Научная статья на тему 'Исследования влияния комплекса методов психокоррекции на восстановительные процессы лыжников-гонщиков 14-16 лет в специфических условиях соревновательного периода подготовки'

Исследования влияния комплекса методов психокоррекции на восстановительные процессы лыжников-гонщиков 14-16 лет в специфических условиях соревновательного периода подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL TRAINING / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / REHABILITATION PROCESSES / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яковлев Б. П., Ушакова Д. С., Усаева Н. Р.

The purpose of the study was to research by a experiment various complexes of rehabilitation psychocorrection in the competitive period of training of racing skiers aged 14-16 years. Unlike psychotherapeutic methods psychocorrection have not curative, but rehabilitation orientation to mobilize potentials and stimulate mental actions selectively affecting athlete's personality characteristics and psychophysical capabilities. Based on the findings of the research it can be concluded that the use of selective methods of psychocorrection after intense competitive starts contributes to acceleration of rehabilitation processes, improving the quality and effectiveness of self-regulation of motor actions, heart rate fall, adequate subjective evaluation of psychological state. Based on verbal reports, survey of athletes and monitoring of their behavior the psychocorrectional classes are followed by the immediate liberation of muscle tone, athletes complain less of heavy legs, fall asleep faster and wake up in a good mood willing to train. It should be noted that this index improves along with discipline, athletes come to classes on time and are more attentive to independent work at home with the inclusion of methods of psychoregulation. The analysis of the results of objective and subjective symptoms of post-competition stress in athletes involved in rehabilitation unloading confirms its importance and favorable impact on the stability of psychophysiological and subjective indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования влияния комплекса методов психокоррекции на восстановительные процессы лыжников-гонщиков 14-16 лет в специфических условиях соревновательного периода подготовки»

УДК: 796.92

ИССЛЕДОВАНИЯ

влияния комплекса методов психокоррекции на восстановительные процессы лыжников-гоншиков 14-16 лет в специфических условиях соревновательного периода подготовки

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев Аспирантки Д.С. Ушакова, Н.Р. Усаева

Сургутский государственный университет, Сургут

STUDIES OF THE EFFECT OF COMPLEX OF METHODS OF PSYCHOCORRECTION ON REHABILITATION PROCESSES OF RACING SKIERS AGED 14-16 YEARS IN SPECIFIC CONDITIONS OF COMPETITIVE TRAINING PERIOD B.P. Yakovlev, professor, Dr.Sc. Philos.,

D.S. Ushakova, N.R. Usaeva, postgraduates

Surgut State University, Surgut Key words: psychological-educational training, rehabilitation processes, psychological correction, psy-chophysiological stimulation. The purpose of the study was to research by a experiment various complexes of rehabilitation psychocorrection in the competitive period of training of racing skiers aged 14-16 years. Unlike psychotherapeutic methods psychocorrection have not curative, but rehabilitation orientation to mobilize potentials and stimulate mental actions selectively affecting athlete's personality characteristics and psychophysical capabilities. Based on the findings of the research it can be concluded that the use of selective methods of psychocorrection after intense competitive starts contributes to acceleration of rehabilitation processes, improving the quality and effectiveness of self-regulation of motor actions, heart rate fall, adequate subjective evaluation of psychological state. Based on verbal reports, survey of athletes and monitoring of their behavior the psychoc-orrectional classes are followed by the immediate liberation of muscle tone, athletes complain less of heavy legs, fall asleep faster and wake up in a good mood willing to train. It should be noted that this index improves along with discipline, athletes come to classes on time and are more attentive to independent work at home with the inclusion of methods of psychoregulation. The analysis of the results of objective and subjective symptoms of post-competition stress in athletes involved in rehabilitation unloading confirms its importance and favorable impact on the stability of psychophysiological and subjective indicators.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, восстановительные процессы, психокоррекция, психофизиологическая стимуляция.

Введение. В нашем исследовании психолого-педагогическая под-готовкарассматриваетсякакособым образом организованное психологическое воздействие, избирательно применяемое с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и направленное на мобилизацию и ремобилизацию психофизических сил спортсмена в структурных циклах учебно-тренировочной или соревновательной деятельности. Выбор адекватных психокоррекци-онных средств и методов в психологическом обеспечении подготовки спортсменов - это необходимый завершающий этап практической работы психолога в спортивной команде. Предупреждение или снижение степени выраженности неблагоприятных состояний в наиболее ответственные периоды соревновательной деятельности - один из основных мотивов для психолога, тренера, специалиста, работающего с личностью спортсмена, всегда являющегося потенциально возможным чемпионом. Отрицательные субъективные переживания, выраженность эмоциональной напряженности, отсутствие уверенности в своих силах, в своих возможностях порой влияют на вероятность оказаться вне, казалось бы, 100 %-ного успеха [1].

Проблема изучения взаимодействия психофизиологического состояния спортсмена с внешними педагогическими условиями спортивной деятельности актуальна и значима для психологии спорта, позволяет раскрыть детерминированность реакций организма и психических проявлений на физические и психические нагрузки в различных периодах и циклах спортивной подготовки. Знание закономерностей взаимодействия позволит более избирательно и рационально планировать и управлять системой подготовки

квалифицированных спортсменов и влиять на эффективность соревновательной деятельности.

В настоящее время эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов оценивается в основном по педагогическим критериям или по основным компонентам эффективности соревновательной деятельности.

Такой подход имеет одностороннюю направленность по отношению киндивидуально-психологическим особенностям личности спортсмена: положительная адаптация и восстановительные реакции в данном аспекте определяются комплексом воздействующих на организм, психику спортсмена средств, методов тренировки и основными компонентами физической нагрузки.

Оценка и анализ влияния физических нагрузок на организм спортсмена и эффективность соревновательной деятельности должны рассматриваться через двустороннюю активную направленность с учётом педагогических и индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена. Только через такой активный характер процесса взаимодействия происходит восстановительная ремобилизация и адаптация организма и психики спортсмена в условиях спортивной деятельности [5, 6].

Следовательно, на основании осознания реальной возможности полностью устранить или частично компенсировать воздействие детерминирующих факторов внутренней и внешней напряженности формируются конкретные цели и задачи психолого-педагогической подготовки, задавая проективный (направленность на будущее, например на формирование психологических качеств) или коррективный (направленность в данной актуальной ситуации) уровень ее проведения:

• оптимизация предстартового состояния психической готовности;

• оптимизация отношений с тренером, командных отношений;

• снижение воздействия психологической травмы после неуспеха в значимой для спортсмена соревновательной деятельности;

• восстановление психофизиологических функций после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

В наших исследованиях основной подход при психокоррекции предполагает применение комплекса методов суггестивной и рациональной психорегуляции перед стартом и после соревнований. Исследования применения комплекса методов психокоррекции показывают эффективность их применения в специфических условиях соревновательного периода подготовки, с учетом дифференцированного анализа индивидуально-психологических особенностей спортсмена. Спортсмены, участвующие в занятиях по психокоррекции, показали на основе психологического контроля динамики изменений, произошедших после их проведения, что могут успокоиться, расслабиться, снять физическое и психическое напряжение после больших тренировочных и соревновательных нагрузок; самостоятельно регулировать вегетативные

функции организма: урежение частоты сердечных сокращений, равномерность дыхания; активизировать психомоторные функции, улучшив качество и результативность саморегуляции двигательных действий; способствовать повышению и устойчивости самооценок по самочувствию, активности, эмоциональному настроению, желанию тренироваться, удовлетворенности своей деятельностью; способствовать навыкам углубленного внутреннего самоконтроля, самопознания своего «Я».

Цель исследования - экспериментально исследовать различные комплексы восстановительной психокоррекции в соревновательном периоде подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет.

В отличие от методов психотерапии методы психокоррекции имеют не лечебную, а восстановительную направленность на мобилизацию потенциальных возможностей и стимуляцию психических действий, избирательно воздействуя на личностные особенности и психофизические возможности спортсмена [3, 4].

Методы и организация исследования. Проведенное нами исследование было посвящено оценке влияния психокоррекции на восстановление в процессе соревновательной деятельности. Комплексные исследования проводились на базе сборных команд ДЮШОР Сургутского района и г. Сургута по лыжным гонкам с привлечением 25 человек в возрасте от 14 до 16 лет (12 юношей, 13 девушек), из них 7 - кандидаты в мастера спорта России, 12 - имели I взрослый разряд, 6 - II взрослый разряд. В исследуемых группах лыжников-гонщиков использовались средства традиционного (педагогического) отдыха, но в психокоррекцию экспериментальной группы была включена программа психофизиологической стимуляции - показатель релаксации ас-потенциала, способствующая снятию напряжения после соревновательной нагрузки [2].

Известно, что процесс спортивного совершенствования предполагает рациональное построение тренировочного процесса при умелом сочетании различных по напряженности тренировочных нагрузок и отдыха. Поэтому педагогические средства в организации полноценного отдыха следует считать основными. Немаловажное значение имеют рациональное соотношение между общей и специальной подготовкой спортсмена, умелое использование облегченных тренировок и микроциклов. На практике система чередования специализированных микроциклов и контрастных микроциклов оправдала себя. В контрастных микроциклах проводится менее напряженный тренировочный режим и решаются задачи восстановления, преобладают средства избирательного и косвенного воздействия. В некоторых случаях в контрастные микроциклы включаются облегченные задания и увеличивается число дней отдыха. Подобная организация тренировочного процесса обеспечивает также борьбу с монотонностью, однообразием тренировочных занятий, что имеет немаловажное значение для создания «атмосферы отдыха» [4]. На основании этого мы внесли изменения в интенсивность физических

нагрузок восстановительных микроциклов соревновательного периода (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение.

Исследование показало, что психофизиологическая стимуляция существенно влияет на динамику восстановительных процессов в напряженной соревновательной деятельности. Восстановление мышечной работоспособности после напряженной соревновательной деятельности протекает успешнее при психофизиологической стимуляции по сравнению с традиционными методами отдыха.

Так, например, в экспериментальной группе лыжников-гонщиков результаты в беге на 5000 м классическим стилем и 10 000 м коньковым стилем на первенстве округа улучшились на 4,7 и 5,3 % соответственно по сравнению с результатами контрольной группы (табл. 2). При использовании психофизиологической стимуляции между стартами эффективность отдыха повышалась и работоспособность полностью восстанавливалась.

Представляет интерес зависимость эффективности психофизиологической стимуляции от нарастания утомления. Оказалось, что при этом снижается эффективность психофизиологического воздействия. Но подобное снижение при данном виде отдыха проявляется в наименьшей степени, чем при традиционном отдыхе.

В процессе соревновательной деятельности различия в действии исследуемых форм отдыха на первых этапах основных соревнований

были несущественны, но по мере нарастания утомления (в конце соревновательного периода) наибольший эффект (на результат выступления в соревновании) оказала психофизиологическая стимуляция. Влияние традиционного отдыха в этих условиях было менее значительным.

Таким образом, несмотря на то что в условиях развивающегося утомления эффективность всех исследуемых форм отдыха снижается, в меньшей степени утомление касается психофизиологической стимуляции. Последнее позволяет говорить о том, что при нарастающем утомлении значение данного вида отдыха возрастает.

Наши исследования после соревновательных нагрузок (гонка на 10 км свободным стилем) показали разнонаправленную динамику восстановительных функций по показателям ЧСС в исследуемых группах спортсменов. Так, в экспериментальной группе сразу после гонки на 10 км свободным стилем показатели ЧСС снизились на 10,4±1,7 %. Через 15-22 ч в экспериментальной группе наблюдалось полное восстановление ЧСС.

После окончания гонки столь значительного снижения ЧСС, как в экспериментальной группе, в контрольной не наблюдалось. Наряду с этим в контрольной группе через 5 ч после окончания гонки ЧСС снизилась незначительно (на 2,6±3,8 %) по сравнению с экспериментальной. В течение 15-22 ч в контрольной группе наблюдалось неполное восстановление ЧСС. Полное восстановление работоспособности

Таблица 1. Содержание восстановительного микроцикла в соревновательном периоде лыжников-гонщиков 14-16 лет

Тренировочные дни Содержание тренировочных нагрузок Дозировка

1 Кросс слабой интенсивности. ОФП - 20 мин 5-7 км

2 Лыжи, интенсивность до 80 % от соревновательной. Техническая подготовка 15-17 км

3 Лыжи, интенсивность 80-90 % от соревновательной. Ускорение 6-8 раз по 200-250 м 15-17 км

4 Активный отдых 1 ч

5 Лыжи, интенсивность 80-90 % от соревновательной. Ускорение 6-8 раз по 200-250 м 15-17 км

6 Лыжи, интенсивность 80-90 % от соревновательной. Ускорения 5-7 раз по 250-300 м (95-100 % от соревновательной) 12-15 км

7 Лыжи, интенсивность до 80 % от соревновательной. Ускорения 4-6 раз по 150-200 м (95-100 % от соревновательной) 10-15 км

Таблица 2. Результаты основных соревнований лыжников-гонщиков 14-16 лет в процессе напряженной соревновательной деятельности

Соревнования, дистанция Среднее время прохождения дистанции, мин/с Разница

Контрольная группа Экспериментальная группа % р

Первенство автономного округа в зачет Спартакиады учащихся ХМАО-Югры: - 5000 м классическим стилем - 10 000 м свободным стилем 17,44 33,18 16,54 31.54 4,7 5,3 0,047 0,034

Спартакиада школьников ХМАО-Югры «Олимпийская юность Югры»: - 5000 м классическим стилем - 10 000 м свободным стилем 17,42 33,41 16,54 29,38 3,8 13,1 0,049 0,027

Чемпионат России: - 5000 м классическим стилем - 10 000 м свободным стилем 18,02 31,42 17,21 29,51 5 6 0,04 0,041

«Сургутский марафон»: - 20 000 м свободным стилем 57,18 55,28 4,8 0,044

произошло только после 26-28 ч последействия соревновательных нагрузок (см. рисунок).

Анализ результатов ЧСС после напряженной соревновательной деятельности показывает, что наиболее длительное и замедленное восстановление происходило в контрольной группе, где не использовалась психофизиологическая стимуляция. После проведения психокоррекции в экспериментальной группе интенсивность выраженности по ЧСС имеет большую направленность к качественному восстановлению.

Для оценки психической работоспособности после соревновательной нагрузки был проведен тест корректурной пробы. Среднегрупповые значения времени, затраченного на выполнение тестов, позволяют сделать следующее заключение. У спортсменов контрольной группы в первые часы восстановления снижается эффективность работы, в последующие часы восстановления время выполнения задания у них не изменяется, но увеличивается количество ошибок. У спортсменов экспериментальной группы восстановление проходит быстрее, исходя из показателей ЧСС, и выявляется тенденция к повышению результативности в работе. Уже в первые часы восстановления лыжники-гонщики этой группы справляются с заданием быстрее, чем спортсмены контрольной группы, т. е. на фоне утомления.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать заключение о том, что мозг спортсмена, которому проводится психофизиологическая стимуляция, обладает большей реактивностью и работоспособностью по сравнению с другими спортсменами. Существенным признаком восстановления следует считать способность к сохранению высокого уровня психической работоспособности на фоне развивающегося утомления, вызванного напряженной соревновательной деятельностью.

На основании результатов проведенных исследований можно заключить, что использование избирательных методов психокоррекции после напряженных соревновательных стартов способствует ускорению процессов восстановления. Улучшается качество и результативность саморегуляции двигательных действий, происходит урежение ЧСС, адекватной становится субъективная оценка психологического состояния. На основании устных отчетов, анкетиро-

Время восстановления, ч

Изменение ЧСС лыжников-гонщиков 14-16 лет после соревновательной нагрузки (дистанция 10 км, свободный стиль)

вания спортсменов и наблюдения за их поведением сразу после проведения психокоррекционных занятий происходит раскрепощение мышечного тонуса, спортсмены меньше жалуются на тяжесть в ногах, быстрее засыпают и просыпаются с хорошим настроением, желанием тренироваться. Следует отметить, что такой показатель, как дисциплинированность, также улучшается, спортсмены вовремя приходят на занятия и более внимательны к домашним заданиям по самостоятельной работе с включением методов психорегуляции.

Анализ результатов объективных и субъективных признаков эмоциональной напряженности после соревнований у спортсменов, участвующих в восстановительной разгрузке, подтверждают ее важность и благотворное влияние на устойчивость психофизиологических и субъективных показателей.

Выводы. Опыт практического использования психофизиологической стимуляции в восстановительном периоде лыжников-гонщиков 14-16 следующих лет показал:

1. Традиционные, установившиеся методы подготовки неадекватны условиям сегодняшнего времени. Появилась необходимость в индивидуальной целенаправленной психологической подготовке спортсмена. Поэтому современный учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков 14-16 лет должен учитывать определенные стороны его подготовки, а именно специальную физическую, технико-тактическую, физиологическую, психолого-педагогическую.

2. Применение методов психокоррекции в учебно-тренировочном процессе лыжников-гонщиков и их эффект могут быть различными. Они могут усилить влияние физической нагрузки, а также восстанавливать психологические процессы организма после напряженной соревновательной деятельности и, таким образом, способствовать более быстрому восстановлению спортсмена. Использование методов психокоррекции в сочетании с регулированием направленности физических нагрузок и постоянным контролем показателей саморегуляции позволяет более эффективно противостоять влиянию физических нагрузок и перенапряжению в периодах напряженной соревновательной деятельности лыжников-гонщиков.

3. Психофизиологическая стимуляция не затрагивает высших психических процессов, а лишь создает условия для осуществления осознанного выбора оптимальной поведенческой реакции и облегчения произвольной регуляции психических функций и вегетативных реакций благодаря оптимизации нервных процессов в коре головного мозга и устранению предпосылок для функционирования генератора патологически усиленного возбуждения. Целенаправленное формирование уровня мозговой активности (активации либо торможения) позволяет использовать её как в качестве профилактического средства, обеспечивающего повышение адаптационного резерва механизмов защиты внутренних органов от эмоциональных и психосоциальных нагрузок, а также оптимизации

адаптивных реакций непосредственно в процессе экстремальной спортивной деятельности.

Рекомендации. Результаты исследований, проведенных на юных спортсменах-лыжниках, показали, что использование методов психорегуляции в условиях подводящего и восстановительного микроциклов целесообразно в комплексе психокорригирующих воздействий. Применение только одного метода, типа аутогенной тренировки, в данных условиях соревновательной подготовки малоэффективно вследствие воздействия на организм спортсмена большого разнообразия детерминирующих факторов физической и психической природы.

При коррекции выраженности предстартовой эмоциональной напряженности у лыжников-гонщиков по типичным проявлениям стартовой апатии следует применять комплекс методов, способствующих мобилизации спортсмена перед предстоящими стартами, например:

• мобилизующий тип дыхания с применением кратковременной гипервентиляции, способствующей повышению возбудимости автономного дыхательного центра;

• мобилизующий вариант психомышечной тренировки с использованием образных представлений «боевого состояния», ситуаций, в которых выступление было «наиболее удачным», создание представлений о преимуществе над противниками;

• самовнушение с использованием установочных целевых формул: «Я настойчив и тверд в своих целях», «Я верю в успех», «Я все лучше владею собой»;

• направленное отвлечение и переключение мыслей спортсменов от возможных результатов в соревнованиях на процесс деятельности, отдельных действий, настройка на максимальное использование технико-тактических и физических возможностей;

• установочная (рациональный прием) беседа с целью создать у спортсмена представление о собственных потенциальных возможностях, формирование доминирующей мотивации на успех. При коррекции выраженности предстартовой

эмоциональной напряженности у спортсменов по типичным проявлениям стартовой лихорадки следует применять методы, способствующие успокоению, расслаблению спортсменов перед выступлением, например:

• успокаивающий тип дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержек дыхания в сочетании с последовательным расслаблением основных групп мышц;

• успокаивающий вариант психомышечной тренировки с формированием «маски покоя», снятие мышечных зажимов;

• самовнушение с использованием целевых формул: «Я спокоен», «Я владею своими мыслями, своими действиями». Самовнушение, направленное на самоуспокоение, связанное с представлениями о хорошей спортивной форме, слабости

соперников, о сниженном ответственности за достигнутый результат;

• направленное отвлечение и переключение мыслей спортсменов с конечных результатов гонки на предварительную подготовку к соревнованию. Переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные переживания: воссоздание образов литературных героев, героев кинофильмов, спортивной жизни, приятных или смешных эпизодов;

• установочная беседа с целью создать у спортсмена уверенность в своих силах, хорошей тренированности.

При коррекции выраженности фрустрационной

напряженности у спортсменов после соревнований

рекомендуем применять следующие методы:

• восстановительный сон - отдых с внушениями, направленными на качественное восстановление психической, эмоциональной энергии и физических сил;

• трансформацию и усиление механизмов психологической защиты, по типу «вытеснение», «проекция», «рационализация» с целевой направленностью на бессознательную эмоциональную разрядку, смягчение последействия психических травм;

• установочную беседу с направленностью на актуализацию ближайших перспективных целей, снятие противоречий между результатами и целями доминирующих мотивов.

Литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть / А.В. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 192 с.

2. Голуб Я.В. Медико-психологические аспекты применения свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи / Я.В. Голуб, В.М. Жиров. - СПб., 2007. - С. 77-86.

3. Родионов А.В. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.

4. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПУ, 2007. - 201 с.

5. Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. -190 с.

6. Яковлев Б.П. Формирование предметно-рефлексивных умений на учебных занятиях по физическому воспитанию студентов / Б.П. Яковлев, Л.В. Диордице // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 5. - С. 15-24.

References

1. Alekseev, A.V. Cope with oneself. - Moscow: Fizkultura i sport, 1982. - 192 P. (In Russian)

2. Golub, Ya.V. Medical and psychological aspects of light and sound stimulation and biofeedback / Ya.V. Golub, V.M. Zhirov. -St.Petersburg, 2007. - P. 77-86. (In Russian)

3. Rodionov, A.V. The impact of psychophysiological factors on athletic performance / A.V. Rodionov. - Moscow: Fizkultura i sport, 1983. - 112 P. (In Russian)

4. Yakovlev, BP. Mental load in elite sport. - Surgut: SurSPU, 2007.

- 201 P. (In Russian)

5. Yakovlev, B.P. Emotional tension in sports activity / B.P. Yakovlev.

- Сургут: Surgut: RIE SurSPI, 2003. - 190 P. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Yakovlev, B.P. Formation of objective-reflective abilities of students at physical education classes / B.P. Yakovlev, L. Diorditse // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2005. - № 5. - P. 15-24. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 25.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.