Научная статья на тему 'ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДУХОВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ'

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДУХОВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ / ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ / АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ёкубова Дилафруз Миржабборовна

В статье анализируются важные аспекты психологии спорта в процессе психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДУХОВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДУХОВНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ Ёкубова Д.М.

Ёкубова Дилафруз Миржабборовна - старший преподаватель, кафедра спортивной психологии и педагогики, Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются важные аспекты психологии спорта в процессе психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Ключевые слова: психологическое состояние, психологический факт, прогрессивное облегчение, аутогенная тренировка.

Популярность спортивной психологии как учебной дисциплины и практических занятий значительно выросла за последние два десятилетия. Меньшинства в области соревновательной легкой атлетики спорят о важности психологической подготовки перед спортивным соревнованием и необходимости поддерживать эту точку зрения во время соревновательного соревнования. Однако недавние исследования показали, что многие спортсмены, тренеры и спортивные руководители не хотят пользоваться услугами квалифицированного спортивного психолога, даже если они верят, что могут помочь. Одна из основных причин этого колебания - непонимание процессов и механизмов, посредством которых эти умственные способности влияют на производительность. В отличие от «точных наук», спортивной физиологии и биохимии, где спортсмены могут видеть четкие результаты у себя или у других спортсменов (например, он или она подняли тяжести, развили более крупные мышцы и в результате стали сильнее/быстрее), неизвестная и часто эзотерическая природа спортивной психологии не позволяет многим спортсменам обращаться за этими важными услугами. По словам Н.А.Л ютера, «спортивная психология - это область попытки применить эффективность изучения психологических фактов и принципов ко всему спорту и поведению людей, связанных с ним». Бернс сказал: «Спортивная психология для физического воспитания - это психология, которая занимается физическим состоянием человека через участие в играх и занятиях спортом». «Спортивная психология изучает поведение в легкой атлетике», - сказал Сингер. Психология спорта - это междисциплинарная наука, использующая знания в области кинезиологии и психологии. Это включает изучение того, как психологические факторы влияют на производительность и как спорт и упражнения влияют на психологические и физические факторы. Помимо обучения и воспитания психологических навыков для повышения эффективности работы, прикладная спортивная психология включает в себя работу со спортсменами, тренерами и родителями по вопросам травм, реабилитации, общения, тимбилдинга и смены карьеры. Психологию спорта обычно называют «психологией спорта и физических упражнений», поскольку она применима как к индивидуальным, так и к командным видам спорта.

Некоторые спортивные психологи работают с профессиональными спортсменами и тренерами, чтобы улучшить результаты и повысить мотивацию. Другие профессионалы используют упражнения и спорт для улучшения жизни и благополучия людей на протяжении всей своей жизни. Спортивная психология - это наука, которая изучает, как психология влияет на спорт, упражнения, упражнения и физическую активность. Спортивная психология - относительно молодая дисциплина в области психологии. В 1920 году Карл Дием основал первую в мире лабораторию

спортивной психологии в Deutsche Sport Hoch Schule в Берлине, Германия. В 1925 году были созданы еще две лаборатории спортивной психологии, одну из которых возглавил А.З. Пуни в Институте физического воспитания в Ленинграде, последнее -Колеманом Гриффитом в Университете Иллинойса. Психология - еще одно оружие в арсенале спортсмена.

В последние годы специализированная область спортивной психологии быстро развивалась. Спортивные психологи развивают навыки, которые помогают спортсменам улучшить свой учебный процесс и моторику, противостоять конкурентному давлению, точно настроить уровень осведомленности, необходимый для оптимальной производительности, и отвлечься от командных поездок и оставаться сосредоточенным в конкурентной среде. Психологический тренинг должен быть международным журналом йоги, физиотерапии и физического воспитания, который является неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса спортсмена наряду с другими спортивными элементами. Это делается совместными усилиями лучшего тренера, спортивного психолога и спортсмена; тем не менее, знающий и заинтересованный тренер может изучить основные психологические навыки и передать их спортсмену, особенно во время практических тренировок.

Простые психологические навыки, которые помогают спортсмену управлять конкурентной рабочей средой, включают:

1. Повышение физиологической работоспособности. Психология спорта играет уникальную роль в увеличении физиологических возможностей, таких как сила, скорость и гибкость, мотивация играет большую роль в увеличении физического потенциала людей, занимающихся спортом. Также известно, что психологические возможности или силы могут увеличивать физиологические возможности человека.

2. Обучение моторике. Спортивная психология играет важную роль в изучении двигательных навыков. Изучение двигательных навыков зависит от уровня готовности человека, то есть от физиологической готовности и психологической готовности. Физиологическая тренировка у детей - это развитие необходимой силы, гибкости и выносливости, а также развитие различных систем органов для выполнения двигательных навыков, необходимых в их деятельности. Психологическая подготовка связана с психическим состоянием ученика. Это означает желание и готовность изучить определенный навык. Психология спорта играет важную роль в психологической подготовке. Спортивная психология также помогает в когнитивной фазе, социально-активной фазе и автономной фазе обучения двигательным навыкам.

3. Понимание поведения. Спортивная психология помогает понять поведение спортсменов или спортсменов, занимающихся соревновательными видами спорта. Они знакомятся с интересами, взглядами, инстинктами, мотивациями и личностями людей. Он играет роль не только в понимании собственного поведения, но и в лечении поведения в различных спортивных ситуациях.

4. Управление эмоциями. Спортивная психология играет очень важную роль в управлении эмоциями спортсменов во время спортивных тренировок и соревнований. Обычно эти чувства могут возникать спонтанно в поведении спортсменов. Это гнев, ненависть, свежесть, чувство собственного достоинства и собственности и так далее. Если эти эмоции своевременно не контролировать, производительность может снизиться. На этом этапе очень важную роль играет спортивная психология. Это помогает уравновесить эмоции, что еще больше повышает производительность.

Неудача на поле часто зависит как от физических, так и от психических факторов. Спортивные психологи осознают влияние мышления спортсмена и сосредотачиваются на его подготовке к преодолению препятствий на поле, в то же время укрепляя уверенность в оптимальных результатах. У каждого из нас есть источники энергии, необходимые для достижения высоких результатов. Усиление мотивации в основном связано с изменениями в установках, регулярном поведении,

101

которое помогает развить и улучшить позитивное мышление «можно» -краткосрочные цели процесса. Если вы играете ведущую роль в спорте, вы окажете значительное влияние на мотивацию ваших спортсменов или команды. Вы можете формировать хорошую рабочую этику, распознавать отдельные действия и вдохновлять прозрачные структуры вознаграждения, которые улучшают навыки людей. Чтобы методы, представленные в этой статье, работали хорошо, их необходимо формировать с учетом конкретных ситуаций и потребностей отдельных спортсменов. Всегда стремитесь быть уникальными и новаторскими, используя мотивационные техники.

Список литературы

1. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety, San Francisco. CA: Josey-Bass, 1975.

2. Vealey R.S. Goal mapping. In Vealey, RS Ed., Coaching for the Inner Edge Morgantown. WV: Fitness Information Technology, 2005. 149-177.

3. Кадырова Д.М., Ахмедова Д.З. Психологические основы развития возможностей интеллектуального творчества молодежи в образовательном процессе // Academy № 5 (56), 2020. Стр. 43-45.

4. Кодирова Д.М. Характеристика возрастных проблем молодёжи в исследовании мировых психологов. // Проблемы педагогики, 2020. 8-10.

5. Файзиев Я.З., Зиёев Д.Я. Краткий исторический обзор развития физического воспитания и спорта// Academy. № 9 (60), 2020. С. 32-35.

6. Абитова Ж.Р. Десять причин, почему физическая культура так важна в школах // Academy. № 10 (61), 2020. С. 39-41.

7. Арслонов К.П., Джураев Ж.Р. Роль физкультуры и спорта в содействии личностному и социальному развитию учащихся // Academy. № 10 (61), 2020. С. 44-47.

8. Акрамова Г.М. Как физическая культура в школах приносит пользу учащимся // Academy. № 10 (61), 2020. С. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.