УДК 796 DOI 10.14526/01_1111_74
ББК: 75
ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КУРСАНТОВ-ГИРЕВИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ СПОРТИВНОЙ
ТРЕНИРОВКИ
Гранкин Н.А. — ст. преподаватель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военное инженерно-командное училище имени маршала инженерных войск А.И.
Прошлякова»,
625001,г. Тюмень, ул. Л. Толстого, д. 1 (10 военный городок)
CADETS WEIGHT-LIFTERS POWER INDICES STUDY DURING PREPARATORY PERIOD OF SPORTS TRAINING
Grankin N.A. — senior lecturer Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Tyumen Higher Military Engineering-Command College named after engineer troops marshal A.I. Proshlyakov ", 625001, g. Tyumen, st. Tolstoy, d. 1 (10 military town)
e-mail: [email protected]
Аннотация. Совершенствование системы силовой подготовки в силовых видах спорта сохраняет свою актуальность на всех этапах спортивной тренировки. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные силовой подготовке спортсменов, она требует внесения коррективов, разработки различных инновационных технологий спортивной тренировки. Повышение эффективности силовой подготовки курсантов-гиревиков посредством воспитания выносливости и развития дыхательной системы остается актуальной проблемой. Методы. Тестирование силовых показателей с использованием динамометрии кистей рук, становой силы, жима штанги лежа; математическая обработка результатов. Материалы. Представлены результаты тестирования силовых показателей курсантов-гиревиков до и после педагогического эксперимента. Отмечена положительная динамика показателей динамометрии кисти рук, становой тяги и жима штанги. Результаты. В процессе проведения педагогического тестирования определено изменение изучаемых показателей курсантов-гиревиков после педагогического эксперимента. Проведен сравнительный анализ силовых показателей. Отмечен достоверный значимый прирост динамометрии кисти рук, становой тяги и показателей жима штанги курсантов экспериментальной группы. Заключение. Таким образом, по окончании педагогического эксперимента нами были зафиксированы следующие показатели силовой подготовленности курсантов-гиревиков КГ и ЭГ: динамометрия правой руки в КГ -38,84±0,49 кг, в ЭГ - 43,72±0,47 кг; динамометрия левой руки: в КГ - 39,96±0,75 кг, в ЭГ -43,53±0,63кг; становая тяга в КГ - 109,87±1,01 кг, в ЭГ - 123,67±1,71 кг; жим штанги лежа в КГ - 71,82±1,04 кг, в ЭГ - 65,60±0,71 кг.
Ключевые слова: силовыепоказатели, динамометрия, становая сила, жим штанги, курсанты-гиревики, прирост показателей.
Annotation. The system of power training improvement in power kinds of sport is still very urgent at all stages of sports training. In spite of a lot of research works, connected with power training of sportsmen, it needs correction, different new innovative technologies of sports training creation. The problem of effectiveness increase of power training among cadets-weight-lifters by means endurance upbringing and respiratory system development is still urgent. Research methods. Power indices testing using hands dynamometry, back strength, weight press from lying support;mathematical treatment of results. Materials. The results of power indices testing among cadets-weight-lifters before and after the pedagogical experiment are presented. A positive dynamics of hands dynamometry indices,back strength and weight press is pointed out. Results. During the pedagogical testing the change of the studied indices among cadets-weight-lifters was determined. A comparative analysis of power indices was held. An authentic increase of hands dynamometry, back strength and weight press indices among cadets from the experimental group is determined. Conclusion. Thus, after the pedagogical experiment the following indices of power training among cadets-weight-lifters from the control group and the experimental group were revealed: right hand dynamometry in the control group - 38,84±0,49 kg, in the experimental group - 43,72±0,47 kg; left hand dynamometry: in the control group - 39,96±0,75 kg, in the experimental group - 43,53±0,63kg; back strength in the control group - 109,87±1,01 kg, in the experimental group - 123,67±1,71 kg; weight press from lying support in the control group - 71,82±1,04 kg, in the experimental group - 65,60±0,71 kg.
Keywords: power indices, dynamometry, back strength,weight press, cadets-weight-lifters, indices increase.
Введение. Построение
тренировочного процесса курсантов-гиревиков, целью которого является достижение максимально возможных спортивных результатов, сводится к выполнению больших объемов
тренировочных нагрузок, близких к предельным функциональным
возможностям организма. Спортсмены на этапе совершенствования спортивного мастерства выполняют в среднем нагрузку, суммарный объем которой равен 60 тоннам в микроцикле и более 180 тоннам в мезоцикле. Такая интенсификация тренировочного процесса требует от курсанта наличия больших резервов функциональных возможностей. В связи с этим построение тренировочного процесса с направленностью на повышение функциональных и резервных
возможностей организма является одной из важнейших задач в подготовке курсантов-гиревиков [1,2,3].
Эффективность тренировочного процесса курсантов-гиревиков во многом зависит от развития силовых способностей. Развитие силовых способностей является приоритетной задачей в гиревом спорте. Специфической особенностью гиревого спорта являются
многократные подъемы гири, которые осуществляются преимущественно за счет проявлений силы и силовой выносливости, вследствие чего уровень развития силовых способностей также является
определяющим для достижения спортсменами высоких результатов.
Целью данной работы явилось изучение силовых показателей курсантов-гиревиков в рамках реализации экспериментальной методики воспитания выносливости и формирования
индивидуального ритма дыхания.
Методы и организация исследования: тестирование силовых показателей с использованием
динамометрии кисти рук, становой силы, жима штанги лежа; математическая обработка результатов.
Результаты исследования.
Результаты исследования силовых показателей курсантов-гиревиков
представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1.
На начало исследований изучаемые показатели силовой подготовленности курсантов-гиревиков в контрольной и экспериментальной группах не имели достоверных различий между собой
(р>0,05) ( таблица 1).
Таблица 1 - Сводная таблица показателей силовой подготовленности спортсменов _экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента_
№ серий иссл-й Группы, параметры статистики Динамометр ия правой руки, кг Динамометрия левой руки, кг Становая тяга, кг Жим штанги лежа, кг
1 КГ(Х±5) 36,88±0,47 37,75±0,74 104,69±0,93 61,69±0,65
ЭГ(Х±5) 37,44±0,36 37,31±0,49 104,44±1,01 61,00±0,69
t р. -0,941 0,494 0,182 0,726
р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
2 КГ(Х±5) 38,84±0,49 39,96±0,75 109,87±1,01 65,60±0,71
ЭГ(Х±5) 43,72±0,47 43,53±0,63 123,67±1,71 71,82±1,04
t р. -6,548 -3,753 -7,019 -5,051
р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Анализ результатов
педагогического эксперимента показал, что под воздействием тренировочной нагрузки различной направленности показатели силовой подготовленности сформировались у курсантов-гиревиков КГ и ЭГ в разной степени. В контрольной группе при исходных данных динамометрии правой руки 36,88±0,47 кг к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 5,07% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных
составил 14,37% (р<0,05).
Результаты исследования
динамометрии левой руки
свидетельствуют о преимуществе курсантов-гиревиков экспериментальной группы. Так, в КГ при исходных данных 37,75±0,74 кг к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 5,54% (р>0,05); тогда как в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 37,31±0,49 кг прирост составил 14,29% (р<0,05)( таблица 2).
результатах 37,44±0,36 кг прирост
Таблица 2 - Изменение показателей силовой подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента
Группы № серий иссл-й, параметры статистики Динамометрия правой руки, кг Динамометрия левой руки, кг Становая тяга, кг Жим штанги лежа, кг
ЭГ n=16 1 (Х±^) 37,44±0,36 37,31±0,49 104,44±1,01 61,00±0,69
2 (Х±^) 43,72±0,47 43,53±0,63 123,67±1,71 71,82±1,04
t р. >2,119 >2,119 >2,119 >2,119
р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Разница (2-1) 6,28 6,22 19,23 10,82
Прирост, % 14,37 14,29 15,55 15,07
КГ n=16 1 (Х±^) 36,88±0,47 37,75±0,74 104,69±0,93 61,69±0,65
2 (Х±^) 38,84±0,49 39,96±0,75 109,87±1,01 65,60±0,71
t р. <2,119 <2,119 <2,119 >2,119
р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
Разница (2-1) 1,97 2,21 5,18 3,91
Прирост, % 5,07 5,54 4,71 5,96
Любая двигательная активность спортсмена, в особенности гиревика, реализуется через проявление мышечных усилий различной динамической или изометрической направленности. Именно в этом проявлении огромное значение имеют показатели развития силовых способностей. Становая тяга - базовое (многосуставное) упражнение, дающее многомерную характеристику развития силовых способностей, так как при выполнении тяги задействовано почти три четверти всей мышечной массы. Так, в КГ при исходных данных 104,69±0,93 кг к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 4,71% (р>0,05); тогда как в ЭГ при исходных результатах 104,44±1,01 кг прирост составил 15,55% (р<0,05).
Одной из важных составляющих эффективного тренировочного процесса курсантов-гиревиков является организация процесса общей и физической подготовки с целью развития специальных силовых способностей. В упражнении жим штанги лежа участниками контрольной и экспериментальной групп были показаны следующие результаты. В контрольной группе при исходных данных 61,69±0,65 кг к окончанию педагогического
эксперимента показатели улучшились на 5,96% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 61,00±0,69 кг прирост составил 15,07% (р<0,05).
Качественное улучшение
показателей силовой
подготовленности курсантов-гиревиков ЭГ связано, по нашему мнению, с увеличением силы и выносливости дыхательных мышц, что благотворно отразилось на увеличении мощности аппарата внешнего дыхания и совершенствовании механизма
центрального и периферического кровообращения в мышцах, а также механизма доставки кислорода к работающим мышцам.
Система формирования
специфических мышечных усилий в гиревом спорте реализуется по взрывному механизму. То есть гиревику необходимо придать определенное
ускорение гире с целью поднятия её на определенное расстояние вверх, причем временные и биомеханические
характеристики выполнения
соревновательного упражнения
значительно отличаются от таковых в других видах спорта. Следовательно, процесс, направленный на
совершенствование силовых способностей у курсантов-гиревиков, должен быть направлен на выполнение
узкоспецифических для гиревого спорта упражнений.
По окончании педагогического эксперимента у участников контрольной и экспериментальной групп были
зафиксированы следующие показатели силовой отовленности: динамометрия правой руки в КГ - 38,84±0,49 кг, в ЭГ -43,72±0,47 кг; динамометрия левой руки: в КГ - 39,96±0,75 кг, в ЭГ - 43,53±0,63кг; становая тяга: КГ - 109,87±1,01 кг, в ЭГ -123,67±1,71 кг; жим штанги лежа: КГ -71,82±1,04 кг, ЭГ - 65,60±0,71 кг.
Анализируя показатели силовой подготовленности курсантов-гиревиков контрольной и экспериментальной групп, можно сделать вывод о положительном влиянии применения методики воспитания выносливости курсантов-гиревиков с использованием упражнений для развития дыхательных мышц. По окончании эксперимента результаты тестирования силовой подготовленности курсантов экспериментальной группы были достоверно выше результатов курсантов контрольной группы(р<0,05). У курсантов-гиревиков экспериментальной группы от начала к концу эксперимента произошли достоверно значимые изменения по всем исследуемым показателям силовой подготовленности(р<0,05), тогда как в контрольной группе достоверно значимые изменения произошли лишь в показателе жима штанги лежа. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности применения предложенного подхода к построению тренировочного процесса на основе экспериментальной методики . Применение разработанных мероприятий позволило оказать влияние на качественные характеристики проявления
силовых способностей курсантов.
Прирост результатов,
характеризующих силовые показатели
курсантов-гиревиков, представлен рисунке 1.
на
YSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSAYSSSSSSSSSSSSA 15,07
5,96
15,55
4,71
14,29
5,54
1 14,37
5,07
"ЭГ КГ
8 10 Проценты
12
14
16
18
4
3
2
0
2
4
6
Рисунок 1 - прирост показателей силовой физической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента У.О. :1 - динамометрия правой руки, (кг); 2 - динамометрия левой руки, (кг); 3 - становая
тяга, (кг); 4 - жим штанги лежа, (кг)
Из таблицы виден значимый прирост показателей в ЭГ курсантов-гиревиков. Это позволяет сделать вывод об эффективности реализуемой методики, где воспитание выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания выступает как основа для специальной силовой выносливости и силовых показателей. Применение
экспериментальной методики позволило курсантам-гиревикам увеличить резервы проявления физического качества силы и создать предпосылки для повышения
результативности деятельности.
Вывод. сравнительный
соревновательной
Таким образом, анализ характера изменений показателей силовой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ свидетельствует о преимуществе курсантов-гиревиков ЭГ. Это указывает на целесообразность и эффективность экспериментальной методики.
Литература 1. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 28-38.
DOI 10.14526/01 _1111_04
2. Воротынцев, А. И. Гири - спорт сильных / А. И. Воротынцев. - М. : Советский спорт, 2002. - 268 с.
3. Гранкин Н.А. Экспериментальная проверка эффективности методики воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания курсантов-гиревиков / Н.А. Гранкин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 4 (37). - С. 57-66 DOI 10.14526/01_1111_50
4. Мишин, С. Н. Координация дыхания и двигательных действий в упражнении «толчок» гиревого спорта / С. Н. Мишин, В. Ф. Тихонов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 12-15.
5. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации[Электронный ресурс] : приказ Минобороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». -Режим доступа: http://www.garant.ru.
References
1. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.3(35), pp.28-38. DOI 10.14526/01_1111_04
2. Vorotyntsev A. I. Giri - sport sil'nykh [Weigh - sport of powerful people], Moscow : Soviet sport, 2002, 268 p.
3. Grankin N.A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.4(37), pp.57-66.
DOI 10.14526/01_1111_50
4. Mishin S. N. Vestnik sportivnoi nauki, 2009, No. 1, pp.12-15.
5. Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoi podgotovke v Vooruzhennykh Silakh Rossiiskoi Federatsii: prikaz Minoborony RF ot 21
aprelya 2009 g. № 200 [About instruction adoption in physical training in Armed Forces of the Russian Federation [electronic resource]: order of the Ministry of Defense of the Russian Federation, April, 21, 2009 № 200]
Статья поступила в редакцию: 26.01.2016 г.
Гранкин Николай Александрович - старший преподаватель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военное инженерно-командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова», 625001,г. Тюмень, ул. Л. Толстого, д. 1 (10 военный городок). e-mail: [email protected]