Научная статья на тему 'Психологические особенности соревновательной деятельности в лыжных гонках'

Психологические особенности соревновательной деятельности в лыжных гонках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
729
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
лыжные гонки / спортсмены / соревновательная деятельность / психологические особенности / психологическое состояние / cross-country skiing / athletes / competitive activity / psychological characteristics / psychological state.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Короткова Елена Вадимовна

В статье проведен анализ психологических особенностей соревновательной деятельности в лыжных гонках на примере спортсменов-лыжников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Короткова Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COMPETITIVE ACTIVITY IN CROSS-COUNTRY SKIING

The article analyzes the psychological characteristics of competitive activity in cross-country skiing on the example of athletes-skiers.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности соревновательной деятельности в лыжных гонках»

120

TECHNICAL SCIENCE /

TECHNICAL SCIENCE

Короткова Елена Вадимовна, Российская Федерация, г.Калуга, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, студентка 3 курса Научный руководитель: Дувалина Ольга Николаевна Российская Федерация, г.Калуга, Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, к.псих.н., доцент.

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11043 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

Korotkova Elena Vadimovna Russian Federation , Kaluga, Kaluga state University organization of them K. E. Tsiolkozsky, the student.

Scientific director: Duvaluna Olga Nikolaevna Russian Federation , Kaluga, Kaluga state University organization of them K. E. Tsiolkozsky, candidate of psychological sciences,

associate Professor.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF COMPETITIVE ACTIVITY IN CROSS-COUNTRY SKIING Аннотация.

В статье проведен анализ психологических особенностей соревновательной деятельности в лыжных гонках на примере спортсменов-лыжников. Abstract.

The article analyzes the psychological characteristics of competitive activity in cross-country skiing on the example of athletes-skiers.

Ключевые слова: лыжные гонки, спортсмены, соревновательная деятельность, психологические особенности, психологическое состояние.

Key words: cross-country skiing, athletes, competitive activity, psychological characteristics, psychological state.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в современном спорте спортсмен должен обладать способностью переносить огромные физические и психические нагрузки, быстро восстанавливаться после них; уметь приходить в состояние высокой готовности накануне ответственных стартов; реализовывать свои возможности в экстремальных условиях спортивной деятельности. Развитие таких способностей осуществляется на основе совершенствования как адаптационных механизмов организма, так и психических функций, главным образом регулятор-ных.

Спортивная соревновательная деятельность -это особый экстремальный вид человеческой деятельности, интегрирующий все многообразие физических, биологических и психических явлений. Поэтому анализ спортивной соревновательной деятельности следует начинать с общей характеристики деятельности. В целом ее можно характеризовать как специфический, преобразующий, целенаправленный способ взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Вопросы психологических особенностей соревновательной деятельности весьма актуальны в лыжном спорте. Хотя на первый взгляд представля-

ется, что в этом виде спорта психологические факторы существенно не влияют на результативность соревновательной деятельности.

Практика показывает, что спортсмены-лыжники, не обладающие высоким уровнем морально -волевых качеств, не одаренные тактическим мышлением, не уверенные в своих силах, не умеющие управлять собой в трудных условиях, как правило, не достигают больших успехов.

Практика показывает также, что не все спортсмены-лыжники, имеющие высокий уровень специальной подготовленности, могут показать высокие результаты в ответственных соревнованиях. В частности, в лыжном спорте часто высококвалифицированные спортсмены выступают ниже своих возможностей, а иногда даже сходят с дистанции без каких-либо объективных причин.

Но можно привести и примеры, когда спортсмены в условиях ответственных соревнований за счет волевой мобилизации показывали очень высокие результаты. Вспомним лыжную эстафету XI зимних Олимпийских игр в Саппоро, когда Вячеслав Веденин на последнем, четвертом, этапе, сократив разрыв более чем в одну минуту, недалеко от финиша обошел лидера соревнования бронзового призера этой Олимпиады на дистанции 30 км норвежца Йос Харвикена.

<<ШУШетиМ~^©и©Ма1>#27Ш),2©1]9 / TECHNICAL SCIENCE

В психологии спорта выделяют общую и специальную психологическую подготовку. Основными задачами общей психологической подготовки являются:

1) воспитание личности спортсмена, в частности идейно-политической направленности, коммунистических черт характера, морально-волевых качеств;

2) развитие психических процессов - волевых усилий, познавательных, сенсомоторных, эмоцио-нально-мотивационных процессов;

3) формирование регуляторных способностей, главным образом навыков волевой саморегуляции, развитие образных представлений, навыков самовнушения, самоприказа, концентрации и переключения внимания [5, с. 16].

На основе общей психологической подготовки происходит развитие самосознания, совершенствуются регуляторные механизмы, обеспечивающие интеграцию и устойчивое функционирование всех его структурных уровней: эмоционально-мотива-ционного, интеллектуального, прогностического, нормативного (морального) и регуляторного.

Основными задачами специальной психологической подготовки являются:

1) формирование готовности к основным соревнованиям, главным образом уверенности и надежности, мобилизованности, эмоционально-волевой устойчивости, стенических эмоциональных состояний;

2) психопрофилактика психического перенапряжения, скованности, переутомления, перегрузки, срывов волевой регуляции, астенических эмоциональных состояний [1, с. 154].

Решение указанных задач осуществляется с помощью целого комплекса средств и методов при учете специфических особенностей спортивной деятельности. Можно выделить четыре основные группы средств: наглядно-образные, вербальные, двигательные и комплексные.

Наглядно-образные средства включают:

1) упражнения на внимание (концентрация, переключение, устойчивость);

2) идеомоторную тренировку - мысленное выполнение основных технико-тактических действий;

3) кино-, фотомонтажи, графические изображения, рисунки, схемы и др. [4, с. 48].

Вербальные (словесные) средства объединяют:

1) беседы, лекции, семинары в целях обучения спортсменов основам спортивной тренировки, методам формирования готовности, самоконтроля, саморегуляции;

2) индивидуальные учебно-педагогические задания, установки на решение определенных задач;

3) аутогенные, психорегулирующие тренировки в целях регуляции психических состояний, стимуляции работоспособности, а также в целях восстановления;

4) средства самовоздействия для формирования состояния готовности, уверенности, для самовоспитания [2].

Двигательные средства включают в себя:

121

1) дыхательные упражнения, с помощью которых можно регулировать психическое состояние;

2) средства специальной физической подготовки;

3) физиотерапевтические и нетрадиционные средства для восстановления и стимуляции психических и энергетических проявлений;

4) специальные психо лого-педагогические средства, применяемые с учетом задач воспитания, обучения и психического развития [3, с. 186].

Методы, применяемые в целях психологической подготовки спортсменов, можно объединить в три основные группы: психо лого-педагогические методы, методы самовоспитания и сопряженные. Психолого-педагогические методы включают в себя:

1) методы внушения и убеждения;

2) методы психической регуляции (методы релаксации, восстановления, стимуляции психических процессов и др.);

3) методы воспитания, обучения, психического развития;

4) методы волевой подготовки (формирования волевых качеств, уверенности, психической устойчивости) [5, с. 17].

Методы самовоспитания объединяют:

1) методы самоприказов, самоубеждения, самовнушения;

2) методы самостимуляции;

3) методы самоконтроля;

4) методы волевой мобилизации [1, с. 160].

Методы самовоспитания способствуют формированию устойчивых положительных черт характера, развивают навыки стимуляции волевых проявлений, регуляции эмоциональных состояний, обеспечивают развитие способностей.

Сопряженные методы (которые задачи психологической подготовки решают сопряженно с задачами специальной подготовки) включают в себя:

1) методы спортивной тренировки;

2) методы планирования, прогнозирования спортивных достижений, объема нагрузки, средств подготовки;

3) методы моделирования, программирования основных трудностей и действий по их преодолению;

4) методы для профилактики перегрузки, психических срывов, переутомления и т.д. [4, с. 50]

Психическая подготовка спортсмена-лыжника должна осуществляться при регулярном контроле за реализацией принятой программы в форме постоянной оценки личности спортсмена в целом и различных его психических проявлений.

В лыжной гонке спортсмен борется, главным образом, с собой, поскольку для достижения успеха ему необходимо преодолеть некоторые объективные и субъективные трудности, в определенной мере «превзойти» себя. Главными критериями успешной деятельности лыжника-гонщика выступают время (результат) и пространство (длина дистанции).

TECHNICAL SCIENCE / <<Ш^ШМиМ~^©и©Ма1>#27Ш,2©]]9

122

В случае хорошей психологической подготовки психологические факторы способствуют реализации технических и функциональных возможностей спортсмена, оптимизации, экономизации его действий. При недостаточной психологической подготовленности данные факторы могут, напротив, стать препятствием для достижения успеха в соревнованиях. Например, если лыжник в ходе гонок свое внимание будет акцентировать на переживаниях, трудностях («труднее бежать», «очень устал», «нет уверенности, сил» и пр.), то этим самым он за счет самовнушения, непроизвольно, усилит ощущение трудностей и нарушит волевую регуляцию собственных действий.

Поэтому в условиях усиливающихся трудностей (плохого скольжения, утомления, высокой скорости) нужно научиться сосредотачивать внимание не на анализе этих трудностей, а на использовании оптимальных методов саморегуляции, мыслях о необходимости получения высоких результатов во имя чести коллектива, команды и своей чести. В сложных условиях соревнований нужно стремиться к формированию состояния уверенности, легкости, готовности, энергичности, применяя для этого самовнушение и самоприказы [2].

Могут использоваться следующие самоприказы: «Трудности смогу преодолеть. К соревнованиям подготовлен хорошо. Выдержу темп до очередного спуска. А потом немного расслаблюсь, отдохну».

Нужно отогнать мыслей об усталости, желании перестать бороться, снизить темп и пр. При сильном утомлении на равнинных участках или длинных подъемах разрешается на несколько секунд снизить темп бега, дабы расслабиться, снять скованность, напряженность, а после мобилизоваться для дальнейшей борьбы.

Для достижения состояния более высокой мобилизованности рекомендуется сделать несколько быстрых резких выдохов, мысленно произнося следующие самоприказы: «Чувствую нарастающее возбуждение и прилив сил. Могу развить высокий темп, показать достойный результат».

На начальном этапе гонки необходимо определение оптимальной скорости бега, учитывая скольжение, состояние лыжни, самочувствие, а также время стартовавших соперников.

Начав гонку, следует постепенно увеличивать скорость. На начальном этапе дистанции не следует стремиться догнать соперников, стартовавших первыми. При возникновении чувства слабости, неуверенности свои усилия и внимание нужно акцентировать на формировании волевой готовности, при помощи следующих установок: «Неуверенность временная. Я мобилизуюсь, я вынослив, энергичен. Я могу проявлять волю».

До утомления спортсмены, обычно, бегут быстрее, нежели предполагают. С наступлением утомления наблюдается нарушение четкости восприятия, недостаточная гибкость мышления. Ввиду чего рекомендуется достаточно подробная разработка основных тактических программ действий на разных участках трассы перед началом соревнований.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что соревновательная деятельность в лыжных гонках должна в обязательном порядке учитывать психологическое состояние спортсменов, участвующих в данном виде соревнований, а именно: их нервное напряжение, состояние утомления (которое представляет собой комплекс физических и психологических характеристик, волю к победе, готовность к поражению и др.). Это необходимо для того, чтобы наиболее эффективно как подготовить спортсменов-лыжников к соревнованиям, так и дать им необходимый психологический настрой на победу.

Список используемой литературы:

1. Бабушкин, Г. Д. Коррекция предсоревнова-тельной психологической подготовленности юных спортсменов / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Баьушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - №1 (12). - С. 153-169.

2. Деньмухамедова, Д. А. Особенности предстартовых состояний тренеров в лыжных гонках / Д. А. Деньмухамедова, А. А. Кылосов // Психологические науки. - 2019. - №6 (84). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://research-journal.org/psycology/osobennosti-predstartovyx-sostoyanij-trenerov-v-lyzhnyx-gonkax/. Дата обращения: 25.11.2019.

3. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Тльин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

4. Остроумов, Р. С., Некоторые характеристики соревновательной деятельности квалифицированных лыжников-гонщиков / Р. С. Остроумов, А.Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №2 (55). - С. 47-51.

5. Шайхтдинов, Р. З. Характеристика психологической подготовки и соревновательной деятельности лыжника-гонщика / Р. З. Шайхтдинов // Лыжный спорт: [Сборник]. - М., 1984. - Вып. 2. - С. 1518.

List of used literature:

1. Babushkin, G. D. Correction of pre-competitive psychological preparedness of young athletes / G. D. Babushkin, E. G. BA'ushkin // Human Health, theory and methodology of physical culture and sport. - 2019. - No. 1 (12). Pp. 153-169.

2. Denmukhamedova, D. A. Features of pre-start conditions of trainers in cross-country skiing / D. A. Denmukhamedova, A. A. Kylosov // Psychological Sciences. - 2019. - No. 6 (84). - Electronic resource. -Access mode: https://research-journal.org/psycol-ogy/osobennosti-predstartovyx-sostoyanij-trenerov-v-lyzhnyx-gonkax/. accessed 25.11.2019.

3. Ilyin, E. P. Psychology of sports / E. P. Ilyin. -SPb.: Peter, 2008. - 352 p.

4. Ostroumov, R. S., Some characteristics of competitive activity of qualified skiers-racers / R. S. Ostroumov, A.D. Vikulov // Yaroslavl pedagogical Bulletin. - 2008. - No. 2 (55). Pp. 47-51.

5. Shaikhtdinov R. Z. Characteristics of psychological training and competitive activity of the skier-racer / R. Z. Shaikhtdinov // Skiing: [Collection]. - M., 1984. - Vol. 2. - Pp. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.