Научная статья на тему 'Дистанционный контроль физической подготовки юных футболистов 15-16 лет в условиях карантинных мер'

Дистанционный контроль физической подготовки юных футболистов 15-16 лет в условиях карантинных мер Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ 15-16 ЛЕТ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОТЧЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ / ЗАДАНИЯ / АНАЛИЗ / YOUNG 15-16 YEAR-OLD FOOTBALL PLAYERS / REMOTE CONTROL / PHYSICAL TRAINING / PREPAREDNESS / REPORTING MATERIAL / TASKS / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чесноков Н. Н., Морозов А. П., Тарасов А. Ю.

Общемировая эпидемиологическая обстановка, в которой осуществляется спортивная подготовка, ставит перед всеми ее участниками новые задачи и соответствующие им новые трудности. Резкое ограничение на этом фоне двигательной активности и физических нагрузок у юных спортсменов может негативно сказаться на всех жизненно важных системах организма. В этой связи особо следует отметить значимость планомерной подготовки в домашних условиях, прежде всего связанной с сохранением уровня физической работоспособности, достаточного для выполнения технических приемов и ведения полноценной игровой деятельности. Это требует от тренерского состава глубоких знаний в области теории и методики спорта, общей и спортивной физиологии и других научных дисциплин, регулярной методической работы по определению параметров физической нагрузки игроков разного амплуа, навыков ведения тренировочных занятий с помощью дистанционных технологий. Цель: разработать структуру дистанционного контроля физической формы в условиях пандемии и отсутствия привычной тренировочной деятельности у футболистов 15-16 лет. В исследовании были применены следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, видеосъемка, анализ дневников самоконтроля, методы математической статистики. В статье приводятся результаты исследования по проведению с помощью дистанционных технологий контроля уровня физической подготовленности за период карантинных мер. Включение в тренировочный процесс мобильных технологий расширило возможности тренеров по управлению спортивной формой своих подопечных за счет оперативного получения необходимой информации о выполнении физической нагрузки, ее субъективном восприятии. Кроме того, полученная видеосъемка выполнения упражнений позволяет скорректировать перечень применяемых средств подготовки и повысить ее эффективность. Таким образом, полученный за время пандемии опыт может стать важным фактором дальнейшего совершенствования профессиональных компетенций тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, а также прецедентом в случае возникновения похожих ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чесноков Н. Н., Морозов А. П., Тарасов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG 15-16 YEAR-OLD FOOTBALL PLAYERS UNDER THE CONDITIONS OF QUARANTINE MEASURES

The global epidemiological situation in which sports training is conducted, pose new tasks for all its participants and new difficulties corresponding to them. A sharp limitation of physical activity and physical loads of young athletes in this context can negatively affect all vital systems of the body. In this regard, the importance of systematic training at home, primarily connected with maintaining the level of physical performance, sufficient to perform techniques and conduction of a full-fledged gaming activity should be especially noted. This requires a deep knowledge of the theory and methodology of sports by the coaching staff, general and sports physiology and other scientific disciplines, regular methodological work to determine the parameters of the physical loads of players of different roles, skills of conduction of training sessions using distant technologies. The research aim is to develop a remote control structure of physical fitness in the context of a pandemic and the absence of habitual training activities among 15-16 year-old football players. The study used the following methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, video filming, analysis of self-control diaries, methods of mathematical statistics. The article presents the results of a study on the use of remote technologies to control the level of physical fitness for the period of quarantine measures. The inclusion of mobile technologies in the training process has expanded the capabilities of coaches to control the sports form of their trainees due to prompt receipt of necessary information about the performance of physical activity, its subjective perception. In addition, the resulting exercise video allowed to adjust the list of the used training tools and increase its effectiveness. Thus, the experience gained during the pandemic can become an important factor in the further improvement of the professional competencies of coaches and specialists in the field of physical education and sports, as well as a precedent, in the case of similar situations.

Текст научной работы на тему «Дистанционный контроль физической подготовки юных футболистов 15-16 лет в условиях карантинных мер»

УДК 796.332

ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КАРАНТИННЫХ МЕР

Н.Н. Чесноков, доктор педагогических наук, профессор, заместитель генерального директора, А.П. Морозов, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела, А.Ю. Тарасов, аналитик научно-методического отдела,

Государственное бюджетное учреждение «Физкультурно-спортивное объединение «ЮНОСТЬ МОСКВЫ» Департамента спорта города Москвы».

Контактная информация для переписки: 107023, Россия, г. Москва, ул. Осенняя, д.16, кв. 204, e-mail: [email protected].

Аннотация.

Общемировая эпидемиологическая обстановка, в которой осуществляется спортивная подготовка, ставит перед всеми ее участниками новые задачи и соответствующие им новые трудности. Резкое ограничение на этом фоне двигательной активности и физических нагрузок у юных спортсменов может негативно сказаться на всех жизненно важных системах организма. В этой связи особо следует отметить значимость планомерной подготовки в домашних условиях, прежде всего связанной с сохранением уровня физической работоспособности, достаточного для выполнения технических приемов и ведения полноценной игровой деятельности. Это требует от тренерского состава глубоких знаний в области теории и методики спорта, общей и спортивной физиологии и других научных дисциплин, регулярной методической работы по определению параметров физической нагрузки игроков разного амплуа, навыков ведения тренировочных занятий с помощью дистанционных технологий.

Цель: разработать структуру дистанционного контроля физической формы в условиях пандемии и отсутствия привычной тренировочной деятельности у футболистов 15-16 лет.

В исследовании были применены следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, видеосъемка, анализ дневников самоконтроля, методы математической статистики.

В статье приводятся результаты исследования по проведению с помощью дистанционных тех-

нологий контроля уровня физической подготовленности за период карантинных мер. Включение в тренировочный процесс мобильных технологий расширило возможности тренеров по управлению спортивной формой своих подопечных за счет оперативного получения необходимой информации о выполнении физической нагрузки, ее субъективном восприятии. Кроме того, полученная видеосъемка выполнения упражнений позволяет скорректировать перечень применяемых средств подготовки и повысить ее эффективность.

Таким образом, полученный за время пандемии опыт может стать важным фактором дальнейшего совершенствования профессиональных компетенций тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта, а также прецедентом в случае возникновения похожих ситуаций.

Ключевые слова: юные футболисты 15-16 лет, дистанционный контроль, физическая подготовка, подготовленность, отчетный материал, задания, анализ.

Для цитирования: Чесноков Н.Н., Морозов А.П., Тарасов А.Ю. Дистанционный контроль физической подготовки юных футболистов 15-16 лет в условиях карантинных мер // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 3. - С. 35-39.

For citation: Chesnokov N.N., Morozov A.P., Tarasov A.Y. Remote control of physical training of young 1516 year-old football players under the conditions of quarantine measures. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 3, pp. 35-39 (in Russian).

№3 l 2020

35

Произошедшие в связи с повсеместным введением карантинных мер серьезные изменения в соревновательной и тренировочной деятельности требуют от тренерского состава принятия взвешенных и оправданных решений по коррекции планов подготовки [1, 2]. Приостановление в связи с последствиями пандемии тренировочной и соревновательной деятельности как в спорте высших достижений, так и в детско-юношеском и массовом, позволяет провести дифференцированный анализ разработанных к данному моменту технологий, методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных задач - достижение высокого результата или выполнение разрядных норм.

Богатый опыт отечественной спортивной науки по осуществлению систематической оценки самостоятельной подготовки своих воспитанников следует применить в практической деятельности. Вместе с тем следует отметить, что такого рода занятия требуют постоянного контроля со стороны тренерского состава, поскольку субъективизм в оценке своих возможностей [3] может привести к получению спортсменами травм. Следовательно, основными задачами проведения контроля подготовленности является анализ поддержания физического состояния, а проведение тренировочных занятий в домашних условиях в течение установленного периода должно позволять сохранить достигнутые показатели спортивной формы [4, 5]. В соответствии с положениями нормативных документов, обеспечивающих тренировочный процесс в футболе [6, 7], физической подготовке на этапе совершенствования спортивного мастерства многолетнего тренировочного процесса отводится до 59% от общего объема нагрузки, включая общую и специальную физическую подготовку [8]. Это накладывает особый отпечаток на построение занятий в условиях ограничения других видов подготовки - технической, интегральной, тактической.

Методы и организация исследования.

Методы исследования - анализ научно-методи ческой литературы, педагогическое тестирование, видеосъемка, анализ дневников самоконтроля, методы математической статистики.

Выявление уровня физической подготовленности спортсменов, находящихся на карантине и выполняющих тренировочные планы в домашних условиях, осуществлялось на двух командах футболистов 15 (п=25) и 16 лет (п=28) в период с 30 марта по 20 июня 2020 года с помощью дистанционного контроля. Данное исследование проходило в Москве, на базе СШОР по футболу ГБУ ФСО «Юность Москвы». Занятия по физической подготовке в обеих командах происходили в онлайн-режиме: игрокам в специально созданную группу в WhatsApp присылалась тренировочная программа, расписанная в соответствии с графиком плана подготовки по дням неделям, с подробным описанием упражнений, методическими указаниями, дозировкой, а также видео самой тренировки. Контроль за выполнением упражнений осуществляется с помощью той же группы команды в WhatsApp: тренер по физической подготовке выборочно называл 5 человек, которые вечером присылают видео тренировки. Также после каждой тренировочной сессии делались отметки в электронном журнале о выполнении спортсменом заданной нагрузки. Кроме того, в течение всего времени проведения эксперимента осуществлялась оценка дневников самоконтроля, которые спортсмены обеих групп присылали в конце недели. Анализ выполнения тренировочной нагрузки и присланных дневников самоконтроля проводился постоянно, отмечались возникающие сложности в выполнении отдельных упражнений и общее самочувствие. Для проведения объективного анализа динамики уровня физической подготовленности спортсменов в течение исследования было использовано педагогическое тестирование, направленное на оценку силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, общей выносливости.

Результаты исследования.

В качестве примера контроля уровня физической подготовленности в таблице приводятся результаты дистанционного тестирования уровня силовых качеств футболистов 15-16 лет по 3 силовым упражнениям.

Из таблицы видно, что уровень силовых качеств в обеих группах повысился. При этом тестовые показатели составили следующие значения:

Возраст Сгибание и разгибание рук из упора лежа за 40 с, X ± о Р Приседания за 40 с, X ± о Р Сгибание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 40 с, X ± о Р

Даты проведения Даты проведения Даты проведения

29.04 10.06 29.04 10.06 29.04 10.06

16 лет 43,3± 21,7 47,62± 18,6 >0,05 38,4± 13,6 42,2± 20,8 >0,05 29,1± 11,9 32,3± 10,7 >0,05

15 лет 35,11± 11,89 37,68± 13,32 >0,05 32,8± 7,2 34,11± 8,89 >0,05 27,68±15,32 29,16±13,84 >0,05

Таблица

Дистанционное тестирование уровня физической подготовленности футболистов 15-16 лет в домашних

условиях

36

№3 I 2020

25

23

£ 20

§■ 15

о

£ 10

и

т

§ 5

17

19

13

12 12

9 9

16

17

18

23.03-02.04

04.04-14.04

Выполнение тренировки согласно плану Видеоконтроль

16.04-28.04 01.05-12.05 15.05-18.05

■ видеоматериалы самостоятельных занятий

■ частичное выполнение тренировочного плана

Рисунок 1. Выполнение требований тренировочных занятий в группе 16-летних футболистов

25

т

§ 20 О)

и

!15 с

и

о

е10

О)

т ^

§ 5

22

21

20

18 18

19

23.03-02.04

04.04-14.04

16.04-30.04

02.05-14.05

16.05-18.05

■ Выполнение тренировки согласно плану ■ Видеоматериалы самостоятельных занятий

■ Видеоконтроль ■ Не предоставившие сведения

Рисунок 2. Выполнение требований тренировочных занятий в группе 15-летних спортсменов

- в тестовом задании сгибание и разгибание рук из упора лежа за 40 с прирост в среднем по группе 16-летних составил 10%, вгруппе 15-летних - 7,4%;

- в тестовом задании приседания за 40 с прирост в среднем по команде составил 9,79%>, в группе 15-летних футболистов 4%;

- в тестовом задании сгибание туловища из положения лежа на спине,руки за соловой за 40 с прирост в группе 16-летних футболистов в среднем по команде составил 10,79%>,в группе 15-летних футболистов - 5,4% .

Дополнительным критерием оценки уровня физической подготовленности футболистов стал анализ их дневников самоконтроля и выполнения подготовленных тренером по физииеской подготовке программ. На рисунках 1 и 2 представлены сведения по количеству спортсменов обеих команд, участвовавшит как в тренировочных занятиях с помощью дистанционных технологий, тск и тседоставлявших ивои дневники

самоконтроля или видеоматериалы самостоятельных занятий тренеру. Данные дистанционного контроля и предоставленные спортсменами материалы стал и важным компонентом! в спруктуре тренировочного процесса и позволили определить какобщий уровень физической содготовлпнноств, так и имеющиеся проблемы с освоением отдельных физических упражнений и комплексов.

В целом анализ дневников самоконтроля в группе 16-летних спортсменов показал следующее:

- 40% спортсменов регулярно и в полном объеме выколнили тренировмчнвю нагрузку согласно плану физической подготовки в период карантина, были своевременно предоставлены дневники самоконтроля и видеоматериалы тренировочных занятий;

- 36% спортсменов занимались самосноятельно, ви-деоматериалов о выполнении плана физической подготовки, разработанного тренером, не поступало;

0

№3 I 2П20

37

- 46% спортсменов присылали видеозапись тренировок тренеру по физической подготовке для анализа техники выполнения упражнения, внесения изменений в планы подготовки;

- 24% спортсменов выполняли тренировочную нагрузку частично.

В группе 15-летних спортсменов были определены такие показатели:

- 56% спортсменов регулярно и в полном объеме выполняли план физической подготовки, присылая весь отчетный материал тренеру в установленные сроки;

- 22% спортсменов выполняли тренировки самостоятельно (или не отмечались в онлайн-группе);

- 72,6% спортсменов присылали видео тренировок тренеру по физической подготовке для анализа техники выполнения упражнений и дальнейшей ее корректировки. Стоит отметить, что только 5 спортсменов присылали видеоотчет тренировочного занятий за одну тренировку по требованию тренера. Следовательно, реальный процент присланных видеоотчетов составляет 96%;

- 22% спортсменов, из числа всех задействованных в исследовании, в данной команде не в полной мере следовали тренировочному плану, о чем свидетельствуют присланные дневники самоконтроля и видеоматериалы тренировочных занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение.

Сохранение уровня физической подготовленности футболистов в условиях ограничений, вызванных особыми обстоятельствами, является первостепенной задачей тренерского состава. Современные коммуникационные технологии позволяют в значительной степени повысить качество управления тренировочным процессом, как при непосредственном взаимодействии со спортсменами, так и при их самостоятельных занятиях, в том числе за счет осуществления дистанционного контроля. Среди форм контроля, применение

которых доступно тренеру в сложившихся условиях, необходимо выделить помимо мониторинга дневника самоконтроля, видеоанализ выполнения упражнений тренировочного плана, проведение бесед с воспитанниками об особенностях выполнения различных упражнений. По нашему мнению, выполнение данных условий позволит сохранить достаточный уровень физической подготовленности для продолжения тренировочной и соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гомельский Е.А. Основные направления подготовки спортивного резерва в баскетболе: методическое пособие. - М., 2017. - 270 с.

2. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М. Гордон. - М.: Физическая культура, 2008. - 256 с.

3. Губа В.П. Резервные возможности спортсменов: монография / В.П. Губа, Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2008. - 146 с.

4. Никитушкин В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2013. - 208 с.

5. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение [Текст] / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2014. - 624 с.

6. Приказ Минспорта РФ об утверждении федерального стандарта по виду спорта «Футбол» от 25.10.2019 № 880 (Зарегистрирован в Минюсте 06.11.2019 № 56429).

7. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М.А. Годик и др.; Российский футбольный союз. - Москва: Советский спорт, 2011. - 159 с.: портр., табл.

8. Чесноков Н.Н. Анализ физической подготовленности футболистов 15-17 лет / Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, А.Д. Дугблей // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - С. 138-143.

38

№3 l 2020

REMOTE CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG 15-16 YEAR-OLD FOOTBALL PLAYERS UNDER THE CONDITIONS OF QUARANTINE MEASURES

N.N. Chesnokov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Deputy General Director,

А.P. Morozov, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Scientific and Methodological Department,

А.Y. Tarasov, Analyst of the Scientific and Methodological Department,

State Budgetary Institution «Physical Education and Sports Association «YOUTH OF MOSCOW» of Moscow Department of Sports.

Contact information for correspondence: 107023, Russia, Moscow, Osennyaya, 16, apt. 204, e-mail: [email protected].

Abstract.

The global epidemiological situation in which sports training is conducted, pose new tasks for all its participants and new difficulties corresponding to them. A sharp limitation of physical activity and physical loads of young athletes in this context can negatively affect all vital systems of the body. In this regard, the importance of systematic training at home, primarily connected with maintaining the level of physical performance, sufficient to perform techniques and conduction of a full-fledged gaming activity should be especially noted. This requires a deep knowledge of the theory and methodology of sports by the coaching staff, general and sports physiology and other scientific disciplines, regular methodological work to determine the parameters of the physical loads of players of different roles, skills of conduction of training sessions using distant technologies.

The research aim is to develop a remote control structure of physical fitness in the context of a pandemic and the absence of habitual training activities among 15-16 year-old football players.

The study used the following methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, video filming, analysis of self-control diaries, methods of mathematical statistics.

The article presents the results of a study on the use of remote technologies to control the level of physical fitness for the period of quarantine measures. The inclusion of mobile technologies in the training process has expanded the capabilities of coaches to control the sports form of their trainees due to prompt receipt of necessary information about the performance of physical activity, its subjective perception. In addition, the resulting exercise video allowed to adjust the list of the used training tools and increase its effectiveness.

Thus, the experience gained during the pandemic can become an important factor in the further improvement of

the professional competencies of coaches and specialists in the field of physical education and sports, as well as a precedent, in the case of similar situations.

Keywords: young 15-16 year-old football players, remote control, physical training, preparedness, reporting material, tasks, analysis.

Referens:

1. Gomelsky E.A. Osnovnye napravlenija podgotovki sport-ivnogo rezerva v basketbole [Main directions of training of sports reserve in basketball]. Moscow, 2017, 270 p.

2. Gordon S.M. Sportivnaja trenirovka [Sport training]. Moscow: Physical culture, 2008, 256 p.

3. Guba V.P., Chesnokov N.N. Rezervnye vozmozhnosti sportsmenov [Reserve opportunities of athletes]. Moscow: Physical culture, 2008, 146 p.

4. Nikitushkin V.G. Kompleksnyj kontrol' podgotovki junyh legkoatletov [Complex control in training of young athletes]. Moscow: Physical culture, 2013, 208 p.

5. Platonov V.N. Periodizacija sportivnoj trenirovki. Obshha-ja teorija i ee prakticheskoe primenenie [Periodization of sports training. General theory and its practical application], Moscow: Olympic literature, 2014, 624 p.

6. Order of the Ministry of sports of the Russian Federation on approval of the Federal standard for the sport "football" dated 25.10.2019 No. 880 (Registered in the Ministry of justice 06.11.2019 No. 56429). (in Russian).

7. Godik M.A. et al. Futbol: tipovaja uchebno-trenirovoch-naja programma sportivnoj podgotovki dlja detsko-ju-nosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-ju-nosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Football: standard training program of sports training for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve]. Russian football Union. Moscow: Soviet sport, 2011, 159 p. (in Russian).

8. Chesnokov N.N., Morozov A.P., Dugbley A.D. Analysis of physical fitness of football players aged 15-17. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport [News Of Tulsu. Physical Culture. Sport]. Issue 3. Tula: tulsu publishing House, 2018, pp. 138-143. (in Russian).

Поступила / Received 22.07.2020 Принята в печать / Accepted 28.09.2020

№3 l 2020

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.