Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ СФЕРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ'

СПОРТИВНАЯ СФЕРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3945
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / КАРАНТИН / ПАНДЕМИЯ / РЕШЕНИЕ / ПРОБЛЕМА / СПОРТСМЕН / SPORTS / QUARANTINE / PANDEMIC / SOLUTION / PROBLEM / ATHLETE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савельева Ольга Викторовна, Ляховская Юлия Максимовна

11 марта 2020 года в мире была объявлена пандемия коронавируса: население Земли постепенно начало переходить от старого уклада жизни к новому. Повсеместно начали объявлять о карантинных мерах и искать новые способы организации обычных для каждого из нас мероприятий: работы, досуга, спорта и образования. Большинство учебных организаций во всем мире перешли в режим дистанционного обучения, спортсмены потеряли доступ в залы, а люди, привыкшие совершать каждое утро пробежку - вынуждены искать новые методы тренировок. Как именно спортивная сфера справляется со сложившейся ситуацией и насколько она готова к изменившимся условиям, мы рассмотрим в этой статье, а также выделим наиболее удачные решения в сфере дистанционных занятий спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS IN THE FACE OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC: THE MOST SUCCESSFUL SOLUTIONS TO THE REMOTE SYSTEM OF SPORTS

On March 11, 2020, a coronavirus pandemic was declared in the world: the population of the Earth gradually began to move from the old way of life to the new. Everywhere began to announce quarantine measures and look for new ways to organize the usual activities for each of us: work, leisure, sports and education. Most of the training organizations around the world have gone into distance learning mode, athletes have lost access to the halls, and people who are used to jogging every morning are forced to look for new training methods. How exactly the sports sphere copes with the current situation and how it is ready for the changed conditions, we will consider in this article, as well as highlight the most successful solutions in the field of distance sports.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ СФЕРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ РЕШЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ»

Спортивная сфера в условиях пандемии коронавируса: наиболее успешные решения

дистанционной системы занятий спортом

Sports in the face of the coronavirus pandemic: the most successful solutions to the remote

system of sports

Савельева Ольга Викторовна

старший преподаватель;

Самарский государственный экономический университет

Самара, Россия E-mail: saveleva_lelya@mail.ru

Savelyeva Olga Victorovna

Senior Lecturer;

Samara State Economic University Samara, Russia E-mail: saveleva_lelya@mail.ru

Ляховская Юлия Максимовна

студент,

Самарский государственный экономический университет

Самара, Россия E-mail: lyakhovskaya.yulija@yandex. ru

Lyakhovskaya Julia Maksimovna

student,

Samara State Economic University Samara, Russia E-mail: lyakhovskaya.yulija@yandex.ru

Аннотация.

11 марта 2020 года в мире была объявлена пандемия коронавируса: население Земли постепенно начало переходить от старого уклада жизни к новому. Повсеместно начали объявлять о карантинных мерах и искать новые способы организации обычных для каждого из нас мероприятий: работы, досуга, спорта и образования. Большинство учебных организаций во всем мире перешли в режим дистанционного обучения, спортсмены потеряли доступ в залы, а люди, привыкшие совершать каждое утро пробежку - вынуждены искать новые методы тренировок. Как именно спортивная сфера справляется со сложившейся ситуацией и насколько она готова к изменившимся условиям, мы рассмотрим в этой статье, а также выделим наиболее удачные решения в сфере дистанционных занятий спортом.

Annotation.

On March 11, 2020, a coronavirus pandemic was declared in the world: the population of the Earth gradually began to move from the old way of life to the new. Everywhere began to announce quarantine measures and look for new ways to organize the usual activities for each of us: work, leisure, sports and education. Most of the training organizations around the world have gone into distance learning mode, athletes have lost access to the halls, and people who are used to jogging every morning are forced to look for new training methods. How exactly the sports sphere copes with the current situation and how it is ready for the changed conditions, we will consider in this article, as well as highlight the most successful solutions in the field of distance sports.

Ключевые слова: спорт, карантин, пандемия, решение, проблема, спортсмен.

Key words: sports, quarantine, pandemic, solution, problem, athlete.

В декабре 2019 года в китайском городе Ухань у пациентов впервые обнаружили пневмонию неизвестного ранее типа. В нескольких городах был объявлен карантин, а Всемирная организация здравоохранения начала исследования в области данного заболевания. В феврале оно приобрело официальное наименование нового коронавируса COVID-2019. С огромной скоростью болезнь распространялась по Земле и в марте была объявлена впервые за долгое время всемирная пандемия. Практически все государства начали закрывать границы и принимать меры, ограничивающие распространение заболевания. Карантин ужесточался с

каждым днем и уже в конце марта практически повсеместно люди оказались заперты дома: в одних странах добровольно, от осознания серьезности ситуации, в других - с помощью принудительной силы со стороны власти. Ситуация в мире приобретала совершенно неожиданные последствия во всех сферах жизни: крах экономики, отмена конференций, соревнований, дистанционное обучение, приостановка производства, внеплановые каникулы и нерабочие дни, смерти без похорон и выход из дома по пропускам. Цель данной статьи: определить как карантинные меры повлияли на спортивную сферу, выявить основные проблемы, с которыми столкнулись спортсмены различных категорий, методы их разрешения и рассмотреть возможные сценарии дальнейшего развития спорта в различных условиях. Актуальность данной темы неоспорима, так как на данный момент огромное количество людей столкнулось именно с поиском наиболее результативных решений, некоторые из которых будут рассмотрены. Помимо этого, данное исследование может стать основой для дальнейшего развития темы дистанционного спортивного образования и привнести новые идеи в концепции мотивации людей к здоровому образу жизни. В качестве источников выступают не только книги и научные труды в области организации обучения физической культуре, но и мнение самых обычных людей: от профессиональных спортсменов до школьников средних образовательных учреждений, которые способны оценить ситуацию с не профессиональной, а жизненной точки зрения. В 21 веке совершается очень важный переход от научных концепций, отдаленных от реальной жизни, к навыкам обычной людской адаптации к тем или иным условиям. Пандемия коронавируса продемонстрировала наглядно то, что наука не всегда готова к столь стремительным изменениям, а человек способен найти решение мгновенно, посмотрев на ситуацию под совершенно неожиданным углом.

Так, в первую очередь следует отметить, что спортивная сфера и ее методисты оказались не готовы к карантинным мероприятиям и это подтолкнуло к поиску креативных решений. Большое число челленджей (своеобразных вызовов в социальных сетях) стали запускать профессиональные спортсмены, призывая людей не только оставаться дома, но и не оставлять тренировки, поднимая тем самым себе настроение и укрепляя иммунитет. Самый известный #stayathomechallenge активно распространял сервис 4-3-3 и мировые звезды футбола. Суть заключается в набивании мяча, а позднее рулона туалетной бумаги, в течение 20 секунд, одновременно с намыливанием рук - именно столько по данным Всемирной организации здравоохранения необходимо для эффективности данного занятия. Тем временем, знаменитые актеры Том Холланд и Джейк Джилленхол, которые самостоятельно активно занимаются спортом и отличаются прекрасным телосложением не только в кадре кинокамеры, но ив жизни, создали свой «вызов»: в своих Инстаграмм-аккаунтах они продемонстрировали надевание футболки, стоя на руках. Чем не показатель результативных тренировок? Более того, подписчики усложнили задание и пробовали силы в полном одевании в таком положении. Отдельным трендом стала «мыльная» беговая дорожка: не у каждого есть средства для приобретения спортивного инвентаря, а капля мыла на мокром кафеле, которым выложен пол в практически каждой ванной комнате, ускользает из-под ног быстрее любого тренажера. Эти и многие другие «инновационные» спортивные решения показали не только готовность людей заниматься без дополнительной мотивации в виде компании, с которой они ходили в спортзал, но и увеличили популярность здорового образа жизни в самой агрессивной для этого среде. По мнению большинства психологов и тренеров, дома человеку тяжелее всего заставить себя тренироваться из-за наличия огромного количества отвлекающих факторов и отсутствия внешней мотивации в виде других «спортивных» людей. Пандемия опровергла эту парадигму, так как спорт стал одной из самых популярных тем для обсуждения и самым популярным времяпрепровождением во время самоизоляции.

Помимо людей, которые занимались спортом самостоятельно, с проблемой организации занятий столкнулись и учебные заведения. Как в школах, так и в университетах проведение полноценных уроков и пар

по спортивной подготовке вызвали наибольшее количество вопросов. Ни одна программа не рассчитана на освоение элементов и поддержание здорового духа на расстоянии. Более того, бессмысленными оказались и техники безопасности, годами вырабатываемые министерством спорта и педагогическими кругами: преподаватели не могли контролировать упражнения каждого ученика из-за ограниченности технических возможностей с обеих сторон процесса. [8] Встал огромный вопрос: как проводить занятие безопасно для группы учеников и возможно ли это. Так как единой системы перехода на дистанционное образование на данный момент в мире не существует, каждое учебное заведение разработало свою стратегию. Больше всего пострадали учащиеся заведений, где преподаватели отказались от проведения реальных тренировок в пользу тестов: у многих возник вопрос, если спорт не так важен, что его можно вычеркнуть из программы, заменив на прохождение тестов и написание докладов, есть ли смысл сохранять учебные часы за подобным предметом в будущем? Однако, из-за несовершенства дистанционной образовательной системы - здоровье учащихся действительно оказалось в реальной опасности: отсутствие свежего воздуха и прогулок на солнце, постоянное сидячее положение перед экраном и отсутствие принуждения к тренировкам подталкивают самую неорганизованную часть общества - школьников к заболеваниям опорно-двигательной системы, а также ухудшению зрения. [5] В данной ситуации всех школьников и причины их отношения к спорту можно разделить на две условные группы:

1. Сосредоточены на учебном процессе и стремятся выполнить все задания, сдать контрольные и подготовиться к экзаменам, поэтому не видят смысла в трате драгоценного времени на тренировки.

2. Равнодушно относятся к учебному процессу из-за отсутствия жесткого контроля со стороны преподавателей и родителей, предпочитая сериалы, игры и прочие хобби: лишь маленький процент этих ребят увлекаются спортом и будет тренироваться самостоятельно.

Помимо этого, выросла нагрузка и на студентов: если раньше только часы физической подготовки, поставленные в расписание, заставляли надеть спортивную форму и выполнить упражнения, необходимые для молодого организма, то в сложившихся обстоятельствах, тренировки были забыты. Исключение составляют молодые люди, которые ранее занимались самостоятельно и те, кто ранее не мог найти время или силы на подобное времяпрепровождение. Однако, процент таких случаев в России довольно незначительный. [6]

В других учебных заведениях обратились к старой доброй технике, придуманной еще в СССР: проведение тренировок с помощью аудио инструкций - преподаватель разрабатывает план занятия на бумаге, прописывая все действия, которые должен выполнить обучающийся, а также комментарии по безопасности и частоте повторений, записывает в аудио - формате «тренировку» и отправляет ученикам. Дополнительной мерой контроля стало обязательное видео, которое должны были прислать тренеру студенты или школьники. Так учитель имеет возможность отметить присутствующих и проконтролировать процесс тренировки и их эффективность. Преподаватели малых групп стали использовать возможность групповых видеочатов, когда занятие студентов просматривается в режиме реального времени и контролируется аналогично. Однако, ни учащиеся, ни преподаватели не оказались на 100% подготовлены к такой ситуации: в большинстве семей, где есть два и более обучающихся не хватает техники и помещения для занятий, а педагоги не знакомы с системами, которые могут предоставить возможность для проведения занятий - онлайн платформами и приложениями. Сложно сказать, упущение это системы образования или яркое отражение экономической ситуации той или иной страны, однако на это следует обратить внимание не только руководителям учебных заведений, но и более вышестоящим органам. В силу того, что на сегодняшний день эпидемия не сбавляет обороты, а вирусологи прогнозируют то мутацию вируса, то вторую волну заболеваемости - решение этим вопросам необходимо найти для сохранения здоровья у пока еще здоровой части молодого поколения. Наиболее эффективным подходом к

организации занятий на данном этапе является система именно аудио формата, так как прописанный план способствует не только эффективности и результативности тренировки, но и исключает возможность возникновения технических проблем или пауз во время занятия. Обучающийся имеет возможность выполнить упражнения в течение дня: даже с одним компьютером на пятерых школьников в семье, подобное задание остается вполне выполнимым. Помимо этого, ученик приобретает дополнительную базу для тренировок в не учебное время, что является бесспорным преимуществом.

Карантин также поставил жесткие ограничения для тренировок профессиональных спортсменов, которые не просто лишились соревнований на весенний и летний сезон, но и потеряли возможность тренироваться в специально оборудованных спортивных комплексах. Не у каждого на заднем дворе стоит огромный бассейн, тренировочное поле или даже обыкновенный турник. Вопрос, однако, решили по профессиональному креативно. Большинство спортсменов тренируются дома, используя не только подручные инструменты, но и придумывая новые «тренажеры». Так, легенда тенниса Роджер Федерер тренируется отбивать мяч о стену дома, знаменитый российский скалолаз Станислав Кокорин предпринял попытку устроить скалодром на кухне, делал штангу из сумок с кубками и бутылками воды, а олимпийская чемпионка в синхронном плавании Шарон ван Раувендал тренируется в надувном бассейне. [3] [7] И подобных примеров много. Лишь маленькому проценту профессиональных спортсменов повезло и им предоставили в личное пользование каток, бассейн или их дом уже был оборудован местом для тренировок в соответствии с требованиями и потребностями соответствующего роду деятельности виду спорта. Однако, не только отсутствие инвентаря сильно ударило по чемпионам и будущим участникам олимпийских игр: спортивные психологи говорят об ухудшении психологического состояния спортсменов. [4] Сложно представить, какие чувства испытывают те люди, кто готовился весной или летом побороться за важные для карьеры и личности медали и кубки. Месяцы и годы тренировок, которые были в один момент приостановлены из-за вируса на неопределенный период времени, а также целые сезоны, вычеркнутые из биографии. Спортсмены рискуют выйти из режима тренировок: мало того, что неизвестное будущее заставляет потерять из виду ориентиры, к которым человек двигается на протяжении большого периода времени, так еще и отсутствие возможностей для поддержания спортивной формы расшатывает волю не хуже соблазнов. Начали появляться идеи намеренного заражения спортсменов для ускорения их выхода с карантина, однако они были отвергнуты вирусологами: заболевший один раз, не приобретает иммунитет Психологи рекомендуют в это время отвлечься на другие занятия, которые, несомненно, присутствуют в жизни каждого человека, но и использовать любые возможности для сохранения в основной сфере деятельности.

Психологические риски в сложившейся ситуации следуют абсолютно за каждым жителем Земли: неизвестность пугает, мировая экономика рушится, система образования теряет свои позиции. В подобное время именно спорт может стать панацеей, как бы громко это ни звучало. Спорт позволяет человеку отвлечься от повседневных проблем и тяжелых мыслей, помогает очистить сознание и сосредоточиться на себе и том, что доставляет удовольствие. [1] Перед тренировкой напряжение, накопившееся за день, концентрируется в человеке максимально и возникает стойкое нежелание что-либо делать, а соблазн лечь на диван или в теплую ванну силен как никогда. Однако на протяжении занятия, не только все мышцы тела приходят в долгожданное движение, наполняя тело чувством приятной усталости, но и сознание проясняется. Упражнения требуют сосредоточенности на себе и своих желаниях и потребностях, а не на проблемах внешнего мира. Человек остается наедине с собой и своим телом, разговаривает с ним и проводит лучшую целительную беседу, даже если тренировка групповая или с тренером. Утренние упражнения готовят ко всему, с чем каждый сталкивается на протяжении дня. Пробуждая тело, спортсмен заставляет пробудиться и сознание, подготавливая его к работе. А

перерывы на легкие упражнения в выполнении каких-либо задач дают возможность для лучшей концентрации, позволяют увидеть новые решения и поддерживают тонус организма более продолжительное время. Сегодня имеется огромное количество возможностей, чтобы сохранять спортивный дух и образ жизни даже в сложившихся обстоятельствах.

Коммерческий спорт развивается и набирает обороты в социальных сетях и на онлайн платформах: огромное количество онлайн курсов и тренеров «по видеосвязи» появилось за последние два месяца. В силу ослабления экономики - стоимость на подобные услуги снижается с целью увеличения спроса, и они становятся доступными для большего количества людей. Как уже упоминалось в начале статьи, спорт стал популярным видом времяпрепровождения в условиях карантина. А онлайн-курсы и личные тренеры являются наилучшим решением вопроса домашней физической подготовки по целому ряду причин:

1.Не пропадает мотивация. Если человек заплатил деньги за продукт, шанс, что он отложит его в дальнюю папку на жестком диске уменьшится в разы. Онлайн - тренер же не хуже живого замотивирует не пропускать тренировки и поддерживать минимальный спортивный режима.

2. Безопасность. Практически любой онлайн-курс, приобретаемый в сети интернет, был прописан профессиональным тренером или спортсменом. Конечно, уже стали появляться мошенники и в этой сфере, но именно известность людей, которые предоставляют подобные услуги, может сыграть неплохую службу в выявлении обмана. Тренер также заранее готовит курс упражнений, который не просто выполняет одновременно с тренирующимся, но и контролирует выполнение в режиме реального времени, не позволяя совершить ошибки и получить травмы.

3. Практическая применимость. Курсы и тренировки рассчитаны на людей с самой различной спортивной подготовкой: таким образом, имеется возможность заниматься с нуля или продолжить тренировки -создатель будет ориентироваться на тот спрос, что ему представит аудитория.

4. Доступность. Видеокурсы не требуют никакой подготовки, долгих поездок в спортзал или освоения сложных платформ. Кроме того, они собирают в себе лучшие упражнения и методики, с которыми знакомы настоящие профессионалы в спорте. Зачастую люди стремятся сэкономить и изучают тысячи видео в хостингах, читают посты и статьи на тему прокачивания своего тела до невероятных форм, упуская такие составляющие как спортивное питание, степень допустимой нагрузки, а также комплексность тренировок. [2] Приобретая услугу, человек решает сразу все эти проблемы при минимуме усилий по подготовке к занятиям.

5. Популярность. Именно эта составляющая позволяет быстро найти отзывы о том или ином тренере, или курсе, понять, что именно необходимо клиентам и постоянно развивать данную сферу.

Кроме инструкторов и спортсменов профессиональной лиги, домашние тренировки стали популярной темой у видео - блоггеров - завсегдатаев интернета с огромной аудиторией: они не только проводят занятия вместе с подписчиками, приглашая знаменитостей к себе на эфиры, но и тренируются самостоятельно, посвящая людей в эту сторону своей жизни. Мотивация от подобного контента неоспорима: среднестатистический подписчик стремится быть похожим на кумира или приблизиться к «картинке» им создаваемой на экране настолько, что следует советам и развивается в заданном векторе. Помимо онлайн - тренировок можно также выделить в качестве удачного решения литературу по спортивным занятиям в домашних условиях. Она также проста в использовании, содержит подробные инструкции по выполнению упражнений, а также является готовым курсом по освоению той или иной части собственного тела и возможностей. В целом, контента по спортивной адаптации в домашних условиях на сегодняшний день огромное количество и с началом пандемии он приобрел дополнительную точность, сформированность и направленность мысли. Это уже не те спортивные

каналы, которые смешивали различные упражнения в своих видео, подталкивая подписчиков прокачивать лишь одну часть тела и обещая чудесный результат без какой-либо обоснованности.

С наиболее серьезными проблемами столкнулись люди, которые до карантина находились в реабилитационных центрах или проходили курсы восстановления после получения травм, в том числе и спортивных. [3] Они были направлены домой с рекомендациями от экспертов и программами тренировок, однако ничто не заменит ни профессиональное наблюдение врача, ни аппараты, которые способствовали процессу. В данном случае пациентам пришлось не только бороться с внутренними страхами и неуверенностью в восстановлении самостоятельно, без помощи психологов, но и собрать силу воли в кулак, чтобы заниматься самостоятельно. Это дополнительный стресс для тех, кто уже пережил ужасные события в жизни. Однако, иных вариантов для спортсменов не осталось, так как оборудование довольно сложно приобрести, чтобы иметь дома на всякий случай собственный реабилитационный центр, а присутствие врача или психолога рядом с пациентами подвергли бы опасности обе стороны.

Карантинные меры отразились на жизни всего человечества и повлекли за собой коренные изменения во многих сферах. Спорт не стал исключением. Разные категории занимающихся по-разному отнеслись к ситуации: одни перестали упражняться совсем, другие обратили свой взор на спорт впервые. Однако, каждый в той или иной степени решил для себя вопрос домашних тренировок. Учебные заведения и профессиональные спортсмены были вынуждены найти для себя решение проблемы адаптации привычных занятий к установленным ограничениям. Появилось огромное количество психологических проблем, которые ранее решались психологами и тренерами, командой или наставниками. Сейчас каждый остался наедине со своей силой воли и стремлением к целям: будь то сохранение конкурентоспособной физической формы или поддержание здоровья. [4] В целом, вся сфера спорта вступила в новый цикл своего развития: в ближайшее время будут разрабатываться не только соответствующие сложившимся условиям методики преподавания физической культуры, практики тренировок олимпийского резерва и профессиональных спортсменов, но искаться пути спасения от банкротства коммерческих предприятий: спортивные залы, бассейны, тренажерные залы и стадионы переживают не лучший экономический период и, если они не смогут найти решение текущих проблем, скорее всего, после снятия карантина нас ожидает спад физической активности населения. Неизвестность будущего способствует развитию всей сферы с неожиданной стороны: дает ей шанс открыть новые возможности для своих последователей и раскрыть потенциал значительно большего количества людей. Уже сегодня положено результативное начало этого процесса и среди спортсменов, и среди обычных людей: с каждым днем придумывается все больше методик домашних занятий спортом, имеющих научное и практическое применение. Однако, переживет ли спорт пандемию вируса без потерь в спортсменах и физической форме всего населения зависит от каждого занимающегося, а огромное количество внешних мотиваторов поспособствуют оптимистичному завершению этого цикла.

Список использованной литературы:

1. Мэт Фицджеральд, «Как сильно ты этого хочешь? Психология разума над телом». Издательский дом: Манн, ISBN: 978-5-00117-458-5, 2019 год

2. «Правильное питание и регулярные тренировки, как начать и не бросить, психология фитнеса и диет, методика «Размер/Квартал»», Гончаров Л., 2018

3. Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640: https://rsport.ria.ru/20200408/1569732445.html

4. «Спорт-Экспресс Интернет» электронное периодическое издание. Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-77886 от 10.02.2020 года. Учредитель АО «Спорт-Экспресс». Главный редактор — Максимов М.А.: https://www.sport-express.ru/others/reviews/kak-sportsmenam-perezhit-samoizolyaciyu-i-karantin-iz-za-koronavirusa-sovety-psihologa-1659142/

5. «Теоретическое обеспечение учебного процесса по физической культуре студентов вуза», Каргаполов В.П., Хотимченко А.В., 2019.

6. «Теория и методика обучения физической культуре», Тиссен П.П., Ботагариев Т.А., 2019.

7. ТАСС, информационное агентство (св-во о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати): https://tass.ru/sport/8086341

8. «Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров)» / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.