«внешняя религиозность» и интернальность в отношении здоровья и болезни» - «внешняя религиозность» может говорить о низком влиянии данного типа религиозности в области мотивов построения межличностных связей и формирования взглядов на здоровье и болезни.
Выводы. Локализация субъективного контроля (локус контроля) детерминирован различными свойствами личности, в том числе религиозностью, имеющей интегративный характер. Проведенное исследование выявило статистически значимые связи между особенностями локализации контроля важных жизненных событий и качествами религиозной сферы личности. Внешняя религиозность в числе других индивидуально-типических особенностей человека стимулирует развитие общей интернальности -способности ощущать и быть активным субъектом формирования результатов собственной деятельности, контролировать жизненные события, а также нести ответственность в области собственных достижений в силу ощущения мнимой защищенности и покровительства (внутренний локус контроля). Утилитарное чувство религиозности способствует развитию стремления к достижению целей в сфере производственных отношений, ощущению ответственности за результативность производственной деятельности (внутренний локус контроля). Вместе с тем, респонденты, обладающие таким типом религиозности, в области неудач склонны к атрибуции внешним обстоятельствам - другим людям, невезению и т.д. (внешний локус контроля). Не смотря на утилитарное восприятие и отношение к религии людей с внешним типом религиозности, выявлен достаточно серьезный показатель внутреннего локус контроля в области поддержания семейных ценностей.
Список использованной литературы:
1. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд // Психол. журн. - 1984. - Т. 5. - №3. - С. 152-162.
2. Гумницкий, М.Е. Исследование взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и религиозности личности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика и психология. 2013. № 5. С.113 - 120.
3. Мишин, Ю.В. Мотивационные аспекты религиозной и нерелигиозной личности // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч. 1. - 451с.
4. Олпорт, Г. Становление личности : Избр. труды / Г.Олпорт. - М. : Смысл, 2002. - 462 с.
5. Allport, G. The Religious Context of Prejudice. - Journal for the Scientific Study of Religion, 1966, vol. 5, p. 454-455.
6. Rotter, J.B. (1989). Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable. Amer. Psychologist, 45, 489-493.
7. Rotter, J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monographs. 1966. V.80, K1.
© Мишин Ю.В., 2019
УДК 316.62
В.И. Прохоров
Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова,
г. Сургут, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА А.В. АШАПАТОВА В ПАРАОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и методико-практические вопросы психологической
~ 155 ~
подготовки, показана динамика показателей психологического профиля личности спортсмена, состояние его психологической готовности к Параолимпийским играм в Пекине.
Ключевые слова
Тренировочная и соревновательная деятельность, психофизиологическое состояние, психодиагностика, оптимальное боевое состояние, управление психическим состоянием.
Успешность тренировочной и соревновательной деятельности в очень большей степени зависит от психофизиологического состояния спортсмена. Е.П. Ильин под состоянием понимает «целостную системную реакцию (на уровне организма и часто - личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [2, с. 18].
В напряженной тренировочной и экстремальной соревновательной деятельности у спортсмена могут возникать различные психические состояния: монотония, фрустрация, апатия, тревога, стресс, предстартовая лихорадка, боевое возбуждение и другие [3, 4, 5]. Негативные психические состояния значительно снижают эффективность тренировочно-соревновательной деятельности.
Учебно-тренировочный процесс должен иметь соответствующее психологическое обеспечение, частью которого является психологическая подготовка.
Психологическая подготовка - это процесс, система практического применения средств и методов, направленных на развитие и совершенствование психических свойств и качеств личности спортсмена, оптимизацию его психофизиологического состояния, обеспечивающих формирование психической готовности спортсмена к успешному решению задач тренировочной и соревновательной деятельности [1, с. 176].
Состояние пика мобилизации всех функций организма, готовности спортсмена к напряженной тренировочной деятельности, достижению максимальных спортивных результатов, определяется как оптимальное боевое состояние. Оптимальное боевое состояние для каждого спортсмена строго индивидуально. Оно имеет трехмерную структуру и включает следующие компоненты: физический (оптимальный уровень физической готовности и соответствующие двигательные ощущения), эмоциональный (оптимальный уровень возбуждения, переживаемые эмоции и пр.), мыслительный (оптимальное проявление познавательных психических процессов, наличие четкой программы действий в конкретных условиях соревновательной борьбы, мотивация достижения успеха и пр.) [4, с. 50].
Оптимальное боевое состояние проявляется и реализуется непосредственно перед стартом и в ходе соревнования, являясь оперативным.
Особую проблему психологической подготовки представляют: самоконтроль и саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации [3, 4, 5]. Рассматривая концептуальные основы психологической подготовки, мы акцентируем свое внимание на общей психологической подготовке и психологической подготовке к конкретному соревнованию.
Первый год Параолимпийского цикла (2005 г.)
Цель психологической подготовки - сформировать общую нервно-психическую устойчивость к напряженному тренировочному процессу и соревнованию вообще.
Задачи подготовки:
1. Повысить нервно-психическую устойчивость к длительной напряженной тренировочной деятельности.
2. Повысить соревновательную психическую устойчивость к Чемпионату Европы по легкой атлетике среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА) (Финляндия 22 - 27.08.2005 г.).
Содержание: формирование личностно и социально значимых мотивов тренировочно-соревновательной деятельности, воспитание волевых качеств настойчивости и упорства, снятие монотонии.
Развитие эмоционально-волевой устойчивости, выдержки и самообладания, уверенности в своих
возможностях; повышение уровня притязаний и мотивации к достижению рекордного результата; обучение ситуативному управлению психическим состояниям; алгоритмизация поведения спортсмена перед стартом и в ходе соревнований.
Методы регуляции психических состояний: прогрессивная релаксация, дыхательные упражнения, волевая саморегуляция, библиография, идеомоторная тренировка, психорегулирующая разминка.
Характеристика психологической подготовленности (уровни проявления психических свойств, качеств и состояний): фрустрация, ригидность, вероятность нервно-психических срывов, личностная тревожность - ниже среднего; нейротизм, склонность к саморегуляции неблагоприятных психический состояний, желание соревноваться, уровень притязаний, самооценка готовности к основному соревнованию - средний уровень; эмпатические способности, компромисс и сотрудничество в конфликтных ситуациях -выше среднего уровня.
Средний уровень психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности, проявления психических свойств и качеств личности.
Второй год Параолимпийского цикла (2006 г.)
Цель психологической подготовки: обеспечить стабильность положительного психического состояния в соревновательных условиях Зимнего чемпионата мира в закрытых помещениях среди спортсменов с ПОДА (Швеция, 22 - 27 марта 2006 г.).
Задача подготовки: Повысить ситуативную устойчивость, уровень адаптации к психогенным условиям соревновательной деятельности.
Содержание: воспитания трудолюбия, самостоятельности, коллективизма; обучение методам управления психическим состоянием в зависимости от особенностей экстремальных ситуаций; повышение уровня мотивации к достижению рекордного результата; алгоритмизация поведения спортсмена перед стартом и в ходе соревнований.
Методы регуляции психических состояний: прогрессивная релаксационная тренировка, психомышечная тренировка, аутогенная тренировка, музыкотерапия, идеомоторная тренировка, психорегулирующая разминка.
Уровень психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности, проявление психических свойств и качеств личности - выше среднего.
Третий год Параолимпийского цикла (2007 г.)
Цель психологической подготовки: повысить личностный адаптационный потенциал спортсмена.
Задача подготовки: повысить способность спортсмена к саморегуляции неблагоприятных психических состояний в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Содержание: повышение способности спортсмена к самоконтролю и саморегуляции неблагоприятных состояний; совершенствование ранее изученных методов психо-регуляции и обучение новым.
Методы регуляции психических состояний: ранее изученные; медитация, моделирование соревновательной деятельности.
Четвертый год Параолимпийского цикла (2008 г.)
Цель психологической подготовки: обеспечить достижение оптимального боевого состояния спортсмена к XIII Параолимпийским играм (Пекин, 6 - 18 сентября 2008 г.).
Задачи подготовки:
1. Повысить уровень уверенности в своих возможностях победы над сильным соперником, мотивации достижения успеха в соревновательной деятельности;
2. Совершенствовать самооценку психических состояний и индивидуально эффективные методы их саморегуляции с учетом воздействия конкретного стресс-фактора.
Содержание: формирование объективной самооценки, адекватного уровня притязаний; снижение тревожности, фрустрации, вероятности нервно-психических срывов; поддержание оптимального психического состояния и боевой готовности непосредственно перед стартом; идеомоторная настройка на
предстоящее соревнование, психологическая разведка при подготовке к соревнованию; специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями (непредвиденные изменения привычных условий соревновательной деятельности, непредвиденные нарушения заранее намеченной программы).
Психологическое обеспечение тренировочно-соревновательной деятельности спортсмена в Параолимпийском цикле осуществлялось по трем взаимосвязанным направлениям включающим: психодиагностику, психологическую подготовку и ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена. По результатам ежегодного психодиагностического обследования составлялся психологический профиль личности А.В. Ашапатова, включающий 34 оцениваемых параметра свойств нервной системы, эмоциональной сферы и волевых качеств, социально-психологических особенностей и направленности личности [6].
Анализ показателей психологического профиля позволял выявить уровень проявления отдельных психологических особенностей личности спортсмена и оценить общий уровень психологической подготовленности. В соответствии с выявленными качественными и количественными показателями определялись цель, задачи и содержание психологической подготовки.
Первичное психологическое тестирование (2005 г.) выявило следующие уровни проявления психических свойств, качеств и состояний А.В. Ашапатова: фрустрация, ригидность, личностная тревожность - ниже среднего; нейротизм, способность к самоконтрольной саморегуляции состояний, вероятность нервно-психических срывов, желание соревноваться, уровень притязаний, самооценка готовности к основным соревнованиям - средний уровень; агрессивность, эмпатические способности, проявление волевого усилия, стрессоустойчивости личностный адаптационный потенциал, САН - выше среднего; ситуативная тревожность, уровень самоконтроля в общении, мотивация избегания неудач -высокий уровень проявления.
Психологическая подготовка осуществлялась по общепринятым в спортивной психологии разделам: психологическая подготовка к продолжительному напряженному тренировочному процессу; общая психологического подготовка к соревнованиям; коррекция психического состояния на заключительном этапе подготовки к соревнованиям; специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию; ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в процессе тренировки и соревнований [3, 4, 5].
К концу этапа непосредственной подготовки к Параолимпийским играм в Пекине (2008 г.) индивидуальность личности А.В. Ашапатова характеризовалась: сильным, подвижным, уравновешенным типом нервной системы; высоким уровнем стрессоустойчивости и личностного адаптационного потенциала; низкой вероятностью нервно-психического срыва в экстремальных ситуациях; адекватно высоким уровнем притязаний и готовностью к достижению рекордного спортивного результата.
Высокий уровень психической готовности, оптимального боевого состояния спортсмена явились одним из основных компонентов спортивной подготовки, обеспечившей установление Параолимпийских рекордов в толкании ядра и метании диска.
Выводы
1. Психологическая подготовка спорстмена осуществляется с учетом психологической структуры, содержания и условий тренировочной, и соревновательной деятельности.
2. Мониторинг психологической подготовленности спортсмена проводится с использованием соответствующих методик психодиагностики, выявляющих психические свойства и качества личности спортсмена, необходимые для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
3. В Параолимпийском цикле общая и специальная психологическая подготовка осуществляется в соответствии с прогностическими, диагностично-заданными целями.
4. Одним из основных компонентов психологической подготовки является обучение спортсмена методам самоконтроля, самооценки и саморегуляции своего состояния.
5. Основным результатом психологической подготовки является достижение спортсменом оптимального боевого состояния к конкретному (основному) соревнованию.
6. Управление надежностью спортсменов в период соревнований должно включать в себя следующий комплекс основный мероприятий:
- сохранение состояния оптимальной уверенности в успешности выступлений на предстоящем соревновании;
- регуляцию оптимальной настройки на предстоящее выступление;
- организацию проведения свободного времени до соревнований с учетом интересов и особенностей спортсменов;
- оказание помощи различными методами по регуляции психического состояния в процессе всего периода соревнований;
- исследование перед соревнованиями психофизиологических функций и внесение необходимых коррективов в разминку;
- принятие мер по оптимизации психического состояния и восстановления после соревнований. Список использованной литературы:
1. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. - М. : ИЦ «Академия», 2014. - 272 с.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с.
3. Пуни А.Ц. Предстартовые состояния спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1949. - С. 519 - 526.
4. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. - М. : Академический Проект, 2005. - 124 с.
5. Хекалов Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов их диагностика и регуляция / Е.М. Хекалов. - М. : Советский спорт, 2005. - 61 с.
© Прохоров В.И., 2019