Научная статья на тему 'Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции'

Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / COMMUNICATIONS / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / SOCIAL ISOLATION / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается вопрос экстренной перестройки традиционных коммуникативных связей в учебно-образовательном процессе вуза для эффективной организации работы по дисциплине «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», в связи с возникшими изменениями условий работы и переходом в формат социальной самоизоляции. Освещены аспекты взаимодействия между руководителем кафедры и преподавателями, между преподавателями и обучающимися. Предложенная форма коммуникативно-координационных связей позволяет максимально компенсировать и нивелировать недостаток очного взаимодействия со студентами и представляет следующие направления контактов: превентивная связь, исключающая связь, управляющая связь, координирующая связь.The article considers the issue of emergency restructuring of the traditional communicative connections in the educational process of the university for the effective organization of work in the discipline "Physical Culture and Sports" and "Elective Courses in Physical Culture and Sports", because of the changes in working conditions and the transition to the social self-isolation. The aspects of interaction between the head of the department and teachers, between teachers and students are considered below. The proposed form of communicative-coordination relations allows us to recompense and level out the lack of full-time interaction with students as much as possible and it represents the following areas of contact: preventive communication, excluding communication, managing communication, coordinating communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щадилова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции»

сравнительному принципу, основываясь на относительной сложности трасс. Критерии сложности могут применяться для установления категории сложности для трасс на естественном (скалы) и на искусственном (скалодром) рельефе. Предложенные категории соотнесены с международной системой категорирования трасс.

Настоящее исследование позволяет установить стандарты для категорирования трасс в тренировочном процессе и при организации соревнований, что позволит решить вопросы, связанные с планированием и организацией учебно-тренировочного процесса, определением уровня подготовленности спортсменов-скалолазов, организации соревнований по скалолазанию различного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетов, А. Курсы подготовщиков - за российским и международным опытом / Андрей Решетов ; Федерация скалолазания России. - Москва, 2019. - URL : http://c-f-r.ru/press/news/7016/ (дата обращения: 05.03.2020).

2. Решетов, А. МОК поддержал включение скалолазания в программу Олимпийских игр 2024 года / Андрей Решетов ; Федерация скалолазания России. - Москва, 2019. - URL : http://c-f-r.ru/press/news/6936/ (дата обращения: 20.02.2020).

3. Правила вида спорта "Скалолазание" : приказ Министерства спорта РФ от 12 апреля 2018 г. № 342 // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/71925620/ (дата обращения: 01.01.2020).

4. Шувалов, А.В. Спортограмма соревновательной деятельности скалолазов детского и юношеского возраста / А.В. Шувалов, Т.И. Баранова, Ш.З. Хуббиев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по скалолазанию. - Москва, 2019. - С. 39-46.

5. Horst, Е.1 Training for Climbing: The Definitive Guide to Improving Your Performance / E.J. Horst. - 3rd ed. - Guilford : Falcon Guides, 2016. - 352 p.

REFERENCES

1. Reshetov, Andrey (2019), "Training courses for Russian and international experience", Climbing Federation of Russia, Moscow, available at: http://c-f-r.ru/press/news/7016/.

2. Reshetov, Andrey (2019), "The IOC supported the inclusion of rock climbing in the 2024 Olympic Games program", Climbing Federation of Russia, Moscow, available at: http://c-f-r.ru/press/news/6936/.

3. Ministry of sports of the Russian Federation (2018), The rules of the sport "Rock climbing": approved by order of dated April 12, 2018 No. 342, available at: https://base.garant.ru/71925620/.

4. Shuvalov, A.V., Baranova, T.I. and Khubbiev, Sh.Z. (2019), "Sportogram of competitive activity of childhood and youth climbers", Russian Scientific and Practical Conference on Climbing, Moscow, November 26-27, рр. 39-46.

5. Horst, ЕЛ. (2016), Training for Climbing: The Definitive Guide to Improving Your Performance, Falcon Guides, Guilford, UK.

Контактная информация: parbaty@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2020

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА СОЦИАЛЬНОЙ

САМОИЗОЛЯЦИИ

Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье рассматривается вопрос экстренной перестройки традиционных коммуникативных связей в учебно-образовательном процессе вуза для эффективной организации работы по дисци-

плине «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», в связи с возникшими изменениями условий работы и переходом в формат социальной самоизоляции. Освещены аспекты взаимодействия между руководителем кафедры и преподавателями, между преподавателями и обучающимися. Предложенная форма коммуникативно-координационных связей позволяет максимально компенсировать и нивелировать недостаток очного взаимодействия со студентами и представляет следующие направления контактов: превентивная связь, исключающая связь, управляющая связь, координирующая связь.

Ключевые слова: коммуникации, студенты, физическая культура, социальная самоизоляция, дистанционное обучение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p522-527

ORGANIZATION OF COMMUNICATION LINKS IN THE UNIVERSITY

FOLLOWING THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" UNDER THE CONDITIONS OF THE MODE OF SOCIAL SELF-INSULATION

Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian

University of Transport, Moscow

Abstract

The article considers the issue of emergency restructuring of the traditional communicative connections in the educational process of the university for the effective organization of work in the discipline "Physical Culture and Sports" and "Elective Courses in Physical Culture and Sports", because of the changes in working conditions and the transition to the social self-isolation. The aspects of interaction between the head of the department and teachers, between teachers and students are considered below. The proposed form of communicative-coordination relations allows us to recompense and level out the lack of full-time interaction with students as much as possible and it represents the following areas of contact: preventive communication, excluding communication, managing communication, coordinating communication.

Keywords: communications, students, physical education, social isolation, distance learning.

ВВЕДЕНИЕ

Построение образовательного процесса в российских вузах имеет многолетние сложившиеся традиции. Созданная СССР структура организации учебного процесса, при которой занятия проходят в различных формах: лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары - контрольный раздел в различных видах (опрос, контрольные работы, защита курсовых проектов, тестирование устное и компьютерное с использованием интернет технологий), самостоятельная работа студента остается неизменной и в современных российских реалиях. Формат предусматривает как очный, так и очно-заочный и дистанционный вариант обучения.

По данным мониторинга проведенным НИУ ВШЭ и Яндекс при поддержке Мино-брнауки России и Рособрнадзора, в 2018 и 2019 годах из 4,3 млн поступивших студентов, около 2,4 млн предпочли очную форму. В сложившихся условиях социальной самоизоляции учебным заведениям приходится экстренно перестраивать свою работу на дистанционную и удаленную (https://www.hse.ru/news/edu/315092890.html). В связи с пандемией, преподаватели и студенты находятся в «домашних» условиях неопределенное время. На первый план выходит актуальность доступность, надежность, удобство взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и обучающимися. Продолжить образование студентов по физической культуре с минимумом потерь в качестве становится актуальным. Дисциплины «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» предусматривают лекционные и практические групповые занятия. Учебный план бакалавра, специалиста гарантирует присутствие этих дисциплин при реализации и освоении программ высшего образования. В отличие от других предметов они представлены, в большей степени, практическими занятиями. Взаимодействие преподаватель-

студент происходит в тесном контакте с обеих сторон. Для преподавателя важно не просто показать какое-либо движение или двигательное действие, но и дать четкие методические рекомендации по дозировке, технике выполнения движений, снять возникающие психологические барьеры преодоления. Во время занятий контакт необходим, так как позволяет наиболее эффективно освоить программу, привить любовь к двигательной активности, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни [2, 3].

Цель исследования: необходимость перестройки взаимодействий между всеми участниками образовательного процесса в вузах на примере предмета «Физическая культура и спорт» в условиях социальной самоизоляции.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для обеспечения синхронизации деятельности и контакта необходимо организовать координацию действий субъекта и объекта учебного процесса. Такое регулирование представляет собой схему распределения во времени действий, которые позволят наладить процесс обучения, обеспечивая взаимодействие и максимально минимизируя потери от отсутствия личного контакта. Чем теснее такая взаимосвязь, тем больше потребности в координации и коммуникациях. Характеризуя коммуникативно-координационную связь в условиях ограничения возможностей очных занятий, социальной самоизоляции, можно выделить следующие направления возможного взаимодействия:

1. Превентивная связь. Усилия направлены на прогнозирование возможных проблем и трудностей возникающих при взаимодействии сторон.

2. Исключающая связь. Направлена на устранение возникающих перебоев в коммуникациях.

3. Управляющая связь. Направлена на сохранение существующей схемы взаимодействия.

4. Координирующая связь. Позволяет оперативно реагировать на возникающую необходимость вносить изменения, в том числе, на изменения во внешней среде.

В текущих условиях представляется возможным организовать следующие виды коммуникаций по «Физической культуре и спорту» с учебными группами:

1. Номинальная взаимосвязь. Определятся нормативно-правовой базой учебного заведения, его локальными актами. Руководство университета определяет порядок контактирования с непосредственным руководителем (заведующим кафедрой для преподавателя).

2. Последовательная. По вертикали вниз: ректор - проректор по учебной работе -директор института (или декан факультета) - заведующий кафедрой - преподаватель -обучающийся.

3. Обоюдная взаимосвязь. Позволит решать локальные задачи каждого занятия непосредственно напрямую со студентом в соответствии с учебным планом работы и конспектом занятия.

Предлагаемые виды коммуникаций позволяет охватить все ключевые звенья взаимодействия и построения определенной иерархии участников образовательного процесса. Учебный год продолжается, необходимость аттестации учащихся остаётся неизменной. Такой подход определяется спецификой структуры высших учебных заведений [1, 5].

Экстраординарная ситуация определяет условия работы каждого из звеньев. Эффективность коммуникаций имеет непосредственное отношение к техническим возможностям организовать процесс контактирования и бесперебойного информационного обмена. Передавая необходимые указания, высылая конспекты учебно-тренировочных занятий, преподавателю важно быть уверенным, что его сообщения будут верно истолкованы и вовремя получены. Коммуникативные методики, применяемые в практической деятельности физкультурно-спортивных организаций, направлены прежде всего на потребителя спортивных услуг, убеждения студента приобретать и потреблять. Автоматизация

производственных процессов, интенсивная информатизация и компьютеризация управления, способствуют формированию понимания роли в осуществлении эффективной деятельности таких важнейших человеческих качеств, как способность к логическому и нестандартному (творческому) мышлению, организационные, коммуникативные способности, способность и готовность к саморазвитию.

Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ)), так же как вся система отечественного образования, принимает экстренные меры по перестройке процесса обучения в условиях ограничения возможностей перемещения населения. Ректором вуза было принято решение для всех подразделений организовывать учебный процесс через электронно-образовательную среду университета, личные кабинеты преподавателей и студентов.

Кафедра «Физической культуры и спорта» РУТ(МИИТ) не стала исключением. Для студентов были разработаны унифицированные конспекты практических занятий, лекционный материал и контрольные тесты, размещенные на портале вуза с доступом для всех обучающихся, определен алгоритм взаимодействия двух сторон, обратная связь. Пересмотрены требования к контрольному разделу программы. Помимо этого, преподавателям рекомендовали применять все возможные и доступные способы общения посредством социальных сетей, мессенджеров: WhatsApp, Viber, Skype, Telegram и др. Сложность перестройки заключается в полном переосмыслении подхода к занятиям. Из групповых-очных они автоматически становятся индивидуально-самостоятельными. Надо отметить, что у некоторых преподавателей кафедры имелся опыт дистанционной работы по дисциплине «Физическая культура» со студентами-заочниками и определенные аспекты безусловно пригодились при адаптации программы к новым условиям работы. Усиление контроля со стороны преподавателя за каждым студентом посредством опроса в переписке, телефонных переговоров со старостами групп, проверки и консультаций выполненных заданий позволило каждому преподавателю проявить творческий подход в решении поставленных задач. С руководителем подразделения общение проходит по электронной почте: заведующему кафедрой отправляются отчёты о проделанной работе за неделю, тем самым соблюдаются последовательности коммуникативной цепочки. Не стоит забывать о сохранении имиджа кафедры и оздоровительной направленности изучаемой дисциплины. Во время пандемии потребности обучающихся, как и всего населения меняются, и, если преподаватель не чувствует в себе креативных качеств, ему сложно перестроиться в предлагаемых условиях, то рекомендовано придерживаться существующей рабочей программы, рекомендациями и методическими указаниями, вовремя корректировать свой коммуникативный план и решить какие взаимодействия оставить, а какие нет. Возникает необходимость минимизации недовольства обучающихся сложностью предлагаемых заданий. Более того, если преподаватель понимает, что в домашних условиях задание не может быть выполнено (например: разминочный бег в начале занятия, специально-беговые упражнения, подтягивания на перекладине и другие), необходимо позаботиться о том, как будет происходить возмещение «потерь».

Не подвергается сомнению актуальность поддержания мотивации студентов к двигательной активности и ее пролонгированное формирование, влияющее на качество получения и усвоения знаний по физической культуре. В условиях ограниченной возможности перемещений и самоизоляции ключевой задачей становится «не разочаруй». Коммуникативные связи, координирующее воздействие, направляются на поддержание интереса занимающихся удалённо. Помимо конспектов занятий, хороший эмоциональный отклик обучающихся вызывает знакомство с передовыми разработками спортивной фитнес- индустрии, которые в виде интернет-ссылок после предварительной проверки и адаптации к контингенту, отправляет преподаватель [4].

Уместно в ограниченных условиях занятий создавать комфортную коммуникативную связь с обучающимся, практичную и позитивную. Поддерживает доверие к предлагаемому материалу его новизна, доступность, эффективность. Чрезвычайная сложность

предлагаемых заданий может привести к отторжению исполнителем и симуляции, составлением ложных отчетов о выполнении и, самое негативное, на наш взгляд - это потеря доверительного контакта с преподавателем. Слишком примитивные и лёгкие упражнения не позволят прогрессировать и спровоцируют процесс потери интереса к занятиям. Необходимо учитывать, что информационное поле студента уже и так перенасыщено другими дисциплинами, которые тоже изучаются дистанционно с большим объёмом самостоятельной работы.

ВЫВОДЫ

1. Традиционные коммуникации, используемые в учебном процессе вуза, при условии перевода на удалённую работу претерпевают определенные изменения. Координация действий направлена на более глубокое прогнозирование потенциальных проблем, укрепления схем взаимодействия, оперативное реагирование на возникающие изменения условий взаимодействия.

2. Эффективно поддерживать работу по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения позволяет перестройка подходов к обучению: смена коммуникационного вектора с общегрупповой работы на индивидуальную с каждым студентом посредством онлайн-общения. Необходимо находить баланс для достижения доверительных отношений между преподавателем и студентом, при этом не снижать требования к уровню приобретаемых знаний по физической культуре, ориентируясь на реальные возможности реализации для обучаемого в ограниченных условиях социальной самоизоляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изаак, С.И. Информационная культура в образовательной среде университета / С.И. Изаак // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : тезисы докладов XIV всероссийской-научно-методической конференции. - Ярославль, 2020. - С. 109-111.

2. Зелеева, В.П. Педагогические коммуникации и коммуникационные технологии в высшем образовании / В.П. Зелеева // Ученые записки Казанского государственного университета. -2009. - Том 151, кн. 5, ч. 1. - С. 277-281.

3. Постол, О.Л. Элективные курсы по физической культуре и спорту, обучающихся на заочной форме обучения с применением дистанционных технологий (ДОТ) / О. Л. Постол // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов транспортной отрасли : материалы Международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. - С. 113-117.

4. Туразашвили, Б. Бренды в условиях кризиса / Безо Туразашвили. - URL : https://blogs.forbes.ru/2020/04/02/beso-turazashvili-brendy-na-karantine-strategii-vo-vremja-pandemii (дата обращения: 15.04.2020).

5. Щадилова, И.С. Коммуникативные особенности в управлении спортивной организацией / И.С. Щадилова // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе : материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2016. - С. 189-193.

REFERENCES

1. Izaak, S.I. (2020), "Information Culture in the Educational Environment of the University", Actual problems of improving higher education: abstracts of the XIV All-Russian Scientific-Methodological Conference, Yaroslavl, рр. 109-111.

2. Zeleeva, V.P. (2009), "Pedagogical communications and communication technologies in higher education", Scientific notes of Kazan State University, Volume 151, book 5, part 1, рр. 277-281.

3. Postol, O.L. (2019), "Elective courses in physical education and sports, students studying in extramural studies using distance technologies (DOT)", Actual problems of development and improvement of the physical education system for training specialists in the transport industry: materials of the International scientific-practical conference, Moscow, рр. 113-117.

4. Turazashvili, Bezo (2020), "Brands in a crisis", available at: https://blogs.forbes.ru/2020/04/02/beso-turazashvili-brendy-na-karantine-strategii-vo-vremja-pandemii (accessed 04.15.2020).

5. Shchadilova, I.S. (2016), "Communicative features in the management of a sports organization", Problems and prospects for the formation of a healthy lifestyle in the information society: materials of the international scientific-practical conference, Irkutsk, рр.189-193.

Контактная информация: ishchad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2020

УДК 796.011.3

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ОТДЕЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Марьям Исмаиловна Исаева, старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный; Аслан Арбишевич Джабраилов, преподаватель, Грозненский педагогический колледж

Аннотация

В статье подняты вопросы выявления качества знаний студентов, будущих специалистов в области физической культуры, путем использования практических и теоретических методов научного исследования: анкетирования, тестирования, анализа, сравнительных характеристик. Перед исследованием стояли задачи определения уровня теоретических знаний и физической подготовленности студентов 1-го и 3-го курса по предметам физической культуры. В исследовании приняли участие 40 студентов. Для определения уровня теоретических знаний были применены анкеты с 25-ю вопросами, охватывающие историю физической культуры, теорию и методику физической культуры, психологию и педагогику физического воспитания, физиологию спорта. Для определения уровня физической подготовленности были применены тесты: бег на 100 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье, подтягивание из виса на высокой перекладине, из комплекса ГТО. В результате исследования была выявлена положительная разница в качестве знаний, физической подготовленности между 1-м и 3-м курсом в пользу последнего.

Ключевые слова: колледж, качество знаний, физическая культура, анкетирования, тестирование, прирост данных.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p527-531

DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF THEORETICAL KNOWLEDGE AND PHYSICAL PREPAREDNESS AT THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maryam Ismailovna Isaeva, the senior teacher, Chechen State Pedagogical University, Grozny; Aslan Arbishevich Dzhabrailov, the teacher, Grozny Pedagogical College

Abstract

The article raises the questions of revealing the quality of knowledge of students, future specialists in the field of physical education, using practical and theoretical methods of scientific research: the questioning, testing, analysis, comparative characteristics. The research was faced with the task of determining the level of theoretical knowledge and physical fitness of the 1st and 3rd courses in physical education subjects. The study involved 40 students. To determine the level of theoretical knowledge, questionnaires with 25 questions were used, covering the history of physical education, the theory and methodology of physical education, the psychology and pedagogy of physical education, and the physiology of sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.