Научная статья на тему 'Модель оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков'

Модель оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ОПТИМИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITY / COMPETITIVE ACTIVITY / MENTAL LOADING / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич

На основании проведенных исследований разработана и экспериментально определена эффективность модели оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков. Выявлены выраженность и вариативность показателей подвижности нервных процессов, частоты сердечных сокращений, скорости переработки информации в зависимости от степени влияния психической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of optimization of training process for students of skiers racers

On the basis of the lead research the efficiency of model of optimization of training of students of skiers-racers where expressiveness and variability of parameters of functional mobility of nervous processes is revealed. Frequencies of intimate reductions, speed of processing of the information depending on the influence of mental loading during the intense periods of training process is developed and experimentally certain.

Текст научной работы на тему «Модель оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков»

УДК 796 А. В. ФУРСОВ

Сургутский государственный педагогический университет

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

На основании проведенных исследований разработана и экспериментально определена эффективность модели оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжни-ков-гонщиков. Выявлены выраженность и вариативность показателей подвижности нервных процессов, частоты сердечных сокращений, скорости переработки информации в зависимости от степени влияния психической нагрузки.

Ключевые слова: учебная деятельность, соревновательная деятельность, психическая нагрузка, оптимизация.

Актуальность. Учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков, являющихся студентами педагогического вуза, специфичен по своей структуре. Он характеризуется пластичностью планирования физических нагрузок. Такая специфичность обусловлена сменой места жительства, условий проведения тренировочного процесса спортсменов, изменением их социального статуса и стереотипа повседневной жизнедеятельности [1, 2].

На студентов, занимающихся лыжными гонками, значительное влияние оказывает психическая нагрузка, связанная с адаптацией к условиям учебной деятельности. Совмещение учебной и спортивной видов деятельности приводит к значительным нагрузкам на функциональные системы организма, состояние которых является лимитирующим фактором в определении объёма и интенсивности физических нагрузок для студентов-спортсменов [3, 4, 5, 6, 7]. Оказавшись в условиях «перекрестного» режима спортивной тренировки и учебной деятельности, квалифицированные лыжники-гонщики вынуждены корректировать учебно-тренировочный процесс на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Для осуществления успешной спортивной карьеры им необходимо оптимально и гармонично совместить учебно-тренировочный процесс и учебную деятельность в вузе [8, 9, 10].

Таким образом, проблема оптимизации учебнотренировочного процесса студентов, занимающихся лыжными гонками, является актуальной. Для решения этой проблемы, на наш взгляд, необходимо изучение механизмов регуляции психического состояния в условиях совмещения учебной и спортивной деятельности лыжников-гонщиков.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать модель оптимизации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков педагогического вуза.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Сургутского государственного педагогического университета. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты факультета физической культуры и спорта в количестве 25 человек, которые занимались лыжными гонками и имели высокие квалификационные разряды в этом виде спорта (1-й разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта). Из них были сфор-

мированы контрольная (п=13) и экспериментальная (п=12) группы. До проведения эксперимента средние результаты многих показателей опытных групп не имели достоверных различий (р > 0,05).

В ходе исследования изучали календарные планы соревнований, индивидуальные планы спортивной подготовки, дневники самоконтроля спортсменов и результаты их выступлений на соревнованиях, а также годовые планы и графики изучения учебных дисциплин в вузе.

Для определения степени ситуативной тревожности студентов использовали методику Спилбергера, напряженности психических процессов — методику исследования психофизиологических реакций на движущийся объект по двум скоростным режимам (РДО-1000 мс/20 и РДО-2000 мс/20). С помощью компьютерного комплекса «Диагност-1» осуществляли тестирование реакций лыжников-гонщиков на дозированную психическую нагрузку и оценивали уровень функциональной подвижности нервных процессов.

Учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе (ЭГ) был изменен и дополнен модельно-соревновательными и контрастными микроциклами, которые составили основу модели его оптимизации. При модификации структуры спортивной подготовки лыжников учитывали графики соревнований и учебных занятий в вузе (табл. 1).

В контрольной группе (КГ) при планировании тренировочного процесса названные микроциклы не использовались.

В модельно-соревновательном микроцикле моделировались условия, характер предстоящих соревнований (рельеф трассы, состояние лыжни и др.). В них решались такие задачи, как совершенствование специальной выносливости, чувства темпа, ритма, техники и тактики на соревновательной дистанции, воспитание морально-волевых качеств, необходимых в условиях соперничества.

Использование контрастных микроциклов было направлено на восстановление организма лыжников-гонщиков, ремобилизацию его психофизиологических функций. Для этого в содержание микроциклов были включены средства и методы психокоррекции. Спортсмены ЭГ разучили психокоррекционные методики — аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и внушенный сон-отдых. Совершенствование применения данных

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Таблица 1

График учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков экспериментальной группы

Периоды Подготовительный Соревновательный

Месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Этапы специально-подготовительный предварительных соревнований основных соревнований

Мезоциклы Б КП ПС РС КП ОС КП ГСС

Недельные микроциклы и учебные недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

График учебного процесса в вузе У У У У У У У А У У У У У У У У А У У У У У У У У У У А У У

Внедрение модели оптимизации МО МО МО

Примечание: Б — базовый мезоцикл; КП — контрольно-подготовительный мезоцикл; ПС — предсоревновательный мезоцикл; РС — мезоцикл ранних соревнований; ОС — мезоцикл отборочных соревнований; ГСС — мезоцикл главных соревнований сезона; У — учебные занятия; А — аттестация знаний студентов; МО — модель оптимизации.

Таблица 2

Результаты педагогического эксперимента по оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков

Показатели Исходные данные Итоговые данные

КГ(п= 13) Хср±с ЭГ (п = 12) Хср±с Достоверность КГ(п = 13) Хср±с ЭГ (п = 12) Хср±с Достоверность

і кр. 1р. РІ і кр. 1р. р2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И

Показатели физических нагрузок в соревновательном периоде подготовки

Объем работы циклического характера, км 1697 ± 300 1682 ± 287 2,07 0,33 >0,05 1905± 365 1937 ± 359 2,07 0,25 >0,05

Объем работы высокой и средней интенсивности, км 314 ± 40 318 ± 49 2,07 0,19 >0,05 306 ± 58 334 ± 47 2,07 1,35 >0,05

Объем работы соревновательной интенсивности, км 109 ± 18,9 115 ± 18,4 2,07 0,87 >0,05 122± 20 125 ± 21 2,07 0,28 >0,05

Показатели тревожности и психической напряженности

Методика Спилбергера — оценка тревожности, баллы 37 ± 3,8 41 ± 6,9 2,07 2,4 <0,05 39 ± 5,4 33 ± 3,5 2,07 2,5 <0,05

Методика определения реакции на движущийся объект (РДО-1000 мс/20) — оценка психической напряженности, мм 28,6 ± 4,33 31,4 ± 6,58 2,07 1,35 >0,05 28,6 ± 5,8 23,9 ± 4,1 2,07 2,54 <0,05

Методика определения реакции на движущийся объект (РДО-2000 мс/20) — оценка психической напряженности, мм 24,3 ± 3,93 25,1 ± 4,19 2,07 0,59 >0,05 23,45 ± 2,6 19,54 ± 1,5 2,07 5,9 <0,05

Показатели реакций организма на дозированную психическую нагрузку

Уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП НП), сиг/мин 81,5 ± 15,2 79,2 ± 15,6 2,07 0,51 >0,05 83,8 ± ± 17,09 97,5 ± 9,6 2,07 2,7 <0,05

Ошибочные реакции, % 10,9 ± 1,6 11,7 ± 1,69 2,07 1,39 >0,05 9,24 ± 2,07 7,11 ± 1,41 2,07 2,8 <0,05

Изменение ЧСС, % 16,1 ± 3,6 17,2 ± 2,86 2,07 0,51 >0,05 16 ± 4,7 12,8 ± 1,5 2,07 2,2 <0,05

Рис. 1. Модель оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов лыжников-гонщиков

методик осуществлялось в дни напряженных тренировок и соревнований.

Результаты эксперимента. Сравнивая объёмы физических нагрузок, которые были выполнены лыжниками за период эксперимента, отмечаем отсутствие статистически достоверных различий между ЭГ и КГ (р > 0,05). По нашему мнению, это объясняется тем, что студенты опытных групп имели примерно одинаковый уровень функциональной и физической подготовленности.

В ЭГ у студентов более значительно, чем в КГ (р < 0,05), снизились уровни ситуативной тревожности и психической напряженности, а также улучшились показатели психофизиологических реакций на дозированную психическую нагрузку (табл. 2).

Модифицикация структуры спортивной подготовки, применение психокоррекционных мероприятий способствовали улучшению результатов выступлений лыжников-гонщиков ЭГ на соревнованиях. Спортсмены экспериментальной группы стали лучше понимать, анализировать своё состояние и ответственней подходить к постановке целей и задач спортивной подготовки.

Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность разработанной модели оптимизации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков (рис. 1).

На основании анализа результатов исследования нами сделаны следующие выводы:

— совмещение учебной и спортивной видов деятельности в период обучения лыжников-гонщиков в высшем учебном заведении предполагает внесение изменений в структуру и содержание учебно-тренировочного процесса, которые должны быть направлены на восстановление психофизиологических реакций организма спортсменов;

— использование в спортивной подготовке лыжников таких психокоррекционных методик, как аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, дыхательная гимнастика и внушенный сон-отдых, приводит к положительной динамике психофизиологических показателей;

— включение в структуру учебно-тренировочного процесса модельно-соревновательного и контрастного микроциклов способствует повышению эффективности соревновательной подготовки лыж-ников-гонщиков;

— модифицированная структура спортивной подготовки, психокоррекционные мероприятия и

психолого-педагогический контроль могут быть основой модели оптимизации учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков.

Библиографический список

1. Виленский, М. Я. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле / М. Я. Виленский, В. П. Русанов // Теория и практика физической культуры. — 1979. — № 6. — С. 24 — 28.

2. Левченко, Е. С. Факторная структура адаптации студентов / Е. С. Левченко // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 3. — С. 26 — 29.

3. Марчук, С. А. Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодёжи / С. А. Марчук, В. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 5. — С. 59 — 60.

4. Сивков, В. И. Оценка оптимального психического напряжения у лыжников-гонщиков высокой квалификации в соревновательном периоде / В. И. Сивков // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 10. — С. 28 — 30.

5. Фаустов, А. С. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы / А. С. Фаустов, Ю. В. Щербатых // Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 33-35.

6. Щербатых, Ю. В. Экзамен и здоровье / Ю. В. Щербатых // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 53 — 56.

7. Яковлев, Б. П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б. П. Яковлев. — Сургут : Изд-во СурГПУ, 2007. — 201 с.

8. Аграновский, М. А. Лыжный спорт / М. А. Аграновский, Д. Д. Донской — М : ФиС, 1980. — 218 с.

9. Бутин, И. М. Лыжный спорт / И. М. Бутин. — М. : ФКиС, 2000. — 368 с.

10. Копаев, В. П. Гуманизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов / В. П. Копаев // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 5. — С. 22 — 24.

ФУРСОВ Алексей Валерьевич, ассистент кафедры теории и методики физического воспитания.

E-mail: FursovAV@bk.ru

Дата поступления статьи в редакцию: 18.03.2009 г.

© Фурсов А.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.