Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/67PDMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гаджиев Д.Т., Горина Е.Е., Звонова А.В., Огарышев А.В. Гиревой вид спорта в системе профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gadzhiev D.T., Gorina E.E., Zvonova A.V., Ogaryshev A.V. (2019). Kettlebell sport in the system of professional education of penal system employees. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN319.pdf (in Russian)
УДК 378.09+35.08+343.8 ГРНТИ 14.35.07
Гаджиев Джамидин Татжитдинович
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», Владимир, Россия
Старший преподаватель кафедры «Физической подготовки»
Майор внутренней службы E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=936867
Горина Елена Евгеньевна
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», Владимир, Россия Старший преподаватель кафедры «Уголовно-исполнительного права» «Юридического» факультета
Капитан внутренней службы Кандидат социологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=589884
Звонова Анна Вениаминовна
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», Владимир, Россия Старший преподаватель кафедры «Уголовно-исполнительного права» «Юридического» факультета
Капитан внутренней службы Кандидат юридических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=909460
Огарышев Антон Владимирович
ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», Владимир, Россия
Старший преподаватель кафедры «Физической подготовки»
Майор внутренней службы E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=936783
Гиревой вид спорта в системе профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессиональной физической подготовки сотрудников ФСИН России. Одним из нетрадиционных видов спорта, изучаемых и преподаваемых в высших учебных заведениях, является гиревой спорт. Его
https:// mir-nauki. com
изучение включает в себя теоретические знания и технологию формирования практических умений и навыков данного вида спорта.
В настоящий момент гиревой спорт объединяет в себе следующие самостоятельные виды: классическое двоеборье, толчок по длинному циклу, силовое жонглирование гирями. Каждый из этих видов включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Соревнования по этим видам проводятся в соответствии с официальными правилами соревнований. Все они, кроме жонглирования, включены в программы чемпионатов мира. В нашей стране культивируются все виды гиревого спорта, но наиболее массовым является классическое двоеборье, включающее в себя толчок двух гирь от груди двумя руками и рывок гири поочередно правой и левой рукой.
Авторами статьи проведено эмпирическое исследование с использованием метода анкетирования с целью выявления восприятия курсантами образовательных организаций ФСИН России гиревого вида спорта. В ходе данного эмпирического исследования было выявлено, что более четверти обучающихся желают заниматься данным видом спорта в различных его проявлениях. В связи с этим коллектив авторов, приходит к единообразному и научно-обоснованному мнению, что физическая подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России должна включать в себя элементы гиревого спорта, что позволит развить у них необходимые профессионально важные качества, такие как всестороннее физическое развитие, выносливость, ловкость, координация движений, формирование готовности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к пресечению противоправных действий с помощью применения физической силы.
Ключевые слова: физическая подготовка; гиревой спорт; сотрудник; уголовно-исполнительная система; профессиональное образование; гиревое двоеборье; здоровье; силовая выносливость; профессионально важные качества; спорт
Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы имеет широкий спектр направлений, особое место среди которых занимает физическая подготовка. Эффективным средством позволяющим развивать физические способности сотрудников силовых ведомств является гиревой спорт.
В рамках педагогической науки разработкой данных вопросов занимались такие авторы, как М.В. Баршай [1], В.В. Баранов [2], Г.Г. Волошин, В.А. Глубокий [3], Г.Г. Дмитриев [4], М.В. Жийар [5], В.П. Липовка, Е.В. Лопатин [6], В.Я. Нимчук [7], Н.А. Радченко, С.М. Сандин, В.П. Симень [8], М.О. Шабанов и др.
Освещались чаще всего вопросы значения и важности гиревого спорта как эффективного средства физического совершенствования курсантов, вопросы становления и развития гиревого спорта в правоохранительных органах Российской Федерации, проводился анализ использования гиревого спорта в соревновательной деятельности в силовых структурах, в том числе Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России).
Такие исследователи, как А.Н. Дудус, Е.В. Кошкин, [9] С.Б. Лопатин [10], О.В. Хомяков, А.Н. Шикунов [11] исследовали проблематику именно с точки зрения уголовно-исполнительной системы (УИС). В частности, изучались вопросы всестороннего физического развития сотрудника УИС средствами гиревого спорта для формирования готовности нести службу в экстремальных ситуациях (захват заложников, массовые беспорядки, дезорганизация нормальной деятельности исправительного учреждения и т. д.).
Гиревой спорт по воздействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического совершенствования [6]. Данное направление физической
подготовки положительно влияет на общую физическую подготовку, развивает силу и выносливость, которые так важны и необходимы при осуществлении своих служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Цель физического воспитания состоит в совершенствовании организма человека, предполагающем развитие двигательной, костной и мышечной, нервной систем, а также сохранение и укрепление здоровья, поддержание тонуса [12, c. 80].
Преимущество гиревого вида спорта обуславливается рядом таких факторов как: во-первых, простота, доступность и долговечность снаряда, во-вторых возможность заниматься как в одиночку, так и осуществлять парные или групповые занятия, в-третьих тренировку с гирей можно проводить в любых условиях, например, в тренажерном зале, на улице, в спортивном зале, в-четвертых, форма одежды при занятии рассматриваемым видом спорта также не требует затрат и наличия определенных элементов экипировки.
Гиревые упражнения развивают силовые физические качества, такие как выносливость, ловкость, координация движений, способствует развитию морально-волевых качеств, например решительность и целеустремленность, а также положительно влияют на опорно-двигательную и дыхательную систему занимающихся. В связи с этим видится целесообразным введение гиревого двоеборья и гиревого жонглирования в систему ведомственного спорта сотрудников и преподавании его в высших образовательных организациях ФСИН России.
Гиревое двоеборье подразумевает под собой выполнение двух силовых элементов -толчок и рывок гирей. Толчок - классическое упражнение, при котором две гири поднимаются вначале на грудь, затем - вверх на прямые руки. Рывок - классическое упражнение, при котором гиря из положения «в висе спереди» поднимается вверх на прямую руку одним непрерывным движением и опускается в исходное положение, не касаясь груди и других частей тела [13, с. 21]. В гиревом спорте существует два способа толчка - одной гири и двух. Рывок гири как один из элементов комплекса силовых упражнений возможно выполнять женщинам. Отдельным видом гиревого спорта является силовое жонглирование гирями. Жонглирование гирей представляет собой совокупность различных вариантов подбрасывания и ловли гири под музыкальное сопровождение, выполняемых как одним, так и группой спортсменов.
Как упоминает В.В. Баранов, средства и методы гиревого спорта способствуют формированию устойчивых мотивов и потребностей физической культуры в организации здорового образа жизни курсантов [2].
В процессе занятия гиревым видом спорта у курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН России возникают возможности:
• формирования стабильной мотивации к занятиям физической подготовкой и укрепления здоровья, а также приобщения к здоровому образу жизни;
• приобщения к спортивной жизни образовательной организации, а также непосредственное участие в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях;
• формирования у курсантов высших образовательных ведомственных организаций ФСИН России как будущих практических сотрудников готовности несения службы в экстремальных условиях.
Кроме того, занятия гиревым спортом способствуют осуществлению общефизической подготовки для участия в соревнованиях по другим видам спорта.
Основываясь на приведенных выше данных, можно согласиться с мнением В.А. Глубокого, который утверждает, что средства гиревого спорта оказывают положительное воздействие на физическую подготовленность занимающихся, упражнениями с гирями могут
успешно применяться в физической подготовке, как курсантов мужского пола, так и девушек-курсантов ведомственных вузов [3, с. 62].
При этом отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 695 гиревой вид спорта не включен в перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, руководство развитием которых осуществляется двумя и более федеральными органами исполнительной власти. 1 В соответствии с указанным нормативно-правовым актом таковыми для ФСИН России признаны стрельба из боевого ручного стрелкового оружия, служебный биатлон, комплексное единоборство, многоборье кинологов. Не упоминается отдельно гиревой вид спорта и в Наставлении по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2001 года № 301.2 Хотя в данном документе говориться о необходимости развития у сотрудников УИС силы и силовой выносливости, в том числе с помощью поднимания и переноски тяжестей.
Таким образом, в современной системе ведомственного образования сложилась ситуация, при которой на нормативном уровне не закрепляется важность использования гиревого спорта при подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, при этом последний обладает серьезным потенциалом для их профессионального становления. Указанное обусловливает необходимость поиска подходов к внедрению данного вида спорта в деятельность образовательных организаций высшего образования ФСИН России. Важнейшим фактором в таких условиях становятся ориентиры обучающихся в спортивной деятельности.
Авторами статьи было проведено эмпирическое исследование с использованием метода анкетирования с целью выявления отношения обучающихся ведомственных образовательных организаций высшего образования уголовно-исполнительной системы к проблемам физической подготовки и включения в нее гиревого спорта. Исследование проводилось на базе Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России.
В выборку был включен 431 курсант, обучающийся на первом (28,5 %), втором (33,6 %), третьем (20,2 %) и четвертом (17,6 %) курсах, из которых 57,3 % составляют лица мужского пола, 42,7 % - женского (рис. 1). В инструментарий были включены как закрытые, так и открытые шкалы. Обработка результатов производилась с помощью программного продукта SPSS.
Рисунок 1. Распределение респондентов по гендерному признаку, %
1 Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 авг. 2009 г. № 695 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 35, ст. 4246.
2 Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России: приказ Минюста России от 12 нояб. 2001 г. № 301 // Текст приказа официально опубликован не был.
Страница 4 из 11
67РБМШ19
Важнейшим ориентиром функционирования современной системы профессионального образования является формирования профессионально важных качеств личности, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Одним из авторов статьи ранее уже отмечалось, в настоящее время профессионально важные качества являются предметной областью как минимум трех научных направлений - педагогики, психологии и социологии (последних ПВК интересуют в контексте функционирования рынка труда) [14, с. 29]. В рамках данного исследования авторов статьи интересовало, воспринимают ли курсанты спортивную деятельность как фактор формирования у них ПВК, необходимых для прохождения службы в УИС.
С целью выявления отношения обучающихся к занятию спортивной деятельностью респондентам был задан вопрос «Необходимо ли курсантам заниматься спортом?». Ответы распределились следующим образом:
• большинство опрошенных - 204 чел. (47,3 %) - отметили, что без этого нельзя сформировать ряд профессионально важных качеств, необходимых сотруднику уголовно-исполнительной системы;
• чуть меньше опрошенных - 189 чел. (43,9 %) - отметили, что необходимо, поскольку это важно для общего развития личности;
• лишь 22 респондента (5,1 %) дали отрицательный ответ, поскольку это мешает, по их мнению, образовательному процессу;
• менее всего опрошенных - 16 чел. (3,7 %) - не смогли определиться четко, выбрав ответ «скорее да, чем нет».
Таким образом, подавляющее большинство опрошенных - более 90 % - осознают важность спорта в процессе профессионального становления сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Личностные ориентиры и конкретные личностные практики совпадают далеко не всегда, в связи с этим, в анкету был включен вопрос, позволяющий сделать вывод о том, занимается ли спортом сам опрашиваемый. Обработка полученных результатов показала, что 18,1 % опрошенных (78 чел.) в свободное от учебы время ходят в секцию, 13,5 % (58 чел.) не просто занимаются в секции, а входят в группу спортивного совершенствования. Как правило, подобные курсанты в течение учебного года неоднократно выезжают на соревнования различных уровней, кроме того, они могут освобождаться от учебных занятий с последующей отработкой пропущенного материала в целях подготовки к выступлениям. Однако большинство опрошенных - 53,4 % (230 чел.) - отметили, что занимаются спортом в свободное от учебы время, но делают это непостоянно. При этом 15,1 % (65 чел.) отметили, что спортом в свободное от учебы время не занимаются.
Оценивая роль гиревого вида спорта в процессе формирования профессионально важных качеств (ПВК), необходимых сотруднику уголовно-исполнительной системы, большинство опрашиваемых (32,7 %) отметили (рис. 2), что гиревой спорт скорее развивает, нежели нет профессионально важные качества. Чутье менее - 27,3 % - опрошенных выбрали ответ «скорее нет, чем да». Прямых оппонентов в данном вопросе, утверждавших, что гиревой вид спорта развивает профессионально важные качества сотрудника УИС, и, наоборот, опровергавших данную позицию, было выявлено соответственно 23,6 % и 16,4 %.
35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
J*
27,3
16,4
1 l
*
C7
C7
<sr
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Как вы считаете, гиревой вид спорта может развивать необходимые профессионально важные качества у сотрудника УИС?», %
Таким образом, более половины респондентов (56,3 %) отмечают наличие потенциала гиревого вида спорта в процессе профессионального становления сотрудника УИС. Интересно, что в зависимости от того, занимается опрашиваемый спортом или нет, влияние гиревого спорта на развитие ПВК воспринимается курсантами по-разному (рис. 3). Так, те обучающиеся, которые не заняты спортивной деятельностью более скептически оценивают потенциал данного вида спорта: 58,5 % среди них тех, кто отрицает подобные возможности гиревого спорта либо оценивает их скептически («скорее нет, чем да). В трех других выборках по степени вовлеченности в спортивную деятельность занятие спортом непостоянны, постоянная секция либо участие в группе спортивного совершенствования оказалось большинство тех, кто положительно оценивает потенциал изучаемого вида спорта: соответственно данные показатели равны 57,9 %, 64,1 % и 56,1 %.
70 60 50 40 30 20 10 0
64,1
| не развивает ПВК /скорее нет, чем да развивает ПВК/ скорее да, чем нет
т°РТОМ
«О Не
^'Ымаюс
ÖOCToj
'Одно
1 *°Ду в
СОаеР®еДС1в,
10Ва»ия
Рисунок 3. Восприятие респондентами потенциала гиревого спорта в сфере развития ПВК у сотрудников УИС в зависимости от наличия у опрашиваемых спортивной активности, %
https:// mir-nauki. com
Не вызывает удивления тот факт, что наименьшие показатели в данном отношении у тех опрошенных, кто занимается спортом «полупрофессионально»: не только посещает секцию на постоянной основе, но в течение учебного года может освобождаться от учебных занятий для подготовки и участия в соревнованиях различных уровней. Это объясняется тем, что в группу спортивного совершенствования входят обучающиеся, которые занимаются рукопашным боем, самбо, волейболом, легкой атлетикой и прикладной стрельбой; и каждый из них оценивает свой вид спорта, как наиболее приоритетный для сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Упомянем, что образовательная деятельность в ведомственных организациях подчинена четкому распорядку дня. Курсанты помимо освоения учебного материала выполняют ряд других обязанностей: к примеру, несут службу в составе суточного наряда. В распорядок дня помимо учебных занятий включены утренняя зарядка, построение переменного состава, завтрак, обед, ужин, самостоятельная подготовка, воспитательные мероприятия, вечерняя проверка, вечерняя прогулка. Покидать территорию института курсанты могут только с разрешения руководства. Подобная система профессионального обучения значительным образом отличается от построения системы обучения в вузах гражданского образца: курсанты имеют гораздо меньше свободного времени и значительно ограничены в перемещениях, нежели студенты. При этом, выбор курсанта в пользу спортивной деятельности при определении занятия в свое свободное время становится дополнительным фактором его становления как сотрудника УИС. И в данном ракурсе важно, чтобы его увлечение строилось по принципу «мне интересно этим заниматься»/«я хочу этим заниматься».
Об учете фактора предпочтений, желаний (так называемого фактора «удовольствия») [15, с. 55] при организации досуга в науке упоминалось неоднократно, кроме того, он является базисом при построении культурно-досуговой сферы в современном мире. В связи с этим ориентация на спортивную деятельность в свободное время курсантов должна строиться с учетом упомянутого фактора.
В целях выявления желания обучающихся заниматься гиревым видом спорта в анкету была включена шкала «Если бы образовательный процесс был организован соответствующим образом, хотели бы вы заниматься гиревым двоеборьем и/или гиревым жонглированием?» Большинство опрошенных (65,2 %) отметили отсутствие подобного желания. Затруднились с ответом 4,9 % опрошенных. Оставшиеся либо высказали желание (28,5 %), либо выбрали ответ «возможно, может быть» (1,4 %).
Данная шкала была сконструирована в открытом виде, что позволило респондентам высказывать свое мнение при ответах. Поэтому анализируя ответы тех, кто отметил нежелание заниматься гиревым видом спорта, упомянем, что нашлись обучающиеся (1,1 %), кто вообще бы не хотел заниматься спортом; 0,7 % отметили, что не стали бы им заниматься, поскольку являются девушками, а 0,4 % - потому что при продолжительном периоде занятий данным видом спорта начинаются боли в спине. Оставшиеся респонденты, высказавшие нежелание заниматься гиревым видом спорта, не пояснили причин отказа.
Однако в ракурсе организации свободного времени авторов данного исследования интересовали, прежде всего, те, кто высказал желание заниматься гиревым видом спорта при ответе на указанный вопрос. Однако среди них 1,6 % отметили, что «хотели бы, но лучше бы другим видом спорта»; 3,2 % ответили, что «хотели бы, но только гиревым двоеборьем».
Таким образом, среди опрошенных четвертая часть указала на готовность заниматься изучаемым в рамках данной статьи видом спорта при соответствующей организации этого процесса. Упомянем, что группа спортивного совершенствования в среднем составляет 60 чел. , тогда как желающих выполнять силовые упражнения с гирей в рамках опроса было выявлено
в два раза больше. Это говорит о высоком потенциале гиревого спорта при организации конструктивного (способствующего личностному росту личности) досуга курсантов.
Подтвердилась гипотеза, выдвинутая авторами в начале исследования о том, что гиревой вид спорта интереснее курсантам мужского пола. Так, среди обучающихся-девушек 81,9 % заявили о нежелании заниматься им, желающих было выявлено 14,8 % опрошенных; 2,7 % и 0,5 % респондентов женского пола соответственно затруднились с ответом либо ответили «возможно, может быть». У курсантов мужского пола данные показатели составили 53,3 %, 38,1 %, 6,6 % и 2 % соответственно (рис. 4).
90 80 70 60 50 40 30 20 10
81,9
не желают заниматься гиревым видом спорта
затруднились с ответом
возможно хотели бы
38,1
желают заниматься гиревым спортом
мужской I женский
0
Рисунок 4. Гендерные различия при ответе на вопрос «Если бы образовательный процесс был организован соответствующим образом, хотели бы вы заниматься гиревым
двоеборьем или гиревым жонглированием?», %
Анализируя особенности использования потенциала гиревого спорта в профессиональной подготовке курсантов уголовно-исполнительной системы, отметим, что лишь однажды была предпринята попытка проведения всероссийского чемпионата среди сотрудников УИС по гиревому двоеборью, после чего сотрудники ФСИН России стали участвовать лишь в региональных гиревых турнирах, проводимых на базе всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» [11, с. 71]. Кроме того, как показал анализ вовлеченности курсантов обследуемой образовательной организации, в данный вид спортивной деятельности, еще несколько лет назад в группу спортивного совершенствования обследуемого вуза входили курсанты, на постоянной основе занимающиеся гиревым двоеборьем и силовым жонглированием. Они выступали на соревнованиях, организуемых Федерацией гиревого спорта Владимирской области.
В настоящее время в связи с исключением гиревого спорта из числа служебно-прикладных видов спорта, тесного взаимодействия с данной федерацией у вуза нет, однако имеет место участие курсантов ВЮИ ФСИН России, входящих в группу спортивного совершенствования, однако не занимающихся специализировано гиревым видом спорта, на городских соревнованиях.
Учитывая вышеизложенное, можно вынести следующие рекомендации:
• внести изменения в Перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта. А именно, дополнить данный перечень пунктом 18. «Гиревой спорт», федеральными органами исполнительной власти при этом закрепить ФСИН России, Росгвардию, МВД России;
• организовывать группы спортивного совершенствования в образовательных организациях высшего образования уголовно-исполнительной системы таким образом, чтобы в нее включались обучающиеся, показавшие результаты в гиревых видах спорта, высказавшие подобное желание;
• обеспечивать участие обучающихся ведомственных вузов в соревнованиях, организуемых региональными федерациями гиревого спорта (а при возможности с организацией таковых на базе вузов);
• организовывать секции по гиревому двоеборью и гиревому жонглированию и рекомендовать посещать их тем обучающимся, которые имеют проблемы в освоении дисциплин «Огневая подготовка» и «Физическая подготовка».
Последнюю рекомендацию следует пояснить. Одним из авторов данной статьи ранее проводилось эмпирическое исследование с целью выявления особенностей освоения дисциплины «Огневая подготовка» курсантами ведомственных вузов. Среди проблем, возникающих у курсантов при ее изучении, респонденты назвали «при выстреле трясется рука, слабые мышцы рук». Среди опрошенных курсантов мужского пола таковых оказалось 8,6 %, женского - 8,3 % [16, с. 542]. Подобные проблемы могут возникнуть при отработке приемов задержания в рамках дисциплины «Физическая подготовка». В данном случае наиболее эффективным способом их устранения будет включения таких обучающихся в секции по гиревому двоеборью или гиревому жонглированию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баршай В.М., Толопченко В.Н., Белавкина М.В. Современные тенденции теории и методики физической подготовки в гиревом спорте // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 205-210.
2. Баранов В.В. Использование средств гиревого спорта для развития силовых качеств у студентов: методические указания / В.В. Баранов. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. - 33 с.
3. Глубокий В.А. Учебно-тренировочный процесс в секции гиревого спорта вуза ФСКН России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Междунар. научн.-практич. конф. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. - С. 60-62.
4. Радченко Н.А., Дмитриев Г.Г. Повышение уровня силовых способностей курсантов школы мичманов и старшин учебного центра ФСБ России средствами гиревого спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 85-87.
5. Жийяр М.В., Липовка В.П., Сандин С.М. Эффективность применения средств гиревого спорта в силовой подготовке курсантов тыловых вузов // Актуальные
проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 1. - С. 20-24.
6. Лопатин Е.В. Организация и методика подготовки спортсменов-гиревиков в условиях Военно-учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук / Лопатин Е.В.; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2006. - 140 с.
7. Нимчук В.Я. Побудительные мотивы и интересы к занятиям «гиревым спортом» у спортсменов различного возраста // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: пути развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию факультета физической культуры и спорта БГПУ / Под общ. ред. О.В. Юречко. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. - С. 165-168.
8. Шабанов М.О., Симень В.П. Особенности мотивов занятия гиревым спортом военнослужащих // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.
- С.133.
9. Дудус А.Н., Кошкин Е.В., Селькин Ф.Е. Особенности организации физической подготовки в вузах ФСИН России // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2018. - С. 336-338.
10. Хомяков О.В., Дудус А.Н., Лопатин С.Б. Особенности профессиональной подготовки сотрудников для действий в экстремальных условиях на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы России // Мир науки. - 2017. -Т. 5. - № 6. - С. 60.
11. Шикунов А.Н. Развитие гиревого спорта в правоохранительных органах России // Вестник краснодарского университета МВД России. - 2011 - № 4 (14). - С. 7072.
12. Горина Е.Е., Денисов Д.Г., Мерзликин А.В. Физическая культура и спорт в системе ресоциализации осужденных // Социальные отношения: Научный журнал. - 2016. - №2 (17). - С. 78-84.
13. Элементы гиревого спорта в силовой подготовке студентов / сост.: И.В. Переверзева, Н.Д. Ларин. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 60 с.
14. Морозов В.М., Горина Е.Е., Саулина М.А. Профессионально значимые качества как предметная область теории рынка труда и занятости: результаты эмпирического исследования // Человек. Общество. Инклюзия. - 2017. - № 4 (32).
- С. 28-38.
15. Адамов А.К. Свободное время: быт, досуг, отдых // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. - 2017. - Т. 14 - С. 50-58.
16. Горина Е.Е., Огурцова А.И., Тарасова В.С. Проблемы освоения дисциплины «Огневая подготовка» курсантами вузов ФСИН России: результаты эмпирического исследования // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Международной научно-практической конференции / ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России. -Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», - 2018. - С. 541-543.
Gadzhiev Dzhamidin Tatzhitdinovich
Vladimir law institute of the federal penitentiary service, Vladimir, Russia
E-mail: [email protected]
Gorina Elena Evgen'evna
Vladimir law institute of the federal penitentiary service, Vladimir, Russia
E-mail: [email protected]
Zvonova Anna Veniaminovna
Vladimir law institute of the federal penitentiary service, Vladimir, Russia
E-mail: [email protected]
Ogaryshev Anton Vladimirovich
Vladimir law institute of the federal penitentiary service, Vladimir, Russia
E-mail: [email protected]
Kettlebell sport in the system of professional education of penal system employees
Abstract. The questions concerning vocational physical training of staffers of FPS of Russia are considered in this article. One of the nonconventional sports studied and taught in higher education institutions is the kettlebell sport. Its studying includes theoretical knowledge and technology of formation of practical skills of this sport. Today the kettlebell sport unites in itself the following independent types: a classical double-event, a push on a long cycle, power juggling by weights. Each of these types is included in Uniform Russian sports classification. Competitions in these types are held according to official rules of competitions. All of them, except juggling, are included in programs of the world championships. In our country all types of kettlebell sport are cultivated, but the most mass is the classical double-event. It includes a push of two weights from a breast two hands and breakthrough of the weight serially right and left hand.
The authors of this article conducted an empirical research with use of a method of questionnaires. The purpose is an identification of perception by cadets of the educational organizations of FPS of Russia of kettlebell sport. The aim of the research was to identify the perceptions by cadets of the educational organizations of FPS of Russia of kettlebell sport. During this empirical research it was revealed that more than a quarter of students wish to do this sport in its different types. In this regard authors come to final and scientifically based opinion that physical training of cadets of the educational organizations of FPS of Russia has to include elements of kettlebell sport. It will allow to develop at them necessary professionally important qualities: all-round physical development, endurance, dexterity, coordination of movements, formation of readiness of staffers of penal correction system for suppression of illegal acts by means of use of physical force.
Keywords: physical training; kettlebell sport; staffer; penal correction system; professional education; kettlebell double-event; health; power endurance; professionally important qualities; sport