Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ'

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
849
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТ / СПОРТСМЕН / СОРЕВНОВАНИЯ / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Анастасия Владимировна

Физическая подготовка не единственный компонент, который важно учитывать спортсмену. Для того чтобы добиваться максимальных результатов в спорте, необходимо делать упор не только на тренировки, но и уделить большое внимание психологической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермакова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT PSYCHOLOGY

Fitness is not the only component that is important for an athlete to consider. In order to achieve maximum results in sports, it is necessary to focus not only on training, but also to pay great attention to psychological preparation.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ SPORT PSYCHOLOGY

Ермакова Анастасия Владимировна

студент

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

г. Орел, Россия Ermakova Anastasiya Vladimirovna

student

Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA

Orel, Russia

Аннотация. Физическая подготовка не единственный компонент, который важно учитывать спортсмену. Для того чтобы добиваться максимальных результатов в спорте, необходимо делать упор не только на тренировки, но и уделить большое внимание психологической подготовке.

Abstract. Fitness is not the only component that is important for an athlete to consider. In order to achieve maximum results in sports, it is necessary to focus not only on training, but also to pay great attention to psychological preparation.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спорт, спортсмен, соревнования, тренировка

Keywords: psychological preparation, sports, sportsman, competition, training

Чтобы стать успешным спортсменом, нужно обращать внимания на все составляющие успешной спортивной деятельности - как умственные, так и физические. Поскольку спортсмен не вступает в соревнования с совершенно пустой головой, ему необходимо включить психологическую подготовку в программу тренировок. Это позволит ему разработать стратегии, которые подготовят его к участию в соревнованиях с «правильным мышлением».

Если спортсмен заинтересован в том, чтобы получить максимальную отдачу от спортивных усилий, ему необходимо рассматривать свои выступления как комбинацию отдельных факторов. Спортсмен никогда не подумает о том, чтобы участвовать в соревнования не потратив время на физическую подготовку своего тела, но, тем не менее, большинство спортсменов, выступают на соревнованиях, не анализируя, какие психологические навыки им понадобятся для достижения наилучших физических показателей.

По мере развития спортивных наук становится все более важным интегрировать умственные и физические аспекты. Традиционно когнитивным аспектам не уделялось должного внимания. Тренеры и спортсмены уделяют больше внимания физическим составляющим.

Тем не менее, что тренера, что спортсмены часто связывают невыполнение спортивных результатов с психологическими аспектами, такими как «он не сосредотачивался», «он был напряжен», «она не смогла справиться со стрессом на сорев-

нованиях», «я была так напуган...» и прочие. Все эти комментарии часто используются для описания разочарований в соревнованиях, но редко можно найти тренера, который скажет, что спортсмена не обучили правильным психологическим навыкам и стратегиям.

Спортсмен редко осознает, что неудача была связана с плохой или неэффективной психологической подготовкой. После соревнований наибольший процент отговорок обычно связывается с психологическими и эмоциональными аспектами. Тем не менее, почти не тратится времени на включение их в тренировочную программу. Скорее, происходит увеличение времени тренировок.

Отметим, что нет заметных изменений в физических возможностях спортсмена во время соревнований или между двумя соревнованиями, которые следуют непосредственно друг за другом. Спортсмен не теряет внезапно выносливость, талант, навыки или скорость за день, неделю, месяц или иногда даже за годы. Что влияет на него, так это психологический контроль или мышление. Спортсмен может получить или потерять психологический контроль, или выйти из себя буквально за доли секунды.

Эти психологические колебания нужно можно предотвратить, развивая когнитивные навыки и стратегии для управления тревогой, стрессом, негативными мыслями и эмоциями. Иногда спортсмены винят тренера, родителей, болельщиков или даже погоду, когда что-то идет не так или если они полностью не раскрывают свой потенциал. Но результативность зависит именно от психологической установки спортсмена.

Требуется время, чтобы развить и оптимизировать индивидуальные поведенческие навыки, необходимые для достижения максимальных спортивных результатов. Плана А, В С или просто однодневной лекции будет недостаточно. Требуется регулярная систематическая подготовка для развития и применения эффективных навыков. Психологическая подготовка должна включать в себя методы и приемы, которые научат человека интерпретировать то, что с ним происходит и почему, а затем спортсмену нужно понять, как с этим справляться. В современном мире каждый из нас несет ответственность за то, чтобы контролировать свое поведение. Нельзя перекладывать ответственность или оправдание за неудачи на других или на какой-то сверхъестественный фактор.

В области спортивной психологии существуют превосходные методы и стратегии, которые позволяют контролировать поведение спортсменов. Спортсмен, которого учат работать над постоянным контролем над своим поведением, учится анализировать и определять факторы, которые на него влияют. Чтобы разработать стратегию спортивно-психологических навыков для контроля поведения, необходимо понять ситуации, характерные для конкретного вида спорта, и необходимое поведение для него. Как только спортсмен поймет, какие поведенческие требования к нему предъявляются, он сможет лучше справиться с этими требованиями.

Спортсмен, участвующий в соревнованиях, сталкивается со стрессовыми ситуациями и тревожными моментами сотни раз в течение соревновательной карьеры. Независимо от того, сколько раз спортсмен были в этой ситуации, он все равно реагируете одинаково. Другими словами, опыт не всегда лучший учитель.

Моменты паники, беспокойства и эмоциональных подъемов и падений могут влиять на физическую работоспособность на любом уровне. Спортсмены, которые продолжают выступать с некоторой степенью постоянства, несмотря на чувство тревоги, научились тем или иным образом справляться с этим. Однако относительно немногие из них были обучены навыкам и стратегиям, которые позволили бы справляться со стрессом. Спортсменам помогают развивать их физические навыки, но немногие пытались помочь им с развитием необходимых психологических качеств.

Многие люди считают, что наличие кого-то, кто обучит спортсмена психологическим навыкам, означает, что спортсмен нестабилен, имеет «психические проблемы» или «полностью сумасшедший». Среди тренеров и даже некоторых спортсменов бытует мнение, что психологи - это люди, которые оказывают помощь тем, кто обеспокоен или плохо приспособлен. Они считают, что «нормальный» спортсмен не нуждается в помощи со стороны человека, прошедшего психологическую подготовку и, в частности, спортивную психологию. Кроме того, многим тренерам нужны только твердо мыслящие спортсмены.

Никто не может оспаривать тот факт, что душевное состояние во многом зависит от производительности. Тем не менее, почти ничего не было сделано для выявления эмоциональных и / или психических факторов, препятствующих хорошей производительности, равно как и попыток определить те факторы, которые приводят к плохой работе. В основном то, что спортивная психология делает для спортсмена, заключается в том, чтобы научить спортсмена определять факторы, которые приводят к хорошим результатам, и факторы, которые приводят к плохим результатам. Это дает основу для понимания того, почему спортсмен показывает хорошие или непостоянные результаты.

Человеческий организм представляют собой очень сложное целое, состоящее из множества различных, но в то же время высоко интегрированных биологических систем, которые способствуют эффективному взаимодействию между внутренней и внешней средой. Эти очень разные системы интегрированы и контролируются нервной системой. Некоторые нервные окончания специализируются на зрении, обонянии, прикосновении, температуре, боли и прочие, но вся нервная система координирует реакции организма на внутреннюю и внешнюю среду. В спорте, как и во всех других ситуациях, возникает комбинирование различных реакций. Некоторые из этих реакций происходят на сознательном уровне, а другие на подсознательном уровне.

Логика в то, что мышцы не функционируют, если на это не указывает мозг. Человек не выполняет физические упражнения изолированно без умственных способностей. К спортивным результатам следует подходить с целостной точки зрения, чтобы объединить «мышление с мышцами» для достижения высоких уровней производительности.

Существует и обратная реакция: психическое состояние во многом зависит от физической работоспособности. Все знают, что беспокойство и негативные эмоции по поводу работы могут привести к снижению производительности. Один из способов избежать этого - это комплексный коучинг и подготовка.

Подавляющее большинство знаменитых спортсменов осознают важность психологической подготовки для соревнований. Спортивные результаты на 90% являются умственными, и многие великие спортсмены также считают, что психологическая подготовка имеет решающее значение для определения результата. То есть когда спортсмены развили свои физические навыки до высокого уровня и когда они соревнуются на этом уровне, победителем с большей вероятностью станет человек, который лучше всего подготовлен психологически.

Тренеры также признают важность психологической подготовки, однако тренеры могут пренебрегать спортивной психологией, скорее всего, потому, что не знают, как научить спортсменов основным психологическим навыкам. Есть также тренеры, которые придерживаются мнения, что

- психосоциальные качества - это врожденные характеристики, которым нельзя научить;

- у спортсменов либо есть эти психологические качества, либо нет;

- психологическая подготовка не важна и для подготовки спортсменов необходима только тяжелая физическая работа. [2, с. 58]

Но, тем не менее, в настоящее время подавляющее большинство тренеров осознают важность психологической подготовки, но просто не знают, как ее реализовать.

Следует подчеркнуть, что необходима регулярная практика психологических навыков, а после того, как все психологические навыки усвоены, они могут быть применены во время соревнований. По мере того, как спортсмены начинают приобретать эти навыки, большинство их них даже не осознают этого.

В то же время психологические тренировки должны быть короткими по сравнению с физическими, но регулярными.

Рассмотрим, чем помет помочь спортивная психология:

1. Улучшить концентрацию и избавиться от отвлекающих факторов. Многие спортсмены обладают способностью концентрироваться, но часто их внимание смещается не на нужные области.

2. Повысить доверие к сомневающимся спортсменам. Сомнение противоположно уверенности. Если спортсмен сохраняет сомнения до или во время соревнований, это указывает на низкую уверенность в себе или, по крайней мере, он саботирует ту уверенность, которая была у вас в начале соревнования.

3. Развивать навыки совладения с неудачами и ошибками. Эмоциональный контроль - это необходимое условие. Спортсменам с очень высокими ожиданиями трудно исправлять мелкие ошибки, которые являются естественной частью спорта. Важно оправдать эти ожидания, а также помочь спортсменам сохранять спокойствие под давлением, когда они совершают ошибки или расстраиваются.

4. Помогает спортивным командам развивать коммуникативные навыки и сплоченность. Основная часть спортивной психологии и психологической подготовки помогает командам улучшить сплоченность. Чем больше команда работает как единое целое, тем лучше результаты она показывает.

5. Привить эффективную систему убеждений. Одна из областей спортивной психологии - это помощь спортсменам в выявлении неэффективных убеждений

и взглядов. Эти убеждения необходимо выявить и заменить новыми образами мышления.

6. Развить уверенность в себе после травмы. Некоторые спортсмены оказываются полностью подготовленными физически, чтобы вернуться к соревнованиям и тренировкам, но психологически некоторые шрамы остаются. Травма может подорвать уверенность в себе, вызвать сомнения во время соревнований и стать причиной потери внимания. [1, с. 135]

Но стоит отметить, что спортивная психология подходит не каждому спортсмену. Не каждый человек, занимающийся спортом, хочет «повысить результативность». Спортивная психология, вероятно, не для спортсменов-любителей. То есть очень важно, чтобы сам спортсмен желал улучшить свои психологические навыки.

Таким образом, психологические аспекты необходимы спортсмену также как и постоянные физические тренировки. Со временем усвоенные психологические навыки становятся неотъемлемой частью жизни спортсмена: он учится сосредотачиваться на соревнованиях, даже не замечая этого.

Литература

1. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - Москва : Питер, 2018. - 352 с.

2. Китаева М. В. Психология победы в спорте / М. В. Китаева. - Москва : Феникс, 2019. - 208 с.

References

1. Il'in E. P. Psihologija sporta [Ilyin E.P. Sports Psychology]. Moscow, Peter Publ., 2018, 352 p.

2. Kitaeva M. V. Psihologija pobedy v sporte [Psychology of victory in sport]. Moscow, Phoenix Publ., 2019, 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.