DOI 10.24411/2541-9056-2020-11015 УДК 796.413
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАСТОК
Т.В. Овсянникова
Статья посвящена изучению внедрения дистанционной формы обучения в тренировочный процесс юных гимнасток в условиях карантина. В результате проведенного исследования была предложена методика организации тренировочных занятий в дистанционном режиме.
Ключевые слова: дистанционное обучение, спортивная гимнастика, онлайн-тренировки, самоизоляция, спорт.
TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF DISTANT PROCESS OF GYMNASTICS TRAINING
T.V. Ovsyannikova
The article is devoted to the study of the introduction of distance learning in the training process of young gymnasts in quarantine, As a result of the study, a methodology was proposed for organizing training sessions in a remote mode.
Keywords: distance learning, gymnastics, training-online, self-isolation, sport.
Информатизация общества выдвигает дополнительные требования к процессу обучения, педагогам и их профессиональным компетенциям. В своей профессиональной деятельности современный педагог должен хорошо владеть информационными технологиями: пользоваться компьютером, итер-нет-ресурсами и современным мультимедийным оборудованием. Эти же требования касаются и тренеров.
В настоящее время все большую актуальность получает дистанционная форма обучения. Для реализации ди-
станционного взаимодействия с занимающимися тренеру необходимо грамотно использовать современные технологии.
Цель исследования - изучение особенностей применения технологии дистанционного обучения в тренировочном процессе гимнасток.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ принципа дистанционного обучения.
2. Разработка методических и практических рекомендаций по дистанционной работе для тренеров,
спортсменов и родителей в условиях карантина.
В качестве метода исследования мы использовали анализ литературы по теме исследования.
Интенсивное развитие информационных технологий позволило выделить новую форму обучения - дистанционное.
«Дистанционное обучение - форма обучения, основанная на использовании информационных технологий, их технических средств для передачи учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между педагогам и обучающимся, а также процесс обучения, который не связан с конкретным расположением в пространстве и времени, и конкретным образовательным учреждением» [5, с. 236-240].
Данная форма выходит за рамки учебного процесса в высших учебных учреждениях и применяется во многих сферах, например, в спортивной. Целью дистанционного обучения спортсменов является реализация принципа непрерывности в тренировочном процессе.
Использование информационно-компьютерных технологий в спортивной сфере вызвано потребностью в повышении качества физкультурного образования.
Методика исследования
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обста-
новкой в стране и в мире был подписан приказ Министерства спорта РФ от 16.03.2020 года № 217. На основании этого приказа в целях поддержания спортивной формы было принято решение перехода на дистанционную форму обучения.
С марта 2020 года все спортсмены, посещавшие спортивную школу №1 города Липецка, были вынуждены тренироваться в домашних условиях под контролем тренера через различные дистанционные формы взаимодействия.
Таким способом спортивная подготовка была перенесена с очного тренировочного процесса на дистанционный формат тренировочных занятий на основании методических рекомендаций тренеров.
Для достижения цели исследования была скорректирована программа спортивной подготовки, разрабатывались методические материалы и планы-конспекты к занятиям, составлялось индивидуальное домашнее задание для каждой гимнастки, осуществлялся контроль за их выполнением, проводились тренировочные занятия с помощью информационных средств. Домашние задание присылалось тренеру через социальные сети и приложения в виде фотографий и видеозаписей.
С учетом расписания тренер с помощью средств информационных технологий выходил на связь с гимнаста-
ми своей группы и проводил тренировочное занятие. Тренировки проходили с помощью информационных средств (видео, аудио и онлайн-занятия через платформы WhatsApp, 1пБ1а§гат).
Кроме того, были разработаны некоторые рекомендации для тренеров при проведении тренировок в режиме онлайн.
Методические рекомендации при проведении тренировочного занятия в онлайн-режиме
1. Составление плана-конспекта тренировочного занятия (с учетом домашних условий).
2. Регистрация участников (спортсменов или их родителей) в социальных сетях или мобильных приложениях для проведения тренировочного занятия.
3. Непосредственное проведение тренировочного занятия в домашних условиях (наличие технического устройства для связи с тренером, спортивной формы, достаточного свободного пространства, наличие гимнастического коврика).
4. Тренеру необходимо располагать камеру так, чтобы упражнения было хорошо видно, учитывая при этом свет и фон.
5. Внешний вид тренера и спортсмена должен соответствовать требованиям к занятиям спортом.
6. Необходимо обратить внимание на настройки микрофона, качество видеосвязи и соединение с Интернетом.
Далее представлены основные правила для тренерского состава по написанию плана-конспекта тренировочного занятия в условиях домашних тренировок.
Практические рекомендации тренерам по составлению конспекта
онлайн-тренировочного занятия
1. План-конспект разрабатывается тренером в соответствии с расписанием тренировочных занятий.
2. Содержание плана-конспекта включает в себя: средства и методы для каждой части тренировочного занятия, дозировку упражнений, организационно-методические указания.
3. Необходимо учитывать специфику вида спорта, период подготовки в тренировочном году и этап подготовки.
4. Содержание тренировок должно соответствовать домашним условиям.
5. Желательно включить такие виды подготовки как общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, инструкторская, судейская и теоретическая.
6. Средства физической подготовки в конспекте представляются в краткой и лаконичной форме, в дозировке упражнений указывается количество повторений (раз) или временных параметров (мин, с).
7. Физические упражнения должны быть простыми по исполнению, ранее изученными и хорошо освоенными спортсменами.
8. В содержание конспекта не рекомендуется включать новые упражнения, упражнения, требующие выполнения их на тренажерах; упражнения со спортивными снарядами; спортивные и подвижные игры; беговые упражнения; гимнастические упражнения повышенной сложности.
9. В графе «организационно-методические указания» отметить правила техники безопасности при выполнении физических упражнений и правила самостраховки.
10. Продолжительность тренировки зависит от уровня подготовленности спортсменов, времени суток и условий домашнего пространства [1, с. 3-4].
Для спортсменов и их родителей в дополнении была подготовлена памятка о правилах во время проведения онлайн-тренировок. Пример памятки представлен ниже.
1. Перед тренировочным занятием в онлайн-режиме вам необходимо зарегистрироваться в социальной сети Instagram (быть подписанным на страницу спортивной школы), или на платформе WhatsApp.
2. Приготовить достаточное пространство для выполнения физических упражнений (по возможности убрать лишние предметы).
3. По необходимости подготовить инвентарь и питьевую воду.
4. Установить камеру так, чтобы было удобно смотреть на экран.
5. Обязательным является наличие спортивной формы.
6. Проверить настройки камеры, микрофона, соединение с Интернетом.
7. По возможности выполнить он-лайн-тренировку без посторонних лиц.
8. При хорошем соединении с Интернетом возможен вариант проведения онлайн-тренировки на улице.
В конце памятки были предложены краткие рекомендации.
Результаты исследования и их обсуждение
За время проведения эксперимента была проведена 31 онлайн-тренировка на платформах WhatsApp и Instagram; а также 10 теоретических лекций на темы: «Здоровый образ жизни», «Рациональное питание», «Способы закаливания организма», «История вида спорта», «Гимнастическая терминоло-
Л V V»
гия», «Судейство в спортивной гимнастике», «Основы соблюдения правил личной гигиены и безопасности для предупреждения распространения короновирусной инфекции», «Антидопинговые правила», «Физические качества спортсмена», «Психологическая подготовка спортсмена», «Структура тренировочного занятия», «Хореографическая подготовка», «Знаменитые спортсмены», «Спортивный инвентарь и снаряды», «Правила само-
контроля», «Правила поведения во время соревнований».
Отправлено более 30 видеозаписей комплексов упражнений (ОФП, СФП, комплекс на гибкость, упражнения на координацию, хореографические упражнения, гимнастические и акробатические упражнения, статические упражнения, прыжковые упражнения, упражнения с оборудованием, упражнения на расслабления и дыхание, комплекс упражнений утренней зарядки и т.д.); отправлен 31 конспект тренировок; отправлено более 500
** Г-
домашних заданий; проведено 5 родительских собраний через платформу WhatsApp.
Выводы
1. Проделанная дистанционная работа позволила обеспечить непрерывный тренировочный процесс, вопреки условиям карантина.
2. Использование предложенной технологии будет способствовать более продуктивному подходу к тренировочному процессу на этапе самоизоляции.
3. Разумеется, применение дистанционной формы не является основанием в будущем исключить проведения очных тренировочных занятий, а лишь выступает как форма временной работы в период самоизоляции. В дальнейшем такая форма работы может использоваться в качестве теоретического образования спортсменов или как индивидуальная работа с детьми в период болезни.
Практические рекомендации
На основании проведенного исследования были кратко сформулированы практические рекомендации.
Рекомендации спортсменам: систематически поддерживать связь с тренером, проводить домашние тренировки с учетом рекомендаций тренера, относиться к домашним тренировкам серьезно, соблюдать технику безопасности, привлекать к занятиям родителей, вести «спортивный дневник».
Рекомендации родителям: по возможности заниматься вместе с детьми, организовать помещение для выполнения онлайн-тренировки, контролировать процесс тренировки и ведение «спортивного дневника». В его содержание входит: фамилия, имя и отчество спортсмена, спортивная организация, дата и время тренировки, содержание тренировочного занятия (физические упражнения в подготовительной, основной и заключительной части, дозировка, субъективная оценка занимающегося (показатели пульса, общее самочувствие, качество сна, питание).
Использование этих рекомендаций и разработанной методики организации дистанционного тренировочного процесса юных гимнасток на практике будет способствовать более продуктивному тренировочному процессу в период самоизоляции, а также обеспечит принцип непрерывности спортивной тренировки.
Список литературы
1. Артеменко Ю.В. Методические рекомендации по работе со спортсменами на период введения режима повышенной готовности и с целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа №3». - Арзамас, 2020. - С. 3-4.
2. Каткова Т.В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-protsess-obucheniya-po-individualnomu-grafiku-studentov-vuza-fizicheskoy-kulturyHYPERLINK "https://sudact.ru" (дата обращения 15.05.2020).
3. Официальный сайт спортивной школы «Золотые купола» [Электронный ресурс]. - URL: https://zolotie-kupola.rzn. sportsng.ru/distanc HYPERLINK "https://zolotie-kupola.rzn.sportsng.ru" (дата обращения 15.05.2020).
4. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16 марта № 217 «О деятельности образовательных и научных организаций, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». - 2020. - С. 3.
Б. Шаров В.С. Дистанционное обучение, форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. - С. 236-240.
References
1. Artemenko Yu.V. Metodicheskie rekomendacii po rabote so sportsmenami na period vvedeniya rezhima povyshennoj gotovnosti i s cel'yu preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) // Municipal'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo obrazovaniya «Detskaya yunosheskaya sportivnaya shkola №3». - Arzamas, 2020. - S. 3-4.
2. Katkova T.V. Vnedrenie distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v processe obucheniya po individual'nomu grafiku studentov vuza fizicheskoj kul'tury [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vnedrenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-protsess-obucheniya-po-individualnomu-grafiku-studentov-vuza-fizicheskoy-kultury HYPERLINK "https://sudact.ru" (data obrashcheniya 15.05.2020).
3. Oficial'nyj sajt sportivnoj shkoly «Zolotye kupola» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://zolotie-kupola.rzn. sportsng.ru/distanc HYPERLINK "https://zolotie-kupola.rzn.sportsng.ru" (data obrashcheniya 15.05.2020).
4. Prikaz Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii ot 16 marta № 217 «O deyatel'nosti obrazovatel'nyh i nauch-nyh organizacij, nahodyashchihsya v vedenii Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii». - 2020. - S. 3.
5. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie, forma, tekhnologiya, sredstvo // Izvestiya Rossijskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2009. - S. 236-240.
Для ссылки: Овсянникова Т.В. Технология организации дистанционного тренировочного процесса гимнасток// Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. -№2 (15). - С. 33-38.