метаболической емкости. Такая же картина наблюдается и в показателях общей метаболической емкости организма, характеризуя способность к выполнению общего количества физических и других типов нагрузок.

Показатели МКФ и МГЛ у курсантов ЭГ имеют тенденцию к увеличению, характеризуя повышение и удержание уровня реактивности, силовой выносливости, взрывной силы и улучшение уровня скоростной выносливости. В показателях частоты сердечных сокращений (пульс) на уровне возможностей организма отмечено повышение эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности у курсантов ЭГ.

Заключение

Таким образом, результаты эксперимента показали, что систематическое применение психорегулирующих тренировок в процессе воздушно-десантной подготовки курсантов позволяет своевременно бороться с утомлением и снижением работоспособности за счет улучшения восстановительных процессов в организме курсантов с включением психического компонента. Отмечена тенденция повышения мощности энергообеспечения мышечной деятельности за счет включения восстановительных процессов центральной нервной системы.

Список литературы

1. Бородин В.В., Ермолаева В.И. Воздействие физической подготовки и спорта на формирование психологической устойчивости военнослужащих. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2014; 3: 66-72.

2. Кузнецова З.М., Рябчук А.В., Лабещенков О.В. Теоретические и практические аспекты индивидуализации воздушно-десантной подготовки курсантов инженерного профиля. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 198-206. DOI: 10.14526/02_2018_326.

3. Душанин С.А., Береговой Ю.В., Мигулева В.Г. Интенсивные методы изучения энергетического метаболизма мышечной активности. Киев. 1984: 27.

4. Никитюк М.В. Теоретическое обоснование методики подготовки борцов греко-римского стиля с учетом их биоэнергетического профиля. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 4(32): 47-53. URL: http://www. journal-science.org/ru/ magazine/9.html.

5. Понимасов О.Е., Лобанов Ю.Я. Универсалии физической подготовки в концепции дифференцированного формирования физической готовности. Инновационная наука: прошлое,

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

настоящее, будущее : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (3 июня 2016 г.). Уфа. 2016: 153-155.

6. Семенова Е.В. О формировании профессионально-нравственной устойчивости у курсантов

вузов МВД России. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2010; 19: 140145.

7. Тимофеев Д.А., Пахомов В.В. Функциональное состояние у военнослужащих с разным уровнем нервно-психической устойчивости в условиях деятельности, связанной с высоким нервно-психическим напряжением. Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2007; 3: 93-96.

8. Bosquet L., Gamelin F.-X., Berthoin S. Is aerobic endurance a determinant of cardiac autonomic regulation? European Journal of Applied Physiology. 2007; 100(3): 363-369. DOI: 10.1007^00421-007-

0438-3.

9. Boutcher S.H., Park Y., Dunn S.L., Boutcher Y.N. The relationship between cardiac autonomic function and maximal oxygen uptake response to high-intensity intermittent-exercise training. Journal of Sports Sciences. 2013; 31(9): 1024-1029. DOI: 10.1080/02640414.2012.762984.

10. Bragada J.A., Santos P.J., Maia J.A., Colaco P.J., Lopes V.P., Barbosa T.M. Longitudinal study in 3000 m male runners: Relationship between performance and selected physiological parameters. Journal of Sports Sciences and Medicine. 2010; 9: 439-444. URL: http://www.jssm.org/vo19/n3/12/v9n3-12pdf. pdf.

11. di Prampero P.E. The energy cost of human locomotion on land and in water. International journal of Sports Medicine. 1986; 7(02): 55-72. DOI: 10.1055^-2008-1025736.

12. Foster C. Monitoring training in athletes with reference to overtraining syndrome. Medicine and Science in Sports and Exercise. 1998; 30(7): 1164-1168. DOI: 10.1097/00005768-199807000-00023.

13. Ingham S.A., Fudge B.W., Pringle J.S. Training distribution, physiological profile, and performance for a male international 1500-m runner. International Journal of Sports Physiology and Performance. 2012; 7(2): 193-195.

14. Manzi V., Castagna C., Padua E., Lombardo M., D'Ottavio S., Massaro M., ..., Iellamo F. Dose-response relationship of autonomic nervous system responses to individualized training impulse in marathon runners. AJP: Heart and Circulatory Pgysiology. 2009a; 296(6): H1733-H1740. DOI: 10.1152/ ajpheart.00054.2009.

15. Marcora S.M., Staiano W., Manning V. Mental fatigue impairs physical performance in humans. Journal of Applied Physiology. 2009; 106(3): 857-864. DOI: 10.1152Zjapplphysiol.91324.2008.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лабещенков Олег Викторович* - старший преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова, 625001, Россия, г. Тюмень, ул. Л. Толстого, дом 1 (10 военный городок), e-mail: Labeshenkova@yandex.ru *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.