ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ МНОГОБОРЬЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АУТОКОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЙ
Фарбей Вадим Валерьевич
Доктор педагогических наук, доцент Российский государственный пе-дагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Желваков Евгений Геннадьевич
Аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
Представлено построение тренировочного процесса в лыжных многоборьях с учетом типа соревновательной подготовленности спортсменов. На примере биатлона, показана методика применения технических средств аутоконтроля движений позволяющая формировать стабильность и надежность качествен-ного выполнения упражнения многоборья в соревновательных условиях.
ABSTRACT
Contraction of the training process in the all-around skiing considering the type of athletes competitive readiness is provided. Method of use of technical means of movements autocontrol that allows to form lability and reliability of high-quality all-around exercise in competitive conditions is shown on the exam-ple of the biathlon.
Ключевые слова: лыжные многоборья, соревновательные упражнения лыжного многоборья, спортивная квалификация спортсменов, «универсальный» тип соревнова-тельной подготовленности.
Keywords:all-round ski, ski-round competitive exercise, sports qualification of athletes, "universal" type of competitive readiness.
Согласно современным представлениям управление - это конк-ретный, целенаправленный процесс руководства определенным объектом, обеспечи-вающий достижение необходимого эффекта. Структурные элементы системы управления (принятие решения, организация исполнения, сбор и обработка информации, подведение итогов) определяют последовательность действий, необходимых для перевода спортсмена с одного уровня подготовленности на другой качественно новый уровень. В целом они обеспечивают упорядо-че-ние организации тренировочного процесса, направленно-го на достижение поставленной цели. Цель управления конкретизируется в постановке частных задач, необходимым условием их решения является наличие информации о факторах определяющих достижение этой цели [1].
В системе многолетней подготовки, применение средств и методов тре-нировки направлено на повышение потенциала двигательных возможностей спортсменов и реализацию этого потенциала в соревновательной деятельно-сти, индивидуализации тренировочного процесса.
Изучение современного состояния подготовки спортсменов в лыжных многоборьях (биатлон, лыжное двоеборье, зимний полиатлон) показало, что высоких спортивных результатов лыжники-многоборцы как правило дости-гают в возрасте 20-22 года, начиная занятия лыжными многоборьями в воз-расте 9-10 лет. Об этом свидетельствуют фактические данные о возрасте чем-пионов и финалистов зимних Олимпийских игр, Всероссийских и междуна-родных соревнований. Минимальные сроки достижения высшего спортив-ного мастерства составляют 11-13 лет.
Результаты анализа вклада (%), соревновательных упражнений много-борья в итоговый результат соревновательной деятельности позволил вы-явить типы подготовленности лыжников-многоборцев (табл. 1).
Отмечено, что с ростом спортивного мастерства проявляются тенденции в изменении типа подготовленности спортсмена.
Особенности проявления типов подготовленности в многоборье с ро-стом спортивного мастерства свидетельствуют о значимости ориентации под-готовки лыжников-многоборцев на применение технологий способствующих формированию «универсального» типа подготовленности, то есть равновы-сокого уровня подготовленности спортсменов в соревновательных упражне-ниях многоборья.
На примере биатлона, разработана методика формирования «универ-сального» типа подготовленности спортсменов с применением возможностей искусственной управляющей среды для повышения эффективности двига-тельных действий спортсмена.
Таблица 1
Типы соревновательной подготовленности лыжников-многоборцев
Тип лыжника-многоборца МСМК МС КМС-I разряд II-III разряды
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Биатлон
«Универсальный» 30 55,6 32 38,6 37 33,0 31 21,5
«Гонщик» 17 27,7 26 31,3 42 37,5 67 46,6
«Стрелок» 9 16,7 25 30,1 33 29,5 46 31,9
Лыжное двоеборье
«Универсальный» 16 48,5 31 37,4 31 37,8 24 32,8
«Прыгун» 9 27,3 29 34,9 36 43,9 32 43,8
«Гонщик» 8 24,2 23 27,7 15 18,3 17 23,3
Зимний полиатлон
«Универсальный» 25 27,2 35 25,7 21 12,8 16 13,3
«Гонщик» 18 19,6 26 19,1 47 28,7 31 25,6
«Гонщик-стрелок» 14 15,2 23 16,9 19 11,6 20 16,5
«Гимнаст гонщик» 12 13,0 8 5,9 26 15,8 15 12,4
«Гимнаст стрелок» 9 9,8 22 16,2 21 12,8 15 12,4
«Гимнаст» 8 8,7 15 11,0 18 11,0 12 9,9
«Стрелок» 6 6,5 7 5,2 12 7,3 12 9,9
Современные тенденции развития биатлона характеризуются возрос-шей скоростью передвижения спортсменов на дистанции, повышением точ-ности стрельбы и уменьшением общего времени на ее выполнение. Это ста-вит необходимым, осуществлять дальнейший поиск резервов роста мастер-ства и результативности соревновательной деятельности на всех этапах мно-голетней подготовки биатлонистов.
Специальные исследования [2; 3] показывают, что на всех этапах мно-голетней тренировки из двух компонентов соревновательной деятельности биатлонистов: качество результатов стрельбы и скорости передвижения на лыжах, наибольшего внимания требует стрелковая подготовка. Актуальным является разработка методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием тренажеров.
Нами разработана методика стрелковой подготовки с использованием ритмо-структурных комплексов (РСК), позволяющая формировать и дости-гать стабильного уровня соревновательного варианта техники стрельбы в биатлоне на основе внешней системы управления движениями спортсмена. Выполнение этих действий осуществлялось в режиме тренировочной и со-ревновательной деятельности биатлонистов, последовательности действий на огневом рубеже: подход к огневому рубежу; изготовку к стрельбе; произ-вод-ство прицельных выстрелов; уход с огневого рубежа. При этом осу-ществлялся аутоконтроль ритма движений и темпа выполнения пяти выстре-лов звуковым ритмо-лидером, а также интенсивности выполняемых нагрузок по показателям пульсометра.
Разработаны и апробированы варианты РСК различающихся по уров-ню интенсивности задаваемых нагрузок (ЧСС): 1 зона - 120-132 уд/мин; 2 зона -133-144 уд/мин; 3 зона - 145-156 уд/мин; 4 зона - 157- 168 уд-мин; 5 зона - 169180 уд/мин и времени на выполнение РСК:
РСК- 1. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 35-25 с; темп стрельбы 11 - 5 с; уход с рубежа 10 с; общее время на рубеже 89 - 55 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 35-25 с; ритм стрельбы 11 - 5 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 87 - 53 с;
РСК - 2. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 35-20 с; темп стрельбы 9 - 4 с; уход с рубежа 8 с; общее время на рубеже 79 - 44 с.
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 30-20 с; темп стрельбы 9 - 4 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 73 - 43 с;
РСК - 3. Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 25-15 с; темп стрельбы 8 - 3 с; уход с рубежа 7 с; общее время на рубеже 64 - 34 с;
Упражнения для стрельбы стоя.
Изготовка 22-12 с; темп стрельбы 8 - 3 с; уход с рубежа 6 с; общее время на рубеже 60 - 30 с.
РСК - 4 Упражнения для стрельбы лежа.
Изготовка 20-12 с; темп стрельбы 6 - 2 с; уход с рубежа 5 с; общее время на рубеже 49 - 25 с.
Упражнения для стрельбы стоя. Изготовка 18-8 с; темп стрельбы 6 - 2 с; уход с рубежа 4 с; общее время на рубеже 46 - 20 с.
Проверка эффективности разработанной методики стрелковой подго-товки биатлонистов проводилась в педагогическом эксперименте по обосно-ванию построения тренировочного процесса с учетом типа соревновательной подготовленности спортсменов.
Предполагалось, что увеличение доли нагрузок в подготовительном периоде на отстающие дисциплины, а в соревновательном периоде - на ведущие дисциплины, будет способствовать повышению результативности в целостном выполнении вида многоборья в соревновательных условиях.
Для проведения исследования были сформированы три экспериментальные группы квалифицированных биатлонистов (МС) 20-25 лет по 11 человек в каждой с учетом типа индивидуальной предрасположенности к соревновательным упражнениям многоборья. В группу А вошли спортсмены имеющие лучшие показатели в стрельбе биатлона («стрелки»). В группу Б вошли спортсмены имеющие высокие показатели в лыжной гонке и низкие показатели стрельбы биатлона («гонщики»). Группа В была сформирована из биатлонистов имеющих примерно равные показатели как в гонке так и стрельбе («универсалы»).
Для каждой группы спортсменов, с учетом типа их подготовленности в соревновательных упражнениях была разработаны и реализованы тренировочные программы по коррекции их подготовленности в многоборье:
• в переходном и подготовительном периодах планирование учебно-тренировочного процесса было направлено
группе Б - 0-80-20%; в группе В - 10-80-10% - (комплексная, гоночная и стрелковая;
• в соревновательном периоде больше внимания уделялось ведущим соревновательным упражнениям биатлонистов. В группе А использовалось до 30 % средств стрелковой подготовки, в группе Б до 50% гоночной подготовки. У спортсменов группы В соотношение средств комплексной, гоночной и стрелковой подготовки составило: на этапе предварительных соревнований - 60-30-20%; на первом этапе основных соревнований 70-20-10%, на втором этапе основных соревнований - 80-10-10%, на третьем этапе основных соревнований - 40-20-40 % соответственно.
Результаты исследований, свидетельствовали о положительных сдвигах в уровне подготовленности биатлонистов всех групп, однако при этом уста-новлено, что большие сдвиги в результатах соревновательных упражнений многоборья отмечены у спортсменов группы А (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей соревновательной деятельности биатлонистов (МС) с учетом индивидуальной предрасположенности к определенному виду сорев-новательной деятельности до и после эксперимента
на повышения внимания отстающим дисциплинам. Так в группе А в переходном периоде доля гоночной подготовки составляла до 40%, в группе Б объем стрелковой подготовки был увеличен до 80%. В подготовительном периоде (бесснежный) в группе А объем гоночной подготовки доходил до 60%; в группе Б объем стрелковой подготовки составил 50%. В группе В - в переходном периоде соотношение составило соответственно: 10% - комплексной, 30%- гоночной, 60% - стрелковой. В подготовительном периоде - на этапе обшей подготовки 20-40-40%, - на I этапе специальной подготовки 30-40-30%, на II этапе специальной подготовки 40-40-20%,соответственно;
• на этапе подготовки на снегу планирование объема нагрузки в основных средствах подготовки существенно изменено. Так процентное соотношение изменилось в пользу гоночной подготовки и составило: в группе А - 10- 90-0%; в
Показатели Группы Результаты в начале эксперимента М,±ш Результаты в конце эксперимента М2±ш Р
Гонка 20 км (мин, с) А 67,34±0,5 58,52±0,6 <0,05
Б 54,57±0,4 53,47±0,8 >0,05
В 62,46±0,5 56,23±0,7 <0,05
Спринт 10 км (мин, с) А 36,15±2,2 33,26±0,9 <0,05
Б 28,32±1,3 25,57±1,1 <0,05
В 33,51±0,4 29,42±0,8 <0,05
Гонка преследования 12,5 км (мин, с) А 43,21±1,2 41,16±1,1 >0,05
Б 37,54±0,7 36,29±0,7 >0,05
В 41,26±0,8 39,34±0,6 >0,05
Масстарт 15 км (мин, с) А 52,12±2,4 46,31±1,2 <0,05
Б 41,43±1,4 40,26±1,1 >0,05
В 46,36±0,5 44,02±0,7 >0,05
Эстафета 7,5 км (мин, с) А 24,52±2,3 22,07±1,5 <0,05
Б 20,28±0,5 19,56±0,7 >0,05
В 22,07±1,3 21,25±1,2 >0,05
Эффективность разработанной и апробированной методики трениров-ки биатлонистов, нашло свое отражение в результатах: группа А у спортсме-нов в индивидуальной гонке на 20 км со стрельбой на 4-х огневых рубежах, были улучшены у спортсменов на 8 мин 42 с (Р < 0,01), в группе Б на 1 мин 10 с (Р > 0,05), в группе В на 6 мин 23 с(Р < 0,05), в спринтерской гонке на 10 км со стрельбой на 2-х огневых рубежах улучшение в группе А составило 2 мин 49 с, в группе Б 2 мин 35 с, в группе В 4 мин 9 с (Р < 0,05).
Установлено, что в гонке преследования во всех группах произошло улучшение показателей гоночной подготовленности но при недостоверных сдвигах (Р > 0,05), а результаты гонки в масстарте и эстафете достоверно изменились только у биатлонистов группы А (Р < 0,05). Также было вы-явле-но, что в группе Б увеличились показатели точности стрельбы во всех видах соревнований (Р < 0,05). Во всех группах достоверный прирост показателей эффективности стрельбы был отмечен в масстарте и эстафете. В спринте до-стоверные изменения отмечены только в группе В. В
гонке преследования положительная динамика выявлена в группе А (Р < 0,05), в остальных груп-пах отмечены недостоверные улучшения результатов стрельбы (Р > 0,05) (см. табл.).
Показатель точности стрельбы в индивидуальной гонке на 20 км с че-тырьмя огневыми рубежами в группе А составил 19,2 из 20 (Р > 0,05) в группе Б 14,6 из 20 (Р < 0,01). При этом количество попаданий в группе А увеличилось на 3%, в группе В на 4% (Р > 0,05), а в группе Б на 22,5% (Р < 0,01), в гонке преследования: соответственно в группе А -6%; Б- 6% (Р < 0,05); В- 2,5% (Р > 0,05), в масстарте в группе А изменения оставили - 5,5%; Б - 18%; В - 5% (Р < 0,05).
Необходимо отметить, что в спринте, спортсмены группы А улучшили показатели точности стрельбы на двух огневых рубежах на 4% (Р > 0,05), спортсмены группы Б на 15% и группы В на 5% (Р < 0,05), в эстафете выяв-лена следующая динамика результатов в группе А прирост составил 6%; Б - 13%; В - 5% (Р < 0,05).
Эффективность предложенной мето-дики в экспериментальных группах подтверждается спортивно-техническими результатами спортсменов. Ряд спортсменов принявших участие в исследо-вании были в дальнейшем включены в состав сборной команды Санкт-Петербурга по биатлону для участия в первенстве России и стартах «Олим-пийские надежды».
Таким образом, на примере биатлона, показана эффективность управ-ления подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях наиболее эффектив-но с направленностью на универсальный тип соревновательной подготов-ленности и применением технических средств с аутоконтролем движений.
Литература
1. Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. — М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
2. Ратов И.П., Попов Г.И., Логинов А.А., Шмонин Б.В. Биомеханиче-ские технологии подготовки спортсменов -М.: Физкультура и Спорт, 2007. — 120 с
3. Фарбей, В.В. Системно-целевое управление подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях: монография / В.В. Фарбей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 341 с.
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ОПЫТА
Федорова Ксения Николаевна
К.п.н., доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, Россия
MUSIC TEACHER: ACTUALIZATION OF HERMENEUTICS EXPERIENCE
АННОТАЦИЯ
В статье проблематизируется необходимость и возможность актуализации смыслопорождающих механизмов деятельности педагога-музыканта. Автором рассматриваются вопросы взаимосвязи человек-искусство и герменевтический опыт как ее сущностная составляющая. Фиксируется внимание на особом статусе интонации, задающей направленность деятельности педагога-музыканта.
ABSTRACT
In the article we inquire into the que^ion of need and possibility to actualize generating sense actions of a music teacher. The author examines the que^ions of relations between a human and art, and hermeneutics experience which is the essential con^ituent of these relations. We draw attention to the particular intoning action that determines teaching work.
Ключевые слова: человек-музыкальное искусство; герменевтическая процедура; герменевтический опыт; интонация; интонационное воплощение художественного образа.
Keywords: a human - music art; hermeneutics procedure; hermeneutics experience; intonation; intoning personification of arti^ic image.
В последние годы в педагогической науке и практике отдельного внимания требуют вопросы, затрагивающие ангажированность педагогического сознания процессами технологизации, где человек рассматривается как «программируемый компонент системы ... объект самых разнообразных манипуляций, а не личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности» [3, с.18]. Нельзя не согласиться и с тем, что современная ситуация в большей мере характеризуется ориентацией сознания на стандартно-коллективные формы мышления, где выражена тенденция развития массового интеллектуального труда, с которого, по словам М.К. Мамардашвили, окончательно сорван покров таинственности и выполнения духовной функции, предполагающего взаимозаменяемость его исполнителей, шаблонное воспроизводство уже имеющихся образцов. Сказанное в значительной мере затрагивает и педагогику музыкального исполнительства - a priori интенсивного интеллектуально-эмоционально-духовного процесса, где наряду с глубокой индивидуализацией, персональной выразительностью , творческая самостоятельность, высокий уровень мотивации на самообразование и самосовершенствование, определяют не только уровень мастерства, но 1 Одно из значений латинского persona-звучащее через
актуализируют экзистенциальную сущность взаимосвязи человек - музыкальное искусство.
Так, А. Ляхович, размышляя о социологических аспектах современного музыкального исполнительства, во многом определяющего ориентиры музыкально-педагогической практики, убедительно дает характеристику мифам, бытующим в академической исполнительской среде, подчеркивая, что мифы культивируются социальной надстройкой исполнительства в качестве камуфляжа, скрывающего ее внему-зыкальную суть. Автор фиксирует факт подмены сугубо музыкальных явлений ритуалами социальной идентификации, аналогичными дресс-коду в некоторых социальных сферах и имеющих амплитуду от профессиональных музыкальных конкурсов до рейтингового подхода к учащимся на начальной ступени музыкального образования [6].
Если исходить из осмысления сущности деятельности педагога-музыканта как феномена культуротворчества, то неизбежна обращенность к философской мысли, где творчество есть не столько познавательная категория, сколько ее онтологическая сущность. Последняя связана с духовно-поэтической реальностью, фактической жизнью субъективности, содержанием, механизмами работы индивидуального сознания, вплетенного в многообразные формы человече-