манды.
2. Разработанные комплексы упражнений для совершенствования технико-тактических действий связующих игроков при выполнении вторых передач показал положительную динамику в соревновательной деятельности связующих игроков на всех этапах игрового сезона 2018-2019, так количество атак на организованном блоке соперника снизилось с 370 до 285, а количество атак при неактивном сопротивлении и без сопротивления соперника выросло с 151 до 247 и с 13 до 34 соответственно. Командная результативность игроков в нападении прямо пропорционально зависит от количества выигранных партий и увеличивается с 42,7% до 53,3%, при этом не всегда выигрыш одной конкретной партии означат успех во всем матче в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврамова, Н.В. Совершенствование спортивной подготовки волейболисток 15-17 лет на основе коррекции ведущих технических приемов / Н.В. Аврамова, А.И. Кардашевский, Е.Г. Кожевникова // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Том 14, № 3. - С. 42-47.
2. Гераськин, А.А. Подготовка связующих игроков в волейболе : учебное пособие для студентов, специализирующихся по волейболу / А.А. Гераськин. - Омск : [б. и.], 2002. - 83 с.
3. Зборовский, П.А. О взаимосвязи показателей точности и силы в волейболе / П.А. Зборовский // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы : научные труды кафедры лёгкой атлетики ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та. - Майкоп, 2005. - С. 198-206.
4. Хорева, Ю.А. Психологическое влияние сбивающих факторов на соревновательную деятельность волейболистов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Хорева Юлия Александровна. -Москва, 2015. - 24 с.
5. Эртман, Ю.Н. Совершенствование точности подач квалифицированных волейболисток с использованием технических средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Эртман Юрий Николаевич. - Омск, 2015. - 23 с.
REFERENCES
1. Avramova, N.V., Kardashevsky, A.I. and Kozhevnikova, E.G. (2019), "Improvement of sports training of volleyball players aged 15-17 years on the basis of correction of leading technical techniques", Psychological-pedagogical and medico-biological problems of physical culture and sport, Vol.14 No.3. pp. 42-47.
2. Geraskin A.A. (2002), Preparation of connecting players in volleyball, manual, Omsk.
3. Zborovsky, P.A. (2005), "On the relationship of accuracy and strength indicators in volleyball", Problems ofphysical education and sports: realities and prospects: scientific works of the department of athletics of institute of physical culture and judo of the Adyghe State University, Maykop, pp. 198-206.
4. Khoreva, Yu.A. (2015), Psychological influence of knocking factors on the competitive activity of volleyball players, dissertation, Moscow.
5. Ertman, Yu. N. (2015), Improving the accuracy of serves of qualified volleyball players using technical means, dissertation, Omsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2020
УДК 796.56
АНАЛИЗ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И ДИСТАНЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ В ПЕРИОД
САМОИЗОЛЯЦИИ
Анна Михайловна Яблонских, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В связи со сложившейся ситуацией, связанной с пандемией коронавируса, согласно указам Президента Российской Федерации "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", был объявлен режим самоизоляции, сопровождающийся закрытием спортивных школ и перехода на дистанционную работу. Цель исследования: провести анализ средств и методов дистанционной подготовки и контроля психофизиологического состояния на примере спортсменов-ориентировщиков в период самоизоляции. В данной статье предложены средства дистанционной подготовки, направленные на поддержание общей физической подготовки, внутренней мотивации, а также представлен тренинг, направленный на управление временным ресурсом, в режиме многозадачности. Представлены результаты исследования психофизиологического состояния спортсменов-ориентировщиков «до» и «во время» самоизоляции, опирающееся на данные электронного дневника самоконтроля, созданный в таблицах Google. По данным результатов выявлено, что ограничение двигательной активности и отсутствие возможности бывать на улице повлияло на снижение аппетита и ухудшение засыпания. В связи, с неожиданно быстрым переходом на дистанционное обучение, возникла острая необходимость теоретического переосмысления вопросов связанных с преподавательской, тренировочной и спортивной деятельностью.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психологическая подготовка, общая физическая подготовка, средства и методы контроля и спортивной подготовки, самоизоляция, пандемия, коронавирус, ментальная тренировка, психофизиологическое состояние, онлайн-тренировка, спортсмены-ориентировщики.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p535-541
ANALYSIS OF MEANS AND METHODS OF CONTROL AND REMOTE PREPARATION OF ATHLETES IN ORIENTEERING IN SELF-INSULATION
Anna Mikhailovna Yablonskikh, the post-graduate student, Ural State University of Physical
Culture, Chelyabinsk
Abstract
In connection with the current situation related to the coronavirus pandemic, according to the decrees of the President of the Russian Federation "On the announcement of non-working days in the Russian Federation", a self-isolation regime was announced, accompanied by the closure of sports schools and the transition to remote work. Purpose of the study: to analyze the means and methods of distance training and monitoring the psychophysiological state on the example of orienteering athletes during the period of self-isolation. This article proposes distance-training tools aimed at maintaining general physical fitness, internal motivation, and it provides training aimed at managing the temporary resource in multitasking mode. The results of the study of the psychophysiological state of orienteering athletes "before" and "during" self-isolation, based on data from the electronic self-monitoring diary created in Google tables, are presented. According to the results, it was found that the restriction of motor activity and the inability to be on the street affected the decrease in appetite and the deterioration of falling asleep. In connection with the unexpectedly rapid transition to distance learning, there was an urgent need for the theoretical rethinking of issues related to teaching, training and sports activities.
Keywords: distance learning, psychological training, general physical training, means and methods of control and sports training, self-isolation, pandemic, coronavirus, mental training, psychophysiolog-ical state, online training, orienteering athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с февраля 2020 года в мире сложилась уникальная эпидемиологическая ситуация по коронавирусу, объявленная пандемией и обусловленная тем, что населению планеты одновременно угрожает вирус COVID-19 - заболевание, влияющее на дыхательную систему человека, передающийся воздушно-капельным путем (кашель и чихание) и контактным путём через (прикосновения) [4]. К тому же, на официальном сайте Министерства Здравоохранения Российской Федерации (РФ), отмечено, что в настоящее время средства специфической профилактики не разработаны [3]. Согласно указу Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 "Об объявлении в российской феде-
рации нерабочих дней". В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Позже, вторым указом Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 года, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), срок нерабочих дней был продлен до 30 апреля 2020 года [1, 2].
В обращении Министра спорта Челябинской области Л.Я. Одера от 26 марта 2020 года в связи с пандемией коронавируса сказано, что с 26 марта на территории Челябинской области отменено проведение всех спортивно-массовых мероприятий, закрыты все организации и спортивные объекты, осуществляющие спортивную подготовку детей. В этом же обращении, Министр спорта обратился непосредственно к детским тренерам, чьи воспитанники временно не смогут ходить на тренировки, поддержать их, и быть на связи с ними и с их родителями [5]. В связи с тем, что на Территории РФ объявлен режим самоизоляции с ограничением выхода из дома, назрела необходимость быстрого реагирования с целью пересмотра методов и средств обучения и организации тренировочного процесса, а также создались условия для внедрения дистанционных методов подготовки спортсменов.
Дистанционное обучение существует уже не первый год и успешно используется в различных образовательных программах, в основном направленных на теоретическую подготовку и как дополнительное средство к физической или спортивной подготовке, когда есть возможность выходить на улицу, посещать стадионы, спортивные секции.
Однако в режиме самоизоляции дистанционный метод обучения и спортивной подготовки приобретает несколько другой характер, в связи, с чем появляется необходимость пересмотра средств и методов спортивной и физической подготовки в домашних условиях. К тому же выяснилось, что не все тренеры готовы и имеют навыки дистанционной работы, и ориентации в онлайн пространстве. Что в свою очередь усложняет быстрый и качественный переход на дистанционные платформы.
Все вышеперечисленное актуализирует проблему исследования. С одной стороны, необходимо расширять и совершенствовать арсенал средств и методов физической и спортивной подготовки в ограниченных условиях передвижения, а с другой стороны необходимо расширять тренерские возможности, обучая их, использовать в своей работе доступные дистанционные средства. Цель исследования: провести анализ средств и методов дистанционной подготовки и контроля психофизиологического состояния на примере спортсменов-ориентировщиков в период самоизоляции.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Период самоизоляции спортсменов-ориентировщиков пришелся на предсоревно-вательный период, когда в спортивной подготовке должен преобладать большой объем бега, способствующий развитию общей и специальной выносливости. В теории спорта спортивная подготовка рассматривается, как тренировочный процесс, синтезирующий устойчивый порядок и общую последовательность, состоящую из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовки.
В связи с тем, что режим самоизоляции лишает спортсменов-ориентировщиков возможности осуществлять тренировки, используя бег по пересеченной местности то, остается возможность заниматься общей физической подготовкой, идеомоторной тренировкой, аутотренингом и дыхательными упражнениями в режиме онлайн. Для тренировки и занятий онлайн мы использовали платформу 2оош.ш.
Для общей физической подготовки нами был выбран комплекс йоги, направленный на силовую подготовку, развитие гибкости, укрепление связок, совершенствование координационных способностей и дыхательной системы. В связи с тем, что не у каждого в домашних условиях есть место для подвижных занятий с использованием прыжков и бе-
га, то комплекс йоги хорошо подходит всем, так как все упражнения выполняются на площади равной коврику для йоги. Так же, с переходом спортсменов-ориентировщиков на школьное дистанционное обучение, стала чувствоваться нехватка времени и возможность выбрать время для занятий физической подготовкой. Поэтому, нами был проведен онлайн-тренинг по «тайм-менеджменту», где спортсменам была предложена техника «помидора» (Франческо Чирилло, конец 1980-х годов), которая позволяет научиться концентрировать свое внимание на чем-то одном в режиме многозадачности. Основная идея техники, работать короткими этапами. Например: 25 минут работы, затем - 5 минут перерыв. Перерыв предполагает полную смену деятельности. Чередование работы и перерывов, три-четыре повтора. Затем сделать длинный перерыв 30 минут.
Для поддержания внутренней мотивации и боевого духа, мы использовали ментальный тренинг «Языковые фреймы», позволяющий произвести сдвиг в «расстановке акцентов», когда фокус внимания направляется от проблемы на поиск ресурсов и путей решения. Тренинг основан на технике замены слов «но» или «да, но...», на словосочетание «даже, если» [6]. Привычка использовать «но» и «да, но...», способствуют обесцениванию и уменьшают уверенность в своих силах к достижению чего-либо. Эти слова направляют внимание на «невозможность» и трудность. Например: «Я знаю, что мне нужно качать пресс, но у меня нет времени», «Я должен выступить на конференции, но я боюсь выглядеть смешным перед аудиторией». Однако, если заменить на словосочетание «даже если», то происходит смена смысла. Например: «Я буду качать пресс, даже если у меня нет времени», «Я выступлю на конференции, даже если я боюсь выглядеть смешным перед аудиторией».
В качестве средства контроля психофизиологического состояния спортсменов-ориентировщиков нами был использован «дневник самоконтроля».
Еще до начала объявления пандемии, нами был разработан электронный дневник самоконтроля, с использованием таблиц Google. Начиная с декабря 2019 года, спортсме-ны-ориентировщики начали вести электронный дневник самоконтроля, представленный на рисунке 1. Преимущество таблиц Google, заключается в возможности для коллективной работы над одним файлом удаленно и вся информация в таблицах Google доступна из любого места, где есть интернет, а на мобильных устройствах можно работать с таблицами в режиме офлайн (без интернета).
■L Дневник Самоконтроля й В щ ЯЯР
Файл Изменить Вид Вставка Формат Данные Инструменты Дополнений Cnpas
© 7> 10014 - р. ?б ,0_ .00 123- Arial .10 т В / 4 А | |
_] * ! С D I £ F G Н I
1
2 01.04.20 02.04.20 03.04.20 04.04.20 0s.04.20 06.04 20 07.04.20 00.04.20 09.04.20 10.04.20 11.04.20
3 м 2,2,2/1/2 1,2,2/1/2 2,2,2/1/3 2,2,1/2/2 2,2,2/1/2 2,3,3/3/2 1,1,1/1/2 1,1,1/1/1 1,1,1/1/1 2,2,2/2/2 2,3,3/3/2
4 А: 2.3.2/2/1 3,3.3/2/2 3,1,2/1/1 3,2,3/1/1 2.2.2/2/1 3,3,2/3/1 2,1,2/2/3 3,3,2/1/1 1.2.2/1/1 1,1,2,2,1 2.2.1/1/2
5 ч. 3,3,3/3/2 2,3,2/2/1 2,3,3/3/2 2,3,3/3/1 2,1,2/2/2 2,3,2/2/2 1,2,2/3/1 2,2,2/2/2 1,2,1/2/1 2,2,21212 3,3,213/2
6 А. 2,3,3/2/1 1.3.3/2/1 3,3.1/1/2 1.3,3/2/1 1.3.2/2/2 1,3.3/2/1 1.3,2/3/2 1.3,2/1/1 1,3.1/1/1 1.1,3/1/1 1/2/2/1/2
7 8 Г Б. 2,3,2/2/1 3,3,3/3/3 1,3,2/2/1 2,3,2/2/2 1,2,1/2/1 3,3,3/2/2 3,2,3/212 3,1,2/1/2 1,3,2/2/1 1,2,2/2/1 2,2,2/2/2 2,3,2/2/1 1,2.3/3/1 2,3,3/2/1 3,3,3/3/3 2,3,3/3/2 1,3,2/2/2 3,3,1/2/3 2,2.2/2/2 3,2,3/2/3 2,3,2/2/3 3,3,1/1/3
9 3. 2/3/2/2/2 2,2,2/2/2 2,3,2/2/3 2,3,1/2/3 1,3,2/2/2 1,3,2/2/3 1,3,1/2/2 3,3,2/2/2 1,3,2/2/2 2,3,2/2/2 2,2,2/2/2
10 R 3,3,3/3/1 3,3,3/3/2 3,3,3/2/2 3,3,3/2/3 2,3,2/2/3 3,3,2/2/2 2,3,3/3/2 2,3,3/2/3 2,2,2/2/3 1,1,2/2/2 3,3,1/2/2
11 Е. 3,3,3/3/2 1,2,3/3/3 2,2,2/3/2 3,2,3/3/2 2,2,2/3/3 3,2,2/2/3 1,3,2/3/2 3,3,3/3/2 1,2,2,3,3 2,2,1/1/2 3,2,2/1/2
12 Б. 2,1,2/2/2 2,2,2/2/3 2,2,3/2/2 2,2,2/2/2 2,2,1/1/2 2,2,1/2/2 3,3,1/2/2 2,3,2/2/2 2,1,2/2/2 1,3,3/3/2 1,1,2/2/2
13 С. 2,2,3/1/2 1.2,2/2/1 2,1.2/1/2 2,2,2/3/1 2.2.1/2/2 1,2.2/2/2 3.2,2/1/2 1,2,2/1/1 1,1,2/2/1 2,1,1/2/2 2.2.1/1/2
14 С. 3,2,2/2/1 3,1,1/1/2 3,3,2/1/2 2,2,1/1/1 3,2,3/1/3 1,3,3/2/3 2,2,1/1/3 3,3,1/1/2 1,1,1/1/1 1,2,1/1/1 2,3,2/2/1
IS I
+ = Апрель ' Март *
Рисунок 1 - Дневник самоконтроля спортсменов-ориентировщиков в таблице Google
Дневник самоконтроля содержал следующие критерии для субъективной оценки своего состояния: сон оценивался по трем параметрам: засыпание, собственно сон и пробуждение (на сколько выспался); аппетит; желание тренироваться. Каждый критерий было предложено оценивать по трехбалльной шкале, где: 1 - плохо; 2 - так себе; 3 - хорошо.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ГБУДО «ОДЮСШ» г. Челябинска. Контингент исследования составили 12 спортсменов-ориентировщиков.
Для определения психофизиологического состояния нами были использованы данные электронного дневника самоконтроля. Обработка данных выполнена в электронной таблице ЫЪгеОШсеСак. Статистическая значимость была определена по "-критерию Вилкоксона для зависимых выборок с надежностью Р = 0,95. Нами были проанализированы данные за два периода. Первый период, до самоизоляции, с 15 января по 25 марта (71 день). Второй период, во время самоизоляции, с 26 марта по 14 апреля (19 дней). Несмотря на то, что второй период достаточно короткий по сравнению с первым, нам все-таки удалось выявить тенденцию влияния самоизоляции на сон, аппетит и желание тренироваться у спортсменов-ориентировщиков.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные по качеству засыпания спортсменов-ориентировщиков «до» и «во время» самоизоляции, у 9 спортсменов демонстрируют ухудшение засыпания, а у троих показатели улучшились. По итогам расчетов значений "набл = 7 < "кр = 15, из этого следует, что различия результатов засыпания «до» и «после» статистически значимы.
По результатам соотношения качества самого сна испытуемых «до» и «во время» самоизоляции. У 8 спортсменов наблюдается снижение качества сна, а у четверых - стал лучше. По итогам расчетов значений "набл = 23 < "кр = 15, различия результатов по качеству сна «до» и «после» статистически не значимы.
По результатам соотношения качества пробуждения, то есть, насколько испытуемый чувствует себя выспавшимся, «до» и «во время» самоизоляции, пять спортсменов стали хуже высыпаться, у двоих - ничего не изменилось, и пять спортсменов стали высыпаться лучше. По итогам расчетов значений "набл = 22 < "кр = 7. Делаем вывод, что различия результатов пробуждения «до» и «после» статистически не значимы.
Данные, по критерию аппетит испытуемых «до» и «во время» самоизоляции, у 8 участников исследования показывают снижение аппетита, у троих - улучшение, один участник без изменения данных. По итогам расчетов значений "набл = 11,5 < "кр = 12, различия результатов аппетита «до» и «после» статистически значимы.
По итогам данных критерия «желание тренироваться» «до» и «во время» самоизоляции, у 9 спортсменов-ориентировщиков прослеживается снижение уровня желания тренироваться, у троих желание тренироваться увеличилось. Однако, по "-критерию различия уровня желания тренироваться «до» и «после» статистически не значимы. Итоги расчетов значений "набл = 18,5 < "кр = 15.
Таким образом, опираясь на данные дневника самоконтроля можно сделать вывод, что самоизоляция никак не отразилась на самом сне, на чувстве «выспались», и на желании тренироваться. Статистически значимые различия демонстрируют засыпание и аппетит. Далее, нами был построен график по средним показателям за каждый день, по критерию «желание тренироваться» с первого дня самоизоляции (26 марта) по 14 апреля, который демонстрирует волнообразный уровень показателей. На рисунке 2 видно, что показатели вырастали в день онлайн-тренировки.
оооооооооооооооооооо
CSCSCSCSCSCSCSCSCSCSCSCSCS<N<N<N<N<N<N<N
оооооооооооооооооооо ^KoocKö-H-HCsrn^vS^KoocKö-HCscn^t <N<N<N<NpnpnOOOOOOOOO^^^^^
Даты
Рисунок 2 - График среднего ежедневного показателя (в баллах) «желание тренироваться» в периоды онлайн-
тренировки
Так же на данном графике виден не равномерный график онлайн-тренировок. В какой-то период перерыв один день, а в какой-то три дня. Это как раз демонстрирует еще одну социальную проблему невозможности перехода на дистанционную работу одновременно всех. Проблема дистанционного обучения связанна с наличием одного компьютера в семье, а при наличии двух учащихся и родителей, которые также перешли на «удален-ку», спланировать время выхода в эфир становится проблематичным.
ВЫВОД
Подводя итог всему вышеизложенному, можно прийти к заключению, что в теоретическом плане режим самоизоляции в период пандемии коронавируса 2020 года способствует переосмыслению вопросов связанных с преподавательской, тренировочной и спортивной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней : Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 // Гарант : [сайт]. - URL : https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1333808/ (дата обращения: 12.04.2020).
2. О продлении нерабочей недели до конца апреля : Указ Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 года // URL : http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-ot-2-aprelja-2020-goda-o-prodlenii-nerabochei-nedeli-do-konca-aprelja-02-04-2020.html (дата обращения: 12.04.2020).
3. Информация о коронавирусной инфекции для медицинских работников // Минздрав России : [сайт]. - URL : https://www.rosminzdrav.ru/ministry/med_covid19 (дата обращения: 12.04.2020).
4. Коронавирус - симптомы, признаки, общая информация, ответы на вопросы // Минздрав России : [сайт]. - URL : https://covid19.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 12.04.2020).
5. Обращение Министра спорта Челябинской области Л.Я. Одера в связи с пандемией коронавируса // URL : http://www.chelsport.ru/Publications/News/Show?id=4782 (дата обращения: 12.04.2020).
6. Дилтс, Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 256 с.
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation of March 25, 2020 № 206 "On the announcement of non-working days in the Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1333808/.
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 239 of April 2, 2020 "On the extension of a non-working week until the end of April", available at: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-ot-2-aprelja-2020-goda-o-prodlenii-nerabochei-nedeli-do-konca-aprelja-02-04-2020.html.
3. Information on coronavirus infection for medical personnel, available at: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/med_covid19.
4. Coronavirus - symptoms, signs, general information, answers to questions - Ministry of Health of Russia, available at: https://covid19.rosminzdrav.ru/.
5. Address by the Minister of Sports of the Chelyabinsk Region L. Ya. Oder in connection with the coronaviruspandemic, available at: http://www.chelsport.ru/Publications/News/Show?id=4782.
6. Dilts, R. (20130, Sleight of Mouth. The Magic of Conversational Belief Chandu, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2020
УДК 796.323.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ ПРИ БРОСКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Елена Евгеньевна Яворская, кандидат педагогических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Анна Геннадьевна Родионова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Хабаровский государственный университет экономики и права; Елена Александровна Колиненко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Светлана Юрьевна Власенко, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация
В тренировочном процессе для улучшения качества техники игры специалисты баскетбола рекомендуют применять разнообразные технические средства. Тренажеры для обучения и совершенствования бросковых движений необходимы особенно юным спортсменам, уделяющим особое внимание своим снайперским способностям. Спектр их применения достаточно разнообразен, от развития необходимых физических качеств до обучения и контроля за техникой выполнения спортивного упражнения. Настоящая статья посвящена оптимизации структуры двигательных действий в интересах повышения точности движений с применением технических средств при обучении и совершенствовании броска мяча в баскетболе. Описываются характеристики, назначение тренажеров, применяемых для обучения и совершенствования бросковых движений юных баскетболистов.
Ключевые слова: юные баскетболисты, бросок мяча, технические средства, техника броска, искусственные условия, обучение технике броска, совершенствование бросковых движений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p541-544
USE OF TEACHING EQUIPMENT IN BASKETBALL FOR THROWING TRAINING
OF YOUNG ATHLETES
Elena Evgenievna Yavorskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Anna Gennadievna Rodionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Khabarovsk State University of Economics and Law; Elena Aleksandrovna Kolinenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Far Eastern State Academy Physical Education; Svet-lana Yuryevna Vlasenko, senior lecturer, Pacific State University
Abstract
In the training process, to improve the quality of the game technique, basketball experts recommend the use of a variety of technical means. Simulators for training and improving throwing movements are needed especially for young athletes who pay special attention to their sniper abilities. The range of their application is quite diverse, from the development of the necessary physical qualities to training and monitoring the technique of performing sports exercises. This article is devoted to optimizing the structure of motor actions in the interest of improving the accuracy of movements using technical means in training and improving the throw of the ball in basketball. The characteristics, the purpose of the simulators used for training and improving the throwing movements of young basketball players are described.
Keywords: young basketball players, throwing the ball, technical means, throwing technique, artificial conditions, training in throwing technique, improvement of throwing movements.