УДК 796.035-053.5
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 13-15 ЛЕТ
Н.И. Дворкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физкультурно-оздоровительных технологий,
А.А. Терзян, магистрант кафедры физкультурно-оздоровительных технологий, П.В. Головко, студент,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: dvorkin57@mail.ru
Признано, что оздоровительная силовая тренировка для подростков может стать эффективным и полезным средством физического воспитания для повышения уровня их общей физической подготовленности. Однако исчерпывающие исследования, полученные с использованием доступных средств оздоровительной силовой тренировки подростков, в научной литературе представлены недостаточно полно. Отсюда возникла проблема разработки и обоснования методики использования доступных средств оздоровительной силовой тренировки в условиях внеурочных форм занятий со школьниками подросткового возраста.
В педагогическом эксперименте в течение семи месяцев участвовали две группы школьников города Краснодара (только мальчики) 6-8 классов. Контрольная группа (18 человек) занималась физической культурой по программе общеобразовательной школы, а другая - экспериментальная (22 человека) группа занималась оздоровительной силовой тренировкой с использованием комплекса упражнений с собственным весом тела и весом партнера по круговому методу. Экспериментальные занятия проходили в условиях секционных занятий три раза в неделю. Оценка силовой подготовленности школьников проводилась по данным жима лежа средним хватом на горизонтальной скамье, а также кистевой и становой динамометрии.
Полученные результаты исследования доказали эффективное влияние оздоровительных силовых тренировочных занятий в течение семи
месяцев по методу круговой тренировки на развитие силовой выносливости и максимальной силы школьников подросткового возраста. Так, уже за первые два месяца результаты в жиме лежа у школьников экспериментальной группы выросли на 13,2% (Р<0,05), а у школьников из контрольной группы - на 8,6% (Р<0,05), в следующие два месяца соответственно на 9,9% (Р<0,05) и на 2,7% (Р>0,05) и за последний тренировочный период относительный прирост силовых возможностей составил соответственно 6,9% (Р<0,05) и 2,9% (Р>0,05). В то же время, если при тестировании силы рук, по данным кистевой динамометрии, у школьников экспериментальной группы результаты оказались достоверно выше на 3, 5 и 7-м месяце исследования (при Р<0,05-0,01), то в становой динамометрии - только на седьмом месяце педагогического исследования (при Р<0,05). Это позволяет говорить о том, что для подростков выполнение силовых упражнений с партнером для развития силы мышц ног и спины менее эффективно, чем для мышц рук.
Ключевые слова: подростки, оздоровительная силовая тренировка, уровень силовой подготовленности, жим лежа, показатели кистевой и становой динамометрии.
Для цитирования: Дворкина Н.И., Терзян А.А., Головко П.В. Влияние оздоровительной силовой тренировки на показатели физической подготовленности подростков 13-15 лет // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 3-8.
For citation: Dvorkina N., Terzyan А., Golovko P. Influence of health strength training on indicators of physical preparedness of 13-15 year-old teenagers. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 3-8 (in Russian).
В настоящее время во многих общеобразовательных школах имеется хорошая материально-техническая база, позволяющая привлекать большое количество обучающихся для занятий оздоровительной силовой подготовкой не только в урочное, но и во внеурочное время [3]. Оздоровительная силовая тренировка относится к одной из действенных в настоящее время форм физического воспитания, которая включает в себя использование широкого спектра умеренных нагрузок и разнообразных средств обучения (например, гимнастических силовых упражнений, свободных отягощений, тренажеров, эластичных тяг, утяжеленных шариков, собственное тело и т.п.) [1, 2, 4]. Признано, что оздоровительная силовая гимнастика для подростков может стать эффективным и полезным тренировочным средством на уроке физической культуры для повышения уровня их общей физической подготовленности. Однако исследования, полученные с использованием атлетических средств и методов оздоровительной силовой тренировки подростков, в научной литературе представлены недостаточно полно [3]. Отсюда возникла проблема разработки и обоснования методики использования доступных средств оздоровительной силовой тренировки в условиях внеурочных форм занятий со школьниками подросткового возраста.
Цель исследования - выявить эффективность методики использования доступных средств оздоровительной силовой тренировки в условиях внеурочных (секционных) занятий со школьниками 6-8 классов.
Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте в течение 7 месяцев участвовали две группы школьников 6-8 классов города Краснодара (только мальчики). Одна из них была контрольная (18 человек), которая занималась физической культурой по программе общеобразовательной школы, а другая - экспериментальная (22 человека), занималась оздоровительной силовой тренировкой на основе кругового метода с использованием комплекса силовых упражнений с собственным весом тела и весом партнера. На рисунке 1 представлен один из вариантов кругового метода выполнения силовых упражнений с партнером (всего 7 станций). Дозировка выполнения силовых упражнений планировалась с учетом сложности двигательного действия каждого из партнеров: на первом и после 30-60-секундного отдыха на втором круге - упражнения на каждой станции выполнялись от 4 до 6 раз подряд, на третьем и после 60-секундно-го отдыха на четвертом круге - от 6 до 8 раз подряд. Оценка силовой подготовленности школьников проводилась по данным жима лежа средним хватом на горизонтальной скамье, а также кистевой и становой динамометрии. Экспериментальные занятия проводились три раза в неделю в условиях школьной секции по атлетической гимнастике.
Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты динамики показателей мышечной силы школьников 6-8 классов экспериментальной и
Рисунок 1. Комплексы упражнений оздоровительной силовой тренировки с использованием собственного веса тела и партнера
Рисунок 2.
Показатели относительной величины прироста результатов в жиме лежа у школьников 6-8 классов
Таблица 1
Динамика показателей мышечной силы у школьников 6-8 классов при выполнении жима лежа на
горизонтальной скамье (кг)
Этапы обследования и месяц тренировки Группы Д, % Р
экспериментальная (п=22) контрольная(п=18)
М±m М±m
1 (1-й месяц) 36,3±0,5 37,0±0,7 2,8 >0,05
2 (3-й месяц) 41,1 ±0,6 40,2±0,5 2,2 >0,05
3 (5-й месяц) 45,2±0,5 41,3±0,6 9,4 <0,001
4 (7-й месяц) 48,3±0,7 42,5±0,5 13,6 <0,001
% 14 12 10 8 6 4 2 0
I Эксп. группа
Контр. группа
1(1-3 месяц) 2(3-5 месяц) 3(5-7 месяц) Периоды
контрольной групп при выполнении жима лежа на горизонтальной скамье. Из таблицы видно, что на первом этапе обследования (первый месяц педагогического эксперимента) результаты в жиме лежа у всех участников педагогического эксперимента достоверно друг от друга не отличались, что свидетельствует об однородности групп (й=2,8% при Р>0,05).
На втором этапе обследования (третий месяц педагогического эксперимента) сила мышц рук у всех участников эксперимента увеличилась, но почти в равной степени и поэтому достоверных различий между ними на данном этапе обследования также не обнаружено (при й=2,2% при Р>0,05). На третьем этапе обследования (пятый месяц тренировочных занятий) получена положительная динамика результатов, подростки экспериментальной группы достоверно превзошли школьников из контрольной в жиме лежа (й=9,4% при Р<0,001). И на четвертом этапе обследования (седьмой месяц педагогического эксперимента) экспериментальная группа увеличила свой результат на 13,6% по сравнению с контрольной (при Р<0,001).
Динамика относительного прироста результатов в жиме лежа в каждой группе и в сравнении их друг с другом представлена на рисунке 2.
Установлено, что за первый период педагогического эксперимента результаты в жиме лежа у школьни-
ков экспериментальной группы выросли на 13,2%, а в контрольной - на 8,6%, за второй период (3-5 месяц) соответственно - на 10,0 и 2,7%, за третий период (5-7 месяц) - на 6,9 и 2,9%. В итоге относительный показатель прироста мышечной силы рук при выполнении жима лежа на горизонтальной скамье составил в экспериментальной группе 33,1%, а в контрольной 14,9%.
Результаты динамики исследования показателей кистевой динамометрии школьников 6-8 классов представлены в таблице 2. Из нее видно, что на первом контрольном тестировании уровень развития силы кисти и предплечья у обеих групп школьников подросткового возраста достоверно не отличался, что говорит об их однородности (й=1,4% при Р>0,05).
На втором этапе обследования (3-й месяц) в показателях кистевой динамометрии было выявлено достоверное преимущество экспериментальной группы по отношению к контрольной (й=6,6% при Р<0,05). На третьем этапе обследования (5-й месяц) у школьников экспериментальной группы наблюдалось еще более выраженное преимущество в результатах кистевой динамометрии по отношению к контрольной (й=7,3% при Р<0,05). И на четвертом этапе обследования (7-м месяце) подростки экспериментальной группы упрочили свое превосходство по отношению к контрольной (Р=8,9% при Р<0,05).
Таблица 2
Динамика показателей кистевой динамометрии школьников 6-8 классов (кг)
Этапы обследования и месяц тренировки Группы Д, % Р
экспериментальная (п=22) контрольная(п=18)
М±т М±т
1 (1-й месяц) 28,3±0,2 27,9±0,3 1,4 >0,05
2 (3-й месяц) 30,6±0,6 28,7±0,5 6,6 <0,05
3 (5-й месяц) 32,3±0,7 30,1±0,6 7,3 <0,05
4 (7-й месяц) 34,1 ±0,6 31,3±0,5 8,9 <0,01
Рисунок 3.
Относительные показатели прироста результатов силы рук у школьников 6-8 классов, по данным кистевой динамометрии
Таблица 3
Динамика показателей становой динамометрии школьников 6-8 классов (кг)
Этапы обследования и месяц тренировки Группы Д, % Р
экспериментальная (п=22) контрольная(п=18)
М±т М±т
1 (1-й месяц) 68,6±1,4 66,9±1,4 2,5 >0,05
2 (3-й месяц) 70,3±1,5 68,4± 1,6 2,8 >0,05
3 (5-й месяц) 73,4±1,7 70,5±1,5 4,2 >0,05
4 (7-й месяц) 79,5±1,7 74,2±1,6 7,1 <0,05
Рисунок 4.
Относительные показатели прироста результатов силы мышц спины и ног у школьников 6-8 классов, по данным становой динамометрии
%
1(1-3 месяц) 2(3-5 месяц) 3(5-7 месяц) Периоды
Установлено, что уровень силы мышц кисти и предплечья у школьников экспериментальной группы в первом периоде педагогического эксперимента вырос по отношению к исходному результату на 8,1%, во втором - на 5,6% и третьем - на 5,6%; соответственно у их сверстников из контрольной группы - на 2,9, 4,9 и 4,0% (рисунок 3).
В итоге относительный показатель прироста мышечной силы кисти и предплечья составил у школьников экспериментальной группы 21,2%, а в контрольной группе сверстников - 12,2%.
При выполнении теста становой динамометрии (таблица 3) было установлено, что на первом (1-й месяц), втором (3-й месяц) и на третьем этапах обследования не было выявлено достоверных различий обеих групп (при Р>0,05).
И только на четвертом этапе обследования (5-й месяц) было зарегистрировано достоверное различие в пользу школьников эксперимента льной группы (0=7,1% при Р<0,05).
Относительные показатели прироста результатов силы мышц спины и ног у школьников 6-8 классов, по данным становой динамометрии (рисунок 4), позволили выявить более низкий уровень, по сравнению с показателями результатов кистевой динамометрии.
Так, в первом периоде обследования (1-3 месяц) относительный показатель становой силы увеличился у школьников экспериментальной группы на 2,5, во втором - на 4,4 и в третьем - на 8,3%, соответственно в контрольной - на 2,2, 3,0 и 5,2%. В общей сумме относительный показатель прироста мышечной силы ног и спины за 7 месяцев составил у школьников экспериментальной группы 15,9, а в контрольной - 10,9%.
Выводы. Оздоровительная силовая тренировка на основе кругового метода с использованием комплекса
силовых упражнений с собственным весом тела и весом партнера в течение семи месяцев доказала свою эффективность в повышении силовых возможностей подростков экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, что наиболее выражено при выполнении жима лежа (соответственно относительный прирост за семь месяцев был равен 33,1 и 14,9%); силы кисти и предплечья (соответственно 0= 21,2 и 12,2%), и менее выражено при становой динамометрии (соответственно 0= 15,9 и 10,9%). Следовательно, предложенный экспериментальный тренировочный процесс оказался менее эффективным для развития силы мышц ног и спины.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Базовая физическая подготовка человека в онтогенезе (научно-теоретические, методические, спортивные и возрастные аспекты): монография: в 3 т. Базовая физическая подготовка дошкольников, школьников и студентов / С.М. Ахметов и др. под общей редакцией Л.С. Дворкина. - Краснодар: Неогло-ри, 2011. - С. 268-348.
2. Дворкин Л.С. Спортивно-ориентированная физическая подготовка детей и подростков: монография / Л.С. Дворкин. - Краснодар: Экоинвест, 2018. - 458 с.
3. Дворкин Л.С. Влияние занятий атлетической гимнастикой во внеурочное время на физическое состояние школьников 12-14 лет / Л.С. Дворкин, Н.И. Дворкина, С.С. Кошкарев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №7 (161). - С. 66-70.
4. Дворкина Н.И. Подготовка подростков 13-15 лет к сдаче норм комплекса ГТО на основе атлетической гимнастики / Н.И. Дворкина // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ГЦОЛИФК. -2018. - С. 396-401.
INFLUENCE OF HEALTH STRENGTH TRAINING ON INDICATORS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF 13-15 YEAR-OLD TEENAGERS
N. Dvorkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physical Education and Health Technology Department,
А. Terzyan, Master's student of the Physical Education and Health Technology Department, P. Golovko, Student,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,
e-mail: dvorkin57@mail.ru.
It is recognized that a health strength training for teenagers can be an effective and useful mean of physical education for the increase of their general physical preparedness. However, the full-scale studies, obtained using the available means of the health strength training of teenagers, are presented insufficiently in scientific literature. Therefore, there is a problem of development and justification of the methodology connected with the use of available tools of health strength training in conditions of extracurricular forms of classes with teenage students.
Two groups of 6-8 class school students from the city of Krasnodar (only boys) have participated in the pedagogical experiment for seven months. The control group (18 people) was engaged in physical education according to the program of the secondary school, and the other group was experimental (22 people), where students had the health strength training using a set of exercises with their own body weight and the weight of the partner by the circular method. These experimental classes were held in the form of sectional classes three times a week. The assessment of power preparedness of school students was taken according to the indicators of the bench press by the shoulder-width grip on a horizontal bench, as well as a wrist and a backbone dynamometry.
The results of the study proved the effective influence of health strength training within seven months by the method of circuit training on the development of strength endurance and maximum strength of teenage students. So, for the first two months, the results of the bench press among the students from the experimental group increased by 13,2% (P<0,05), and among the students from the control group - by 8,6% (P<0,05), during the next two months respectively by 9,9% (P<0,05) and by 2,7% (P>0,05) and for the last training period, the relative increase in strength capabilities was respectively 6,9% (P<0,05) and 2,9% (P>0,05). In the same time, if when testing hand strength, according to wrist dynamometry, the results of the students from experimental group were significantly higher during the 3rd, 5th and 7th months of the research (when P<0,05-0,01), and in conditions of the backbone dynamometry - only during the 7th month of the pedagogical
research (when P<0,05). This suggests that the execution of strength exercises with a partner for the strength development of the muscles of the legs and back for teenagers are less effective than for the muscles of the arms.
Keywords: teenagers, health strength training, level of strength preparedness, bench press, indicators of wrist and backbone dynamometry.
References:
1. Akhmetov S.M. Bazovaya fizicheskaya podgotovka che-loveka v ontogeneze (nauchno-teoreticheskie, metod-icheskie, sportivnye i vozrastnye aspekty): monografiya: v 3 t. Bazovaya fizicheskaya podgotovka doshkol'nikov, shkol'nikov i studentov [Basic physical training in ontogenesis (scientific-theoretical, methodological, sports and age aspects): monograph: in 3 t. basic physical training of preschool children, schoolchildren and students], Krasnodar: Neoglory, 2011, pp. 268-348. (in Russian)
2. Dvorkin L.S. Sportivno-orientirovannaya fizicheskaya podgotovka detej i podrostkov: monografiya [Sports-oriented physical training of children and adolescents: monograph], Krasnodar: Ekoinvest, 2018, 458 p. (in Russian)
3. Dvorkin L.S., Dvorkina N.I, Koshkarev S.S. Influence of Athletic Gymnastics Classes After School Hours on The Physical Condition of Students 12-14 Years. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of The University. P.F. Lesgaft], 2018, no 7 (161), pp. 66-70. (in Russian)
4. Dvorkina N.I. Preparing adolescents 13-15 years to deliver the standards set by the TRP on the basis of athletic gymnastics. Nauchno-pedagogicheskie shkoly v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashhennoj 100-letiyu GTSOLIFK [Scientific and Pedagogical School in The Field of Physical Culture and Sport: Proceedings of The International Scientific-Practical Conference Dedicated to The 100th Anniversary of The Scolipe], 2018, pp. 396-401. (in Russian)
Поступила / Received 08.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019