Астраханцева Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: irina. astrahantsewa@yandex. ru
DOI 10.14526/02_2018_326 УДК 796.011.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО
ПРОФИЛЯ
12 3
Кузнецова З.М. , Рябчук А.В. , Лабещенков О.В.
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова» Россия, г. Ульяновск, kzm_diss@,mail.ru 2ФГБОУВО «Тюменский государственныйуниверситет» Россия, г. Тюмень, aryabchuk@,bk.ru ФГКВОУВО «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова»
Россия, г. Тюмень
Аннотация. Одной из наиболее важных составляющих физической подготовки курсантов является индивидуализация физических нагрузок различной направленности. Успешная реализация профессиональных задач военнослужащих осуществляется при условии выполнения эффективной физической, психологической и умственной нагрузки. Воздушно-десантная подготовка включает в себя выполнение в полном обмундировании прыжков с парашютом и решение поставленных задач не только на поле боя,но и в тылу противника, не обнаруживая себя и своих товарищей. В этой связи процесс индивидуализации процесса адаптации к физическим и психологическим нагрузкам необходимо рассматривать как условие выживания в определенных, иногда неблагоприятных или даже экстремальных условиях. Материалы. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения индивидуального подхода в процессе военно-воздушной подготовки курсантов. Методы исследования: анализ специальной литературы, анкетный опрос респондентов, методика экспресс-диагностики "D&K", педагогическое наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Рассмотрена подготовка курсантов как процесс влияния на совершенствование внутренних и внешних механизмов функционирования систем организма и адаптации организма к сложным изменяющимся условиям жизни в условиях индивидуального приспособления человека. Смоделирована деятельность военных инженеров и выявлены экспертные показатели, такие как показатель успешности военнослужащего, морально-политический уровень, социометрический индекс, мотивация к деятельности, виды подготовки. энергетика, соматика, психофизиология, воля,
эмоциональная устойчивость, мобилизация способностей, физиологических резервов. Представлена и обоснована необходимость создания индивидуальной накопительной функциональной модели курсантов инженерного профиля с учетом показателей"D&K". Заключение. Выявлены факторы, которые необходимо учитывать при индивидуализации подготовки: мониторинг функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов;учет индивидуальных типологических свойств личности; учет типа телосложения; учет антропометрических и физиометрических покзателей; текущий и оперативный контроль подготовленности для коррекции средств и методов индивидуального воздействия на организм; устойчивость к экстремальным условиях среды. Ключевые слова: курсанты, модель, военно-десантная подготовка, "D&K", функциональные показатели.
Для цитирования: Кузнецова З.М., Рябчук А.В., Лабещенко О.В. Теоритические и практические аспекты индивидуализации воздушно-диссантной подготовки курсантов инженерного профиля. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 197-205. DOI 10.14526/02_2018_326
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ENGINEERING PROFILE STUDENTS AIRBORNE TRAINING INDIVIDUALIZATION
12 3
Kuznetsova.M. , Ryabchuk V. A. , Labeshchenkov О. V.
Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I. N. Ulyanov Russia, Ulyanovsk, kzm_diss@mail.ru 2Tyumen State University Russia, Tyumen, aryabchuk@bk.ru 3Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) Named After Marshal
of Engineering Troops A. I. Proshlyakov Russia, Tyumen, kzm_diss@mail.ru Annotation. One of the most important components of cadets physical training is individualization of different orientation physical loads. Successful implementation of military personnel professional tasks is carried out under the condition of effective physical, psychological and mental load. Airborne training includes performing in full uniform parachute jumps and solving tasks not only on the battlefield, but also in the area of the enemy, not finding himself and his comrades. In this regard, the process of adaptation individualization to physical and psychological stress should be considered as a condition of survival in certain, sometimes unfavorable or even extreme conditions. Materials. The article deals with the theoretical and practical aspects of the individual approach in the process of air training of cadets. Research methods: analysis of special literature, questionnaire survey of respondents, methods of Express diagnostics " D & K", pedagogical observation, modeling, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. The training of cadets as a process of influence on the improvement of internal and external mechanisms of the body systems functioning and adaptation of the body to the complex changing conditions of life in terms of the person individual adaptation. The activity of military engineers is modeled and the expert indicators, such as the indicator of the serviceman success, moral and political level, sociometric index, motivation to activity, types of training, energy, somatics, psychophysiology, will, emotional stability, mobilization of abilities, physiological reserves are revealed. The necessity of creating individual cumulative functional model of cadets in the engineering field including indicators of "D&K" are presented. Conclusion. The factors that should be considered when individualizing training: monitoring of the functional state and reserve capacity of the students organism;consideration of individual typological properties of personality; consideration of the body type; the anthropometric and visiometrics parameters; current and
operational control of preparedness for correction of individual impact means and methods on the body; resistance to extreme environmental conditions.
Key words: cadets, model, military landing training," D&K", functional indicators. For citation: Kuznetsova Z.M., Ryabchuk V.A., Lebedenko O.B. Theoretical and practical aspects of engineering profile students airborne training individualization. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 197-205. DOI 10.14526/02_2018_326
ВВЕДЕНИЕ
Успешность профессиональной деятельности военнослужащих в значительной мере определяется их работоспособностью, эффективностью выполнения профессиональных задач в различных условиях их реализации. При этом особое внимание должно быть уделено состоянию здоровья
военнослужащих. Целесообразность
индивидуализации физической подготовки курсантов инженерного профиля, особенно при выборе физических нагрузок, не требует доказательств. Это в первую очередь связано с условиями профессиональной деятельности.
Деятельность военных инженеров связана с выполнением разнонаправленных действий в мирное и военное время, она характеризуется выполнением умственной, физической и психологической нагрузки. Одной из важнейщих задач курсантов инженерного профиля является
прохождение воздушно-десантной
подготовки, включающей в себя выполнение в полном обмундировании прыжков с парашютом и решение поставленных задач не только на поле боя, но и в тылу противника, не обнаруживая себя и своих товарищей. В этой связи процесс адаптации к физическим и психологическим нагрузкам необходимо рассматривать как условие существования в определенных, иногда неблагоприятных или даже экстремальных условиях [5].
Если рассматривать физическую подготовку как процесс влияния на совершенствование внутренних и внешних механизмов функционирования систем организма, то процесс адаптации - это постоянное приспособление организма к сложным изменяющимся условиям жизни
в условиях индивидуального
приспособления человека. Процесс адаптации у каждого человека может быть индивидуализированным. В процессе воздействия на организм различных факторов происходят острые, слабые адаптивные ответы организма. А.Д Слоним [6] предложил три формы адаптации: индивидуальные, видовые, генетические. Наследственные формы адаптации индивидуализируются в процессе влияния различных факторов. Образуя индивидиуальные формы адаптации организма к среде, они совмещаются и перекрываются между собой.
В этой связи актуализируется проблема исследования индивидуализации адаптации организма курсантов инженерного профиля к физическим и психологическим нагрузкам.
Цель данной работы - изучение теоретических и практических аспектов индивидулизации физических и психологических нагрузок на занятиях воздушно-дeсантной подготовки курсантов военных вузов инженерного профиля. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Биологическое существование человека характеризуется строением тела, физиологией жизнедеятельности
организма, метаболизмом и
психологическими особенностями
личности. Они взаимосвязаны между собой и в комплексе составляют индивидуализированную личность
человека. Проявления всех составляющих биологической сущности человека выступают индивидуальными
адаптивными нормами, отражающими приспособление организма к факторам
среды. В этой связи одни проявляют устойчивость, другие - срыв адаптации к физическим и психологическим нагрузкам. Каждый человек имеет свой арсенал и свой круг привычных и естественных адаптаций. В этой связи признание человека как индивидуально-
своеобразного типа эволюции по физическим и психологическим свойствам является базовой предпосылкой индивидуализации процесса подготовки.
Воздушно-десантная подготовка (ВДП), являясь основой профессионально-прикладной подготовки военнослужащих, не только оказывает существенное влияние на развитие прфессиональных физических качеств, но и существенно влияет на жизнь и здоровье человека.
Анкетный опрос специалистов военного дела, особенно инженерного профиля, позволил смоделировать деятельность военных инженеров и выявить экспертные показатели, такие как показатель успешности военнослужащего (38%); морально-политический уровень (23%); социометрический индекс (12%); мотивация к деятельности (27%); виды подготовки (13%); энергетика, соматика, психофизиология, воля, эмоциональная устойчивость, мобилизация
физиологических резервов (57%). Ряд компонентов модели, такие как мотивация, виды подготовки, носят промежуточный характер.
Анкетный опрос позволил зафиксировать изменение отношения курсантов к занятиям ВДП в тех случаях, когда реализуется индивидуальный подход. Исходный уровень мотивации к занятиям был достаточно высок, 37% курсантов оценили мотивацию в диапазоне от 7 до 10 баллов, а в конце эксперимента 70% курсантов повысили свой уровень мотивации, оценивая свое отношение к занятиям по 8 баллов. При этом 6% курсантов оценили нежелание заниматься ППФП в групповой форме, где требуется равноправное проявление физических качеств и функциональных возможностей. Специалисты интерпретируют данное
положение как психологическую неустойчивость. Индивидуальный подход при реализации физических и психических нагрузок способствует повышению уверенности, мотивированности к выполнению здач, а также более существенному проявлению морально-волевых качеств.
Для реализации индивидуального подхода при подготовке курсантов необходимо пересмотреть методики оценивания ВДП курсантов, так как практика показывает нобходимость пересмотра шкалы оценки не только по показателям тестовых упражнений, но и с учетом других сторон подготовки.
Принятые в настоящее время способы оценивания ВДП курсантов военных вузов не расссматривают функциональное состояние и
адаптационные возможности организма курсантов, а опираются только на нормативные показатели. В связи с этим для оценки уровня резервных возможностей и адаптивного механизма организма курсантов используется шкальная система оценки по Душанину, где основные показатели функционального состояния организма в покое и при выполнении физических нагрузок имеют различный диапазон колебаний, который требует расширения индивидуального подхода [1,2,3,4].
В нашем примере мы предлагаем включить в оценочную шкалу показатели методики экспресс-диагностики
функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов, где на примере спортсменов уже рассчитан диапазон индивидуальных колебаний показателей D&K в процентах. Также отмечены рекомендуемые границы снижения величины объема планируемой физической нагрузки в ходе проведения учебно-тренировочных занятий в зависимости от индивидуальной динамки показателей "D&K". При длительном наблюдении за курсантами с помощью методики экспресс-диагностики
функционального состояния и резервных
возможностей организма можно выработать индивидуальную
накопительную модель показателей. В этой связи важным считается создание индивидуальной накопительной
функциональной модели курсантов инженерного профиля с учетом следующих показателей:
- АНАМЕ - анаэробная метаболическая емкость (емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма), которая характеризует способность к выполнению интенсивных физических и других типов нагрузок на пределе возможностей организма преимущественно анаэробной направленности;
- АМЕ - аэробная метаболическая емкость (емкость аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма), которая характеризует способность к длительному выполнению физических и других типов нагрузок преимущественно аэробной направленности;
- ОМЕ - общая метаболическая емкость организма, характеризующая генетически предопределенный уровень возможностей организма (дееспособность, работоспособность) и способность к выполнению общего количества физических и других типов нагрузок;
- АНАМЕ/ ОМЕ - анаэробная предрасположенность организма, которая определяет анаэробный генотип организма, детерминирует процессы восстановления при выполнении интенсивных физических и других типов нагрузок на пределе возможностей организма или в экстремальных условиях дееспособности, предопределяет склонность к заболеваниям позвоночного столба и почечно-адреналовой системы, характеризует уровень экстравертивности и рациональности;
- АМЕ/ОМЕ - аэробная предрасположенность организма, которая отражает аэробный генотип организма, детерминирует процессы восстановления
при выполнении интеллектуальных, физических и других типов нагрузок аэробной направленности, предопределяет склонность к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, простудам,
травматизму, определяет
интравертивность и иррациональность, способствует определению
профессиональных наклонностей
индивидуума;
- КФ - мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, детерминирующая уровень холеричности, реактивность, силовую выносливость, взрывную силу;
- ГЛ - мощность гликолитического источника энергообеспечения мышечной деятельности организма, детерминирующая репродуктивную и утилизационную функцию печени, уровень скоростной выносливости;
- МПК - мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма (максимальное потребление кислорода), определяющая качество выполняемой физической нагрузки до уровня порога анаэробного обмена - ПАНО;
- ЧСС на ПАНО - генетически предопределенная частота сердечных сокращений (пульс) на уровне возможностей организма, критерий эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (пульс ПАНО). Определяет пульсовые границы зон интенсивности физических нагрузок различной мощности;
- dОМЕ - общий энергетический фонд, отражающий перманентное состояние организма.
Все вышепредставленные
показатели могут выступать основой при составлении индивидуальной
накопительной модели диапазона применяемых физических нагрузок на занятиях по ВДП курсантов.
При определении индивидуального диапазона показателей авторы предлагают использовать принцип 33%-33%-33%. Это означает, что максимальный
отрицательный показатель, который регистрируется у курсантов, следует разделить на 3. Это и будет 33%-й диапазон его изменения. В нем следует регулировать физические нагрузки для развития тех или иных физических качеств курсантов, т.е. уменьшая, соответственно, на 30, 70% или же вообще отменяя тренировочное занятие.
При использовании методики D&K следует учитывать также и динамику показателей обычной ЭКГ - степени перенапряжения миокарда (1, 2 или 3-я степень). В практике со спортсменами отмечено, что у них может наблюдаться положительный прирост показателей D&K и в то же время спортсмен может находиться в 3-й степени перенапряжения миокарда [1,2,3,4].
Накопление индивидуальной
динамики показателей позволяет выработать индивидуальную модель на каждого курсанта, которая уже учитывает все его индивидуальные возможности.
Ниже приводится схема
накопительной модели, изучаемой по методике экспресс-диагностики "D&K".
Из рисунка 1 видно, что процесс накопления индивидуальных показателей подготовки курсантов инженерного профиля должен идти по пути этапного проведения мониторинга
функционального состояния и резервных возможностей организма, параллельно с реализаций программы подготовки. При этом методика D&K выступает ключевой при оценке подготовленности курсантов. Параллельно идет тестирование физической подготовленности и оценка изучаемых показателей. Реализация программы ВДП курсантов инженерного профиля проходит в рамках учебного плана вуза.
Шкальная система оценки текущего и оперативного контроля состояния организма курсантов позволяет
дифференцировать влияние физических нагрузок с учетом условий их выполнения и физического состояния. Нормативная же система оценки функционального состояния и развития физических качеств курсантов позволяет определить слабые звенья в подготовке. В этой связи применение индивидуального подхода в подготовке курсантов должно включать в себя массированное использование упражнений, развивающих именно отстающие физические качества. Выполнение одних упражнений трудно дается курсантам, которые имеют низкий уровень развития физических качеств, другие легко усваивают физические упражнения, так как проявление высокого уровня физических качеств приводит к легкому усвоению физических
упражнений и тем самым оберегает их от стрессовых ситуаций. Поэтому
применение индивидуализации
физических упражнений в подготовке курсантов инженерного профиля с учетом возможностей, конституции тела, физиологических и психологических особенностей организма сохраняет организм от отрицательных воздействий, снижающих стимул для занятий [5,7,9,10].
Телосложение курсантов должно выступать одним из факторов индивидуализации физических нагрузок. Антропометрические расчеты на практике проводятся легко и быстро, выступая основой коррекции предстоящих нагрузок. Определение индивидуального типа позволяет планировать физические нагрузки с учетом особенностей конституции данного типа [7].
Обязательным шагом
индивидуализации процесса ППФП курсантов инженерного профиля должна выступать оценка их физической подготовленности с выявлением слабых и сильных сторон подготовки. При этом важно рассчитать темпы прироста
показателей как основу типологии индивида. Общеизвестно, что любые нагрузки вызывают различную реакцию у
Экспресс-диагностика
D&K
Комплекс
показателей: (АНАМЕ, АМЕ,
ОМЕ, АНАМЕ/ОМЕ, АМЕ/ОМЕ,КФ,ГЛ, МПК, ЧСС на ПАНО, dОМЕ. Профиль биоэнергетический тип темперамента
курсантов и характеризуются проявленим типоспецифических адаптивных реакций организма [8].
4
ПРОГРАММА подготовки
Занятия по физической подготовке, ВДП, ППФП, огневая подготовка, секционные занятия по видам спорта, самостоятельная работа
Накопитель индивидуаль
ных показателей и факторный анализ
J
1
Тестирование физической, функционально й, технической подготовленнос ти, оценка конституции тела курсантов
;з£х
Разнонаправленные физические нагрузки, реализация физических нагрузок по зонам интенсивности, развитие физических качеств
4
Факторный анализ и создание индивидуального модельного профиля подготовки курсантов
ШКАЛА ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО И ОПЕРАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ КУРСАНТОВ
Рисунок 1 - Накопительная модель индивидуальных показателей курсантов по методике
D&K
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате анализа различных подходов к организации и планированию ВДП курсантов выявлены факторы, которые необходимо учитывать при моделировании индивидуализации подготовки:
- мониторинг функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов;
-учет индивидуальных
типологических свойств личности;
- учет типа телосложения;
- учет антропометрических и физиометрических показателей;
- текущий и оперативный контроль подготовленности для коррекции средств и
методов индивидуального воздействия на организм;
- устойчивость к экстремальным условиям среды.
Учет вышепредставленных
факторов позволяет индивидуализировать объем и интенсивность физических нагрузок, расширяя возможности адаптационных механизмов организма и формируя устойчивость к преодолению препятствий и трудностей в процессе выполнения профессиональных задач.
Список литературы 1. Гибадуллин, И. Г. Индивидуализация тренировочного процесса биатлонистов на основе биоэнергетических типов / И. Г. Гибадуллин, А. Ю. Миронов, С. Н. Зверева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы
физической культуры и спорта. - 2010. - 1(14). URL: http ://www. j ournal-
science. org/ru/article/3 82. html.
2. Гибадуллин, И. Г. Структура физической подготовленности и система комплексного контроля в многолетней подготовке биатлонистов : монография / И. Г. Гибадуллин. -Ижевск : ИжГТУ. 2009. - 106.
3. Гизатуллина, Ч. А. Эффективность методики тренировки легкоатлетов на основе учета типов кровообращения / Ч. А. Гизатуллина, И. Ш. Мутаева, З. М. Кузнецова // Современные психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физкультуры и спорта : научные труды Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень : Экспресс. 2012. - С. 388-391.
4. Душанин, С. А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле / С. А. Душанин. - Киев, 1986. - 24 с.
5. Никитюк, Б. А. Конституция человека / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Серия Антропология. - 1991. - № 4. - С. 149.
6. Слоним, А. Д. Учение о физиологических адаптациях Экологическая физиология животных. / А. Д. Слоним // Часть 1. Общая эклогическая физиология и физиология адаптации. В серии: Руководство по физиологии. Л. : Наука, 1979. - С. 79-183.
7. Жужгов, А. И. Уровень физической нагрузки на занятиях по военно-прикладной физической подготовке курсантов военных вузов / А. И. Жужгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1(34). - С. 42-46. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/117.html. DOI 10.14526/26_2015_26.
8. Жужгов, А. И. Индивидуализация образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья как основа военно-прикладной физической подготовки курсантов военных вузов / А. И. Жужгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 3(36). - С. 53-60. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/210.html. DOI 10.14526/01_1111_29.
9. Чабан, А.В. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов / А. В. Чабан, З. М. Кузнецова, А. В. Рябчук // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12(2). -С. 146-153. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/803.html. DOI 10.14526/01_2017_216.
10. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes
preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
References
1. Gibadullin I.G., Mironov A.Yu., Zvereva S.N. Individualizaciya trenirovochnogo processa biatlonistov na osnove bioe'nergeticheskix tipov. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kuVtury* i sporta = Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical cultury and sport. 2010; 1(14). URL: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/3 82.html [In Russ., In Engl.].
2. Gibadullin I.G. Struktura fizicheskoj podgotovlennosti i sistema kompleksnogo kontrolya v mnogoletnej podgotovke biatlonistov: monografiya. Izhevsk: IzhGTU. 2009: 106.
3. Gizatullina Ch.A., Mutaeva I.Sh. The effectiveness of the methodology of training athletes on the basis of the types of circulation. Sovremennyse psixologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie problemy" fizkuVtury" i sporta: nauchny^e trudy" Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen: Express. 2012: 388-391.
4. Dushanin S.A. The system of multifactor express diagnostics of functional fitness of athletes with current and operational medical and pedagogical control. Kiev, 1986: 24.
5. Nikityuk B.A. The constitution of the man. Itogi nauki i texniki. VINITI. Seriya Antropologiya. 1991; 4: 149.
6. Slonim A.D. Theory of physiological adaptations The ecological physiology of animals. Chasf 1. Obshhaya e^klogicheskaya fiziologiya i fiziologiya adaptacii. V serii: Rukovodstvo po fiziologii. L.: Nauka. 1979: 79-183 [In Russ.].
7. Zhuzhgov A.I. The Level of Physical Activity at Military-Applied Physical Training Lessons Among Cadets of Military Higher Educational Establishments. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kuVtury* i sporta = Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical cultury and sport. 2015; 1(34): 42-46. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/117.html. DOI 10.14526/26_2015_26 [In Russ., In Engl.].
8. Zhuzhgov A.I. Educational Process Individualization On The Basis Of Health Level Monitoring As The Base Of Higher Educational Establishments Cadets Military-Applied Physical Training. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kuVtury* i sporta = Pedagogico-pshycological and medico-biological problems of physical cultury and sport. 2015; 3(36): 53-60. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/210.html. DOI 10.14526/01_1111_29 [In Russ., In Engl.].
9. Chaban A.V., Kuznetsova Z.M., Ryabchuk A.V. Military higher Education Institutions Cadets
Firearms Training Based on the Development of Mental Processes. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kuVtury" i sporta = Pedagogico-pshycological and medico-
nodano: 30.05.2018
biological problems of physical cultury and sport. 2017; 12(2): 146-153. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/803.html. DOI
10.14526/01_2017_216 [In Russ., In Engl.].
Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: kzm_diss@mail.ru
Рябчук Андрей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент, полковник запаса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, дом 6, e-mail: aryabchuk@bk.ru
Лабещенков Олег Викторович - старший преподаватель, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова».
DOI 10.14526/02_2018_327 УДК 378; 372.8:796 ББК 74.58+74.267.5
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Шакурова Л. Ф.1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова» Россия, г. Ульяновск
Аннотация. Летний оздоровительный загородный лагерь, как правило, располагается рядом с лесным массивом, в непосредственной близости к водоему, что создает условия для эффективного использования естественных сил природы; в совокупности с физическими упражнениями это обеспечивает мощный оздоровительный эффект. Методы исследования: анализ и систематизация научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование; разработка критериев оценки степени сформированности уровня профессиональной подготовленности будущих учителей физической культуры, статистическая обработка данных. Материалы. В статье рассматривается эффективность использования оздоровительных возможностей летних оздоровительных загородных лагерей, что в значительной мере определяется уровнем профессиональной подготовки будущих учителей. Это свидетельствует о необходимости обеспечения теоретической, методической и практической готовности студентов факультета физической культуры и спорта к выявлению и реализации творческого потенциала по использованию разнообразных форм занятий физическими упражнениями в сочетании с