Научная статья на тему 'Инновации как фактор конкурентоспособности предприятий в сфере физической культуры и спорта'

Инновации как фактор конкурентоспособности предприятий в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТСМЕН / ИННОВАЦИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / SPORT / ATHLETE / INNOVATION / HEALTHY LIFESTYLE / EFFICIENCY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савельева Ольга Викторовна, Ляховская Юлия Максимовна

"Современные проблемы требуют современных решений," вот девиз любого успешного коммерческого предприятия в 21 веке. Сфера спорта также не является исключением. На фоне растущей тенденции ведения здорового образа жизни, все чаще предприниматели видят будущее именно в "спортивных" инвестициях. В данной статье мы рассмотрим основополагающие факторы результативности деятельности конкурентоспособных объектов для занятия физической культурой и спортом, выделив среди них наиболее современные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савельева Ольга Викторовна, Ляховская Юлия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation as a factor in the competitiveness of enterprises in the field of physical culture and sports

"Modern problems require modern solutions," is the motto of any successful commercial enterprise in the 21st century. The sport is no exception. Against the background of the growing trend of maintaining a healthy lifestyle, more and more often, entrepreneurs see the future precisely in "sports" investment. In this article, we consider the fundamental factors of the performance of competitive facilities for physical culture and sports, highlighting the most modern among them.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор конкурентоспособности предприятий в сфере физической культуры и спорта»

Инновации как фактор конкурентоспособности предприятий в сфере физической

культуры и спорта

Innovation as а factor in the competitiveness of enterprises in the field of physical culture and

sports

Савельева Ольга Викторовна

старший преподаватель; Самарский государственный экономический университет

Самара, Россия E-mail: saveleva_lelya@mail.ru

Savelyeva Olga Victorovna

Senior Lecturer; Samara State Economic University

Samara, Russia E-mail: saveleva_lelya@mail.ru

Ляховская Юлия Максимовна

студент, Самарский государственный экономический университет

Самара, Россия E m

Lyakhovskaya Julia Maksimovna

student, Samara State Economic University

Samara, Russial E-mail: lyakhovskaya.yulija@yandex. ril

У

Аннотация. a

"Современные проблемы требуют современных решений," - вот девиз любого успешного коммерческого предприятия в 21 веке. Сфера спорта также не является исключением. На фоне растущей тенденции ведений здорового образа жизни, все чаще предприниматели видят будущее именно в "спортивных" инвестициях. В данной статье мы рассмотрим основополагающие факторы результативности деятельности конкурентоспособных объектов для занятия физической культурой и спортом, выделив среди них наиболее современные. k

a

Annotation. y

"Modern problems require modern solutions," is the motto of any successful commercial enterprise in the 21st century. The sport is no exception. Against the background of the growing trend of maintaining a healthy lifestyle, mory and more often, entrepreneurs see the future precisely in "sports" investment. In this article, we consider the fundamental factors of the performance of competitive facilities for physical culture and sports, highlighting the most modern among*

them. i

j

Ключевые слова: спорт, спортсмен, инновации, здоровый образ жизни, эффективность, конкуренция. a

у

Key words: sport, athlete, innovation, healthy lifestyle, efficiency, competition. a

n

В 21 веке в мире все сильнее распространяется мода на ведение здорового образа жизни во всех его

проявлениях. СМИ, социальные сети и прочие массовые источники информации пестрят как сообщениями о

ru

новых тенденциях защиты природы путем отказа от продуктов, содержащих ненатуральные ингредиенты

(зеленая мода), так и рекламой спортивных комплексов и мероприятий самых разных направленностей и

масштабов. Активнее работает государственная программа актуализации занятий спортом среди молодежи,

наиболее ярким проявлением которой являются дни сдачи ГТО в городах, когда каждый житель может

попробовать свои силы в основных спортивных нормативах, проведение марафонов для бегунов и

велосипедистов, а также частные турниры в различных видах спорта, организуемые администрацией субъектов

при поддержке волонтерских движений. Все чаще люди обращают внимание именно на заинтересованность

спортом и здоровым образом жизни не только среди знаменитостей и публичных личностей, но и среди живого

60

круга общения [1]. Практически все офисы ведущих предприятий, претендующих на успех в области своей деятельности, как например Google или Samsung, оборудованы спортивными залами и специальными тренажерами для расслабления или поддержания себя и своего тела в тонусе. Данные веяния сильное влияние оказали и на экономическую сторону предложения спортивных услуг на рынке. Если ранее, основные средства вкладывались в соревнования мирового масштаба, такие как Олимпийские игры, то сегодня процент инвестиций в разработки или открытие новых спортивных комплексов возрос в несколько раз [2]. Это подтверждает не только огромное количество инновационных продуктов на рынке спортивной сферы, но и его быстроразвивающаяся инфраструктура и постоянно растущая конкуренция среди коммерческих предприятий. Количество спортивных объектов в РФ за последние 10 лет выросло более чем в 5 - 7 раз, по данным Правительства РФ. Актуальность темы обусловлена постоянно растущим интересом общественности к разработкам и инновационным решениям в сфере спорта. Цель работы состоит в том, чтобы выяснить, как внедрение инноваций в пакет услуг того или иного предприятия влияет на конкурентоспособность предприятия спортивной сферы, и кто сформирует основной спрос на данные продукты. Для этого проведем сравнительный анализ наиболее ярких инновационных решений и потребности в них со стороны населения сегодня и в перспективе.

Всю спортивную аудиторию можно разделить на несколько основных групп, каждая из которых имеет влияние на инфраструктуру и развитие отдельных видов предприятий ФКиС:

1 группа - профессиональные спортсмены. Большинство современных инноваций в спортивной сфере направлено на улучшение результатов на крупномасштабных соревнованиях и подготовке большего количества спортсменов для олимпийского и паралимпийского резервов. Такие спортсмены заинтересованы в создании больших центров подготовки, с своевременно обновляющимися технологиями, удовлетворяющими постоянно растущим требованиям к тренировкам.

2 группа - худеющие или желающие повысить свою привлекательность люди. Данная группа заинтересована в первую очередь в спортивном питании, тренажерах разноплановой направленности и эффективных способах тренировок.

3 группа - люди, желающие укрепить свое здоровье. Для достижения указанной цели данные субъекты стремятся приобретать товары, которые могут оказать благотворное влияние на общее физическое состояние, продолжительность жизни и работоспособность органов, заниматься спортом в рамках собственной жилплощади или с помощью близлежащих заведений и площадок, а также не злоупотреблять отравляющими организм веществами.

4 группа - подверженные массовым тенденциям "спортсмены", заинтересованные скорее в самом факте занятий спортом, нежели в результативности данного времяпрепровождения. Их интересует внешний вид услуг, а не их сущность.

Все четыре указанные группы имеют свое влияние на рынке, благодаря созданию спроса на те или иные виды товаров и услуг с определенными особенностями. Рассмотрим подробнее влияние последних инноваций в мире спорта на экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятий, направленных на удовлетворение потребностей каждой из групп, для установления закономерностей, которые наиболее ярко отражают влияние тех или иных изменений на сегмент в целом [3].

Рассматривая последние новости спорта в Российской Федерации сложно не выделить создание комплекса МосКомСпорта. 6000 квадратных метров, наполненных оборудованием по последним проектам лучших ученых мира. Именно здесь готовят спортсменов мирового уровня, разрабатывают ведущие тренировочные программы, создают программы для быстрой и эффективной реабилитации спортсменов после

травм и "предсказывают" будущее спортсменам по научным методикам ведущих специалистов. Самыми яркими инновационными проектами можно считать климатическую кабину и тренировочные симуляторы [4]. Кабина выглядит как зал для тренировок, но оснащена всеми необходимыми датчиками и оборудованием для создания климатических условий любого уголка земного шара. Спортсмены, которым предстоит участвовать в соревнованиях в странах, где погодные условия сильно отличаются от родного климата, имеют возможность привыкнуть к изменениям и подготовить организм к нагрузке, пережив искусственную акклиматизацию до начала спортивных мероприятий конкурентного вида. Тренировочные симуляторы способны воссоздать условия тренировки без классического оборудования. Так, пловец может тренироваться без бассейна и воды, конькобежцы без льда и коньков, а лыжники без снега, склона и лыж, соответственно. Данное оборудование позволяет уменьшить затраты на создание условий для тренировок разной направленности, увеличить результативность занятий за счет датчиков, которые фиксируют больше данных, чем самый профессиональный взгляд тренера и подготовить организм спортсмена к предстоящим изменениям климатических условий. Данные технологии могут стать решающими при выборе спортсменом места для тренировок, так как позволят повысить собственную конкурентоспособность на фоне "классических" центров спорта. Спрос на подобное оборудование невелик в силу высокой рыночной стоимости, однако при снижении цен многие спортивные центры будут нацелены на приобретение таких установок для увеличения клиентской базы предприятия.

Беря во внимание и вторую группу спортсменов, стоит сказать о влиянии диффузии наук на спортивную сферу. Так, сегодня тренер, обладающий знаниями о современных методиках тренировок, специальном питании и цифровизации тренировочного процесса, будет обладать большим спросом среди коллег в силу способности удовлетворить большее количество потребностей спортсмена. Говоря простыми словами, люди стремятся к "быстро и качественно", желая тратить меньше сил на больший результат. Так, психологи уже давно выявили тенденцию, что любая привычка вырабатывается организмом всего за три недели. Программы тренировок, составленные с учетом данной особенности, будут приносить больше результатов, нежели чем те, которые учитывают лишь физические особенности организма. Также можно сказать и о влиянии химии. Появление в сегменте биологически активных добавок, препаратов и средств для оказания воздействия на физические процессы организма и его поддержание в определенной форме, способствуют увеличению спроса на составленные профессионалом режимы питания, включая принятие вышеуказанных "чудо - таблеток".

Рассматривая первую и третью группы, можно говорить о возрастающем влиянии новых методик восстановления и профилактики организма спортсменов [5]. Самым ярким инновационным проектом в данном вопросе стала криокамера. Это оборудование, похожее на знакомый многим солярий, с противоположным эффектом воздействия. Она представлена в виде камеры с сухим холодным воздухом. Для адаптации к холоду спортсмены проводят 30 секунд в предкамере при температуре до -60 градусов. В основной камере температура до -110 градусов и в ней спортсмены проводят от одной до 3 минут. Резкое понижение температуры вызывает реакцию кожных рецепторов, что становится импульсом лечебного эффекта. Общая воздушная криотерапия используется как тренинг физиологических резервов и повышает сопротивляемость организма стрессам, а также способствует ускорению процессов восстановления после травмирования. Последнее интересует больше профессиональных спортсменов, однако применение технологий холода может получить распространение и в остальных группах заинтересованных в спорте людей, так как воздействие пониженных температур на организм человека имеет почти волшебные результаты. Современные технологии не требуют классического обливания ледяной водой или "морозных" тренировок, для которых любому спортсмену необходимо не только воистину крепкое здоровье, но и огромная сила воли. Посещение же подобных камер занимает значительно меньше

времени и не вызывает дополнительный стресс, благодаря использованию холодного воздуха, обладающего слабой теплопроводностью, в результате чего, человеческий организм не ощущает низкие температуры в полную силу и человек чувствует себя комфортно.

Рассматривая все группы спортсменов, следует отметить влияние цифровизации на инновации в данном экономическом сегменте. Так, вложение инвестиций в коммерческие предприятия, связанные с производством и продажей гаджетов, устройств и программного обеспечения, используемых в тренировочном процессе, может принести сегодня значительную прибыль в силу постоянно растущего спроса на данные товары. В качестве примера можно рассмотреть известные всем фитнесс - трекеры, программы для подсчета шагов, измерения пульса и продолжительности сна, встраиваемые в смартфоны, умные часы и кольца. Однако, наиболее влиятельной и перспективной инновацией на сегодняшний день стало программное обеспечение, способное с помощью измерения психологических и физических показателей человека провести исследование на основе собранной ранее базы данных спортсменов различных уровней и спрогнозировать будущую спортивную карьеру и предельно возможные достижения определенного человека. Широко данная система применяется в комплексе МосКомСпорта, однако имеет огромные шансы на успех при более широком использовании. Нет человека, который не хотел бы узнать свое будущее, пусть даже и в столь ограниченном аспекте. Такие технологии могут повлиять на выбор молодыми людьми профессии: риск вложить силы в тренировки, которые не принесут результата значительно уменьшится, а тренеры смогут отбирать действительно потенциальных детей и подростков к подготовке к серьезным соревнованиям.

Помимо этого, следует отметить развитие новых видов спорта, не распространенных или не практикуемых в Российской Федерации ранее. Наблюдая тенденцию введения новых видов спорта в программы Олимпийских соревнований (На Олимпийских играх 2020 года представлены 5 новых видов спорта; в январе 2020 года будет обсуждаться включение 4 новых видов спорта в программу Олимпийских игр 2024 года), а также популяризацию спортивных соревнований, проводимых в других странах, через произведения массовой культуры (сериалы, фильмы), можно говорить о росте спроса не только на товары, необходимые для занятий такими видами спорта, но и необходимость создания определенной инфраструктуры для его развития. Так, например, еще в 2003 году приобрести в России роликовые коньки с европейским расположением колесиков в два ряда было практически невозможно, а также не существовало ни школ для обучения катанию на роликовых коньках, ни специальных залов. Однако, с появлением на экранах фильмов про спортсменов из Южной Америки и Европы, которые практикуют хоккей на траве, фигурное катание, а также соревнования по трюкам на роликах, в Российской Федерации стали открываться первые магазины с амуницией для занятий данным видом спорта, спортивные комплексы и залы с специализированным покрытием пола. Помимо этого, была создана в 2004 году Федерация роллер спорта в Российской Федерации, деятельность которой сегодня признается на международном уровне. Практически во всех городах можно найти школы, которые предоставляют услуги по обучению катанию на роликовых коньках и проводят соревнования среди роллеров. Подобное развитие можно также наблюдать в таких видах спорта, как спортивное скалолазание, верховая езда, чирлидинг, киберспорт, пейнтбол, го, фрисби и прочее. Организации, предоставляющие услуги, связанные с новым популярным видом спорта, не только практически не встречают конкуренции на рынке, но и получают большую прибыль благодаря отсутствию барьеров для входа на данный рынок и отсутствия издержек, направленных на соревновательную базу среди предприятий. Своевременное изучение клиента является не инновационным шагом в менеджменте, но в то же время способствует обновлению предложения в сторону новых товаров и услуг.

Подводя итоги, следует заметить, что большинство современных инноваций в спортивной сфере все еще

применяются исключительно в профессиональном спорте, что тормозит развитие всей спортивной сферы в целом. Однако, нельзя не отметить высокую результативность нововведений в классические тренировочные программы и их благотворное влияние на условия тренировок среди всех групп населения. Современный спорт шагнул дальше обычной открытости и цифровизации в плане создания сайтов и социальных сетей того или иного предприятия. Сегодня каждый человек, заинтересованный в спорте, ищет не просто спортивную площадку (комплекс) и тренера. Ему нужны эффективные тренировочные планы, правильно сформированное питание с применением самых новых препаратов для улучшения состояния организма, уверенность в возможности восстановления после нагрузок любой тяжести и постоянное отслеживание состояние своего здоровья. Разнообразие в видах спорта дает возможность каждому выбрать направление себе по душе, по физическим возможностям и по интересам. Спорт становится не просто модной тенденцией или профессией. Все чаще он встает на одну ступеньку с самыми обычными потребностями человека вроде питания или дыхания. И на фоне этих изменений только инновации и своевременная реакция на изменения в внешней среде могут способствовать удовлетворению большего спектра потребностей новых спортсменов, а значит всегда будут положительно влиять на конкурентоспособность коммерческих предприятий в данном сегменте рынка наравне с улучшением результативности занятий физической культурой и спортом.

Список используемой литературы:

1. Анализ рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг // Библиотека международной спортивной информации [Электронный ресурс] - 2014 г.

2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом-М:. "Феникс" 2006г.

3. Гершман М.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2010

4. Питер Друкер. Инновации в сфере физической культуры. — Москва: Вильямс, 2007. — ISBN 0-887305. Харченко В.В. Роль физической культуры как одного из средств обеспечения здоровья и безопасности

человека // Международный научный журнал «инновационная наука». - 2015. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.