Научная статья на тему 'Характеристика психологической подготовки спортсменов'

Характеристика психологической подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2553
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОСТОЯНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / НАПРЯЖЕННОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ATHLETE / STRONG-WILLED QUALITIES / MENTAL STABILITY / CONDITION / EDUCATION / MOTIVATION / TENSION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коробейникова Елена Ивановна, Даянова Марина Александровна

В статье рассматривается необходимость совершенствования средств и методов психологической подготовки спортсменов. Умение контролировать свои действия, психические и эмоциональные состояния во время воздействий сбивающих факторов и в условиях утомления, способствует достижению высоких спортивных результатов. Внутренняя психологическая готовность спортсмена к соревновательным действиям является результатом индивидуальной интеллектуально психологической деятельности личности спортсмена при совместной работе с тренером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLE

The article discusses the need of improvement of the means and methods of psychological training of athletes. The ability to control their actions, mental and emotional states during the effects of knocking factors and fatigue, contributes to the achievement of high sports results. Internal psychological readiness of the athlete for competitive actions is the result of individual intellectual and psychological activity of the athlete's personality by working together with a coach.

Текст научной работы на тему «Характеристика психологической подготовки спортсменов»

УДК -796

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СПОРТСМЕНОВ

CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING

OF ATHLETES

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедры «Физической культуры» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna

senior lecturer Department «Physical culture» Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Даянова Марина Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Теории и методики обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Dayanova Marina Aleksandrovna candidate of biological Sciences, associate Professor department «Theories and methods of physical educationculture and life safety»

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается необходимость совершенствования средств и методов психологической подготовки спортсменов. Умение контролировать свои действия, психические и эмоциональные состояния во время воздействий сбивающих факторов и в условиях утомления, способствует достижению высоких спортивных результатов. Внутренняя психологическая готовность спортсмена к соревновательным действиям является результатом индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности личности спортсмена при совместной работе с тренером.

Abstract. The article discusses the need of improvement of the means and methods of psychological training of athletes. The ability to control their actions, mental and emotional states during the effects of knocking factors and fatigue, contributes to the achievement of high sports results. Internal psychological readiness of the athlete for competitive actions is the result of individual intellectual and psychological activity of the athlete's personality by working together with a coach.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортсмен, волевые качества, психическая устойчивость, состояние, воспитание, мотивация, напряженность, саморегуляция.

Keywords: psychological training, athlete, strong-willed qualities, mental stability, condition, education, motivation, tension, self-regulation.

Один из способов привлечения народных масс в физическую культуру и спорт, выявления их индивидуальных достижений в этом -проведение различных соревнований. Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со спортсменами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплины, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт [6].

Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов. Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта - проводит общий анализ спортивной деятельности, изучает отдельные виды спорта, общие и специальные качества личности спортсмена, показывает психологические основы его обучения, тренировки, воспитания. Большое внимание уделяется психологической подготовке спортсменов [6]. Решающим фактором успеха с соревновательной деятельности спорт -смена, при относительно равном уровне технико-тактической и физической подготовленности спортсменов, можно назвать его психологическую готовность. Психологическая подготовка должна помогать создавать состояние, способствующее максимальному использованию физической, тактической, технической подготовленности спортсмена с одной стороны и умение противостоять сбивающим факторам во время соревнований и перед стартом с другой стороны. Говоря иначе, сохраняя силу духа в различных ситуациях, позволять спортсмену не реагировать на соперников, своевременно гасить спортивный азарт [3, с.207-208].

Для достижения успеха спортсмен должен уметь управлять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием при различных психофизических состояниях организма и воздействиях сбивающих факторов. Эмоциональное состояние может быть положительным и отрицательным. Отрицательное состояние нередко доходит до стадии аффекта или пол -ной апатии, проявляющихся в неуверенности, тревожности, мыслях о последствиях неудачного выполнения того или иного действия и др. Для регуляции эмоциональных состояний необходим комплекс мероприятий по предупреждению или ликвидации уже возникших состояний [1, с.36-37].

Волевые усилия — это активное проявление сознания, направленного на саморегуляцию и мобилизацию возможностей спортсмена для успешного преодоления трудностей в процессе соревнований. Ведущей стороной волевого качества целеустремленности является волевая направленность на достижение поставленных целей, сознательное отно -шение к спортивной деятельности. Совершенствование мастерства в условиях преодоления возникающих трудностей, стремление не останавливаться на пути к достижению цели характеризуют такое воле -вое качество, как настойчивость. Решительность и смелость выражаются

в способности принимать ответственные решения, сопряженные с риском, а также в своевременности принятия решений в ответственные моменты. Выдержка и самообладание помогают преодолевать неблаго -приятные эмоциональные состояния в экстремальных условиях. Инициативность и самостоятельность характеризуются оригинальностью и своевременностью самостоятельных решений и способов их осуществления в трудных условиях тренировки и соревнований. Уровень развития волевых качеств можно оценивать в соответствии с особенностями проявления волевых усилий спортсменов [1, с.36-37].

От спортсменов требуется для успешного выступления в напряженных соревнованиях при встрече с разнообразными, порой опасными соперниками, значительный уровень психологической подготовленности наряду с технико-тактическим совершенством и высокой физической работоспособностью [1, с.36-37].

Если строго следовать всем законам применения терминов, то необходимо говорить о «психической подготовке», так как название должно происходить не от науки (психология), а от предмета подготовки. Мы говорим «физическая» подготовка, а не «физиологическая», однако традиционно употребляется словосочетание «психологическая подго-товка». Психологической подготовкой спортсмена называется организо-ванный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. У каждой команды есть свой характер, темперамент, свое отношение к тому или иному сопернику. О подготовке команды, у которой есть свои потенциальные психические возможности можно говорить то же. Не являясь суммой возможностей игроков, психические возможности становятся чем-то принципиально новым. Говоря о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, можно смело утверждать, что психологическая подготовка, как одна из составляющих частей системы спортивной тренировки, находится в зависимости от других ее форм: физической, технической, тактической. Низкий уровень физической подготовки предполагает, что полезность приемов психической регуляции, не поможет спортсмену или команде в достижении высоких спортивных результатов, они будут невысокими, т.е. адекватными возможностям [1, с.157-158].

Различают всего три основных вида психологической подготовки, которые направлены на решение самостоятельных задач, но, тем не менее, взаимосвязаны между собой: общая психологическая подготовка, специальная психологическая подготовка к соревнованиям, и психоло-гическая защита в конкретном соревновании. Циклические виды спорта характеризуются высокими, однообразными и длительными монотонными нагрузками, поэтому психологическую подготовку к долговременному тренировочному процессу выделяют как самостоятельный вид. Еще одним, относительно самостоятельным, подвидом выделяется психологическая подготовка тренера, которая играет важную роль в любых спортивных играх, т.к. ни в одном другом виде спорта, тренер не принимает такого активного участия в постоянном непосредственном управле-

нии соревновательной деятельностью своих подо-печных. Средства психической регуляции подготовки тренера и спортсмена по основному содержанию совпадают, поэтому настраиваться на соревнования тренер может так же, как и спортсмен [1, с.157-158].

Психологическая подготовленность спортсмена определяется степенью развития специализированных восприятий: чувства дистанции, ориентировки в пространстве, быстроты реакции, умения предвидеть действия соперника, логического и тактического мышления, концентрации внимания и т.п. - и психологическим состоянием спортсмена. При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблю-дается наивысший уровень развития перечисленных качеств и состояние, так называемой, психологической готовности. Его характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить, способность мобилизовать все силы для достижения поставленной цели, значительная психическая устойчивость [2].

Психическая устойчивость - это способность спортсмена сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние, работоспособность и психические качества, необходимые для победы, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность. А. Ц. Пуни считал, что в структуру состояния психологической устойчивости входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции. «Готовность спортсмена к соревнованию складывается из уверенности в своих силах, стремления проявить себя и добиться победы, оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости, способности произвольно управлять своим поведением».

Сущность психологической готовности спортсмена в периоды воздействий на него экстремальных соревновательных условий заключается, по мнению различных психологов спорта, в возможности принятия оптимальных решений применительно к различным ситуациям; в согласо-ванности деятельности и состояния спортсмена; в постоянном контроле и регуляции его поведения. На результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности - внутреннюю психологическую готовность к соревновательным действиям - также оказывают влияние, носящие временный или разовый характер, внешние факторы и воздействия [2].

Развитие у спортсменов целеустремленности - неотъемлемая часть психологической подготовки, и являясь основной задачей тренера, воспитывается при условии, что сам спортсмен глубоко интересуется как спортом, так и искусством, имеет личную заинтересованность в спортивных достижениях. Тренер также обязан регулярно разбирать со спортсменом в подробностях все, как отрицательные, так и положитель -ные, стороны его подготовки и согласовывать друг с другом, т.к. без взаимодействия тренера и спортсмена высшие достижения невозможны [5].

Любое соревнование - с одной стороны - праздник, с другой - очень волнующее мероприятие, и состояние, в котором находится спортсмен

перед стартом, называется предстартовым. Каждый спортсмен по-своему реагирует на предстоящее состязание, поэтому предстартовые состояния могут быть нескольких типов: боевая готовность; предстартовая лихо -радка; предстартовая апатия. Боевая готовность - самое оптимальное состояние спортсмена. Оно характеризуется спокойным, уравновешенным состоянием, все системы организма подготовлены к работе и спо -койно ожидают старта. Предстартовая лихорадка - состояние сильного волнения: спортсмен суетится, нервничает, иногда возникает дрожь, с которой спортсмен не в состоянии справиться. Степень волнения зависит от важности старта. Нередко даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит. Спортсмена в предстартовой лихорадке часто все вокруг раздражает, даже шутки друзей. Предстартовая апатия - состояние полного безразличия, заторможенности всех функций организма. Спортсмена в таком состоянии охватывает нежелание шевелиться, а уж тем более разминаться [5].

Спорт диктует отрицательные предстартовые состояния - предстартовая лихорадка и апатия - обычно характеризуются тем, что спортсмены, находящиеся в этом состоянии не уверены в своих силах, их преследуют навязчивые мысли о ходе предстоящих соревнований, терзают мысли по поводу своей готовности и успеха в выступлениях. К «психологическим барьерам» в спорте относят:

- страх перед проигрышем (он может быть вызван обостренным самолюбием и тщеславием, опасением подвести команду или коллектив, мыслью об отрицательной оценке плохого выступления близкими людьми или тренером);

- страх перед противником, вызванный или знанием его сильных сторон или неправильной информацией об его успехах, или суевериями, или недооценкой собственных возможностей;

- боязнь не выдержать высокого темпа;

- боязнь не получить новую травму или повторную;

- боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам;

- всевозможные глупые суеверия, до сих пор еще распространены среди спортсменов [4].

Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или вялым, апатичным. Находясь в таком состоянии, сильно волнуясь, не может объективно представить себе картину предстоящего состязания и сосре -доточиться на плане своего выступления. Желание выиграть сменяется у него всяческими опасениями, ухудшается внимание, нарушается память. Некоторые особенно возбудимые, неуравновешенные становятся крайне раздражительными и вспыльчивыми, не могут сидеть на месте, грубят, суетятся. Чтобы успешно преодолеть все эти трудности необхо -димо развивать все качества воли. Формирование психической готовности к конкретному соревнованию достигается целой системой психо-лого-педагогических мероприятий, которые дают должный эффект лишь

при направленном и комплексном их применении.

Иногда в ходе соревнований достигнутые результаты на тренировках из-за неуверенности в своих силах спортсмен не показывает [4]. Случается, что на тренировках и второстепенных стартах спортсмены выступают легко, уверенно и раскованно. Но стоит оказаться участником серьезных соревнований, выступать против титулованных соперников, как умения, мастерство исчезают. Неуверенность в себе, в свои возмож -ности, вызывает закрепощение мышц, ограничение деятельности, и все это из-за боязни сильного соперника. А это возможно случается обычно из-за недостаточной физической и технической подготовленности [7, с.97]. Игроки, а порой даже целые команды подчас не в состоянии справиться с волнением и проигрывают более слабым. Объясняется это тем, что разные спортсмены по-разному реагируют на возникающие трудности. У одних трудности вызывают прилив сил и энергии, побуждают предельно мобилизовать свои силы. У начинающих спортсменов сила раздражителей, действующих на их ЦНС в соревновательных условиях, очень велика. Первое соревнование почти всегда вызывает тяжкие душевные переживания. Лишь немногие способны спокойно отнестись к своему спортивному дебюту. Пугаться волнения, общего состояния в первом выступлении на соревнованиях, как для спортсменов, так и для тренера, - не следует, необходимо с этим чувством научиться бороться [7, с.98-99].

Причины слабого проявления волевых качеств могут быть разными, и только зная эти причины возможен выбор методов устранения негативных последствий. Спортсмен должен быть отлично подготовлен в физическом, техническом и тактическом отношениях, а уже затем следует подбор методов устранения недостатка-неуверенности.

Важная необходимость в том, чтобы спортсмен был полностью и подробно информирован о будущих соперниках-противниках, конкретно знал как их сильные, так и слабые стороны. На соревнованиях спортсмену необходимо знать и выполнять специальные упражнения, которые укрепляют степень уверенности в себе и в своих силах, возможностях. Спортсмен и сам должен знать, что делать, если им овладевают пред -соревновательная лихорадка или апатия. Однако спортивные психологи рекомендуют спортсменам изучать свои предстартовые состояния. Исследования способов их регуляции позволяют им разрабатывать всевозможные рекомендации, способы, методы, которые можно использовать самостоятельно или под контролем специалистов в различные периоды подготовки к соревнованиям и непосредственно перед стартом. Необхо-димо знать, что формы проявления предстартовых состояний зависят от типа нервной системы. Различают четыре типа нервной системы: сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики. У спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков -чаще наблюдается боевая готовность; у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики подвержены предстартовой апатии. Каждому спортсмену необходимо владеть своими эмоциями, и для постижения этого искусства важно знать свой тип нервной системы, чтобы грамотно

выбирать самый оптимальный путь к самосовершенствованию. Идеомо -торные упражнения - мысленное представление своих действий -полезно использовать и во время тренировок, и включать в разминку перед состязаниями. В тренировках следует выполнять идеомоторные упражнения, чтобы предстартовое возбуждение не «смазывало» мысленной картины, т.к. к возможно более полному и подробному представлению стремиться нужно всегда. Также нельзя забывать и о таком пути регуляции эмоциональных состояний, как саморегуляция. Навыки саморегуляции полезны каждому человеку, не только спортсменам, т.к. современная жизнь переполнена и насыщена нервными напряжениями. Поэтому каждый должен непременно в этом тренироваться регулярно [3, с.209-211].

Черепанова О. А. в своей книге "Соперничество, риск, самообладание в спорте" рекомендует несколько приемов:

1. Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Сдерживая смех или улыбку можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись поднять настроение. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

2. Специальные двигательные упражнения. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе. Энергичные, быстрые упражнения возбуждают.

3. Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточение на выполняемом движении.

4. Специальные виды самомассажа. От энергичности движений зависит характер воздействия самомассажа.

5. Развитие произвольного внимания. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности.

6. Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

7. Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе [3, с.209-211].

Однако надо заметить, что их использование приемов должно быть индивидуальным, так как оптимальным уровнем эмоционального возбуждения для каждого спортсмена будет свой. Спортсмен может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению». Завершающим этапом психической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям в сорев-

новании. К. С. Станиславский называл такое состояние «публичной отрешенностью», и чтобы спортсмен мог его благополучно достигать -важно уметь не реагировать на внешние раздражения [3, с.209-211].

Прежде чем говорить об универсальных приемах, обеспечивающих готовность спортсмена к эффективной соревновательной деятельности, необходимо представить, какое состояние благоприятствует такой деятельности, а какое — мешает. В общих чертах психическим состоянием называют целостную характеристику психической деятельности за конкретный период, связанную с определенной динамикой психических процессов и психофизиологических функций и отражающую реакцию человека на возбужденное или заторможенное состояние, состояние страха, уверенности в своих возможностях, радости, настороженности, ярости и т.д. [1, с.162].

В игровых видах спорта, как и во всех других, в которых большую роль играет тактика, принято различать напряженное состояние (а в спорте значительное напряжение неизбежно) двух видов:

1) операциональную напряженность, связываемую со сложностями решения и выполнения тактических задач;

2) эмоциональную напряженность, которая возникает с формированием отношения спортсмена к различным ситуациям.

В принципе психическая напряженность не только неизбежна, но и необходима: в спокойном состоянии успешно и эффективно выступать нельзя. Но при длительном или сильном воздействии возбуждающих или затормаживающих воздействий наступает перенапряжение, неблагоприятное состояние.

В англоязычной литературе состояние напряженности называется стрессом, причем положительное напряжение называется эвстрессом, а отрицательное - дистрессом. Обычно стрессовая ситуация вызывает повышение уровня активизации, мобилизацию сил, однако может вызывать и дезорганизацию поведения и деятельности. Противодействие неблагоприятным стрессогенным факторам осуществляется специальным овладением приемами регуляции психического состояния. Прежде всего, в систему противодействий влиянию дистресса должно входить управление мотивацией спортсмена. У спортсмена мотивация проявляется в уверенности в себе. Важно не столько повышение уровня спортивного мастерства, сколько формирование у спортсмена уверенности в том, что его мастерство обеспечит высокий спортивный результат [1,с.162]. Дело тренера — налаживать положительные отношения между спортсменами и надежную связь между ними и собой, стимулировать положительную самооценку спортсменов, сводить к минимуму любые факторы, вызывающие потерю уверенности в своих силах. Давно известно, что успех человек склонен объяснять внутренними причинами («я сумел»), а неудачу — внешними («мне помешали»). Как ни странно, в спорте такую особенность просто необходимо использовать при управлении мотивацией. Каждую наименьшую удачу следует использовать для повышения у спортсмена чувства уверенности в своих силах. Иное дело — неудача. Здесь, как считают психологи, должен быть принцип

«50:50», т.е. примерно в половине случаев соглашаться со спортсменом, что в неудаче меньше всего виноват он, а в половине — подчеркивать его недостатки, но при этом сразу показывать пути исправления [1,с.163].

Английский психолог Б. Уайт ввел термин «мотивация эффективности» и показал, что главное в ней - чувство компетентности, т.е. спортсменом движет сознание того, что именно он компетентен в своем виде спорта: владеет всеми нюансами техники и тактики, физически хорошо подготовлен и превосходит в чем-то большинство других. Это должен использовать тренер, выделяя каждый мельчайший признак мастерства, по которому данный спортсмен отличается от других [1,с.163]. Общая психологическая подготовка напрямую связана с воспитательным процессом: применение любого педагогического средства только тогда полезно, когда тренер знает психологические особенности каждого своего подопечного. Спортивные психологи иногда говорят, что воспитание спортсмена высокого класса неизбежно должно включать в себя направленное формирование определенных черт эгоизма (даже в спортивных играх). Другое дело, что такие черты формируются сами по себе, но без управляющих воздействий. Талантливому спортсмену можно не бояться говорить «ты — талант»: если он достаточно умен, этим его не испортишь, а умственно недалекий человек едва ли добьется высоких результатов. Такое постоянное напоминание способствует формированию у спортсмена как бы «психической защиты» против неблагоприятных жизненных ситуаций [1,с.163]. К тому же такое внушение, если его конкретизировать, указывает пути формирования специальных способностей - тренер одновременно подталкивает спортсмена на постоянную работу над совершенствованием какого-то качества. Настоящий профессионал не удовлетворяется высоким уровнем своей способности («зачем над ней работать — она у меня и так налицо»), а наоборот стремится повысить ее, чтобы максимально использовать свое преимущество над соперниками. Внушение типа «ты талант», «ты незаурядный человек» распространяется не только на процесс совершенствования специальных способностей, но и на регуляцию текущих состояний: незаурядной личности нечего бояться давления прессы, замкнутого пространства тренировочных сборов, недружелюбных фанатов, необъективного судейства и т.д. Помогает такой регуляции, и анализ проделанной работы за определенный период времени («мы сделали все, что планировали и что необходимо для высокого результата»). Это — тоже психологическая защита и элемент общей психологической подготовки [1, с.164].

Общая психологическая подготовка в качестве основных своих разделов содержит управление психическим состоянием спортсмена, даже безотносительно к специфике спортивной деятельности. Управляя состоянием, мы формируем свойства личности. Если спортсмен постоянно находится в тревожном ожидании предстоящих соревнований, постепенно это станет привычным состоянием и перерастает в устойчивую черту личности, которая называется личностной тревожностью. Постоянная

неконтролируемая агрессивность становится со временем чертой личное -ти, а с этим трудно справиться [1, с.164].

И в заключение хотелось бы согласиться с известным спортивным психологом Г. Д. Горбуновым, который писал, что общая психологическая подготовка представляет собой процесс развития свойств личности посредством систематического управления психическим состоянием. Целенаправленная и достаточно продолжительная общая психологическая подготовка приводит к тому, что необходимость управления спорт-сменом извне становится все меньше и меньше. Усовершенствованная система саморегуляции позволяет спортсмену успешно управлять своим состоянием в условиях все возрастающих психических и физических напряжений и перенапряжений, благодаря чему появляется возможность в полной мере раскрыть свою мышечную, функциональную и интеллектуальную подготовленность [1, с.164].

Литература

1. Волейбол : учебник для вузов / под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. 4-е изд. М. : ТВТДивизион, 2009. 360 с., ил.

2. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2011. 351 с.: ил.

3. Константинов Ю. С., Глаголева О. Л. Уроки ориентирования : учеб.-метод. пособие. М. : Изд-во федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, 2005. 328 с.

4. Ложкин Г. В. Психология спорта : схемы, комментарии, практикум : учеб. пособие. Киев : Освта Украiни, 2011. 483 с.

5. Родионов А. В. Психология спорта высших достижений : прогр. дисциплины вуз. компонента цикла ОПД ГОС по спец. 032101. М. : РИО РГУФК, 2005. 20 с.: табл.

6. Садовничий В. А. Психология спорта : монография. М. : Изд-во МГУ, 2011. 423 с.: ил.

7. Фурманов А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. М. : Физкультура и спорт, 1983. 144 с., ил. (Азбука спорта). С.97-99.

References

1. Voleybol [Volleyball]., 4th ed. Moscow, TVT Divizion Pub!., 2009, 360 p.

2. IlyinE.P. Psikhologiya sporta [Psychology of sports]. St. Petersburg, Peter Publ., 2011, 351 p.

3. Konstantinov Y. S., Glagoleva Y. S. Uroki orientirovaniya [Lessons orienteering]. Moscow, Feder. center det.-youths'. tourism and local history Publ., 2005, 328 p.

4. Lozhkin G. V. Psikhologiya sporta : skhemy, kommentarii, praktikum [Psychology of sport: the CX., comment. the practice]. Kiev, Osvita Ukraini Publ., 2011, 483 p.

5. Rodionov A. Psikhologiya sporta vysshikh dostizheniy : progr. distsipliny vuz. komponenta tsikla OPD GOS po spets. 032101 [Century Psychology of high performance sport: progr. discipline University. component cycle of OPD, STATE spec. 032101]. Moscow, RIO RGUFK Publ., 2005, 20 p.

6. Sadovnichii V. A. Psikhologiya sporta [The Psychology of sport]. Moscow, Moscow state University Publ., 2011, 423 p.

7. Furmanov A. G., Boldyrev D. M. Voleybol [Volleyball]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1983, pp. 97-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.