10. Uruimagov V. B. Spechialianaya silovaya podgotovcka visoko ckalificirovannih borocov grecko-rimsckogo stilya tyashelih vesovih ckategoriah. [Special power preparation of vysokokvalifitsirovannykh fighters of grecko-rimscogo style of heavy gravimetric categories]. Maikop. - 2009. - 187 p (in Rassian).
11. Aagaard P., Simonsen E. B, Trolle M., Bangsbo J, Klausen K. Changes in the human muscle force-velocity relationship in response to resistance training and subsequent detraining Eur J Appl Physiol 1994; 69: pp. 382-6.
12. Aagaard P. , Simonsen E. B., Andersen, J. L., Magnusson S. P., Dyhre-Poulsen P. Neural adaptation to resistance training: changes in evoked V-wave and H-reflex responses. J Appl Physiol 2002; 92: 2309-318.
13. Aagaard Per. The Use of Eccentric Strength Training to Enhance Maximal Muscle Strength, Explosive Force (RDF) and Muscular Power - Consequences for Athletic Performance. The Open Sports Sciences Journal, 2010, 3, pp.52-55.
14. Colliander E. B., Tesch P. A. Effects of eccentric and concentric muscle actions in resistance training. Acta Physiol Scand 1990; 140:31-9.
15. Duchateau J., Hainaut K. Isometric or dynamic training: differential effects on mechanical properties of a human muscle. J Appl Physiol 1984; 56: 296-301.
16. Hakkinen K., Newton, Gordon S. E. Changes in muscle morphology, electromyographic activity, and force production characteristics during progressive strength training in young and older men. J Gerontol 1998; 53: B 415-23.
17. Kaneko M, Fuchimoto T, Toji H. Training effects of different loads on the force-velocity relationship and mechanical power output in human muscle. Scand J Sports Sci 1983; 5: pp. 50-5.
18. Shoepe T. C., Stelzer J. E., Garner D. P., Widrick J. J. Functional adaptability of muscle fibers to long-term resistance exercise. Med Sci Sports Exerc 2003; 35: 944-51.
УДК 796.21
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ-МОДИФИКАТОРОВ С УЧЕТОМ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ТИПАМ
Аспирант И. Ф. Миннеханов,
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.
Контактная информация для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. имени Е. Н. Батенчука, 21.
В данной статье рассматривается применение в многолетней подготовке пловцов методики совершенствования двигательного навыка. Использование экспресс-диагностики «й&К-Те$Ъ> функционального состояния и резервных возможностей организма дает объективную оценку нашей методике.
Экспериментальная методика предполагает дифференциацию спортсменов на 5 групп, исходя из уровня энергообеспечения мышечной деятельности. Юные пловцы были разделены на три биоэнергетических типа: 1) аэробный; 2) смешанный; 3) анаэробный.
Мезоцикл подготовки пловцов состоял из 4 микроциклов,
где использовались упражнения-модификаторы с учетом биоэнергетических типов пловцов, такие как упражнения для совершенствования движения ног и дыхания; упражнения для совершенствования рук и дыхания; упражнения для совершенствования согласования рук, ног и дыхания; упражнения для совершенствования координации движений.
Установлено влияние функциональных показателей и резервных возможностей организма на уровень технической подготовленности пловцов 10-13 лет.
Наиболее значимыми показателями, влияющими на рост спортивного мастерства пловцов 10-13 лет, явились аэробная ме-
таболическая емкость, емкость аэробной утилизации, общая метаболическая емкость, мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности и показатель эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности, так как именно аэробные показатели благоприятно развиваются в данном возрасте.
Экспериментальные данные подтвердили эффективность предложенной методики, реализация которой обусловила улучшение технического мастерства, увеличение показателей функционального состояния организма, а также других показателей, характеризующих рост спортивных результатов пловца.
Ключевые слова: плавание; юноши 10-13 лет; совершенствование техники; педагогический эксперимент.
Изучению вопросов совершенствования техники плавания посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов (А. П. Макаренко, В. Б. Иссурин, С. В. Колмогоров, Д. Ф. Мосунов, В. Н. Платонов, К. Е. БсИУИаи^ М. Ке'тап и др.), однако, подавляющее большинство из них выполнено в исследованиях, проведенных с пловцами высокой квалификации. В конечном счете, в ныне действующей программе для детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва приводится лишь общее описание методов формирования и совершенствования двигательного навыка и перечисляются некоторые упражнения для устранения ошибок в технике плавания.
Все вышеизложенное убедительно свидетельствует о необходимости внедрения специального комплекса физических упражнений для юных пловцов 10-13 лет с учетом педагогических рекомендаций, с целью развития уровня технической подготовки. Использование упражнений, направленных на развитие и повышение уровня технической подготовки, наряду с традиционными средствами, позволяет добиваться высоких результатов у спортсменов-пловцов за более короткие сроки подготовки.
Мы предполагаем, что упражнения-модификаторы будут способствовать совершенствованию технической подготовки юных пловцов и значительно улучшат технику плавания.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать структуру и содержание подготовки юных пловцов 10-13 лет с учетом применения специального комплекса упражнений, модифицирующих технику плавания.
Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи:
1. Разработать методику подготовки пловцов 1013 лет, улучшающую эффективность техники плавания на учебно-тренировочном этапе и повышающую рост функциональной подготовленности пловцов за счет экономизации техники.
2. Проверить эффективность данной методики в процессе педагогического эксперимента.
Для реализации вышеперечисленных задач целесообразно использовать предложенный нами специальный комплекс упражнений, модифицирующий технику плавания. Данные упражнения способствуют созданию двигательных предпосылок к повышению эффективности гребковых движений конечностей в целостных способах плавания. Применять данные упражнения необходимо в рамках времени, выделяемого на техническую подготовку пловцов в зале сухого плавания и на воде.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научной и методической литературы.
2. Тестирование функциональной подготовленности пловцов 10-13 лет.
3. Экспресс-диагностика «Р&К-ТезЬ функционального состояния и резервных возможностей организма.
4. Методы статистической обработки данных.
Для проверки эффективности разработанной нами методики в педагогическом эксперименте участвовали 30 пловцов. Экспериментальная и контрольная группы состояли из 15 пловцов квалификации II разряд, занимающихся в учебно-тренировочной группе 111-его года обучения: пловцы экспериментальной группы в количестве 15 человек были подобраны по возрасту и по типам биоэнергетики: 1) 8 человек с 3-й биоэнергетической группой (аэробно-анаэробный, смешанный); 2) 3 человека со 2-ым типом биоэнергетикой группы (аэробно-гликолитический); 3) 3 человека с 4-ым типом биоэнергетики (анаэробно-аэробный); 4) 1 человек с 1-м типом биоэнергетики (аэробный).
Пловцы контрольной группы также подбирались по квалификации, возрасту и типам биоэнергетики.
Эксперимент проводился в годичном цикле подготовки на этапе учебно-тренировочных групп, на базе отделения спортивного плавания МАОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин» г. Набережные Челны.
Методика подготовки пловцов с использованием упражнений-модификаторов.
При разработке методики мы предложили распределить основные тренировочные нагрузки и средства, исходя из индивидуально-типологических особенностей пловцов, выражающихся в их принадлежности к различным биоэнергетическим типам.
Первый этап реализации разработанной экспериментальной методики предполагал определение биоэнергетических групп по методике С. А. Душани-на, В. П. Карленко. Данная методика дифференцирует спортсменов на 5 групп, исходя из уровня энергообеспечения мышечной деятельности. Далее, согласно классификации, предложенной профессором И. Г. Ги-бадуллиным, все испытуемые были распределены по трем типам: представители первой и второй биоэнергетических групп - к аэробному типу, представители третьей биоэнергетической группы - к смешанному типу и представители четвертой и пятой биоэнергетических групп - к анаэробному типу.
№3 I 2015
15
Юные пловцы были разделены на три биоэнергетических типа: 1) аэробный, 2) смешанный, 3) анаэробный.
Для каждого биоэнергетического типа составлялся комплекс упражнений с различной нагрузкой с целью совершенствования техники плавания.
Комплекс упражнений в зале сухого плавания содержал 3 упражнения после разминки, лимит общего времени составлял 17 минут, дозировка на каждое упражнение предусматривала 5 повторений по 45 секунд, отдых после подхода - 15 секунд, между упражнениями - 1 минута.
Комплекс упражнений на воде также применялся сразу после разминки в течение 15 минут и в конце тренировки на фоне усталости, лимит - 15 минут.
Содержание экспериментальной методики юных пловцов с учетом биоэнергетических групп, включало в себя один макроцикл.
В макроцикле осуществлялась подготовка по четырем способам плавания: дельфин, кроль на спине, брасс и кроль на груди, и включала 4 мезоцикла подготовки.
Мезоцикл совершенствования одного стиля плавания длился 1 месяц.
Рассмотрим один из мезоциклов подготовки пловцов с учетом биоэнергетических типов.
Мезоцикл в подготовке способа дельфин состоял из 4 микроциклов:
- 1-й микроцикл подготовки - упражнения для совершенствования движений ног и дыхания;
- 2-й микроцикл подготовки - упражнения для совершенствования движений рук и дыхания;
- 3-й микроцикл подготовки - упражнения для совершенствования согласования рук, ног и дыхания;
- 4-й микроцикл подготовки - упражнения для совершенствования координации движений.
Комплекс состоял из 30 упражнений, к каждому биоэнергетический типу мы составили свой комплекс упражнений с определённой нагрузкой и дозировкой, который включал в себя 10 упражнений для совершенствования движений ног и дыхания: 1) аэробный тип -1-й комплекс упражнений; 2) смешанный тип - 2-й комплекс упражнений; 3) анаэробный тип - 3-й комплекс упражнений.
После применения упражнений-модификаторов в конце мезоцикла проводился тест на дистанции 100 метров с удержанием техники.
Результаты исследования и их обсуждение. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма оценивали дважды - до и после педагогического эксперимента.
AHAME - анаэробная метаболическая емкость у пловцов аэробного биоэнергетического типа в начале эксперимента составила 39,53±8,31 усл. ед., а в конце - 55,96±3,12 усл. ед. (прирост 41,56 %). AHAME% - емкость анаэробной утилизации составила 14,47±2,34 усл. ед., а в конце - 23,97±2,96 усл. ед. (прирост 65,65 %). АМЕ - аэробная метаболическая емкость - составила
204,44±23,09 усл. ед. и в конце эксперимента достигла 209,44±12,93 усл. ед. (прирост 2,44 %). AME% - емкость аэробной утилизации - составила 84,52±2,70 усл. ед. и в конце эксперимента достигла 84,80±4,57 усл. ед. (прирост 0,33 %). ОМЕ - общая метаболическая емкость -составила 248,25±25,70 и в конце - 244,12±17,69 усл. ед. (прирост 1,66 %). МКФ - мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения - составила 32,87±0,85 усл. ед. в начале эксперимента, а в конце - 31,65±3,27 усл. ед. (прирост 3,71 %); диапазон колебания показателей - на уровне средних значений текущего состояния организма. МГЛ - мощность гликолитического источника энергообеспечения - составила 29,17±0,83 усл. ед. и в конце эксперимента достигла 33,75±1,87 усл. ед. (прирост 15,70 %); диапазон индивидуальных колебаний - на уровне средних величин. МАИЭО - мощность аэробного источника энергообеспечения - составила 57,56± 8,28 усл. ед., а в конце эксперимента - 33,75±1,87 усл. ед. (прирост 9,93 %). Wпано - порог анаэробного обмена - составил 63,91±6,68 усл. ед., и в конце эксперимента - 67,26±2,27 усл. ед., за период эксперимента показатель изменился на 5,24 %. ЧССпано - частота сердечных сокращений на пороге анаэробного обмена у пловцов - составила 168,42±10,12 уд/мин и в конце -176±11,15 уд/мин (прирост 4,50 %).
В группах пловцов смешанного и анаэробного биоэнергетического типа наблюдается положительная динамика показателей функционального состояния и резервных возможностей организма. АНАМЕ - у пловцов смешанного биоэнергетического типа составила 71,10±5,20 усл. ед., анаэробного биоэнергетического типа - 62,52±29,79 усл. ед., и в конце эксперимента показатели равнялись 94,61±6,98 и 125,76± 9,38 усл. ед., соответственно, с приростом 33,06 % в группе пловцов смешанного биоэнергетического типа и 101,15 %
- в группе пловцов анаэробного биоэнергетического типа. АНАМЕ% - у пловцов смешанного биоэнергетического типа равнялась 24,14±0,61 усл. ед., у пловцов анаэробного биоэнергетического типа - 31,03±0,31 усл. ед. и в конце эксперимента показатели равнялись 29,71±1,75 и 38,25±2,88 усл. ед., соответственно, с приростом 23,07 % в группе пловцов смешанного биоэнергетического типа и 23,26 % - в группе пловцов анаэробного биоэнергетического типа. АМЕ - у пловцов смешанного биоэнергетического типа равнялась 215,015±8,92 усл. ед., у пловцов анаэробного биоэнергетического типа - 202,53±21,87 усл. ед. и в конце эксперимента показатели равнялись 269,10±3,15 и 223,61±9,97 усл. ед., соответственно, с приростом 25,15 % в группе пловцов смешанного биоэнергетического типа и 10,40 % - в группе пловцов анаэробного биоэнергетического типа. ЕМЕ% - у пловцов смешанного биоэнергетического типа равнялась 73,85±0,80 усл. ед., у пловцов анаэробного биоэнергетического типа
- 68,96±0,31 усл. ед. и в конце эксперимента показатели равнялись 82,81±1,47 и 70,41±3,87 усл. ед., соответственно, с приростом 12,13 % в группе пловцов смешанного биоэнергетического типа и 2,10 % - в группе
пловцов анаэробного биоэнергетического типа. ОМЕ -у пловцов смешанного и анаэробного биоэнергетического типа составила 300,64±16,83 и 299,44±20,80 усл. ед., и в конце равнялась 336,21±10,74 и 322,15±14,70 усл. ед., с приростом за период эксперимента 11,83 % и 7,58 % соответственно. МКФ - у пловцов смешанного и анаэробного типа составила 29,71± 1,04 и 38,91±5,13 усл. ед. и в конце равнялась 35,56±2,46 и 38,86±5,56 усл. ед., соответственно, прирост группы пловцов смешанного биоэнергетического типа составил 19,69 %, анаэробного типа - 0,12 %. МГЛ - у пловцов смешанного и анаэробного биоэнергетического типа в начале эксперимента составила 29,70±1,08 и 29,99±0,89 усл. ед., в конце эксперимента достигла 34,98±1,03 и 36,15±1,60 усл. ед., в группе пловцов смешанного биоэнергетического типа с приростом 17,77 %, в группе анаэробного биоэнергетического типа с приростом 20,54 %. МАИ-ЭО - у пловцов смешанного и анаэробного биоэнергетического типа в начале эксперимента составила 66,85±2,76 и 64,95±10,27 усл. ед. и в конце эксперимента - 78,37±1,43 и 67,93±2,82 усл. ед. с приростом 17,23 % в группе смешанного биоэнергетического типа и с приростом до 4,58 % - в группе анаэробного типа.
Wпано - у пловцов смешанного и анаэробного биоэнергетического типа составила в начале эксперимента 65,66±2,05 и 63,25±5,12 усл. ед. и в конце - 72,26±0,80 усл. ед. и 67,05±2,61 усл. ед., за период эксперимента изменился на 10,05 % и 6,00 %, соответственно биоэнергетическим типам пловцов. ЧССпано у пловцов смешанного и анаэробного биоэнергетического типа составила в начале эксперимента 166,25±2,45 и 161,77±3,5 уд/мин и в конце - 174,85±2,5 уд/мин в группе пловцов смешанного типа и 167,75±3,5 уд/мин - в группе пловцов анаэробного биоэнергетического типа (прирост 5,17 % и 3,69 %).
В КГ пловцов также наблюдается изменение изучаемых показателей, но эти изменения незначительны: прирост показателей АНАМЕ составил 6,88 %; АНАМЕ% - 6,09 %; АМЕ - 1,30 %; АМЕ% - 1,41 %; ОМЕ - 2,93 %; МКФ - 0,97 %; МГЛ- 6,39 %; МПК - 5,45 %; Wпано -1,71 %; ЧССпано - 0,07 %.
Выводы:
1. Установлено влияние функциональных показателей резервных возможностей организма на уровень технической подготовленности пловцов 10-13 лет.
2. У пловцов смешанного типа к концу педагогического эксперимента наблюдается достоверный положительный прирост функционального состояния и резервных возможностей организма. Наиболее значимыми показателями, влияющими на рост спортивного мастерства пловцов 10-13 лет, являются аэробная метаболическая емкость (AME), емкость аэробной утилизации (аэробный генотип) (AME%), общая метаболическая емкость (OME), мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (МАИЭО) и показатель эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности ^пано), так как именно аэробные показатели благоприятно развиваются в данном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аикин, В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Аикин. - Омск, 1997. - 47 с.
2. Душанин, С. А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле / С. А. Душанин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 24 с.
3. Карленко, В. П. Использование компьютерной технологии «D&K TEST» в практике подготовки квалифицированных спортсменов / В. П. Карленко, Н. В. Карленко // Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России : материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ВНИИФК / Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. - М., 2003. - С. 134-136.
4. Миннеханов, И. Ф. Использование показателей функционального состояния в качестве критериев оценки технической подготовленности пловцов с помощью упражнений-модификаторов / И. Ф. Миннеханов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2015. - № 2 (35). - С. 101-107.
5. Платонов, В. Н. Плавание / В. Н. Платонов. - Киев, 2000. - 496 с.
№3 l 2015
17
TECHNICAL TRAINING OF YOUNG SWIMMERS WITH THE HELP OF EXERCISES - MODIFIERS WITH REGARD TO THER BIONERGETIC TYPES
Minnehanov I., Postgraduate Student, Naberezhnye Chelny branch of the Povolzhskaya State Academy of Physical Education, Sport and Tourism, Naberezhnye Chelny.
Contact information for correspondence: 423807, Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny, Batenchuk str., 21.
This article discusses the use of improving of motor skills methods in long-term training of swimmers. The use of rapid diagnostic «D & K-Test» of the functional body state and reserve capabilities provides an objective analysis of our methodology. Experimental methodology supposes differentiation of athletes into 5 groups, coming from the level of energy supply of muscular activity. Young swimmers were divided into three biopower types: 1) aerobic type, 2) mixed type, 3) anaerobic type. The me-socycle of swimmers training consisted of 4microcycles where exercises-modifiers were used taking into account the biopower types of swimmers such as: exercises for feet motion perfection and breathing; exercises for hands and breathing perfection; exercises for hands concordance, feet and breathing perfection; exercises for motions coordinations perfection. The influence of functional indicators and reserve capabilities of an organism on the level of technical preparedness of swimmers aged 10-13 is presented.
Keywords: swimming, young swimmer, improvement of techniques, pedagogical experiment.
References:
1. Aikin V. A. Common patterns of differentiated instruction biomechanical elements swimming technique at
the age of 7-17 years. Doctor's thesis. Omsk, 1997, 47 p. (in Russian).
2. Dushanin S. A. Sistema mnogofaktornoi ekspress-diag-nostiki funkiona'noi podgotovlennosti sportsmenov pri tekushchem i operativnom vrachebno-pedagogicheskom kontrole [The system of multi-functional rapid diagnosis of athletes at the current operational and medical-pedagogical control]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1986, 24 p. (in Russian).
3. Karlenko V. P. Using computer technology, «D & K TEST» in the practice of training of qualified athletes. Fizicheskaia kul'tura i sport v usloviiakh sovremennykh sotsial'no-ekonomicheski preobrazovanii v Rossii: materi-aly iubileinoi nauch.-prakt. konf., posviashchennoi 70-leti-iu VNIIFK [Physical culture and sports in contemporary socio-economic transformations in Russia: Materials of scientific-practical anniversary. Conf., dedicated to the 70th anniversary of VNIIFK]. Moscow, 2003, pp. 134-136 (in Russian).
4. Minnekhanov I. F. The use of indicators of the functional state as criteria for evaluation of technical readiness of swimmers using uprazhneniy-modifiers. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports], 2015, no2(35), pp. 101-107 (in Russian).
5. Platonov V. N. Plavanie [Swimming]. Kiev, 2000, 496 p. (in Russian).