Научная статья на тему 'Технология организации самостоятельных занятий, как дополнительная форма спортивной подготовки фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата (пода)'

Технология организации самостоятельных занятий, как дополнительная форма спортивной подготовки фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата (пода) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕХТОВАНИЕ НА КОЛЯСКАХ / СПОРТСМЕНЫ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ЗАНЯТИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / WHEELCHAIR FENCING / ATHLETES WITH DAMAGE TO THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / CLASSES AT HOME / INDIVIDUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубкова Елена Самуиловна, Войнова Екатерина Владимировна, Горохова Наталия Петровна

Весь цикл тренировочного процесса фехтовальщиков с ПОДА на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства построен на принципе непрерывности, каждый период цикла подчинен задаче достижения максимальных результатов с учетом особенностей переносимости нагрузки и восстановления на фоне течения основной патологии. Необходимость проведения индивидуальных занятий в домашних условиях обусловлена так же профилактикой срыва адаптации организма атлетов к нагрузкам. В завершающем году олимпийского цикла подготовки необходимо решить задачу достижения высокого уровня выносливости, сохранить тот уровень функциональных возможностей организма, который необходим для достижения основной цели выход на пик формы перед главным стартом. В данной статье представлены аспекты организации проведения индивидуальных тренировочных занятий по фехтованию для спортсменов с ПОДА в домашних условиях. Разработанный нами план-конспект тренировочного занятия для фехтовальщика содержит примерный объем ОФП и СФП, адаптированный для самостоятельного занятия, применение их в процессе самостоятельной тренировки предполагает различные варианты, исходя из текущего состояния атлета, его функциональных возможностей, решения конкретных задач подготовки.The entire cycle of the training process of fencers with PODA at the stages of sports improvement and higher sports skill is built up on the principle of continuity, each period of the cycle is subordinate to the task of achieving maximum results, taking into account the characteristics of load tolerance and recovery against the background of the main pathology. The need for individual training at home is also due to the prevention of disruption of the adaptation of the body of athletes to loads. In the final year of the Olympic training cycle, it is necessary to solve the problem of achieving a high level of endurance, to maintain the level of functional capabilities of the body that is necessary to achieve the main goal reaching the peak of form before the main start. This article presents aspects of the organization of individual CSOs training sessions in fencing for athletes with PODA at home. We have developed the outline of training sessions for fencers and it contains the approximate amount of physical fitness, adapted for self-study, their use in the process of self-training involves various options, based on the current condition of the athlete, its functional capabilities, solving specific problems of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубкова Елена Самуиловна, Войнова Екатерина Владимировна, Горохова Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации самостоятельных занятий, как дополнительная форма спортивной подготовки фехтовальщиков с поражением опорно-двигательного аппарата (пода)»

лыжников.

6. Организация различных видов массовых лыжных соревнований играет немаловажную роль в повышении уровня массового катания на лыжах. Прежде всего, при организации массовых лыжных соревнований, участники увеличивают время катания на лыжах, повышают энтузиазм лыжного спорта и улучшают спортивные навыки, чтобы выиграть соревнования. Кроме этого, организация лыжных соревнований повысит внимание общественности к катанию на лыжах через средства массовой информации, повысит популярность массового лыжного спорта и даст почувствовать ощущение очарования катания на лыжах.

Контактная информация: 34781859@qq.com

Статья поступила в редакцию 25.04.2020

УДК 796.86

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ФОРМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА (ПОДА)

Елена Самуиловна Дубкова, заслуженный тренер России, тренер, Спортивно-адаптивная школа "Юность Москвы"равных возможностей, Москва; Екатерина Владимировна Войнова, старший преподаватель, Российский университет транспорта, Москва; Наталия Петровна Горохова, преподаватель, Российский государственный

университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Весь цикл тренировочного процесса фехтовальщиков с ПОДА на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства построен на принципе непрерывности, каждый период цикла подчинен задаче достижения максимальных результатов с учетом особенностей переносимости нагрузки и восстановления на фоне течения основной патологии. Необходимость проведения индивидуальных занятий в домашних условиях обусловлена так же профилактикой срыва адаптации организма атлетов к нагрузкам. В завершающем году олимпийского цикла подготовки необходимо решить задачу достижения высокого уровня выносливости, сохранить тот уровень функциональных возможностей организма, который необходим для достижения основной цели - выход на пик формы перед главным стартом. В данной статье представлены аспекты организации проведения индивидуальных тренировочных занятий по фехтованию для спортсменов с ПОДА в домашних условиях. Разработанный нами план-конспект тренировочного занятия для фехтовальщика содержит примерный объем ОФП и СФП, адаптированный для самостоятельного занятия, применение их в процессе самостоятельной тренировки предполагает различные варианты, исходя из текущего состояния атлета, его функциональных возможностей, решения конкретных задач подготовки.

Ключевые слова: фехтование на колясках, спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, занятия в домашних условиях, индивидуальная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p146-151

DEVELOPING LESSON PLAN FOR A FENCER WITH MUSCULOSKELETAL INJURIES WHO IS BEING TRAINED AT HOME

Elena Samuilovna Dubkova, the Honored Coach of Russia, Coach, Youth-Moscow Sports and Adaptive School of Equal Opportunities, Moscow; Ekaterina Vladimirovna Voinova, the senior teacher, Russian University of Transport, Moscow; Natalia Petrovna Gorokhova, the teacher, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The entire cycle of the training process of fencers with PODA at the stages of sports improvement and higher sports skill is built up on the principle of continuity, each period of the cycle is subordinate to the task of achieving maximum results, taking into account the characteristics of load tolerance and recovery against the background of the main pathology. The need for individual training at home is also due to the prevention of disruption of the adaptation of the body of athletes to loads. In the final year of the Olympic training cycle, it is necessary to solve the problem of achieving a high level of endurance, to maintain the level of functional capabilities of the body that is necessary to achieve the main goal - reaching the peak of form before the main start. This article presents aspects of the organization of individual CSOs training sessions in fencing for athletes with PODA at home. We have developed the outline of training sessions for fencers and it contains the approximate amount of physical fitness, adapted for self-study, their use in the process of self-training involves various options, based on the current condition of the athlete, its functional capabilities, solving specific problems of training.

Keyword: wheelchair fencing, athletes with damage to the musculoskeletal system, classes at home, individual training.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с мировой пандемией спортивные адаптивные школы (САШ) Москвы прекратили осуществлять стандартный, контактный, тренировочный процесс. Каждый тренер получил Методические рекомендации по работе со спортсменами, не посещающими тренировочные занятия в физкультурно-спортивных организациях Департамента спорта города Москвы, на период введения режима повышенной готовности и с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Для повышения эффективности спортивной тренировки и компенсации отсутствия спаррингов в программе самостоятельных занятий используются индивидуальные средства общей и специальной физической подготовки, просматриваются видеоматериалы поединков с сильными соперниками, изучается и анализируется актуальная методологическая литература. Самостоятельные занятия также учитывают индивидуальные средства восстановления, т.к. функциональность систем организма напрямую зависит от особенностей проявления патологии, наличия сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию на колясках со спортсменами с ПОДА подробно описаны в статье авторов Гороховой Н.П. и Дубковой Е.С. [2, 3, 4]. Щадилова И. С. и Войнова Е.В. в своем исследовании рассматривали психолого-педагогические аспекты в работе тренера по фехтованию на колясках. [5]. Особенности организации индивидуальных тренировок в домашних условиях в отечественной и зарубежной литературе рассмотрены не были, что и определяет актуальность проблемы.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практика введения в тренировочный процесс самостоятельных занятий фехтовальщика на колясках обусловлена необходимостью спортсмена с инвалидностью несколько раз в год проходить курсы реабилитации и санаторно-курортное лечение, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации и, в связи с этим, выпадают на время из тренировочного процесса, а также течением основной патологии, что предполагает перераспределение тренировочной нагрузки, переход на восстановительные мероприятия. К методам исследования мы отнесли: педагогическое наблюдение, анализ медицинских исследований, врачебно-педагогический контроль, исследование дневника самоконтроля, ежедневные беседы.

В процессе исследования задания разрабатывались на основе проведенного тренером анализа программы спортивной подготовки по виду спорта «Фехтование лиц с ПОДА», а также исследования годового плана-графика тренировочного процесса на 2019-2020 гг. Была проведена коррекция содержания программы для перераспределения видов подготовки и объемов тренировочной нагрузки в целях обеспечения возможности спортсменам продолжать тренировочные занятия в домашних условиях.

Программа индивидуальных занятий регулировалась исходя из результатов текущего и этапного контроля, данных медицинских исследований и самочувствия спортсмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В Москве, по состоянию на март 2020 года, со спортсменами с ПОДА фехтованием на колясках занимаются три заслуженных тренера России Гагулашвили А.И, Белкина Е.Б. и Дубкова Е.С., а также два тренера, мастера спорта России: Войнова Е.В и Червякова Е.В. (тренеры Спортивно-адаптивной школы (САШ) равных возможностей ГБУ «ФСО «Юность Москвы» Москомспорта, директор школы Згурский Н.С.).

Тренером проводится анализ программы спортивной подготовки по виду спорта фехтование лиц с ПОДА, а также исследование годового плана-графика тренировочного процесса на 2019—2020 гг., проводится коррекция содержания программы для перераспределения видов подготовки и объемов тренировочной нагрузки в целях обеспечения возможности спортсменам продолжать тренировочные занятия в домашних условиях. Обозначаются условия для организации проведения индивидуальных самостоятельных занятий:

1. Время проведения, а также общую и моторную плотность занятий;

2. Материально-техническое оснащение (таблица 1);

3. Варьирование занятий в домашних условиях и пробежек на колясках на свежем воздухе;

4. Самоконтроль за состоянием здоровья;

5. Дифференциация средств и нагрузки в зависимости от уровня подготовки, этапа, возраста и продолжительности занятий фехтованием на колясках.

Конспекты тренировочного занятия своим ученикам тренер рассылает по электронной почте. Спортсмен, получивший конспект тренировочного занятия, самостоятельно выполняет физические упражнения, указанные в конспекте, соблюдая при этом методические указания для выполнения упражнений и нормы нагрузки, предусмотренные в конспекте, а также учебно-методические рекомендации тренера, соблюдая при этом правила техники безопасности.

На период индивидуальных тренировок в домашних условиях каждый спортсмен заводит «Спортивный дневник», который заполняется после каждой тренировки, спортсмен перечисляет выполненные им упражнения с указанием количества повторений или серий упражнений, описывает свое самочувствие, настроение, ощущения, указывает на трудности, возникающие в процессе занятия.

Текущий медицинский контроль осуществляется регистрацией показателей ЧСС в начале и в конце занятия. Все данные ежедневно передаются тренеру для анализа изменений в процессе занятий и коррекции тренировочной нагрузки.

В конспекте урока, разработанного тренером, содержание тренировок строго соответствует условиям их проведения - домашним. В содержание включаются такие виды подготовки как ОФП, СФП, фрагментарно техническая подготовка, теоретическая подготовка, инструкторская и судейская подготовка, учитывается специфика вида спорта, период подготовки в тренировочном году (соревновательный, переходный или подготовительный) и этап спортивной подготовки (начальный, тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства).

Перечисление средств физической подготовки в конспекте ТЗ указывается в краткой и лаконичной форме, дозировка упражнений дается в количестве повторений (раз) или временных параметрах (мин., сек.). Рекомендуемые тренером физические упражнения доступны по исполнению, хорошо ранее изучены и освоены спортсменами.

Для организации занятий в домашних условиях для спортсмена-фехтовальщика с ПОДА не приходится приобретать никакого дополнительного оборудования, так как у каждого спортсмена имеется собственный тренировочный инвентарь, гигиену и контроль

состояния которого каждый спортсмен осуществляет самостоятельно.

Каждый спортсмен САШ равных возможностей имеет дома гантели, весом 1-5 кг, теннисный мячик, резиновый жгут и кистевой эспандер для самостоятельной общей физической подготовки, индивидуальные мишени (сконструированные из подручных материалов) для специальной физической подготовки.

Примерный план-конспект урока по фехтованию лиц с ПОДА, для занятий в домашних условиях, приведен в таблице 1. Дозировка нагрузки, методические указания подбираются в индивидуальном порядке, и учитывают уровень двигательных возможно -стей, возраст, функциональное состояние систем и органов спортсмена, а также реакцию организма на нагрузку. Исходное положение преимущественно - «сидя в коляске», лежа и сидя на коврике.

Таблица 1. - План-конспект тренировочного занятия по фехтованию для спортсмена с ПОДА в домашних условиях_

Этап спортивной подготовки Этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства

Направленность тренировки Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, теоретическая подготовка, судейская практика видео боев.

Требования к месту занятия, необходимый инвентарь Площадка (для устойчивой установки бытовой коляски) размером 1,5 м на 1,5 метров. Мишень для уколов (подушка размером 50 на 50 см). Тренировочное спортивное оружие - рапира или шпага. Эластичный жгут, длинной 2 метра. Кистевой эспандер Гантель весом от 1 до 5 кг. (в зависимости от пола, возраста и уровня силовой подготовленности) Теннисный мяч. Персональный компьютер для просмотра видеоматериалов.

Содержание Дозировка Организационно-методические указания

1. Подготовительная часть (разминка)

Махи руками лежа на спине Разминка мышц шеи Разминка кистей рук и пальцев Разминка мышц верхнего плечевого пояса Работа на растяжку с резиновым жгутом Наклоны туловища вперед Наклоны туловища вправо и влево 60 сек 30 сек 30 сек 8-10 мин 6-8 мин 10 раз 10 раз Время отдыха между выполнением упражнений не должно быть меньше 10 секунд. Следить за дыханием

2. Основная часть

Уколы в мишень диаметром 20 см Уколы в мишень диаметром 10 см Уколы в мишень диаметром 5 см Имитация 4-ой защиты и ответ прямо Имитация 4-ой защиты и ответ переводом Имитация 6-ой защиты и ответ прямо Имитация 6-ой защиты и ответ переводом Работа над передвижением: - вперед-в ангард - вперед - назад - в ангард - вперед - назад - вперед - ангард - весь комплекс, выполняется с имитацией 4-ой защиты и ответом поочередно прямо и с одним/двумя/тремя переводами в разные «сектора»; - весь комплекс, выполняется с имитацией 6-ой защиты и ответом поочередно прямо и с одним/двумя/тремя переводами в разные «сектора»; - Идеомоторная тренировка - Просмотр видеоматериалов по личному выбора спортсмена. 60 сек 60 сек 60 сек 3 мин 3 мин 3 мин 3 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 10 мин Время отдыха между выполнением упражнений не должно быть меньше 20 секунд. Уколы в мишень выполняются одной рукой без наклона туловища вперед, с соблюдением правил техники безопасности при работе с оружием. Работа над передвижением выполняется с короткой и средней дистанции. Коляска при работе над передвижением должна быть закреплена на тормоза. При использовании методов идеомоторной тренировки спортсмен должен оставаться в коляске

3. Заключительная часть

Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление. Упражнения на растяжку. 5-8 мин 5 мин 5-10 мин Выполняются сидя или лежа.

149

После 3-4 минут выполнения упражнений с оружием - отдых, выполняются выпады и наклоны в противоположную сторону, назад (с учетом возможности), махи и круговые движения руками, потряхивания кистями.

ВЫВОДЫ

Таким образом, выявлена возможность обеспечения непрерывности спортивной подготовки фехтовальщиков с ПОДА, даже в условиях отсутствия доступа к тренировочному залу, и осуществляемой в индивидуальной форме на дому, с обеспечением максимального соответствия согласованному режиму нагрузки в мезоцикле подготовки.

Компенсация снижения технико-тактической подготовки, осуществляемой только в работе с партнером, индивидуальном уроке с тренером, реализуется увеличением нагрузки ОФП, совершенствованием точности выполнения приемов, уколов, а также «чувства дистанции» на мишени, повышением качества зрительно-моторной координации.

Представленный метод организации взаимодействия тренера со спортсменом также позволяет успешно корректировать выявленные технические ошибки в выполнении специальных приемов с оружием, улучшить физическую подготовленность, укрепить мышечный корсет, а также снять напряжение в мышцах.

Представленный план-график самостоятельных занятий может быть адаптирован индивидуально к каждому спортсмену с учетом его физической подготовленности, особенностей клинической картины заболевания, возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всероссийский реестр видов спорта. - URL : https://rulaws.ru/acts/Vserossiyskiy-reestr-vidov-sporta/ (дата обращения: 31.03.20).

2. Горохова, Н.П. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата / Н.П. Горохова, Е.С. Дубкова // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1 (77). - С. 41-43.

3. Горохова, Н.П. Особенности начального обучения фехтованию подростков с проблемами опорно-двигательного аппарата / Н. П. Горохова, Е. С Дубкова // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций» и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. -Елец, 2017. - С. 194-199.

4. Дубкова, Е.С. Психологическая подготовка спортсмена-инвалида с проблемами опорно-двигательного аппарата к соревнованиям // Сборник трудов международного психолого-педагогического симпозиума памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова. - Москва, 2017. - С. 31-34.

5. Щадилова, И.С. Психолого-педагогическая специфика в работе тренера по фехтованию на колясках / И.С. Щадилова, Е.В. Войнова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. -Нижневартовск, 2019. - С. 489-491.

6. Тышлер, Д.А. Фехтование на колясках. Содержание и методики тренировки / Д.А. Тышлер, Е.Б. Белкина. - Москва : Человек, 2010. - 144 с.

REFERENCES

1. All-Russian register of sports, official website, available at: https://rulaws.ru/acts/Vserossiyskiy-reestr-vidov-sporta.

2. Gorokhova, N. P., Dubkova, E.S. (2019), "Features of the organization of training sessions on fencing with athletes with problems of the musculoskeletal system", Adaptive physical culture, Vol. 77, No. 1, pp. 41-43.

3. Gorokhova, N.P. and Dubkova, E.S. (2017), "Features of initial training in fencing of teenagers with problems of the musculoskeletal system", The collection of scientific papers of the All-Russian scientific-practical conference "Modern technologies of physical education and sports in the practice of physical education and sports organizations" and the All-Russian competition of scientific works in the

field of physical culture, sports and life safety, Yelets, pp. 194-199.

4. Dubkova, E.S. (2017), "Psychological preparation of a disabled athlete with problems of the musculoskeletal system for competitions", collection of international psychological and pedagogical Symposium in memory of Professor Vadim Albertovich Rodionov, Moscow, pp. 31-34.

5. Shchadilova, I.S. and Voynova, E.V. (2019), "Psychological and pedagogical specifics in the work of a coach for fencing in wheelchairs", Promising areas in the field ofphysical culture, sports and tourism: materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, pp. 489-491.

6. Tyshler, D. A. and Belkina, E.B. (2010), Fencing on wheelchairs. Content and methods of training, Man, Moscow.

Контактная информация: gorokhova_natalia@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

УДК 796.011.3

ПРОГНОЗ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ГТО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Петрович

Мещеряков, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва

Аннотация

Подготовка и выполнение нормативов ГТО является одной из государственных задач физического воспитания студентов. Это предполагает строго определенный набор физических упражнений. Современное общее физкультурное образование студентов строится на возможности вариативного выбора систем физических упражнений и видов спорта. В научной литературе отсутствуют педагогические подходы, позволяющие решить это противоречие. На основе анализа показателей мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, уровня соматического здоровья и физической подготовленности с использованием перцентильных шкал, предлагается методика оценки уровня готовности студентов и прогнозирование результата участия в испытаниях комплекса ГТО.

Ключевые слова: соматическое здоровье, прогнозирование, мотивация, физическая подготовленность, перцентильные шкалы, студенты, ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p151-159

FORECAST OF STUDENTS' READINESS TO MEET THE GTO STANDARDS BASED ON THE RESULTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Alexey Olegovich Egorychev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Pe-trovich Meshcheryakov, the senior lecturer, National University of Oil and Gas "Gubkin University", Moscow

Abstract

Training and implementation of GTO standards is one of the state tasks of physical education of students. This involves a strictly defined set of physical exercises. Modern general physical education of students is based on the possibility of variable choice of physical exercise systems and sports. There are no pedagogical approaches in the scientific literature to solve this contradiction. On the basis of analysis of indicators of motivation for sports and sports activity, level of somatic health and physical preparation, by using the percentile scales, the method of assessment of readiness level of students and prediction of the result of participation in tests of the GTO complex is proposed.

Keywords: somatic health, forecasting, motivation, physical preparation, percentile scales, students, GTO.

В настоящий момент специалисты в области общего физкультурного образования говорят о наличии противоречия между «объективной значимостью предмета «физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.