УДК 796/799
В.И. Прохоров
Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова, г. Сургут, Российская Федерация E-mail: [email protected]
СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПАРАОЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА В ТОЛКАНИИ ЯДРА И МЕТАНИИ ДИСКА А.В. АШАПАТОВА В ПАРАОЛИМПИЙСКОМ
ЦИКЛЕ (2005 - 2008 гг.)
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и методико-практические вопросы спортивно - технической подготовки параолимпийцев-метателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приводится динамика показателей, характеризующих спортивно-техническое мастерство спортсмена.
Ключевые слова
Спортивная техника, методика обучения, двигательное действие, техническое мастерство,
критерии эффективности техники.
Актуальность. Спортивно-техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена основам действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. Совершенствование избранных вариантов спортивной техники [8, с. 277]. При этом под спортивно-техническим мастерством понимают совершенство биомеханической структуры техники соревновательного упражнения и центрального механизма управления и регуляции двигательного действия, обеспечивающее высокий и стабильный спортивный результат.
Вопросами спортивно-технической подготовки легкоатлетов-метателей посвящено значительное количество работ [2, 5, 6, 7] и другие. В них рассматривается теоретические и методические основы обучения и совершенство техники метания диска и толкания ядра. В то же время, в доступной нам литературе, мы не обнаружили работ, посвященных спортивно-технической подготовке метателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В данном случае проблема заключалась в том, как за один Параолимпийский цикл из новичка, абсолютно не владеющего техникой, подготовить чемпиона Параолимпийский игр.
Программирование собственных технических действий в виде «модели будущего», выраженной в установке, не дается сразу в готовом виде. Она формируется в процессе длительного совершенствования технического мастерства.
Составляя программу, проектную модель предстоящего процесса технической подготовки, мы исходили из различий между исходным и конечным уровнем технического мастерства, которое определяется как «модель будущего». При этом нами учитывались взаимосвязи между физической и технической сторонами подготовки спортсмена.
В нашем случае нужно было за 4-летний период спортивной подготовки подготовить спортсмена, в совершенстве владеющего техникой толкания ядра и метания диска, способного проявить свое техническое мастерство в соревнованиях международного масштаба.
Спортивно-техническая подготовка с целью достижения биомеханических характеристик индивидуальной техники толкания ядра и метания диска А.В.Ашапатова [3, 4], была организована на основе модельно-целевого подхода, с использованием традиционных средств и методов, схем обучения и совершенствования техники двигательных действий [1, 2, 5, 6, 7], а также особенностей техники метания с метательного станка.
Спортивно-техническая подготовка в первый год Параолимпийского цикла - этап начального
разучивания техники толкания ядра и метания диска.
Задача 1. Создать логический, зрительный и кинестетический образы техники толкания ядра и метания диска.
Средства решения: объяснение, показ (непосредственный и опосредованный), инструктирование, опробование (целостно-конструктивное выполнение двигательного действия), проговаривание вслух выполняемых элементов техники.
Задача 2. Разучить основы техники толкания ядра и метания диска, предупредить или устранить ошибки в технике движений.
Средства решения: инструктирование, натуральная и опосредованная (рисунки, кинограммы, видеозаписи) демонстрация техники толкания ядра и метания диска;
- расчленено-конструктивный и целостно-конструктивный методы выполнения упражнений;
- многократное выполнение упражнений в толкании ядра и метании диска на «контролируемый» скорости, с интенсивностью 70 - 80% от максимальной;
- проговаривание во внешней и внутренней речи ориентировочной основы действия (ООД);
- самооценка техники выполнения, словесные отчеты;
- использование идеомоторных и подводящих упражнений, предметных ориентиров, оценочных суждений.
Задача 3. Сформировать подробную и развернутую ориентировочную основу техники разучиваемых двигательных действий (ООД), осознаваемую во всех основных опорных точках (ООТ).
Средства решения:
- многократное выполнение упражнений в метании диска и толкании ядра на «контролируемой скорости»;
- управление движениями на основе мышечно-двигательных ощущений;
- последовательное переключение внимания на очередные ООТ;
- проговаривание ООД во внутренней речи;
- самооценка техники выполнения, словесные отчеты, оценочные суждения;
- подводящие, идеомоторные упражнения, предметные ориентиры;
- выполнение упражнений без зрительного контроля, отсчитывая вслух ритм выполняемых движений, произнося слова или фразы, подчеркивающие детали техники («выпрямляю руку», «грудью вперед», «поворот туловища», «разгибаю кисть» и пр.), характер усилий («свободно», «с ускорением», «мощно» и т.п.).
Для эффективного освоения техники проводить не менее 2 - 3 занятий в день.
Спортивно-техническая подготовка во второй год Параолимпийского цикла - этап углубленного разучивания и совершенствование техники толкания ядра и метания диска.
Задача 1. Сформировать эталонное исполнение совершенной стандартной техники в толкании ядра и метании диска, с соблюдением временных, пространственных и силовых параметров.
Средства решения:
- многократное выполнение упражнений в толкании ядра и метании диска на контролируемой скорости, с интенсивностью 80 - 90% от максимальной;
- самоконтроль на основе чувственного восприятия всех параметров техники;
- использовать избирательно-аналитический показ, предметные ориентиры, последовательный перенос внимания на основные опорные точки (ООТ), выполнение упражнений «на технику», проговаривание ООД во внутренней речи, преимущественно целостно-конструктивный метод, выполнение упражнения на фоне утомления.
Задача 2. Добиться необходимого соответствия между параметрами техники и уровнем развития специальных двигательных качеств.
Средства решения:
- заблаговременное формирование физической готовности к овладению техникой;
~ 136 ~
- выполнение упражнений с контрастным варьированием мышечных усилий;
- одновременное развитие специальных физических качеств и овладение техникой толкания ядра и метания диска (использование «сопряженного» метода);
- выполнение упражнений в толкании ядра и метании диска с облегченными и утяжеленными снарядами;
- целенаправленное выполнение комплексов упражнений, направленных на развитие силовых и скоростно-силовых способностей мышечных групп, участвующих в выполнении соревновательных упражнений;
- более частое, по сравнению с первым годом спортивной подготовки, применение соревновательного метода, с задачей показать наилучший результат с запланированной (заявленной) попытки.
Используя снаряды разного веса (с промежутком в 250 г.) мы начали с толкания ядра и метания диска, вес которых позволял показать запланированный спортивный результат. Затем, по мере развития силовых и скоростно-силовых качеств, переходили к более тяжелым спортивным снарядам. Этот алгоритм действий сохранялся до того времени, пока спортсмен не достигал запланированного спортивного результата со снарядом нормального (соревновательного) веса.
Спортивно-техническая подготовка в третий год Параолимпийского цикла - этап результирующей обработки техники толкания ядра и метания диска.
Задача 1. Довести процесс освоения всех сторон техники (ориентировочной, исполнительной, контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык.
Средства решения:
- избирательная концентрация внимания в процессе выполнения действия на решающих фазах и конечном результате;
- выполнение заданий по точному предвидению параметров действия;
- выполнение задания по акцентированию установки на решающих качественных характеристиках движений («на технику»);
- выполнение по ходу действия дополнительных отвлекающих заданий.
Задача 2. Обеспечить необходимую степень стабильности, надежности и результативности выполнения техники толкания ядра и метания диска в экстремальных условиях соревновательной деятельности.
Средства решения:
- корректировочные замечания, самопроговаривание во внутренней речи;
- идеомоторные упражнения, как способ самонастройки на совершенное выполнение;
- анализ сенсорных восприятий;
- метод целостно-конструктивного упражнения, метод стандартно-регламентированного упражнения и вариативного упражнения, игровой, соревновательный метод;
- комбинированные методы.
В целом - переход от обучения к самообучению, самосовершенствованию.
Спортивно-техническая подготовка в четвертом году Параолимпийского цикла - этап достижения оптимального состояния интегральной готовности спортсмена, пика спортивной формы
Задача. Сформировать оптимальное боевое состояние спортсмена к Параолимпийским играм в Пекине.
Средства решения:
- упражнения на улучшение биомеханических показателей техники толкания ядра и метания диска;
- упражнения на совершенствование специальных физических качеств метателя;
- упражнения в самооценке и саморегуляции психических состояний;
- моделирование соревновательных напряженных ситуаций;
- введение дополнительных трудностей;
- установка на достижение максимально высокого результата с первой попытки.
В недельном цикле технической подготовки ставились следующие задачи: оптимизировать угол вылета спортивного снаряда, повысить мощность финального усилия, оптимизировать скорость вылета спортивного снаряда, совершенствовать отдельные элементы техники толкания ядра и метания диска, использовать сопряженный метод для одновременного совершенствования технического мастерства и повышения уровня специальной физической подготовленности.
Толкание ядра Неделя технической подготовки (ТП)
1 день: Разминка с партнером на гибкость. Метание утяжеленного ядра вперед и назад - 10 раз. Толкание облегченного и стандартного ядра с места - 10 - 15 раз.
2 день: разминка с набивными мячами и метаниями. Повороты и наклоны со штангой на плечах, всего
- 30 - 40 раз, жим лежа или под углом. В перерывах - имитация 20 - 25 раз. Упражнение на пресс - 2 х 10 раз.
3 день: по программе 1-го дня
4 день: отдых
5 день: по программе 1-го дня
6 день: по программе 2-го дня
7 день: отдых
Всего: толкание стандартного ядра - 100 - 80 раз, облегченного - 50 - 40 раз, имитация - 50 - 40 раз, специальные упражнения - 120 - 100 раз, упражнения со штангой, всего подходов - 40 - 35 раз, повторений
- 150 - 130 раз.
Метание диска Неделя технической подготовки (ТП)
1 день: разминка с помощью набивных мячей и метания, всего - 30 - 50 раз. Метание диска с места -10 - 15 раз (половина бросков - облегченного снаряда - 0,75 - 1,5 кг).
2 день: разминка с использованием упражнения на гибкость. Метание ядра, всего - 30 - 40 раз. Специальные силовые упражнения (3 - 4), всего - 30 - 40 раз. Упражнения со штангой: жим лежа, полуприседания по беге на каждый 3-й шаг 100 м - 2 - 3 раза.
3 день: по программе 1-го дня
4 день: отдых
5 день: по программе 1-го и 2-го дня, если в 4-ый день намечена контрольная тренировка
6 день: по программе 2-го дня или контрольная тренировка в метании диска по программе 1-го дня
7 день: отдых
Всего: броски мячей - 150 - 90 раз, метание ядра - 80 - 60 раз, метание диска с места - 45 - 30 раз специальные силовые упражнения - 80 - 60 раз, упражнения со штангой, всего подходов - 32 - 24, повторений - 130 - 100.
Техническое мастерство формировалось в обстановке и в режиме, наиболее близких к соревновательным, при условии частных выступлений в самых ответственных соревнованиях. В процессе соревнований должны завершалось формирование двигательных навыков, вырабатывался весь тот комплекс качеств и навыков, который характеризует опыт и спортивное мастерство.
Однако процесс технического совершенствования - процесс ступенчатый. При преждевременном участии в соревнованиях происходит расстройство еще не закрепленных двигательных навыков и задерживается становление высокого технического уровня.
Основными показателями спортивно - технического мастерства являются: совершенное владение техникой, эффективность (абсолютная величина спортивного результата), стабильность (устойчивость техники выполнения соревновательных действий к сбивающим факторам) и экономичность.
Общий критерий эффективности спортивной техники определяется разницей между фактическим спортивным результатам и расчетным результатом, который спортсмен мог бы показать, если бы полностью
использовал свой двигательный потенциал.
Коэффициент технической эффективности (В. М. Дьячков) вычисляют по формуле:
Ш
КТЭ =— ,где п
КТЭ - коэффициент технической эффективности; W - двигательный потенциал (уровень специальной физической (функциональной) подготовленности; h - расчетный спортивный результат.
Для простоты расчета оценим двигательный потенциал и спортивный результат в 9 - балльной шкале; высокий уровень - 8 - 9 баллов; выше среднего - 6 - 7 баллов; средний - 4 - 5 баллов; ниже среднего - 2 -3 балла; низкий - 1 балл.
Чем ближе расчетный коэффициент к «1», тем выше реализация двигательного потенциала.
Управление пространственными, силовыми и временными параметрами, необходимыми для толкания ядра (метание диска) на расстояние планируемого результата осуществлялась использованием облегченных, утяжеленных и стандартных ядер и дисков. Спортсмену подбирали снаряд такого веса, который он мог толкать (метать) на запланированный (рекордный) результат. Затем он последовательно переходил к более тяжелым снарядам, пока не достигал нужной силы, позволявшей толкать ядро (метать диск) стандартного веса на запланированные расстояния. Если наступала стабилизация результата на каком-то промежуточном весе, то спортсмен возвращался к толканию ядра (метанию диска) более легкого веса. Чередование ядер (дисков) разного веса явилась эффективным средством повышения спортивного результата. При этом очень важно, чтобы в процессе тренировки спортсмен знал не только конечный результат своих действий, но и правильно оценивал качество выполнения отдельных элементов движения и определял характер и величину отклонений от правильного выполнения.
Оценивая ту или иную технику движений, тренер может взять за основу трехбалльную систему: 1 балл - плохо владеет техникой, 2 балла - хорошо владеет техникой, 3 балла - в совершенстве владеет техникой движения. Какие критерии оценок в этой системе:
1 балл - грубые 2 - 3 ошибки, не влекущие за собой потери функциональной направленности движений (т.е. цель движения достигается);
2 балла - мелкие ошибки, не влияющие на само движение, неустойчивость двигательного навыка, не может повторить несколько раз подряд правильное движение;
3 балла - устойчивый двигательный навык, небольшое число мелких ошибок, стабильное выполнение техники движений в меняющихся ситуациях и условиях;
0 баллов - отказ от выполнения упражнения, выполнение части действия, нет структурных связей между элементами действия.
Критерии оценки техники:
5 баллов (отлично) - техника толкания ядра и метания диска воспроизведена согласно описанию, без ошибок;
4 балла (хорошо) - техника толкания ядра и метания диска воспроизведена согласно описанию, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок.
Незначительные ошибки - неточное выполнение деталей техники, не ведущих к снижению результата и качественных показателей техники.
3 балла (удовлетворительно) - техника толкания ядра и метания диска воспроизведена согласно описанию, в своей основе верно, но с одной значительной или тремя незначительными ошибками.
Значительные ошибки - отклонения от правильного выполнения, не нарушающие структуру техники, ее основы, но ведущие к снижению результата и качественных показателей (нарушение ритма, потеря темпа, недостающая амплитуда) техники.
2 балла (неудовлетворительно) - если техника толкания ядра и метания диска воспроизведения с грубой ошибкой или число других ошибок более трех.
Грубые ошибки - отклонения от правильного (эталонного) выполнения техники, нарушающие структуру, искажающие основу техники конкретного способа метания, приводящие к значительному снижению результата.
Таблица
Динамика показателей спортивно-технической подготовленности
№ Оцениваемые параметры техники Единица измерения
п/п 2005 год 2008 год
Биомеханические характеристики
1 - угол вылета ядра - скорость вылета ядра - угол вылета диска - скорость вылета диска градусы м/с градусы м/с 33 - 39 10,5 - 11,0 32 - 34 25 - 26 40 - 42 11,6 - 12,2 33,2 - 33,5 26,5 - 26,9
Реализация двигательного потенциала - толкание ядра - метание диска коэффициент
2 уровень 1,5 - средний 1,5 - средний 1,1 - высокий 1,1 - высокий
Оценка техники
- толкание ядра 1 - низкий, не 5 - высокий,
балл, владеет владеет в
3 уровень совершенстве
- метание диска 1 - низкий, не владеет 5 - высокий, владеет в совершенстве
Стабильность
4 - толкание ядра уровень низкий высокий
- метание диска низкий высокий
Результативность
5 - толкание ядра м 14, 12 16, 03
- метание диска 49, 48 57, 61
Примечание: 2005 год - результат Чемпионата Европы по легкой атлетике среди лиц с ПОДА; 2008 год - результаты XIII Параолимпийских игр (Пекин).
Выводы
1. В начале Параолимпийского цикла биомеханические показатели, характеризующие технику метаний, были далеки от оптимальных.
2. В связи с начальным этапом новой для спортсмена специализации он имел только представление, но не владел техникой толкания ядра и метания диска.
3. Несмотря на относительно высокий уровень физической подготовленности, спортсмену не удалось в 2005 году реализовать свой двигательный потенциал на соответствующем уровне.
4. Техника соревновательных упражнений в 2005 году не отличалась стабильностью, наблюдались значительные отклонения от описания стандартной техники метаний.
5. Относительно невысокие спортивные результаты были обусловлены в значительной мере низким уровнем спортивно-технической подготовленности.
К периоду непосредственной подготовки к Параолимпийским играм в Пекине биомеханические показатели техники метаний приблизились к оптимальным, была достигнута полная реализация двигательного потенциала, спортсмен проявлял стабильность, надежность и высокий уровень спортивно-технического мастерства.
Установленные спортсменом рекорды Параолимпийских игр явились результатом его оптимального боевого состояния, которое интегрировало в себе оптимальное проявление специальных двигательных способностей, психических свойств и качеств личности спортсмена. Список использованной литературы:
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
2. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М. : Олимпия Пресс, 2007 . - С. 124 - 151.
3. Ворошин И.Н. Техника толкания ядра атлетами-параолимпийцами с поражением опорно-двигательного аппарата с метательного станка без использования опорного шеста / И.Н. Ворошин, А.В. Донец, А.В. Ашапатов // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1 (45). - С. 37 - 40.
4. Ворошин И.Н. Техника метания диска легкоатлетами-параолимпийцами с поражением опорно-
~ 140 ~
двигательного аппарата с метательного станка / И.Н. Ворошин, А.В. Донец // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 4 (52). - С. 19 - 22.
5. Жилкин А.И. Легкая атлетика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М. : ИЦ Академия, 2005. - С. 294 - 308.
6. Остапенко А.Н. Легкая атлетика : учебное пособие / А.Н. Остапенко, Б.М. Селиверстов, Ю.Н. Чистяков. - М. : Высшая школа, 1979. - 208 с.
7. Совершенствование технического мастерства спортсменов / Под редакцией д.п.н., профессора В.М. Дьячкова. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 231 с.
8. Терминология спорта : толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М. : Спорт - Академ - Пресс, 2001. - С. 277.
© Прохоров В.И., 2019
УДК 37.02
А.С. Сармантаев, С. Ануар , С.К. Смагулов
Преподаватели, КарГУ им. Е.А. Букетова г. Караганда, Казахстан
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР
Аннотация
В статье рассматривается значимость активизации познавательной деятельности школьников в начальном звене, посредством национальных игр, которые способствуют повышению эффективности в обучении.
Ключевые слова
Игра. Национальные игры. Личность школьника. Физическое воспитание.
Изучение народных игр привлекло внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, антропология, этнопедагогика, этнопсихология, теория и методика физического воспитания. На самой ранней стадии развития человеческой культуры игра приобретает характер первоначальной формы физического совершенства человека - труд [1, с. 104]. Это помогает всестороннему физическому, умственному и умственному развитию людей, особенно молодого поколения.
В настоящее время отечественная педагогическая наука, принимая во внимание возникающие социально-политические и социокультурные преобразования в обществе, предложила ряд методологически обоснованных подходов и заявлений, раскрывающих объективную необходимость реформирования средней школы. Реформа средней школы определила приоритет целостного развития личности, ставя тем самым под сомнение прежние взгляды на воспитание только индивидуальных качеств и особенностей школьников [2, с. 264]. Осуществление перехода к процессу объективного развития физической культуры личности возможно при достаточной научно-методической разработке основ физического воспитания подрастающего поколения и понимании целостности развития личности ребенка. Необходимо разработать принципиально новые концепции и теории, на основе которых индивид будет представлен в единстве его биологического, психического и социального развития.
Вопрос изучения игры, ее наиболее полного использования в современном обществе приобретает особую актуальность в связи с интенсификацией труда, ростом нервного и психического стресса и острой необходимостью эмоционального расслабления и переключения, особенно повышенными требованиями и