УДК: 796.92
МЕТОДИЧЕСКИЕ
особенности подготовки высококвалифицированных лыжников-гоншиков, обучающихся в вузе
Заслуженный тренер РСФСР Ю.Ф. Болотов Н.П. Герасимов, Н.Н. Быков
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева -КАИ, Казань
METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF TRAINING ELITE CROSS COUNTRY SKIERS WHO STUDY IN UNIVERSITY
Yu.F. Zolotov, Honored trainer RSFSR N.P. Gerasimov N.N. Bykov
Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI, Kazan
Key words: technique, training, cross country skiing, exercises, training process, athlete. The work experience of the department of physical education lays the basis of the considered issue on skiing classes. New developments of the methods of the basics of the modern cross country skiing training and dosing of physiological load in textbooks and study guides have arisen in the last decades, but they do not take into account the specifics of activity of students and postgraduates engaged in cross country skiing, stipulates by the complicacy of combining day academic classes and training process.
The university curricula on physical education do not include the requirements on learning the basics of modern sports training on all courses of study using advanced technologies for development of the functional physical status and mastering classic and freestyle skiing technical skills.
The purpose of the study was to characterize the pulse programming technique for elite cross country skiers in preseason and regular season based on the analysis of training programs for elite athletes (case study of athletes studying in Kazan state technical university - Kazan aviation institute).
High results in sport can be achieved only in case of existing smooth-running training program for athletes. It represents a combination of methodological basics, forms of organization and training and competitive conditions, correlating with each other in the optimal way based on specific principles and ensuring athlete's top fitness shape for high sports achievements.
Ключевые слова: методика, тренировка, подготовка, лыжные гонки, упражнения, учебно-тренировочный процесс, спортсмен.
В основу рассмотрения вопроса о занятиях лыжным спортом положен опыт работы кафедры физического воспитания. В последние десятилетия в учебниках и учебных пособиях появились новые разработки основ современной тренировки лыжников-гонщиков и дозировки физиологической нагрузки, но в них не учитывалась специфика деятельности студентов и аспирантов, занимающихся лыжными гонками, обусловленная сложностью совмещения занятий на дневном учебном отделении с учебно-тренировочным процессом.
Современные учебные программы по физическому воспитанию студентов не включают требований по овладению основами современной спортивной тренировки для развития функционально-физического состояния и совершенствования техники лыжных ходов классического и свободного стилей с целью достижения высоких спортивных результатов. Устранению этого недостатка и будет способствовать данное научное исследование, подтвержденное многолетним опытом профессиональной тренерской деятельности в техническом вузе в период с 1975 г. и по настоящее время.
Согласно нашим представлениям на всех этапах подготовки тренер должен следить за развитием функционально-физических качеств лыжника-гонщика. Анализируя резуль-
таты контроля, он может оценить достоинства и недостатки системы тренировки.
Цель исследования - дать характеристику методики программирования пульсового режима лыжников-гонщиков высшего мастерства в подготовительном и соревновательном периодах.
Результаты исследования и их обсуждение. Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если создана хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов, обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям. Для успешной подготовки лыжника-гонщика в условиях вуза необходимо учитывать следующие методические рекомендации:
• Если лыжник-гонщик подходит к старту не полностью восстановленным (отдохнувшим), то объем скоростной работы перед следующим стартом следует уменьшить или отдельные тренировки заменить бегом слабой интенсивности (кроссом) и использовать ОРУ и СТУ.
• Для формирования скоростной выносливости применять прохождение отрезков в У силы, т. е. 80-90 % от соревновательной интенсивности по длине и крутизне подъемов данной местности с интервалом отдыха в 1,5-3 мин по ходу движения, снижать темп и скорость передвижения.
• Разнообразить тренировочные занятия, применяя различные варианты переменного метода в сочетании с равномерным, повторным, соревновательным.
• Тренировки на длинных отрезках (3,5 км и более) применять для формирования соревновательного темпа на трассах, по рельефу приближенных к соревновательной.
• При проведении тренировочных занятий на 2-3 тренинг-кругах объем скоростной работы легче выполнять на большом тренинг-круге.
• После скоростных или основных соревнований тренировки проводить без большого напряжения (для снятия остаточного нервного и мышечного напряжения) и поддерживать высокую работоспособность.
• После проведенных тренировочных занятий и особенно после соревнований
свободным стилем обязательно уделить внимание снятию мышечного напряжения в крестцово-поясничном отделе, глубоких мышцах и в связках позвоночного столба, суставных связках, мышцах и стенках сосудов всей системы кровообращения (головного мозга - осторожно), выполняя физические, дыхательные упражнения с глубоким вдохом и выдохом и при большой амплитуде движения, а также используя методики аутогенной тренировки, системы йоги, учитывая при этом разное положение тела и его частей, мягкость (упругость) и эластичность мышц.
В жаркую погоду очень важно применять методику аутогенной тренировки, так как она быстро нормализует процесс теплорегуляции. Также ценное упражнение - висеть вниз головой не более 1 мин, особенно это необходимо перед УТС в среднегорье и высокогорье.
• Постепенно развивать эмоциональное состояние лыжников-гонщиков и учить управлять им (психологический настрой на тренировках, на старте, стрессовые и экстремальные ситуации).
Самое главное кредо учебно-тренировочного процесса и соревнований -формирование лучших черт характера спортсмена: надежности, уверенности, собранности, терпеливости, умения быстро принимать решение в изменяющейся обстановке, результативность - рост высоких спортивных результатов.
• Во время тренировочных занятий по развитию качества быстроты повторно-скоростным методом и по ОФП - тщательно проводить подготовительную часть спортивной тренировки - разминку.
• При выполнении объемной тренировки обязательно использовать питание - теплое, холодное с целью тренировки выделительной системы и предупреждения теплового удара при нарушении терморегуляции организма, особенно у спортсменов с неустойчивой психикой, поддержание энергоресурсов в организме спортсмена.
• Добиваться четкости и дисциплины при выполнении поставленных перед членами команды задач, систематического посещения тренировочных занятий для повышения общей работоспособности организма лыжников-гонщиков, достижения высоких спортивных результатов как в контрольных, так и в основных стартах благодаря совершенствованию умений, навыков и повышения уровня теоретических зна-
Ориентировочная схема пульсового показателя согласно методике программирования пульсового режима с целью подведения организма лыжника-гонщика к главному старту сезона
№ п/п Месяц (этап) Исходный пульс за 10 с Максимальный пульс за 1 мин - режим, уд/мин Восстановленный пульс в покое, 3 пробы за 10 с
1 Май 12; 11; 10; 9; 8 160-200 999; 988
2 Июнь 999 170-210 888
3 Июль 888 160-240 877
4 Август 777 160-240 776
5 Сентябрь 766; 666 180-240-250 666
6 Октябрь 777; 888 160-200 777; 888
7 Ноябрь 776; 776 180-220 766; 777
8 Декабрь 666; 666 180-240-250 666; 666
9 Январь 666; 666 170-210 666; 665
10 Февраль 665; 665 170-240 665; 665
11 Март 677; 666 160-180 667; 778
12 Апрель 788; 888 120-160 888; 889
ний из специальной литературы по теории основ физического воспитания и по данному виду спорта.
• Проявлять терпимость при сложных метеоусловиях, поддерживать желание развивать высокую скорость и желание тренироваться.
• Успешно сочетать занятия большим спортом с учебным процессом, обязательно контролируя ход сдачи зачетов и экзаменов зимней и весенней экзаменационных сессий в соответствии с индивидуальным графиком обучения студента-спортсмена.
• В подготовительном и соревновательном периодах строго придерживаться пульсового режима для совершенствования функционального состояния вегетативной нервной системы, физиологической нагрузки с индивидуальным подходом у каждого спортсмена и обязательно с учетом стажа занятий спортом и классификации, функционально-физического развития и антропометрических данных, типа высшей нервной системы, возрастных особенностей (см. таблицу).
Спортивные достижения лыжников зависят от общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности и морально-волевых качеств. Все эти качества определяются функциональными возможностями различных систем организма и являются результатом влияния спортивной тренировки, специальной среды, врожденных
способностей и свойств, лабильности нервных процессов конкретного лыжника-гонщика.
Вывод. Для роста результатов лыжников-гонщиков тренер должен вносить элементы новизны в планирование годичного цикла (планировать тренировки к конкретной дистанции и отдельным соревнованиям в условиях равнины, и особенно в условиях среднегорья, а также проведение учебно-тренировочных сборов в условиях высокогорья Эльбруса, на высоте 4200-4400 м над уровнем моря.
Особо важную роль играют показатели объема и интенсивности тренировочных нагрузок, среди которых выделяют:
• средства общей и специальной подготовки;
• величину циклической нагрузки;
• индивидуальные особенности подготовки.
Использованная литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. 3-е изд. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 160 с.
2. Спортивная гордость Татарстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mdmst.tatarstan.ru/rus/info. php?id=93606
References
1. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture. The introduction into the subject: textbook for colleges of physical culture / L.P. Matveev. 3rd ed. - St.Petersburg: Lan', 2003. - 160 P. (In Russian)
2. Sports pride of Tatarstan [Electronic resource]. - URL: http:// mdmst.tatarstan.ru/rus/info.php?id=93606 (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 21.06.2013 г.