Научная статья на тему 'Психологическая устойчивость в спорте'

Психологическая устойчивость в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2519
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MOTIVATION / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PSYCHOLOGICAL STABILITY / TRAINING PROCESS / PSYCHOLOGICAL PREPARATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Намазов А.К., Оленникова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая устойчивость в спорте»

тания студентов. XXVII, 2003, Изд-во СПбГУ.

8. Краснов И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / Вопросы физического воспитания студентов. XXVIII. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

УДК: 159.9:796

Намазов А.К., Оленникова М.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В СПОРТЕ12

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Исследования, в которых сравнивались успешно и менее успешно выступающие спортсмены с точки зрения психологической устойчивости, было установлено, что первые характеризуются более высокими уровнями концентрации и уверенности в себе, а также более низкими уровнями тревожности. Успешно выступающие спортсмены характеризовались также, более положительными мыслями и в большей степени использовали положительные идеомоторные акты с целью визуализации успеха. Кроме того, они более решительные и более обязательные, чем их менее успешно выступающие товарищи. Также при составлении плана занятий, надо решить, на что необходимо обратить внимание в психологической устойчивости.

Это будет зависеть от: количества тренировок (в неделю), какое количество времени будет еженедельно отводиться на психологическую подготовку, насколько спортсмены заинтересованы в психологической подготовке, и т.п. Если психологическая устойчивость стабильна то это необходимо проверить в ситуации приближенной к реальности. Психологической устойчивости необходимо уделять 10-15 минут тренировки, 3-5 раз в неделю. Лучше всего над этим работать первые или последние 10 - 15 минут тренировочного занятия. Потом психологическую устойчивость необходимо объединить с тренировкой физических качеств. После чего все это надо попытаться применить в моделированной соревновательной деятельности, прежде чем использовать в реальных условиях соревнования. Некоторые задания можно спортсменам давать на дом, но боль-

12 Namazov A.K., Olennikova M.V. Psychological stability in sport / Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University.

шинство психологических тренировок целесообразно контролировать. В промежутке между занятиями по психологической подготовке целесообразно проводить тренировочные занятия по физической подготовке. В этом случае мы осуществляем обратную связь. Главное - это определить слабые и сильные стороны каждого спортсмена с точки зрения психологической устойчивости и исходя из этого разработать программу с учетом индивидуальных особенностей (1).

В эту программу будет входить идеомоторные акты, т.е. это создание или воссоздание каких - либо действий. Этот процесс включает извлечение из памяти отрывков информации, накопившейся с опытом, и превращения их в выразительные образы. Представления - это форма имитации, её можно использовать для улучшения как физических, так и психологических умений и навыков: . развитие уверенности; контроль эмоциональных реакций; тренировка стратегии; снятие боли; лечение травм.

Так же в психологической реабилитационной программе для коррекции повышенной тревожности используется: аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, физические упражнения, активный отдых.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок имеют преимущественное значение. На этапе занятий, групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться нормированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических, необходимых в спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля. На этапе занятий учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, нормировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в спортивной команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. На этапе занятий

групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, способности к саморегуляции, нормированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности, способности к нервно-психическому восстановлению. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий. В подготовительном периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, содержания общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подго-товленности(3).

В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям нормируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность и самоконтроль и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе психической подготовки к конкретным соревнованиям нормируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для ус-пеха(6).

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия, которые делятся на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические. Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию.

При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А.Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно начинать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.

Физические средства представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа (подводный, вибрационный), душ, ванны, сауна, локальные физиотерапевтические методы воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и т.п.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) целесообразно назначать не чаще 1-2 раз в неделю.

Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Средства восстановления используются при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок.

Каждому спортсмену нужно и важно быть уверенным в своих силах, не только во время соревнований, но и во время тренировок. Если спортсмен «опускает руки», нужно провести коррекцию психологии и восстановить веру в себя у спортсмена. Для коррекции психологии спортсменов в роли психолога может выступить и тренер спортсменов.

Литература

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. http://www.sports.ru/tribuna/blogs/spsysport/209773

3. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. СПб: Питер, 2009.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004.

5. http: //www.sportacadem.ru/tat/obrazovanie 1 /studentu/materialy_lekcij

6. http://www.rowingrussia.ru/metody podgotovki sportsmenov

Ключевые слова: мотивация, психологическая коррекция, психологическая устойчивость, тренировочный процесс, психологическая подготовка. Keywords: motivation, psychological correction, psychological stability, the training process, the psychological preparation.

Намазов А.К.

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ13

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Часто мы можем столкнуться с тем, что по различным причинам спортсмены могут бросить тренировки. Порой тому есть веские основания, и вернуть человека в тренировочный процесс может быть очень сложно. Однако есть способы мотивировать спортсмена вернуться к тренировкам. В этой статье я бы хотел рассмотреть основные способы мотивировать человека вернуться в тренировочный процесс.

Существует несколько различных типов мотивации. Часто ее делят на педагогическую и психологическую.

Педагогическая мотивация спортсмена - мотивация, которая исходит, как правило, от тренера. Спортсмен, бросивший тренировки, может прислушаться к словам своего тренера. Мнение учителей важно для любого человека. Спортсмены особенно часто сталкиваются с психологическими проблемами, которые могут привести к завершению спортивной карьеры. Например, психологическая усталость, перетренированность, потеря уверенности в себе из-за не достижения желаемого результата на соревнованиях, травмы и так далее. В этих случаях спортсмен может не прислушиваться к словам друзей и других людей,

13 Namazov A.K. Athletes motivation problem / Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.